На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик СИМВОЛИКА БАТАЛЬНЫХ СЦЕН ИЛИАДЫ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 29.5.2013. Сдан: 2006. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



1.1. ВВЕДЕНИЕ

1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКА

1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


2. СИМВОЛИКА БАТАЛЬНЫХ СЦЕН

2.1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
2.2. «БОЖЕСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО»

3. ГЕРОИ

3.1 ЭПИТЕТЫ ГЕРОЕВ
3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭПИТЕТОВ СРЕДИ ГЕРОЕВ
3.3. ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ. ОРУЖИЕ И ДОСПЕХИ

4. СРАВНЕНИЯ


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. 1. Введение.

Тема, затронутая в данной работе, вызывает интерес своей сложностью, простором для исследований. Ее суть заключается в истолковании, прочтении символа, которое должно отталкиваться от определенных условий, знание которых необходимо для изучения древней символики. Проблема в том, что, пройдя стадии многократных интерпретаций культурной и социальной обработки символ подчас теряет не только свою первоначальную форму, но и вложенный в него смысл тем самым человеческим «природным опытом», о котором говорил Рене Генон, рассуждая о структуре символа. Следовательно, нельзя говорить о неком эталоне символа, его общей идее, не изучив «фундамента», условий его возникновения. Именно поэтому символика «Илиады», так или иначе, сохраненная в своей форме элемента повествовании, является качественным и продуктивным предметом изучения. Однако следует отметить, что данная работа в первую очередь подразумевает анализ не художественного образа, а стоящего за ним символа, ведь важность символики заключена в том, что для современности она является ни сколько художественным, сколько уникальным историческим материалом, дающим представление о мышлении человека и его понятии мироустройства в глубокой древности.
Истолкование символа не поддается только внешнему анализу; чаще всего значение образа связанно с контекстом поэмы в целом, и его индивидуальное значение подчинено не только какой-либо очевидной функции, но и тем значением, которым наполняет его автор. Возникает сложность, заключенная одновременно в форме и содержании символа: он един и целостен, возникая и проявляясь самостоятельно, вне зависимости от каких-либо намеренных трактовок. Поэтому рациональным методом изучения является синтез как внешней, так и скрытой информации символа. Такой подход позволит не только предоставить доказательства, основанные на тексте самого источника, но и исключит неверные предположения, не имеющие основания: таким образом, значение будет подкреплено формой, а форма - значением.
Символов в «Илиаде» достаточно много и, как орудие в руках поэта, все они выражены через яркие выпуклые образы, однако, следует отметить неординарный подход Гомера к различным формам, способам включения символа в повествование. Многообразие этих форм предполагает некую общую систему, с существующим в ней законами, признаками, объединенными совокупным смыслом.
В связи с вышеприведенными особенностями символики «Илиады» и поставленной проблемой, можно выделить следующие вопросы:

· Через какой художественный образ и форму выражается символ?
· Какова трактовка символа?
· Каково назначение рассматриваемого символа в батальных сценах?

Только ответив на эти вопросы, и проведя общий системный анализ символики, можно будет представить общую картину исследования.
1. 2. Характеристика источника.

Поэма «Илиада» была создана Гомером в первой трети I тыс. до н. э., как устное предание, основанное на так называемом троянском цикле мифов. События, изложенные в этих мифах, имеют историческое обоснование в III тыс. до н. э., когда захватнические походы ахейских племен разрушили несколько городов в Малой Азии, одним из которых и была Троя. Мифическую причину войны объясняет спор трех богинь: Геры, Афины и Афродиты, претендующих на звание «прекраснейшей». Троянец Парис, решивший спор в пользу последней, получив в награду любовь жены микенского царя Минелая Елены, провоцирует военный поход ахейских героев против Трои. Далее следуют эпизоды самого похода, длительных битв у города, его разрушения и возвращения героев на родину. Центральным событием цикла является десятилетняя осада Трои, последние дни которой и послужили основой сюжета для «Илиады»; это, по существу, грандиозная битва, описанная в эпическом стиле ярким живописным языком поэта.
Следуя традиции, Гомер изображает сражение как серию поединков, прерываемую сценами пиршества на Олимпе и редкими сюжетными отступлениями, но, как отмечает С.И. Радциг, «они (поэмы «Илиада» «Одиссея») построены по весьма искусному плану, и художественная техника их очень далека от примитивной простоты*». Такая структура, где сюжет «нанизывается» на один мотив (в данном случае мотив гнева Ахилла), является древнейшим примером композиции, способом увлечь слушателя. Поэма постоянно «следит» за поведением Ахилла, согласно которому развивает свое действие, а с исчезновением гнева и завершает его. Сражения с участием Ахилла носят характер ключевых, кульминационных для сюжета. В общем же они в «Илиаде», пишет И.М. Тронский, «не имеют характера массовых сцен, а распадаются на ряд отдельных единоборств, которые рассказываются самостоятельно, одно за другим, в медленном темпе; общая картина складывается только из сопоставления отдельных моментов**».
Описание сражения богато художественными приемами, эпитетами, метафорами, развернутыми сравнениями. Для одного только Ахилла Гомер использует сорок шесть эпитетов, многие из которых имеют характер «постоянных», некоторые психологически уместных в данном контексте. Эпитеты служат своеобразной «тенью», качеством героя или предмета, дополняющим его характеристику, показывающим многогранность его понимания. Символика батальных сцен, которая будет рассмотрена в данной работе, апеллирует как к художественности, иллюстративности образов, так и к смысловому подтексту: это картины сражений, поединки, их участники, описание оружия героев, которые поражают разнообразием, точностью деталей и ассоциаций. Особенно сильное впечатление производят сравнения битв со стихией природы: лесного пожара, грозы, метели, ветра, бурного потока, охотой хищных животных, картин бытовой и ремесленной жизни. Иногда встречаются целый ряд подобных сравнений (например, II. 455 слл.).
Придерживаясь свойственной ему объективно-отстраненной манеры, Гомер стремится к реалистичному раскрытию своей символики, но, уходя от мифических и фантастических деталей, он подчас архаизирует ряд образов. Например, в «Илиаде» часто изображается бой на колесницах - тактика, характерная для раннего периода Греции, но не для времени Гомера. Спокойное, лишенное экспрессии описание смерти с анатомическими подробностями мотивируется целью как можно ближе приблизить слушателей к реальности происходящих событий. Некоторым деталям, напротив, придается характер гротеска, создается сложная система образов, основанная на контрасте и сравнении. В этом заключается новаторство гомеровского стиля: строгие вековые традиции и наследие древности сочетаются в поэме с живым и гибким языком, новыми формами и современными проблемами.
Важной особенностью поэмы становится образ героя, человека божественного происхождения, такого, как Ахилл, Гектор, Одиссей, Эней и др. Гомер отмечет их благородство, храбрость, силу и проницательность, подчас противопоставляя им олимпийских богов, личные интересы которых сравниваются с худшими человеческими недостатками: «боги наделены - особенно в «Илиаде» - многочисленными отрицательными чертами: они мелочны, капризны, жестоки, несправедливы. В обращении между собой боги гораздо более грубы, чем люди: на Олимпе происходит постоянная перебранка, и Зевс нередко угрожает побоями Гере и прочим строптивым богам»***. Автор изображает характер героя через символику его поведения, речи, оружия, подчеркивая его сильные стороны. Использование так называемых эпических «клише» (например, частое упоминание эпитета «быстроногий» для Ахилла) обусловлено не только стихотворным размером и устной импровизационной традицией, но и реальной характеристикой героя. «В «Илиаде» эпитеты иногда подвергаются сложному поэтическому переосмыслению, чуждому устной народной поэзии****».
Часто эпитетам, встречающимся в батальных сценах «Илиады», автор поэмы придает семантическое значение для характеристики своих героев; так особую и весьма многочисленную группу составляют те, что образованы от предметов: копья, камня, щита. В целом можно отметить, что несколько описаний, по сути, являются общими, характерными одновременно для нескольких героев, однако существует и их индивидуальный смысл. Оружие (именно оно встречается в батальных сценах чаще всего), служит не только обязательным атрибутом воина, но и своеобразным отличительным знаком героя, дополнением к его образу.
Рассматривая символику батальных сцен, нельзя не заметить, что она, безусловно, играет ключевую роль в поэме. Сюжет, герои, смысловой и нравственный подтекст раскрываются в первую очередь через описания поединков. Цепочка битв, переплетаясь в сюжет, так или иначе, ведут к решающему бою Ахилла и Гектора. В отличие от речей, которые в поэме скорее торжественны, чем убедительно, битвы служат основным способом проявления героев. Гомер избрал довольно изящный способ, чтобы показать слушателям свое отношение к войне, современным ему проблемам. Его поэтическое мастерство нашло в символике этих образов свое лучшее применение.

ПРИМЕЧАНИЯ:

* Радциг С.И. История древнегреческой литературы. - М., 1969. С. 42.

** Тронский И.М. История античной литературы.- М., 1957. С. 71.

*** Тронский И.М. указ. соч. С. 72.

**** Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. - Л., 1963. С. 27.


1.3. Характеристика используемой литературы.

Очевидно, что символика в «Илиаде» мало изучена, даже само понятие «символа» в контексте поэмы в научных исследованиях встречается довольно редко, не говоря уже о какой-либо трактовке и классификации. Исследователей, в основном, интересовала художественный стиль поэмы, поэтому образ рассматривался с точки зрения его внешних проявлений, связывался скорее с литературоведческими понятиями метафоры, сравнения, эпитета. Образ героя обычно рассматривается с позиций описательности, раскрытия его психологического портрета или же сводился к простому перечислению его достоинств или недостатков, ярких позиций в сюжете. Многочисленные сравнения характеризуются, как иллюстративные. Между тем символ зависит не только от иллюстративности и описательности, сколько, и даже в большей степени, от своего скрытого значения, на котором исследователи не заостряли своего внимания. Именно эта информация, вложенная не просто автором, а целыми поколениями людей в образ делает символ символом, придает ему объем и форму.
Довольно много и обстоятельно сказано о художественных приемах Гомера, выраженных через определенные образы. Таковы, в частности исследования И. М. Тронского («История античной литературы») или С. И. Радцига («История древнегреческой литературы»), совместного труда Н.А Чистяковой и Н.В. Вулих («История античной литературы») и А.Ф. Лосева («Античная литература»). Эти авторы, затрагивая вопрос происхождения образов (но лишь косвенно - тему символики), акцентируют внимание на исторических, археологических и этнографических сведеньях, и в данном контексте приведенные ими данные, безусловно, являются доказанными и убедительными.
И. М. Тронский рассуждает об образах, как примерах «воплощения наиболее ценных черт греческого народа», признаках влияния на Гомера современных ему культурных и социальных тенденций. Достаточно содержательны его заметки об индивидуальности героев поэмы (например, Ахилле), где он проводит параллели со становлением нового общественн........


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Гомер. ИЛИАДА. Перевод Н.И. Гнедича. - С.-Пб. БМЛ, 2000.
Зайцев Л.И. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС И ИЛИАДА ГОМЕРА. - М., 1993.
Клейн Л.С. АГАТОМИЯ ИЛИАДЫ. - С.-Пб. Государственный университет, 1996.
Клейн Л.С. БЕСПЛОТНЫЕ ГЕРОИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВ ИЛИАДЫ. - С.-Пб. ФАРН. - 1994.
Лосев А.Ф. Под редакцией проф. Тахо-Годи. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 7-е изд. - М., ЧеРо, 2005.
Лосев А.Ф. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И ФИЛОСФИИ. М., 1993.
Радциг С.И. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. - Л., Издательство академии наук СССР, 1969.
Тронский И.М. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 3-е изд. - М., 1957.
Чистякова Н.А., Вулих Н.В. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. - Л., ЛГУ, 1963.
Шталь И. В. ПОЭТИКА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОЭТИКА СТИЛЯ. ГОМЕРОВСКИЙ ЭПИТЕТ КАК ЭЛЕМЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТИСТЕМЫ. - М., 1981.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ, ЗНАКОВ, ЭМБЛЕМ. - М., ЭСКМО, 2004.
СЛОВАРЬ АНТИЧНОСТИ. Пер. с нем. - М. Прогресс, 1989.
БОЛЬШОЙ ЭНЦИЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. МИФОЛОГИЯ. Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М., Большая Российская Энциклопедия, 1998.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.