Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик развитие науки об управлении в Древней Греции и Риме.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 2.6.2013. Сдан: 2013. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Зарождение менеджмента в Древней Греции и Древнем Риме……...6
1.1. Историческое значение термина «Менеджмент»: древняя
Греция и древний Рим…………………………………………….…...6
1.2. Античность: зарождение цивилизованного менеджмента…..……...9
Глава 2. Управленческие идеи и практика в Древней Греции и Древнем
Риме………………………………………………………………...…………….20
2.1. Становление принципов, методов и традиций в области
менеджмента (Древняя Греция)………………………...………...…20
2.2. Дисциплина и функциональность древних римлян в
управленческих идеях………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …….. 37


ВВЕДЕНИЕ

Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). Без эффективно организованной управленческой деятельности невозможно было ни строительство египетских пирамид, ни создание висячих садов Вавилона, ни ведение войн, ни возникновение и расцвет городов и государств.
Практическое управление возникло тогда, когда появились организации. Однако организации древности во многом отличались от современных. Основные отличия старых организаций от современных: малое количество крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой, упор на приказ и интуицию, малое количество людей, которым было дано право принимать важные для организации решения.
Однако с древних времен люди больше внимания уделяли тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги и т. д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осуществлять процесс управления, который в конечном счете мог бы более надежно привести их к цели.
Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала XX в. от более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные, разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления. Однако уже по этим разрозненным сведениям можно сделать вывод о том, что практика управления зародилась в древних государствах и появилась раньше, чем сама наука - менеджмент.
Актуальность изучения истории развития менеджмента состоит в том, что исследуя идеи об управлении прошлого, можно не только узнать о состоянии управленческой мысли ранних государств и обществ, но и проследить динамику и тенденцию развития этих идей в современном мире. Изучение менеджмента представляет собой исследование истории непрерывного изменения взглядов на природу работы, человека и функционирования организаций [13, с. 200].
Цель данной курсовой работы - исследовать развитие науки об управлении в Древней Греции и Риме. Задачами курсовой работы являются:
1) рассмотрение состояния управленческой науки в эпоху Античности:
2) изучение основных идей выдающихся ученых Древней Греции и Рима;
3)исследование исторического значения термина «менеджмент».
Предметом исследования является история практики управления в Древней Греции и Древнем Риме. Объектами исследования являются управленческие идеи и в Древней Греции и Древнем Риме.
В данной курсовой работе нами были использованы следующие методы исследования - сравнительный, логический, метод анализа и некоторые другие.
Для проведения данного исследования использовались труды Аристотеля и Платона, русских авторов - А. И. Кравченко, В. И. Маршева и др.
Структура работы определена поставленными целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность изучаемой темы, определены цели, задачи и методы исследования, охарактеризованы источники, ставшие основой для написания курсовой работы.
В первой главе «Зарождение менеджмента в Древней Греции и Древнем Риме» анализируются условия, в которых смог возникнуть и успешно развиваться менеджмент. Здесь же рассматривается историческое значение термина «менеджмент».
Во второй главе «Управленческие идеи и практика в Древней Греции и Древнем Риме» характеризуются принципы и методы в области менеджмента выдающихся ученых Древней Греции и функциональность древних римлян в управленческих идеях.
В заключении делаются обобщающие выводы и подводятся результаты проведенного исследования.


Глава 1. Зарождение менеджмента в Древней Греции и Древнем Риме

1.1. Историческое значение термина «Менеджмент»: древняя Греция и древний Рим
В античной Греции буквального аналога слову «ме­неджмент» не существовало. Самое близкое по звуча­нию и значению слово master имело значение «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но никак не «умею­щий руководить». Искусство управления людьми по-гре­чески именовалось «демагогией». Странно, но таким оскорбительным для нашего слуха словом называли тех, кто брал на себя нелегкие и ответственные функции. (Было еще одно слово - «кибернетика», т. е. корабле­вождение. Но об этом позже.) «Demagogia» переводит­ся как «руководство народом», «управление страной» (demos - народ, ago - веду). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управле­ния - умения с помощью слова повести за собой массы людей. Расцвет риторики и ораторского искусства при­ходится, как правило, на периоды демократических ре­жимов. (И сегодня, в 90-е годы XX века, с установлением в России демократической власти, расцвели популизм, заигрывание с народом, стремление завоевать автори­тет словесными обещаниями и, если хотите, демагоги­ей.) Большие массы людей, имевших статус свободных граждан, принудить силой к чему-либо было практичес­ки невозможно. Другой метод управления - «рукоприк­ладство», т. е. умение вести за собой при помощи физи­ческого воздействия, представлявшее собой специфику тиранического режима, неограниченную власть госуда­ря, - назывался «деспотизмом».
Итак, греческое слово despoteia именовало нео­граниченную власть одного лица, стоящего над наро­дом, т. е. нечто противоположное демагогии. Однако первоначально словом «деспот» обозначали также домо­хозяина, владельца, начальника и предводителя. Есте­ственно, это совсем другой тип социальных отношений. Демагог имеет дело с равными себе гражданами, свобод­ными в своем волеизъявлении. Для того, чтобы как-то выдвинуться, стать вождем, надо воздействовать на со­знание, разум и душу людей. Отсюда и расцвет ораторс­кого искусства.
«Деспотия» - это, прежде всего, власть господина над рабами. Ни о какой свободе и равноправии речи быть не может. Деспотизм - тип руководства, осно­ванный на самовластии, стремлении человека к нео­граниченному господству. Методы принуждения здесь неизбежны (корень «дес» в древнегреческом означал «связывать», «сковывать»).
Если вначале слово «демагогия» означало искусст­во предводительствовать народом, то затем оно приоб­рело негативный оттенок. Демагогия стала синонимом заискивания перед народом. Логика перехода от «руко­водить» к «делать нечто, чтобы снискать благословение народа», весьма поучительна. У Аристотеля можно встретить мысль о том, что олигархи (олигархия - власть немногих) при помощи демагогических приемов, словес­ной эквивилибристики склоняли на свою сторону народ и меняли государственный строй. Демократия вырож­далась в олигархию благодаря демократическим же при­емам.
Таким образом, слово «демагог» обозначает одно­временно государственного деятеля и своекорыстно­го искателя народной популярности. «Демократия» означает силу или власть народа, а «демагогия» - ис­кусство манипулировать этой властью во вред самому народу [12, с. 82].
Древнегреческое ago, даже не будучи соединен­ным с demos, несет в себе смысл руководства, управле­ния, а кроме того - ведения дела, воспитания. Стоит только поменять приставку «demos» на приставку «paid» (дитя), а корень «ago» оставить неизменным, и мы полу­чим новое слово - педагогика. Педагогика - это искус­ство воспитания и ухода за детьми. Вместе с тем, древ­негреческое «paidagogeo» обозначало не только «воспитывать», но и «руководить», «организовывать», «устраивать», «обучать». Первоначально педагогом на­зывался раб, провожавший ребенка в школу, либо слуга, приставленный к ребенку. Позже у этого слова появил­ся дополнительный смысл - «вождь», «руководитель».
О руководителе как воспитателе говорили не только древние. В течение семидесяти лет руководитель в на­шей стране ассоциировался в первую очередь с настав­ником, воспитателем. Коллектив брал тунеядца «на по­руки», а руководитель воспитывал его. Дело оказалось зряшным - воспитывать в условиях уравниловки невоз­можно. Наставничество оборачивалось морализатор­ством. Поглощенный им, руководитель отвлекался от своих профессионально-производственных функций, от управления делами.
Самое удивительное то, что и прагматичные амери­канцы склонны к наставничеству и воспитанию. Не все, конечно. Но и Тейлор в конце 80-х годов XIX века, и Р. Уотермен в начала 80-х годов XX века говорили об од­ном и том же: подчиненные - взрослые дети, а руково­дитель - отец и наставник. Собственно говоря, патерналистский стиль управления (патернализм) означает именно «отечески-заботливый», ибо латинское «pater» переводится как «отец». Только у американцев воспитательно-наставительские функции никогда не вытесня­ли производственные.
Видимо, мотивы демагогии и педагогики - уни­версальные символы управления во все исторические эпохи и у всех народов. Но в Древней Греции они впервые были обнаружены со всей яркостью и оче­видностью.
Время шло, и на смену греческой цивилизации при­шла римская. В латинском языке существует слово mancepts - предприниматель, подрядчик. Первоначаль­но так назывался откупщик государственных доходов. В Древнем Риме mancipium обозначало право собствен­ности и само имущество, находящееся в чьей-либо соб­ственности. Но вот что характерно: мы опять сталкива­емся с «двоемыслием» слова. «Mancipium» обозначало, с одной стороны, неограниченную власть, а с другой - ее полное отсутствие, бесправное положение раба. По­чему такое стало возможным? Деловтом,что «mancipio» означает «передавать в собственность», покупать что-либо (или даже кого-либо). Рабы в Древнем Риме явля­лись частью имущества, собственностью рабовладель­ца. Их можно было покупать или передавать в собственность (наследовать) [13, с. 95].
Само по себе слово «mancipio» образовалось от сли­яния двух самостоятельных слов: «manus» и «capio». В латинском за словом manus тянется целая цепочка зна­чений: рука - насилие - власть - работа - труд - произведение. Экономическая категория «мануфакту­ра», определяющая конкретно-исторический способ производства, является производной опять же от двух слов: manus (рука) и factura (изготовление). Поэтому ма­нуфактура - форма предприятия, основанная на раз­делении труда и использовании ручной ремесленной техники.
А что же означает «capio»? Нетрудно догадаться, что перед нами -прародитель самого главного термина со­временной экономики - капитала. Действительно, capio обозначает приобретать, наследовать, прибирать к рукам, присваивать. Теперь сравним ряды значений двух слов - manus и capio. Мы видим их смысловое и содержательное сходство: производить и накапливать, трудиться и присваивать. Поэтому mancepts и перево­дится как «предприниматель» - человек, заработавший капитал своими руками, своим трудом, не только упор­ством, но также хитростью и ловкостью [8, с. 115].

1.2. Античность: зарождение цивилизованного менеджмента
В античной Греции две с половиной тысячи лет тому назад наметил­ся коренной поворот к новой системе ценностей, сделав­шей возможным дальнейшее развитие менеджмента. Шу­мерские жрецы действительно явили миру новый тип деловых людей, а египетские чиновники показали образец высокоэффективного централизованного управления. Но только греки со........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Политика [Текст] / Аристотель. - М.: Мысль, 1983. - 313 с.
2. Бобрышев, Д. Н. История управленческой мысли [Текст] / Д. Н. Бобрышев, С. П. Семенцов. - М.: АНХ, 1985. - 353 с.
3. Валовой, Д. В. История менеджмента [Текст] / Д. В. Валовой; под ред. Д. В. Валового. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 289 с.
4. Волков, Ф. М. У истоков научных представлений об управлении [Текст] / Ф. М. Волков. - М., 2001. - 256 с.
5. Дьяков, В. Н. История Древнего мира [Текст] / В. Н. Дьяков; под ред. В. Н. Дьякова, Н. М. Николь­ского. - М.: УчПедГиз, 1952. - 327 с.
6. Киселев, С. В., По следам древних культур. От Волги до Тихого океана [Текст] / С. В. Киселев, А. П. Смирнов, Н. Я. Мерперт - М., 1954. - 397 с.
7. Кравченко, А. И. История менеджмента: учебное пособие для студен­тов вузов [Текст] / А. И. Кравченко. - М.: Академический про­ект, 2000. - 352 с.
8. Лейст, О. История политических и правовых учений [Текст] / О. Лейст. - М.: Наука, 1989. - 411 с.
9. Маршев, В. И. Труды международных конференций по истории управленческой мысли и бизнеса [Текст] / В. И. Маршев; под ред. В. И. Маршева. - М.: МГУ: ТЕИС, 2001. - 360 с.
10. Маршев, В. И. История управленческой мысли [Текст] / В. И. Маршев. - М.: МГИАИ, 1987. - 630 с.
11. Платон. Государство. Соч.: В 4 т. Т. 3 [Текст] / Платон. - М.: Мысль, 1994. - 213 с.
12. Разумович, Н. Н. Политическая и правовая культура. Идеи и ин­ституты Древней Греции [Текст] / Н. Н. Разумович. - М.: Наука, 1989. - 301 с.
13. Хажински, А. Гуру менеджмента [Текст] / А. Ханжински. - СПб.: Питер, 2002. - 480 с.
14. Черковец, В. Н. Всемирная история экономической мысли [Текст] / В. Н. Черковец. - М.: Мысль, 1997. - 427 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.