На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Диплом развитие музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 31.5.2013. Сдан: 2012. Страниц: 81. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение
1. Проблема развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
1.2. Условия, способствующие развитию музыкальных способностей младшего дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности.
1.3. Виды музыкальной деятельности как основное средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста
2. Проектирование исследования проблемы развития музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством разных видов музыкальной деятельности
2.1. Изучение уровня развития музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста
2.2. Организация и осуществление музыкальной образовательной деятельности направленной на развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста
2.3. Сравнительный анализ результатов
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Введение

Актуальность: гуманистическая тенденция формирования общества, неразрывно связана с идеей «развивающейся личности в развивающемся мире». Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования - важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, изучение его самодвижения, развитие его духовности и отношения к окружающему миру. Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее - пробудить интерес к познанию [5 , C 1].
Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном восприятии.
Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируются творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувствительного начала, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Дошкольники могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере [8, С 13].
Объект исследования: развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством разных видов музыкальной деятельности.
Цель: разработать и экспериментально опробировать серию конспектов разных видов музыкальной деятельности.
Гипотеза: развитие музыкальных способностей по средствам разных видов музыкальной деятельности будет эффективно если:
- разработать интересные конспекты по проведению разных видов музыкальной деятельности;
- создание условия способствующие развитию музыкальных способностей.
Методы исследования:
1. Изучение научно-теоретических источников по данной теме.
2. Анализ условий, созданных в данном учреждении для развития музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
3. Наблюдение за развитием музыкальных способностей у детей.
4. Диагностика музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
5. Сравнительный анализ полученных результатов.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Повысить уровень музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам разных видом музыкальной деятельности.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (24 наименования), приложения.


1. Проблема развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения.
Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий музыкальных способностей: музыкальность, музыкальная одаренность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большей степени зависят и направление педагогических воздействий [4, С.125].
В настоящее время в разработке теоретических, а следовательно, и практических аспектов к проблеме развития музыкальных способностей существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий.
Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения в психологии, и излагал свой взгляд на проблему. Рассматривая вопросы о природе музыкальных способностей и об определении понятия музыкальность, Б.М. Теплов противопоставляет два направления в психологии: гештальтпсихологию (на примере работ немецкого психолога Г. Ревеша) и психологию элементов (основанную на трудах американского психолога С. Сишора).
Несмотря на кажущееся различие позиций авторов, Б.М. Теплов находит точки соприкосновения во многих важнейших положениях, высказанных ими [6, С.46].
Г.Ревеш не включает в понятие музыкальность отдельные музыкальные способности, а определяет ее как единое, неделимое свойство, данное человеку от природы. Для того чтобы определить, музыкален ли ребенок, Г. Ревеш предлагает пользоваться рядом испытаний, тестов, которые не характеризуют самого понятия музыкальность, а лишь косвенно указывают на ее наличие. Педагогическим выводом, вытекающим из теории Г. Ревеша, признающей врожденность музыкальности, является его утверждение, что развить музыкальность возможно только у людей, у которых она имеет от природы, и, следовательно, лишь лица, обладающие ею, способны обучаться музыке. Не обладающие музыкальностью люди (а таких, по мнению Ревашу, много) не могут воспитать ее в себе [11,C.21].
С. Сишор, в отличие от Г. Ревеша, рассматривает музыкальность как сумму отдельных способностей. Наличие их у людей определяется с помощью тестирования.
Тесты, разработанные С. Сишором для диагностики музыкальности, названы элементами, т.е. с его точки зрения, не зависящими от практики, упражнений, возраста и т.д. Диагностируемые качества человека признаются, таким образом, врожденными, данными от природы.
Тесты построены на признание в понятии музыкальность ведущей роли простейших сенсорных способностей - различение мелких единиц высоты, интенсивности, длительности отдельных звуков. С. Сишо предлагает определять наличие музыкальных способностей с помощью неких количественных норм. На основании измерения мелких градаций чувствительности к изменениям высоты, интенсивности звуков и т.д. определяется целесообразность занятий детей музыкой. Например, если ребенок обнаруживает чувствительность к различению высоты звуков до трех герц, то, по мнению С. Сишора, он может музыкантом; если свыше восемнадцати герц, он не должен иметь никакого отношения к музыке.
Признавая врожденность музыкальности, С. Сишор сходится в своих конечных выводах с Г. Ревешем.
Б.М. Теплов опровергает утверждение С. Сишора, что способность различать мелкие единицы высоты не может быть развита у человека. Он приводит данные, свидетельствующие о том, что в результате несложных упражнений звуковысотная чувствительность быстро развивается. Кроме того, она заметно улучшается с возрастом, повышается в результате музыкальной деятельности. Эти факты доказывают, что разработанные тесты, построенные на диагностики якобы врожденных, не развиваемых способностей, не могут быть достоверными.
Б.М. Теплов отрицает и саму идею различения мелких единиц высоты звуков как показателя музыкальности человека. Он доказывает, что музыкальный слух не имеет никакого отношения к различению колебания высоты одного звука (эта способность нужна лишь для настройки музыкальных инструментов). Приведенные Б.М. Тепловым экспериментальные данные свидетельствуют, что у половины обследованных им детей с выдающимися музыкальными способностями достаточно низкий порог различения мелких единиц высоты звуков, что опровергает диагностику С.Сишора, по «нормам» которой эти дети не должны обучаться музыке [11, C.22].
Б.М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И.П. Павлова, он признавал врожденными свойствами нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после рождения). Врожденные свойства нервной системы Б.М. Теплов отделяет от психических свойств человека. Он подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей [13, C.22].
Способности Б.М. Теплов определяет как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.
Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие музыкальность.
Музыкальность, как пишет Б.М. Теплов, это комплекс способностей, требующих для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любыми видами музыкальной деятельности [11, C. 23].
Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, именно музыкальных способностей, Б.М. Теплов указывает на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие музыкальная одаренность.
Б.М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей - общих и специальных. Особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств, другими. Поэтому музыкальность не сводится к одной способности: «Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей» - пишет Б.М. Теплов [13, C.23].
Проблема музыкальности, подчеркивает Б.М. Теплов, - это проблема, прежде всего качественная, а не количественная.

У всякого человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ученик, а вопрос о том какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития.
Таким образом, Б.М. Теплов признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамичное. Она существует только в движении, только в развитии писал в своих книгах Б.М. Теплов. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения [13, C. 23].
Важным видом, сделанным Б.М. Тепловым, является признание динамичности развиваемости способностей. «Не в том дело, - пишет ученый, - что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [4,C. 57].
Поэтому при диагностике способностей бессмысленны какие либо испытания, тесты, не зависящие от практики обученности развития.
И так, Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.
У детей способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, утверждают в психологии и педагогике.
Отсюда можно сделать вывод, что музыкальные способности у детей развиваются в разных видах музыкальной деятельности.


1.2. Условия, способствующие развитию музыкальных способностей младшего дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется в музыкально-образовательной деятельности, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах, под руководством педагога стремится проявить себя в исполнении песни, танца, передачи образа игры, составление пляски - импровизации, сочинении и подборке мелодии при игре на музыкальных инструментах. Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания позволяет детям лучше и качественнее исполнить музыкальный материал, способствует развитию за собственным исполнением музыкально-эстетических представлений и музыкальных способностей. Педагогические исследования проведенные в этой области доказывают, что эффективному развитию музыкальных способностей способствует наглядность обучения, возникновения в сознание детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни.
Оперируя звуками, дети начинают внимательно относится к их свойствам, сочинениям, что развивает ориентировку в музыкальных явлениях. Однако этим ограничиться нельзя. Нужна еще такая среда, в которой ребенок мог бы усугублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Для развития самостоятельной деятельности детей в каждой возрастной группе оборудованы музыкальные уголки, где есть все необходимое оборудование данной группы. Обычно воспитатель оформляет музыкальный уголок вместе с детьми, а так же привлекаются родители.
Основное содержание уголка составляет разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбираются с учетом возраста детей, последовательности ознакомлением с тем или иным инструментом во время музыкальной непосредственно-образовательной деятельности. Во вторых это разнообразные дидактические пособия и игры.
В младшей группе для знакомства детей с шумовыми инструментами доступными им для игр присутствует: колокольчики, бубны, различные коробочки, пальчиковые тарелочки, бубенцы, музыкальные молоточки и т.д. Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место. Так же желательно иметь проигрыватель и небольшой набор с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок, инсценировок. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, поиграть в «концерт». В младших группах воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником. Для этого, чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные в образовательной деятельности, педагог сам должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы. Так например, с детьми младшего дошкольного возраста проводится игра «Догадайся что поет», в которой воспитатель использует различные игрушки, изображающих птиц, животных и передающие их голоса. Если таких озвученных игрушек нет, то педагог сам озвучивает их, используя звукоподражание с голоса. Есть также в уголке настольно-печатные игры. Упражняя детей младшей группы в различении звуков по высоте, воспитатель выкладывает на столе карточки с изображением животных.
Еще одним из условий способствующих развитию музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста является музыкальный зал в детском саду. Здесь проводятся музыкальные занятия.
В музыкальном зале есть пианино, музыкальные игрушки, инструменты. С детьми также проводятся праздники и развлечения в музыкальном зале. Младшие дошкольники на утреннике не воспринимают основные идеи общественных торжеств, однако их привлекает необычность, красочность происходящего.
В украшенном зале малышам показывают занимательные зрелища, дают возможность самостоятельно поиграть и поплясать. Все нарядно одеты - и воспитатели, и сами дети.
Условным символом общественных событий являются для них конкретные атрибуты: флажки, звездочки, барабаны и т.д. Эти впечатления у ребенка связываются со словом «праздник» и закрепляются в песенках и стихотворениях.
Построение утренников для малышей отличается своеобразны........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.