На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Чистая монополия: основные социальные и экономические последствия

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 19.5.2013. Сдан: 2013. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
Ведение 4
Глава 1. Теоретические аспекты и предпосылки возникновения чистой монополии 6
1.1. Экономическая сущность понятия «чистая монополия», ее виды и основные теоретические предпосылки ее возникновения 6
1.2. Установление объёмов производства и цены фирмой монополистом 10
1.3. Экономические и социальные последствия чистой монополии 16
Глава 2. Основные цели, направления и методы антимонопольного регулирования 18
2.1. Основные цели и методы антимонопольного регулирования 18
2.2. Антимонопольная служба РФ и основные направления ее деятельности 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31


Введение

Актуальность темы исследования. Как известно, проблема монополизации отдельных отраслей экономики волнует многих экономистов на протяжении долгого периода времени. Связано существование этой проблемы с функционированием фирм-гигантов, которые занимают достаточно серьезные ниши на рынке отдельных товаров.
Само по себе восприятие чистой монополии как одной из форм несовершенной конкуренции изначально было негативным. Такое негативное отношение объясняется, в первую очередь тем, что, во-первых, деятельность фирм-монополистов существенно влияет на процесс распределения ресурсов в экономике с позиции их рациональности. Во-вторых, из-за ценовой дискриминации, которую часто используют в своей деятельности фирмы-монополисты, экономика сталкивается с проблемой неравенства доходов, что в первую очередь сказывается на уровне благосостояния населения.
Но, несмотря на существование таких недостатков данного вида конкуренции, нельзя не сказать и о некоторых достоинствах чистых монополий. Достоинств эти, прежде всего, касаются неоспоримого качества предоставляемых услуг и производимых товаров, за счет чего, такие компании и могут гарантировать прочное положение на рынке. Еще одним преимуществом является наличие достаточных средств для проведения научно-исследовательских разработок в сфере того производства, которым они заняты.
Следует также отметить, что в условиях кризиса, компании-гиганты играют своеобразную роль «подушки безопасности», за счет поддержания объемов производства на своих предприятиях.
Цель и задачи исследования. Целью данной курсовой работы является изучение экономических и социальных последствий чистой монополи как особой формы рынка.
Поставленная цель предопределила решение следующего ряда задач:
- изучение теоретических предпосылок возникновения чистой монополии;
- анализ механизма формирования цены и установления объемов производства фирмами-монополистами;
- исследование экономических и социальных последствий чистой монополии;
- рассмотрение основных направлений и методов антимонопольного регулирования.
Вопросы чистой монополии широко освещены как в трудах зарубежных ученых, так и в работах отечественных экономистов. Среди таких работ можно выделить труды Пола А. Самуэльсона, Хаймана Д.А., С.Фишера, Шерера Ф.М. и Росса Д., Пиндайка Р.С. и Рубинфельда Д.Л., Х.Р. Вэриана, Р. Дорнбуша и других.
Различные аспекты изучения данной проблемы затрагиваются в работах Авдашевой С.Б., Кушлина В.И. и Волгина Н.А.,С. Бадоева, Е. Ясина, Аронина В.А. и научных статьях Л. Абалкина.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты и предпосылки возникновения чистой монополии
1.1. Экономическая сущность понятия «чистая монополия», ее виды и основные теоретические предпосылки ее возникновения
В данной главе мы подробно рассмотрим сущность чистой монополии, ее основные виды и предпосылки возникновения в экономике.
Фирма признается чистой монополией, если выполняется как минимум два условия: во-первых, она является единственным поставщиком однородного, не имеющего аналогов на рынке товара; во-вторых, масштабы производства этой фирмы настолько велики, что границы фирмы расширяются до уровня целой отрасли.
Чистый монополист не имеет конкурентов по определению. Но в чем же причина отсутствия конкурентов? Оказывается, возникновение монополии обусловлено существованием барьеров для вхождения в отрасль. Причем барьеры могут быть экономическими, техническими, юридическими и т.д. Определенные препятствия позволяют монополии удерживать конкурентов от вхождения в отрасль, другими словами, в условиях чистой монополии вхождение в отрасль заблокировано [17], к числу которых можно отнести следующие:
- уникальные права и привилегии, предоставляемые со стороны государства (лицензии, патенты и др.), позволяющие фирмам-монополистам занять всеобщее положение на рынке;
- монополизация предложения какого-либо ресурса или полезного месторождения;
Существующие сегодня разные типы монополий можно условно разделить на три группы: естественная, административная и экономическая.
Возникновение естественной монополии объясняется рядом объективных причин: во-первых, естественная монополия появляется, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами (например, такие отрасли как энергетика, сотовые операторы, почтовые компании и т.д.). В этих отраслях существует ограниченное количество, обычно одно-два предприятия, занимающих монопольные позиции на рынке.
Предпосылкой возникновения административной монополии являются действия государственных органов, а именно: предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности и создание специфической организационной структуры для государственных предприятий.
Причиной возникновения случайной монополии является редкая ситуация, при которой одной фирме выпадает удача производства уникального, не имеющего аналогов продукта
Но наиболее распространенной является экономическая монополия, появление которой объясняется экономическими причинами и развивается она на основе закономерностей хозяйственного развития. В данном случае речь идет о двух возможных способах возникновения экономической монополии: во-первых, когда предприятие за счет успешной политики постепенно завоевывает лидирующие позиции на рынке; а, во-вторых, создание фирмы-монополиста путем слияния и поглощения компаний, которые являются актуальными во время кризисных явлений в экономике [3, c.271].
Рассмотрев типы монополий и причины их возникновения, хотелось бы немного пояснить о видах и способах объединений компаний-монополистов.
Выделяют следующие виды монополистических объединений: картель, синдикат, трест, консорциум (конгломерат), концерн и т.д. [5,c.315]
Картель является одной из наиболее устойчивых форм монополии и представляет собой ценовое соглашение между отдельными компаниями, что еще не говорит о полной монополизации отрасли, так как эти соглашения заключаются между самостоятельными компаниями и речи о проведении процедуры слияния или поглощения нет [1, c.211].
Существенно отличается от картели синдикат, представляющий собой объединение отдельных компаний для создания совместных предприятий по сбыту производимой продукции. В данном случае начинается монополизация рынка и товара одним предприятием, которое получает возможность определять условия продажи товара, прежде всего устанавливать цену на него.
Более завершенной формой монополии является трест, который представляет собой объединение компаний, целью которого является не только совместный сбыт, но и производство определенной группы товаров. Особенностью треста является то, что компании, входящие в него полностью лишаются самостоятельного статуса и объединяются в одно предприятие.
Еще одной распространенной формой монополизационного объединения является концерн. Концерн - это объединение компаний путем покупки их контрольных пакетов акций какой-то одной компанией, ставшей головной. Вошедшие в концерны компании могут сохранять производственную и сбытовую самостоятельность, но они лишены финансовой самостоятельности [8, c. 77]. В концерн обычно входят компании, относящиеся к разным отраслям, но имеющие общие технологические связи.
Конгломерат, как и концерн, создается путем приобретения одной компанией контрольных пакетов акций других компаний. Обычно конгломерат объединяет высоко прибыльные компании либо компании с реальными перспективами получения высокой прибыли. Если у входящих в конгломерат компаний норма прибыли начинает снижаться, то от такой компании конгломерат стремится освободиться. Поэтому по своему составу конгломерат в отличие от концернов не является постоянным. Но именно это непостоянство позволяет конгломерату иметь общую норму прибыли выше средней [10, c.167].
Говоря о теоретических предпосылках появления монополий, необходимо отметить две точки зрения, которые достаточно широко и подробно освещены в современных учебниках по экономике.
Согласно первой точке зрения, монополизация рассматривается учеными как случайное, не свойственное для рыночной экономики явление. Согласно другой точки зрения появление монопольных лидеров на рынке является закономерностью. Основоположником такой точки зрения является А. Пигу. По его мнению, возникновение монополии на рынке является логическим завершением и следствием разрабо........


Список использованной литературы

1. Видяпин В.И. Экономическая теория. - М.: Просвещение, 2008. - 714 с.
2. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2007.- 416 с.
3. Джейли, Дж. А. Микроэкономика/ Дж.А. Джейли, Ф. Дж. Рени. - М.: Маркет ДС, 2010. - 368 с.
4. Макконнелл, К.Р. Экономика: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С. Л. Брю. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 916 с.
5. Максимова, В.Ф. Микроэкономика/ В.Ф. Максимова. - М.: Маркет ДС, 2010. - 368 с.
6. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник-3-е изд., испр./под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю.Юданова.- М.:КНОРУС,2009.-672 с.
7. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.:Питер,2008.- 448 с.
8. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие/ Под.ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юдонова. - 4-е изд. исправл. И доп. - М.: КНОРУС.- 2010. - 592 с. (Финансовая академия при Правительстве РФ).
9. Микроэкономика. Теория и российская практика/ под ред. Грязновой. - М., 2008.
10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм. - М.: Норма, 2010.- 576 с.
11. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика: учебник/ под ред. И.Е.Рудаковой. - М., 2008.
12. Рой, Л.В. Анализ отраслевых рынков: учебник/ Л.В. Рой. В.П. Третьяк. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 442 с.
13. Тарасевич, Л.С. Микроэкономика/ Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - Спб.: Юрайт. - 2011. - 544 с.
14. Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый курс/ Ю.Н. Черемных. - М.: Инфра-М, 2011 - 848 с.
15. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика/ Ю.В. Тарануха. - М.: Дело, 2009. - 608 с.

16.
17. be5.biz/ekonomika/e016/24.htm#1
18.
19. uchebnik-besplatno.com/ekonomicheskaya-teoriya-uchebnik/metodyi-antimonopolnogo-regulirovaniya.html


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.