На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом языковые и коммуникационные сознание, коммуникативные способности и накопленные знания выпускников

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 20.05.2013. Страниц: 103+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Содержание………………………………………………………………………….2
Автореферат
Введение……………………………………………………………………………..4
1. Языковое сознание и его составляющие………………………………………..6
1.1 Сознание и мышление…………………………………………………………..7
1.1.1 Виды и формы сознания………………………………………………………8
1.1.2 Сознание есть результат познания………………………………………….10
1.3 Уровни описания языкового сознания………………………………………..10
1.3.1 Традиционно-лингвистический уровень описа-ния………………………...11
1.3.2 Психолингвистический уровень описа-ния…………………………………13
1.4 Языковые и коммуникативное созна-ние……………………………………...14
1.4.1 Коммуникативные категории………………………………………………..15
1.4.2 Коммуникативные категории комплимента русский и англий-ский……...18
1.4.3 Экспериментальное изучение категории коммуникативный идеал в рус-ском коммуникативном сознании…………………………………………………22
1.4.4 Концепт русский язык в русском коммуникативном сознании А.А. Тавдригидзе, свободный ассоциативный эксперимент……………………………….23
2. Языковые сознания в аспекте психолингвистики…………………………….25
2.1 Ассоциативное значение слова в психолингвистики……………………….. 25
2.2 Изучение, проблемы ассоциативного значения слова А.А. Залевской Тверская психолингвистическая шко-ла………………………………………………..28
2.3 Теория Н.О Золотовой, о ядре лексикона человека как феномена языкового сознания……………………………………………………………………………..30
2.4 Качественный и количественный анализ русского и английского ядра языкового сознания Н.В. Уфимцевой…………………………………………………34
2.5 Языковые сознания русского человека (на примере сравнения русского языкового сознания с бурятским, ливанским, немецким, вьетнамским, и англий-ским)………………………………………………………………………………...42
2.6 Тендерный подход меж языковому сопоставлению…………………………50
2.7 Собственный свободный ассоциативный эксперимент по выявлению языковых ассоциативных полей у выпускников МОУ СШ №5 г.Белогорска………..54
2.8 Проблема исследования коммуникативных концептов в обыденном созна-нии учеников старших классов средней школы (направленный ассоциатив-ный эксперимент, метод субъективных дефиниций, метод анкетирования в свободной фор-ме)…………………………………………………………………………..57
3. Уровень сформированности коммуникативной грамотности у выпускников средней шко-лы……………………………………………………………………...62
3.1 Что такое коммуникация, этапы становления коммуникации как науки…..69
3.2 Принципы коммуникативного подхода к обучению языку в российских школах, формирование межкультурной компетенции…………………………..69
3.3 Коммуникативное поведение современных школьни-ков…………………...70
3.4 Контроль коммуникативной грамотности учащихся старших классов МОУ СОШ №5 г. Белогорска …………………………………………………………….78
3.4.1 План-контроль коммуникативной грамотности……………………………81
3.4.2 Анализ пробного единого государственного экзамена выпускников МОУ СОШ №5 г. Белогорска …………………………………………………………….81
Заключение………………………………………………………………………….98
Список используемой литературы……………………………………………….103
Приложение 1……………………………………………………………………..109
Приложение 2……………………………………………………………………...115


Введение

Человека окружают не только предметы, воздух, природа, но и созна-ние. Образы сознания повсюду. Закрыв глаза, мы не видим внешнего мира, но мы видим образы своего сознания. Именно сознание регулирует взаимо-отношение личности с окружающей природой и социальным миром. Оно да-ёт возможность осмысливать мысли и образы. Можно утверждать, что созна-ние представляет собой знание, о мире полученное в результате познаватель-ной деятельности. В свою очередь наш язык выступает проводником обмена информацией в обществе делает содержание сознания доступным для дру-гих. Не смотря на то, что мы все разные у нашего национального сознания есть много общего. Например, закрыв глаза и услышав слово-стимул «огонь», мы не видим огня как такового, но в нашем сознании начинают по-являться наборы всевозможных ассоциаций:
«огонь» - очаг, пламя, костёр, печь, свет и др. Такое явление называется языковым сознанием, иными словами ассоциативное сознание, с помощью которого можно выявлять не только дефекты сознания, но и психолингвистические возможности, а также выявлять моментальные общности и различия языкового сознания разных народов.
Актуальность дипломной работы заключается в том, что не до конца выявлена роль языкового сознания в процессе коммуникации и межличностного общения.
Цель данного исследования – выявление сходств различий языкового сознания у старшеклассников общеобразовательной школы, а также определение уровня коммуникативной грамотности учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд теоретиче-ских и практических задач:
1) Провести свободный ассоциативный эксперимент по выявлению общностей и различий языковых и активных полей.
2) Определить сходство и индивидуальность языковых ассоциаций
3) Выявить гендерные различия ассоциативных полей
4) Провести лингвистический эксперимент на определение уровня сформированности коммуникативной грамотности учащихся 10-11 классов.
Объектом исследования является: языковые и коммуникационные сознание, коммуникативные способности и накопленные знания выпускни-ков.
Предметом исследования являются: языковые ассоциативные поля, а также коммуникативная компетенция школьников.
Основные методы исследования: описательный (наблюдение), психо-лингвистический (анкетирование), лингвистическое интервьюирование, лин-гвистический (тесты, задания). При обработке материалов использовался общетеоретический метод количественного анализа
Источники исследования: данные свободного ассоциативного эксперимента.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что по сходству и различиям языкового сознания коллектива можно определить его метальную принадлежность, а также вкусы и нравы каждого информанта. По результатам лингвистического метода исследования можно определить уро-вень коммуникативной компетенции школьников и выявить недостатки и упущения в системе обучения.
Практическая ценность: по результатам тестовых и других заданий можно выявить упущения при обучении учащихся а значит скорректировать их знания.
Языковое сознание (ассоциативные поля) активно участвуют в процессе обмена информацией.
Структура и объём дипломной работы: исследование состоит из веде-ния, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, приложений, в которых представлены образы выполненных заданий, экспериментальных анкет с данными свободного эксперимента.



1. Языковое сознание и его составляющие.

ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ.
В пределах структурной лингвистики постулат о тождестве языкового оформления сознания с самим сознанием стал общим местом уже в 1950-х гг., если не раньше. Разумеется, можно много спорить о том, насколько чело-век как личность адекватен своему сознанию - как свидетельствуют современные философы, психологи, лингвисты, культурологи и литературоведы, скорее всего, нет. Но никто до сих пор не привел серьезных доказательств в опровержение тезиса, что наиболее доступным и информационно насыщенным способом постижения сознания другого человека является информация, которую носитель исследуемого сознания передал при помощи самого распространенного и древнего средства коммуникации - обыкновенного языка.
Дальнейшей ступенью в развитии концепции языкового сознания было отождествление его уже не с устной речью, а с письменным текстом как яко-бы единственным возможным средством его фиксации более или менее достоверным способом. Рассматривая мир исключительно через призму сознания, как феномен письменной культуры, как порождение Гутенберговой цивилизации, постструктуралисты уподобляют самосознание личности некой сумме текстов в той массе текстов различного характера, которая, по их мне-нию, и составляет мир культуры. Специфика новейшей, постмодернистской трактовки языкового сознания состоит уже не столько в его текстуализации, сколько в его нарративизации, т. е. в способности человека описать себя и свой жизненный опыт в виде связного повествования, выстроенного по зако-нам жанровой организации художественного текста. Таким образом, здесь выявляются две тесно связанные друг с другом проблемы: языкового харак-тера личности и повествовательного модуса человеческой жизни как специфической для человеческого сознания модели оформления жизненного опыта.
Языковое сознание в современной постструктуралистской интерпрета-ции понимается как принципиально нестабильное, динамически подвижное образование, способное существенно видоизменяться в зависимости от того языкового материала, с которым оно сталкивается и который в той или иной мере обязательно принимает участие в его конституировании. Иными слова-ми, каждый текст (при общей текстуализации мира текстом может быть и но-вая жизненная ситуация, прочитывая которую, индивид может счесть для се-бя необходимым сменить форму ролевого поведения, чтобы вписаться в другие условия — нормы существования) предлагает воспринимающему сознанию определенную речевую позицию, тем или иным образом конституирующую его воображаемую связность и целостность.
Таким образом, языковое сознание в современной поструктуралистиче-ской интерпретации понимается как подвижное образование, способное существенно видоизменяться в зависимости от того языкового материала, с которым оно сталкивается. Иными словами каждый текст приносит в сознание определённую речевую позицию, которая строит воображаемую связность и целостность.

1.1 Сознание и мышление

В философской и психологической литературе сознание преимущественно рассматривается как свойство или функция высоко-организированной материи мозга, заключающаяся в способности человека отражать внешнее бытие в форме чувственных и умственных образов. При этом отмечается, что мыслительные образы сознания определяют целесообразную деятельность человека, сознание регулирует взаимоотношения личности с окружающей природой и социальной действительностью, дает возможность личности осмыслить собственное бытие, внутренний духовный мир и позволяет совершенствовать дейст-вительность в процессе общественно-практической деятельности. При этом в науке до сих пор нет четкого разграничения терминов мышление и сознание. Эти понятия трактуются по-разному, иногда противопоставляются друг другу, иногда употребляются как синонимы. 1 [И.А. Стернин. О понимании коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionate Sprachbetrachtung. Halle. 1989. S. 279-282 vfnglu.wladimir.ru/Rus /NetMag /new/v7/v7_ar06.htm]
Термин мышление отражает логическую, рациональную часть сознания, это абстрактно-логическая составляющая сознания, в то время как сознание, включает не только логические формы мысли, но и эмоционально-оценочную, волевую и чувственно-образную ментальные сферы. Кроме того мышление подчеркивает динамический, процессуальный характер.
Таким образом, сознание включает мышление, но не исчерпывается им. С по-мощью сознания человек может запоминать внешне в форме образов. В свою очередь мыслительные образы регулируют всю дальнейшую деятельность человека взаимоотношения личности с окружающим миром, и в этом процессе сознание не отделимо от мышления. Без мышления не возможно осознание чувственных образов.

1.1.1 Виды и формы сознания

Когнитивная лингвистика на новом уровне ставит проблему
соотношения языка и сознания, в том числе национального языка и национального сознания.
В современных исследованиях выделяется много видов и форм сознания:
1) по предмету мыслительной деятельности (политическое, научное, религиозное, экологическое, бытовое, классовое, эстетическое, экономиче-ское);

2) по принадлежности субъекту сознания различают тендерное, возрастное, социальное (профессиональное, гуманитарное, техническое), личное, общественное, групповое;
3) По степени сформированности различают развитое и не развитое сознание.........


Список использованной литературы

1. И.А. Стернин. О понимании коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionate Sprachbetrachtung. Halle. 1989. S. 279-282 vfnglu.wladimir.ru/Rus /NetMag /new/v7/v7_ar06.htm
2. Язык и национальное сознание. Вып.1 Воронеж 1998. 2. З.Д. Попова, И.А. Стернин. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж 2001 стр. 256-257
3. Этнокультурная специфика языкового сознания». М. 1996; «Языковое сознание: формирование и функционирование». М., 1998: «Языковое сознание и образ мира». М., 2000 и др.
4. Язык и национальное сознание» (вып.1—6, Воронеж, 1998— 2004)
5. Языковое сознание и образ мира 2000, с. 24
6. Языковое сознание и образ мира, 2000. С. 24
7. И.Н. Горелов. Неберальные компоненты коммуникаций. М.,1980. стр. 159-164 Режим доступа: г. sgu.ru/faculties/ philological/ personalia
/gorelov_i_n.php15.11.2009г
8. И.Н. Горелов. Невербальные компоненты коммуникаций. М.,1980. стр. Ре-жим доступа:.
sgu.ru/faculties/philological/personalia/gorelov_i_n.php 15.11.2009г
9. Сборник статей /Отв. Ред. Н.В. Уфимцева/, М., 1996, с.с. 176 - 180. 182
10. М.А. Стернин О понятии коммуникативного поведения // Communicativ-functionalе sprachbetrachtung. Halle.1989.S.279-282
11. Р.В. Серебрякова. Название статей положительно оценочные речевые акты в русском и английском коммуникативном поведении // Культура общения и её формирование. Вып.7. Воронеж, 2000
12. И.А. Стернин Язык и национальное сознание. Москва-Воронеж, 2002. - С. 44-51
13. Л.А. Тавдригидзе. Концепт русский язык в русской концептосфере // Язык и национальное сознание. вып. 3 Воронеж, 2002.-стр.78-86
14. Тавдригидзе Л.А. Концепт «русский язык» в русской концептосфере/ Язык и национальное сознание. Вып. 3. Воронеж, 2002
15. Овчинникова И.Г., Пенягин Е.Б. Наивная картина мира: возрастные изменения от 6 до 10 лет // Антропоцентрический подход к языку, Часть II, Пермь, 1985.- с.с. 173-185
16. Сахарный А.А. Введение в психолингвистику: Курс лекций. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 184с
17. Овчинникова И.Г., Пенягин Е.Б. Наивная картина мира: возрастные изменения от 6 до 10 лет // Антропоцентрический подход к языку, Часть III, Пермь, 1985.- с.с. 179-189
18. Овчинникова И.Г., Пенягин Е.Б. Наивная картина мира: возрастные изменения от 6 до 10 лет // Антропоцентрический подход к языку, Часть II, Пермь, 1994.- с.с. 193-110
19. А.А. Потебня Мысль и язык. полн. собр. соч., т.1, М, 1999.-стр. 196-215
20. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и ком-плексный анализ единиц лексического уровня // Коммуникативная стили-стика художественного текста: лексическая структура и идиостиль, 1984.- режим доступа:
libserv.tspu.edu.ru/index1.php?shag=50&id_katalog=32&ur1=58437
&u... 20.11.2009 г.
21. Солганик Г.Я. Значение слова и представление // Семантика слова и синтаксические конструкции, Воронеж, 1987, с.с. 5-15
22. Залевская А.А. Значение слова и возможности его описания // Языковое сознание: формирование и функционирование. Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. – М., 1998.- с.с. 95
23. Залевская А.А. Значение слова и возможности его описания // Языковое сознание: формирование и функционирование. Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. – М., 1998.- с.с. 96
24. (Залевская А.А. Значение слова и возможности его описания // Языковое сознание: формирование и функционирование. Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. – М., 1998.- с.с. 155
25. Психолингвистическое исследование), Воронеж, Изд-во Воронежского ун-та, 1990, 135с.
26. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999 - 158с
27. Горошко Е.И. Особенности мужской и женской ассоциативной картины мира в русском языке // Wiener Slawistischer Almanach, N40, 1997, p.p. 203-24. Режим доступа: textology.ru/article.aspx?aId=97, 31.11.2009
28. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность, М., Наука, 1986
29. Горошко Е.И. Особенности мужской и женской ассоциативной картины мира в русском языке // Wiener Slawistischer Almanach, N40, 1997, p.p. 203-246. Режим доступа: textology.ru/article.aspx?aId=97, 30.11.2009
30. Золотова Н.О. Специфика ядра лексикона носителя английского языка (на материале “Ассоциативного тезауруса английского языка”): Атореф. дис. …канд. филол. наук, Одесса, 1989.- стр.
31. (Н.И. Береснева Модель внутреннего лексикона в позднем онтогенезе (Ассоциативный эксперимент). Диссертация кандидата филологических наук, Пермь, 1997. защищена 10.07.1998 года: утв. 10.08.1998 / Н.И. Береснева Москва., 1997.- с.115. Библиогр.: с. 107-115
32. Залевская А.А. Исследование направленных ассоциаций в русском и анг-лийском языках // Проблемы английской филологии и психолингвистики. Ка-линин, КГУ, 1972, Вып. 1
33. Залевская А.А. Межъязыковые сопоставления в психолингвистике: Учеб. пособие. Калинин, КГУ, 1979.- стр. 152
34. Залевская А.А. Психолингвистический подход к исследованию связей между словами // Сборник докладов и сообщений лингвистического общества. Калинин, КГУ, 1973. Т.3, Вып.1
35. И.А. Стернин Этнокультурная специфика языкового сознания 1996. Режим доступа: refs.su/refssu-62394.htm.-20.02.2010
36. Караулов Ю.Н. От структуры ассоциативного словаря к структуре языковой способности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Филология. Журналистика. 1994а, №1, с.с.15-26
37. Уфимцева Н.В. Русские: опыт ещё одного самопознания // Этнокуль-турная специфика языкового сознания. Сборник статей /Отв. Ред. Н.В. Уфимцева/ М., 1996, с.с.139-162
38. Сиромолот М. Образ времени в русской и американской культурах // Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 1-3 июня 2000г. / Редактор Е.Ф. Тарасов. – М., 2000, с.с. 225-226.
39. Уфимцева Н.В. Языковое сознание и образ мира славян // Языковое сознание и образ мира, М., 2000, с.с. 210 – 239
40. Боргоякова А.П. Элементы традиционного мировоззрения в языковом сознании хакасов // Языковое сознание и образ мира, М., 2000, с.с. 237 – 247
41. Мруэ З. Комбинаторика ассоциативных портретов (на материале арабского и русского языков) Автореф. дис. ...канд. филол. наук, Москва, 1998, 29с.
42. Ершова Т.А. Русско-немецкие ассоциативные портреты (опыт интерпретации) Дис. …канд. филол. наук, М., 1998, 149с
43. Т.А. Ершова. Русско-немецкие ассоциативные портреты (опыт интерпретации) Дис. …канд. филол. Наук: 07.00.02: защищена 22.01. 1998: утв. 22.02.1998 / Т.А. Ершова.-М., 1998.-с.230. библиогр.; стр. 109-110
44. Нгуен Тхи Хыонг. Мир в образах сознания вьетнамцев // Языковое сознание и образ мира, М., 2000, с.с. 220 – 236
45. А.В. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты, Москва, 1999, 205с
46. Дмитрюк Н.В. Формы существования и функционирования языкового сознания в негомогенной культурной среде, Автореф. дис. ...докт. филол. наук, Москва, 2000, 56-57с
47. Горошко Е.И. Специфика ассоциативного сознания некоторых групп русскоязычного населения Украины // Языковое сознание формирование и функционирование, Москва, 1998, с.с. 186-200
48. Горошко Е.И. Специфика ассоциативного сознания некоторых групп русскоязычного населения Украины // Языковое сознание формирование и функционирование, Москва, 1998, с.с. 186-200
49. Траченко О.П., Грицышина М.А., Овчинникова И.Г. Порождение ассоциаций и функциональная асимметрия мозга // Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 1-3 июня 2000г. / Редактор Е.Ф. Тарасов. – М., 2000, с.246
50. А.В. Попова Теоретические проблемы современного языкознания. Под ред. П-58 И.А. Стернина и М.А. Стерниной – Воронеж: «истоки» 2009 – 356с. 20 экз., с.122-126
51. О.И. Матьяш. Образование и культура в развитии современного общества: Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1- Новосибирск: Изд. ООО «БАК», 2009.- с.402-409
52. примерные программы основного общего образования. Русский язык.- М.: Просвещение 2009.-с.172.- (Стандарты второго поколения
53. Н.Ф. Голев. О содержании школьного курса. «Русский язык» // Русский язык (Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 2000. № 6.- с.9
54. Гуляева. Коммуникативное образованиев формированиимежкультурной компетенции. // Образование и культура в развитии современного общества: материалы международной научно-практической конференции. Часть 1 – Новосибирск: Изд. ООО «БАК», 2009, -с. 547-549
55. Е.М. Верещагин. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров – М., 1990.- с. 3
56. Гуляева. Коммуникативное образование в формировании межкультурной компетенции. // Образование и культура в развитии современного общества: материалы международной научно-практической конференции. Часть 1 – Новосибирск: Изд. ООО «БАК», 2009, -с. 547-549
57. Е.В. Бондаревская. Прогностическая роль концепций личностно ориентированного образования в развитии целостной педагогической теории / Е.В. Бондаревская // Известия Южного отделения РАО – 1999. – Выпуск 1. – С. 3-9.
58. Л.И. Харгенкова. Этнокультурные и социолингвистические факторы в обучении русскому языку как иностранному. Автореферат… д.п.н. С. Петербург, 1997. – 18 с.)
59. Е.И. Беляева. Давайте перейдём на «ты»: прагматика межличностных отношений // Теоретические проблемы современного языкознания / Под ред. П – 58. М.А. Стерниной, М.А. Стерниной. – Воронеж: «Истоки», 2009. – 356. – 200 экз.- с. 146-147
60. Е.И. Беляева. Давайте перейдём на «ты»: прагматика межличностных отношений // Теоретические проблемы современного языкознания / Под ред. П – 58. М.А. Стерниной, М.А. Стерниной. – Воронеж: «Истоки», 2009. – 356. – 200 экз.- с. 146-147
61. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Программа по русскому языку. 5–9-й классы. Режим доступа:
fp.edu.ru/asp/card.asp?LinB=112 .-11.03.2010
62. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /А.И. Власенков, Л.М. Рыбникова.-8-е изд.-М.: Просвещение, 2002 – 350 с




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.