На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Методологические основы психологии

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Психология. Добавлен: 20.5.2013. Сдан: 2012. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
1. Методология в системе наук. Предмет, задачи и функции методологии наук. 2
2. Наука как объект металогического анализа. Специфика научного знания в психологии. 3
3. Методы научного познания. Характеристика методов научного познания 5
4. Понятие о базисных категориях психологии 9
5. Характеристика категорий образ 9
6. Характеристика категорий мотив. 9
7. Характеристика категории отношение 10
8. Характеристика категории переживание 10
9. Характеристика категории действие 10
10. Понятие о метопсихологических категориях 11
11. Характеристика категорий личночть 15
12. Характеристи категории деятельность 16
13. Характеристика категории общение 18
14. Понятие об объяснительной психологии 18
15. Характеристика принципа детерменизма. 19
16. Характеристика принципа системности 22
17. Характеристика принципа развития 24
18. Характеристика принципа единства сознания и деятельности 25
19. Ключевые проблемы психологии. Теоретический подход к их пониманию 26
20. Психофизическая проблема 29
21. Психофизиологическая проблема 30
22. Психогностическая проблема 31
23. Психопрактическая проблема 32
24. Классификация методов познания в психологии 32
25. Характеристика эволюционных теорий 38
26. Характеристика механистических теорий 38
27. Характеристика альтернативных психологических теорий 38
28. Характеристика теории деятельности 38
29. Характеристика современных теорий развития психики 39
30. Характеристика теорий познавательной деятельности 39
31. Характеристика мотивационных теорий 39
32. Характиристика современных теорий эмоций 48
33. Характеристика современных теорий эмоций и воли 58
34. Характеристика эмпирических методов в психологических исследованиях 58


1. Методология в системе наук. Предмет, задачи и функции методологии наук.
Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической практической деятельности, а так же учение об этой системе. Существует несколько классификаций методологического знания. Один из них это деление методологии на содержательную и формальную. Первая включает в себя следующие проблемы: законы порождения, функционирования и изменения научных теорий; понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структура и определенный состав методов науки; условия и критерия научности. Формальные аспекты методологии связаны с анализом языка науки, формальной структуры научного объяснения, описания и анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности, типологии систем знания и т.д. В связи с разработкой этого круга проблем возник вопрос о логической структуре научного знания и началось развитие методологии знания как самостоятельной области знания.
Структура методологического знания
4 уровня:
1.философская методология. Те философские знания, которые лежат в основе получения научных знаний. Анализ наиболее общих принципов познания и категориального строя науки в целом Функции: -определить условия и границы научности знания, определяет общие тенденции развития.
-мировозренческая интерпритация результатов науки с т.зрения той или иной картины мира.
2.общенаучные принципы и формы познания (то, что общее для всех наук)-- К общенаучной методологии относятся универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые не с какой-либо наукой, а применимые к широкому кругу наук (не расширяясь до общемировоззренческих установок). К этому уровню относятся, например- концепции системного научного анализа;- структурно-уровневый подход;- кибернетические принципы описания сложных систем и др.; содержательные общенаучные концепции (кибернетика, концепция ноосферы Вернадского.)-универсальные концептуальные системы (теория систем Л.фон Берталанфи)-методические концепции и методы (структурно-функциональный анализ, системный анализ, логический анализ..) Основная функция - скреплять общие науки
3.уровень конкретно-научной методологии. Конкретно-научная методология разрабатывает аналогичные (общенаучной методологии) проблемы в рамках конкретных наук - как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы. На уровне метода или конкретной методики психология использует группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. К организационным методам относят: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов и сравнительный метод. Уровень применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания. Вытекающие из него рекомендации носят выраженный дисциплинирован. хар-р. Эти уровни необходимо различать, т.к. можно избежать: -переоценки меры общности знания, придания философского и мировоззренческого значения частным теориям-механический перенос общих принципов на содержательные модели В результате интеграции происходит выделение методологических подходов, и часто происходит противопоставление (дихотомический анализ) К эмпирическим методам относят: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий), психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод. К методам психологической коррекции относят: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия. К методам обработки данных относят: количественный метод (математическая статистика, компьютерная обработка данных) и качетвенный метод (дифференциация материала по группам, его анализ и обобщение).
4.уровень методик и техник исследования. Вся исследовательская практика, описание способов получения и сбору эмпирических данных, эксперементы.
Объект - часть объективной реальности, на которую направлена исследовательская деятельность, т.е. процесс познания.
Предмет методологи - это основное содержание объекта познания, чему посвящено исследование и найти истинный результат.
Задача методологии - выявить основные элементы, условия, средства и действия, которые являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определенные научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное знание.
2. Наука как объект металогического анализа. Специфика научного знания в психологии.
Методология науки - это ее мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований. П - наука о психической деятельности, её закономерностях развития и функционировании. Объективная наука о субъективном мире человека и животных (в определении...Объектом психологического познания выступает психика человека, то есть, внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Предметом психологии, под которым подразумевается система понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. И эти следствия качественно отличаются от результатов других наук. Ведь познать нечто - значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. А в случае психологии это значит - научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями. При этом надо подчеркнуть, что познавая себя, человек будет себя изменять. Следовательно, психология - наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. Объект психологии - одна из самых сложных и пока ещё плохо определенных реальностей. В психологии совпадает субъект познания (кто познаёт) и объект (что познаётся). Объектом научного познания становится и сам процесс познания. Изменяется не только изучаемый объект, но и сам исследователь, узнав нечто новое о психике, он узнает и нечто новое о себе. Психолог не только изучает человека, но он также конструирует, помогает ему стать человеком, родиться как личность, развиваться. Эта созидательная функция несёт опасность манипулятивного подхода к человеку. Мировоззренческая нагрузка (ответы на вопросы о сущности личности, о природе человеческих ценностей, о смысле существования человека, его месте в мире. Психологи несут ответственность за достоверность результатов псих. обследований, моральный кодекс. В психологии параллельно существуют множество парадигм (допарадигмальная/полипарадигмальная стадия) - в психологии не произошло четкого размежевания научного и околонаучного, и псевдонаучного знания. Нет четких границ м/д научным и ненаучным. На уровне метода или конкретной методики психология использует группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. К организационным методам относят: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов и сравнительный метод. К эмпирическим методам относят: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий), психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод. К методам психологической коррекции относят: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия. К методам обработки данных относят: количественный метод (математическая статистика, компьютерная обработка данных) и качественный метод (дифференциация материала по группам, его анализ и обобщение).
3. Методы научного познания. Характеристика методов научного познания
Метод - это система предписаний, направленных на теоретическое и практическое освоение действительности. Структура научного метода - это единство субъективных (проявление активности субъекта познания) и объективных (выявление закономерности реальности, которая образует содержательные характеристики метода.) его сторон. Обоснование метода-совокупность действий учёного на адаптацию методов к исследовательской проблеме и характеру познавательной ситуации в целом. В зависимости от того, насколько будет обоснован метод, настолько зависит его продуктивность, т. е. соответствие метода, средств предмету и проблеме. Метод развивается всегда и это задача любого исследователя. Функции метода: репродуктивная; систематизирующая; конкретизирующая (конструкционно-организующая); обосновывающая. Критерии научности метода: соответствие метода содержанию объекта и предмета; обеспечение познавательной продуктивной активности, адекватности познавательной активности субъекта на объект; обеспечение системности полученного знания и его включение в готовое знание; возможность осуществления проверки, полученного на его основе знания; обеспечение приращения нового знания; способность метода расширять знания и самому расширяться как система знаний на основе полученной системы знаний; адекватность метода в исследовании широкого класса подобных явлений; возможность применения для междисциплинарного синтеза. К эмпирическим методам относятся одновременно наблюдение, описание, измерение и практический эксперимент. Теоретическими методами являются идеализация, мыслительный эксперимент, анализ-синтез, восхождение от абстрактного к конкретному.
Способы деятельности, с помощью которых мы получаем новое знание, и есть методы научного познания. Для получения истинного, достоверного знания необходимо знать, как это сделать. Именно поэтому методы научного познания были предметом пристального влияния всех мыслителей со времен античности.

Арсенал методов, используемых современной наукой, достаточно широк. Существуют разные принципы классификации этих методов, но чаще всего она осуществляется по двум основаниям.

I. По сфере применения и универсальности методов:

1) конкретные методики, универсальность которых не может перейти границу отдельных научных проблем;

2) частнонаучные методы обладают большей степенью универсальности в смысле применимости к достаточно широкому кругу проблем в рамках одной науки;

3) общенаучные методы (междисциплинарные методы), которые могут быть использованы в различных отраслях научного знания;

4) всеобщие методы познания, обладающие наибольшей универсальностью (прежде всего, методы логического познания).



II. По области применения методов с точки зрения основных уровней логического познания (эмпирического и теоретического) достаточно четко выделяются:

1) методы эмпирического познания, с помощью которых осуществляется процесс накопления и проверки фактов;

2) методы теоретического познания - по сути, методы построения теории;

3) методы, которые могут быть использованы как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне; основу этих методов составляют так называемые общелогические методы познания.

Основные методы эмпирического познания.

Научное наблюдение должно быть четко, строго организовано, продуманы средства наблюдения и т. д. Строгое соблюдение всех требований может обеспечить высокий уровень достоверности полученных результатов.

Описание должно осуществляться на основе строгого научного языка в терминах той науки, в которой оно используется.

Измерение - важный метод. Наука разработала очень точный инструментарий измерений, который позволяет получать максимально точные характеристики изучаемых предметов и процессов. Необходимы также измерительные эталоны (СИ).

Эксперимент - «конек» современного естествознания. С помощью эксперимента удается повысить достоверность полученных знаний. Он позволяет многократно воспроизводить одни и те же взаимодействия и более четко фиксировать закономерности, обнаруживаемые в ходе этих взаимодействий. Но эксперимент, несмотря на свою эффективность, имеет свои пределы. Не все объекты удается подвергнуть эксперименту. С другой стороны, всегда есть вопрос о последствиях эксперимента, о финансовой стороне. Серьезные ограничения эксперимент имеет в социальной сфере, где он заключает в себе большую опасность.

Методы теоретического познания (методы построения теорий) довольно многообразны в зависимости от предмета наук и определяются его спецификой.

Дедуктивно-аксиоматический метод. Из набора аксиом дедуктивно выводится теория. Изменение, какого - либо одного постулата в корне изменяет теорию.

Исторический метод - описание исторического процесса возникновения, становления, развития какого - либо объекта - лежит в основе исторических наук.

Логический метод - это тот же исторический, но очищенный, рафинированный. Он выявляет самое существенное, главное в каком - либо процессе.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному был сформулирован Марксом.

Общелогические методы и приемы исследования.

Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные часта.

Синтез - их объединение в единое целое.

Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления, с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности. Данные объекты - весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов, некоторые их предельные случаи, служащие средством их анализа и построения теоретических представлений о них.

Индукция - движение мысли от единичного к общему.

Дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному.

Аналогия - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами, на основании чего делается соответствующий вывод - умозаключение по аналогии. Аналогия дает вероятностное знание.

Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на др. объекте - модели, аналоге того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) - оригинала модели. Между моделью и объектом должно быть известное подобие - в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны - предметное (физическое) и знаковое, важная форма которого - математическое (компьютерное) моделирование.

Системный подход - совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем:

1) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;

2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;

3) исследование механизма взаимодействия системы и среды;

4) изучение характера иерархичности, присущего данной системе;

5) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;

6) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Среди философских методов наиболее древними являются диалектический и метафизический. К их числу также относятся аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. Предпринимаются попытки соединить разные методы.
4. Понятие о базисных категориях психологии
Категория - наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения предметов и явлений объективной действительности.
Психологические категории делят на 2 группы:
• Базисные (образ, мотив, действие, отношение, переживание, индивид)
• Метапсихологические. (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, «Я»)
Психологические категории не существуют отдельно, независимо друг от друга, между ними существует связь и соотношение.
Категориальная система психологии - система категорий, с помощью которых осуществляется структурирование и содержательное описание психосферы
5. Характеристика категорий образ
Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма психического явления. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели.
6. Характеристика категорий мотив.
Категория мотива. Мотив - это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле - это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.
7. Характеристика категории отношение
Отношение
В силу своей всеобщности этот термин приобретает предметно-содержательный характер только в случае его интерпретации применительно к какой-либо определенной системе: формальной (в логике и математике), материальной, социальной, духовной и др.
Термин "отношение" может быть принят при условии выделения в предмете психологической науки особого содержания, для отображения и изучения которого его следует признать, во-первых, более адекватным этому содержанию, чем какой-либо иной, и, во-вторых, несущим категориальную нагрузку.
Доминирование в категории отношения значимой для субъекта направленности на объект, в качестве которого могут выступать не только материальные вещи, но также и феномены культуры, духовные ценности, другие люди, сам субъект.
Категории отношения присущи такие признаки, как заданная субъектом векторизованность психического акта, избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действия и др.
8. Характеристика категории переживание
Переживание (Дильтей)
К проблеме переживания первым в советской психологии обратился Выготский. Роль первоэлемента предметной области психологии отвел переживанию другой отечественный лидер изучения теории психологии С.Л.Рубинштейн. В переживании представлено субъектное начало сознания, столь же первичное, как и знание, в котором воплощено его объектное начало. Именно признак первичности придает понятию о переживании категориальный смысл, ибо не из каких других реалий оно не может быть выведено. Рубинштейн выделяет два типа (или уровня) переживаний. Исходный уровень охватывает все непосредственно испытываемые субъектом психические состояния в качестве данных ему, как никому другому. Слепой не познает красочности мира. Это можно только пережить. Но человеку присущи и другие переживания, а именно те, которые становятся событиями его внутренней жизни.
9. Характеристика категории действие
Категория действие - единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели.
Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности.
Структура Действия включает 3 основных компонента: а) принятие решения; б) реализация; в) контроль и коррекцию.
10. Понятие о метопсихологических категориях
МЕТАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Личность - важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются, интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.
А.Н.Леонтьев писал: личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это - исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им.
Личность есть особая - идеальная - форма бытия человека, придающая ему свойство субъективности, то есть способности быть причиной себя, воспроизводить свое бытие в мире.
Деятельность
Всеобщей характеристикой жизни является активность - деятельное состояние живых существ как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении. Оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения.
Деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его активности.
Внутренние:
Мотивационная основа.1.Подлинным субъектом его активности выступает не он сам, а нечто в нем самом, что на поверку оказывается интересами и ожиданиями другого человека, который выступает истинным субъектом его активности. 2. субъект активности - это "Я другого во мне", когда "присутствие" другого ощутимо и может переживаться как своего рода вторжение в свой внутренний мир. Вместе с тем возможны ситуации, когда интересы другого вполне совместимы с собственными интересами человека. 3. субъект активности таков, что он не отождествим ни с кем из людей конкретно - надындивидуален. Но в то же время он имеет отношение к каждому, выражая собой то, что должно быть свойственно всем людям - "человеческое в человеке": совесть, разум, добро, честь, красоту, свободу. 4. Субъект активности безличен и отождествляется с природным телом индивида ("не Я"): он погружается при этом в стихию природного. В психологических концепциях это активное начало обозначают термином "Оно" (З.Фрейд) и рассматривают как средоточие сил любви (инстинкт продолжения рода) и смерти (инстинкт разрушения, агрессии).
категория "потребность" К человеческим потребностям относятся его читальные нужды и устремления (от vita - жизнь): необходимость в пище, воде, во сне, телесных контактах, чувстве безопасности, продолжении рода и т.п.; социальные интересы: необходимость принадлежать группе других людей, вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным статусом, лидировать или подчиняться и т.п.; и, наконец, экзистенциальные побуждения: "быть субъектом собственной жизни", творить, чувствовать самоидентичность, подлинность своего бытия, развитие и т.п. Процесс удовлетворения потребностей субъекта предполагает достижение им тех или иных целей. В русском языке слово "цель" фигурирует в двух основных значениях: 1) мишень; 2) то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно быть осуществлено.
Цель деятельности есть предвосхищение ее результата, образ возможного как прообраз действительного. в целях, предвосхищено возможное будущее. оно соотносится с самим субъектом; Цели активности ориентированы вовне, в них предвосхищен результат, который должен существовать объективно - будь то художественное полотно, выточенная деталь, доказанная теорема, организационное решение или что-то подобное. Цели, воплощаясь в продуктах активности, не теряют при этом своей принадлежности к миру субъекта: они субъективны по форме, но объективны по своему содержанию. цели человеческой активности всегда сознаваемы. Цель есть предвосхищаемый в сознании результат, доступный пониманию самого субъекта, а также - других людей. Процесс осуществления деятельности предполагает использование человеком определенных средств в виде всевозможных приспособлений, инструментов, орудий..
Внешние:
для обозначения смыслового акта поведения лучше использовать термин "деятельность". Выделить в поведении то, что соответствует интересам действующего лица, - значит расшифровать поведение как деятельность.
Деятельность - наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности - целостный мотивированный акт поведения. Результатом деятельности является динамика переживаний, выражающих отношение между субъектом потребности и ее объектом. Деятельность, совершаемая человеком, становится объектом переживаний других людей, получает этическую оценку: оценивается как бескорыстная или своекорыстная, добросовестная или недобросовестная, оправданная или неоправданная - словом, выступает в ранге поступков. Деятельность человека реализуется и его действиях.
Предметное действие (в дальнейшем - действие). Этим термином описываются процессы поведения, соответствующие целям, которые ставит субъект. Действия осознанны, ибо осознанна их цель. Осознан и объект, на который направлено действие.
Действие в составе активности является более дробной единицей ее анализа, чем деятельность; однако и оно может быть представлено в виде сочетания более мелких фрагментов поведения - операций. Когда поведение рассматривается в его взаимосвязи с инструментальной основой деятельности, оно выступает как последовательность операций. Построение взаимодействий между средствами, отвечающими цели субъекта, относится к области операций. Они сообразуются с материалом и инструментами действий, причем одно и то же действие может осуществляться с помощью совершенно непохожих друг на друга операций.
Общение
Как и все метапсихологические категории, "общение" выступает в качестве междисциплинарного предмета познания, к которому обращены многие другие науки: лингвистика (и в особенности психолингвистика), информатика, герменевтика, педагогика и др. Это в значительной степени объясняет многоплановый характер категории общения.
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношении, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология,
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношений - это углубленное изучение различных социальных фактов.
Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание.
Итак, общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности (коммуникативная сторона общения). Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, то есть говорить на "одном языке". Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т.д.), известны участвующим в общении лицам.
Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен не только словами, но и действиями. Вступая в общение, то есть, ........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.