Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психолого-педагогические исследования по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 30.05.2013. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2.1. Различные научные подходы к профессиональной ориентации учащейся молодежи на государственном, региональном и муниципальном уровнях

Важное значение профессионального самоопределения школьников определено на государственном уровне Министерством образования в примерных программах основного общего образования [26], где предложены несколько программ: «Профессиональное самоопределение» (40 ч.), «Профессиональная карьера в системе рыночных отношений» (12 ч.) и «Моя профессиональная карьера» (10 ч.). Все эти факультативы предлагается проводить в рамках образовательной области «технология» для учащихся старших классов.
В проекте Концепции содержания и структуры 12-летней школы (2000 г.) профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение школьников рассматриваются на всех этапах образования. [13] В основе организационной структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности, основным содержанием которой является типология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных периодов.
1 ступень – начальное общее образование (обязательное), 1-4 классы. В этот период происходят интенсивное умственное развитие формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач, развиваются коммуникативные умения детей.
2 ступень – основное общее образование (обязательное), 5-10 классы. В подростковом возрасте начинается интенсивное социальное развитие личности, становление нравственных норм. Подросток может ставить перед собой личностно значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности; формируется образ «Я», составляющий основу для самоопределения.
Десятилетняя основная школа предполагает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения обучения в общеобразовательной или профессиональной школе. Создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их профессионального самоопределения и самообразования. Учитывая индивидуальные возможности и склонности учащихся, образовательные учреждения могут осуществлять профильное обучение.
3 ступень – среднее (полное) общее образование (общедоступное), 11-12 классы. На основе овладения системой знаний о природе, обществе и человеке у школьников в возрасте от 16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего, путей достижения своих целей. В этом возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, способности реальной оценить свои учебные, профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение, и как следствие постановки во главу угла профессионального самоопределения старшеклассников, определена Правительством России в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р), где ставится задача создания «…системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в т.ч. с учетом потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Узловые сроки процесса перехода определяются следующим. В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Министерство образования России № 2783 от 18.07.2002) и Распоряжением Минобразования России «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования» (№ 970-13 от 30.09.2002) переход на профильное обучение должен начаться с 2005/06 уч.года, чему будет предшествовать с 2004/05 уч.года введение в школах предпрофильной подготовки в 9-х классах. Соответственно в 2003/04 уч.году пройдет эксперимент, в котором должны быть отработаны различные варианта предпрофильной подготовки. Экспериментальными регионами названы Владимирская и Калининградская области, Краснодарский край, Московская, новгородская, Псковская, Самарская и Смоленская области, Республика Татарстан и Челябинская область.
Принятая в Концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками. [24] Эта система включает в себя курсы трех типов: базовые общеобразовательные (50%), профильные общеобразовательные (30%), элективные, т.е. обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы (20%).
Согласно Концепции профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Массив учащихся может быть дифференцирован, например, по следующим признакам:
• способные либо не способные к самостоятельному формулированию запроса к образовательному учреждению;
• связывающие либо не связывающие профильное обучение с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью;
• обладающие либо не обладающие необходимым уровнем сформированности общеобразовательных способностей универсального характера, востребованных в вариантах дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления.
В соответствии с данными признаками с каждой группой учащихся профессиональная ориентация осуществляется дифференцированно и индивидуально.
На завершающем этапе профессиональной ориентации целесообразно реализовать однодневное или двухдневное «погружение» в проблему выбора направления профессионального самоопределения, заранее предусмотренное учебным планом школы.
Например, исходя из базового объема предпрофильной подготовки примерно в 100 часов, объем профессиональной ориентации школьников в 9 классе можно определить величиной в 24 часа, при этом желательно не менее 6 часов отвести на ее завершающий этап.
Для эффективной организации профориентации должны быть использованы ресурсы социокультурной среды, учреждений профессионального и дополнительного образования, позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства.
Примерными критериями готовности учащихся к выбору профессии могут выступать:
• выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующим ему направлением послешкольного образования;
• представленность индивидуально выраженных целей профессионального самоопределения;
• информационная подготовленность с отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
• наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в выбранном профессиональном направлении.
Организационно-методическое сопровождение профильной ориентации учащихся должен осуществлять специалист, компетентный не только в общепедагогических, но и в информационных, психологических и организационных проблемах профессиональной ориентации и профильного обучения в целом.
Авторы учебника по педагогике [28] для высших учебных заведений Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. профильную ориентацию представляют как обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение. Социальная значимость и удовлетворенность профессией повышаются, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально.
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты.
• Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических, психофизиологических особенностях тех или иных профессий.
• Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик, где изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.
• Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к профессии, и индивидуально-психологическими особенностями личности.
• Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий, его осуществляют учебные заведения или учреждения, принимающие человека на работу.
• Профессиональная адаптация – это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности.

2.2. Методика курса «Основы профессионального самоопределения» для старшеклассников (образовательная область «технология»)

На основе исследований ученых педагогов [9], [10] и психологов [31], [32] нами был разработан самостоятельный курс «Основы профессионального самоопределения» в рамках образовательной области «технология» для старшеклассников.
Пояснительная записка. Профессиональное самоопределение – сложный процесс формирования адекватности восприятия профессиональных планов индивидуальным возможностям личности. Представленная методика курса представляет дидактические средства для изучения учащимися своих индивидуальных способностей и соответствия их избираемой профессии. В курс включены задания по основным темам: профессиональная пригодность, профессионально важные качества личности, способности, профессиональная направленность личности. Курс разработан в соответствии с требованиями минимума содержания образования по образовательной области «технология».
Вряд ли можно признать правильной точку зрения, согласно которой главная цель профориентационного обследования учащихся состоит в том, чтобы, опираясь на полученные результаты, подобрать ему наиболее подходящую профессию или область деятельности. Диагностическое обследование себя, которое в нашем курсе учащиеся делают сами, позволяет понять: достиг ли школьник формирования тех или иных способностей, в т.ч. профессиональных, но не дает оснований строить долговременный прогноз. Обучающий помогает подросткам лучше узнать себя, свои способности, возможности, интересы, активизировать стремление к профессиональному самоопределению. Для этого и была создана программа «Основы профессионального самоопределения».
Таблица 2.1
Учебно-тематический план курса
№ Тема Кол-во часов
1 Внутренний мир человека и система представлений о себе 1
2 Способности и условия их проявления 2
3 Психические процессы (память, внимание, мышление) и их роль в профессиональной деятельности 2
4 Темперамент 1
5 Информированность о мире профессий 2
6 Алгоритм принятия решения и умение планировать свою профессиональную жизнь 2
7 Профессиональная пригодность и профессионально важные качества личности 1
8 Профессиональная пригодность и здоровье 1
9 Дневник профессионального самоопределения 1
Итого: 13


Программа курса

1. Внутренний мир человека и система представлений о себе
Цель: создать условия для самоанализа с целью формирования адекватного образа «Я».
Содержание работы. Беседа о личности; уникальности и неповторимости личности каждого человека; многообразии личностных особенностей; о профессиональной деятельности как способе реализации личности; о роли самооценки в решении проблемы профессионального выбора. Виды самооценки (адекватная, заниженная, завышенная).
Техники – методика самооценки личности. [10]

2. Способности и условия их проявления
Цель: раскрыть сущность понятия «способности» и показать их роль в профессиональном самоопределении личности
Содержание работы. Беседа о способностях, их значимости в дальнейшей профессиональной деятельности.
Техники – методика и тесты по определению способностей (познавательных интересов, творческого потенциала и др.) [10]

3. Психические процессы (память, внимание, мышление) и их роль в профессиональной деятельности
Цель: раскрыть сущность понятий «память», «внимание», «мышление» и показать влияние протекания данных психических процессов на профессиональное становление личности.......




Список используемой литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды – М., 1980. – Т.1.
2. Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростков. - М.: Высшая школа, 1990.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание – М., 1986.
4. Большая советская энциклопедия: [В 30 т.]/ Гл.ред. А.М.Прохоров – 3-е изд.стереотип. – М.: Институт новой экономики, 1998. – 864 с.
5. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности – Киев, 1984.
6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988.
7. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для учителя/ И.П.Арефьев, Т.В.Васльева, А.Я.Журакина и др.; под ред. С.Н.Чистяковой – М.: Просвещение, 1998. – 191 с.
8. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
9. Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения – Челябинск: ИДПОПР, 1998. – 25 с.
10. Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения. Образовательная область «Технология». Рабочая тетрадь для учащихся 9 – 11 классов. – Челябинск: Изд.центр Взгляд, 2002. – 36 с.
11. Климов Е.А. как выбирать профессию – М., 1984.
12. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение,1980г. - 192с.
13. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)// Народное образование, 2000, №2. – С. 19-25.
14. Левшинов А. 12 сторон ладони – СПб: Питер, 1996. – 146 с.
15. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь// Принцип развития в психологии – М., 1978.
16. Любавин М.Л. Хочешь узнать себя? Нет проблем! – Челябинск: Атоксо-СТ «Пресса», 1992. – 238 с.
17. Методические рекомендации к профконсультационной работе/ Сост. И.В.Кузнецова – Ярославль, 1986.
18. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения – М., 1988.
19. Национальная доктрина образования в РФ// Народное образование, 2000, №2. – С.14-18.
20. Некоторые аспекты организации технологического образования в условиях общеобразовательного учреждения – Челябинск, 2002. – 74 с.
21. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Психология образования. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 496с.
22. Неустроев Г.Н. Методические указания к лабораторным работам по общей психологии – Челябинск: ЧГАУ, 1991. – 50 с.
23. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера – М., 1987.
24. Основы формирования содержания образования и БУП для профильной школы – Вестник образования. Профильное обучение/ Тематический выпуск, декабрь 2002. (Материал написан А.А. Кузнецовым)
25. Полев Д.М., Рузаков А.А. Компьютерный психолого-педагогический мониторинг и качество образовательного процесса// Информатика и образование. – 2000. - № 8. – С. 22 – 26.
26. Примерные программы основного общего образования/ Сост. А.М.Водянский, Н.Н.Гара – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 448 с.
27. Психология и педагогика: Учеб. пособие для ВУЗов./ Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – 255 с.
28. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений – М.: Школа – Пресс, 1998. – 512 с.
29. Словарь по этике – М., 1989. – С.9
30. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8-го класса общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д. Симоненко. – М.:"Вентана-Граф", 1998. - 240с.
31. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.
32. Чернявская А.П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии// Психологическая наука: проблемы и перспективы – Киев, 1990.
33. Щебетенко А.И. Тесты для делового человека и для всех – Пермь: Алгос-Пресс, 1995. – 197 с.
34. Lea H.D., Leibowitz Z.V. (Eds.). (1983). Handbook of Vocational Psychology. Vol.1. – N.Jersey; L.




Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.