Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Семьи группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 16.5.2013. Сдан: 2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Глава I
Характеристика семей "группы риска"

1.1 Типы семей "группы риска".
1.2 Факторы риска, воздействующие на семьи «группы риска»
1.3. Ребёнок из семьи группы риска: характеристика последствий.

Глава II
Особенности психолого - педагогического сопровождения детей

2.1 Содержание и основные формы взаимодействия с семьями «группы риска»
2.2. Технология организации взаимодействия педагога с семьёй.
2.3. Педагог - как организатор дифференцированного подхода к
семьям из "группы риска".

Глава III
Экспериментальное изучение особенностей дифференцированного подхода к семьям группы "риска"

3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2. Формирующий эксперимент.
3.3. Контрольный эксперимент.

Библиография

Приложение

Заключение


Введение

На протяжении всей истории человечества семья была хозяйственно-экономической ячейкой общества и служила целям подготовки детей к определённым ролям в обществе.
Я.А.Коменский назвал семью материнской школой и выделял ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребёнок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Я.А.Коменскому (Хрестоматия истории педагогики; 46) вторит другой педагог И.Г.Песталоцци (Хрестоматия истории педагогики; 46): семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
В исследовании Т.А.Марковой (Хрестоматия истории педагогики; 46) систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания.
Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. "Проводником" семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех её членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищёнными от неизвестности и опасностей окружающего мира.
Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторимостью изо дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребёнка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители.
Семья обладает объективными возможностями для включения ребёнка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).
В исследованиях Харчева А.Г. (47) даётся такое понятие семьи: семья это общественный механизм воспроизводства человека в том или ином виде узаконенном обществом.
В философии (Философский словарь, 1991г., с.403) даётся понятие: семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека и сам общественный механизм этого воспроизводства. Такое определение семьи даёт нам понимание того, что семья это некое социальная общность и социальный институт.
В энциклопедическом словаре (Советский энциклопедический словарь, стр. 1189) даётся понятие: семья это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Семья имеет и некоторую психологическую структуру, состоящую из отношений доминирования - подчинения, ответственности - эмоциональной близости.
Когда мы вводим понятие "семья", мы ведём речь о нормативной семье. Каждая культура или субкультура порождает свою определённую нормативную модель семьи.
Семья часто бывает двух полярных типов: благополучная и неблагополучная. Благополучная семья - это когда в семье царит мир и спокойствие. Ребёнка любят, заботятся о нём, он растёт в эмоциональном и социальном благополучии. Понятие неблагополучной семьи может иметь много аспектов анализа.
Цель нашего исследования: изучение особенностей семей группы риска в условиях современной социокультурной ситуации общества.
Задачи нашего исследовании:
Изучить характеристики эмоционально-неблагополучных семей;
Определить основные последствия эмоционального неблагополучия у ребёнка;
Изучить особенности работы педагога с эмоционально-неблагополучными детьми.
Цели и задачи исследования позволяют определить:
Предмет исследования: эмоционально - неблагополучные семьи.
Объект исследования: позиция ребенка в неблагополучной семье.
Гипотеза исследования: ребенок из эмоционально - неблагополучные семьи
Может стать успешным, если образовательное учреждение будет подготовлено к сотрудничеству с такой семьей.


Глава I
Понятие о семьях группы риска

1.1. Типы семей группы риска
Семья- это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, усыновлении или иной форме принятия детей на воспитание, объединённая общими интересами и взаимной ответственностью ее членов, как правило, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство (Баринова Т.М.; 2). Так что же такое неблагополучная семья?
По мнению Буянова М.И. неблагополучная семья - это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания (Буянов М.И.; 8).
Дефекты воспитания, встречающиеся чаще всего: воспитание "по типу Золушки", или явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребёнка не любят, ему это постоянно показывают. Ребёнок реагирует на эту горькую истину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание.
Многие исследователи (Гарбузов В.И., Буянов М.И., Захаров А.И.) говорят, что неблагополучные семьи бывают: эмоционально-неблагополучные и социально-неблагополучные.
1). Социально неблагополучные семьи.
Обычно в этих семьях родители алкоголики, в этих семьях присутствует такой факт как избиение детей, в этих семьях существует госпитализм и депривация.
Сначала рассмотрим, что включают в себя понятия госпитализм и депривация.
В конце XIX века часто употреблялось слово госпитализм (Буянов М.И.; 8), которым обозначали различные особенности психического и физического развития, возникающие у детей, длительное время находящихся в приютах, больницах и т.д. Каких-либо специфических нарушений характера у этих детей не находили, а если какие-либо отклонения в поведении и были, то объяснялись они в первую очередь биологическими факторами, которые сочетались с воздействиями неблагоприятной социальной сферы и создавали сложную картину личностных особенностей.
С 60-х г. XX столетия новым и модным термином стала депривация (Буянов М.И.; 8), в переводе с латинского - лишение. Чехословацкие исследователи Иозеф Лангмайер и ЗденекМатейчик называют депривацией состояние, возникшее в результате определённых жизненных ситуаций, когда субъект лишён возможности удовлетворить свои человеческие психические потребности в достаточной мере и достаточно долгое время. Более лаконичное определение депривации дал крупный английский психолог Дональд Хэбб, внёсший большой вклад в изучение этой проблемы: это состояние, связанное с биологически полноценной, но психологически недостаточной средой.
Исследователи выделяют три основных вида депривации: эмоциональную, сенсорную и социальную.
Подэмоциональной депривацией понимают длительное отсутствие ласки, заботы, человеческого тепла и понимания, т.е. всякую продолжительную эмоциональную изоляцию. Термин "отсутствие материнской заботы" включает в себя понятие социальной депривации, т.е. результат недостаточных социальных влияний (безнадзорности, бродяжничества).
Чаще всего разные виды депривации переплетаются. Например, ребёнок воспитывается в плохо организованном детском учреждении: он лишён не только материнского тепла, но и полноценной заботы со стороны обслуживающего персонала. Помимо этого, он получает также мало социальной информации, у него недостаточен запас знаний.
О том, что бывает, если с раннего детства ребёнок пребывает в состоянии депривации, блестяще описал английский писатель Редьярд Киплинг в поэтической сказке "Маугли".
По мнению Буянова М.И., когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уже привыкли (Буянов М.И.; 6).
Нет семьи, в которой бы пьянство одного или обоих супругов не приводило к беде. Даже если эти пьяницы и лечатся.
Дети, родители которых были алкоголиками сами часто заболевают хроническим алкоголизмом (риск заболеть у них куда выше, чем у тех, у кого родители не были пьяницами), но помимо этого у них нарушен жизненный уклад. Им трудно принимать любые решения, они склонны ко лжи, отличаются пониженной самооценкой, слаборазвитым чувством юмора. Самое главное то, что они стремятся плыть по течению, вести себя как все, подстраиваться под окружающих. Они не управляют обстоятельствами, а превращаются в их рабов. Всё это подавляет в них индивидуальность, творческое начало, они требуют от окружающих постоянных подтверждений правильности своих поступков. Не следует забывать, что дети пьют только потому, что пьют взрослые. Не будут пить взрослые - не будут пить дети.
Возникает вопрос: чего можно ожидать от детей, если они раньше, чем грамоте, не хуже взрослых учатся ориентироваться в том, что и сколько можно, а чего и сколько нельзя пить? Потом они забывают, чего нельзя и сколько нельзя, и превращаются в пьяниц.
Все дети пьяниц отличаются рядом психических особенностей, которые делали их людьми с повышенным риском стать пьяницами. Этот риск понижается, если они воспитываются приёмными родителями - не пьяницами. Уменьшается также и тревожность таких детей, склонность к депрессиям.
У детей склонность к пьянству (и вытекающему из него алкоголизму) бывает связана с двумя основными причинами:
с подражанием взрослым;
с усилением и извращением влечений.
В последнем случае дети лечатся по поводу основной патологии, из которой вытекает чрезмерная тяга к алкоголю.
Пьяницы не только уподобляют себе детей, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство - причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц-отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц-матерей часто рождаются умственно неполноценные дети (особенно, если зачатие произошло в момент опьянения).
В последние десятилетия на страницах различных научных и научно-популярных изданий мелькает выражение "синдром избиваемого ребёнка". Этот термин предложили детские врачи США, и он в разных вариациях довольно широко используется. Следствием хронического избиения ребёнка являются болезненная робость, пугливость, часто раздражительность, грубость. Все эти личностные реакции могут быть, у кого угодно, но у жертв хронических избиений эти формы реагирования являются главными, подобным образом ребёнок ведёт себя во всех ситуациях, он распространяет свой страх или протест против всех, даже вовсе безобидных людей, относящихся к нему без всякого интереса.
Что собой представляют родители, жестоко относящиеся к своим детям? На этот вопрос пока ещё невозможно ответить исчерпывающе. По-видимому, в первую очередь это просто-напросто распущенные люди, потерявшие всякий стыд и совесть. Это касается даже тех из них, кто обнаруживает признаки того или иного душевного расстройства: ведь каким бы ни было душевное заболевание, человек должен стремиться к тому, чтобы владеть собой, вести себя достойно, контролировать себя.
В своём исследовании Буянов М.И. разделил семьи на два типа (Буянов М.И.; 8).
К первому типу он отнёс семьи, члены которых отнеслись к своим детям так, как к ним когда-то относились их собственные родители. Супруги конфликтуют друг с другом, нередко дерутся, объединяет их враждебное отношение к собственным детям, на которых они выплёскивают свои переживания. Этот тип семьи обозначили как авторитарный.
Второй тип семьи назвал сверхпотакающим. Супруги отличаются поначалу слишком либеральным отношением к собственным детям. Многие из них в детстве были сиротами. Поэтому они детям не запрещали шалить, удовлетворяли все их желания и капризы. В конце концов, в подростковом возрасте дети выходили из повиновения, и тогда родители не выдерживали и в сердцах избивали детей.
Бедность, безотцовщина, агрессивность, как правило, сочетаются. Всё это уродует души подрастающего поколения. Став взрослыми, многие бывшие избиваемые дети сами становятся садистами - эстафета зла и жестокости становится бесконечной.
По нашему мнению семьи могут быть не только социально неблагополучными, но и эмоционально неблагополучными.
2). Эмоционально неблагополучные семьи.
Как известно первые годы жизни - интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребёнок наиболее непосредствен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. Повышена у него и потребность в эмоциональном признании окружающими. Большинство детей в первые годы жизни сильнее привязаны к матери, которая является для них своего рода эмоциональным эталоном в отношениях с людьми. На основе привязанности формируется чувство любви к родителям, которое достигает своего максимального развития, как и всё эмоциональное развитие, в 4 года.
Эмоциональный контакт с матерью и чувство любви к ней могут быть нарушены вследствие разных причин. Например:
1).выделяется особенно у мальчиков, связан с излишней принципиальностью матери, когда она поступает правильно, но, что называется, без души, формально, не учитывая выраженную в данном возрасте высокую потребность в теплоте, взаимности, отзывчивости и сострадании. Другими словами, у матери отсутствует непосредственность в выражении чувств, когда её отношение к ребёнку зависит часто от того, насколько он оправдывает её ожидания.
2).мать по молодости ещё не испытывает чувства материнства и относится к ребёнку так, словно он какой-то неодушевлённый предмет, который можно переставлять с места на место, понукать и командовать им, не интересуясь его чувствами и желаниями. Потом материнские чувства сформируются, но будет уже поздно, ребёнок пройдёт свой пик эмоционального развития, не испытав ответного чувства любви.
3).эмоциональное неприятие матерью каких-то нежелательных, с её точки зрения, черт темперамента и характера ребёнка. Нередко в этом отражается скрытый конфликт с мужем, не выражаемое внешне недовольство его характером. В полной мере оно проявляется в отношениях с похожим на отца мальчиком, который является источником постоянного раздражения для матери и своеобразным "козлом отпущения" для её негативных чувств.
В рассмотренных случаях можно говорить об односторонней любви ребёнка к матери или даже о безответной любви.
У девочек препятствия в эмоциональном контакте с отцом чаще всего вызваны его недостаточно активной ролью в семье. Он может не придавать значения эмоционально близким отношениям с дочерью, быть слишком занятым, эмоционально блокированным в семье.
Другая проблема, возникающая в данном возрасте, это ревность, когда дети, особенно девочки, не могут "поделить" своих родителей.
Ревность чаще возникает, когда в семье двое детей. Иногда по различным причинам одному из них родители уделяют больше времени и внимания, чем другому. А бывает и так: один из детей больше "устраивает" родителей покладистостью, полом и многим другим. Тогда обойдённый теплотой и вниманием ребёнок с обидой воспринимает отношение к нему родителей, особенно родителя другого пола, к своему брату или сестре. Чаще ревность проявляется при небольшой возрастной разнице между детьми.
Рассмотренные проблемы эмоциональных взаимоотношений типичны для детей, заболевающих неврозами и имеющих повышенную эмоциональную чувствительность. Эти дети не могут чувствовать себя спокойно без любви и эмоциональной поддержки, иначе у них появляется ощущение, что они никому не нужны. Возникающий в воображении страх одиночества ассоциируется со страхом быть изолированным и забытым, т.е. быть никем, ничего не значить, не представлять.
Таким образом, нами рассмотрены характер особенности эмоционально и социально неблагополучных семей. Эмоционально неблагополучные семьи бывают разные и в каждой из них есть свои причины для эмоционального неблагополучия ребёнка.

1.2 Факторы риска, воздействующие на семьи
Семья «группы риска» - разновидность семьи, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период, именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие, позволяло выделять категорию людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.
Разные ученые выделяют различные группы факторов риска, рассмотрим подходыВ.Е. Летуновой, Бареева Е.Б.:
а) медико-биологические факторы:
б) группа здоровья;
в) наследственные причины;
г) группа здоровья;
д) врожденные свойства;
е) нарушения в психическом и физическом развитии;
ж) условия рождения ребенка;
з) заболевания матери и ее образ жизни;
к) травмы внутриутробного развития и т.д.
л) социально - экономические:
м) многодетные и неполные семьи;
н) несовершеннолетние родители;
о) семьи, ведущие аморальный образ жизни;
п) неприспособленность к жизни в обществе (Бареева Е.Б.;34).
Наиболее важное и конкретное для работы социального работника представляет интерес классификация Беличевой. Она выделяет следующие факторы риска:
медико-социальные: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);
2) социально - экономические (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия);
а) социально-демографические (неполные; многодетные; повторный брак);
б) социально-психологические (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);
в) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи) (Вдовина М.В.;36).
С.В. Тетерский выделяет семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненных затруднений и нуждаются в помощи со стороны и судебной системы, системы социальной защиты и социального обслуживания:
а) семьи беженцев, вынужденных переселенцев;
б) малообеспеченные семьи;
в) семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой;
г) семьи воспитывающие детей инвалидов;
д) неполные семьи;
е) семьи военнослужащих срочной службы;
ж) семьи безработных;
з) семьи военнослужащих - контрактников;
к) семьи проживающие в неблагополучных регионах;
л) семьи, где родители долго не получают заработную плату.
Всем этим семьям необходима психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально - педагогическая помощь.
Как нам известно, личность подрастающего поколения формируется не вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Последняя имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школа, класс, неформальные группы общения.
Каковы особенности той или иной семьи вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении школьников? Они отражаются в изменяющихся классификациях семей, где часто появляются трудные дети. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга. Остановимся на них подробнее.
Исследователи (Г.П. Бочкарева, Павленок П.Д.,Б.Н. Алмазов)выделяют:
а) семью с неблагоприятной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, нечувствительны по отношению к своим детям;
б) семья, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
в) семью с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы. Он вовлекается в аморальный образ жизни.
Так же они выделяет 4 типа неблагополучных семей способствующих появлению трудных детей:
а) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем родителей; не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи чаще по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях выросли нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;
б) конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера, либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно, - демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
в) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов семьи отмечают различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинять своей воле другого и т........


Библиография

Арнаутова Е.П. Педагог и семья - М., 2002г., 262с

Баринова Т.М. Семейные традиции: содержание и формирование: монография - Магадан, СВГУ, 2008г.,

Бабкин Н.И.Социальная педагогика. Методические рекомендации. - М., 1998г., 43c.

Бареева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. - М., 2004г.- c.18-24

Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006г., 110с.

Буянов М.И. Нервный ребёнок - М., 1997г., 254с.

Буянов М.И. Под ударами судьбы (книга о неврозах) - М., 1995г., 243с.

Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи - М., 1988г., 245с.

Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: Монография. - М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005г. - 284 с.

Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг - М., 1993г., 127с.

Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями // Дошкольное воспитание - 1999г. - №12 - с.68-71

Гарбузов В.И. Нервные дети - М., 1990г., 211с.

Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй // Дошкольное воспитание - 2000г. - №1 - 1с.

Дошкольные учреждения и семья, под редакцией Дороновой, Соловьёвой, Жичкиной, Мусиенко - М., 2001г., 215с.

Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание - 2004г. - №1 - с.60-68

Доронова Т. Детский сад и родители: проблемы взаимодействия // Обруч - 2003г. - №2 - с.3-6

Доронова Т. Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье // Дошкольное воспитание - 2001г. - №12 - с.3-8

Доронова Т. Защита прав и достоинств маленького ребёнка: координация усилий семьи и детского сада // Дошкольное воспитание - 2000г. - №9 - с.64-67

Дорохина Н.А. Социальное партнёрство дошкольного учреждения и родителей // Ребёнок в детском саду - 2003г. - №6 - с.26-32

Дулинова Л., Кумпль Ф., Холостова Е. Развитие социальных услуг в сельских местностях Австрии и Германии. - М., 2003. -42c.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка - М., 1986г., 236с.

Захаров А.И. Неврозы у детей - М., 1996г., 284с.

Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия - СПб., 1998г., 253с.

Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха - СПб, 1995г., 263с.

Захаров А.И. Предупреждение отклонения в поведении ребёнка -
СПб., 1997г., 216с.

Захаров А.И., Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение - Л., 1977г., 272с.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика - М., 2001г., 462с.

Листраткина В. Индивидуальная работа с семьёй // Дошкольное Воспитание - 1993г. - №5 - 45с.

Маркуша А. Начну с ИРП (из родительских писем) // Дошкольное воспитание - 1993г. - №6 - 59с.

Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников - М., 1990г., 159с.

Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / Под научной редакцией С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. - СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006г., 228с.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд-е, испр. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2001г., 395с.

Петрынин А.Г., Цилуйко Р.М. Социально-педагогическая реабилитация неблагополучных семей - М., 2002г., 163с.

Поддъяков Н. Ребёнок-дошкольник: проблемы психологического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание - 1998г. - №12 - с.68-74

Пыжьянова Л.Г. Права ребёнка // Ребёнок в детском саду - 2003г.-№3-5

Розелли Н. Социальная работа.- М.: Социнновация, 1994г., 94c.

Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети // Дошкольное воспитание - 1996г. - №4 - с.11-14

Саралиева З.Х. Программа и тексты к учебному курсу «Семья - клиент социальной работы». Ч. 1. - Н.Н.: НИСОЦ, 2002. - 646 с.

Свирская Л. Шпаргалки для воспитателей // Детский сад со всех сторон - 2003г. - №3-4 - с.1-25

Семья и молодёжь: профилактика отклоняющегося поведения, под редакцией Балцевич В.А., Бурова С.Н., Воднева А.К. - Минск, 1989г., 142с.

Советский энциклопедический словарь - М., 1983г.


Соколова В.В. Уроки этики: как жить достойно. Задания и вопросы для обсуждения в школе и дома. - Н.Н., 2001г., 115с.


Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей. Кн. 1 / Сост. и редактор С. Ушакин. - М.: Новое литературное обозрение, 2004г., 632с.

Социальная работа: история и современность (региональный аспект): коллективная монография/ Под ред. Профессора Р.И. Даниловой.- Архангельск.

Философский словарь - М., 1991г.

Хрестоматия истории педагогики - М.,

Харчева А.Г.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.