На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


диплом исследование влияния межличностных отношений в малой группе на эффективность совместной деятельности сотрудников.

Информация:

Тип работы: диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 20.5.2013. Сдан: 2012. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 3
Глава 1. Основные подходы к пониманию становления, развития и функционирования межличностных отношений 5
1.1 Исследование межличностных отношений и деятельности группе в стране и за рубежом 5
1.2 Социально-психологические явления в группе: роль и значение 14
Глава 2. Изучение внутригрупповых отношений персонала организации 28
2.1 Организация и методология исследования 28
2.2 Обобщение и анализ полученных данных 33
2.3 Рекомендации и мероприятия по оптимизации межличностных отношений сотрудников 44
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение 63

Введение

Актуальность темы обусловлена формированием гармоничных отношений в малой группе, влияющих на эффективность совместной деятельности сотрудников.
В социальной психологии, как в зарубежной, так и в отечественной существуют направления, посвященные изучению межличностных отношений сотрудников в малой группе с целью определения основ гармоничных отношений, влияющих на эффективность ее совместной деятельности.
Многие исследователи занимались изучением процесса реализации межличностных отношений в конкретных социальных структурах - Саммнер (1906), Уайт (1949), Хоманс (1950), Оллпорт (1950), Шериф (1958), Тибо и Келли (1958), Тернер (1975), Стефан (1985); С.Л.Франк (1929), И.А.Ильин (1935) и Б.Ф.Поршнев (1966), В.П.Позняков, А.В.Петровский и др. Большая роль отводилась специфическим условиям взаимодействия и влиянию этих условий на процесс построения межличностных отношений.
Благодаря этим исследованиям и данным, полученным в ходе работы над дипломным исследованием, открывается возможность увидеть за конкретным социально-психологическим контекстом сущность, роль и общие закономерности развития межличностных отношений, возникающих между сотрудниками в малой группе.
Все это позволяет сделать вывод об актуальности избранной темы и перспективности исследования изучения влияния межличностных отношений в малой группе на эффективность совместной деятельности сотрудников.
Целью дипломной работы является исследование влияния межличностных отношений в малой группе на эффективность совместной деятельности сотрудников.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Изучить современную научную литературу по психологии межличностных отношений;
2.Выработать методический арсенал и тактику ведения психологического исследования в условиях рыночных отношений;
3. Проанализировать специфику межличностных отношений как фактор эффективности совместной деятельности .персонала.
Объектом исследования является персонал организации ОАО «Ротак-Сервис» (три группы по 15 человек).
Предметом исследования являются влияния межличностных отношений персонала на эффективность совместной деятельности ее сотрудников.
Гипотеза исследования: межличностное взаимодействие в малой группе влияет на эффективность деятельности сотрудников.
Методология исследования:
1. Социометрическая методика исследования межличностных отношений.
2. Методика исследования продуктивности деятельности коллектива.


Глава 1. Основные подходы к пониманию становления, развития и функционирования межличностных отношений
1.1 Исследование межличностных отношений и деятельности группе в стране и за рубежом
Обзор литературных источников по проблеме исследования целесообразно представить в виде подтверждения текстуального повествования рассматриваемой темы дипломного исследования, с рассмотрением зарубежной и отечественной литературы по данной проблеме.
В социальной психологии, в основном зарубежной, сложилось более десятка крупных направлений, занятых изучением межличностного взаимодействия в социальных группах и межгрупповых отношений. К наиболее значительным можно отнести следующие:
Реалистическая теория группового конфликта Саммнера (1906), Уайта (1949), Шерифа (1958), Ньюкомба (1960) и Козера (1956), где теория исходит из потребностей личности в группе и считает, что в малой группе в условиях межличностного конфликта имеют несовместимые цели, связанные с овладением ресурсами.
Теория социального обмена. (Хоманс - 1950; Тибо и Келли - 1958; Блэлок и Уилкин - 1979). Здесь общественное поведение рассматривается, как обмен "социальных товаров", регулируемый критериями справедливого распределения этих товаров внутри групп.
Исследования межгруппового контакта (Оллпорт - 1950; Стефан - 1985; Кук - 1956) - это исследования на изучение специфических условий взаимодействия, которые повышают или снижают эффективность межличностного общения.
Исследованием проблемы конфликта и мира занимались Келман (1970), Боулдинг (1978), Грум (1983), Бэртон (1968) и Райт (1951). Направление объединяет в себе политологический, социологический, конфликтологический и психологический подходы к анализу отношений малых групп. Рассматриваются в основном экономические, политические, культурные механизмы функционирования малой группы, условия сосуществования разных внутригрупповых систем. Психологическая модель взаимодействия включает в себя активного индивидуального субъекта, противопоставленного группе, помогающей удовлетворить его потребности и направляющей его активность в общественно одобряемое русло.
Исследованием межличностных отношений в сфере управления организацией занимались Ливитт (1978), Лайкерт (1967), Браун (1978). Работы рассматривают проблемы повышения эффективности взаимодействия групп в организации.
Программы конфликтологических центров, занятых разработкой эффективных технологий разрешения сложных межличностных конфликтов. Это сеть разрешения конфликтов в Австралии, центр анализа и разрешения конфликтов университета Джорджа Мэйсона США, институт глобального мира и кооперации университета в Сан Диего США, фонд мира Ганди (Индия), северо-ирландская ассоциация конфликта и посредничества и множество других организаций.
Теория социальной идентичности. Дуаз (1973); Джерард и Хойт (1974); Тэджфел (1971); Тернер, (1975). Суть теории заключается в принадлежности индивида к определенной социальной категории, формировании, в связи с этим, чувства идентичности индивида с соответствующей совокупностью людей и появлении, таким образом, группового поведения. Опираясь на индивидуальные потребности, данная теория позволяет выяснить очень важные психологические механизмы межличностного взаимодействия.
В отечественной социальной психологии первой работой, специально посвященной психологическим механизмам отношений в малой группе, можно назвать работы Н.И. Шевандрина, И.А.Ильина (1935) и Б.Ф.Поршнева (1966). Они видели причину развития человеческого общества не в акте встречи двух личностей, относящихся как "я" и "ты", а в акте встречи двух общностей, относящихся как "мы" и "они". "Первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представления о "них".
Историко-теоретический анализ исследования совместной деятельности сотрудников в малой группе достаточно полно рассмотрен А.Л. Журавлевым в работе «Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений» (период с 60-ых годов по настоящее время). Цель данной работы - анализ развития исследований совместной деятельности и теоретические возможности (потенциалы) психологической концепции совместной деятельности.
Проблема совместной деятельности непосредственно стала разрабатываться в нашей стране в первой половине 60-х годов психологами Ф.Д. Горбовым и М А. Новиковым, которые рассматривали задачу комплектования малых групп (экипажей) для эффективного выполнения совместной деятельности в необычных условиях обитания человека (полеты в космос).
Исследования социальных психологов Ленинградского госуниверситета, проведенные в первичных трудовых коллективах (бригадах), были направлены на изучение таких феноменов как отношение к труду и удовлетворенность трудом, межличностные отношения и лидерство в коллективе. Цель этих исследований заключалась в оптимизации отношений и повышении эффективности трудовой деятельности коллективов. Данное направление наиболее интенсивно разрабатывалось под руководством Б.Г. Ананьева и Е.С.Кузьмина Н.В. Голубевой, Н.Н Обозовым, АА. Русалиновой, А.Л. Свенцицким, Э.С.Чугуновой.
Характеризуя период исследований 60-х годов, можно выделить следующие его особенности:
а) высокая степень детерминированности исследований совместной деятельности практическими потребностями и социальным заказом;
б) доминирование эмпирических и экспериментальных (лабораторных) исследований совместной деятельности позволило качественно улучшить их методическое оснащение, а разработанные аппаратурные методики "гомеостаг", "сенсомоторный интегратор", "арка", "кибернометр", а также многие бланковые методики и шкалы стали классическими и до сих пор используются социальными психологами;
в) были подробно изучены, хотя и отдельно взятые, но принципиально важные социально-психологические феномены, включенные в процесс совместной деятельности и оказывающие влияние на ее результаты: совместимость, сработанность, организованность малых групп, удовлетворенность трудовой деятельностью и коллективом, межличностные отношения, психологические типы лидерства и т.д.
Интенсивные эмпирические и научно-практические исследования в 70-е годы совместной деятельности естественным образом привели к накоплению данных и необходимости их теоретического обобщения. Под руководством К.К.Платонова была разработана психологическая теория групп и коллективов, принципиальное место в которой отводится целям и мотивам совместной деятельности групп. В его понимании, коллективами могут быть названы такие группы, которые объединяются "общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества".
Под руководством А.В. Петровского была разработана социально-психологическая теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе. В его понимании, все социально-психологические феномены в группе детерминируются (опосредствуются) содержанием совместной деятельности, но при этом главным предметом исследования в социальной психологии коллектива являются межличностные отношения.
Разрабатывая методологические проблемы социально-психологического исследования Г.М Андреева и А.В.Петровский сформулировали наиболее общий объяснительный принцип деятельности в социальной психологии: конкретные социально-психологические феномены (прежде всего групповые) могут быть поняты и объяснены, исходя из анализа содержания деятельности, которую выполняет личность или группа. Наиболее успешно принцип деятельности был реализован позднее во многих исследованиях социальной перцепции, межличностных отношений и общения, выполненных их учениками.
Обобщая многочисленные данные групповых экспериментов, Н.Н.Обозов разработал теоретическую модель (схему) регуляции совместной деятельности, которая включала три основных блока факторов: условия деятельности (характер задач, время совместной работы, уровень взаимосвязанности членов группы), уровни проявления личностных характеристик (особенно мотивации и направленности), а также степень подобия или различий участников совместной деятельности по личностным характеристикам (ценностным ориентациям, мнениям, установкам, мотивации и т.п.).
Важный вклад в теоретическое осмысление проблемы совместной деятельности внесли результаты исследований, выполненных под руководством Б.Ф.Ломова. Они были посвященных анализу изменений различных познавательных процессов (сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных и др.), вызванных переходом от индивидуального к групповому (совместному) выполнению деятельности. Было убедительно показано, что многие характеристики познавательных процессов трансформируются в условиях совместной деятельности.
В 70-х годах особенно интенсивно исследовались различные психологические феномены в группе, выполняющей совместную деятельность: организованность (А.С. Чернышев), эмоционально-психологические состояния (А.Н. Лутошкин), групповое волевое усилие (Л.И.Акатов), мотивация групповой деятельности (Е.И.Тимощук), сработанность (Н.Н.Обозов). Особое место в этот период занимают исследования Л.И. Уманского, посвященные различным формам организации совместной деятельности.
Давая оценку второму периоду (70-е годы) исследований совместной деятельности, можно отметить следующ........


Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., «Наука», 1994. - 324 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва, «Аспект Пресс», 2000.-376 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности. Изд-во МГУ, 1990.- 367с.
4. Борисов В.Н. Социально-психологический тренинг межличностного общения. Учебно-методическое пособие. Домодедово: «РИПК МВД России», 1995. - 87 с.
5. Горбов Ф.Д., Новиков М.А. Экспериментально-психологическое исследование группы космонавтов // Проблемы космической биологии. Т.4. М., Наука, 1965. - 17-26 с.
6. Горбунова М.Ю. Социальная психология. Учебное пособие. Саратов, 2004. - 356 с.
7. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 208 с.
8. Журавлев А.Л. Социальная психология. Учебное пособие. Изд. «ПЕР СЭ», 2002. - 351 с.
9. Коллектив и личность. Под ред. К.К. Платонова. М.: Наука, 1975.-263 с.
10. Крылов А.А. Психология. Учебник. М., ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.
11. Крысько В.Г. Социальная психология. Учебник для вузов. Изд-во «»ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. - 448 с.
12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1999. - 349 с.
13. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. // Метологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. - 151-164 с.
14. Межличностное восприятие в группе. //Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 113-114 с.
15. Немов Р.С. Психология. 1 кн.: «Общие основы психологии». М., «ВЛАДОС», 2003. - 688 с.
16. Обозов Н.Н. «Межличностные отношения». Изд-во Ленинградского университета, 1979. - 152 с.
17. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов //Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 121-174 с.
18. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М., 1984. с - 256
19. Петровский Л. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. - 58
20. Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода. //Вопросы психологии. 1981. №1 - 61 с.
21. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология». Изд-во «Речь, С.-П., 2000.- 198 с.
22. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. // Под ред. В.А. Бодрова. М.: ПЭР СЭ, 2003. - 768 с.
23. Прикладная социальная психология. //Под ред. А.Н. Сухова и А. А. Деркача. М.; Воронеж, 1998. - 688 с.
24. Психологическая теория коллектива. //Под ред. Л, В. Петровского. М., 1979. - 239 с.
25. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, «БАХРАХ-М», 2000. - 672 с.
26. Савва Л.И. Межличностное познание, общение и понимание. Мин. образования РФ, Магнитогорск, 2000 г. - 36
27. Смирнова О.Е., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекции. М., ГИЦ «ВЛАДОС», 2003. - 158 с.
28. Собчик Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений. Модифицированный тест интерперсональной диагностики Т. Лири. Методическое руководство. М., ВНИИИМТ, 1990 - 49 с.
29. Собчик Л.Н. Социально-психологическое изучение бригадной формы труда. М., «Наука», 1987. - 158
30. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. Ответ. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. - 142 с.
31. Социально-психологический климат в служебных коллективах. Методическое пособие под ред. М.И. Марьина. М.: ЦОКП МВД России, 2001. - 81
32. Софья Нартова-Бочавер. Психология личности и межличностных отношений. Изд-во «Эксмо-Пресс», М., 2001. - 417 с.
33. Уманский Л.И. Групповой сенсомоторный интегратор. // Вопросы психологии. 1969. № 1.
34. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2005 г. - 490 с.
35. Харшиладзе М.И. Влияние межличностных отношений на эффективность совместной мыслительной деятельности. Вопросы психологии, 1990. №5.
36. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М., ООО «Изд-во АСТ»; Харьков «Торсинг», 2004. - 734 с.
37. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. М., «ВЛАДОС», 1995. - 544 с.
38. Шутц В. «Социальная психология. М., 2002 - 246.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.