На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Следственные действия

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 21.5.2013. Сдан: 2013. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
1. Сущность следственных действий 5
1.1. Понятие следственных действий и общие условия их производства 5
1.2. Виды следственных действий 14
2. Система следственных действий и их оформление 38
2.1. Оформление следственных действий протоколом 38
2.2. Система следственных действий и выбор следственного действия 44
Заключение 45
Список литературы 46


Введение.
Немаловажную роль в улучшении криминогенной ситуации в стране играет своевременное раскрытие и расследование преступлений, успех которого в большой степени определяется качеством и эффективностью проведения следственных действий.
Конституция Российской Федерации провозгласила: человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства (ст.2). Речь идет об охране прав и свобод всех граждан от преступных посягательств и других неправомерных действий, включая и охрану прав и законных интересов лиц, виновных в совершении преступлений, и лиц, отбывающих наказание, назначенное судом за их преступные действия.
Актуальность темы состоит в том, что указанные конституционные положения имеют важное значение во всех сферах государственной деятельности, однако, их роль особенно велика в сфере уголовного судопроизводства, где права и свободы граждан затрагиваются наиболее ощутимо. Одной из острейших проблем остается обеспечение должного качества предварительного следствия.
Действительно, огромное значение для расследования преступления имеют следственные действия. Без этих действий вообще не возможно представить всю следственную работу и тем более результат этой работы. Действующий УПК РФ дает определения понятию «следственные действия», хотя этот термин законодателем употребляется неоднократно.
Вместе с тем анализ закона позволяет определить следственные действия как процессуальные действия, имеющие познавательный характер и направленные на обнаружение, фиксацию и исследование доказательств по уголовному делу, производимые в установленном законом порядке уполномоченными на то должностными лицами и органами.
Таким образом, основным признаком следственных действий является их познавательный характер, благодаря которому они отличаются от иных процессуальных действий.
Следственные действия проводятся только специально уполномоченным лицом или органом: следователем, дознавателем, в производстве которых находится уголовное дело, прокурором, членом следственной группы, иным должностным лицом по поручению следователя, органом дознания в процессе выполнения неотложных следственных действий.
Цель работы - рассмотреть следственные действия.
Основные задачи:
- проанализировать понятие, виды следственных действий и условия их производства
- изучить систему следственных действий и их оформление
1. Сущность следственных действий.
1.1. Понятие следственных действий и общие условия их производства.
Неоднократно употребляемый в уголовно-процессуальном кодексе, термин «следственные действия», не имеет законодательного разъяснения. По сложившейся сравнительно недавно традиции процессуальные действия, совершаемые уполномоченными органами и должностными лицами в ходе предварительного расследования, принято именовать следственными действиями.
В зависимости от задач которые решаются при производстве таких действий их обычно подразделяют на две относительно самостоятельные группы:
- следственные действия исследовательского характера, посредством которых орган дознания или лицо, производящее дознание, следователь либо прокурор решают задачи, связанные с выявлением, закреплением и исследованием доказательств в предварительном (досудебном) порядке;
- иные следственные действия, направленные прежде всего на обеспечение прав участвующих в деле лиц (ознакомление обвиняемого с постановлением о его привлечении в качестве обвиняемого, разъяснение предоставленных ему законом процессуальных прав, оказание содействия в реализации этих прав, ознакомление заинтересованных лиц с постановлениями о признании их, скажем, потерпевшими либо гражданскими истцами, разъяснение и обеспечение этим лицам их прав.
Многие следственные действия (к примеру, задержание, обыск, выемка) непосредственно представляют собой и меры процессуального принуждения. Если какое либо следственное действие не является одновременно мерой процессуального принуждения, то все равно так или иначе затрагивает или может затронуть чьи-то права и интересы.
Поэтому первое непременное требование, предъявляемое к любому следственному действию, состоит в том, чтобы оно совершалось только при наличии к тому достаточных оснований. Обоснованность следственного действия предполагает, в частности, чтобы любое принуждение, ограничение либо стеснение прав и законных интересов при этом были лишь в меру их действительной необходимости, т.е. были оправданы условия конкретной ситуации.
Второе предъявляемое к следственному действию требование: оно непременно должно быть законно. А это значит, что в ходе производства любого следственного действия является обязательным строгое соблюдение установленного законом процессуального порядка его осуществления, предусматривающие предел дозволенного и недозволенного. Тем самым не только гарантируются права и законные интересы участвующих в производстве следственного действия лиц, но одновременно обеспечивается и процессуальная доброкачественность получаемых при этом фактических данных, то есть их относимость и допустимость в качестве доказательств по конкретному делу.
Третьим требованием следовало бы считать положением о том, что производство следственных действий должно также основываться на надлежащих нравственных принципах и нормах. Этого требует ряд положений действующего процессуального законодательства.
Производство следственных действий допускается лишь при наличии условий: наличие возбужденного уголовного дела (ст. 140 УПК РФ), наличие специального основания для производства именно этого следственного действия, следственное действие осуществляется лицом, принявшим дело к производству, либо по его поручению, протоколирование. Результаты и ход производства следственного действия оформляются протоколом. Без составления соответствующего протокола производство следственного действия бессмысленно.
Помимо этих условий общего порядка многие исследователи к правовым основаниям следственных действий относят совокупность более конкретных нормативных предписаний, отражающих специфику того или иного способа собирания доказательств и признаваемых достаточными для принятия решения о его проведении.
Применительно к таким следственным действиям, как допрос обвиняемого, назначение экспертизы, основанием их проведения служит определенный юридический факт (ст. 173, 195 УПК РФ), порождающий обязанность следователя произвести соответствующее действие. Конкретные основания проведения всех других следственных действий выводятся из совокупности предписаний, образующих программу принятия решения о проведении следственного действия. К ним относятся указания, определяющие вид искомой информации (цель следственного действия), допустимые источники ее получения и достаточность фактических данных о возможности достижения цели.
Иногда правовые основания проведения следственных действий сводят к требуемым законом и надлежащем оформленным постановлениям органов расследования. Получается, что следственные действия, не оформляемые постановлениями: осмотр, допрос, очная ставка и некоторые другие могут проводиться и при отсутствии правовых оснований. В действительности же вынесение постановлений и производстве таких следственных действий, как обыск, выемка, освидетельствование, получение образцов, является дополнительным условием проведения следственного действия, вытекающим из мотивировки принятого решения.
Это условие получает объяснение в характере перечисленных действий: каждое из них представляет собой более существенное, чем остальные, стеснение прав граждан. Вынесение постановления служит гарантией законных интересов граждан, так как побуждает следователя еще раз обсудить вопрос о достаточности исходной информации.
Кроме того, участники следственного действия, знакомясь с постановлением, уясняют основания и пределы ограничения их прав, получают возможность при обжаловании постановления конкретно указать, в чем, по их мнению, состоит его незаконность. Несколько иной смысл имеет постановление о назначении экспертизы: оно служит средством управления познавательной деятельности эксперта и гарантией законных интересов обвиняемого.
К числу предусмотренных законом условий, образующих правовые основания проведения следственных действий, относятся постановления на
основании судебного решения об обыске, выемке почтово-телеграфной корреспонденции, выемке документов, составляющих государственную тайну .
Так как выше описанные следственные действия должны производиться на основании судебного решения это служит еще одной дополнительной гарантией конституционного принципа неприкосновенности личности, неприкосновенности жилища, тайны переписки, а также интересов государства, связанных с охраной государственной тайны. Усиление гарантий неприкосновенности жилища, охраны личной жизни граждан, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, закрепление их в Конституции РФ придает этим действиям особо важное значение.
Таким образом, правовые основания следственных действий выступают в виде системы нормативных предписаний, на разных уровнях обуславливающих возможность проведения того или иного действия.
Получив возможность проведения необходимо выбрать, помня о том, что специфика каждого следственного действия определяется совокупностью элементов процессуального и тактического характера, и в число которых входят: Поводы для производства следственного действия; Место производства следственного действия, кем оно определяется; При наличии каких данных оно проводится; Круг участников; Обязательные условия процессуального характера, несоблюдение которых нарушает права других лиц (наличие санкции прокурора); Определенные действия, совершаемые участвующими лицами, последовательность их совершения; Характер сведений, получаемых в процессе производства; Лицо, действия которого в первую очередь определяют направление данного следственного мероприятия; Способ фиксации.
Учитывая все это, необходимо соблюсти процессуальные требования к проведению следственного действия, а именно - документарное закрепление в виде протокола.
Чтобы предупредить нарушения закона со стороны органов предварительного расследования, юристам и простым гражданам необходимо четко знать, при каких обстоятельствах следователю для вторжения в частную жизнь не требуется одобрение судьи.
Чем скорее следователь осмотрит место происшествия, осуществит иные следственные и процессуальные действия, особенно те, промедление с которыми равносильно безвозвратной утрате доказательств, тем эффективнее будет предварительное расследование. Например, проведение обысков в день возбуждения уголовного дела результативно в 82% случаев, в дальнейшем эффективность этого следственного действия резко сокращается: в течение трех дней - до 25%, в течение 10 дней - до 15%. Оперативность следственного процесса - важнейшее средство преодоления противодействия расследованию.
Проведение следственных действий в условиях, затрагивающих частную жизнь человека и гражданина, на основании судебного решения не может существовать без исключений, поэтому таковые предусмотрены законодательством во всех государствах. Фактически это признание за органами предварительного расследования права на вторжение в частную жизнь без судебного решения. Наличие подобных регламентаций - акт выражения особого доверия.
Случаи, когда органам предварительного расследования разрешается вторгаться в частную жизнь граждан без судебного решения, называются «исключительными».
Исключительные ситуации в этой области от обычных отличаются, помимо прочего, еще и тем, что характерные для последних превентивные формы и методы прокурорского надзора и судебного контроля вынужденно заменяются последующими. Несмотря на то, что надзор и контроль в данном случае осуществляются в режиме постфактум, в жизни они являются неотложными.
Сделав вывод о необходимости незамедлительных следственных действий, перечисленных в ч. 5 ст. 165 УПК РФ, следователь (дознаватель) обязан вынести (изготовить и лично подписать) постановление об их проведении. После этого он осуществляет указанные действия, обеспечивая тем самым эффективность предварительного расследования, достижение общих целей уголовного судопроизводства.
По закону обыск, выемка данных, наложение ареста на имущество до момента выхода постановления о проведении следственного (процессуального) действия недопустимы, поскольку существующие в УПК РФ регламенты предписывают в обязательном порядке предварять их предъявлением соответствующего документа (ч. 4 ст. 182 УПК РФ). Более того, предъявление такого постановления участникам процесса - важный элемент криминалистической тактики следственного (процессуального) действия.
Закон также предписывает следователю в течение 24 часов с момента начала производства следственного (процессуального) действия уведомить о нем судью и прокурора (ч. 5 ст. 165 УПК РФ). Согласно данной норме к уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия.
В этом случае отсутствие превентивного ведомственного контроля со стороны руководителя следственного органа (п. 4 ч. 1 ст.39 УПК РФ) и превентивного судебного контроля (ч. 1 ст. 165 УПК РФ) компенсируется введением последующего неотложного прокурорского надзора, а также последующего неотложного судебного контроля.
Анализ вышеприведенных положений ч. 5 ст. 165 УПК РФ позволяет выявить ряд проблем организационно-процессуального характера:
- что следует понимать под оценочным определением «исключительный случай, не терпящий отлагательства»?
- является ли перечень следственных действий, приведенный в ч. 5 ст. 165 УПК РФ, исчерпывающим, или следователь (дознаватель), сделав вывод о том, что «обстоятельства отлагательства не терпят», вправе в таком же режиме провести и иные следственные действия, допустимые лишь на основании судебного решения?
- в какой форме следователь уведомляет прокурора и судью о начале проведения следственного действия?
- как ему следует поступить, если производство следственного действия по истечении 24 часов с момента его начала не завершено, протокол не составлен?
- насколько последующий неотложный судебный контроль по своей результативности уступает превентивному?
Раскрывая смысл понятия «исключительность случая», законодатель ограничивается упоминанием лишь о ситуациях, когда «проведение вышеперечисленных следственных действий не терпит отлагательства».
Возникает вопрос: об отлагательствах на какой срок идет речь? Очевидно, что имеется в виду время, которое необходимо следователю, чтобы подготовить проект постановления о проведении следственного действия, получить у руководителя следственного органа согласие на его проведение, обратиться в суд за получением соответствующего разрешения, провести само судебное разбирательство. Чтобы все это успеть, может потребоваться свыше 24 часов, так как на одно только судебное производство законом отводятся целые сутки (ч. 2 ст. 165 УПК РФ).
Практика показывает, что процедура получения судебного решения часто растягивается на несколько дней - срок, за который заинтересованными лицами легко могут быть уничтожены любые доказательства. Это означает, что, если следственные действия не запланированы заранее и их необходимо провести оперативно, следователь (дознаватель) получает право на применение ч. 5 ст. 165 УПК РФ.
Как видим, речь идет об особой динамической совокупности информационных, организационно-технических и тактических факторов, которые в науке принято называть следственной ситуацией. Поскольку регламент, предусмотренный ч. 5 ст. 165 УПК РФ, носит исключительный характер, есть все основания утверждать, что в анализируемом случае исследуется чрезвычайная следственная ситуация, необычность которой предполагает специфичность и чрезвычайность последующего судебно-контрольного действия - особой формы процессуального разбирательства.
В каких же ситуациях следователи (дознаватели) вправе пойти на проведение следственных действий, затрагивающих личную жизнь человека и гражданина, без судебного решения?
Безусловно, если их неотложность продиктована обстановкой только что произошедшего преступления. Например, совершена кража. Следователь, осматривающий место происшествия, получает достоверную информацию о том, что лица, ее совершившие, укрылись в соседнем доме, похищенное находится при них. В данном случае отказ правоохранительных органов от безотлагательного проникновения в этот дом, задержания подозреваемых, изъятия у них похищенного и попутно с этим предметов, свидетельствующих о возможной причастности подозреваемых к иным преступлениям, чреват утратой доказательств, уклонением виновных от ответственности.
Неотложность проведения следственного действия может быть продиктована необходимостью пресечения случайно выявленной преступной деятельности. Например, оправданно применение правил ч. 5 ст. 165 УПК РФ следователем, который получил достоверную информацию о том, что неизвестные вооруженные люди расположились в одном из домовладений. В этом случае их задержание будет обоснованно соединено с тщательным осмотром домовладения, личным обы........


Список литературы

1. Конституция РФ принятая 12 декабря 1993 года // СПС Консультант плюс
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СПС Консультант плюс
3. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2005 г. «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004 года» // СПС Консультант плюс
4. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс РФ -М.: Проспект, 2010
5. Быков В.М. Принятие следователем решения о производстве следственных действий // Законность. - 2009. - № 10 - С. 28-34
6. Быков В.М. Фактические основания производства следственных действий по УПК РФ // Законность. - 2008. - № 4 - С. 29-38
7. Глушков А.И. Некоторые аспекты реализации полномочий следователя по производству следственных действий, выполняемых с разрешения суда // Российский следователь. - 2006. - № 9 - С. 45-50
8. Качанов А.Я. Вопросы расследования преступления - М.: СПАРТАК, 2009
9. Колоколов Н. Граница для следователя // «эж-ЮРИСТ». - 2010. - № 4. - С. 23-30
10.Комментарии к уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. А.Я. Сухарева -М.: НОРМА, 2011
11.Мельникова Э.Б. Участие специалистов в следственных действиях - М.: Юр. Литература, 2009.
12.Митюкова, М. А. К вопросу о производстве неотложных следственных действий. // Сибирский Юридический Вестник. - 2010. - № 3. - С. 34-39
13.Рыжаков А.П. Следственные действия и иные способы собирания доказательств - М.: Филинъ, 2007.
14.Семенцов В.А. Судебный контроль при производстве следственных действий // Российский судья. - 2009. - № 12 - С. 56-59
15.Уголовный процесс / Под ред. С.Д.Долгова - М.: НОРМА, 2008
16.Уголовный процесс / Под ред. А.С. Колбикова - М.: НОРМА, 2010
17.Уголовный процесс РФ / Под ред. П.А. Лупинской - М.: Юрист, 2008
18.Хлынцов М.Н. Проверка показаний на месте - Саратов, 2011.
19.Халиков А.Н. Взаимодействие и конкуренция следственных действий // Российский следователь. - 2006. - № 2 - С. 34-38
20.Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма.- М.: Юрид. Лит., 2009


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.