На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ОПТИМИЗАЦИЯ КРЕДИТНОЙ СТРАТЕГИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 29.5.2013. Сдан: 2012. Страниц: 90. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы организации кредитного процесса в коммерческом банке 6
1.1. Сущность, классификация и принципы банковского кредитования 6
1.2. Кредитная стратегия коммерческого банка 13
1.3. Кредитная политика коммерческого банка - основа кредитной стратегии 14
Глава 2. Анализ финансовых результатов ОАО «Россельхозбанк» 29
2.1. Технико - экономическая характеристика банка 29
2.2. Анализ структуры и динамики финансовых результатов деятельности банка ОАО «Россельхозбанк» 37
2.3. STEP и SWOT-анализ ОАО «Россельхозбанк» 50
2.4. Анализ кредитного портфеля банка за 2009-2011 года 56
Глава 3. математическая модель для оптимизации кредитной стратегии коммерческого банка 61
3.1. Применение моделей для исследования кредитных стратегий деятельности коммерческого банка 61
3.2. Применение модели оптимизации кредитной стратегии на примере ОАО «Россельхозбанк» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 79


ВВЕДЕНИЕ
Стабильность и эффективность работы современного коммерческого банка во многом зависит от того, насколько в стратегическом и тактическом плане грамотно сформирована его организационная структура. Одну из ключевых позиций в организационной структуре коммерческого банка, безусловно, занимает организация кредитного процесса.
В условиях жесткой конкуренции между банками успех сопутствует тому из них, кто лучше владеет современными технологиями управления и оптимизации кредитного процесса как одного из базовых бизнес-процессов банка. В связи с этим, разработка и внедрение в банковскую практику современных методов организационно-технологических преобразований позволит оптимизировать технологическую и информационную базу кредитного бизнес-процесса, значительно снизить затраты на проведение кредитных операций, минимизировать риски невозврата кредитов, исключить отклонение от основных стратегических ориентиров и приоритетов кредитной политики, усилить мотивацию персонала кредитного подразделения банка и повысить качество кредитного менеджмента.
В силу своей особой финансовой и социальной значимости для коммерческого банка кредитный процесс должен отвечать современным требованиям рынка в динамично изменяющейся внешней среде, активно используя при этом механизмы внутренней адаптации. Но в результате реализации кредитного процесса возникает множество проблем, решение которых возможно лишь с помощью формирования научно обоснованной политики оптимизации данного направления деятельности банка. Целью оптимизации кредитного процесса является обеспечение долгосрочного и устойчивого конкурентного преимущества, при этом банк должен опираться на современные достижения научной и технической мысли, применять инновационные подходы, методы стратегического анализа, развивать внутренние и внешние компетенции.
Необходимость оптимизации кредитного процесса современных российских банков связана с изменениями правового пространства, социальными изменениями клиентской базы, формированием нового информационного поля, усилением конкуренции со стороны зарубежных банков, появлением на рынке кредитных услуг новых финансовых инструментов и технологий. Все это требует пристального внимания банковских менеджеров к выработке основных направлений оптимизации кредитного процесса в коммерческих банках.
Активные интеграционные процессы, происходящие в российском банковском сообществе требуют комплексного подхода к проблемам оптимизации кредитного процесса банка.
Таким образом, объективная необходимость углубленных исследований в области организации кредитного процесса банка, а также комплексная разработка теоретических и практических вопросов, раскрывающих все аспекты организации кредитного процесса банка, является важной и актуальной проблемой современной банковской системы России.
Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы организации кредитного процесса и его оптимизации в коммерческом банке определили выбор темы, цель и задачи данного исследования.
Цель и задачи исследования. Целью дипломного исследования стало формирование комплексного подхода к организации кредитного процесса банка и на его основе разработка рекомендаций по оптимизации процесса кредитования в российских коммерческих банках.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику исследования и его структуру:
- исследовать и раскрыть с научных позиций содержание организации кредитного процесса коммерческого банка;
- выявить факторы, влияющие на организационное устройство процесса кредитования в банке;
- разработать методологические аспекты совершенствования кредитной политики коммерческого банка;
-разработать математическую модель оптимизации кредитного процесса коммерческого банка;
- рекомендовать механизм реструктуризации контрольно-аналитической деятельности банка.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений, складывающихся в рамках организационного устройства кредитного процесса коммерческого банка.
Объект исследования. Объектом исследования выступает действующая практика организации коммерческими банками процесса кредитования (на примере ОАО «Россельхозбанк»).
Научная новизна исследования состоит в разработке теоретико-методологических основ организации кредитного процесса и его оптимизации в коммерческом банке.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных частей, заключения, списка литературы и приложений.
В первой части описываются классификация и принципы банковского кредитования, а также теоретические основы организации кредитного процесса в коммерческом банке.
Во второй части проводится анализ финансовых результатов ОАО «Россельхозбанк».
В третьей, практической части описывается математическая модель оптимизации кредитной стратегии на примере исследуемой организации.

Глава 1. Теоретические основы организации кредитного процесса в коммерческом банке
1.1. Сущность, классификация и принципы банковского кредитования
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Коммерческие банки в соответствии со своей спецификой разрабатывают общие принципы кредитной политики, формируют ее главную цель, основные направления кредитования. Кредитные операции связаны с риском, степень которого в РФ в условиях спада производства, нестабильности экономики растет. Это определяет необходимость формирования качественного кредитного портфеля банка, в котором должна быть меньше доля более рискованных операций, несмотря на то, что в ряде случаев такие операции могут быть более прибыльными для банка. [9, с.98]
Степень риска должна соответствовать обычной норме доходности по ссудам с учетом стоимости кредитных ресурсов и административных издержек банка. При определении кредитной политики следует ориентировать кредитную стратегию на диверсификацию, как состава клиентов, так и спектра предоставляемых им ссуд (услуг), что необходимо в условиях конкуренции.
Совершенствование практики кредитования требует разработки оптимальной для банка организации кредитования. В этих целях банки, имеющие в своем аппарате квалифицированных и профессиональных банковских работников, уделяют внимание поиску оптимальных вариантов методики расчета кредитоспособности заемщиков, правил кредитование. Организация кредитования должна обеспечивать безусловный возврат ссуд, целевой характер их использования, стимулирование роста объема производства продукции, удовлетворяющей потребности общества, и увеличение доли кредитных вложений, направляемых на инвестиционные проекты в перспективные высокоэффективные отрасли. Кредитная политика банка разрабатывается также на основе положений экономической и денежно-кредитной политики государства, сложившейся хозяйственной ситуации в данном регионе. [12, c.145]
Максимальная сумма кредитования определяется с учетом потребностей клиента, на основании оценки его кредитоспособности и правоспособности, а также кредитной истории в Банке.
В дополнение отметим, срочный кредит - самый распространенный вид кредитования юридических лиц на сегодняшний день, удовлетворяющий большинство финансовых потребностей различных организаций.
Кредит, представляемый в форме овердрафта - это вид краткосрочного кредита, предоставляемый посредством списания средств со счета сверх остатка в целях оперативного удовлетворения неотложных краткосрочных потребностей клиента в денежных средствах. Другими словами, организация тратит больше денег, чем у нее имеется на счету. Это очень удобно для устранения временных разрывов в обороте средств, проходящих по счетам организации.
Овердрафт обычно предоставляется наиболее надёжным, платежеспособным клиентам, зарекомендовавшим себя в Банке. Кредитование в форме Овердрафт может осуществляться в любой валюте, выбранной клиентом.
Одна из форм банковских услуг - это предоставление заемщикам кредитной линии. Кредитная линия - обязательство кредитного учреждения, закрепляющее договоренность банка с заемщиком о выдаче организации кредитов в определенном размер (лимит кредитования) и в течение определенного времени (обычно - год).
Как правило, комиссионные за само обязательство не берутся, клиент же при этом обязуется поддерживать некоторый депозит и резерв, например в размере согласованных процентов от суммы кредитной линии. Банк может предоставлять кредитные линии в любой устраивающей клиента валюте.
Максимальная сумма лимита кредитования определяется с учетом потребностей клиента на основании оценки его кредитоспособности и правоспособности, кредитной истории, а также иных факторов, установленных банком.
Банковские кредиты подразделяются на активные и пассивные. В первом случае банк дает кредит, т.е. выступает кредитором, во втором берет кредит, т е является заемщиком. Банк может входить в кредитные отношения (брать или давать кредиты) и с другими банками (иными кредитными организациями), включая банк центральный, выполняя в зависимости от ситуации активную или пассивную функцию. В этом случае мы имеем дело с межбанковским кредитованием. [1, c.67]
Более конкретно базовые услуги кредитования, предоставляемые коммерческими банками своим клиентам (как юридическим, так и физическим лицам), можно представить в виде следующей классификации:
1. По экономическому назначению кредита
1.1. Связанный (целевой):
I. Платежные (на проведение конкретной коммерческой сделки или удовлетворение временной нужды), т.е.:
· на оплату расчетных (платежных) документов контрагентов клиента,
· на приобретение ценных бумаг;
· на авансовые платежи;
· на платежи в бюджеты;
· на заработную плату (выдача денег по чеку со ссудного счета заемщика);
· другие.
II. На финансирование производственных затрат, т.е. на
· формирование запасов товарно-материальных ценностей;
· финансирование текущих производственных затрат;
· финансирование инвестиционных затрат, включая кредиты на лизинговые и т.п. операции (промежуточные);
III. Учет (покупка) векселей, включая операции "репо" (покупка с обязательством обратной продажи);
IV. Потребительские кредиты (физическим лицам).
1.2. Несвязанный (без указания конкретной цели).
2. По форме предоставления кредита
2.1. В безналичной форме:
I. Зачисление безналичных денег на соответствующий счет заемщика, в том числе реструктуризация ранее выданного кредита и предоставление нового;
II. Кредитование с использованием векселей банка;
III. В смешанной форме (сочетание 2-х предыдущих вариантов).
2.2. В налично-денежной форме (как правило, физическим лицам)
3. По технике предоставления кредита
3.1. Одной суммой.
3.2. С овердрафтом (схема кредитования, дающая клиенту право оплачивать с расчетного счета товары, работы, услуги своих контрагентов в сумме, превышающей объем кредитовых поступлений на его счет, т.е. иметь на этом счете дебетовое сальдо, максимально допустимые размер и срок которого устанавливаются в кредитном договоре между банком и данным клиентом; различают краткосрочный, продленный, сезонный виды овердрафта).
3.3. В виде кредитной линии:
· простая (невозобновляемая) кредитная линия;
· возобновляемая (револьверная) кредитная линия, включая:
· онкольную (до востребования) кредитную линию;
· контокоррентную кредитную линию;
3.4. Комбинированные варианты.
4. По способу предоставления кредита
4.1. Индивидуальный (предоставляемый заемщику одним банком).
4.2. Синдицированный.
5. По времени и технике погашения кредита
5.1 Погашаемые одной суммой в конце срока.
5.2 Погашаемые равными долями через равные промежутки времени (этот вариант, как и следующий, предполагает согласование графика погашения основной суммы долга и процентов с указанием конкретных дат и сумм). Фактически это так называемый простой кредит (с ежемесячными равными суммами платежей).
5.3 Погашаемые неравными долями через различные промежутки времени:
· сложный кредит (с выплатой от 20 до 50% суммы кредита в конце срока);
· прогрессивный кредит (с прогрессивно нарастающими к концу срока действия кредитного договора выплатами);
· сезонный кредит (кредит для сезонных производств с выплатами только в те месяцы, на которые приходятся максимальные суммы выручки). [1, c.73]
В зависимости от сферы функционирования банковские кредиты, предоставляемые предприятиям всех отраслей хозяйства (т.е. хозяйствующим субъектам), могут быть двух видов: ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов, и кредиты, участвующие в организации оборотных фондов. Последние, в свою очередь, подразделяются на кредиты, направленные в сферу производства, и кредиты, обслуживающие сферу обращения.
По срокам пользования кредиты бывают срочные и до востребования. Срочные кредиты, в свою очередь подразделяются на:
- краткосрочные до (до 1 года);
- среднесрочные (от 1 до 5лет);
- долгосрочные (свыше 5лет).
Как правило, кредиты, формирующие оборотные фонды, являются краткосрочными, а ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов, относятся к средне - и долгосрочным кредитам.
По размерам различают кредиты: крупные, средние и мелкие.
По обеспечению: необеспеченные (бланковые) кредиты и обеспеченные, которые в свою очередь, по характеру обеспечения подразделяются на залоговые, гарантированные и застрахованные.
Принципы кредитования принято подразделять на две группы:
1. Общеэкономические принципы, присущие всем экономическим категориям (целенаправленность, дифференцированность).
2. Принципы, отражающие сущность и функции кредита (срочность, платность, обеспеченность, возвратность). [21, c.131]
Смысл целенаправленного кредитования заключается в том, что ссуды должны выдаваться лишь на определенные цели, а именно на удовлетворение временной потребности заемщика в дополнительных средствах. На практике этот принцип осуществляется путем выдачи ссуд на конкретные цели (объекты). Объектами банковского кредитования выступают товарно-материальные ценности и затраты производства, средства в расчетах, потребность в средствах для текущих платежей при временных финансовых затруднениях.
Дифференцированность кредитования заключается в предоставлении кредита на различных условиях в зависимости от характера заемщика, направленности кредита, кредитного риска, срока кредитования, своевременности возврата и некоторых других обстоятельств.
Принцип срочности кредитования означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования, и этот срок должен заемщиком соблюдаться.
Принцип платности кредита заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент. Платность кредита призвана оказывать стимулирующие воздействие на хозяйственный (коммерческий) расчет предприятий, побуждая их к увеличению собственных ресурсов и экономичному расходованию привлеченных средств. Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат, связанных с уплатой процентов за привлеченные в депозит чужие средства, затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает получение прибыли для увеличения ресурсных фондов кредитования (резервного, уставного) и использования на собственные и другие нужды.
Основные факторы, которые современные коммерческие банки учитывают при установлении платы за кредит, следующие:
- базовая ставка процента по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам ЦБ РФ;
- средняя процентная ставка по межбанковскому кредиту;
- средняя процентная ставка, уплачиваемая банком своим клиентам по депозитным счетам различного вида;
- структура кредитных ресурсов банка (чем выше доля привлеченных средств, тем дороже должен быть кредит);
- срок, на который испрашивается кредит, и вид кредита, а точнее степень его риска для банка в зависимости от обеспечения;
- стабильность денежного обращения в стране (чем выше темп инфляции, тем дороже должна быть плата за кредит, так как у банка повышается риск потерять свои ресурсы из-за обесценивания денег). [30, c. 144]
Совокупность применения на практике всех принципов банковского кредитования позволяет соблюдать как общегосударственные интересы, так и интересы обоих субъектов кредитной сделки - банка и заемщика.
Одной из наиболее распространенных банковских операций является кредитование юридических лиц. От того, насколько рационально организован данный процесс, зависит как эффективность деятельности самих банков, так и доступность кредитных ресурсов для предприятий.
1.2. Кредитная стратегия коммерческого банка
В современных условиях достаточно мощного воздействия негативных внешних факторов лишь ограниченное число банков разрабатывает стратегию управления рисками. А большинство кредитных организаций ориентируется лишь на реализацию краткосрочных целей, в результате чего ухудшается доходность и финансовая устойчивость развития.
Оптимальная стратегия должна выражать намерение банка по осуществлению кредитных операций по определенным отраслям экономики, валютам ссуд, по срокам погашения и ожидаемой прибыльности. Кредитной организации необходимо обозначить целевые рынки и общие параметры кредитного портфеля. Кредитная стратегия должна быть направлена на долгосрочную перспективу и поэтому, учитывать возможные циклические колебания экономической конъюнктуры и связанные с ними изменения в качестве портфеля.
Кредитная стратегия должна содержать:
o цели, которые банк хочет достигнуть
o правовые основы осуществления кредитной политики
o классификацию рисков и подход банка к управлению ими
o описание оптимальной структуры портфеля
Принципы кредитной политики для каждого банка имеют специфические черты, но общие характеристики выглядят следующим образом:
1. Диверсификация кредитного портфеля - банк должен ограничивать концентрацию кредитов по однотипным параметрам: сфера бизнеса, отрасль, регион, вид залога, объем кредита.
2. Контроль за целевым использованием кредита, состоянием залога, финансовым положением клиента.
3. Ограничение совокупного кредитного риска - учитывая степень ликвидности банка, величины капитала, в соответствии с нормативами банка России устанавливается максимальный кредитный риск на банк, т.е. ограничение кредитного портфеля в целом.
4. Приоритет наличия обеспечения - важнейшим условием при выдаче кредита, должно быть наличие высоколиквидного залогового обеспечения.
5. Консерватизм - банк должен придерживаться принципов консерватизма в своей кредитной политике, целью которой является полное покрытие рисков.
В качестве ключевых направлений оптимизации процесса кредитования в современных банках необходимо выделить следующие:
- укрепление ресурсного потенциала банка;
- формирования адекватной кредитной политики;
- формирование и внедрение систем раннего реагирования на возникновение рисковых ситуаций;
- осуществление комплексной программы кредитного мониторинга;
- реализация программ формирования долгосрочной клиентской базы. [26, c. 5]
1.3. Кредитная политика коммерческого банка - основа кредитной стратегии
Банк, являясь коммерческим предприятием, размещает привлеченные ресурсы от своего имени и на свой риск с целью получения дохода. Основой активных операций кредитных организаций по праву считаются ссудные операции. Субъектами кредитных отношений в области банковского кредитования являются хозяйственные органы, население, а также сами кредитные организации.
Каждый коммерческий банк проводит собственную инвестиционно-кредитную политику, т.е. политику размещения денежных средств с целью максимизации доходов и поддержания ликвидности. [9, c. 47]
Кредитная политика коммерческого банка включает в себя следующие элементы:
· Определение целей, исходя из которых формируется кредитный портфель банка (виды, сроки, объекты, размеры и качество обеспечения).
· Описание полномочий подразделений банка в процессе выдачи, ведения и погашения кредита (в том числе метод принятия решений о выдаче ссуд).
· Перечень необходимых для оформления кредита документов.
· Основные правила приема, оценки и реализации имущества, составляющего обеспечение кредита.
· Лимитирование операций по кредитованию.
· Политика установления процентных ставок по разным видам кредитов.
· Способы анализа кредитной заявки с целью оперативного рассмотрения возможности выдачи ссуды данному заемщику.
· Методики оценки кредитоспособности заемщика.
· Кредитный мониторинг, включающий характеристику диагностики проблемных кредитов, их анализа и путей выхода их возникающих трудностей.
Коммерческий банк, будучи самостоятельным кредитным предприятием, осуществляет свою инвестиционно-кредитную политику с учетом политических и экономических условий, уровня развития банковского законодательства, степени развития банковской инфраструктуры, межбанковской конкуренции, новых банковских технологий. Кредитная политика коммерческого банка зависит от успешной реализации депозитной политики банка, от размеров и сроков привлеченных денежных средств, а также от ликвидности банка. В свою очередь, ликвидность банка определяется грамотностью инвестиционно-кредитной политики кредитной организации. [1, c. 120]
Существуют различные критерии, позволяющие провести анализ и оценку кредитной политики коммерческих банков.
По субъектам кредитования выделяют кредиты государственным и негосударственным предприятиям и организациям, частным физическим лицам и гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, другим банкам, прочим хозяйствам, включая органы власти, совместные предприятия, международные организации и объединения. По назначению различают потребительские ссуды, промышленные, торговые (коммерческие), сельскохозяйственные, инвестиционные. По сфере применения выделяются кредиты в сферу производства и в сферу обращения. По срокам пользования бывают онкольные (до востребования) и срочные ссуды, которые, в свою очередь, делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. По размеру различают мелкие, средние и крупные ссуды. В зависимости от платности банковские ссуды подразделяются на ссуды с рыночной, повышенной и льготной процентной ставкой. Различают отдельные (частные) и совокупные объекты кредитования. В зависимости от валюты бывают ссуды в национальной валюте (рублях) и инвалюте (например, в долларах США). Важный критерий классификации - обеспеченность ссуд. В широком смысле обеспеченность - это наличие гарантий, дающих уверенность в том, что ссуда будет своевременно возвращена кредитору и за ее использование от заемщика будет получена установленная плата (процент за кредит).
Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов срочности, возвратности, платности и дифференцированности выдачи ссуд. Совокупное применение на практике всех принципов кредитования позволяет соблюсти интересы обоих субъектов кредитной сделки - банка (кредитора) и заемщика. [24, c. 49]
В последние годы в России был осуществлён переход к принципиально новым экономическим отношениям, который обусловил необходимость кардинальных преобразований в банковской сфере, в том числе в проведении кредитной политики коммерческих банков.
Составные элементы банковской политики:
- Депозитная политика;
- Кредитная политика;
- Политика в области расчетно-кассового обслуживания;
- Процентная политика;
- Инвестиционная политика;
- Валютная политика;
- Политика в области управления банковскими рисками;
- Политика в отношении прибыльности, рентабельности банка;
- Политика по проведению отдельных банковских операций и услуг;
- Политика по управлению персоналом (кадровая политика) и т.д.
В административно-командной экономике банковская политика реализовывалась, главным образом, через директивы и распоряжения, не учитывающие порой ни потребности клиентов, ни интересов самих банков. В условиях цивилизованного рынка определяющим фактором развития является свободное (в рамках закона) взаимодействие субъектов экономики. Можно рассматривать кредитную политику как часть общей банковской политики, что является логичным в рамках данного изучаемого курса. Реально на практике банки (центральный и коммерческие) проводят денежную, кредитную, инвестиционную, процентную, валютную политику и т.д. [1, c. 64]
Вместе с тем кредитная политика - это политика самых разнообразных кредиторов (не только банков, но и кредитных кооперативов, строительных обществ, ломбардов и т.п.). Поэтому не следует рассматривать кредитную политику лишь в качестве составного элемента банковской политики. Если же говорить только о банках, то банковская политика, как обобщающее понятие, представляет совокупность элементов. [11, c. 26]
Кредитную политику коммерческого банка можно рассматривать как комплекс мероприятий банка, цель которых - повышение доходности кредитных операций и снижение кредитных рисков. При разработке кредитной политики банк должен учитывать ряд объективных и субъективных факторов.
Факторы, определяющие кредитную политику коммерческого банка:
· Макроэкономические:
- Общее состояние экономики страны
- Денежно-кредитная политика Банка России
- Финансовая политика Правительства России
· Региональные и отраслевые:
- Состояние экономики в регионах и отраслях, обслуживаемых банком
- Состав клиентов, их потребность в кредите
- Наличие банков-конкурентов и конкурентная позиция данного банка
· Внутрибанковские:
- Размер собственных средств (капитала) банка
- Структура пассивов
- Способности и опыт персонала
- Предпочтения и цели участников (учредителей) банка
Можно сделать вывод, что кредитная политика коммерческого банка является неотъемлемым элементом банковской политики в целом. Если учесть, что на макроэкономическом уровне проводником кредитной политики выступает центральный банк, то становится понятным заинтересованность последнего в оценке и контроле кредитной политики, проводимой отдельно взятым коммерческим банком. Тем не менее, важно уяснить, что каждая кредитная организация проводит самостоятельную кредитную политику, полностью отвечает за ее разработку и осуществление. Что же представляет собой кредитная политика? Самое краткое определение приводится в книге «Банковская система России (Настольная книга банкира)»: «Кредитная политика - это стратегия и тактика банка в области кредитных операций». Однако в этом определении не раскрывается суть политики. Кредитная политика коммерческого банка - это совокупность процедур и правил, разработанных банком самостоятельно в целях предотвращения и минимизации кредитных рисков.
Для всех кредитных организаций имеет значение чёткое и подробное описание кредитной политики, формулировка принципов и правил кредитования для всех направлений обслуживания и категорий клиентов. Кредитная политика банка находит отражение в ряде документов: в Положении о кредитной политике, в правилах кредитования юридических и физических лиц, в должностных инструкциях сотрудников банка, имеющих отношение к процессу кредитования. Кроме этого, кредитная политика банка фиксируется в Положении о работе Совета директоров (в части, определяющей полномочия данного органа управления по вопросам принятия решений в сфере кредитных рисков), в Положении о кредитном комитете. Стратегия и тактика в области кредитования находит также своё отражение в документах по общему планированию деятельности банка и в Уставе кредитной организации.
Общие положения и цели кредитной политики - определяют стратегию, общие цели и задачи банка в сфере кредитования.
Функциональные звенья, участвующие в кредитном процессе и их полномочия - организационная структура банка, соответствующая целям и задачам кредитной организации на данном этапе её развития.
Организация кредитного процесса на различных этапах реализации кредитного договора (соглашения) - экономическая работа банка в процессе кредитования (подготовка документов для принятия решения, выдача ссуды, её использование, работа по выявлению проблемных ссуд на ранней стадии, погашение ссуды (либо пролонгация, изменение условий кредитования), работа с невозвращенными займами).
Банковский контроль и управление кредитным процессом - система мер по внутрибанковскому контролю в сфере кредитования, управлению кредитным портфелем и кредитными рисками. [12, c.198]
В зарубежной практике для формализации кредитной политики разрабатывается кредитный меморандум. Данный документ утверждается Советом директоров, поскольку наблюдательные органы несут ответственность за проводимую банковскую политику. Обычно кредитный меморандум включает в себя следующие разделы:
1. Общие положения, касающиеся: управления в сфере кредитования; объектов и направлений (в том числе приоритетных) кредитных вложений; объема и структуры кредитного портфеля банка; верхнего лимита кредитов одному заемщику; распределения полномочий на выдачу ссуд инсайдерам и сотрудникам банка; используемые формы обеспечения возврата кредита; процентные ставки.
2. Виды кредитов и кредитные договоры: перспективы делового развития и сотрудничества; кредиты по категориям (коммерческие, ипотечные, сельскохозяйственные, по пластиковым картам и т.п.); нежелательные кредиты; основные положения кредитных договоров.
3. Различные вопросы кредитной политики: порядок кредитования акционеров и ответственных работников банка; ссуды сотрудникам банка; столкновение интересов, способы урегулирования возможных конфликтов.
4. Контроль качества кредитного портфеля: функции отдела (специалистов) анализа кредитоспособности; ревизия кредитного портфеля.
5. Структура управления: полномочия Совета директоров; функции кредитного комитета; кредитное подразделение финансовых консультантов; комитет по ревизии деятельности в сфере кредитования. [30, c. 157]
Кредитная политика, таким образом, определяет:
1. Приоритетные направления развития кредитных отношений:
· Формирование и структурные изменения кредитного портфеля банка.
· Рынок корпоративных клиентов.
· Рынок частных клиентов.
2. Основные принципы организации кредитного процесса и повышения эффективности кредитных операций:
· Относительно участников кредитного процесса.
· По распределению полномочий.
· По процедуре принятия решения о выдаче кредита (использование многоступенчатой процедуры принятия решения о кредитовании).
· По методикам оценки кредитоспособности заемщиков.
· По системе кредитного мониторинга.
3. Ценообразование и уровень доходности, приемлемый для банка:
· Общепринятый стандартизированный подход к ценообразованию.
· Гибкий подход к ценообразованию, используемый в банке по своему усмотрению.
4. Система управления кредитными рисками, включая работу с проблемными ссудами:
· Контроль над практической реализацией разработанной и утвержденной кредитной политики.
· Установление лимитов кредитования (по филиалам, по отдельным категориям клиентов и видам ссуд).
· Контроль над выполнением обязательных нормативов по кредитным рискам.
· Контроль над соблюдением целевых ориентиров и качества кредитного портфеля.
· Контроль над формированием и использованием резерва на возможные потери по ссудам.
· Организация службы безопасности.
· Организация юридической службы
· Система обучения и повышения квалификации кредитных работников.
Основные цели кредитной политики коммерческого банка должны включать: анализ кредитного рынка и определение целевых; минимизацию кредитных рисков; максимизацию прибыли в процессе кредитования и привлечения средств в депозиты; оптимизацию управления депозитным и кредитным портфелями банка; снижение доли проблемных ссуд; поддержание ликвидности банка с позиций управления кредитом.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что не существует единой (одинаковой) кредитной политики для всех банков. Каждый конкретный банк определяет свою собственную кредитную политику, учитывая экономическую, политическую, социальную ситуацию в регионе, то есть принимает во внимание всю совокупность внешних и внутренних рисков, влияющих на работу данного банка. Совокупный риск банка повышается, если последний не имеет собственной кредитной политики, либо проводит рисковую кредитную политику, или не смог довести ее основные положения до сведения конкретных исполнителей, что ставит под сомнение возможность её реализации. [21, c. 75]
В пределах нормативных ограничений, установленных Банком России, коммерческий банк самостоятельно определяет круг будущих заемщиков, виды кредитов, лимиты кредитования, формирует ссудный портфель и устанавливает процентные ставки, исходя из соображений выгодности.
Повышение доходности кредитных операций и снижение риска по ним - две противоположные цели. Как и во всех сферах финансовой деятельности, где наибольшие доходы инвесторам приносят операции с повышенным риском, повышенный процент за кредит является «платой за риск» в банковском деле. При формировании кредитного портфеля банк должен придерживаться общего для всех инвесторов принципа: сочетать высокодоходные и достаточно рискованные вложения с менее рискованными направлениями кредитования.
Кредитование проводится в несколько этапов: подготовительный - этап рассмотрения кредитного проекта; этап оформления кредитной документации; этап использования кредита и этап последующего контроля в процессе кредитования .
При разработке кредитной политики банки анализируют множество факторов, имеющих непосредственное влияние на их деятельность. Среди них можно выделить факторы макроэкономические - действующие на все банки, и микроэкономические, влияющие на работу конкретного коммерческого банка. [5, c. 58]
В свою очередь, можно выделить внешнюю и внутреннюю кредитную политику банка.
Факторы, определяющие внешнюю политику банка:
· Общее состояние экономики страны, темпы роста ВВП, дефицит бюджета и др.;
· Уровень инфляции;
· Влияние денежно-кредитной политики ЦБ РФ и Минфина РФ;
· Региональная специфика функционирования банка;
· Степень конкуренции;
· Уровень цен на банковские продукты и услуги;
· Спрос на кредит;
· Уровень доходов и расходов населения, наличие социальных льгот;
· Социальная напряженность.
Факторы, определяющие внутреннюю политику банка:
· Кредитный потенциал банка;
· Степень рискованности и прибыльности отдельных видов ссуд;
· Стабильность депозитов;
· Спектр (ассортимент) выполняемых банком операций и услуг;
· Используемые способы и формы обеспечения кредита;
· Специфика клиентуры банка;
· Ценовая политика банка;
· Уровень риск-менеджмента;
· Профессиональная подготовленность и опыт персонала банка.
В целом приведенные факторы позволяют констатировать, что кредитная политика коммерческого банка отражает приоритеты........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.