На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ОРИЕНТИРОВКИ НА РЕБЕНКА В СТРУКТУРЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БЕРЕМЕННОСТИ.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 20.5.2013. Сдан: 2008. Страниц: 65. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3 стр.
ГЛАВА1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА
1.1 Исторический экскурс отношения к беременности и родам в культуре и в науке…………………………………………………………………………………………6стр.
1.2. Модель внутренней картины беременности………………………………………..16стр.
1.3.Психологическое содержание ориентировки на ребенка в структуре внутренней картины беременности………………………………………………................................25стр.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ОРИЕНТИРОВКИ НА РЕБЕНКА В СТРУКТУРЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БЕРЕМЕННОСТИ.
2.1.Методологическое обеспечение исследования внутренней картины беременности………………………………….…………….……………………………..34стр
2.2.Обсуждение результатов экспериментального исследования феноменологии ориентировки беременной женщины на ребенка………………………………………..40стр
2.3. Сравнительный анализ феноменологии ориентировки беременных женщин на ребенка по группам.……………………………………………………………………….49стр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………..... ………………………………………..60стр ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………..63стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….


Введение.

Материнство - удивительное состояние женщины, открывающее перед нею огромный мир, мир любви, мир детства, мир иных красок, иной музыки. Не каждая женщина может обладать положенным ей правом стать матерью, и не каждая женщина, к сожалению, может выдержать испытания, уготованные ей природой. Беременность, роды, бессонные ночи, кормление, новые заботы порой вызывают у женщины чувство страха, неуверенности, лишают привычного комфорта. Безусловно, женщине в столь трудный и радостный для нее период необходима не просто высококвалифицированная медицинская помощь, но прежде всего психологическая. Но как показывает практика, медицинское сопровождение будущих мам не всегда находиться на высоте, а о психологическом - вообще забывается.
До последнего времени в нашей стране и за рубежом изучение беременности, родов часто сводилось к изучению физиологических процессов, соответствующих различным этапам данного периода. Исследования в русле психологии беременности интенсивно стали проводиться только в последние два десятилетия, и количество работ посвященных данной проблеме пока ограничено. Несмотря на интерес исследователей к психологии беременности, многие вопросы пока не освещены. Актуальность исследований в области перинатологии обусловлена неразработанностью и противоречивостью теоретических и методологических положений в трудах зарубежных и отечественных ученых; необходимостью обобщения накопленного в различных регионах России положительного опыта психопрофилактики и психокоррекции при беременности и родах. Актуальность нашего исследования заключается в проблематичности психологического сопровождения беременности женщин с очень низким уровнем мотивации к подготовке к родам, что ведет к высокому уровню травматичности в современном родовспоможении. Научная новизна определяется подходом к определению содержания ориентировки женщины в состоянии беременности через включение в это состояние ребенка, а также в смене позиции ребенка в сознании женщины с объектной на субъектную.
В литературе последних десятилетий имеется большое число работ, подтверждающих, что от психологического состояния женщины во время беременности во многом зависит физиологическое течение беременности и родового акта, состояние плода и новорожденного. Обнаружено, что частота и характер осложнений периода беременности находятся в прямой зависимости от психического статуса: у женщин с неврозами, нервными и психическими заболеваниями осложнения в течение беременности и родов встречаются в 6 раз чаще, чем в популяции. В возникновении многих осложнений беременности прослеживается четкая связь с психотравмирующими ситуациями. Таким образом, уже не вызывает сомнений положение о том, что факторы психологической природы играют большую роль в этиологии осложнений беременности.
Беременность, как правило, рассматривается как процесс, идущий на грани с патологией. Рождение ребенка в большинстве случаев происходит в отрыве от семьи, за стенами клиник. «Сегодня мы можем видеть печальную картину отчуждения родителей от своих детей, начинающуюся с внушения беременной женщине статуса пациентки со всем сопутствующем комплексом страхов, связанных с отрывом женщины от семьи при родах в больнице, страхом физического состояния, страхом, связанного с профессиональной деятельностью, межличностные страхи и т.д». В этой ситуации включение ребенка в общую психологическую картину беременности, с нашей точки зрения, становится спасением, с одной стороны, от бездуховности самого важного в жизни человека процесса рождения, с другой, от психологической и тесно с нею связанной физиологической травматичности родового процесса.
На протяжении четырех лет мы исследовали различные аспекты психологии беременности и родов, начиная с тревожности и страхов и их влияния на протекание родового процесса, заканчивая психологическим курсом формирования ориентировки матери на будущего ребенка. В ходе проведения психологического курса мы увидели, что ориентировки могут быть разные, и зависят они возможно от разных обстоятельств: и от мотивации, и от прошлого опыта, и от социальной ситуации, и от преморбидных свойств личности беременной женщины, и от уровня развития личности и т.д..
Полученные данные нас заинтересовали, и поэтому целью нашего дипломного исследования стало описание феноменологии различных моделей ориентировки на ребенка у беременных женщин с разной социальной ситуацией протекания беременности.
Ведущей гипотезой в нашем исследовании является предположение о том, что сознательная ориентировка на ребенка как возможное психологическое новообразование периода беременности и родов социальна по генезу, опосредована по структуре и произвольна по способу функционирования. Она появляется на фоне общей гуманизации общественных отношений и может стать важным психологическим фактором в решении проблем родовспоможения.
Объектом исследования является внутренняя картина беременности и родов (ВКБер).,
Предмет исследования: ориентировка на ребенка в структуре внутренней картины беременности.


Теоретические задачи данной работы:
1. Рассмотреть исторический экскурс отношения к беременности и родам в культуре и в науке.
2. Построить модель внутренней картины беременности.
3. Описать психологическое содержание ориентировки на ребенка в структуре внутренней картины беременности.
Практические задачи данной работы:
1. Разработать схему экспериментального исследования.
2. Определить и обосновать, выбранную нами «батарею» методик.
3. Проведение экспериментального исследования.
4. Обработка и анализ результатов.
5. Построение модели внутренней картины беременности в структуру, которой входит ориентировка на ребенка.
Методологическим основанием является культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, клинические положения Лурия Р.А, Николаевой В. и др., а также положения перинатальной психологии Филлиповой Г.Г.


ГЛАВА 1. Психологические особенности перинатального периода.

В данной главе мы рассмотрим культурно - исторический аспект родов, представим различные позиции и взгляды на беременность и роды, отношение к ребенку, начиная от Гиппократа и заканчивая нашим временем. Это нам необходимо для понимания культурно-исторического генезиса представления современной науки и практики о беременности и родах. Во втором параграфе мы подробно рассмотрим психологическую сторону протекания и отношения к беременности, родам и к ребенку через понятие внутренняя картина беременности. С одной стороны, содержание внутренней картины беременности раскрывает перед нами культурную опосредованность данного психологического новообразования, с другой - позволяет увидеть его структуру для изучения и коррекции. В этом параграфе мы определим место и содержание ориентировки на ребенка в структуре внутренней картины беременности. Третий параграф будет посвящен построению моделей ориентировки беременной женщины на своего ребенка на основании различных комбинаций развития основных компонентов внутренней картины беременности.


1.1 Исторический экскурс отношения к беременности и родам в культуре и в науке.
Существуют различные взгляды и точки зрения на роды. На самом деле страх и отношение к родовой деятельности формировалось испокон веков. В данном параграфе мы попытаемся проследить динамику взглядов, культурных позиций к такому явлению как беременность и роды, начиная от Гиппократа и заканчивая нашем времени. Это даст нам возможность понять, откуда же все - таки сложилось представление о современных родах.
Во времена Гиппократа, четыре или пять веков до нашей эры, существовали разные точки зрения на роды. В Египте, три тысячи лет до нашей эры, женщинам в родах помогали священники. Многие народности в прошлом прибегали к магии колдовства, и, благодаря силе внушения, часто очень успешно. Из сохранившихся писаний мы узнаем, что для того, чтобы женщина родила быстрее, нередко использовали различные травы и снадобья. Можно предположить, что даже первобытные люди помогали женщинам в родах в соответствии с обычаями того времени. Гиппократ жил очень давно, с 460 до 355 гг. до нашей эры, но именно он первым осознал, что "мы сами лекари своих болезней"[34] - т.е. он утверждал, что гораздо проще предотвратить заболевание, чем вылечить его. Гиппократ указывал, что повседневная программа самодисциплины здоровой личности должна обязательно включать диету, физические упражнения, свежий воздух. Следует не забывать о простых житейских вещах, предупреждающих и нейтрализующих заболевания, и, возможно, тогда не придется использовать лекарства, ну а уж хирургическое вмешательство должно быть последним средством. Многих из нас, удивит, что эти вещи были написаны так давно!
Учение Гиппократа основано на законах природы, как их понимали в то время. А это было время исследования тайны источника жизни, секретов ее поддержания и воспроизведения. Гиппократ старался обучать акушерок. Он не находил места страху при родах, за исключением тех патологических случаев, которые могли бы возникнуть после допущенных погрешностей. Такая уверенность базировалась на признании, что воспроизведение рода человеческого выполняется по естественным законам природы. Студентам и врачам того времени часто внушалось: "Всегда, когда можно, воздерживайтесь от вмешательства"[34]. Утверждение применялось и к женщинам, наблюдавшимся в родах. Важно понять, что с тех пор в физиологии родов не изменилось ничего. Процесс рождения ребенка - это претворение в жизнь законов природы. Однако современная наука так не считает, но об этом позже.
В работах Аристотеля (384-322 г.г до н.э) мы находим точные и верные наблюдения за родами. Он, вероятно, был первым, кто утверждал, что в биологической памяти женщины уже заложено желание иметь ребенка. Великий натуралист, он первым исследовал развитие цыпленка внутри яйца. Он претворял в жизнь принципы греческих акушеров, основанные на человечности [34]. Создав примерно в 79 г. знаменитый трактат по акушерству, он стал величайшим из всех древних акушеров-клиницистов и был почитаем, как самый главный авторитет в акушерстве и педиатрии. Он отбрасывал все суеверия, связанные с родами, призывал уважать чувства женщины. Он никогда не упоминал слово "страх", он не ждал его появления, даже если случались некоторые отклонения в выполнении естественных функций организма.
Однако очевидно, что о боли при родах говорили и раньше, но только при возникновении каких-то осложнений, отклонений от естественного хода событий. Но боль воспринималась как естественная реакция организма, а вот страх появлялся уже как психологическая реакция. Страх - это эмоция, берущая начало из примитивного инстинкта выживания, это естественная защитная реакция, побуждающая человека избегать опасности. Что удивительно: мысль, что страх при родах - это неестественное, патологическое и губительное состояние, оспаривается чаще в Европе, чем где-либо еще. Те, кто много путешествует и бывал среди народностей, не столкнувшихся еще с европейской цивилизацией, обнаруживали, что там страх родов волнует только небольшой процент населения. Это, кстати, подтверждает то, что мы читаем в работах древнейших исследователей: те, кто страдает в родах от страха, имеют на то особую причину. Если беременная женщина боится родов, то нужно как можно быстрее определить источник страха. Сделать это очень важно, потому что между страхом и болью существует очень тесная связь. Кроме всего прочего, необходимо обратить внимание, не влияют ли на будущую мать суеверия или религиозные обычаи той этнической группы, к которой она принадлежит. Страх, испытываемый по религиозным убеждениям, нарушает психическую и физиологическую целостность родов. Любой излишний страх - это патологическое состояние.
Таким образом, мы видим, что уже во времена Аристотеля выявили тесную связь между страхом и болью. Именно тогда впервые обратились к чувствам женщины.
Примерно в третьем столетии нашей эры в западной цивилизации произошли существенные перемены, обусловленные искажением более ранних иудаистско-христианских учений. Общеизвестно, что христианская церковь средневекового периода более чем что-либо иное за последние две тысячи лет, затормозила развитие медицины. Хотя один из принципов христианского учения гласит, что мы должны навещать сирот и вдов в их печали и исцелять больных, но священники средневековья обвиняли человека, исцеляющего больного, в самонадеянности, в возвеличивании себя до Бога. Это возвращало к язычеству, где молитва и пост были лекарствами на все случаи жизни. Лекарства и снадобья также получались из церквей и монастырей, у священников было исключительное право выписывать и распределять их. Изучение законов природы и вера в них считались оскорблениями Церкви. Все книги по медицине, включая и труды Сорануса, были конфискованы и запрятаны в монастырях. Когда пала Римская империя, вся медицина опустилась до уровня суеверий, легенд, бальзамов, припарок и талисманов. Больные лечились недолго: они или умирали, или выздоравливали сами. По сравнению с жестокостью средневековья даже обряды язычества казались простыми, приятными и приемлемыми. Невежество тех, кому давалось право присматривать за женщинами во время родов, доводило их до ужаса. В течение тысячи лет, вплоть до 1520 г., ответственность за роды была полностью узурпирована церковью. Ни одному человеку не было позволено заботиться о женщине в родах, кроме как пастырю или пастуху, который ухаживал за больными животными. Роды рассматривались как последствие плотского греха, который искупляется страданиями. Какие бы затруднения ни имела женщина, что бы с ней ни случалось в процесс е родов, для церкви, согласно ее нравственным принципам, нужна была только жизнь ребенка. Если женщина умирала, то ребенка нередко извлекали через брюшную стенку [34].
Итак, мы видим, что развитие религии перечеркнуло все достижения мировой медицины и весь богатый культурный опыт естественных родов. Приход христианства - это шаг назад в медицинской науке и практике родовспоможения. Женщина становится «аппаратом» для рождения ребенка, которому уделялось особое внимание, как духовно чистому и непорочному существу.

Шестнадцатый и семнадцатый века. Примерно в 1513 г. немец Ючариус Роэсслин обнаружил спрятанные работы Сорануса и других древних медиков - исследователей. Примерно в 1515 г. он написал первую книгу по акушерству, составив свой манускрипт из тщательно отобранных работ проницательных врачей и мудрых философов прошлого. Его книга - это монументальный труд о родах с примерами, непосредственно взятыми из жизни. Через девять лет после ее публикации доктор Вейс из Гамбурга, полагая, что о родах все же слишком мало известно, к тому же, имеющиеся знания взяты исключительно только из книг, решился сам понаблюдать рождение ребенка. Так как мужчине в то время не позволялось участвовать в родах, закон был крайне непреклонен, он оделся, как акушерка. Его наблюдения были бесценны. Снова появился прогресс в акушерстве. Но вскоре врач Вейс был разоблачен другими акушерками, и о нем доложили властям. За это преступление, за эту "ересь" доктор Вейс из Гамбурга был заживо сожжен на костре. Почти до 1580 г. лишь пастырям и пастухам было позволено участвовать в родах, врачам еще не разрешалось помогать акушеркам. Двести пятьдесят лет назад врачи, наконец-то, стали принимать отдельные роды, ну, а позже и хирурги нашли приложение своему искусству. Однако чувства женщины по-прежнему в расчет не принимались. В так называемую эпоху религиозной веры шестнадцатого и семнадцатого веков в Англии, если случались какие-то осложнения в родах, было принято крестить ребенка до рождения, таким образом, спасая его душу. Ребенка орошали святой водой, факты материнской смерти еще не привлекали внимания. В шестнадцатом и семнадцатом веках мы наблюдаем ране установленное отношение к родам и женщине. Чувства, желания, состояние женщины, по-прежнему не учитываются. Однако, произошел прогресс, роды стали принимать не пастыри и пастухи, а врачи, что существенно изменило ход и исход родов[34;35].
В Библии, наиболее содержательном историческом писании отмечается, что роды - это мучительное и болезненное испытание. В Книге Бытия 3:16 Господь говорит Еве: "Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь ты рожать детей". Этот отрывок известен, как "Проклятие Евы". Из него выходило, что каждое рождение автоматически будет сопровождаться несчастьем, болью и печалью. Ссылаясь именно на эту главу, многие люди до сих пор придерживаются мнения, что учение об естественных родах противостоит Библии. Женский страх до сих пор поддерживается молитвенником, который практически не изменился с 1662 г.. Существует даже специальная служба, известная, как "Молитва женщины", которая содержит благодарение женщиной Господа после родов и заканчивается такими словами: "О, Господь Всемогущий, я покорно благодарю тебя за то, что ты помог мне разродиться и избавил от великой боли и опасности...".
Из выше прочитанного мы видим, что роды проходили под пристальным присмотром церкви, где женский страх поддерживался молитвенниками. Также мы видим, что женщины были ориентированы больше на себя, нежели на ребенка. Об этом свидетельствует молитва, которую родившая должна говорить после родов: «Спасибо Господи, что ты позволил мне пройти невредимой через весь этот ад... ты специально и создал меня, хотя и сделал ее опасной и болезненной»[9]. Таким образом, перед беременной уже изначально стояла установка на болезненные и опасные роды.
Начиная с 19 века подобного рода позиция на роды изменилась. С 1847 г. роды стали казаться для женщин более светлым событием, так как именно в это время Джеймс Симпсон открыл хлороформ, тем самым, положив начало эры обезболивания. Церковь жестоко критиковала Симпсона за обеспечение обезболивающими средствами женщин при патологических родах. Высокие церковные сановники с гневом писали: "Хлороформ - это ловушка Сатаны. Сатана якобы хочет осчастливить женщину, но на самом деле стремится к тому, чтобы в трудные минуты жизни она обращалась за помощью не с молитвой к Богу, а к нему. Это приведет к ожесточению общества". Но, как бы то ни было, анестезия осталась. Более того, она начала использоваться во всех родах, вне зависимости от того, патологические они или нет. Вероятно для науки выгоднее использовать открытые препараты, снижающие боль, чем исследовать причины боли. Но, несмотря на то, что анестезия часто становилась причиной того, что женщина лишалась радости осознания своего достижения, она была величайшей подмогой для будущей матери. Начало ее применения стало важным шагом в развитии акушерства[34;35;9].
В 1854 г. Флоренс Найтингел одной из первых заговорила о том, что чистота и свежий воздух крайне необходимы для лечебниц. За этим начали внимательно следить во времена Крымской войны. Тогда санчасти являли собой образец того, как нужно ухаживать за больными и ранеными. Пьющие, непорядочные врачи, присутствующие в больницах и роддомах, начали исчезать. С их «уходом» уменьшились случаи возникновения послеродового сепсиса, но все равно процент смертности у рожениц был еще весьма велик. Вего 12-15% потенциально нормальных родов. Это означало, что от послеродового сепсиса умирала каждая восьмая совершенно здоровая женщина![34].
До 1866 г. об асептике ничего не знали. Как правило, больницы были организованы священниками. Вероятно, они руководствовались гуманными намерениями, когда перемещали больных из лачуг в больницы, под опеку врачей. Ведь те, кто оставался дома, умирали. Парадокс был в том, что те, кто приходил в больницу для излечения, умирали гораздо чаще. Трудно представить, как можно ампутировать части тела, производить лапаротомии и кесарево сечение без какой-либо анестезии! Ну, и в довершение всего - возникновение сепсиса, дающего высокий процент смертности. Примерно в то же самое время Игназ Филипп Земмельвейс, молодой человек, работающий врачом в роддоме Вены, пришел к заключению, что причина смертей заключена внутри роддома. В связи с этим он каждого акушера и студента перед посещением женщин заставлял мыть руки в растворе хлорной извести. Уровень смертности в его палатах сразу же упал до 3%, а вскоре и до 1%. Это был первый величайший шаг в предотвращении смерти пациенток. Открытие Земмельвейса опровергало учения древних, говорящих, что смерть навлекает вмешательство в законы природы. Несмотря на успешное спасение жизней, Земмельвейсу было предложено оставить больницу. Молодому талантливейшему врачу заявили, что он не имеет права требовать мытья рук, и он был уволен. Это сломило его, и вскоре он умер.
В 1866 г. Джозеф Листер впервые начал практиковать антисептики и продолжал использовать их назло оппозиции и насмешкам своих коллег. Потом Луи Пастер открыл ферментацию и прививки, а Роберт Кох обнаружил бактерии. Они стали основоположниками такой науки, как бактериология. Это новаторство коренным образом изменило все прежние взгляды! Прогресс в различных ветвях медицины способствовал и успехам в акушерстве. В начале двадцатого века снизился уровень смертности в родах, снималась жестокая боль, однако роженицы все еще сталкивались лицом к лицу с трудностями. Все так же часто роды сопровождала боль, по-прежнему были непонятны причины ее возникновения, и ее можно было прекратить только отключением сознания. Но это влекло за собой другую опасность. Было непонятно, как бессознательное состояние матери скажется на ребенке [34].
Таким образом, мы наблюдаем, что ситуация с родами начала меняться, хотя было очень трудно отойти от предыдущих взглядов. Появились больницы, где беременной дозволялось рожать, начали исследовать причины высокой смертности рожениц, появилась анестезия. Очевидно, что прогресс в различных ветвях медицины способствовал и успехам в акушерстве.
В русской культуре традиционно детей в семьях было много, и роды, повторявшиеся почти каждый год, воспринимались всеми как самое что ни на есть естественное событие. Наши предки благодарили богов за благосклонность в случае благополучного появления на свет ребенка и со смирением встречали его смерть. Помощь роженице в те времена оказывали старшие в семье женщины. Беременные женщины в Древней Руси верили в помощь языческих заклинаний, в жертвоприношение богам, в силу трав. Особой силой, по мнению древних, обладала белая кувшинка Одолень-трава. Перед родами живот беременной смазывали мазью из заячьей желчи, сока пырея и козьего сала, давали выпить воду, в которой варились два яйца, и съесть два кусочка корневища белой кувшинки. С приходом православия беременная женщина воспринималась как грешница и даже не допускалась в церковь. Общая идея практически всех нравственных учений и религий заключается в том, что боль и страдание в родах - это расплата за грехи. Если рождается больной или неполноценный ребенок, это расценивается как расплата за грехи, за неповиновение закону. Верующую женщину гложет мысль о сводном грехе, реальном или воображаемом, и от этого она переполняется страхом во время родов. Она беспокоится не только о своей жизни, но и о жизни и благополучии ребенка[9].
Зато ребенок в православии воспринимается как полноправная личность с самого момента его появления на свет, ему дается имя, его крестят, он чист перед Богом.
Положение женщины во время беременности во все времена определялось взглядами на это состояние социальной среды, ее благосостоянием, количеством рабочих рук и взаимоотношениями в семье. Однако бережное отношение к беременной было типичным для всех слоев русского общества. В деревнях, даже самые сердитые мужья переставали «учить бабу», свекровь освобождала ее от тяжелых работ по дому. Для беременной часто готовили отдельно что-нибудь вкусное и питательное, старались исполнить ее прихоти, с пониманием относились к ее подчас странным желаниям, брезгливости и т.д. В прошлом женщина зачастую рожала в весьма неподходящих, в нашем нынешнем понимании, местах: в поле, в лесу, в русской бане, на сеновале и, конечно же, дома. Рожали женщины, выбирая наиболее удобную для себя позицию. Поза роженицы «функциональной кровати» пришло к нам из профессиональной гинекологии как следствие развития «цивилизации». Хотя ни одно животное не рожает в такой вымученной позиции. Прежде сам момент начала родов тщательно скрывался от посторонних и суеверия, что беременную могут сглазить, оговорить, в результате чего роды будут намного труднее и мучительнее. Сохранились свидетельства о необыкновенном терпении свойственном русской женщине - крестьянке [9].
В некоторых деревнях существовал обычай рожать первого ребенка в доме матери, которая под благовидным предлогом удаляла из избы остальных членов семьи. Иногда теснота крестьянских помещений заставляла роженицу из большой семьи спешить к повитухе и рожать у нее. Однако чаще всего роды проходили дома. Если не было отдельной комнаты, то в горнице занавеской отгораживали угол. Многие женщины рожали в банях, считая, что это расслабит и «размягчит» тело роженицы. Визит повитухи к беременной женщине тоже окружался тайнами. Обычно повитуха входила в дом со словами: «Помогай Бог трудиться». Переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской водицы и зажигала перед иконами свечу. Считалось, что верными средствами для ускорения родов являлось расстегивание ворота рубахи, снимание колец, серег, развязывание узлов, расплетание кос роженицы. Отпирали все замки в доме, открывали заслоны печей, ворот: ведь если все открыто и развязано, то и роды «развяжутся» скорее. На протяжении всех родов повитуха ободряла роженицу, приговаривая, что все идет хорошо, поглаживала ей поясницу. Почти до момента прорезывания ребенка через наружные половые органы принято было водить роженицу под руки по избе.
Пуповину новорожденному перевязывали ниткой, свитой с волосами матери, чтобы связь между ними, по народному поверью, оставалась на всю жизнь. Особенным было и отношение к детскому месту. В русских деревнях существовало ритуал захоронения детского места. Его тщательно промывали и, завернутое в тряпочку, зарывали в землю, произнося при этом особые заклинания. В большинстве деревень муж при родах не присутствовал, но обязательно поджидал где-то неподалеку... Считалось, что «не место мужикам видеть, как бабские дела делаются». Лишь иногда, при затянувшихся родах или реальной угрозе жизни роженицы именно ему полагалось усердно молиться Богу и даже обходить дом образами [9].
В конце XVI века при Иване Грозном был создан первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, - так называемый Аптекарский приказ. Религиозные догмы и домострой, существовавшие на Руси, утвердили представление о том, что врачам-мужчинам заниматься акушерством не п........


1. Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология: Теория, методология, опыт. - Петрозаводск: ИнтелТек, 2004.
2. Айвазян Е.Б., Арина Г.А., Николаева Н.Н. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной медицинской патологией.//Вестник московского университета. серия 14. Психология. 2002. №3
3. Айламазян А.М. Акушерство. Учебник для студентов медицинских ВУЗов. Санкт - Петербург, М. 1997.
4. Акушерство: учебник/ Под редакцией Г.М. Савельевой, В.И. Кулаковой, А. И. Стрижаковой и др./ М.: Медицина, 2000;
5. Акушерство: учебник/ Под редакцией Бодяжина В.И., Жманина К.Н., Кирющенкова А.П./ Курск, 1995.
6. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности.//Вопросы психологии.-1997.- №7.
7. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект. Психологический журнал//том 22. - 2001.- №1,
8. Гроф С. За пределами мозга.М. 1993;
9. Горотцов П., Костюрина М., И. Неклепаев, Осипов Н., З. Плотников, Н. Сколозубов, И. Шамаев: « Обряды, обычаи, поверья»:/ Тюмень, 1997;
10. Захаров А. И. « Ребенок до рожднния»/ Спб, 1998;
11. Изард Э. « Психология эмоций»/ Спб, 2000;
12. Коваленко Н.П. Перинатальная психология - Спб 2000;
13. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.И. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Спб, 1983.
14. Коркишко Е.А. Организация психологического сопровождения беременности иродов: Дипломная работа. - Сургут. 2005. - 102 с.
15. Ланцбург М.Е.// Психологическая служба поддержки беременных женщин и молодых родителей. Психологическая наука и образование, 2004 №3,
16. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания. М., «Медицина», 1977,
17. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству.//Вопросы психологии.- 2000.- №5.
18. Мухампедрахимов Р. Ж. « Мать и младенец: психологическое взаимодействие»: С- Пб, 1999;
19. Оден.М. «Возрожденные роды». С22
20. Оден.М. «Кесарево сечение: Безопасный выход или угроза будущему?» 2005; 79 с.
21. Оден.М. «Первичное здоровье» Издательство “Century”Лондон - Мельбурн - Оклэнд - Йоханесбург1986. С 85.
22. Оден.М. «Изучение любви» . с 20
23. Овчарова Р.В, Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во института Психотерапии.
24. Обухова Л. Ф. « Возрастная психология» /М.: 1999;
25. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. Пер. с английского Е.И.Замфир под ред. Проф. М.М.Решетникова. СПб.: совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и Б.С.К., 1997.
26. Петелина В.Д. « Беременность как пропедевтика к личностному развитию»/ Дипломная работа: Сургут, 2000.
27. Петелина В.Д. Исследование динамики внутренней картины беременности и родов в условиях формирования сознательного родительства./ В.Д.Петелина.- Д.раб. 2001
28. Психосоматика…….
29. «Проективная психология». Пер. с английского М. Будыниной, С. Лихацкой, Ю. Овчинниковой, Н. Шевчук. под ред. Р. Римской, И. Кириллова. Москва, 2000;
30. Психология и психоанализ беременности. Учебное пособие по психологии материнства. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы. - Самара, 2003.
31. Роды и психика: Практич.рук.\Т.Т.Сорокина - Мн.: Новое знание, 2003.
32. Соколова Е.Т.. Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. Москва, SvR - Аргус,1995.
33. Соколова Е.Т. « Проективные методы исследования личности»/ Москва,1980;
34. Сорокина Т.С. « История медицины». Т.1 - М.,1992;
35. Тайлор Э.Б. « Первобытная культура»/ Москва, 1989;
36. Трунов М.В. Китаев Л.М. «Экология младенчества». - М: 1993;
37. Филлипова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. Вопросы психологии. 2001. №2.
38. Филиппова Г.Г. Материнство, сравнительно психологический подход. //Психологический журнал, 1998, №5.
39. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
40. Франкл Д.Ж. « Неизведанное Я»/Москва.1998;
41. Фромм Э. « Бегство от свободы»/ Москва, 1990;
42. Фромм Э. « Человеческая ситуация»/ Москва, 1995;
43. Харди И. «Врач. Сестра. Больной» / Будапешт, 1988;
44. Хорни К. «Женская психология»/ С- Пб., 1997;




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.