На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 20.5.2013. Сдан: 2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
Глава I. Особенности развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие «образная память»
1.2.Психолого-педагогические исследования проблемы развития образной памяти
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию образной памяти детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Выявление уровня развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента по развитию образной памяти старших дошкольников.
Заключение
Список литературы
Приложения­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­


Введение

Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на дошкольный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в раннем дошкольном возрасте.
Актуальность этой темы для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.
Предмет исследования - методы психологического воздействия, объект - развитие памяти детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Последняя деталь объясняется тем, что именно в ДОУ можно провести групповой эксперимент и сделать выводы относительно эффективности тех или иных методов психологического воздействия на развитие памяти старших дошкольников.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что комплексное использование методов психологического воздействия в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует развитию памяти в старшем дошкольном возрасте.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была определена цель работы, которая сводится к определению методов психологического воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, таковы:
изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, проанализировать образную память и ее особенности в старшем дошкольном возрасте; дать комплексную характеристику старшего дошкольного возраста и особенностей развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
провести эмпирическое исследование по определению эффективности отдельных методов психологического воздействия на формирование образной памяти старшего дошкольника.
Исходя из поставленных задач, строится структура работы, которая состоит из двух глав, одна из которых носит теоретический, а другая - эмпирический характер.


1.1. Понятие «образная память»
В основе всех психологических процессах лежит память - способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. В настоящее время, когда ученые собрали и обобщили данные о памяти, как о высшей психической функции, и особенностях ее формирования и развития в дошкольном возрасте, появилось множество даваемых ей определений.
Например, А.Г. Маклаков определяет память как способность сохранять восприятия и представления после момента переживания; память - это хранилище. А образная память - это вид памяти которое необходимо опирается на восприятие или представления, включающей себя пробы, направленные на воспроизведение ранее увиденного, услышанного и так далее, но эти пробы выполняются в уме, при помощи образов. Здесь именно образы служат средствами воспроизведения, а способами становятся внутренние пробы. Но, образы, используемые образной памятью, построены иначе, чем образы, в которых выделены только те признаки и отношения предметов, которые важны для проведения аналогий и последующего воспроизведения.
Сама же образная память имеет огромное значение во всех отраслях детской деятельности начиная от решения простейших вопросов и кончая выполнением самых сложных заданий предлагаемым их в дидактических играх. Этому способствует способность придать форму наглядного изображения и таким отношением вещей, которые сами по себе не видимы. В этих случаях образы приобретают в детской памяти чисто условный характер.
А.Н. Леонтьев характеризует образную память как когнитивный процесс состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении, забывании приобретенного опыта через систему образов. В словаре С.И. Ожегова дано следующее определение: память - это форма психологического отображения прошлого опыта во всем его многообразии.
Л.Г. Воронин рассматривает образную память с биологической точки зрения и определяет ее как процесс изменений нервной ткани под воздействие раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения (под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах - нервных клетках). Более обобщенно характеризует образную память С.И. Крутецкий: образная память - это специфический мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации по средствам образов.
Свой взгляд на развитие образной памяти дошкольников имеет Ф.В. Ипполитов, характеризуя ее как высшею психическую функцию, данную только человеку, развитее которой начинается вместе с развитием мозга еще на третьей неделе внутриутробного развития. Но она не является какой то самостоятельной функцией, по его мнению, а теснейшим образом связана с личностью, внутренним миром человека, его определением, интересами. Поэтому ее развитие и совершенствование происходит параллельно с развитием мышления человека, а те или иные этапы развития образной памяти - это следствие изменений отношения человека с окружающим миром и людьми. В процессе познания дошкольника после восприятия необходимым является память. Ее значение столь велико, что там, где она отсутствует, все остальные способности бесполезны; в своем мышление, умозаключениях и познаниях ребенок не мог бы выйти за пределы непосредственно данных ему объектах без содействия памяти. При этом даже у детей одного возраста сила памяти различна. Согласно теории памяти, каждое переживание оставляет «след» в больших полушариях мозга и память может действовать в том случае, если создается связь между этим «следом» и новым переживанием. Все вышесказанное характеризует, прежде всего, образную память.
Говоря кратко и обобщенно, образная память - это запоминание, наглядного, слышимого, ощущаемого. Дошкольный возраст - период интенсивного познавательного развития, когда закладывается образный фундамент интеллекта. С 3 по 7 лет складываются наиболее благоприятные условия для развития образной памяти. Роль ее в жизни и деятельности людей не уменьшается на более поздних этапах онтогенеза, что показали исследования А.И. Липкиной, И. Размыслова и других.

1.2. Психолого-педагогические исследования проблемы развития образной памяти

У дошкольников суть развития памяти сводится к тому, что простые и сложные социальные по своему строению «высшие психологические процессы». Они, приобретая произвольный характер становятся целенаправленными умственными действиями, имеющими важное место в системе интеллектуальной деятельности (А.И. Леонтьев). Важность развития произвольности памяти в дошкольном возрасте названа двумя причинами. Во-первых, осознанность рассматривается в качестве центральных и определяющих сторон развитии психики (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев). Во-вторых, становление элементов произвольности познавательных процессов имеет несомненно педагогическую актуальность. Обучение в школе требует от ребенка умения произвольно управлять своими психическими процессами (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев).
По данным Н.М. Гнедовой и З.М. Истоминой, элементы образной памяти начинают складываться в 4-5 лет. Поэтому стоит проблема развития образной памяти у старших дошкольников. Образная память достаточно давно изучается в детской психологии. Фундаментальное исследование Л.М. Нетоминой выявило некоторые механизмы ее генезиса. Основное внимание ее было уделено осознанию детьми мимических целей. Освоение приемов запоминания исследовалось в работах А.Н. Белоус, Н.В. Захарюта, Л.М. Житниковой, Т.М. Капуновой и другими. Самоконтроль при запоминании нашел свое отражение в исследованиях Н.М. Гнедовой, Т.А. Карман. В тоже время все компоненты произвольности рассматривались изолировано, все связи друг с другом. Поэтому не сложилось представление об общей структуре и специфике образной памяти дошкольника.
Делались попытки создать систему развития образной памяти. В ее основу были положены логические приемы: схематизация (С.Л. Лебедева), классификация (Л.М. Житникова). Такой подход ведет к обеднению образа памяти, когда дети не запоминают многообразие конкретных признаков. Поэтому можно усомниться в эффективности данных систем для развития образной памяти. Ряд отдельных игр, предполагающиех развитие памяти, в частности, З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой, ввиду своей разрозненности не дает в полном мере развивающего эффекта.
Таким образом, встает проблемы выбора формы, в котором наиболее успешно протекает развитие образной памяти дошкольников, а так же приемов опосредования, которые осваиваются детьми. Одной из форм развития образной памяти может стать дидактическая игра. Во-первых, ее основной целью является формирование средств и способов интеллектуальной деятельности. Во-вторых, здесь сочетается специфика игры и обучения, что позволяет взрослому оказывать систематическое воздействие в косвенной форме, наиболее соответствующим возрастным особенностям дошкольников. Образно психологический аспект дидактической игры не изучался, за исключением исследований Богуславской З.М. и Джапаридце М.Н.. Причем последнее касались лишь отдельных моментов проблемы: в первом случае - развития познавательной мотивации, во втором - установки.
Анализ исследований П.П.Блонского, П.И. Зииченко, Н.А. Корниенко, С.А. Лебедевой, Е.С. Махлах, А.А. Смирнова и других привел в выводу о том, что образная память занимает особое в психике дошкольника место и играет важную роль на более поздних этапах онтогенеза, вступая в сложные взаимосвязи со словестно-логической памятью.
В возрасте 3-7 лет она находтся в центре системы познавательных процессов, которые тесно связаны с конкретной ситуацией и имеют наглядный характер. В перцептивных отношениях образная память выполняет интегрирующую функцию обеспечивает освоение сенсорных эталонов (К. Кофка, И.М.Сеченов). Она включатся в процессы мышления которое в дошкольном возрасте опирается только на образы ( А........


Список используемой литературы:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. - М., 2005.
2. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М., 2003..
3. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. М., 2006..
4. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной и М. И. Лисиной, М., 2004..
5. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. т.2 / Под ред. Петровского. - М: Педагогика, 2006. - 400с
6. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М: Педагогика, 2003. - 375с.
7. Годфруа Ж. Психология. Т. 1. М., 2003.
8. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппарейонер, В.Я. Романова. - М: МГУ, 2005. - 272с.
9. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 2001.
10. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М., 2004.
11. Йейте Френсис. Искусство памяти. С.-Петербург: Университетская книга. 2004. - 481с.
12. Полуянов Д. Воображение и способности. М., 2004.
13. Психологический словарь. / Под ред. Карпенко А.А. - М: Педагогика, 2005. - 780с.
14. Психологическая диагностика развития детей. 1 часть. Составитель Захарюта Н.В. - Армавир, 2005.
15. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2003.
16. Божовин, Л.И. Личность и ее формирование в дошкольной возрасте/ Божовин Л.И. - М., 2004.
17. Выготский Л.С. Мышление и речь / Выготский Л.С. - М: 2000.
18. Воспитание и обучение детей шестого года жизни /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: 2005.
19. Буре Р.С. Готовим детей к школе. Кн. Для воспитателя детского сада/ Буре Р.С. - М.: 2004.
20. Усова А.П. Обучение в детском саду/по ред. Запорожца - М, 2003




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.