На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Гендерное воспитание младших школьников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 30.5.2013. Сдан: 2010. Страниц: 104. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ
ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Проблема гендерного воспитания детей младшего школьного возраста
в психолого-педагогической литературе……………………………………………………6
1.2. Особенности половой принадлежности в процессе воспитания детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….16
1.3. Влияние педагогических условий на эффективность воспитания детей младшего школьного возраста с учетом их половой принадлежности…………………………………26
Выводы по первой главе……………………………………………………………………….33

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С УЧЕТОМ ИХ ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
2.1. Организация исследования по проблеме
гендерного воспитания детей младшего школьного возраста …...…............................35
2.2. Анализ и выводы по итогам исследования
проблемы гендерного воспитания
детей младшего школьного возраста……………………………………………………. 41
2.3. Выводы и рекомендации по гендерному воспитанию
детей младшего школьного возраста……………………………………………………..53
Выводы по второй главе……………………………………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………62
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...66


ВВЕДЕНИЕ
Изучение особенностей пола и его влияния на процесс воспитания детей младшего школьного возраста является в настоящее время одной из первоочередных социально-педагогических задач. Актуальность исследования связана с тем, что ребенок младшего школьного возраста занимает особое (по сравнению с предыдущим возрастным периодом) положение в системе принятых в данном обществе отношений. Именно к началу школьного обучения у детей активизируется процесс сознательного усвоения норм поведения, прав и обязанностей, тех нормативных знаний и нравственных чувств, которые возникают у ребенка под влиянием оценки со стороны взрослого. Ребенок стремится к самоутверждению в ходе осуществления ролевого поведения. В настоящее время назрела необходимость использования гендерного подхода в школьном образовании, предполагающем преодоление стереотипов, мешающих успешному развитию личности ребенка и формирование социально приемлемых моделей поведения, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях ребенка. Считается, что в определенном возрасте ребенок должен обладать определенными знаниями и навыками, однако при этом пол ребенка совершенно не учитывается. В младшем школьном возрасте у ребенка необходимо формировать представление о настоящих и будущих социальных ролях и соответствующие личностные качества. Несмотря на то, что в педагогической науке разрабатываются новые подходы к организации воспитательной работы, ориентирующие педагогов на развитие личности с учетом ее половой принадлежности, в массовой практике общеобразовательных школ они не получили широкой поддержки.
Большой вклад в развитие гендерного воспитания детей младшего школьного возраста внесли исследования О.А. Константиновой, С.Л. Рыкова, С.О. Филиповой, А.Г. Хрипковой, Л.П. Бочкаревой. В своих работах они отмечали влияние половой принадлежности ребенка на процесс воспитания, считая при этом пол ребенка основным фактором, определяющим успешность процесса воспитания в начальной школе. Проблемами учета особенностей пола в процессе воспитания детей младшего школьного возраста занимается В.В. Климова, Т.С. Стоделова, Т.А. Горшкова, О.А.Воронина, Н.Бочарова и другие.
Противоречиями, отражающими актуальность нашей работы, могут быть противоречия между: объективной необходимостью воспитывать мальчиков и девочек с учетом их половой принадлежности и недостаточным вниманием к этой проблеме со стороны современной системы образования в целом; желанием педагогов использовать различные технологии гендерного воспитания и неумением свободно применять их на практике; разными подходами к понятию и технологиям гендерного воспитания и отсутствием рекомендаций в той или иной технологии. Проблема исследования заключается в нахождении педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания младших школьников с учетом их половой принадлежности.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, включающие гендерное воспитание детей младшего школьного возраста в процесс их целенаправленного воспитания.
Объект исследования: процесс воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания детей младшего школьного возраста с учетом их половой принадлежности.
Гипотеза исследования: особенности пола в воспитании детей младшего школьного возраста будут учтены педагогом, если:
· деятельность учителя побуждается социально значимыми
мотивами и имеет личностную направленность на формирование умений мотивационного, содержательного и деятельностного плана;
· в содержание работы учителя будут включены компоненты, способствующие формированию сознания, чувств, мышления детей с учетом их пола;
· системообразующей основой деятельности педагога к осуществлению нравственно-полового воспитания является знание особенностей педагогического воздействия на ребенка, согласно его половой принадлежности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ процесса гендерного воспитания детей младшего школьного возраста, показать его современное состояние в теории и практике воспитательной работы,
2. Дать общую характеристику системы полового воспитания в начальной школе,
3. Определить результативность организации гендерного воспитания детей младшего школьного возраста в образовательной практике,
4. Разработать практические рекомендации для учителей начальных классов по гендерному воспитанию детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование.
Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Исилькуля. В исследовании приняли участие ученики четвертых классов и их классный руководитель.
Практическая значимость исследования заключается в разработке технологии гендерного воспитания,обеспечивающей самореализацию детей младшего школьного возраста.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ
ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема гендерного воспитания детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

Прежде чем перейти к изучению проблемы исследования следует определить тот категориальный аппарат, который поможет наиболее глубоко проникнуть в научные основы нашей проблемы.
Основополагающими в данном разделе являются термины «гендер» и «пол». Гендер (от англ. gender - род, пол) - а) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе; б) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний [2]. Впервые термин "гендер" использовал психолог Роберт Столлер в 1968 году. Он сделал это для различения "маскулинности" (мужественности) и "фемининности" (женственности) как социокультурных характеристик "мужского" и "женского" [19]. "Мужское" и "женское" при этом выступили биологической базой природного различения мужчин и женщин.
«Пол» - это каждый из двух генетически и физиологически противопоставленных разрядов живых существ (мужчин и женщин, самцов и самок), организмов. «Пол» - это совокупность генетических и морфофизиологических особенностей, обеспечивающих половое размножение организмов [8].
В последние годы исследовательский интерес к проблеме гендерного воспитания резко возрос как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Растущий интерес отечественной науки к гендерному воспитанию как к проблеме можно проследить в увеличивающемся числе диссертационных исследований и публикаций (Н.И.Абубикирова, М.А.Радзивилова, И.Ткаченко и другие).
Анализ зарубежной литературы свидетельствует о том, что существует ряд теорий в процессе гендерного воспитания: традиционная психоаналитическая, социального научения, когнитивного развития, новая теория пола, самоактуализации, полоролевого воспитания, которые раскрывают механизмы формирования полоролевых предпочтений, культуры взаимоотношений полов, становления женской/мужской индивидуальности, влияния на процесс полоролевого развития личности таких факторов, как семья, группа сверстников и средства информации [11].
Изменения, происходящие в обществе, потребовали поиска новых подходов к воспитанию младших школьников, учитывающих половозрастные, индивидуальные особенности детей в социальном контексте, непреднамеренные социальные влияния на развитие младших школьников, способствующие упорядочению процесса гендерного воспитания.
Обобщая различные подходы к пониманию сущности воспитания мальчиков и девочек младшего школьного возраста в процессе полоролевой социализации, в качестве методологической основы исследования определены междисциплинарный, целостный и ролевой подходы (Е. В. Бондаревская, А. Н. Вырщиков, В. С. Ильин, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, В. Е. Каган, И. С. Кон, А. В. Мудрик, Л. И. Столярчук, В. М. Шепель). На их основе была разработана концепция гендерного воспитания младших школьников в процессе полоролевой социализации в начальных школах.
- Междисциплинарный подход дает возможность синтезировать сведения различных наук (биологических, физиологических, антропологических, психологических, философских, социологических, педагогических и др.) о закономерностях развития младших школьников, являющихся базовыми для целеполагания в воспитании.
- Целостный и ролевой подходы позволяют организовать целенаправленное воспитание мальчика/девочки, в процессе которого осуществляется целостное развитие личности, индивидуальности ребенка, осуществляется формирование полоролевой воспитанности младших школьников [11] .
В соответствии с этими подходами, основываясь на анализе литературы, передовой педагогической практики, под гендерным воспитанием младших школьников мы понимаем процесс и результат общего и психосексуального развития мальчика/девочки, обусловленный конкретными социальными условиями. Гендерное воспитание младших школьников мы рассматриваем как целенаправленную педагогическую деятельность по развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и полоролевому воспитанию, направленному на овладение детьми полоролевым репертуаром, навыками соответствующего полоролевого поведения, культурой взаимоотношений полов, способствующую позитивной полоролевой социализации.
Многие исследователи (Д. Н. Исаев, В. Б. Каган, И. С. Кон и др.) считают младший школьный возраст временем первичной половой идентичности, отмечают, что к 7 годам половая идентичность оказывается достаточно сформированной. Исправлять погрешности полового воспитания за пределами этого возрастного периода представляется сложной задачей (В. Б. Каган), поэтому младший школьный возраст рассматривается как наиболее восприимчивый к формированию отношения к миру и к себе как представителю определенного пола.
Анализ полученных данных, а также данных других исследователей (В. В. Абраменковой, В. Е. Кагана, Д. В. Колесова, И. С. Кона, А. В. Мудрика, Т. А. Репиной, Л. И. Столярчук, А. Г. Хрипковой и др.) позволил выделить основные принципы воспитания младших школьников в процессе гендерного воспитания (природосообразность, культуросообразность, реальность, свобода, социальность, взаимопонимание и доверие, конкретность и ясность, адресность, непрерывность) и, исходя из специфики младшего школьного возраста, определить задачи гендерного воспитания с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей детей.
Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений учителя, позволяющих ему решать поставленные задачи. К этим знаниям можно отнести:
- знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования методов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношении функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции ее определенных компонентов. Таковыми являются цели и формы организации.
- знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек.
- знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге.
- знание принципов полового воспитания:
· принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста детей;
· принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности, как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;
· принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети;
· принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;
· принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок, и окружающая его обстановка не соответствует им).
Содержание педагогической системы полового воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи гендерного воспитания детей младшего школьного возраста [9].
Задачи гендерного воспитания, направленные на формирование половой дифференцированности детей младшего школьного возраста в процессе полоролевой социализации:
• умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика;
• формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;
• усвоение моделей мужского/женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов;
• развитие умений заботиться о чистоте, внешнем виде [1].
Задачи гендерного воспитания, направленные на формирование половой идентичности детей младшего школьного возраста в процессе полоролевой социализации:
• развитие способности идентифицировать себя с представителями своего пола;
• развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;
• создание условий для реализации знаний об эталонах "мужского" и "женского" поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками;
• воспитание потребности и развитие умений заботиться о своем здоровье, организме (на доступном возрасту уровне), чистоте, внешнем виде;
• формирование представлений о "женских" и "мужских" видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;
• развитие понимания партнерского характера жизни в семье и школе;
• формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола [3].
Задачи гендерного воспитания, направленные на развитие различных сфер женской/мужской индивидуальности детей младшего школьного возраста в процессе полоролевой социализации:
• помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа "Я" мальчика/девочки, переживаний младших школьников;
• формирование представлений о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения;
• развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами;
• развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности школы;
• формирование представлений о правилах поведения с незнакомыми людьми и навыков личной безопасности [1].
Перейдем к определению понятия "половое воспитание", представив прежде эту категорию в трактовке разных исследователей.
Таблица 1. Теоретические подходы к понятию «половое воспитание»

№ Ф.И.О. автора Определение понятия «половое воспитание»
1 А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов Процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола [22].
2 Л.П.Бочкарева Формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни [5].
3 З.Г.Костяшкин Особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля [11].
4 В.Е.Каган Комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) [9].
5 Т.А.Репина Комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни [20].
6 Л.В.Градусова Воспитание, направленное на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности [7].
7 И.С.Кон Преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные и школьные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу [14].
8 В.В.Абраменкова Система планируемых, обеспеченных средствами, методами и исполнителями мер формирования личности мужчины и женщины [1].

До сих пор ученые полемизируют, какое понятие шире - гендерное или половое воспитание. Одни считают гендерное воспитание составной частью полового, другие убеждены в том, что гендерное воспитание - более широкая область воспитания по сравнению с половым. Но те и другие едины во мнении: психосексуальное развитие ребенка начинается с первых месяцев его жизни, данная область воспитания - важная неотъемлемая часть нравственного воспитания, ходя сводить ее только к нравственному было бы неверным и заниматься ею надо с раннего возраста. Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая опирается на значительную помощь школы.
М.Козакевич описывает три модели полового воспитания в младшем школьном возрасте (Таблица 2.):
Модели Объем информации Содержание информации Общий тон
Рестриктивная (репрессивная) Чем меньше, тем лучше Нельзя делать то-то и то-то, потому что… Это единственно хороший путь Нет!
Пермиссивная (либеральная) Вся информация Могут быть следующие пути… Все пути хороши. Да!
Золотая середина (демократическая) Необходимая информация Делай так, а не иначе, ибо… Есть много путей, выбирай лучший. Да, но…

Факт принятия педагогом той или иной модели не означает, что ее сразу же воспримут дети, но их обязательно нужно включить в существующую систему полового воспитания [11].
Все вышеизложенные положения позволяют сделать вывод о том, что воспитание младшего школьника с учетом особенностей пола необходимо для развития его, потому что "пол" - понятие не только биологическое, физиологическое и социальное. Знания о половых различиях (в широком смысле для педагогов в узком - для детей) будут являться условием воспитания и определять его содержание.


1.2. Особенности половой принадлежности в процессе воспитания детей младшего школьного возраста
Современная педагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как к несущественной характеристике ребенка, хотя, по мысли И.С. Кона, почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными. К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя, - половая принадлежность [14].
Тем более удивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся в школьные годы. Так, первые анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками замечены уже в эмбриональный период их развития. Под воздействием половых гормонов, считают физиологи, формируются различия не только в анатомических особенностях пола, но и в некоторых особенностях развития мозга. У новорожденных девочек по сравнению с мальчиками почти всегда меньше масса тела, сердца и легких, удельный вес мускулатуры. Но уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии, а в дальнейшем - раньше ходить и говорить. Их организм отличается большей сопротивляемостью к заболеваниям. У них лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. Можно привести и некоторые другие примеры. Мальчики лучше обучаются с помощью зрения, девочки - с помощью слуха.
Хотя случаи задержки умственного развития чаще встречаются у мальчиков, их мозг, по данным исследований Т.П. Хризман, по сравнению с девочками, - «более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная функциональная система, работающая экономней и целенаправленней». У мальчиков шести-семи лет уровень вербального мышления значительно выше, чем у девочек. Однако в плане социальных контактов последние более «продуктивны и активны». Дети разного пола по-разному воспринимают и обрабатывают позитивную информацию, включая разные корковые системы. А это определяет разное эмоциональное отношение к воспринимаемому миру, его осмыслению. Эмоциональной сфере девочек свойственны более яркие и частые проявления сочувствия окружающим. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, они успешней адаптируются к новым условиям. Мальчики и девочки отличаются также интересами и предпочтениями, что наиболее ярко проявляется в содержании, характере их игр и рисунков [11].
Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать, уступать дорогу всем взрослым и девочкам. Мальчик присматривается к мужским профессиям. Он знает, что такое мужская работа. Сам пытается что-то отпилить, что-то забить. Очень гордится, когда эти его старания замечены и одобрены. Мальчики стараются вести себя, как свойственно мужчинам. Девочка знает, что она должна быть приветливой, доброй, женственной, не драться, не плеваться, не лазать по заборам. Она приобщается к домашней работе. Когда ее хвалят за то, что она рукодельница и хозяюшка, она вспыхивает от удовольствия и смущения. Девочки стремятся уподобиться женщинам.
В классе девочки и мальчики при общении друг с другом не забывают о том, что они противоположны: когда учитель сажает мальчика и девочку за одну парту, дети смущаются, особенно если окружающие сверстники реагируют на это обстоятельство. В непосредственном общении у детей можно наблюдать некое дистанцирование в связи с тем, что они «мальчики» и «девочки».
Обратим внимание на то, как дети отвечают учителю на уроке. Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо воспитателю или учителю и, отвечая, ищет у них в глазах подтверждение правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации (А какой у нас следующий урок?), а девочки для установления контакта со взрослым (А вы к нам еще придете?). То есть мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки - на отношения между людьми [17].
Т.П.Хризман отмечает, что и время, необходимое для вхождения в урок - период врабатываемости - у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они по девочкам. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Учитель сразу заметил это, т.к. контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой для урока материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, т.к. в нужный момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими. Урок окончен. Но был ли он рассчитан на мальчиков, на особенности их физиологических и психологических функций? К сожалению, нет.
У девочек в младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст (даже при одинаковом так называемом "паспортном" возрасте) выше. Они оттесняют мальчиков физически и "забивают" их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.
Девочки обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания велики. А это именно то, что требуют в школе. Сначала объясняется, как надо решать задачу. То есть этап поиска исключается, его берет на себя взрослый, а от детей требуют решения типовых задач, которые разобрали на уроке. Минимальные требования к поиску и новаторству, максимальные - к тщательности исполнения. Это хорошо для девочек, а мальчику надо чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть его самого на нахождение принципа решения. Этим мы, конечно, не научим его аккуратной и последовательной записи в тетради, но только так он поймет, а значит, и запомнит принцип решения: то, до чего дошел своим умом, обычно не забывается [4].
А каковы особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек?
Опрос воспитателей и учителей относительно индивидуальных особенностей поведенческих характеристик детей дает возможность считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, неуверенны в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако, надо иметь в виду, что наше видение ребенка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле.
Половое воспитание детей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой, Е.В. Кудрявцевой, Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, Т.А. Репиной. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература. Так, из сказок, мальчики узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.
Для реализации представлений о полоролевом поведении необходимо также организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком при работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; выполнять посильную им физическую работу, например, при необходимости перенести столы и стульчики из одного кабинета в другой. Для мальчиков должно стать привычным уступить место женщине в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. Девочек следует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть в ателье), сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести школьный участок в порядок, желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают.
Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована необходимая мотивация, когда присвоенные эталоны мужского и женского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важны воздействия учителя на эмоциональную сферу ребенка, одобрение и положительная оценка его социально ценного полоролевого поведения. Ребенок испытает большую радость, чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком или орденом «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «За благородный поступок». В повседневной жизни мальчиков и девочек приучают оказывать знаки взаимного внимания, в частности дарить «сувениры» в Международный женский день или День защитника Отечества, обмениваться комплиментами. Представителей сильного пола приучают замечать «проблемы» девочек, предлагать им свою помощь, уступать дорогу, открывать перед ними дверь; девочек - воспринимать внимание с благодарностью; заметив неполадки в костюме своего товарища, пришить недостающую пуговицу, - тогда у «молодых людей» не пропадет желание заботиться о «слабом поле».
М.П. Кушнир разработал систему критериев и показателей половой воспитанности младших школьников. Компонентами половой воспитанности являются содержательный, мотивационный и поведенческий. Для каждого компонента необходимо определение системы критериев и показателей, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3. Система критериев и показателей половой воспитанности младших школьников
Компоненты Содержание полового воспитания
1. Содержательный; 2. Мотивационный; 3. Поведенческий Нравственное
Критерий - моральная направленность личности Показатели: 1. нравственная осведомленность; 2. нравственная убежденность; 3. сформированность поведенческих навыков.
Гигиеническое
Критерий - сформированность гигиенической культуры Показатели: 1. гигиеническая осведомленность; 2. потребность в ведении здорового образа жизни; 3. сформированность гигиенических умений и навыков.
Полоролевое
Критерий - сформированность полового сознания Показатели: 1. полоролевая осведомленность; 2. половая идентичность; 3. сформированность умений и навыков полоролевого поведения в соответствии с существующей в обществе модели поведения мужчины/женщины.
Сексуальное
Критерий - сформированность самосознания в области культуры сексуальных отношений Показатели: 1. сексуальная осведомленность; 2. общая самооценка; 3. сформированность коммуникативных навыков.

Характеристика каждого критерия осуществляется по трем уровням, дающим общее представление об уровне половой воспитанности.
Высокий уровень половой воспитанности характеризуется прочным и глубоким усвоением элементарных морально-этических представлений, гигиенических понятий, представлений о семье, о половых ролях мужчин и женщин в обществе, о половой принадлежности ребенка, о половом диморфизме, анатомо-физиологических особенностях строения мужского и женского организма, рождении ребенка, свободным оперированием ими. Используется научная и стилистически нейтральная лексика. Предполагает наличие у учащихся ценностных ориентаций и нравственных идеалов общественной направленности и яркое проявление нравственных качеств. Отмечается высокая потребность в ведении здорового образа жизни, сформированность гигиенических умений и навыков, адекватная половая идентичность, качественное усвоение и исполнением репертуара половых ролей, принятых в данном обществе. Наблюдается тенденция к расширению полоролевого репертуара через усвоение ролей другого пола. У учащихся сформированы умения и навыки полоролевого поведения в соответствии с существующей в обществе моделью поведения мужчины или женщины, коммуникативные умения и навыки. Адекватная самооценка. Учащиеся доброжелательны, коммуникабельны, всегда могут установить контакт с лицами своего и противоположного пола.
Средний уровень половой воспитанности характеризуется наличием сформированных элементарных морально-этических представлений, гигиенических понятий, представлениями о семье, о половых ролях мужчин и женщин в обществе, о половой принадлежности ребенка, половом диморфизме, анатомо-физиологические особенностях строения мужского и женского организма, рождении ребенка, но их отмечает непоследовательность и непрочность. Используется стилистически нейтральная и бытовая лексика. Присутствуют ценностные ориентации и нравственные идеала как общественной, так и эгоистической направленности, нравственные качества проявляются. Неустойчивая потребностью в ведении здорового образа жизни. Половая идентичность адекватная, принятый в обществе репертуар половых ролей усвоен. Гигиенические умения и навыки, коммуникативные умения и навыки, умения и навыки полоролевого поведения в соответствии с существующей в обществе модели поведения мужчины или женщины сформированы в достаточной степени. Самооценка неадекватная. Учащиеся доброжелательны, коммуникабельны, но не всегда могут установить контакт с лицами своего и противоположного пола.
Низкий уровень половой воспитанности характеризуется лишь отдельными, часто ошибочными морально-этическими представлениями, гигиеническими понятиями, представлениями о семье, о половых ролях мужчин и женщин в обществе, о половой принадлежности ребенка, представлениями о половом диморфизме, анатомо-физиологические особенностях строения мужского и женского организма, рождении ребенка. При оперировании понятиями используется стилистически сниженная и ненормированная лексика. Предполагает наличие у учащихся эгоистических ценностных ориентаций и нравственных идеалов. Нравственные качества проявляются слабо или не проявляются. Потребности в ведении здорового образа жизни не испытывают. Половая идентичность адекватная, репертуар половых ролей усвоен слабо. Отмечается слабая сформированность или несформированность гигиенических умений и навыков, коммуникативных умений и навыков, умений и навыков полоролевого поведения в соответствии с существующей в обществе модели поведения мужчины или женщины. Ребенок не может дать себе оценку. Учащиеся отличаются безразличным отношением к окружающим, некоммуникабельны, не могут установить контакт с лицами своего и противоположного пола [5].
Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь дале........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.