На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Опека и попечительство над несовершеннолетними

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 27.5.2013. Сдан: 2013. Страниц: 61. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение………………………………………………..……………………..…….3
1 Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………………………………………..……….7
1.1 Понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми………………………………………………………………………..…………….7
1.2 Основания установления опеки и попечительства над детьми…………....12
2 Субъекты семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми………………………………………………………………………………….…16
2.1 Органы опеки и попечительства………………………………………….….16
2.2 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства…………………………………………………………………….……..24
2.3 Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства……………………………………………………………………….…..32
3 Изменение и прекращение опеки и попечительства………………….………40
3.1 Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей………………………………………………………………..……..40
3.2 Прекращение опеки и попечительства………………………………………44
Заключение …………………………………….……………………………..…..48
Глоссарий………………………………………………………………………….51
Список использованных источников……….…………………………………...54
Список сокращений ……………………………………………………….……...59
Приложение А ……………………………………………....................................60
Приложение Б……………………………………..................................................61
Приложение В……………………………………………………………………..62


Введение

В XX веке в России произошли кардинальные изменения в социально-экономическом строе. Отказ от идеологии социализма повлек за собой изменение положения личности в обществе. С одной стороны, человек стал более свободным, но с другой - социальная забота о личности значительно снизилась.
Одной из форм социальной заботы о гражданах, особо нуждающихся в ней, является установление опеки или попечительства.
Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность, проявлением которой стало принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Основной целью совершенствования традиционной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение и гармонизация интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание.
Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой - предоставляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан.
Потребность в принятии закона об опеке и попечительстве была обусловлена необходимостью не только введения новых правил правовой регламентации соответствующих отношений, но и унификации в этой части законодательных актов субъектов РФ. Внедрение на уровне субъектов иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, породило противоречия в правовом регулировании схожих форм воспитания детей либо наоборот, формальное дублирование законов.
Принятие специального закона позволило разрешить множество вопросов, но многие новеллы и механизм их реализации все же нуждаются в теоретическом осмыслении. Применение различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, создало условия для формирования самостоятельных правоотношений между ребенком и лицами, принявшими на себя обязательства по его воспитанию. Наиболее похожей на опеку и попечительство является приемная семья, которая ранее действовавшим законодательством признавалась отдельной формой воспитания детей. На идентичность соответствующих правоотношений неоднократно обращалось внимание в науке семейного права.
Признание опеки и попечительства в качестве основной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а приемной и патронатной семей - ее разновидностями обусловило необходимость исследования новых положений законодательства с целью определения степени их эффективности.
Вопрос о правовой природе опеки и попечительства периодически подвергается исследованию в науке гражданского и семейного права. При этом объектом внимания выступают различные аспекты правовой регламентации соответствующих отношений: правовое положение опекуна (попечителя) и подопечных; обеспечение имущественных прав и интересов лиц, находящихся под опекой (попечительством); порядок установления и прекращения правоотношений по опеке (попечительству).
Дискуссионным остается до сих пор вопрос непосредственно о правовой природе названного института, а именно: это гражданско-правовой, семейно-правовой либо комплексный институт? Последнее реформирование системы опеки и попечительства, повлекшее за собой внесение изменений и в гражданское, и в семейное законодательство, обусловило множество новых вопросов и только усилило актуальность предпринятого исследования.
Обращение к правовой природе опеки и попечительства на современном этапе развития законодательства дает основание для выводов об изменении вектора в развитии данного правового института. Длительное время опека и попечительство как институт занимали самостоятельное место и в гражданском, и в семейном законодательстве.
На наш взгляд, опека и попечительство в большей степени основаны на семейно-правовых связях, обусловливающих заботу о недееспособном или несовершеннолетнем члене семьи. Однако в результате проведенной реформы приоритет получили гражданско-правовые признаки данного института. Обратимся, например, к содержанию ст. 3 Закона «Об опеке и попечительстве»: «1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации... 2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации...». Таким образом, общие положения определяются гражданским законодательством, а особенности - семейным.
Следует отметить, что законодателем впервые определены понятия опеки и попечительства, введены в оборот новые институты - предварительная опека (попечительство), договор об осуществлении опеки (попечительства) и другие, которые, соответственно, нуждаются в научном осмыслении и обосновании их правовой природы.
Изложенные обстоятельства, а также необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства, регулирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определили актуальность темы данного исследования, которая обусловлена потребностью анализа механизма правового регулирования защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также выявлением особенностей функционирования правовых институтов опеки и попечительства в системе права с учетов закономерностей их развития в современных условиях.
Целью данной работы являются исследование института опеки и попечительства, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотрение субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства;
- рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства;
Предметом исследования, проведенного в данной работе, является институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
Объектом исследования является опека и попечительство над несовершеннолетними как способ их устройства на воспитание в семью.
При проведении исследования использовались нормативно-правовые акты, монографии и иные работы по данной теме. Изложенный материал построен на трудах таких ученых, как Е.А. Суханова. P.O. Халфиной, Б.Л. Хаскельберга, Е.А. Чефрановой, Н.С. Шерстневой, Г.Ф. Шершеневича, Н.М Ершова, Л.М. Пчелинцева, И.М. Кузнецова, М. Антокольская и других авторов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


1 Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

1.1 Понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства. Таким образом, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву. Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей). Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства представляется обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.
Среди ученых - юристов стало традиционным отношение к институту опеки и попечительства как к незначительному. По сей день справедливо утверждение Н.М. Ершовой: “Специалисты по семейному праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее касается сферы семейного права”. Между тем изменения, произошедшие в гражданском законодательстве и в цивилистической науке, обусловливают потребность в реформировании института опеки и попечительства.
В научной литературе высказываются различные соображения в отношении понятия опеки и попечительства. Обоснованной представляется точка зрения Н.М. Ершовой, которая определяет опеку и попечительство как “комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав”.
Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, связанных, как уже замечалось, и с семейным, и с гражданским законодательством. Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.
В настоящее время основополагающие нормы об опеке и попечительстве содержатся в ГК РФ (ст. 31 - 40), который вместе с тем устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой или попечительством, является предметом регулирования семейного права (п. ст. 150 Семейного кодекса РФ). Согласно п. 4 названной статьи гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36 - 38 ГК.
Государство через органы опеки и попечительства осуществляет свою заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся по различным причинам без родительского попечения.
СК РФ определяет, во-первых, над кем устанавливаются опека или попечительство; во-вторых, - в каких целях. На опеку (попечительство) могут быть переданы дети, оставшиеся без попечения родителей. В качестве цели опеки и попечительства СК РФ устанавливает содержание, воспитание, образование, а также защиту прав и интересов ребенка.
Обеспечение содержание ребенка - обязательная предпосылка для его роста и развития. Оказание ему материальной поддержки со стороны его родителей относится поэтому к главным обязанностям матери и отца. Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является основанием для лишения родительских прав. Но если родителей нет либо они не могут или не хотят содержать своих несовершеннолетних детей, возникает проблема жизнеобеспечения последних, которая может быть решена путем возложения на опекуна или попечителя обязанности распорядиться причитающимися подопечному средствами; с другой стороны, при отсутствии родительского попечения возникает необходимость обеспечивать и воспитание ребенка, на что он также имеет право. Хотя СК не предусматривает в качестве самостоятельного право несовершеннолетнего на образование, само собой разумеется, что получение им основного общего образования - одна из важных предпосылок его воспитания, осуществляемого опекуном (попечителем). Отсутствие заботы опять-таки может быть восполнено с помощью опекуна или попечителя, которому предстоит защищать все права и интересы своего подопечного. ГК РФ обращает внимание на то обстоятельство, что защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в число которых входят несовершеннолетние) обеспечивается путем возложения на опекуна (попечителя) установленных законом прав и обязанностей.
Основное различие понятий опеки и попечительства состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.
Опека устанавливается над малолетними, к которым относятся дети, не достигшие 14 лет. Права и обязанности опекуна по воспитанию подопечного, связанные с психическим, духовным, нравственным развитием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степени зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагогической целесообразностью. Лишь в некоторых исключительных случаях необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего.
Другое дело - защита имущественных прав ребенка, находящегося под опекой. Здесь опекун, восполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного, совершает за него все юридически значимые действия. Но в любом случае при осуществлении и защите как личных, так и имущественных прав ребенка благодаря опекуну несовершеннолетний становится полноценным участником любых правоотношений, его конституционные права как гражданина становятся реальностью.
По достижении малолетним подопечным 14 лет опека прекращается. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем без всякого дополнительного на этот счет решения. Таким образом, основанием для установления попечительства над ребенком служит возрастной критерий, а не его состояние. Однако при этом учитывается, что в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных действий и поступков. Правда, в части, касающейся осуществления им прав личного характера, защиты попечителем этих прав, разницы между опекой и попечительством, по общему правилу, не существует. Что же касается имущественных, жилищных прав подопечного, то их защита попечителем имеет свои особенности и осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
Относительная свобода, предоставленная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Эта помощь со стороны попечителя отличается большим разнообразием: она может заключаться в совете, как поступить в данной ситуации, в посещении учреждений, организаций, способных так или иначе помочь подростку.
Попечитель призван также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц, бороться за трезвый образ его жизни и т.п. Здесь попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям; во-вторых, как их законный представитель, управомоченный на защиту прав и интересов несовершеннолетнего; в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей.
В подтверждение вышеизложенного можно привести мнение Е.А. Чефрановой: “Что касается опеки и попечительства, то это не только способ устройства в семью детей, оставшихся в силу различных причин без попечения родителей, но в первую очередь институт, имеющий целью защиту имущественных и личных неимущественных прав как несовершеннолетних, так и других недееспособных и не полностью дееспособных лиц. Нормы, направленные на достижение этой основной цели опеки и попечительства, помещены в ГК РФ, тогда как нормы, направленные на достижение специальной цели - обеспечение воспитания несовершеннолетних, составили предмет Семейного кодекса”.
Таким образом, с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью.
1.2 Основания установления опеки и попечительства над детьми

Российское государство и общество всегда уделяло большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Обездоленные дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В настоящее время официальное признание получил термин "дети, оставшиеся без попечения родителей". Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в ст. 20 Конвенции о правах ребенка.
В п. 1 ст. 121 СК РФ названы наиболее рас­пространенные причины, по которым дети утра­чивают попечение родителей: лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Из приведенного в п. 1 ст. 121 СК РФ перечня следует, что причины могут быть как объективного, так и субъективного характера. К первым относятся: смерть родителей; их тяжелая болезнь, делающая невозможной заботу о ребенке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав.
Другие причины утраты родительского попечения - следствие либо невозможности защищать ребенка, заботиться о нем из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелания выполнять свой родительский долг. Правда, такое нежелание, в свою очередь, может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.).
Наиболее острой формой проявления безразличия к ребенку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое можно сказать о ситуациях, когда ребенок находится в воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении, куда он был помещен родителями на время. Нежелание взять ребенка может рассматриваться как основание для п........


Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2001. - 39 с.?- ISBN 5-94462-025-0
2 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате : Законы от 11.02.1993 г. № 4462-I в ред. 30.06. 2006 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 12.04.2011
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ с изм. 26.06.2007 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 12.04.2011
4 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ с изм. 24.07.2007 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 12.04.2011
5 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ с изм. 29.12.2006 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 12.04.2011
6 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» - Послед. обновление 12.04.2011
7 Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г. : по состоянию на 29 декабря. 2006 г.]. - СПб. : Victory : Стаун-кантри, 2001. -- ISBN 5-7931-0142-Х.
8 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ с изм. 12.07.2007 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».- Послед. обновление 12.04.2011
9 Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 12.04.2011
10 Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г., 30 марта 1998 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. Обновление 12.04.2011
11 Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829 "О приемной сеье" // // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. Обновление 12.04.2011
12 Приказ Минобразования РФ от 19 августа 1999 г. N 199 "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)" // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. Обновление 12.04.2011
13 Письмо Минобразования РФ от 24 ноября 1993 г. N 214-М "Об упорядочении усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. от 31 августа 1994 г.) // // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. Обновление 12.04.2011


Научная литература

1 Антокольская М.В. Семейное право [Текст] : учебно-методическое пособие / М.: - Юристъ, 2005 - 215 с. - ISBN 5-7975-0234-8
2 Азарова Е.Г. Комментарий к законодательству о пособиях и льготах гражданам с детьми [Текст] : учебно-методическое пособие / М.: Инфра-М, Норма, 2003 - 239 с. -ISBN 978-5-7205-0998-9
3 Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка [Текст] / Российская юстиция, № 12. 2006 - 21 с.
4 Беспалов Ю. Средства судебной защиты гражданских прав ребенка [Текст] / Российская юстиция, № 3.2006 - 15 с.
5 Вышкина С.В. Защита прав несовершеннолетних при приватизации жилья [Текст] : учебно-методическое пособие / Законодательство, №3. 2002 -144 с. - ISBN 5-89481-507-X
6 Гражданское право [Текст] : учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Ю.К. Толстого. проф. Сергеева А.П. СПБ.: Питер, 2003 - 187 с. -ISBN 5-7975-0429-4
7 Государственный доклад О положении детей в Российской Федерации 2011 год. [Электронный ресурс] gosman.ru/politics?news=13247
8 Денисов И. Комментарий к примерному положению о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации [Текст] : учебно-методическое пособие / Российская газета. 24 сентября. 2000 - 10 с.
9 Захаров С. Права и обязанности родителей по воспитанию детей и ответственность за их нарушение [Текст] : учебно-методическое пособие / Право и жизнь, № 12.2003 - 58 с. - ISBN: 5-8159-0525-9
10 Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление [Текст] : учебно-методическое пособие / - М.: ИНФРА-М, 2002 - 32 с. - ISBN 5-7749-0289-7
11 Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве [Текст] : учебно-методическое пособие / - М.: Норма, 2002 - 46 с. - ISBN 6-3127-3953-7
12 Осокина Г. Понятие, виды и основания законного представительства [Текст] / Российская юстиция, № 1. 2006 - 11 с.
13 Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми [Текст] : учебно-методическое пособие / - М.: Гардарика, 2003 -254 с. - ISBN 5-7990-0135-4
14 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая (под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина) [Текст] : учебно-методическое пособие / М.: Юрайт, 2007 - 224 с. - ISBN: 978-5-9916-1124-4
15 Королев Ю. А. Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации [Текст] : учебно-методическое пособие /М.: Юридический дом Юстицинформ, 2003 - 163 с. - ISBN 89123-785-7
16 Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации [Текст] : учебно-методическое пособие / Отв. ред. Кузнецова И.М. М.: Юристъ, 2000 - 97 с. - ISBN 978-5-98050-036-8
17 Комментарий к Семеному кодексу Российской Федерации [Текст] : учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. Крашенинникова П.В. и Седугина П.И. - М.: Юристъ, 2003 - 54 с. - 978-5-392-00902-2
18 Козырева А. На полпути от улицы к детдому [Текст] / Российская газета. 22 ноября. 2007 - 22 с.
19 Масевич М. Г., Кузнецова И. М., Маришева Н. И. Новый Семейный Кодекс РФ. [Текст] : учебно-методическое пособие /Дело и право, № 1. 2004 - 145 с. - ISBN: 5-16-000097-6
20 Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций [Текст] : учебно-методическое пособие /- М.: Юристъ, 2000 - 132 с. - ISBN 5-8354-02-56-2
21 Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: история и современность [Текст] : учебно-методическое пособие / М.: Право, 2003 - 170 с. - ISBN 507975-0068-Х
22 Нечаева А.М. Брак, семья, закон [Текст] : учебно-методическое пособие / М.: Право, 2004 - 98 с. - ISBN: 978-5-9916-1184-8
23 Пчелинцева Л.М. О семейном законодательстве субъектов Федерации [Текст] / Журнал русского права, № 3. 2007 - 94 с.
24 Пчелинцева Л.М. Семейное право России [Текст] : учебно-методическое пособие / - М.: Юристъ, 2001 - 162 с. - ISBN: 5-468-00156-1
25 Сорокин С. Имущественные права ребенка в семье [Текст] : учебно-методическое пособие / Российская юстиция, №2. 2000 - 114 с. - ISBN 5-203-00536-2
26 Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства [Текст] / Российская юстиция, № 10. 2006 - 31, 43 с.
27 Чефранова Е. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей [Текст] / Российская юстиция, №8. 2006 - 14 с.
28 Шафорст Г. М. Семейное право [Текст] : учебно-методическое пособие / М.: Мир образования, 2001 - 64 с. - ISBN 5-7567-0194-Х

Материалы судебной практики

1 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2007 г. (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 г.) [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. №7. 2007
2 Обзор судебной практики Верховного суда РФ "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам" [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 8,9,10. 2006




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.