На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Элементы учета расчетов организации. Виды расчетов, понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Используемые счета при расчетах с контрагентами. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. Внутрихозяйственные расчеты.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 19.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание
    Введение
      Глава 1. Основные элементы учета расчетов организации
      1.1 Сущность расчетов
      1.2 Виды расчетов
      1.3 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности
      1.4 Используемые счета при расчетах с контрагентами
      Глава 2. Учет расчетов с контрагентами
      2.1 Учетов расчетов с поставщиками и подрядчиками
      2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
      2.3 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
      2.4 Учет внутрихозяйственных расчетов
      Заключение
      Литература

Введение

Российские предприятия ведут активный поиск надежных контрагентов с целью получения дополнительных возможностей выхода на новые рынки сбыта и доступа к новым источникам сырья. Возможность самостоятельного формирования партнерских отношений со своим контрагентами во многом определяется рыночным характером экономики, а надежность этих отношений обеспечивает не только выживание фирмы, но и ее устойчивое развитие.

Одним из основных элементов создания партнерских взаимоотношений предприятия с контрагентами является способность предприятия осуществлять в полной мере все расчеты по своим обязательствам по отношению к контрагентам и наоборот.

А для собственников предприятия информация о расчетах, отраженная в балансе предприятия, дает возможность определить степени ликвидности, платежеспособности, эффективности кредитной политики, а также свидетельствует о степени финансовой устойчивости предприятия от внешних источников финансирования.

Учет расчетов организации с контрагентами является важным элементом бухгалтерского учета, т.к он обеспечивает надежную защиту интересов организации во взаимоотношениях с деловыми партнерами.

Целью данной контрольной работы является определение основных элементов расчетов с контрагентами и изучение вариантов их учета в балансе предприятия.

Глава 1. Основные элементы учета расчетов организации

1.1 Сущность расчетов

Современное общество не возможно без взаимодействия между индивидуумами и (или) их объединениями. Эти взаимоотношения основаны на процессе передачи из рук в руки на тех или иных условиях того или иного ресурса.

Любую организацию используя системный подход, можно представить как некую систему, состоящую из взаимосвязанных частей. В процессе осуществления производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организация приобретает материальные и трудовые ресурсы, реализует свою продукцию, работу или услуги или осуществляет другие операции, позволяющие ей продолжить свое функционирование в дальнейшем. Таким образом, деятельность организации можно представить как кругооборот средств, который включает в себя процесс приобретения, производства и реализации.

В процессе приобретения происходит снабжение сырьем, материалами, электроэнергией и другим необходимым для производства. Затем внутри организации, как системы, происходит создание продукции или непосредственное оказание услуг. На этапе реализации предприятие продает свою продукцию (работы, услуги) и получает средства, позволяющие начать заново кругооборот средств, т.е. возвращается к процессу приобретения.

Кругооборот средств организации характеризует экономическая сущность и содержание расчетов. Так, приобретение - это расчеты с поставщиками сырья и материалов, информации, капитала. В процессе производства возникают расчеты внутри самого предприятия: с подразделениями, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами. На этапе реализации готовой продукции, работ, услуг возникают расчеты покупателей и заказчиков с продавцом. Таким образом, расчеты являются важной составляющей текущей финансовой деятельности любой организации.

Правовой основой осуществления большинства расчетов являются обязательства, возникающие из договоров.

Договор заключается по средствам оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной, и вступает в силу (становится обязательным для сторон) с момента его подписания обеими сторонами (или с момента получения стороной, отправившей оферту, ее акцепта). Содержание и условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующих условий предписано законом. Т.е. при возникновении договора, возникают обязательства, прекращение которых подразумевает взаимные расчеты между сторонами сделки.

Законодательством не дано определение понятию "расчеты", хотя в нормативных документах достаточно часто встречается данный термин. В экономической и юридической литературе существуют различные подходы к определению указанного понятия, т.е. выделяют правовые и экономические точки зрения, но все они сужены до оплаты долга, причем только денежными средствами, игнорируя тем самым все многообразие применяемых в настоящее время форм и видов расчетов, приводящих к прекращению обязательств.

С позиции бухгалтерского учета, характерной особенностью расчетов является одновременные с их осуществлением изменения в структуре имущества (дебиторская задолженность) или обязательствах (кредиторской задолженности) организации. В первом случае при погашении дебиторской задолженности происходит уменьшение одного вида актива (права на получение определенной денежной суммы) и увеличение другого (денежные средства), валюта баланса при этом остается неизменной. Во втором случае при погашении кредиторской задолженности уменьшается валюта баланса с одновременным уменьшением не только суммы самой задолженности, но и размера имущества организации (денежных средств или других активов).

1.2 Виды расчетов

Расчетные операции сопровождают деятельность любой организации. В настоящее время существует множество вариантов осуществления расчетных операций как внутри самой организации, так и с ее контрагентами. В табл.1 представлена классификация расчетов организации для целей бухгалтерского учета.

Табл.1

Признак
Виды расчетов
Форма расчетов
1. денежные
2. неденежные
По категории контрагентов
1. физические лица
2. юридические лица
По моменту проведения платежей
1. авансы (предварительная оплата)
2. последующая оплата
По экономическому содержанию
1. с поставщиками и подрядчиками
2. с потребителями и заказчиками
3. с разными дебиторами и кредиторами
4. внутрихозяйственные расчеты
По отношению к среде предприятия
1. внутренние
2. внешние
Кроме того денежные расчеты подразделяются на наличные, когда должник вручает кредитору деньги в натуральной форме, и безналичные, т.е. расчеты по гражданско-правовым сделкам и иным основаниям с использованием для этого денежные средства на банковских счетах. Не денежные расчеты - это исполнение обязательств не денежными средствами. При этом используются такие варианты расчетов, как договор мены, товарообменные (бартерные) операции, взаимозачеты, вексельные расчеты, уступка права требования, исполнение обязательств третьим лицом, перевод долга. Также к не денежным расчетам можно условно отнести и списание дебиторской задолженности. В зависимости от используемой формы расчетов применяются соответствующие счета бухгалтерского учета.
Деление контрагентов на физические и юридические лица связано, как правило, с формой оплаты. Физические лица в основном рассчитываются наличными денежными средствами, а юридические - безналичными.
Использование авансов и/или предварительной оплаты при расчетах с контрагентами, обусловлено желанием организации уменьшить риск неплатежа со стороны организации - партнера.
По экономическому содержанию контрагенты подразделяются на 4 основные группы. Данное Разделение отражено и в главных счетах, используемых при расчетных операциях с ними. Это счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (поставщики поставляют предметы и средства труда, а подрядчики выполняют строительные и иные работы для нее по ее заказу), счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 76 "Расчет с разными дебиторами и кредиторами". Отдельное место в составе данных расчетных операций занимает счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты", поскольку применяется при расчетах с обособленными подразделениями организации, являющимися отдельными юридическими лицами, либо в связи с передачей ее имущества другой организации в доверительное управление.
По отношению к среде предприятия все расчеты можно Разделить на две группы. Первая группа - внешние расчетные операции. Это операции данной организации с другими юридическими лицами и физическими лицами, не являющимися ее штатными работниками. Вторая группа - внутренние расчетные операции. Это операции по расчетам организации со своими штатными работниками, подотчетными лицами и учредителями. В составе внешних расчетных операций рассматриваются расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с разными дебиторами и кредиторами, а также внутрихозяйственные расчеты.

1.3 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности

В ходе расчетов организации с другими лицами может возникать дебиторская или кредиторская задолженность. Дебиторская задолженность отражается в активе баланса. Примером ее является задолженность покупателей за полученную, но не оплаченную продукцию. Кредиторская задолженность (должником является сама организация) отражается в пассиве баланса. Примером ее является задолженность поставщику за полученные, но еще не оплаченные материальные ценности. Задолженность может быть срочной и просроченной, образовавшейся при невыполнении должником в срок своих обязательств.

Бухгалтеру важно следить за своевременным погашением задолженностей. Если задолженность дебиторская, то можно случайно пропустить срок исковой давности и нельзя будет вернуть свои деньги, а если кредиторская, то возникают ситуации, при которых организация обязана будет уплатить штрафы, пени, неустойки. Реальность дебиторской и кредиторской задолженности должна быть подтверждена документально. Для этого организация направляет контрагентам выписки из карточек аналитического учета о числящихся по ним суммам или запрос о состоянии расчетов.

Организации, которые устанавливают в своей учетной политике метод определения выручки о реализации для целей налогообложения по отгрузке продукции, могут в конце года создать резерв сомнительных долгов. Этот резерв создается по результатам инвентаризации дебиторской задолженности. Величина его определяется отдельно по каждому долгу в зависимости от платежеспособности должника и вероятности полного или частичного погашения долга. Если этот резерв не использован, то в конце года он снова присоединяется к прибыли.

При ведении расчетов используется понятие "исковая давность". Гражданский Кодекс определяет ее как срок защиты права по иску лица, право которого нарушено. В течение этого срока можно требовать принудительной защиты нарушенного права. Общий срок исковой давности равен трем годам. Но существуют и специальные сроки исковой давности, которые могут быть короткими или более длинными.

Примером более короткого срока исковой давности является срок исполнения обязательств по платежам за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг). При этом обязательна форма договора, с предельным сроком исполнения обязательств, который не может превышать три месяца. Если платежи не поступили, то по истечении четырех месяцев эта задолженность списывается на убытки кредитора, но не уменьшает финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли.

Такой порядок принят для того, чтобы не допускать умышленного несвоевременного осуществления платежей. Если он нарушается, то сделка считается ничтожной.

1.4 Используемые счета при расчетах с контрагентами

В табл.2 представлен перечень основных бухгалтерских счетов и субсчетов, используемых при учете расчетных операций с различными контрагентами. В зависимости от условий хозяйствования состав, номера и наименования субсчетов могут отличаться от приведенных в таблице.

Табл.2

Наименование счета
Номер счета
Номер и наименование субсчета
Характер счета (субсчета)
Вложения во внеоборотные активы
8
3. Строительство объектов основных средств
А
4. Приобретение объектов основных средств
5. Приобретение НМА
8. Выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ
Материалы
10
 
А
Заготовление и приобретение материальных ценностей
15
 
А
НДС по приобретенным ценностям
19
1. НДС при приобретении основных средств
А
2. НДС по приобретенным НМА
3. НДС по приобретенным материально-производственным запасам и др.
Товары
41
 
А
Касса
50
 
А
Расчетные счета
51
 
А
Валютные счета
52
 
А
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
60
 
АП
Расчеты с покупателями и заказчиками
62
 
АП
Резервы по сомнительным долгам
63
 
П
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
76
1. Расчеты по имущественному и личному страхованию
АП
2. Расчеты по претензиям
3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам и др.
Внутрихозяйственные расчеты
79
 
АП
Продажи
90
 
АП
Прочие доходы и расходы
91
 
АП
Недостачи и потери от порчи ценностей
94
 
А
Расходы будущих периодов
97
 
А
Прибыли и убытки
99
 
АП
Счет 08 используется для отражения расчетов с поставщиками при приобретении основных средств и НМА, для отражения расчетов с подрядчиками в ходе строительства или выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Счета 10,15 и 41 применяются для записи поступления материалов или товаров.
Счет 19 используется при отражении НДС по поступающим ценностям.
Счета денежных средств (50, 51, 52) применяются при погашении поставщикам и подрядчикам, прочей кредиторской задолженности, а также при поступлении выручки от реализации и денежных средств о дебиторов.
Счет 60 предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками:
За полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды, и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
Товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные);
Излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
Полученные услуги по перевозкам, в т. ч. расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Организации, осуществляющие функции генерального подрядчика при выполнении строительных, опытно-конструкторских, технологических и иных подрядных работ, расчеты по своим субподрядчикам также отражают на счете 60.
Счет 62 предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.
Счет 63 используется при списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными.
Счет 76 предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами: по имущественному и личному страхованию, по претензиям, и другим расчетам, не нашедшим себе места в записях по счетам 60 и 62.
Счет 79 предназначен для учета всех видов расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовых расчетов).
Счет 90 применяется для расчетов с покупателями по отгруженной продукции и с заказчиками по выполненным работам и услугам.
Счет 91 применяется при расчетах по прочим доходам и расходам.
Необходимость использования счета 94 возникает при расчетах по претензиям.
На счетах 97 и 26 отражаются операции, связанные с расчетами по страхованию.
На счете 99 учитываются отдельные потери от страховых случаев.

Глава 2. Учет расчетов с контрагентами

2.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей, а также на стоимость работ и услуг в корреспонденции со счетами учета соответствующих затрат. За услуги по заготовке и доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

В синтетическом учете счет 60 кредитуется согласно расчетным документам поставщика независимо от оценки товарно-материальных ценностей, принятой в аналитическом учете. При поступлении на склад может быть выявлена недостача (порча) товарно-материальных ценностей:

А) в пределах предусмотренных договором величин;

Б) сверх предусмотренных договором величин.

В первом случае вся сумма недостачи относится в дебет счета 94 "недостача и потери от порчи ценностей" в корреспонденции с кредитом счета 60. Во втором случае сумма недостачи сверх предусмотренной в договоре отражается по дебету субсчета 76-2 "Расчеты по претензиям" в корреспонденции с кредитом счета 60.

За неотфактурованные поставки (т.е. поставки, по которым не предъявлены платежные документы) счет 60 кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

Записи по дебету счета 60 производятся на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств или счетами расчетов. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно (на отдельном субсчете счета 60). По суммам претензий, предъявленных поставщикам и подрядчика, сумму аванса списывают со счета 60 в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 2 "Расчеты по претензиям". Возвращенные поставщиком неиспользованные суммы аванса отражают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 60. Ранее выданные, но не востребованные авансы списывают на убытки организации (дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", кредит счета 60).

При покупке затраты на приобретение и сооружение основных средств и приобретение материально-производственных запасов могут возникнуть суммовые разницы в случае, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). При покупке активов под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредитной задолженности, и рублевой оценкой этой кредитной задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете. Указанные суммовые разницы отражаются по дебету счетов учета приобретаемых активов (08, 10, 11 и др.) и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Учет суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченных выданными организацией векселями, рекомендуется осуществлять по упрощенной схеме на тех же счетах, на которых определяются расчеты без использования векселей. Выделение расчетов с использованием векселей осуществляется в аналитическом учете. Выданные векселя под приобретение товарно-материальных ценностей отражают по кредиту счета 60 или других подобных счетов. На этих счетах задолженность, обеспеченная векселем, числится до момента ее погашения. По мере погашения задолженности она списывается в дебет счета 60 с кредита счетов по учету денежных средств (50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" и др.). Векселя с просроченным сроком оплаты отражаются в аналитическом учете отдельно. При выдачи векселей, предусматривающих выплату процентов за пользование полученным товаром без его оплаты в течение определенного периода, сумму уплачиваемых процентов относят на увеличение операционных расходов. При этом если начисленные проценты будут уплачены в текущем отчетном периоде, то они отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы"

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому поставщику и подрядчику и по каждому предъявленному счету. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных:

По акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

Не оплаченным в срок расчетным документам;

Неотфактурованным поставкам;

Выданным авансам;

Выданным векселям, срок оплаты которых не на и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.