На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Поэтика дуэли в русской литературе 19 века

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 17.5.2013. Сдан: 2011. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Дуэль как элемент нормативного поведения русского общества.
1.1 История возникновения дуэли……………………………………………...5
1.2 Дуэльный кодекс…………………………………………………………….7
Глава II. Поэтика дуэли в русской литературе XIX века.
2.1 Негативные стороны дуэли в произведениях А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Выстрел»………………………………………………………….10
2.2 Своеобразие поединка в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина…………17
2.3 Борьба двух самолюбий в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»…………………………………………………………………………19
2.4 Благородство неблагородных противников в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»……………………………………………………………………30
2.5 Роль дуэли в характеристике персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир»………………………………………………………………………………33
2.6 Дуэль, изменившая жизнь человека, в романе А.П. Чехова «Дуэль……35
Заключение………………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………………41


ВВЕДЕНИЕ
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Ю.Левитанский
История русской дуэли - это история человеческих трагедий, мучительных смертей, высоких порывов и нравственных падений. Трудно себе представить быт и нравы России XIX века без такого явления, как дуэль. Словно в зеркале с увеличительным стеклом, в этом явлении отразились характерные черты нормативного поведения тогдашнего и нынешнего общества.
Дуэль, во всем многоразличии своих проявлений, запечатлена в русской литературе от Бестужева - Марлинского и Пушкина до Чехова и Куприна, даже писатели нашего времени используют тему дуэли в своих произведениях. Писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его преддуэльных размышлениях и переживаниях, на его состоянии и поведении во время поединка; художественные характеристики существенно дополняют документальное знание.
Тема дуэли не смотря на свою популярность в русской литературе мало исследована. В нашем исследовании мы рассмотрим поэтику дуэли в русской классической литературе XIX века.
Объектом изучения является дуэль как элемент поэтики литературы XIX века.
Предметом исследования является отражение дуэльного кодекса в русской литературе XIX века.
Методологическая основа работы:
Цель исследования : выявить поэтику дуэли в литературе XIX века и определить ее смысловую и сюжетообразующую роль.
Задачи: 1) Проследить историю возникновения дуэли.
2) Ознакомиться с дуэльным кодексом XIX века.
3) Определить роль дуэли в поэтике произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
Актуальность данного исследования определяется следующими моментами:
1. Тема дуэли, не смотря на свою популярность в литературе, мало исследована.
2. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями литературы на уроках.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть учтены при разработке рекомендаций для определения поэтики дуэли в русской литературе XIX века.
Источником материала послужили произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова; научная литература В.Г. Белинский, А.В. Востриков, Я.А. Гордин, В.Б. Катаев, Ю.М. Лотман, Г.П. Макогоненко, В. Петров, И. Рейфман, В. Хандорин, В. Шубинский; справочная литература под редакцией А.Н. Архангельский, Д.П.Бак,С.В. Старховский.
Структура работы включает в себя введение, две главы, посвященные вопросам исследования, заключение, а так же список литературы .


Глава I
Дуэль как элемент нормативного поведения русского общества
1.1История возникновения дуэли
В наше время слово «дуэль» употребляется в столь различных, иногда взаимоисключающих смыслах, что определить суть этого вполне конкретного социокультурного феномена и проследить историю ее возникновения является одним из вопросов нашего исследования.
Итак, по Ожегову « Дуэль - это поединок, происходящий по определенным правилам, парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением.»[Ожегов,1984 : 23]. Владимир Хандорин считает, что дуэлью является «условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя.» [Хандорин : 87].
Таким образом, роль дуэли социально-знаковая, т.к. дуэль представляет собой процедуру по особым правилам, целью которой является восстановление чести.
История дуэлей тесно связана с представлениями общества о способах защиты чести. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к XIV веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие. В XVI веке дуэли приняли уже такой угрожающий размах и уносили столько жизней, что короли начали бороться с этим обычаем. Ко второй половине XIX века дуэли настолько укоренились, что на них приучились смотреть как на неизбежное зло, запреты повсеместно стали снижаться. Законодательницей обычаев и правил дуэли была Франция. Именно во Франции дуэль получила наиболее массовый характер и достигла пика своего развития. В 1836 году граф де Шатовильяр впервые опубликовал дуэльный кодекс. Позднее общепризнанным в Европе стал кодекс графа Верже, изданный в 1879 году и суммировавший накопленный столетиями опыт ведения дуэлей.
В Россию поединок в форме западноевропейской дуэли пришел во второй половине XVII века, когда в Москве появилась знаменитая Немецкая слобода, жители которой, выходцы едва ли не со всей Европы, сохранили верность привычкам своей родины. Немецкая слобода стала, перефразируя Пушкина, окном в Россию, через которое в русскую жизнь проникли многие европейские обычаи, в том числе, конечно, и дуэль. Именно здесь в 1666 году приключился, как полагают, первый на русской земле поединок западного образца. Его участниками были чужестранцы - майор Монтгомери и командир Бутырского полка Патрик Гордон, будущий сподвижник молодого Петра I, генерал и контр-адмирал. Ссора произошла на пирушке, устроенной Гордоном по случаю именин царя Алексея Михайловича.
В ответ на участившиеся поединки между иностранцами, пребывающими на русской службе, уже в начале XVIII века Петр I издал указ «О нечинении иноземцами никаких между собой ссор и поединков под смертною казнью» - первый в России государственный акт, направленный против дуэлей.
А при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне поединки учащаются. Екатерина II выпустила «Манифест о поединках» (1787 год), по которому дуэли признавались «чужестранным для России насаждением». Тем не менее искоренить дуэли не удавалось.
Апогея своего дуэли достигли в первой половине XIX века. Никакие законы против поединков уже не пугали дуэлянтов. Более того, дуэли в России отличались исключительной жестокостью. Русская дуэль была жесточе и смертоноснее европейской, т.к. в России дуэль воспринималась не как ритуал снятия бесчестия, а как судебный поединок, где виновный должен быть наказан. Так же жестокости русских дуэлей способствовало отсутствие в России четких дуэльных правил. Вплоть до конца XIX века в России вообще не видели необходимости в дуэльных кодексах, и лишь когда в 1894 году суд общества офицеров получил право считать поединок единственным средством удовлетворения оскорбленной чести офицера, а по существу - право приговаривать людей к поединку даже против их желания, военное ведомство начало разработку дуэльных правил. Работа эта затянулась почти на двадцать лет, и только в 1912 году увидело свет «Пособие для ведения дел чести в офицерской среде», подготовленное генерал-майором И. Микулиным............


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Источники текстов:
1 . Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени» - ,М.,2003
2. Пушкин А.С. Повести.Романы -,М.,2003
3. Пушкин А.С. «Евгений Онегин» -, М., 2004
4. Толстой Л.Н. «Война и мир» - том 1-2, М., 1957
5. Тургенев И.С. собр. соч.: В 3т. - М.,1988
6. Чехов А.П. собр.соч.: в 6т.,М., 1962
Научная литература
7. Белинский В.Г. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина -, М., 1957
8.Востриков А.В. «Мифы - логика дуэли» историко-краеведческий сборник-, М., 1993
9. Востриков А.В. «О русской дуэли» -, С-Пб, 2004
10. Гордин Я.А. «Дуэли и дуэлянты» -, М., 1980
11. Катаев В.Б. Эволюция и чудо в мире Чехова (повесть «Дуэль») - М., 1997
12. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» комментарий -, Л., 1980
13..Макогоненко Г.П «Капитанская дочка» А.С. Пушкина -, Л., 1977
14. Петров В. Русская дуэль - //Дружба народов, №5, 1998, С. 35-38
15. Рейфман И. Ритуализованная агрессия: дуэль в русской культуре и литературе. - М, : НЛО, 2002
16. Хандорин В. Дуэль в России -// Родина, №10, 1993, С.87-92
17. Шубинский В. Дуэль как жанр - // НЛО, №91, 2008, С.401-405
Справочная литература
18. Энциклопедия литературных героев 18-19 вв. под редакцией Архангельского А.Н -, М., 2001, С. 342-344
19. Энциклопедия литературных героев 19-20 вв. под редакцией Бак Д.П. -, М., 2000, С. 246-249
20.Ожегов С.И. Словарь русского языка - М., 1984
21. Энциклопедия мировой литературы под редакцией Старховского С.В. -,С-Пб, 2000, С. 107-112
Интернет - ресурсы
22. Гордин Я.А. Право на поединок - http//www.koryazhma.ru
23. Ранчин А.М. Дуэль как трагедия: «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» - http// www.portal-slovo.ru


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.