На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Курсовик развитие науки об управлении в Древней Греции и Риме.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 2.6.2013. Сдан: 2013. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Зарождение менеджмента в Древней Греции и Древнем Риме……...6
1.1. Историческое значение термина «Менеджмент»: древняя
Греция и древний Рим…………………………………………….…...6
1.2. Античность: зарождение цивилизованного менеджмента…..……...9
Глава 2. Управленческие идеи и практика в Древней Греции и Древнем
Риме………………………………………………………………...…………….20
2.1. Становление принципов, методов и традиций в области
менеджмента (Древняя Греция)………………………...………...…20
2.2. Дисциплина и функциональность древних римлян в
управленческих идеях………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …….. 37


ВВЕДЕНИЕ

Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). Без эффективно организованной управленческой деятельности невозможно было ни строительство египетских пирамид, ни создание висячих садов Вавилона, ни ведение войн, ни возникновение и расцвет городов и государств.
Практическое управление возникло тогда, когда появились организации. Однако организации древности во многом отличались от современных. Основные отличия старых организаций от современных: малое количество крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой, упор на приказ и интуицию, малое количество людей, которым было дано право принимать важные для организации решения.
Однако с древних времен люди больше внимания уделяли тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги и т. д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осуществлять процесс управления, который в конечном счете мог бы более надежно привести их к цели.
Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала XX в. от более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные, разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления. Однако уже по этим разрозненным сведениям можно сделать вывод о том, что практика управления зародилась в древних государствах и появилась раньше, чем сама наука - менеджмент.
Актуальность изучения истории развития менеджмента состоит в том, что исследуя идеи об управлении прошлого, можно не только узнать о состоянии управленческой мысли ранних государств и обществ, но и проследить динамику и тенденцию развития этих идей в современном мире. Изучение менеджмента представляет собой исследование истории непрерывного изменения взглядов на природу работы, человека и функционирования организаций [13, с. 200].
Цель данной курсовой работы - исследовать развитие науки об управлении в Древней Греции и Риме. Задачами курсовой работы являются:
1) рассмотрение состояния управленческой науки в эпоху Античности:
2) изучение основных идей выдающихся ученых Древней Греции и Рима;
3)исследование исторического значения термина «менеджмент».
Предметом исследования является история практики управления в Древней Греции и Древнем Риме. Объектами исследования являются управленческие идеи и в Древней Греции и Древнем Риме.
В данной курсовой работе нами были использованы следующие методы исследования - сравнительный, логический, метод анализа и некоторые другие.
Для проведения данного исследования использовались труды Аристотеля и Платона, русских авторов - А. И. Кравченко, В. И. Маршева и др.
Структура работы определена поставленными целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность изучаемой темы, определены цели, задачи и методы исследования, охарактеризованы источники, ставшие основой для написания курсовой работы.
В первой главе «Зарождение менеджмента в Древней Греции и Древнем Риме» анализируются условия, в которых смог возникнуть и успешно развиваться менеджмент. Здесь же рассматривается историческое значение термина «менеджмент».
Во второй главе «Управленческие идеи и практика в Древней Греции и Древнем Риме» характеризуются принципы и методы в области менеджмента выдающихся ученых Древней Греции и функциональность древних римлян в управленческих идеях.
В заключении делаются обобщающие выводы и подводятся результаты проведенного исследования.


Глава 1. Зарождение менеджмента в Древней Греции и Древнем Риме

1.1. Историческое значение термина «Менеджмент»: древняя Греция и древний Рим
В античной Греции буквального аналога слову «ме­неджмент» не существовало. Самое близкое по звуча­нию и значению слово master имело значение «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но никак не «умею­щий руководить». Искусство управления людьми по-гре­чески именовалось «демагогией». Странно, но таким оскорбительным для нашего слуха словом называли тех, кто брал на себя нелегкие и ответственные функции. (Было еще одно слово - «кибернетика», т. е. корабле­вождение. Но об этом позже.) «Demagogia» переводит­ся как «руководство народом», «управление страной» (demos - народ, ago - веду). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управле­ния - умения с помощью слова повести за собой массы людей. Расцвет риторики и ораторского искусства при­ходится, как правило, на периоды демократических ре­жимов. (И сегодня, в 90-е годы XX века, с установлением в России демократической власти, расцвели популизм, заигрывание с народом, стремление завоевать автори­тет словесными обещаниями и, если хотите, демагоги­ей.) Большие массы людей, имевших статус свободных граждан, принудить силой к чему-либо было практичес­ки невозможно. Другой метод управления - «рукоприк­ладство», т. е. умение вести за собой при помощи физи­ческого воздействия, представлявшее собой специфику тиранического режима, неограниченную власть госуда­ря, - назывался «деспотизмом».
Итак, греческое слово despoteia именовало нео­граниченную власть одного лица, стоящего над наро­дом, т. е. нечто противоположное демагогии. Однако первоначально словом «деспот» обозначали также домо­хозяина, владельца, начальника и предводителя. Есте­ственно, это совсем другой тип социальных отношений. Демагог имеет дело с равными себе гражданами, свобод­ными в своем волеизъявлении. Для того, чтобы как-то выдвинуться, стать вождем, надо воздействовать на со­знание, разум и душу людей. Отсюда и расцвет ораторс­кого искусства.
«Деспотия» - это, прежде всего, власть господина над рабами. Ни о какой свободе и равноправии речи быть не может. Деспотизм - тип руководства, осно­ванный на самовластии, стремлении человека к нео­граниченному господству. Методы принуждения здесь неизбежны (корень «дес» в древнегреческом означал «связывать», «сковывать»).
Если вначале слово «демагогия» означало искусст­во предводительствовать народом, то затем оно приоб­рело негативный оттенок. Демагогия стала синонимом заискивания перед народом. Логика перехода от «руко­водить» к «делать нечто, чтобы снискать благословение народа», весьма поучительна. У Аристотеля можно встретить мысль о том, что олигархи (олигархия - власть немногих) при помощи демагогических приемов, словес­ной эквивилибристики склоняли на свою сторону народ и меняли государственный строй. Демократия вырож­далась в олигархию благодаря демократическим же при­емам.
Таким образом, слово «демагог» обозначает одно­временно государственного деятеля и своекорыстно­го искателя народной популярности. «Демократия» означает силу или власть народа, а «демагогия» - ис­кусство манипулировать этой властью во вред самому народу [12, с. 82].
Древнегреческое ago, даже не будучи соединен­ным с demos, несет в себе смысл руководства, управле­ния, а кроме того - ведения дела, воспитания. Стоит только поменять приставку «demos» на приставку «paid» (дитя), а корень «ago» оставить неизменным, и мы полу­чим новое слово - педагогика. Педагогика - это искус­ство воспитания и ухода за детьми. Вместе с тем, древ­негреческое «paidagogeo» обозначало не только «воспитывать», но и «руководить», «организовывать», «устраивать», «обучать». Первоначально педагогом на­зывался раб, провожавший ребенка в школу, либо слуга, приставленный к ребенку. Позже у этого слова появил­ся дополнительный смысл - «вождь», «руководитель».
О руководителе как воспитателе говорили не только древние. В течение семидесяти лет руководитель в на­шей стране ассоциировался в первую очередь с настав­ником, воспитателем. Коллектив брал тунеядца «на по­руки», а руководитель воспитывал его. Дело оказалось зряшным - воспитывать в условиях уравниловки невоз­можно. Наставничество оборачивалось морализатор­ством. Поглощенный им, руководитель отвлекался от своих профессионально-производственных функций, от управления делами.
Самое удивительное то, что и прагматичные амери­канцы склонны к наставничеству и воспитанию. Не все, конечно. Но и Тейлор в конце 80-х годов XIX века, и Р. Уотермен в начала 80-х годов XX века говорили об од­ном и том же: подчиненные - взрослые дети, а руково­дитель - отец и наставник. Собственно говоря, патерналистский стиль управления (патернализм) означает именно «отечески-заботливый», ибо латинское «pater» переводится как «отец». Только у американцев воспитательно-наставительские функции никогда не вытесня­ли производственные.
Видимо, мотивы демагогии и педагогики - уни­версальные символы управления во все исторические эпохи и у всех народов. Но в Древней Греции они впервые были обнаружены со всей яркостью и оче­видностью.
Время шло, и на смену греческой цивилизации при­шла римская. В латинском языке существует слово mancepts - предприниматель, подрядчик. Первоначаль­но так назывался откупщик государственных доходов. В Древнем Риме mancipium обозначало право собствен­ности и само имущество, находящееся в чьей-либо соб­ственности. Но вот что характерно: мы опять сталкива­емся с «двоемыслием» слова. «Mancipium» обозначало, с одной стороны, неограниченную власть, а с другой - ее полное отсутствие, бесправное положение раба. По­чему такое стало возможным? Деловтом,что «mancipio» означает «передавать в собственность», покупать что-либо (или даже кого-либо). Рабы в Древнем Риме явля­лись частью имущества, собственностью рабовладель­ца. Их можно было покупать или передавать в собственность (наследовать) [13, с. 95].
Само по себе слово «mancipio» образовалось от сли­яния двух самостоятельных слов: «manus» и «capio». В латинском за словом manus тянется целая цепочка зна­чений: рука - насилие - власть - работа - труд - произведение. Экономическая категория «мануфакту­ра», определяющая конкретно-исторический способ производства, является производной опять же от двух слов: manus (рука) и factura (изготовление). Поэтому ма­нуфактура - форма предприятия, основанная на раз­делении труда и использовании ручной ремесленной техники.
А что же означает «capio»? Нетрудно догадаться, что перед нами -прародитель самого главного термина со­временной экономики - капитала. Действительно, capio обозначает приобретать, наследовать, прибирать к рукам, присваивать. Теперь сравним ряды значений двух слов - manus и capio. Мы видим их смысловое и содержательное сходство: производить и накапливать, трудиться и присваивать. Поэтому mancepts и перево­дится как «предприниматель» - человек, заработавший капитал своими руками, своим трудом, не только упор­ством, но также хитростью и ловкостью [8, с. 115].

1.2. Античность: зарождение цивилизованного менеджмента
В античной Греции две с половиной тысячи лет тому назад наметил­ся коренной поворот к новой системе ценностей, сделав­шей возможным дальнейшее развитие менеджмента. Шу­мерские жрецы действительно явили миру новый тип деловых людей, а египетские чиновники показали образец высокоэффективного централизованного управления. Но только греки со........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Политика [Текст] / Аристотель. - М.: Мысль, 1983. - 313 с.
2. Бобрышев, Д. Н. История управленческой мысли [Текст] / Д. Н. Бобрышев, С. П. Семенцов. - М.: АНХ, 1985. - 353 с.
3. Валовой, Д. В. История менеджмента [Текст] / Д. В. Валовой; под ред. Д. В. Валового. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 289 с.
4. Волков, Ф. М. У истоков научных представлений об управлении [Текст] / Ф. М. Волков. - М., 2001. - 256 с.
5. Дьяков, В. Н. История Древнего мира [Текст] / В. Н. Дьяков; под ред. В. Н. Дьякова, Н. М. Николь­ского. - М.: УчПедГиз, 1952. - 327 с.
6. Киселев, С. В., По следам древних культур. От Волги до Тихого океана [Текст] / С. В. Киселев, А. П. Смирнов, Н. Я. Мерперт - М., 1954. - 397 с.
7. Кравченко, А. И. История менеджмента: учебное пособие для студен­тов вузов [Текст] / А. И. Кравченко. - М.: Академический про­ект, 2000. - 352 с.
8. Лейст, О. История политических и правовых учений [Текст] / О. Лейст. - М.: Наука, 1989. - 411 с.
9. Маршев, В. И. Труды международных конференций по истории управленческой мысли и бизнеса [Текст] / В. И. Маршев; под ред. В. И. Маршева. - М.: МГУ: ТЕИС, 2001. - 360 с.
10. Маршев, В. И. История управленческой мысли [Текст] / В. И. Маршев. - М.: МГИАИ, 1987. - 630 с.
11. Платон. Государство. Соч.: В 4 т. Т. 3 [Текст] / Платон. - М.: Мысль, 1994. - 213 с.
12. Разумович, Н. Н. Политическая и правовая культура. Идеи и ин­ституты Древней Греции [Текст] / Н. Н. Разумович. - М.: Наука, 1989. - 301 с.
13. Хажински, А. Гуру менеджмента [Текст] / А. Ханжински. - СПб.: Питер, 2002. - 480 с.
14. Черковец, В. Н. Всемирная история экономической мысли [Текст] / В. Н. Черковец. - М.: Мысль, 1997. - 427 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.