На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Тёмная сенсорная комната

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 19.5.2013. Сдан: 2011. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
1. Введение
2. Интерактивная среда темной сенсорной комнаты
3. Перечень и описание оборудования для темной сенсорной комнаты
4. Направления, цели и структура развивающих, лечебно-оздоровительных занятий в темной сенсорной комнате
5. Заключение
6. Рекомендуемая литература


Введение

Современную ситуацию в образовании отличают многообразие программ и психолого-педагогических технологий, явно выраженная тенденция к значительному изменению содержания обучения и воспитания.
Попытка решения проблемы интерпретации внешних аудио- и визуальных стимулов, их лечебного и психолого-педагогического воздействия привела к идее создания специальной полифункциональной интерактивной среды. Вместе с тем, следует отметить, что для отечественной науки технология работы в полифункциональной среде темной сенсорной комнаты является еще неосвоенной и методически неоснащенной. Попытки создания подобной среды все чаще отмечаются в различных учреждениях: медицинских, психологических, образовательных и др. Однако, создавая среду, необходимо обладать знаниями, раскрывающими вопросы ее разностороннего использования.
Полифункциональная интерактивная среда требует особой структуризации: оборудования, размещенного в специальных помещениях. Поэтому «комната» - условное название того помещения, где разворачивается оборудование. Это могут быть комнаты, залы, холлы, кабинеты и т. п. Независимо от их наполняемости, предметной составляющей и целей работы в них, все эти помещения можно условно назвать сенсорными комнатами.
Необходимо отметить, что до настоящего времени особенности предметной среды и содержание работы в «сенсорной комнате» понимаются не однозначно.
В настоящее время под сенсорной комнатой чаще всего понимается «темная сенсорная комната», «релаксационная комната» «комната релаксации и психоэмоциональной разгрузки» и т. п., то есть интерактивная среда, в которой присутствуют специальная мебель, световые эффекты, релаксационные или, наоборот, активизирующие звуки, запахи и т. д. при полном или частичном общем затемнении. Иногда, под сенсорной комнатой понимают некий симбиоз интерактивного оборудования (темная комната) и материалов для сенсорного развития в традиционном смысле этого понятия.

ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Темная сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка - вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенка (подростку, взрослому) развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.
Среда темной сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда. Интерактивность (от англ. interaction - взаимодействие) - одна из значимых категорий психологии, информатики, социологии и других наук. Интерактивность - понятие, описывающее характер взаимодействия между объектами. Оно отражает многообразие взаимодействий, возникающих в различных сферах бытия (взаимодействие человека с окружающим природным и социальным миром на разных уровнях отношений). Как социальное и природное взаимодействие оно структурируется в нескольких полях: обмена информацией на вербальном и невербальном уровне, объектами, чувствами; типизацией/стандартизацией сообщений (языка, позиций взаимодействия). Интерактивность рассматривается и с позиций социальных коммуникаций. В качестве одного из определений этого термина в контексте использования его для темной сенсорной комнаты важным является понимание интерактивности как технологии виртуальной реальности.
Феномен интерактивности сложен и многообразен, он еще не имеет точного и полного объяснения. Поэтому его использование в отношении темной сенсорной комнаты в большей мере связано с тем, что в ней присутствуют световые приборы и эффекты, тактильные панно, объяснение действий которых требует достаточно высокого уровня технической грамотности. Интерактивность оборудования включает в себя «сложность» модели, количество физических параметров, заложенных в нее, количество вариантов сборки модели и т. п. Взаимодействуя с интерактивным оборудованием, человек «погружается» в ирреальное пространство. Например, интерактивная панель «Бесконечный тоннель» с помощью зеркал и множества лампочек создает эффект неопределяемого по глубине пространства. Это создает иллюзорное представление об эффекте погружения в безграничное пространство. Интерактивный бассейн с подсветкой в темной комнате позволяет не только наблюдать изменение цвета шариков, но и самостоятельно нажимая на кнопки-переключатели, расположенные на бортах бассейна, менять их цвет. При этом возникает эффект тактильных ощущений («плавание» в бассейне из шариков) и визуального восприятия изменяющегося цвета.
Экспериментально и практически установлено, что в виртуальной реальности можно создавать объекты и целые миры. В темной сенсорной комнате это достигается с помощью работы прожекторов и эффектов, светильников, различных панелей, панно и т. п.
Наряду с интерактивным оборудованием в темной сенсорной комнате используется мягкая мебель: пуфики-кресла, музыкальные кресла-подушки, кресло «Трансформер», напольные и настенные маты и т. п. Эти предметы необходимы для создания комфортного расположения ребенка (подростка, взрослого) в пространстве интерактивной среды. Они позволяют снять излишнюю напряженность, расслабиться, успокоиться, принять удобную для наблюдения за объектами и взаимодействия с другими участниками группы позу и т. п.
Темная сенсорная комната, в отличие от светлой, обладает более выраженной полифункциональностью. В ней при наличии света (поднятые жалюзи, включенный свет) можно проводить занятия без использования светового интерактивного оборудования. Например, в бассейне с подсветкой можно проводить занятия без ее включения. «Плавание» в таком бассейне развивает координацию движений, позволяет корректировать их нарушения, формировать правильное дыхание, расслабляться и т. п. Включенная подсветка (при выключенном общем освещении) наряду с описанными выше результатами, позволяет добиться активизации или релаксации организма по мере изменения цвета шариков от красного, к желтому, зеленому и голубому (возможны разные последовательности включения света, исходя из целей психотерапевтического воздействия). Изменение цвета шариков способствует также развитию визуальных ощущений.
Среда темной сенсорной комнаты может включать материалы и оборудование, предназначенные для светлой сенсорной комнаты. С ними дети (подростки) взаимодействуют во время работы прожекторов и панно. Например, восприятие сенсорной тропы меняется, если она расположена в темной сенсорной комнате, когда перемещаться по «кочкам-мешочкам» с различными наполнителями надо при свете, отраженном от зеркального шара, подвешенного к потолку. Вращаясь, зеркальный шар испускает бесконечное количество «солнечных зайчиков». Они, словно маленькие звездочки, скользят по полу, попадают на «кочки-мешочки», меняя их цвет. Это вносит определенные изменения в пространственную ориентировку во время перемещения по сенсорной тропе, но, не меняя тактильных ощущений, лишь стимулирует координацию движений человека.
Рассматривая среду темной сенсорной комнаты, необходимо определить два ее назначения. Первое связано с возможностью использования ее для решения задач целостного, прежде всего познавательного, развития. Практически все оборудование этой комнаты в той или иной мере является автодидактическим материалом, позволяющим формировать познавательные функции, обогащать представления детей, подростков и взрослых об окружающем предметном и природном мире. Попытаемся доказать это. Например, детская подушечка с гранулами удобна для сидения. Она позволяет ребенку принимать разные положения тела, так как гранулы из пенополистирола заполняют ее на 2/3 и легко перемещаются внутри подушечки. При ощупывании подушечки развивается кинестетическая чувствительность, формируются представления о качестве и свойстве того материала, из которого она изготовлена. Гранулы, наполняющие ее, способствуют мягкой тактильной стимуляции, развитию тактильных ощущений в кистях рук. Взаимодействие с подушечкой позволяет развивать тонкую моторику рук, вызывая при этом массажный эффект.
Наряду с подушечкой, имеющей квадратную форму, в темной сенсорной комнате может располагаться сидение в виде трапеции с гранулами. Оно сделано в форме небольшой горки, наполненной также пенополистирольными гранулами. Сравнение площадей и форм подушечки и трапеции позволяет формировать представления о различных пространственных характеристиках предметов, изготовленных из одного и того же материала.
Выполненное из того же материала музыкальное кресло-подушка позволяет не только принять удобную позу для сидения, но и лечь, получая при включенном источнике звука вибрационные ощущения. При этом также возникает легкий массажный эффект. Так как уровень вибрации можно изменять по усмотрению специалиста с помощью регулятора громкости на источнике звука, то происходит стимуляция не только тактильных, но и аудиальных ощущений. К тому же сочетание музыки с приятной вибрацией, исходящей из глубин кресла, обладает терапевтическим эффектом: расслабляются напряженные мышцы, снижается тревожность и нормализуется циркуляция крови, человек успокаивается.
Таким образом, рассмотрев три на первый взгляд монофункциональных предмета мягкой мебели для темной сенсорной комнаты, мы можем убедиться в том, что на самом деле оно полифункционально. Автодидактический эффект от использования этого оборудования достигается при комплексном его применении в пространственной среде темной сенсорной комнаты, причем как каждого отдельно, так и всех вместе.
Не описывая подробно возможности детского складного кресла «Трансформер» для развития конструктивных способностей детей, отметим только, что оно представляет собой компактный кубик, который при определенных манипуляциях с ним превращается в удобное кресло с изгибами, повторяющими форму тела. Оно позволяет принять удобную для расслабления позу, отдохнуть и спокойно понаблюдать за происходящим вокруг. Затем его можно сложить (трансформировать) обратно, испольуя как удобную подставку (столик).
Взаимодействие с различными световыми панно, такими как «Светящиеся нити», «Звездное небо» и другие (описание оборудования темной сенсорной комнаты представлено ниже), - процесс увлекательный и познавательный. Например, игровое панно «Светящиеся нити» представляет собой рамку с нитями, которые подсвечиваются ультрафиолетовым светом на фоне безопасного зеркала из пластика. Поскольку человеческий глаз не воспринимает ультрафиолетовый свет, светятся только нити, а зеркало создает эффект объемности при их восприятии. Перебирая, собирая в пучки, вытягивая по одной нити разного цвета, ребенок (подросток, взрослый) не просто увлеченно взаимодействует с этим интерактивным оборудованием, моделируя различные пространственные формы. В ходе такого взаимодействия стимулируются зрительные и тактильные ощущения. И таких примеров саморазвития, которое осуществляется в процессе взаимодействия с пространственной средой темной сенсорной комнаты, можно привести много. Этот процесс не менее познавателен, чем дидактические игры с предметами и игрушками, столь активно используемые в образовательном процессе. Здесь мы хотели бы отметить тот факт, что культура дидактического взаимодействия со средой темной сенсорной комнаты, то есть с интерактивным оборудованием, еще только формируется, и одна из задач этой книги представить читателям ее основы.
Второе назначение темной сенсорной комнаты связано с самопознанием человека. При этом задачи самопознания, самосовершенствования и психологической коррекции отклонений в эмоционально-личностной сфере детей, подростков и взрослых в условиях интерактивной среды соотносятся с ролью цвета, звука и слова в гармонизации отношений человека с другими членами сообщества, с миром природы, и, прежде всего, с собственным «Я». В психологических и медицинских исследованиях обращается внимание на благотворное влияние цветомузыки в процессе психотерапевтических сеансов, во время психологических тренингов и т. п. На принципе взаимодействия цветовой и звуковой волн создана цветомузыка. Композитор А. Н. Скрябин написал первое в мире оригинальное симфоническое произведение «Прометей. Поэма огня», при исполнении которого каждая музыкальная нота сопровождается включением лампочки соответствующего цвета. Экспериментально установлено, что музыка, в которой преобладают низкие звуки, и красный цвет приводят к сильному возбуждению. Чем прекраснее, возвышеннее мелодия, тем больше в ней будет преобладать зеленых, голубых, синих, фиолетовых оттенков. Такая музыка успокаивает. О влиянии звука на человека и его здоровье издавна было известно на Руси. Не зря же существует выражение «малиновый звон колоколов». Он соответствует высоким, чистым звукам, вызывающим в душе человека светлую радость, в то время как «набатный колокол» издает низкие тревожные звуки, словно предупреждающие о надвигающейся опасности.
Об оздоровительном эффекте музыки знают и пишут многие ученые. Как воздействует музыка на здоровье человека и почему она может нести в себе исцеляющее начало? Конечно же, на эти и другие вопросы существуют ответы (может быть, и небесспорные), в которых рассматривается физиологическая основа восприятия музыки. Не углубляясь в эти знания, остановимся лишь на самом важном - на том, что необходимо знать любому специалисту, использующему музыку в терапевтических целях.
Психофизиологическими исследованиями влияния музыки на нервную, дыхательную системы, систему кровообращения, электрическую активность головного мозга, функциональное состояние организма занимались такие известные русские ученые, как В. М. Бехтерев, И. Р. Тарханов, И. М. Догель и др. В своих работах они доказали, что воспринимаемые человеком звуковые колебания воздействуют на нервы внутреннего уха и, преобразуясь в электрические импульсы, направляются в мозг.
В настоящее время научно доказано, что классическая музыка улучшает пищеварение, способствует рубцеванию язв, изменяет кислотность желудочного сока; музыка, исполняемая на кларнете и скрипке, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы. Музыка может повышать или понижать тонус мускулатуры, оказывать обезболивающее действие, усиливать иммунные реакции. Ее благотворное влияние на нейроэндокринную систему помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психоэмоциональный фон, повышает социальную активность, облегчает формирование новых отношений и установок.
Вместе с тем следует помнить, что не любая музыка так благотворна. Именно поэтому следует тщательно подбирать музыкальные произведения для использования их в среде темной сенсорной комнаты. Сегодня активно применяется так называемая релаксационная музыка и звуки живой природы ? «музыка природы. Однако, вероятно, существуют и другие способы сочетания музыкальной терапии и интерактивной среды темной сенсорной комнаты, которые позволяют специалисту использовать в терапевтических целях более разнообразный музыкальный репертуар.
Проводя занятия в темной сенсорной комнате, недостаточно просто включать «расслабляющую» музыку. Нужно очень внимательно следить за реакциями ребенка (подростка, взрослого), так как воздействие одного и того же музыкального произведения на разных людей может быть различным. При этом следует различать действительно негативные переживания, эмоциональное отвержение, вызываемые определенной музыкой, и реакции человека, «неприученного» к определенным музыкальным стилям, например к классической музыке, что в большинстве случаев не служит поводом для изменения специалистом музыкального фона.
Подбор музыкальных произведений для использования их на конкретных занятиях в темной сенсорной комнате зависит от задач, которые ставит перед собой специалист.
Мы уже отмечали, что в основе работы специалиста в темной сенсорной комнате лежит комплексное воздействие на человека различных стимулов, среди которых основными являются звук (чаще музыка или звуки живой природы) и цвет.
Люди всегда обращают внимание на цвет, так как это для них важно и психологически обосновано. Большинство людей ориентируются на собственные цветовые предпочтения при выборе одежды, цвета волос, мебели и интерьера квартиры или офиса и т.д. Но отношения человека с цветом не ограничиваются только личными предпочтениями. Нравится ли человеку цвет? Что он о нем думает? Какие ассоциации он у него вызывает? Все эти вопросы рассматривает наука ? психология цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики.

ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Краткая характеристика оборудования для темной сенсорной комнаты.

Пуфик-кресло с гранулами - удобное сидение, наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела.
Детская подушка с гранулами - подушка, с помощью которой ребенок (подросток, взрослый) сможет принять удобную позу, подложив ее под голову или под ноги. Подушку можно использовать и в качестве сидения. Гранулы, наполняющие подушку, способствуют мягкой тактильной стимуляции. Подушк........


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [Пер.с англ. Ю. Даре].- Т.: Теревинф, 2009.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.
3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: АПН РСФСР, 1960.
4. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей
- М.: Просвещение, 1964.
5. Андрющенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. - СПб.,
2010.
6. Бадалян Л. О. Невропатология. - М.: Академия, 2003.
7. Базыма Б. А. Цвет и психика: Монография. - Харьков, 2001.
8. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений: Избр. психол. труды / Под ред. В. П. Зинченко. - 2-е изд. - М.: МПСИ ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
9. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
10. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2006.
11. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977.
12. Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори-материал. - М.: Мастер, 1992.
13. Валлон А. Психическое развитие ребенка: Пер. с франц. - М.: Просвещение, 1967.
14. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). - М.: Просвещение, 1969.
15. Вундт В. Введение в философию. - М.: ЧеРо ; Добросвет, 2001.
16. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
17. Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии: Учеб. пос. для студентов вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 2000.
18. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. - СПб., 1994.
19. Гибсон Дж., Гибсон Э. Перцептивное научение - дифференциация или обогащение? // Хрестоматия по ощущениям и восприятию. - М.: МГУ, 1975.
20. Герасимова Е. О., Данилина Г. С., Макарчук Н. А. К гармонии с природой. - СПб.: Изд-во ЛОИУУ, 1995.
21. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: ЧеРо, 2005.
22. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с франц. - М.: Мир, 1996.
23. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Питер, 2003.
24. Жевнеров В. Л. Детям нужны «умные игрушки» // Игра и дети. - 2006. - № 5.
25. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Регуляция психики - СПб.: Детство-пресс, 2001.
26. Запорожец А. В. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. - М., 1966.
27. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. - М.: Просвещение, 1967.
28. Зинченко В. П. Зрительные образы: феноменология и эксперимент // Душанбэ: Дониш, 1974.
29. Зинченко В. П., Рузская А. Г. Взаимоотношение осязания и зрения у детей дошкольного возраста // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1966.
30. Зинченко В. П., Вергелис Н .Ю. Формирование зрительного образа. -М.: Изд-во МГУ, 1969.
31. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. - М., 1994.
32. Калинина Р. Р. В гостях у Золушки. - Псков: Изд-во ПОИУУ, 1997.
33. Калягин В. А. Тревога и адаптация // IV Клинические Павловские чтения: Сб. работ. Вып. 4: Тревога / Под общ. ред. А. В. Курпатова. - СПб.: Человек, 2002.
34. Кант И. Соч.: В 6 т. - М.: Мысль, 1964. - Т. 5.
35. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. - М.: Эксмо, 2004.
36. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2005.
37. Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофиз. развитии и эмоц. сфере. - М.: ВЛАДОС, 2003.
38. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2006.
39. Кольцова М. М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. - Л.: Наука, 1980.
40. Красовская О. А. О нарушениях зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях мозга в детском возрасте // Проблемы медицинской психологии. - М.: Педагогика, 1980.
41. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2000.
42. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1981.
43. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1, 2.
44. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М. ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
45. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.
46. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2000.
47. Любан-Плоцца Б. Музыка и психика. - Киев: АДЕФ-Украина, 2002.
48. Люблинская А. А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971.
49. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.
50. Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2007.
51. Монакова Н. И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. - СПб.: Речь, 2008.
52. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. - СПб.: Союз художников, 2007.
53. Пак Чжэ Ву. Пальцетерапия. - М.: Су Джок Академия, 2001.
54. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - 2-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
55. Монтессори М. Разум ребенка. - М.: ГРААЛЬ, 1997.
56. Мухина В. С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2003.
57. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 2001.
58. Павлов И. П. Полн. собр. соч. - 2-е изд. - Т. III. Кн. 2.
59. Пиаже Ж. Психология интеллекта: Пер. с франц. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
60. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. - М.: Просвещение, 1983.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.