На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психолого-педагогические исследования по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 30.05.2013. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2.1. Различные научные подходы к профессиональной ориентации учащейся молодежи на государственном, региональном и муниципальном уровнях

Важное значение профессионального самоопределения школьников определено на государственном уровне Министерством образования в примерных программах основного общего образования [26], где предложены несколько программ: «Профессиональное самоопределение» (40 ч.), «Профессиональная карьера в системе рыночных отношений» (12 ч.) и «Моя профессиональная карьера» (10 ч.). Все эти факультативы предлагается проводить в рамках образовательной области «технология» для учащихся старших классов.
В проекте Концепции содержания и структуры 12-летней школы (2000 г.) профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение школьников рассматриваются на всех этапах образования. [13] В основе организационной структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности, основным содержанием которой является типология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных периодов.
1 ступень – начальное общее образование (обязательное), 1-4 классы. В этот период происходят интенсивное умственное развитие формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач, развиваются коммуникативные умения детей.
2 ступень – основное общее образование (обязательное), 5-10 классы. В подростковом возрасте начинается интенсивное социальное развитие личности, становление нравственных норм. Подросток может ставить перед собой личностно значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности; формируется образ «Я», составляющий основу для самоопределения.
Десятилетняя основная школа предполагает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения обучения в общеобразовательной или профессиональной школе. Создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их профессионального самоопределения и самообразования. Учитывая индивидуальные возможности и склонности учащихся, образовательные учреждения могут осуществлять профильное обучение.
3 ступень – среднее (полное) общее образование (общедоступное), 11-12 классы. На основе овладения системой знаний о природе, обществе и человеке у школьников в возрасте от 16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего, путей достижения своих целей. В этом возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, способности реальной оценить свои учебные, профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение, и как следствие постановки во главу угла профессионального самоопределения старшеклассников, определена Правительством России в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р), где ставится задача создания «…системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в т.ч. с учетом потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Узловые сроки процесса перехода определяются следующим. В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Министерство образования России № 2783 от 18.07.2002) и Распоряжением Минобразования России «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования» (№ 970-13 от 30.09.2002) переход на профильное обучение должен начаться с 2005/06 уч.года, чему будет предшествовать с 2004/05 уч.года введение в школах предпрофильной подготовки в 9-х классах. Соответственно в 2003/04 уч.году пройдет эксперимент, в котором должны быть отработаны различные варианта предпрофильной подготовки. Экспериментальными регионами названы Владимирская и Калининградская области, Краснодарский край, Московская, новгородская, Псковская, Самарская и Смоленская области, Республика Татарстан и Челябинская область.
Принятая в Концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками. [24] Эта система включает в себя курсы трех типов: базовые общеобразовательные (50%), профильные общеобразовательные (30%), элективные, т.е. обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы (20%).
Согласно Концепции профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Массив учащихся может быть дифференцирован, например, по следующим признакам:
• способные либо не способные к самостоятельному формулированию запроса к образовательному учреждению;
• связывающие либо не связывающие профильное обучение с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью;
• обладающие либо не обладающие необходимым уровнем сформированности общеобразовательных способностей универсального характера, востребованных в вариантах дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления.
В соответствии с данными признаками с каждой группой учащихся профессиональная ориентация осуществляется дифференцированно и индивидуально.
На завершающем этапе профессиональной ориентации целесообразно реализовать однодневное или двухдневное «погружение» в проблему выбора направления профессионального самоопределения, заранее предусмотренное учебным планом школы.
Например, исходя из базового объема предпрофильной подготовки примерно в 100 часов, объем профессиональной ориентации школьников в 9 классе можно определить величиной в 24 часа, при этом желательно не менее 6 часов отвести на ее завершающий этап.
Для эффективной организации профориентации должны быть использованы ресурсы социокультурной среды, учреждений профессионального и дополнительного образования, позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства.
Примерными критериями готовности учащихся к выбору профессии могут выступать:
• выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующим ему направлением послешкольного образования;
• представленность индивидуально выраженных целей профессионального самоопределения;
• информационная подготовленность с отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
• наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в выбранном профессиональном направлении.
Организационно-методическое сопровождение профильной ориентации учащихся должен осуществлять специалист, компетентный не только в общепедагогических, но и в информационных, психологических и организационных проблемах профессиональной ориентации и профильного обучения в целом.
Авторы учебника по педагогике [28] для высших учебных заведений Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. профильную ориентацию представляют как обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение. Социальная значимость и удовлетворенность профессией повышаются, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально.
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты.
• Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических, психофизиологических особенностях тех или иных профессий.
• Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик, где изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.
• Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к профессии, и индивидуально-психологическими особенностями личности.
• Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий, его осуществляют учебные заведения или учреждения, принимающие человека на работу.
• Профессиональная адаптация – это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности.

2.2. Методика курса «Основы профессионального самоопределения» для старшеклассников (образовательная область «технология»)

На основе исследований ученых педагогов [9], [10] и психологов [31], [32] нами был разработан самостоятельный курс «Основы профессионального самоопределения» в рамках образовательной области «технология» для старшеклассников.
Пояснительная записка. Профессиональное самоопределение – сложный процесс формирования адекватности восприятия профессиональных планов индивидуальным возможностям личности. Представленная методика курса представляет дидактические средства для изучения учащимися своих индивидуальных способностей и соответствия их избираемой профессии. В курс включены задания по основным темам: профессиональная пригодность, профессионально важные качества личности, способности, профессиональная направленность личности. Курс разработан в соответствии с требованиями минимума содержания образования по образовательной области «технология».
Вряд ли можно признать правильной точку зрения, согласно которой главная цель профориентационного обследования учащихся состоит в том, чтобы, опираясь на полученные результаты, подобрать ему наиболее подходящую профессию или область деятельности. Диагностическое обследование себя, которое в нашем курсе учащиеся делают сами, позволяет понять: достиг ли школьник формирования тех или иных способностей, в т.ч. профессиональных, но не дает оснований строить долговременный прогноз. Обучающий помогает подросткам лучше узнать себя, свои способности, возможности, интересы, активизировать стремление к профессиональному самоопределению. Для этого и была создана программа «Основы профессионального самоопределения».
Таблица 2.1
Учебно-тематический план курса
№ Тема Кол-во часов
1 Внутренний мир человека и система представлений о себе 1
2 Способности и условия их проявления 2
3 Психические процессы (память, внимание, мышление) и их роль в профессиональной деятельности 2
4 Темперамент 1
5 Информированность о мире профессий 2
6 Алгоритм принятия решения и умение планировать свою профессиональную жизнь 2
7 Профессиональная пригодность и профессионально важные качества личности 1
8 Профессиональная пригодность и здоровье 1
9 Дневник профессионального самоопределения 1
Итого: 13


Программа курса

1. Внутренний мир человека и система представлений о себе
Цель: создать условия для самоанализа с целью формирования адекватного образа «Я».
Содержание работы. Беседа о личности; уникальности и неповторимости личности каждого человека; многообразии личностных особенностей; о профессиональной деятельности как способе реализации личности; о роли самооценки в решении проблемы профессионального выбора. Виды самооценки (адекватная, заниженная, завышенная).
Техники – методика самооценки личности. [10]

2. Способности и условия их проявления
Цель: раскрыть сущность понятия «способности» и показать их роль в профессиональном самоопределении личности
Содержание работы. Беседа о способностях, их значимости в дальнейшей профессиональной деятельности.
Техники – методика и тесты по определению способностей (познавательных интересов, творческого потенциала и др.) [10]

3. Психические процессы (память, внимание, мышление) и их роль в профессиональной деятельности
Цель: раскрыть сущность понятий «память», «внимание», «мышление» и показать влияние протекания данных психических процессов на профессиональное становление личности.......




Список используемой литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды – М., 1980. – Т.1.
2. Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростков. - М.: Высшая школа, 1990.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание – М., 1986.
4. Большая советская энциклопедия: [В 30 т.]/ Гл.ред. А.М.Прохоров – 3-е изд.стереотип. – М.: Институт новой экономики, 1998. – 864 с.
5. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности – Киев, 1984.
6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988.
7. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для учителя/ И.П.Арефьев, Т.В.Васльева, А.Я.Журакина и др.; под ред. С.Н.Чистяковой – М.: Просвещение, 1998. – 191 с.
8. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
9. Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения – Челябинск: ИДПОПР, 1998. – 25 с.
10. Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения. Образовательная область «Технология». Рабочая тетрадь для учащихся 9 – 11 классов. – Челябинск: Изд.центр Взгляд, 2002. – 36 с.
11. Климов Е.А. как выбирать профессию – М., 1984.
12. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение,1980г. - 192с.
13. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)// Народное образование, 2000, №2. – С. 19-25.
14. Левшинов А. 12 сторон ладони – СПб: Питер, 1996. – 146 с.
15. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь// Принцип развития в психологии – М., 1978.
16. Любавин М.Л. Хочешь узнать себя? Нет проблем! – Челябинск: Атоксо-СТ «Пресса», 1992. – 238 с.
17. Методические рекомендации к профконсультационной работе/ Сост. И.В.Кузнецова – Ярославль, 1986.
18. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения – М., 1988.
19. Национальная доктрина образования в РФ// Народное образование, 2000, №2. – С.14-18.
20. Некоторые аспекты организации технологического образования в условиях общеобразовательного учреждения – Челябинск, 2002. – 74 с.
21. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Психология образования. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 496с.
22. Неустроев Г.Н. Методические указания к лабораторным работам по общей психологии – Челябинск: ЧГАУ, 1991. – 50 с.
23. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера – М., 1987.
24. Основы формирования содержания образования и БУП для профильной школы – Вестник образования. Профильное обучение/ Тематический выпуск, декабрь 2002. (Материал написан А.А. Кузнецовым)
25. Полев Д.М., Рузаков А.А. Компьютерный психолого-педагогический мониторинг и качество образовательного процесса// Информатика и образование. – 2000. - № 8. – С. 22 – 26.
26. Примерные программы основного общего образования/ Сост. А.М.Водянский, Н.Н.Гара – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 448 с.
27. Психология и педагогика: Учеб. пособие для ВУЗов./ Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – 255 с.
28. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений – М.: Школа – Пресс, 1998. – 512 с.
29. Словарь по этике – М., 1989. – С.9
30. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8-го класса общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д. Симоненко. – М.:"Вентана-Граф", 1998. - 240с.
31. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.
32. Чернявская А.П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии// Психологическая наука: проблемы и перспективы – Киев, 1990.
33. Щебетенко А.И. Тесты для делового человека и для всех – Пермь: Алгос-Пресс, 1995. – 197 с.
34. Lea H.D., Leibowitz Z.V. (Eds.). (1983). Handbook of Vocational Psychology. Vol.1. – N.Jersey; L.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.