На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Учетная политика: понятие, сущность, структура. Учетная политика организации на примере ЗАО Hовые окна в Уфе. Учет затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции и формирование финансового результата.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


51
Содержание:
    Введение 3
    Обзор литературы 5
    1. Учетная политика: понятие, сущность, структура 10
      1.1. Место и роль учетной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета 10
      1.2. Понятие учетной политики, ее сущность, нормативная база и влияющие факторы 15
      1.3. Порядок составления учетной политики и ее структура 21
    2. Учетная политика организации на примере ЗАО «Новые окна в Уфе» 27
      2.1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета 27
        2.1.1. Учет основных средств 28
        2.1.2. Порядок учета и финансирования ремонта производственных ОС 33
        2.1.3. Учет нематериальных активов (НМА) 34
        2.1.4. Учет материально - производственных запасов (МПЗ) 36
        2.1.5. Учет и списание товаров 42
        2.1.6. Оценка незавершенного производства и готовой продукции на складе 43
        2.1.7. Учет кредитов и займов 45
        2.1.8. Создание резервов предстоящих расходов и платежей 47
        2.1.9. Резерв по сомнительным долгам 48
        2.1.10. Учет по договорам на капитальное строительство 49
        2.1.11. Учет затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции и формирование финансового результата 50
        2.1.12. Списание расходов будущих периодов 52
        2.1.13. База распределения косвенных расходов между объектами калькулирования 53
        2.1.14. Списание коммерческих расходов 55
        2.1.15. Способ учета затрат по обычным видам деятельности 56
        2.1.16. Признание выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции 57
        2.1.17. Порядок распределения и использования чистой прибыли 58
      2.2. Учетная политика для целей налогового учета 63
        2.2.1. Различные подходы к ведению налогового учета 66
        2.2.2. Перечень амортизируемого имущества 68
        2.2.3. Учет основных средств 69
        2.2.4. Учет нематериально - производственных активов 71
        2.2.5. Учет материально - производственных запасов 72
        2.2.6. Учет и списание товаров 73
        2.2.7. Оценка незавершенного производства и готовой продукции на складе 73
        2.2.8. Учет кредитов и займов 74
        2.2.9. Создание резервов предстоящих расходов и платежей 75
        2.2.10. Резерв по сомнительным долгам 76
        2.2.11. Калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг. Учет управленческих расходов. 76
        2.2.12. Списание расходов будущих периодов 77
        2.2.13. Списание коммерческих расходов 77
        2.2.14. Учет выручки от реализации (продаж) продукции, работ, услуг 78
        2.2.15. Налог на прибыль и учет убытка 81
      2.3.Оптимизация налогового планирования при составлении учетной политики предприятия 85
    Заключение 93
    Список использованной литературы 96

Введение

В последние три года (2000 - 2002) главным центром всеобщего внимания и обсуждения в связи с активным реформированием законодательства в сфере бухгалтерского и налогового учета стала учетная политика государства. Вступление в силу приказа Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, утвердившего современно новый План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, отвечающий международным стандартам финансовой отчетности, а также последующие изменения Планов по бухгалтерскому учету и ведению бухгалтерской отчетности и внесенные в них дополнения существенно изменили порядок ведения бухгалтерского учета. Но еще более кардинальные перемены принесла в учетную политику организации введенная в действие с 1 января 2002 года глава 25 «Налог на прибыль организации» части второй НК РФ и корректирующий ее Федеральный закон от 29.05.02 № 57-ФЗ, на законодательном уровне закрепившие обязательное ведение учетной политики в целях налогообложения, ставшее предметом споров и основным содержанием статей экономической периодики в последнее время.
Тесная взаимосвязь учетной политики и финансовых показателей деятельности предприятий; ее непосредственное, прямое влияние на конечную цель деятельности любой организации (получение и максимизация прибыли) - стали одной из основополагающих причин выбора темы для курсовой работы. Формирование выбора учетной политики - одно из первых необходимых условий для начала функционирования предприятия. В ней заложены порядок и методы (способы) ведения бухгалтерского и налогового учета. Поэтому автор выбрал в качестве отправной точки (пункта) своего исследования само начало осуществление экономической деятельности организации - ее учетную политику. Это позволит в большей мере охватить и понять всю совокупность изменений, последующих за введением законодательных актов. Решающим доводом в процессе определения темы послужило малое количество обсуждения ее в учебном плане.
Целью курсовой работы является анализ учетной политики организации.
Главными задачами - подробное рассмотрение учетной политики организации (ее содержания, способов (методов)составления); изучение нововведений, последовавших в результате реформирования бухгалтерского и налогового законодательства; выявление мер, сдерживающих эффективность принятой учетной политики, основных ошибок; оптимизация планирования учетной политики.
Итак, приступим к детальному изучению выделенных вопросов и достижению цели данной работы.

Обзор литературы

Учитывая значимость учетной политики для деятельности предприятий и ее роль, не стоит удивляться тому, что вопросам организации учетной политики в отечественной и зарубежной литературе традиционно уделялось большое внимание. Об этом свидетельствует масса опубликованных работ известных ученых - экономистов. Вступление в силу главы 25 НК РФ в отношении налога на прибыль, закрепившее понятие налогового учета как системы обобщения информации для определения базы по налогу на прибыль (статья 313 НК РФ), послужило очередным толчком к появлению множества различных статей, публикаций, во многих из которых обоснование создания и существования подобной системы стало предметом споров и критики.

При подборе материалов для написания курсовой использовались журнальные и газетные статьи, монографии и учебные пособия с датой публикации после 1 января 2002 года, когда вступили в силу новые главы НК РФ, и с датой публикации в конце 2001 года, когда эти главы принимались.

Среди многочисленных работ сотрудников аудиторских фирм, налоговой службы РФ, экспертов, консультантов, научных сотрудников и других специалистов в этой области, а также нормативно - правовых актов хотелось бы выделить те, которые особенно помогли в написании.

Из нормативно - правовых актов - это НК РФ (особенно его вторая часть), который является основным законодательным актом, регулирующим вопросы налогового учета.

Монография Николаевой С.А. «Учетная политика организации на 2002 год». В ней подробно рассматриваются методические вопросы учетной политики, ее организационно - технические аспекты, порядок оформления. Предполагаются подходы к стандартизации учетного процесса на предприятиях, формированию учетной политики и иных функций управления предприятием, показывается ее влияние на показатели финансового состояния предприятия; рассматривается учетная политика организации для целей налогообложения. Приведены типовые ошибки и нестандартные ситуации, выявленные при аудиторских проверках в учетной политике организаций.

«Налоговый учет в 2002 году: учетная политика для целей налогообложения» - книга, написанная сотрудниками аудиторской фирмы «ЦБА» под ред. Николаевой С.А., широко освещает вопросы формирования учетной политики для целей налогообложения, а также приводит сравнительный анализ норм налогового и бухгалтерского законодательства. Нормы глав 21 и 25 НК РФ, касающиеся НДС и налога на прибыль проанализированы с точки зрения следующих аспектов:

- выбор организацией способов формирования налоговой базы, предусмотренных налоговым законодательством;

- выявление способов формирования налоговой базы, не предусмотренных налоговым законодательством;

- анализ способов формирования налоговой базы, вариантность которых обусловлена противоречивостью налогового законодательства.

Отдельные разделы посвящены сравнительному анализу объектов бухгалтерского и налогового учета и способам их формирования, а также новому порядку исчисления налога на прибыль. Подробно рассмотрена структура «Приказа об учетной политике организации для целей налогообложения на 2002 год» и приводится ее примерный вид. Также уделено внимание стандартизации налогового учета в организации и моделям налогового учета по налогу на прибыль. Авторы предполагают при строении взаимодействия законодательства по бухгалтерскому учету и главы 25 НК РФ между собой идти по пути принципа «управления по отклонениям», а в связи с тем, что глава 25 НК РФ не соответствует основному требованию, предъявленному общей частью НК РФ к самому Кодексу: она не ясна и практически не выполнима - они предлагают приостановить введение в действие главы 25 НК РФ и вернуться к разработке иной концепции взаимодействия бухгалтерского законодательства и законодательства по налогообложению.
Из наиболее часто используемы журналов можно выделить следующие: «Главный бухгалтер», «Консультант директора», «Аудиторские ведомости», «Бухгалтерский учет» и другие, а также такие статьи в них, как:
«Учетная политика на 2002 год», написанная Яковлевым А.С. («Главбух, №2, 2002»), в которой подробно отражена структура учетной политики, рассмотрена вариантность ведения учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета и даны рекомендации по выбору способов бухгалтерского и налогового учета (свое предпочтение автор отдает совпадающим методам ведения бухгалтерского и налогового учета).
Вопросы, касающиеся ведения и взаимодействия бухгалтерского и налогового учета широко освещаются в следующих периодических изданиях. Так, журнал «Аудиторские ведомости» регулярно публикуют рубрики «В помощь аудитору» и «Консультация», где авторы статей дают четкие советы и рекомендации, как выбирать модель ведения налогового учета, способ (порядок) исчисления налога на прибыль и НДС, как следует составлять регистры и вообще оформлять документы. В № 4,5,6 за 2002 год в статье «бухгалтерский и налоговый учет в организации» Костылева В.А. приведены в виде таблицы вариантные способы ведения бухгалтерского и налогового учета, обязательные для отражения в учетной политике организации, таким образом, что облегчает восприятие материала и сразу выделяет отличия и совпадения между бухгалтерским и налоговым учетом.
В № 7 за 2002 год подробно рассмотрены и охарактеризованы все 5 групп налоговых регистров, выделенные в соответствии с Рекомендациями МНС РФ.
Большое внимание вопросам, касающимся учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета уделяет журнал «Бухгалтерский учет» в своих рубриках «В помощь бухгалтеру», «Налоговые консультации», «» Профессиональное суждение и «Налоговый учет». В статьях отдельно по подтемам выделяется как бухгалтерский, так и налоговый учет; рассматривается их организация, проблемы взаимодействия, разработка элементов учетной политики организации. Так, например, статья Малевкиной Л.И. посвящена актуальной теме - организации налогового учета. В ней автор теоретически обосновывает возможность ведения налогового учета с использованием данных бухгалтерского учета: приводит примеры, представляет ведомости и другие документы, создающиеся при ведении налогового учета, параллельно показывает как доходы и расходы организации будут отражаться в бухгалтерском учете. Вообще, издания журнала «Бухгалтерский учет» отличает обилие примеров, делающих их публикации более понятными и доступными для широкого круга читателей.
Особое внимание в силу значимости учетной политики организации на результаты ее деятельности уделяется в «Консультанте директора» в рубрике «Управленческий учет». Здесь уникальна по своему содержанию статья Щиберща К.В. «Основные принципы построения учетной политики на российских предприятиях», которая не только отражает понятие (в широком и узком смысле), сущность, роль и значение учетной политики организации, критерии ее выбора; рассматривает учетную политику как инструмент налогового планирования, как информационное обеспечение принятия управленческих решений, но также и как интегрированную систему управленческого учета, представляет иерархию и трехуровневую структуру построения учетных регистров.
В журнале «Консультант» в рубрике «Налогообложение» подробно рассматривается учетная политика для целей налогообложения, основные принципы и варианты ведения налогового учета, нестандартные ситуации, возможность ведения налогового учета без разработки конкретных форм аналитических регистров и с использованием плана счетов налогового учета, а также другие методические и организационные вопросы.
В журнале «Хозяйство и право» в рубрике «Предприятия и налоги» постоянно публикуются работы сотрудников налоговых органов, в которых можно найти массу рекомендаций по оптимизации ведения налогового учета, узнать плюсы и минусы действующего законодательства.
В журнале «Российский налоговый курьер» в рубрике «Рекомендации эксперта» отслеживаются изменения в учетной политике для целей налогообложения, публикуются способы ведения налогового учета, разработанные авторами этих статей. В частности, интересный метод предложен Педренко И.В. в №8 за 2002 год, где автор представил вниманию читателей счета налогового учета, разработанные им, и привел примеры их использования. Публикации журнала отличает то, что после предложений, выдвинутых экспертами, приводится в качестве рецензий мнение специалиста МНС РФ.
Для детального исследования учетной политики организации и лучшего усвоения информации в работе используется учетная политика ЗАО «Новые окна в Уфе» на 2002 год.
Автор считает, что необходимо уделять большее внимание вопросам, касающимся учетной политики в целях бухгалтерского и особенно налогового учета, в современной экономической литературе в связи с несовершенством действующего законодательства и необходимостью внесения ряда изменений в законодательство и процесс (метод, порядок) формирования учетной политики организаций.


1. Учетная политика: понятие, сущность, структура

1.1. Место и роль учетной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета

В настоящее время в России фактически сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:

1 уровень - Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы президента РФ и постановления правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;

2 уровень - положения по бухгалтерскому учету;

3 уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;

4 уровень - внутренние документы конкретной организации. (Указанная система закреплена в проекте Федерального закона, вынесенного на обсуждение и опубликованного в Финансовой газете № 37, за сентябрь 1999 г.)

Учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в РФ. Согласно п.3 ст.5 «Регулирование бухгалтерского учета» Федерального закона «О бухгалтерском учете»: «организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».

Порядок формирования, оформления и раскрытия учетной политики рассмотрен в положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). В соответствии с п.9 этого нормативного документа учетная политика организации подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.).

В части формирования, т.е. выбора и обоснования Положение «Учетная политика организации» распространяется на организации независимо от организационно - правовых форм.

Система внутренних регламентирующих б/у в организации шире, чем только приказ об учетной политике.

Во - первых, эта система содержит собственно учетную политику организации - документ, являющийся связующим звеном, своего рода мостом между внешним по отношению к организации законодательством по бухгалтерскому учету, и ее внутренним законодательством. Данный приказ должен быть по возможности краток, содержать четкие, конкретные решения по ряду групп вопросов, которые будут перечислены ниже.

Во - вторых, данная система должна содержать положения и инструкции по бухгалтерскому учету для конкретной организации, носящие в отношении нее обязательный характер.

Название этих документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки, утверждения и актуализации руководство организации определяет самостоятельно. Чем больше организация, тем сложнее ее структура, чем более серьезные задачи она ставит в своем развитии, тем значимее для нее создание четкой системы внутреннего нормативного регулирования (системы ведения бухгалтерского учета).

Например, приказ по учетной политике организации должен содержать конкретную информацию по обоснованию следующих групп вопросов:

- выбранные организацией способы бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности более высоких уровней регулирования (как правило, второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ);

- способы бухгалтерского учета, описание которых определены вышестоящими нормативными документами, а организация утверждает особенности их применения, исходя из специфики их условий хозяйствования - отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.д.;

- способы бухгалтерского учета, установленные нормативными документами по б/у РФ, но которые не позволяют организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты, поэтому она применяет иные способы бухгалтерского учета;

- способы бухгалтерского учета, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством действующего бухгалтерского законодательства, и представляется достаточно сложным определить законодательные приоритеты того или иного способа;

Т.е. поясняя приведенные выше положения необходимо отметить:

при формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Желательно, по мнению автора, по каждому такому способу приводить его нормативное обоснование, т.е. указывать на основании какого нормативного документа принято или иное положение по учетной политике. Предприятие не вправе через механизм учетной политики решать те вопросы, которые не входят в его компетенцию.

«Изобретенный» организацией способ бухгалтерского учета, отсутствующий в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ на момент принятия учетной политики должен быть всесторонне обоснован, исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации, что должно свидетельствовать о высоком уровне профессионализма бухгалтерской службы. Необоснованные способы бухгалтерского учета не должны подтверждаться аудиторскими организациями как обеспечивающие формирование достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатов организаций.

При необходимости организация определяет через механизм учетной политики специфику формирования своих активов - основных средств, нематериальных активов и т.д., или процессов - капитальных ремонтов, модернизации, формирования себестоимости и т.п.

Если организация не может сформировать достоверную информацию об объектах бухгалтерского учета, используя установленные нормативными документами по б/у правила, она вправе не применять данные правила, раскрыв данную информацию в пояснении к бухгалтерской отчетности. Согласно п.5 ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском учете»: «…в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства РФ о б/у». Применение иных способов бухгалтерского учета по сравнению с общеустановленными должно аргументировано и обосновано. Согласно п. 16 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»: «…применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление факторов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации».

Если действующее законодательство противоречиво излагает норму в отношении одного и того же способа бухгалтерского учета и при этом практически невозможно однозначно определиться с правильностью той или иной трактовки, рекомендуется воспользоваться инструментом учетной политики.

Таким образом, учетная политика организации является уникальным средством, с помощью которого, во - первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во - вторых, происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности; в - третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства.

Те же объективные трудности и сложности, которые влияют на формирование бухгалтерского законодательства, характерны и для формирующейся системы налогового права.

I этап становления данной системы, закончившийся принятием первой части НК РФ носил явно фискальный характер, который заключался в приоритете роли государства при решении сложных налоговых вопросов и в отсутствии каких - либо четких концепций и принципов развития налогового законодательства как отрасли права.

Не случайно в РФ сложилась фактическая ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Вместе с тем неясность данных норм, отсутствие декларированных принципов взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права (гражданским законодательством, законодательством по бухгалтерскому учету и т.д.) в условиях ярко выраженной фискальной направленности налоговой политики государства порождало, с одой стороны, волюнтаризм при трактовке норм права, а с другой, полную неопределенность в стратегической, да и в практической реализации финансовой политики коммерческих организаций.

Сказать, что ситуация в настоящее время сильно изменилась было бы неверно. Еще достаточно долго российские предприятия будут находиться в аналогичных экономических условиях, т.к. причины и факторы, их определяющие, носят объективный характер. Однако вместе с тем становятся более прозрачными механизмы разрешения противоречий действующего законодательства, что на взгляд автора, является важнейшей предпосылкой его цивилизованного совершенствования.

Так, например, согласно ст. 11 НК РФ: «институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том же значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

Таким образом, если организация, используя инструменты учетной политики, сможет обосновать применение того или иного способа бухгалтерского учета, что в свою очередь будет считаться элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, и будет выражаться в разработке институтов, понятий и терминов, то при отсутствии данного способа, трактуемого специально для целей налогообложения в НК РФ, будет для целей налогообложения действовать бухгалтерский способ. Такая законодательная позиция имеет место в настоящее время.

Следовательно, учетная политика организации может стать в настоящее время также и важным инструментом налогового планирования в организациях.

1.2. Понятие учетной политики, ее сущность, нормативная база и влияющие факторы

Учетная политика в узком смысле слова - установленный финансовым законодательством набор альтернатив по отражению в бухгалтерском учете предприятия хозяйственных операций, активов и обязательств, затрат и финансовых результатов. Налоговым законодательством установлен:

- перечень хозяйственных операций, входящих в учетную политику;

- возможные альтернативы отражения в бухгалтерском учете предприятия отдельных хозяйственных операций из данного перечня.

На предприятии учетная политика обычно фиксируется в виде внутреннего нормативного акта размером 12-15 страниц, фиксирующего выбранные предприятием альтернативы из перечня хозяйственных операций.

Учетная политика в широком смысле - это методология ведения оперативного и бухгалтерского учета для целей:

· управленческого планирования (учетное обеспечение процесса принятия управленческих решений на разных уровнях);

· внешних пользователей информации (адекватная оценка активов, обязательств, затрат и финансовых результатов при составлении сводной финансовой отчетности - баланса, отчета о финансовых результатов, отчета о движении денежных средств).

Для иностранных партнеров, как правило, предприятиями, ведущими внешнеэкономическую деятельность, дополнительно представляются формы «Отчет об изменениях финансового состояния» и «Отчет об инвестициях»; налогового планирования (оптимизация налогообложения на предприятии).

Спектр хозяйственных операций, входящих в учетную политику, в широком смысле понимаемую как информационное обеспечение системы управленческого и финансового планирования, чрезвычайно многообразен. В этой связи учетная политика в узком смысле является составной частью учетной политики в широком смысле.

Термин «учетная политика» впервые упомянут в ПБУ и отчетности в РФ, утвержденном приказом Минфина РФ от 20 марта 1992 года № 10 (п. 6 раздел II). До 1994 года нормативные акты не содержали сколько-нибудь исчерпывающего раскрытия содержания учетной политики.

В 1994 году было опубликовано разработанное в рамках Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики, отвечающую требованиям развития рыночной экономики, ПБУ «Учетная политика предприятия» (утверждено приказом Минфина РФ от 24 июля 1994 года № 100), которое представляло собой первый национальный стандарт по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/94).

Данный нормативный акт является основополагающим в вопросах формирования и раскрытия учетной политики в отчетные периоды с 1995 по 1998 годы.

Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года № 283 утверждена программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, в исполнении которой были приняты новые Положения по бухгалтерскому учету, внесшие существенные изменения и дополнения в содержание учетной политики.

С 1 января 1998 года было введено в действие ПБУ 6/97 «Учет ОС», утвержденное приказом Минфина РФ от 3 сентября 1997 года № 65н.

С 1 января 1999 года действуют:

· Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ, утвержденное приказом Минфина от 29 июля 1998 года № 34н, заменившее Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 года № 170;

· ПБУ 5/98 «Учет материально - производственных запасов», утвержденное приказом Минфина РФ от 15 июня 1998 года № 25н;

· ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», утвержденное приказом Минфина от 15 ноября 1998 года № 56н;

· ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности», утвержденное приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 года № 57н.

С 1 января 2000 года вступили в силу:

· ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года № 32н;

· ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года № 33н;

· ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года№ 43н;

· ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», утвержденное приказом Минфина РФ от 13 января 2000 года № 5н;

· ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденное приказом Минфина РФ от 27 января 2000 года № 11н;

С 1 января 2001 года вступили в силу:

· ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденное приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 года № 92н;

· ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 года № 91н.

· Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 года № 26н утверждено новое положение по бухгалтерскому учету «Учет ОС» (ПБУ 6/01). Пунктом 2 указанного приказа был признан утратившим силу Приказ Минфина РФ от 3 сентября 1997 года № 65н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет ОС» ПБУ 6/97.

· Приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 года № 44н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально - производственных запасов» (ПБУ 5/01), которое введено в действие, начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года, утратило силу ПБУ 5/98.

· Приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 года № 60н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), которое введено в действие с 1 января 2002 года.

· В связи с утверждением приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 года нового Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) утратил свою силу приказ Минфина РФ от 28 июля 1994 года №100н, соответственно, ПБУ 1/94. Сохранив много общего с прежним нормативным документом, ПБУ 1/98 имеет и принципиально важные отличия и на сегодняшний день является основополагающим в вопросах формирования и раскрытия содержания учетной политики организации (оно введено в действие с 1 января 1999 года).

Положение содержит следующие разделы:

- Общие положения;

- Формирование учетной политики;

- Раскрытие учетной политики;

- Изменение учетной политики.

Помимо вышеперечисленных, нормативными документами, в которых в настоящее время также рассматриваются вопросы учетной политики и которыми следует также руководствоваться в решении вопросов ее выбора и обоснования являются:

1. Ст.6 «Организация бухгалтерского учета в организациях» Федерального закона от 23 февраля 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», введенного в действие с 28 ноября 1996 года (в ред. ФЗ от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ).

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденного приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 года.

3. План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 декабря 2000 года № 94н (заменивший План счетов и инструкцию по его применению, утвержденные приказом Министерства Финансов СССР от 1 ноября 1991 года № 56).

4. Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 января 2000 года № 4н.

5. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 года № 60н.

6. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552 (в редакции постановления Правительства РФЫ от 31 мая 2000 № 420).

В отношении Положения о составе затрат, заметим, что оно долгое время носило характер как бухгалтерского, так и налогового нормативного документа, поэтому использовалось в т.ч. и для обоснования тех или иных элементов учетной политики.

С 2000 года ситуация несколько изменилась:

- введено в действие ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

- отменена Инструкция по заполнению форм годовой бухгалтерской отчетности (Приложение 2 к приказу Минфина РФ от 12 декабря 1996 года № 97), в которой имела место ссылка на Положение о составе затрат.

С точки зрения содержания вопроса о составе затрат и их видов, введенное в действие ПБУ 10/99 дает определение различных видов расходов, признаваемых в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, в т.ч. расходов по обычным видам деятельности, операционных, внереализационных и чрезвычайных. Таким образом, появляется новый документ по бухгалтерскому учету, зарегистрированный в Минюсте РФ, квалифицирующий различные расходы организации.
Следовательно можно сделать вывод о том, что в содержательном аспекте ПБУ 10/99 полностью заменяет Положение о составе затрат.
С юридической точки зрения необходимо напомнить, что согласно ст.3 Закона РФ «О бухгалтерском учете»: «Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ».
Положение о составе затрат представляет собой постановление Правительства РФ, что по формальному признаку может относить его к системе законодательства по бухгалтерскому учету.
Таким образом, Положение о составе затрат может быть исключено из бухгалтерского законодательства либо в случае прямой отмены документа, либо изменения приведенной выше нормы ФЗ «О бухгалтерском учете». В связи со вступлением в силу гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Положение о составе затрат с 2002 года перестает входить в систему законодательства по налогообложению.

1.3. Порядок составления учетной политики и ее структура

Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает, как в организации ведется учет. ПБУ 1/98 в части формирования учетной политики распространяется на все организации, независимо от организационно-правовых форм.
При формировании учетной политики организации, ее выборе и обосновании по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.
Пунктом 5 ПБУ 1/98 право формирования учетной политики предоставляется главному бухгалтеру организации, а утверждает ее руководитель организации. Учетная политика, а также вносимые в нее изменения оформляются организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно -распорядительного документа.
При формировании учетной политики необходимо учитывать, что способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией, должны применяться всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вся совокупность решаемых методом учетной политики вопросов делится на методические и организационно-технические.
Методические аспекты - это те аспекты учетной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации, на оценку ее финансового состояния.
Организационно - технические аспекты - приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско - финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.
В новом Положении сохранен перечень допущений, из которых должна исходить организация при формировании политики:
· Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой и других организаций; это допущение закреплено также в ст. 8 «Основные требования к ведению бухгалтерского учета» Федерального закона «О бухгалтерском учете».
· Допущение непрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. «Если такое намерение или необходимость существует, то финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и применяемая основа должна раскрываться» (параграф 23 Принципов международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В случае ожидания прекращения деятельности предприятия, стоимость его активов, как правило, оказывается значительно ниже, чем в случае нормального его функционирования. Поэтому если у бухгалтера есть основания предполагать, что предприятие прекратит свое существование, он должен изменить учетные процедуры. В случае банкротства бухгалтер должен составить отчетность, исходя из предположения, что все активы будут проданы по ликвидационной стоимости.
· Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
· Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности предполагает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Учетная политика организации должна обеспечивать:
1. Полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
2. Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности введено ПБУ 1/98);
3. Большую готовность к бухгалтерскому учету расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
4. Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
5. Торжество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета на последующий календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
6. Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
В части раскрытия учетной политики ПБУ 1/98 распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности предприятия за отчетный год.
Перечень случаев, когда возможно изменение учетной политики:
- изменение законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенное изменение условий деятельности. Оно может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.д.
Как видно, перечень возможных вариантов изменений условий деятельности, предусмотренных ПБУ 1/98, не является закрытым. Изменение учетной политики оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией, оно должно быть обоснованным и вводиться с 1 января года (с начала финансового года), следующего за годом его утверждения.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.
Структура учетной политики
Учетную политику условно можно разделить на три раздела:
I. Организационно - технический раздел. В нем нужно предусмотреть:
1. рабочий план счетов бухгалтерского учета. В нем должны быть как синтетические, так и аналитические счета, на которых ведется учет. Надо отметить, что для учетной политики 2002 года это особенно актуально, ведь с этого года все предприятия должны перейти на новый План счетов (Новый План счетов бухгалтерского учета утвержден приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н).
2. формы первичных учетных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки. В этих документах обязательно должны быть предусмотрены реквизиты, которые перечислены в ст. 9 ФЗ от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
3. формы регистров налогового учета. В этих формах необходимо указывать реквизиты, приведенные в ст. 313 НК РФ;
4. правила документооборота. Устанавливая эти правила, следует руководствоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утвержденным Минфином СССР от 29 июля 1983 года № 105);
5. порядок контроля за хозяйственными операциями.
II. Учетная политика для целей бухгалтерского учета. В нем нужно установить:
1. способы амортизации основных средств и нематериальных активов;
2. порядок учета и списания в производство сырья и материалов;
3. перечень резервов, который будет составлять предприятие;
4. порядок списания общехозяйственных расходов и т.д.
III. Учетная политика в целях налогообложения. Здесь нужно отразить порядок определения выручки, которому будет следовать организация, исчисляя НДС и налог на пользователей автомобильных дорог. Кроме того, в этом разделе предприятие должно указать, как оно будет признавать доходы и расходы, а также учитывать отдельные хозяйственные операции в целях исчисления налога на прибыль.
Но для удобства предприятие может объединить II и III разделы учетной политики. Так, в разделе, касающемся учета основных средств можно сразу указать, какой метод начисления амортизации предприятие применяет в целях бухгалтерского, а какой - в целях налогового учета.
Степень совмещения ведения бухгалтерского и налогового учетов служит причиной существования различных подходов к ведению налогового учета.

2. Учетная политика организации на примере ЗАО «Новые окна в Уфе»

2.1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, обязательства организаций и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Цели и задачи бухгалтерского учета:

1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и др. пользователям бухгалтерской отчетности.

2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

2.1.1. Учет основных средств

В Приказе об учетной политике организации в данном подразделе раскрытию подлежит как минимум следующая информация:
·
о способах оценки основных средств, приобретенное в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;
· об изменениях стоимости ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая случаи достройки, реконструкции, частичной ликвидации, переоценки);
· о принятых организацией сроках полезного использования объектов ОС (по основным группам);
· об объектах основных средств, представленных и полученных по договору аренды;
· о способах начисления в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по отдельным объектам основных средств.
Способы оценки ОС, поступивших по договору мены:
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
Изменение стоимости ОС:
Пункт 3.6. ПБУ 6/97 допускает изменение стоимости ОС в случае проведения достройки, модернизации, реконструкции.
Затраты по капитальным работам предварительно учитываются на счете 08 «Капитальные вложения» в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденным приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 года № 167 и Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, письмо Минфина РФ от 30 декабря 1993 года № 160.
По окончании капитальных работ затраты по ним должны списываться на увеличение первоначальной стоимости объектов ОС.
Для разграничения затрат на капитальные и некапитальные необходимо руководствоваться Инструкцией по заполнению форм статистической отчетности по капитальному строительству (Постановление Госкомстата России от 3 октября 1996 года № 123), а также Методическими указаниями по учету ОС.
В Инструкции Госкомстата России установлена полная номенклатура расходов, формирующих затраты по работам капитального характера. Установлено, что основанием производства данных работ является наличие проекта на объект строительства в сметы затрат.
ПБУ 6/97 установлено, что организация имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать объекты основных средств.
Переоценка ОС может быть произведена также по решению государства. Пунктом 38 Методических указаний по учету ОС предлагается использовать для переоценки устанавливаемые Госкомстатом РФ ежеквартальные индексы - дефляторы или применять метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
В письме МНС РФ от 17 апреля 2000 года № ВГ - 02/288 по согласованию с Минфином РФ доводится до сведения, что переоценка ОС, осуществляемая организацией в добровольном порядке, с 1 января 2000 года принимается при исчислении налога на имущество, а также налога на прибыль.
При этом если в 2002 году организация решила переоценить какие - либо ОС, то затем придется делать это регулярно (п. 15 ПБУ 6/01).
В результате переоценки возможны 2 исхода: дооценка ОС и уценка ОС.
В первом случае предприятие для бухгалтерского учета дает следующие проводки:
На дооценку ОС в бухгалтерском учете дается проводка:
Дебет 01 «Основные средства» Кредит 83 «Добавочный капитал»
На зачисление амортизации по дооцененным ОС:
Дебет 83 «Добавочный капитал»
Кредит 02 «Амортизация основных средств»
Во втором случае предприятие для бухгалтерского учета дает следующие проводки:
На уценку основных средств дается проводка:
Дебет 91/2 «Прочие расходы» Кредит 01 «Основные средства»
На уменьшение амортизации по основным средствам дается проводка:
Дебет 02 «Амортизация основных средств» Кредит 91/1 «Прочие доходы»
Сроки полезного использования основных средств (по основным группам):
В соответствии с п. 2.1. ПБУ 6/97 срок полезного использования основных средств - это период, в течении которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации. Срок полезного использования определяет срок износа основных средств.
Срок полезного использования основных средств определяется ориентацией при принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету, который устанавливает его самостоятельно в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций - изготовителей (п. 20 ПБУ 6/01).
Способы амортизации основных средств:
Пункт 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, предусматривает 4 способа амортизации: линейный; уменьшаемого остатка; списание стоимости по сумме чисел лет полезного использования; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Предприятие может предусмотреть в учетной политике сразу несколько способов начисления амортизации. Однако по одной и той же группе основных средств можно использовать только один способ.
Амортизация начисляется только по тем основным средствам, стоимость которых превышает 2000 рублей. Объекты дешевле 2000 рублей можно сразу списывать на затраты, как только это имущество передали в эксплуатацию - так сказано в пункте 18 ПБУ 6/01.
В бухгалтерии предприятия даются следующие проводки На оприходование основных средств в б/у дается проводка:
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
На отражение НДС по ОС в бухгалтерском учете дается проводка:
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
На оплату ОС в бухгалтерском учете дается проводка:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетный счет»
На введение в эксплуатацию ОС дается проводка:
Дебет 01 «Основные средства»
Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы»
На возмещение из бюджета НДС по ОС дается проводка:
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»
«Входной» НДС по ОС производственного назначения можно возместить из бюджета только после того, как эти объекты введут в эксплуатацию.
Введенные в эксплуатацию основные средства должны быть закреплены за материально - ответственным лицом.
Согласно п.19 ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений определяется:
1. При линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
2. При способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта ОС на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ;
3. При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта ОС и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования.
В течении отчетного года амортизационные отчисления по объектам ОС начисляются ежемесячно, независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
4. При способе списания пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и предлагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Организация вправе применять так называемую ускоренную амортизацию ОС - более быстрое по сравнению с общеустановленным в централизованном порядке сроком, перенесение стоимости объектов ОС.
После введения в действие ПБУ 6/01 имеют место 2 подхода к применению механизма ускоренной амортизации:
- при линейном способе ее начисления нормы амортизационных отчислений устанавливаются на основании Единых норм амортизационных отчислений (увеличение на коэффициент ускорения не выше 2);
- при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка срок полезного использования объектов ОС может быть определен организацией самостоятельно на основании требований ПБУ 6/01.
В качестве примера б/у ОС на предприятии можно использовать учетную политику ЗА «Новые окна в Уфе».
Для учета амортизационных отчислений по всем группам организация применяет линейный способ, а для ОС, используемых в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, применяют специальный ускоряющий коэффициент - 2.

2.1.2. Порядок учета и финансирования ремонта производственных ОС

Действующим законодательством по бухгалтерскому учету в настоящее время предусмотрены следующие варианты учета и финансирования затрат на проведение ремонта ОС в зависимости от того, в себестоимость какого из отчетных периодов - предыдущего, текущего или последующего - будут включены расходы на ремонт.

Вариант 1. Затраты на ремонт могут относиться на себестоимость того отчетного периода, в котором были проведены ремонтные работы. Данный вариант отражения в учете затрат на ремонт наиболее распространен сегодня; особенно он приемлем на малых предприятиях с небольшим удельным весом в имуществе ОС с незначительной степенью их износа.

Вариант 2. Создание ремонтного фонда, который, как правило, создается на крупных предприятиях с большим количеством основных средств для финансирования особо сложного видов ремонта на ряд лет; необходимо отметить, что в настоящее время экономическая целесообразность создания ремонтного фонда стала значительно менее актуальной в связи с инфляционными процессами. Учет ремонтного фонда должен осуществляться на субсчете «Ремонтный фонд» счета 96 «Резервы предстоящих расходов», т.к. источником его формирования выступают текущие издержки. При этом по дебету счетов учета текущих затрат и кредиту счета 96 отражается создание ремонтного фонда, по дебету счета 96 в корреспонденции с кредитом счетов учета ресурсов отражаются фактические затраты на осуществление ремонта.

Вариант 3. Создается резерв на проведение ремонтных работ в течении текущего отчетного года, который учитывается на счете 96.

Вариант 4. Фактические затраты на ремонт постепенно накапливаются по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» с кредита ресурсных счетов; после окончания работ по специальному расчету предприятия расходы будущих периодов относятся с кредита счета 97 в дебет счетов учета затрат.

В учетной политике ЗАО «Новые окна в Уфе» на 2002 год предусматривается включение затрат на ремонт основных фондов в себестоимость того отчетного периода, в котором были произведены ремонтные работы (вариант 1).

2.1.3. Учет нематериальных активов (НМА)

С 1 января 2001 года вступило в силу Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 года № 91н.

Пункт 11 ПБУ 14/2000 определил обязательные элементы учетной политики организации в части нематериальных активов.

1. Способ оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства

Пункт 11 ПБУ 14/2000 установил два способа оценки НМА, приобретенных по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами:

· 1 способ. Исходя из стоимости переданных (или подлежащих передаче) товаров (ценностей). Цена переданных (или подлежащих передаче) товаров (ценностей) устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

· 2 способ. Применяется при невозможности установить стоимость передаваемых товаров. Стоимость принимаемых НМА устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные НМА.

Данный элемент учетной политики приводится только, если были случаи поступления НМА по договорам, предусматривающим неденежные расчеты.

2. Сроки полезного использования НМА по отдельным группам

Сроки полезного использования НМА устанавливаются организацией исходя из:

- срока действия патента, свидетельства и т.д.;

- ожидаемого срока использования НМА, в течение которого организация получает доход;

- количества продукции или иного натурального показателя или объема работ, ожидаемого к получению в результате использования НМА;

- по НМА, срок полезного использования которого установить невозможно, устанавливается из расчета 20 лет.

3. Способ амортизации НМА

В пункте 15 ПБУ 14/2000 перечислены 3 возможных способа начисления амортизации: линейный; уменьшаемого остатка; списание стоимости пропорционально объему продукции (работ). В течении срока полезного использования НМА начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, «…кроме случаев консервации организации». В течении отчетного года амортизационные отчисления по НМА начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

Способ уменьшающего остатка применяется только по НМА, принятым на учет после 1 января 2001 года.

4. Способ погашения стоимости нематериальных активов

С 1995 года и в настоящее время предприятию предоставлено право самостоятельно определять порядок отражения в учете погашения стоимости НМА - с использованием счета 05 «Амортизация НМА» и без использования этого счета. Во втором случае амортизация начисляется по кредиту счета 04 «Нематериальные активы» и дебету счетов учета соответствующих источников (08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу»).

Применение одного из способов отражения в бухгалтерском учете амортизации по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего срока их полезного использования.

Рассматривая бухгалтерский учет нематериальных активов на примере учетной политики ЗАО «Новые окна в Уфе», необходимо отметить:

- при оплате приобретенного НМА неденежными средствами его стоимость принимается к бухгалтерскому учету исходя из стоимости товара (работ, услуг), переданного (переданных) или подлежащего (подлежащих) передаче организацией;

- амортизация НМА начисляется по линейному способу;

- начисленные амортизационные отчисления по НМА отражаются в учете путем накопления соответствующих сумм на счете 05 «Амортизация НМА»

2.1.4. Учет материально - производственных запасов (МПЗ)

С 1 января 2002 года учет МПЗ нужно вести в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «» Учет МПЗ» (ПБУ 5/01). Оно утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 года № 44н.
Перечень затрат, которые в целях бухгалтерского учета включаются в себестоимость МПЗ, приведен в пункте 6 ПБУ 5/01 «Учет МПЗ»:
1. Способ отражение МПЗ в бухгалтерском учете:
по фактической себестоимости (в этом случае приобретенное имущество учитывается на счете 10 «Материалы»;
На предприятии к бухгалтерскому учету материалов, поступивших от поставщиков, дается проводка:
Дебет 10 «Материалы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
На отражение суммы НДС дается проводка:
Дебет 19 Кредит 60, 76
На оплату задолженности поставщикам дается проводка:
Дебет 60, 76
Кредит 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет».
На списание суммы НДС, не принятым к учету и оплаченным ценностям дается проводка:
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям».
по учетным ценам (тогда предприятие использует счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»). В данном случае организации нужно указать в приказе об учетной политике, что она считает учетной ценой. Обычно за учетную цену принимают плановую стоимость материалов.
На принятие к бухгалтерскому учету материалов, поступивших от поставщиков, дается проводка:
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Кредит 60,76
На отражение суммы НДС дается проводка:
Дебет 19 Кредит 60,76
На оплату задолженности поставщикам дается проводка:
Дебет 60, 76 Кредит 50, 51, 52
На отражение суммы НДС по принятым к учету и оплаченным ценностям дается проводка:
Дебет 68 Кредит 19
На принятые к учету материалы по учетным ценам дается проводка:
Дебет 10 Кредит 15
На отражение отклонения фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам дается проводка:
Если отклонение положительное - Дебет 16 Кредит 15;
Если отклонение отрицательное - Дебет 15 Кредит 16.
Отклонение рассчитывается по следующим формулам:
для положительного отклонения:
% отклонения = ;
для отрицательного отклонения:
% отклонения =
Снм16 - сальдо на начало месяца по счету 16, руб.
Снм10 - сальдо на начало месяца по счету 10, руб.
ОДт16 - обороты по дебету счета 16, руб.
ОДт10 - Обороты по дебету счета 10, руб.
ОКт16 - обороты по кредиту счета 16, руб.
ОКт10 - обороты по дебету счета 10, руб.
;
Заготовление МПЗ
Оценка по фактической себестоимости:
На отражение расходов по заготовке материалов дается проводка:
Дебет 10 Кредит 70, 69, 68, 71, 76 и др.
На принятие к учету материалов, произведенных вспомогательными цехами дается проводка: Дебет 10 Кредит 23
На принятые к учету отходы из основного и вспомогательного производства дается проводка: Дебет 10 Кредит 20,23
Оценка по учетной цене:
На отражение расходов по заготовке материалов дается проводка:
Дебет 15 Кредит 70, 69, 68, 71, 76 и др.
На принятие к учету материалов по учетным ценам дается проводка:
Дебет 10 Кредит 15
На отражение отклонения фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам дается проводка:
Если отклонение положительное - Дебет 16 Кредит 15;
Если отклонение отрицательное - Дебет 15 Кредит 16.
Отпуск в производство и иное использование:
На списание материалов, отпущенных в производство и иное использование, даются проводки:
Дебет 08, 20, 23, 25, 26, 29 Кредит 10.
На списание по окончании месяца отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости по учетным ценам материалов, отпущенных в производство и иное использование, дается проводка:
Дебет 08, 20, 23, 25, 26, 29 Кредит 16
2. Стоимость МПЗ, переданных в залог
Стоимость МПЗ, переданных покупателю в залог, принимается к бухгалтерскому учету в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.
В соответствии с пунктом 1 ст. 334 ГК РФ залог представляет собой один из способов обеспечения исполнения обязательств, сущность которого заключается в том, что кредитор по обеспеченному залогом обязательств (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства поручить удовлетворение из себестоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя). Залог товаров в обороте регламентируется статьей 357 ГК РФ.
При передаче МПЗ в залог, залогодержатель не приобретает право собственности на эти МПЗ. Поэтому в балансе залогодателя передача МПЗ на отражается. В бухгалтерском учете данная операция отражается в аналитическом учете. Во - первых, МПЗ, преданные в залог, учитываются на отдельных субсчетах к соответствующим счетам учета МПЗ по фактической себестоимости. Во - вторых, у залогодателя открывается забалансовый счет 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданные». На этом забалансовом счете МПЗ, переданные в залог, учитываются по стоимости, оговоренной в договоре залога.
У залогодержателя получение МПЗ в залог отражается на забалансовом счете 008 «Обеспечение обязательств и платежей полученные». И только при неисполнении обязательства у залогодателя в бухгалтерском учете отразится реализация МПЗ по стоимости, оговоренной в договоре залога.
У залогодателя договорная стоимость товара, полученного в залог, снимается с забалансового счета 008 и принимается на баланс.
В приказе об учетной политике на 2002 год ЗАО «Новые окна в Уфе», указывается договорная стоимость МПЗ, находящаяся в залоге на 1 января 2001 года.
3. Способы списания в производство стоимости МПЗ
Стоимость МПЗ может списываться на производство по:
себестоимости каждой единицы;
средней себестоимости;
себестоимости первых по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ФИФО);
себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (способ ЛИФО)
Метод оценки по себестоимости каждой единицы устанавливается, как правило, в отношении МПЗ, используемых организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные металлы и т.п.), и запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга.
Оценка МПЗ по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших в течение данного месяца, т.е. по средней себестоимости их приобретения.
Оценка по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО) основана на допущении, что МПЗ используются в течении месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценки МПЗ, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.
Оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ЛИФО) основана на допущении, что МПЗ, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого способа оценка МПЗ, находящихся в запасе (на складе)на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.
В ПБУ 5/01 сохранена норма ПБУ 5/98, в соответствии с которой «применение одного из методов по виду (группе) запасов производится в течении отчетного года». Предприятие может выбрать несколько способов списания МПЗ в производство. Главное, чтобы по одной группе запасов из года в год применялся один и тот же способ (допущение последовательности применения учетной политики). Так указано в пункте 16 ПБУ 5/01.
В случае последующего изменения метода оценки причины этих изменений и оценка их последствий в стоимостном выражении подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности.
4. Разница между фактической себестоимостью МПЗ и стоимостью их возможной реализации, отнесенная на финансовый результат.
Источниками возмещения разницы между возможной ценой реализации и балансовой стоимостью остатков МПЗ на конец отчетного года является финансовый результат.
Уценка на конец отчетного года разрешается для сырья, материалов, готовой продукции, товаров. Уценка проводится один раз в год на конец отчетного года. По действующему налоговому законодательству суммы уценки, отнесенные в состав внереализационных расходов, не учитываются для целей налогообложения.
ЗАО «Новые окна в Уфе» в своей учетной политике по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов отразило следующие пункты:
учет процесса приобретения и заготовления МПЗ осуществляется в оценке по фактической себестоимости единицы их приобретения с применением счета 10 «Материалы» с разделением учета по субсчетам;
МПЗ списываются по средней себестоимости.

2.1.5. Учет и списание товаров

Предприятия могут отражать в учете товары по покупным или по продажным ценам. Для учета товаров по покупным ценам используется счет 41 «Товары». А если предприятие учитывает товары по продажным ценам, то тогда на счете 41 отражается их продажная цена. А разница между продажной и покупной ценой товаров фиксируется на счете 42 «Торговая наценка».
Кроме того, предприятие должно решить, как оно будет учитывать расходы по заготовке и доставке товаров. Это можно двумя способами. Так, предприятие может включать данные расходы в издержки обращения. В этом случае они списываются на счет 44 «Расходы на продажу». Но такие затраты также можно включить и в стоимость товаров. Тогда их нужно отразить на счете 41 «Товары». Приобретение за плату:
На принятие к учету товаров, приобретенных для продажи (в оптовой и розничной торговле) даются следующие проводки:
Для отражения покупной стоимости: Дебет 41 Кредит 60
Для отражения суммы НДС: Дебет 19 Кредит 60
На отражение суммы НДС по оплаченным и оприходованным товарам дается проводка: Дебет 68 Кредит 19
На отражение торговой наценки (для организации розничной торговли, учитывающих товары по продажным ценам) дается проводка:
Дебет 41 Кредит 42
На отражение транспортных им др. затрат по заготовке и доставке товаров дается проводка: Дебет 41, 44 Кредит 20, 23, 60, 71, 76
Стоимость проданных товаров списывается на затраты одним из методов, которые ПБУ 5/01 предусматривает для МПЗ: по средней себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, методом ФИФО или методом ЛИФО.
Т.к. ЗАО «Новые окна в Уфе» не являются организацией торговли, потому что реализует свою собственную продукцию, то данный пункт не рассматривается в учетной политике организации.

2.1.6. Оценка незавершенного производства и готовой продукции на складе

Оценка незавершенного производства зависит от типа производства. Так, согласно пункту 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н, незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе по дебету счета 20:
-
по фактической себестоимости (Дт 20 КТ 10(16),70, 69, 25, 26);
- по нормативной (плановой) себестоимости (статьи калькуляции по плановым или нормативным размерам);
- по прямым затратам (Дт 20 Кт 10(16)70, 69);
- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов (Дт 20 Кт 10(16)).
В единичном производстве незавершенное производство отражается по фактической себестоимости.
Порядок оценки готовой продукции на складе установлен в пункте 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Здесь сказано, что готовая продукция может учитываться по фактической или по плановой себестоимости. Предприятие само решает, как именно оно будет поступать. Но в любом случае его решение должно быть зафиксировано в приказе об учетной политике.
Если предприятие учитывает свою продукцию по плановой себестоимости, то ему следует применять счет 40 «Выпуск продукции(работ, услуг)». Учет же готовой продукции по фактической себестоимости ведется на счете 43 «Готовая продукция». Принятие к учету:
На принятие к учету готовой продукции по фактической себестоимости дается проводка: Дебет 43 Кредит 20, 23, 29.
В случае экономии, т.е. превышения учетной оценки над фактической, запись проводки делается красными чернилами - сторнируется.
На отражение выпуска готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости (в течение месяца при применении метода оценки готовой продукции по нормативной (плановой)себестоимости) дается проводка:
Дебет 43 Кредит 40
На отражение фактической себестоимости выпущенной продукции (по окончании месяца, при применении метода оценки готовой продукции по нормативной (плановой)себестоимости) дается проводка:
Дебет 40 Кредит 20, 23, 29
На признание выручки от продажи готовой продукции дается проводка:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90 «Продажи»
На начисление НДСМ с выручки от продажи готовой продукции (при определения выручки для целей налогообложения по отгрузке) дается проводка: Дебет 90 «Продажи» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»
На начисление НДС с выручки от продажи готовой продукции (при определении выручки для целей налогообложения при оплате) дается проводка:
Дебет 90 «Продажи»
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
На признание производственной себестоимости проданной продукции в качестве расхода отчетного периода дается проводка:
Дебет 90 Кредит 43
На отражение отклонения фактической себестоимости от нормативной (плановой) себестоимости дается проводка: Дебет 90 Кредит 40
Счет 40 закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет.
На определение финансового результата от продаж дается проводка:
Дебет 90 Кредит 99 (прибыль)
Дебет 99 Кредит 90 (убыток)
На поступление платежей за проданную продукцию дается проводка:
Дебет 51,52 Кредит 62
На начисление суммы НДС с выручки от продаж (при определении выручки для целей налогообложения по оплате) дается проводка: Дебет 76 Кредит 68
В своей учетной политики на 2002 год ЗАО «Новые окна в Уфе» оценивает незавершенное производство и готовую продукцию по фактической себестоимости.

2.1.7. Учет кредитов и займов

С 1 января 2002 года в силу вступило новое Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденное приказом Минфина России от 2 августа 2001 года № 69н.
В соответствии с п. 6 ПБУ 15/01 организация вправе самостоятельно установить порядок учета задолженности по полученным займам и кредитам, срок погашения которых превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока.
В соответствии с выбранной учетной политикой организация может:
1.
осуществлять перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную. Такой перевод организацией - заемщиком производится в момент, когда по условиям договора займа и (или) кредита до возврата суммы долга остается 365 дней;
2. учитывать находящиеся в его распоряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока в составе долгосрочной задолженности
В учетной политике предприятие должно указать, планирует ли оно переводить долгосрочную задолженность в краткосрочную.
В соответствии с новым Планом счетов и Инструкцией по его применению учет краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией, ведется на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»; долгосрочных - на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Суммы полученных организацией кредитов и займов отражаются по кредиту указанных счетов и дебету счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и т.д.
Перевод долгосрочной задолженности по полученным кредитам и займам в краткосрочную отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
По полученным кредитам и займам предприятие уплачивает проценты.
На начисление процента по кредитам и займам дается проводка:
Дебет 91 «Прочие расходы и доходы» Кредит 66, 67.
Процент, уплаченный кредитной организации за месяц определяе6тся по формуле:
% за месяц =
Договор займа может быть и беспроцентным. Кроме этого предприятию иногда приходится нести и дополнительные расходы, связанные с получением заемных средств (например, оплачивать юридическую консультацию, услуги связи и т.д.). Все эти затраты надо списывать на операционные расходы.
Это оформляется следующими проводками: Дебет 91 Кредит 60, 76, 71
Дебет 19 Кредит 60, 76.
Причем делать это можно:
- в том отчетном периоде, в котором они были произведены;
- равномерно в течении всего срока погашения кредита или займа (в этом случае дополнительные расходы предварительно учитываются в составе дебиторской задолженности).
Как будет поступать предприятие, решать ему самому. Но в любом случае принятое решение нужно закрепить в приказе об учетной политике на 2002 год.
В приказе об учетной политике нужно также указать, как предприятие отражает в учете проценты по выданным векселям и дисконт по выпущенным облигациям. Так, ПБУ 15/01 позволяет отражать данные затраты в учете как расходы будущих периодов. Но предприятие может списывать их сразу на операционные расходы.
В учетной политике на 2002 год ЗАО «Новые окна в Уфе» указано, что проценты по займам и кредитам, полученным организацией, причитающиеся к уплате на конец отчетного периода списываются равномерно. При этом долгосрочная задолженность по полученным кредитам или займам переводится в краткосрочную в момент, когда по условиям договора займа или кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней.

2.1.8. Создание резервов предстоящих расходов и платежей

Согласно п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н, в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на:
-
предстоящую оплату отпусков работникам;
- выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
- выплату вознаграждений по итогам работы на год;
- ремонт основных средств;
- производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
- предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
- предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;
- гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
- покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством РФ, нормативно - правовыми актами Минфина РФ.
Если предприятие будет создавать резервы в 2002 году, то ему нужно отразить это в приказе об учетной политике.
В соответствии с новым Планом счетов ведение бухгалтерского учета резервов будет осуществляться на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».
Аналитический учет по счету 96 должен вестись по видам резервов (отдельным резервам).
На формирование (пополнение) резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников дается проводка: Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 96
Фактические расходы, на которые был ранее образован резерв, относятся в дебет счета 96.
На отражение начисления сумм оплаты отпусков работников и сумм социального страхования и обеспечения дается проводка:
Дебет 96 Кредит 70, 69
На формирование (пополнение) резерва предстоящих расходов на ремонт ОС за счет средств резерва дается проводка: Дебет 96 Кредит 23
На сторнирование излишне зарезервированных сумм по результатам инвентаризации дается проводка: Дебет 20, 26 Кредит 96
На списание стоимости работ по ремонту ОС в размере, превышающем зарезервированные средства дается проводка: Дебет 20, 26 Кредит 96
Правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и т.п. и при необходимости корректируется.
При принятии учетной политики организация определяет: создавать ли резервы, и какие именно, либо не создавать.
В учетной политике ЗАО «Новые окна в Уфе» создание каких - либо резервов на предприятии не предусматривается.

2.1.9. Резерв по сомнительным долгам

В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н, организация может создавать резервы сомнительных долгов.
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или част и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.