Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик особенности памяти в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 31.5.2013. Сдан: 2013. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблема памяти в современной психологии…………………………5
1.1 Понятие о памяти, её виды и процессы……………………………………...5
1.2 Психологическая характеристика произвольного и непроизвольного запоминания……………………………………………………………………..10
1.3Возрастные особенности памяти в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………….22
Выводы по главе 1……………………………………………………………….28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей памяти в подростковом возрасте……………………………………………………………………….…..30
2.1. Задачи, база, организация исследования…………………….…………….30
2.2. Анализ результатов исследования ….…………………………..…………34
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Заключение ………………………………………………………………………47
Список литературы ……………………………………………………………...50
Приложение


Введение
Актуальность исследования состоит в том, что почти каждый подросток сталкивался с проблемами связанными с таким психическим процессом как память. Память является одной из неотъемлемых частей нашей жизни. Для каждого память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей[26, c.47].
Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Память рассматривалась и анализировалась в рамках различных направлений и в рамках различных научных теорий. Среди основных теорий можно отметить ассоциативный подход, подход социальный, генетический. Без сомнения в рамках каждой теории было множество практических и ценных наработок.
Родоначальником экспериментальных исследований памяти считается немецкий психолог Герман Эббингауз [43]. Можно также отметить имена А. Бергсона[22], П. Жане[22], Ф. Баттлета[22], советских учёных П.П. Блонского[22], Л.С. Выготского [5], А.Н. Леонтьева[15], которые внесли значительный вклад в развитие теории и практических исследований памяти. Стоит упомянуть и имена П.И. Зинченко [9], А.А. Смирнова[35], А.Р. Лурия[22], Л.С. Рубинштейна[33], Б.М. Теплова[22], В.А. Крутецкого[13] и др. Интересный материал в проблему механизмов забывания внёс известнейший психолог З. Фрейд[4].
Процесс запоминания является одним из свойств памяти, много вопросов в психологии было связано с запоминанием, которое получило название "случайного" запоминания. В действительности и такое запоминание по своей природе не является случайным, на что указывают и зарубежные психологи, особенно в исследованиях последнего времени. Большой ошибкой многих зарубежных психологов было то, что таким случайным запоминанием они пытались исчерпать все непроизвольное запоминание. В связи с этим оно получило преимущественно отрицательную характеристику. Между тем такое случайное запоминание составляет лишь одну, причем неосновную, форму непроизвольного запоминания. Целенаправленная деятельность занимает основное место в жизни не только человека, но и животного. Поэтому непроизвольное запоминание, являющееся продуктом такой деятельности, и является основной, наиболее жизненно значимой его формой.
Все эти обстоятельства обусловили выбор темы нашего исследования и определили его цель.
Цель исследования - исследовать особенности произвольного и непроизвольного запоминания в подростковом возрасте
Объект исследования - подростки 10-11 лет
Предмет исследования - произвольное и непроизвольное запоминание подростков.
Гипотеза исследования - непроизвольное запоминание в подростковом возрасте выше, чем произвольное, если оно зависит от деятельности учащихся и эмоциональной окрашенности слов.
Исходя из цели и гипотезы, нами поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования подростковой памяти.
2. Выявить психологические особенности памяти в подростковом возрасте.
3. Провести эмпирическое исследование эффективности запоминания у подростков.
4. Проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической литературы;
- тестирование.

Глава 1. Проблема памяти в современной психологии
1.1. Понятие о памяти, её виды и процессы
Согласно определению из Большого психологического словаря, память - «форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования». [22, с. 49].
Значение памяти в жизни людей очень велико. Память является важнейшей познавательной функцией. Приобретение человеком знаний и умений основано на его способностях к запоминанию и сохранению в памяти образов, мыслей, пережитых чувств, движений и их систем. [17, с.110].
Память входит в целостную структуру человеческой психики, поскольку с ее помощью происходит связь между различными психологическими состояниями и процессами, в их временном представлении. Интеграция отдельных аспектов памяти - «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я в прошлом» - формирует устойчивость и непрерывность человеческого «Я». Наряду с этим, в процессе развития человека, изменения его мотиваций и потребностей, складывается различное отношение к своему прошлому, вследствие чего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти [35]. Неповторимый характер работы механизмов памяти обеспечивает все стороны жизнедеятельности человека, создает условия для формирования индивидуально-личностных особенностей его психики.
Основные процессы памяти и её виды.
Память представляет собой сложную психическую деятельность. В структуре памяти различают такие процессы, как запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение).
Запоминание - это процесс запечатления и закрепления в сознании образов, которые возникают под влиянием различных предметов и явлений действительности в ходе процессов ощущения и восприятия. Запоминание основывается, как правило, на установлении связей или ассоциаций между отдельными составляющими запечатлеваемой информации [22, c.54].
Сохранение и забывание - процессы, которые находятся во взаимосвязи друг с другом. С помощью сохранения происходит удержание заученного в памяти. Забывание, напротив, ведет к выпадению материала из памяти, т.е. представляет собой своего рода процесс затормаживания связей. С одной стороны, забывание - это естественный процесс, с другой стороны, на процесс забывания влияют различные факторы, а именно: время, степень активности субъекта запоминания, деятельность, предшествующая запоминанию. Поэтому забывание может отличаться по характеру своего протекания: быть полным либо частичным, длительным либо временным [13, c.112]
Воспроизведение представляет собой процесс, который заключается в оживлении в мозгу следов памяти и проявляется в возникновении в сознании представлений, ранее воспринятых мыслей, реализации заученных движений [13, c.113]
Кроме того, выделяют еще один процесс памяти - узнавание. Он представляет собой такое свойство памяти, как появление чувства знакомости в случае повторного восприятия информации [13]. В отличие от узнавания, воспроизведение проявляется в актуализации закрепленных в памяти образов без вторичного восприятия объектов или явлений. Узнавание представляет собой более простой процесс по сравнению с воспроизведением. Узнавание характеризуется осознанием того, что некие новые сведения являют собой тоже самое, что уже встречалось ранее. Воспроизведение, в отличие от узнавания, представляет собой активный процесс восстановления в памяти необходимой в настоящий момент информации. На основании только лишь процесса узнавания мы не можем говорить о прочности памяти - эффективность запоминания может быть оценена только на основании учета результатов процесса воспроизведения.
Поскольку память включена в различные стороны жизни человека, то и формы и виды ее проявления отличаются многообразием и вариативностью. Существуют разные основания для разделения памяти на виды. Так, по содержанию запоминаемого материала можно говорить о двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.
Двигательная память отвечает за формирование двигательных навыков в трудовой, спортивной, игровой и других сферах деятельности человека. Двигательная память - самый ранний вид памяти: первые двигательные реакции можно наблюдать уже на первом месяце жизни ребенка. [13, с. 58].
Эмоциональная или аффективная память - тоже достаточно ранний вид памяти, ее начало относится к первому полугодию жизни ребенка. Эта память осуществляет взаимодействие человека с окружающим миром на основе эмоций и чувств, которые могут либо побуждать его к совершению какого-либо действия, либо удерживать от действий, связанных с отрицательным прошлым опытом.
Память образная выражается в запоминании и воспроизведении чувственных образов предметов и явлений. Этот вид памяти появляется позже двигательной и эмоциональной - первые проявления образной памяти в виде свободных воспоминаний отмечаются на втором году жизни ребенка. Образная память является главным видом памяти в дошкольном возрасте развития ребенка.
Выделяют несколько типов образной памяти [5]: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. При этом если зрительная и слуховая память обычно достаточно хорошо развиты у людей, то последние три типа образной памяти лучше функционируют у человека в зависимости от его пребывания в тех или иных специфических условиях деятельности.
Словесно-логическая память - память, при которой запоминаются мысли, суждения, умозаключения[5]. Если двигательная, эмоциональная и образная память присущи и животным, то этот, более поздний филогенетически вид памяти, является отличительной особенностью человека. Словесно-логическая память активно развивается в школьные годы, особенно в подростковый период жизни.
По характеру целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В том случае, когда человек не ставит перед собой специальной цели запомнить материал, говорят о непроизвольной памяти. Эта память формируется генетически раньше, чем произвольная, она находится в тесной связи с эмоциональной и смысловой сферами жизни человека. Произвольная память - это память, характеризующаяся наличием сознательной мнемической цели, она во многом связана с трудовыми и социальными обязанностями человека[22, c.157]. Произвольное запоминание может выражаться в качестве двух видов - механического и осмысленного. Механическое запоминание проявляется в повторном заучивании материала без установления в нем смысловых и логических связей. Смысловое запоминание базируется на понимании внутренней логики и отношений в составляющих частях заучиваемой информации, а также в осознанном и осмысленном сравнении данного материала и предшествующих знаний. Механическое запоминание чаще всего ведет к формальности и низкой прочности знаний, а также является неэкономным - требует больше времени по сравнению с запоминанием смысловым. Вместе с тем, в некоторых случаях механическое запоминание имеет свои достоинства - при запоминании различных терминов, названий, фамилий, адресов, дат, иностранных слов. Поэтому только уместное и разумное совмещение механического и осмысленного запоминания материала может быть, полезно и эффективно для прочного его нахождения в памяти.
Память долговременная и кратковременная различаются временем закрепления и сохранения материала. Объем кратковременной памяти ограничен 7 ± 2 единицами материала с однократным и непродолжительным восприятием и последующем за этим воспроизведением. Для долговременной памяти, напротив, характерно длительное хранение запоминаемой информации при условии ее неоднократных повторений и воспроизведений. Таким образом, эффект кратковременной памяти сильно сжат по времени и используется в ситуациях, требующих от человека немедленной реакции, долговременная же память служит закреплению и сохранению умений и навыков на продолжительный период. Долговременное запоминание наиболее продуктивно при условии использования повторения с установлением ассоциативных связей в материале, а не при простом механическом запоминании информации.
Деление памяти на два типа - кратковременную и долговременную подводит нас к таким двум видам памяти, как непосредственная и опосредствованная[22]. Критерий их различения - наличие вспомогательных средств для запоминания. Опосредствованная память опирается на использование различных развернутых средств и приемов, а непосредственная осуществляется без их применения. Однако это не сводит непосредственное запоминание к кратковременной памяти и механическому запечатлению, напротив этот вид памяти может проявляться в использовании особых «внутренних» средств, являющих собой «в высокой степени, автоматизированные внутренние действия» [15, с.48].
Отдельно выделяют вид памяти, называемый оперативной памятью. Оперативная память необходима для выполнения операций, действий в какой-либо деятельности. Например, письмо состоит из ряда действий, осуществление которых обеспечивает успешный результат - написанный текст. Механизм функционирования такого процесса выражается в удержании в памяти действия для текущей деятельности до промежуточной операции, затем оперативная память заполняется новой информацией, более актуальной для настоящего момента.
Взаимодействие различных видов памяти - характерная особенность памяти как целостного процесса. Например, в определенных обстоятельствах словесно-логическая память может становиться непроизвольной либо произвольной, кратковременной или же долговременной. Таким образом, виды памяти, выделяемые по различным критериям, вместе представляют собой единство и взаимосвязь механизмов функционирования памяти...........


Список литературы

1) Агафонов, А.Ю. Подходы к изучению памяти: историко-психологический анализ // Журнал прикладной психологии. - 2004. - №6. - С. 26-37.
2) Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. -- М.: Ось-89, 1997. - 224 с.
3) Бирюк, С.М. Развитие опосредствованной памяти у детей подросткового возраста: курсовая работа - М., 2007-2008. - 52с.
4) Величковский, Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания в 2 т. Т.1. / Б.М. Величковский - М.: Академия, 2006. - 448с.
5) Выготский, Л.С. История развития высших психических функций// Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - C.208-375.
6) Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребёнка // Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - С.1072-1119.
7) Выготский, Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001. - С.10-47.
8) Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребёнка // Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - C.191-208.
9) Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - 3-е изд. - М.: ЧеРо, 2002. - С.465-476.
10) Зинченко, Т.П. Опосредственная и непосредственная память // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПБ.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2003. - 672с.
11) Иванова, Е.Ф. Развитие непроизвольной памяти: повторение исследований П.И. Зинченко / Е.Ф. Иванова, Е.С. Мажирина // Культурно-историческая психология. - 2008. - №1. - С.48-58.
12) Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [ // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - 3-е изд. - М.: ЧеРо, 2002. - С.653-657.
13) Крутецкий, В.А. Психология - М.: Просвещение, 1986. - 336с.
14) Кулагина, Е. С. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте // Бакалаврская работа. - Дубна: Университет Дубна, 2006.
15) Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: внимание и память - М.: Смысл, 2000. - 511с.
16) Леонтьев, А.Н. Логическая и механическая память // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - 3-е изд. - М.: ЧеРо, 2002. - С.626-653.
17) Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст].- М: Мысль, 1965.- 574с.
18) Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и В.Я. Романова В.Я. М.: ЧеРо, 1998. - С.420-436.
19) Леонтьев, А.Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М: Смысл, 2003. - 439с.
20) Лохов, М.И. Динамика формирования произвольной памяти у детей / М.И. Лохов [и др.] // Психологический журнал. Т. 14. - 1993. - № 4 - С. 56-65.
21) Ляудис, В.Я. Память в процессе развития [Текст]. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 253с.
22) Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]. - СПб.: Питер, 2005. - 592с.
23) Мальцева, К.П. Наглядные и словесные опоры при запоминании у школьников // Вопросы психологии памяти / Под ред. А. А. Смирнова. - М.: АПН СССР, 1958. - С.89-108.
24) Мещеряков, Б.Г. Стадии развития ВПФ и их эмпирические референты: реконструкция имплицитной концепции Л. С. Выготского [Текст] // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. - 2004. - № 3. - С.57-72.
25) Мещеряков, Б.Г. Параллелограмм развития памяти: не миф, но требует уточнения [Электронный ресурс] / Б.Г. Мещеряков [и др.] // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2008. - №1. - Режим доступа: www.kip.mgppu.ru/index.
26) Митина, О.В. Математические методы в психологии: Практикум [Текст]. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 237с.
27) Мясоед, П.А. «Параллелограмм» А.Н. Леонтьева, «генетический закон» Л.С. Выготского и традиция научной школы [Текст] // Вопросы психологии. 2003. - №2. - С.105-117.
28) Норман Д. Память и научение. - М, 1985, 405c.
29) Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов [Текст]. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. - 460с.
30) Отрочество. Подростковый возраст. Особенности памяти в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: tmn.fio.ru.
31) Петухова, Н. Развитие опосредствованной памяти в младшем школьном возрасте. - Дипломная работа. - М., 2008-2009.
32) Пильник, И. Развитие опосредствованной памяти у детей дошкольного возраста [Текст]. - Курсовая работа 5-го курса. - М., 2007-2008.
33) Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - СПб: Питер, 2000. - 720с.
34) Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения их в клинике. [Приложение (стимульный материал)]. - М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. - 160с.
35) Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание [Текст] // Психология памяти. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - 3-е изд. - М.: ЧеРо, 2002. - С. 476 - 486.
36) Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]: Учебник для педагогических училищ и вузов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.; ил.
37) Социология: Энциклопедия [Электронный ресурс] / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003. - Режим доступа: voluntary.ru/dictionary/568/.
38) Толстых, Н.Н. Тенденция мотивации и временной перспективы российских подростков // Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / Научные редакторы: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина. Редакционная коллегия: Н.Н. Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова. - М.: МГППУ, 2007. - С. 142-151.
39) Фёдорова, А.В. Развитие опосредствованной памяти у детей младшего школьного возраста (на примере репликации методики А.Н. Леонтьева) . - Дипломная работа. - М., 2008.
40) Хасаева, Т.М. Проблема развития мнемических способностей в педагогической психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: biysk.asu.ru.
41) Хозиев, В.Б. Опосредствование в теории и практике культурно-исторической концепции // Культурно-историческая психология. 2005. - №1. - С.25-35.
42) Черемошкина, Л.В. Психология памяти - М.: Академия, 2002. - 368с.
43) Эббингауз Г. Основы психологии.- С-Пб, 1912. - 354с.
44) Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007. - 384с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.