На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Подходы к изучению традиционной обрядовой культуры

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 27.5.2013. Сдан: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
1. Введение
2. Традиционная обрядовая культура
3. Подходы к изучению культуры
4. Культурологический подход
5. Историко-просветительский подход
6. Философско-социологический подход
7. Этнографический подход
8. Заключение


Введение

Каждый народ имеет свои традиции, обряды, обычаи, национальную одежду и кухню, устное народное творчество, музыкальную и танцевальную культуру, национальные игры и особенности быта. Обрядовая культура человека позволяет идентифицировать культуру, отличить одну культуру от другой, наконец, сохранять национальную идентичность. Знание ее особенностей в разных культурах и у разных народов способствует выстраиванию гармоничных отношений в процессе межкультурного взаимодействия. Оценки прошлого, настоящего и будущего, которые мы делаем исходя, в том числе, и из понимания состояния, развитости обрядовой культуры, формируют культурно-историческую ориентацию общества и его личностей, потому что она отражает отношение к жизни и смерти, к труду, ко времени и пространству, религиозные представления, принятые в той или иной социокультурной среде. Эта ориентация исторична, т. е. меняется с развитием общества. Cсегодня интерес к традиционной обрядовой культуре в современных исследованиях существенно возрос. Это связано с тем, что в условиях глобализации и информатизации традиция становится связующим звеном с исторической памятью. Однако анализ специальной литературы существенно затруднен вследствие того, что само понятие «традиционная культура» трактуется различным образом. Отсюда, существование на равных таких терминов, как «традиционная», «архаическая», «доиндустриальная», «аграрная», «крестьянская», наконец, «фольклор», которое демонстрируют современные исследования, посвященные аналогичной проблематике. Представляется, что выбор названия связан с исследовательскими задачами и теми аспектами явления, которые требуют определенной фиксации. Это может быть способ опредмечивания информации (в этом случае культура определяется как «до-письменная»), тип социальной трансляции («традиционная»), социальный носитель («крестьянская»), характер производства («неспециализированная»), уровень ожидаемости и прецедентности («бытовая», «повседневная»), соотнесенность с определенным периодом общественного развития («архаическая», «доиндустриальная»), тип хозяйствования («аграрная
Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции.
Цель:
Задачи
1. Изучить историю возникновения народных традиций, классификацию праздников и обрядов

2. выработать общетеоретические подходы к изучению традиционно-обрядовой культуры;
3.
Данная курсовая работа написана на основании трудов Костина А.В, Воронов В.С.…., состоит из введения, 3х параграфов, заключение, списка использованной литературы.
Рассмотрение подходов к изучению традиционно - обрядовой культуры помогут нам …. Следующую группу представляют труды, которые с позиций теоретического осмысления рассматривают явление праздничной культуры (обрядность, праздник), его сущность, функции, инструментальную базу (методы и приемы).
Понятие обрядовой культуры и ее составляющие («обычай» - «традиция» - «нравы», «обряд» - «ритуал» - «церемониал»). Реализуемые в жизни общества обряды и праздники предмет целого ряда исследований, книг, статей о том, в чем проявляется обрядовая культура. Более того, общепринятые научные подходы к изучению явлений, раскрывающих ее содержание (формирующих о ней представление) не затрагивали до сих пор ее сущности и значения в жизни людей. Между тем, ответы на вопросы, связанные с различными ее аспектами, могли бы способствовать пониманию закономерностей поведения человека, культурной обусловленности образа его мышления. Обрядовой культуре посвящены работы В. Робертсона Смита, Дж. Фрезера, Э. Дюркгейма и З. Фрейда; авторов функционального подхода к изучению теории, в частности, происхождения и природы ритуалов: Б.Малиновского, А. Р. Радклифа-Брауна, Е. Эванса-Причарда, Т. Парсонса; сторонников историко-религиозного подхода: Р. Отто, М. Элиаде, Е. О. Джеймса; труды отечественных специалистов: социологов, этнографов, фольклористов С. А. Токарева, Б. Н. Путилова, А. К. Байбурина, А. С. Муратовой и др.
Впервые к рассмотрению традиционной народной культуры как явлению народного творчества обратился Воронов В.С. В своих исследованиях, автор раскрывает содержание и смысл народного искусства, своеобразие его стиля. Воронов В.С. указал на то, что по своим принципам, по своей природе, народное художественное творчество несколько «наивно», как детское искусство. «Бытовое искусство русского крестьянства, как и всякое глубокое, и сложное культурное явление, для своего всестороннего познания требует настойчивого, внимательного и усердного изучения»


1. Традиционная обрядовая культура

Комплексное понятие - это совокупность знания обрядов и их значения и практики обрядовых действий, а также их включенность в повседневную жизнь. Оно содержит вербальную и невербальную составляющие, которые выражаются в обрядовом поведении, обрядовых жесты, обрядовый фольклор (вербальные тексты, пение, музыка, танцы), материальные компоненты обряда. В культуре Древней Руси было множество разнообразных обрядов и ритуалов. Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Вся жизнь людей (образ жизни) была обрядово оформлена,
ритуализированна. Согласно общепринятому определению, обряд, ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Самые простые типы поведения складываются, прежде всего, на основе целостных, привычных образцов. Образец укладывается в какую-то часть деятельности, ее отрезок, не подверженный четкому делению, изменению или рефлексии. Термин «обряд» может отождествляться с терминами «традиция», «обычай», «ритуал», «нравы».
Но понятие «обряды» не следует сшивать с более широким понятием «обычай».
Обычай - это издавна укоренившийся в быту и ставший традиционным порядок совершения каких-либо общественных действий, традиционные правила поведения в определенных ситуациях. Для доклассового общества характерна недифференцированность бытовых, производственных и религиозных обрядов. С возникновением классового государства и церкви формируются специфическая церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с общественной и государственно-политической жизнью (например, придворные церемонии), и продолжают существовать традиционные бытовые обряды, особенно долго сохраняющиеся в крестьянской среде. К их числу относятся производственные обряды, связанные с земледелием, например с жатвой (зажинки, дожинки), животноводством (обряды, приуроченные к весеннему выгону скота), рыбной ловлей, охотой, строительством новых жилищ, рытьём колодцев и т.п., и семейные (обряды, связанные с рождением и смертью, инициации, свадьба и т.д.). В связи с годичной повторяемостью хозяйственной деятельности и её календарной приуроченностью обряды первой группы, в отличие от семейных, принято называть календарными. Обрядные действия могли быть магическими (включая вербальную, т. е. словесную, магию), символически-демонстративными или игровыми. Для поздних обрядов характерно развитие символических и игровых элементов и выпадение или трансформация магических, генетически связанных с примитивной аграрной, скотоводческой и промысловой техникой и с устойчивостью общинных, родовых и семейных (особенно патриархальных) отношений. Особую группу обрядов образуют так называемые гадания (или магические обряды), предназначенные для угадывания (предсказания) дальнейшего течения жизни гадающих. Магические обряды направлялись на достижение какого-либо конкретного результата, чаще всего люди просто стремились отогнать или отпугнуть враждебные силы. Иногда просили о личном благополучии, излечение от болезни или о благоприятных условиях для будущего урожая.
Обряд состоит из следующих компонентов:
· во-первых, это символическое действие или ритуальное поведение участников обряда,
· из элементов материальной культуры в виде ритуальной пищи, одежды, атрибутики и речевого поведения участников обряда в словесном и музыкальном выражении.
Не только сам обряд, но и каждый компонент обряда как семантическая единица выполняет определенную функцию. Несколько обрядов, выполняющие одну функцию в ходе развертывания обрядового текста, образуют обрядовый цикл или комплекс. В свою очередь, несколько обрядовых циклов образуют ритуал, который характеризует определенное социальное событие или действие. Обрядовые ритуалы, характеризующие все стороны жизнедеятельности этноса составляют его ритуальную систему. Ее структура схематически выглядит следующим образом: обрядовое действие - обряд - цикл - ритуал - система.
Обряд является одним из способов существования традиций. Объем и содержание понятия «традиция» подверглист активному осмыслению в 70-80-е годы. При рассмотрении проблемы взаимоотношений идеалов и повседневности вполне закономерным является обращение к понятию традиции в культуре. Однако сложность работы с этим понятием состоит в том, что, во-первых, в большинстве работ искусствоведов, фольклористов, этнографов оно используется априорно, как нечто само собой разумеющееся и понятное. Во-вторых, это понятие является одним из немногих, вокруг которого сложились достаточно устойчивые, но противоположные по содержанию и исходным установкам обыденные представления. В их основе лежат определенные ценностные подходы. Условно можно обозначить два полюса, вокруг которых концентрируются эти представления. На одном из них традиция представлена как нечто архаичное, косное, устаревшее, консервативное, мешающее современному развитию культуры, на другом - традиция выступает как идеал, абсолютная ценность, требующая серьезных усилий по поддержанию, восстановлению, реанимации. Очевидно, что и для той, и для другой позиции характерно ярко выраженное ценностное отношение к феномену традиции. Однако для научного осмысления традиции парадигма «оценочности» оказывается малопродуктивной. При господстве обыденных представлений вопрос о том, какое же место занимает традиция в современной культуре в целом и в отдельных ее пластах, остается открытым. Если же попытаться иначе изложить те же самые позиции, поместить их в иное смысловое поле, то окажется, что мы имеем дело с двумя фундаментальными пониманиями традиции. Причем они не только различаются, но в них отчетливо просматривается общая основа. Это - представление о традиции связующей прошлого и настоящего. Отношение же к традиции может отличаться в зависимости от того, как трактуется связь между прошлым и настоящим. В первом случае, традиция воспринимается как некие реликты, как специфические «сгустки», «уплотнения» прошлого в настоящем. В другом случае, прошлое осознается как всегда присутствующее в настоящем, как постоянно в нем воспроизводящееся. И в этом случае, традиция понимается как неотъемлемая сторона существования социума, как нечто универсальное и независимое от времени. Преобладание обыденного понимания традиции (даже в определенных научных кругах) связано в первую очередь с тем, что само слово «традиция» имеет достаточно широкое речевое «поле смысла», которое отражено в словарях русского языка. Определение первое. «Традиция - 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, быту»13. Определение второе. «Традиция -1. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п. // Установившийся порядок, неписаный закон в поведении, быту; обычай, обыкновение. //Обычная, закрепившаяся норма чего-то. 2. Устная передача каких-либо исторических сведений, предание (от лат. traditio - передача)»14. Из словарных определений можно выделить следующие ключевые слова, помогающие определить содержание, которое несет в себе слово «традиция»: от поколения к поколению; наследие; обычаи; нормы поведения; взгляды, вкусы. Если оставить за скобками два последних слова, представляющих другой смысловой ряд, то окажется (как уже говорилось об этом), что традиция связывает прошлое и настоящее, причем элементы прошлого в ней выражены сильнее. Кстати, восприятие традиции как архаичного феномена, принадлежащего в значительной степени прошлому, нашло отражение в понятии «традиционная культура». Обычно она понимается или как культура далекого прошлого, или, если речь идет о современности, как некий изолированный, законсервированный анклав культуры, выстроенный и развивающийся исключительно по законам и нормам, сложившимся в прошлом. Такое понимание традиционной культуры вполне объяснимо. Традиции в них играли универсальную и регламентирующую роль. Это означает, что они составляли нормативную основу всех сфер жизни, пронизывали и цементировали ее. Человек, рожденный в традиционной культуре, сразу попадал в поле действия сложившихся, не обсуждаемых норм и правил, которым он должен был неукоснительно следовать. Причем регламентации подвергались все сферы жизни человека - от сакральных, смыслообразующих компонентов (картина мира, представления о жизни и смерти, религиозные воззрения) до обыденных, повседневных забот, связанных с тем, что и как есть и пить, во что одеваться, как проводить праздники и будни и т.д. Кроме того, традиции крестьянской и городской культуры в прошлом отличались большей длительность по времени, большей устойчивость по сравнению с традициями в современной культуре. Смена их происходила не так быстро и лавинообразно, как это имеет место в новейшее время. Таким образом, важно зафиксировать, что традиционная культура от современной отличается не наличием или отсутствием традиций, а их длительностью и степенью устойчивости. Вернемся к словарным определениям. В них зафиксированы важные для понимания традиции моменты. Во-первых, ее процессуальный, пролонгированный характер (от поколения к поколению, от прошлого к настоящему). Во-вторых, субстанциональный, содержательный аспект традиции (обычаи, нормы). В-третьих, инструментальные особенности традиции, которые менее всего отражены в словарных определениях (устный способ передачи). Однако словарные определения традиции работают на достаточно узком пространстве народной, обыденной (бытовой) культуры (и это очень важно зафиксировать), поскольку в них практически отсутствует представление о традиции как некой универсальной характеристике культуры в целом. Следовательно, и инструментальное содержание традиции в этих определениях сужено, сведено к устной передаче. Но ведь когда речь идет о современной культуре, нельзя исключать другие инструменты (например, образование, средства массовой информации). Правда, в этом случае имеет место усложненный вариант передачи традиции, который носит скорее потенциальный характер. С помощью образования, СМИ человек получает первоначальные знания или информацию о традиции. Однако овладение знанием о традиции еще не означает овладения самой традицией. Первоначальный информационный толчок может привести, а может и не привести к тому, что какая-то традиция станет частью жизни человека. В каких смыслах употребляется понятие «традиция» в гуманитарных исследованиях (в тех случаях, когда ученые работают с ним априорно, не ставя перед собой задачи дать точное научное определение)? Во-первых, традиция может трактоваться широко, как некая фундаментальная универсальная хара........


Список литературы

[2] Традиция // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 253.

[3] См.: Традиция // Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. 724-726.

[4] Соколов К. Б. Субкультурная стратификация и городской фольклор // Традиционная культура. 2000. № 1. С. 14.

[5] Художественная жизнь современного общества. В 4 т. Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни. Л., 1996.

[6] Современный городской фольклор. М., 2003. С. 20.

[7] Захаров А. В. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 105-115.

[8] Там же.

[9] Там же. С. 109.

[10] Народная культура в современных условиях. М., 2000.

[11] Там же. С. 18.

[12] Там же. С. 15.

[13] Там же. С. 21-22.

[14] О достоинствах метода «статизации» // Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. М., 1980. С. 25.

[15] Народная культура… С. 37-38.

[16] Михайлова Н. Г. Народная культура //Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2. СПб., 1998. С. 70.

[17] Там же.

[18] Соколов К. Б. Субкультурная стратификация и городской фольклор // Традиционная культура: Научный альманах. 2000. № 1. С. 11.

[19] Народная культура... С. 17.

[20] Чистов К.В. Фольклор // Культурология. XX век. Энциклопедия. В. 2-х т. Т. 2. СПб., 1998. С. 303.

[21] Соколов К. Б. Субкультурная стратификация …. С. 10.

[22] Чистов К. В. Указ. соч. С. 303.

[23] Каргин А. С. Народная художественная культура. М., 1977. С. 18.

[24] Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. Л., 1986. С. 8-9.

[25] См.: Гусев В. Е. Фольклор (история термина и его современные значения) // СЭ. 1960. № 2; Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л., 1967; Катаров Е. Г. Что такое фольклор? // Художественный фольклор. 1929. № IV-V. С. 3-8; Funk and Wagnals Standard Dictionary of Folklore, Mythology and Legend. New York, 1949. Vol. I. P. 393-403.

[26] Чистов К. В. Фольклор в культурологическом аспекте // Гуманитарий: Ежегодник Петербургской гуманитарной академии. СПб., 1995. С. 164-175.

[27] Гусев В. Е., Штробах Х. Фольклор // Свод этнографических понятий и терминов: народные знания, фольклор, народное искусство. М., 1991. С. 137-138.

[28] См.: Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971; Гусев В. Е. Фольклор: История термина и его современное значение // Советская этнография. 1966. № 2. С. 3-21; Кагаров Е. В. Что такое фольклор? // Художественный фольклор. М., 1929. Т. 4-5. С. 3-8; Мамонтова Н. Н. Проблемы изучения традиционных форм культуры и понятие «народное искусство» // Научные чтения памяти В. М. Василенко: сб. статей. М., 1997, Вып. I.; Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976; Русское народное поэтическое творчество: пособие для вузов / под общ. ред. П. Г. Богатырева. 2-е изд., М., 1956; Соколов Ю. М. Русский фольклор. М., 1938 и др.

[29] Newsletter / Published by Nordic institute of folklore. Turku, 1987. № 1. P. 8.

[30] См.: Чистов К. В. Фольклор // Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2. СПб., 1998. С. 303.

[31] Топоров В. Н. Модель мира // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1982.

[32] См.: Марксистско-ленинская эстетика: учеб. пособие для вузов. / Л. В. Алехина, В. Р. Аронов, М. Н. Афасижев [и др.] ; под ред. М. Ф. Овсянникова. М., 1983. С. 360.

[33] Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.

[34] Чистов К. В. Фольклор // Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. С. 305.

[35] Соколов К. Б. Субкультурная стратификация... С. 11.

[36] Костина А. В.: 1) Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2005; 2) Диалектика массового и элитарного в современной культуре: В 2-х частях. М., 2001; 3) Массовая культура: теория и практика. М., 1999; 4) Массовая культура как универсальная культура эпохи глобализации // Культурологические записки. Вып. 9. М.: Институт искусствознания, 2004; 5) Интертекстуальность как фундаментальный признак культуры постмодернизма: к вопросу о соотношении массовой культуры и культуры традиционной // Фольклор и художественная культура. Вып. 13. М., 2004; 6). Символическая вторичность искусства массовой культуры: концепция У. Эко // Экономика и производство. Журнал депонированных рукописей. 2003. № 10. URL : mte.ru/tom ; 7) К проблеме соотношения цикличности и линейности времени мифа и массовой культуры // Мир психологии. 2002. № 3 (31); 8) Реклама как современная мифология // Традиционная культура: научный альманах./ Государственный республиканский центр русского фольклора Министерства культуры РФ. М., 2000. № 1; 9) Особенности функционирования информации в эпоху постмодерна // Информационное общество в России: проблемы становления. Вып. 2: сборник научных трудов. М., 2001; 10) Архетипические структуры виртуальной реальности: к проблеме соотношения массовой культуры и мифа // Информационное общество в России: проблемы становления. Межвузовский сборник научных трудов. М., 2001; 11) Реклама как фактор семиотизации социокультурного пространства // Российское общество в социокультурном измерении: история и современность: сб. научных трудов. М., 2000; 12) К вопросу о месте массовой культуры в современном обществе // Язык. Общение. Бизнес. М., 1996.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.