На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Диплом «ОБРАЗОВАНИЕ КРЫМСКИХ ТАТАР В ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ (XIX НАЧАЛО XX вв.)»

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 2.6.2013. Сдан: 2013. Страниц: 96. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ………………………………….. 3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 4
РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………. 8
1.1. Историография проблемы……………………………………..... 8
1.2. Источниковедческий обзор…………….……………………….. 12
РАЗДЕЛ 2 ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…….. 16
2.1. Предпосылки создания учебных заведений по подготовке педагогических кадров для крымскотатарской национальной школы…………………………………………………………….. 16
2.2. Деятельность царского правительства по организации обучения крымских татар………………………………………. 25
2.3. Реформирование крымскотатарских учебных заведений…… 37
РАЗДЕЛ 3 Земские и общественные формы учебных заведений…………………………………………………….. 47
3.1. Симферопольская татарская учительская школа……………. 47
3.2. Съезд народных учителей земских учебных заведений 1895 г. 58
3.3. Споры об уравнении прав русских и крымскотатарских учителей………………………………………………………….. 68
РАЗДЕЛ 4 ОХРАНА ТРУДА И ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (на примере Евпаторийского учебно-воспитательного комплекса «Школа № 14-лицей», АРК)……………………………………………… 75
4.1. Соблюдение охраны труда и правил безопасности в кабинетах истории общеобразовательного учебного заведения…………………………………………………………. 75
4.2. Эвакуация при пожаре в кабинете истории общеобразовательного учебного заведения………………….. 82
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….. 86
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……... 89
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ


ГААРК Государственный архив в Автономной Республике Крым
СТУШ Симферопольская татарская учительская школа
РТМУ Русско-татарские министерские школы
МНП Министерство Народного Просвещения
ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. В условиях становления независимой Украины, ее вхождения в мировое и Европейское сообщество, особое значение приобретают проблемы реализации прав и свобод граждан разных национальностей, обеспечения свободного развития их языков и культур. Современный мир переживает коренное изменение подходов к образованию и социокультурной политики в целом. Это обусловлено профориентацией самого общественного развития человека, ее личностных и культурных качеств. Именно для XXI в. характерен рост понимания того, что человек есть одновременно началом и концом любого социального развития.
Образование в современных условиях является серьезным фактором, способствующим развитию духовной культуры интеллектуальных и продуктивных сил общества, успехом гражданского мира и будущих успехов в укреплении и утверждении авторитета Украины как суверенного независимого, демократического, социального и правового государства - полноправного члена европейского и мирового сообщества.
В Крыму, в соответствии с «Концепцией этнополитического развития Крымского региона» [74], возникает потребность в ориентации высшей и общеобразовательной школы на обучение и воспитание граждан Украины с учетом их национальной и религиозной принадлежности. Это, в свою очередь, определяет необходимость целенаправленной подготовки педагогических кадров для национальной школы, в том числе крымскотатарской, которая должна способствовать развитию родного языка и культуры народа.
Для достижения этих целей важную роль играет изучение истории подготовки педагогических кадров для национальной школы, использование накопленного опыта в разрезе истории для совершенствования современной системы педагогического образования.
Изучение сферы образования крымскотатарского народа в Таврической губернии представляет собой одну из составных исследования истории Крыма. Просвещение является наиболее важной частью культуры любого народа. Этот вопрос представляет особый интерес и важность для более глубокого изучения просвещения в качестве источника духовного и интеллектуального развития народа.
Цель дипломной работы - анализ особенностей развития образования крымских татар в Таврической губернии в XIX - начале XX вв.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются следующие:
- изучить источники и литературу по вопросу образования крымских татар в Таврической губернии изучаемого периода;
- проанализировать особенности подготовки педагогических кадров для крымскотатарской национальной школы в XIX в.;
- изучить деятельность земских и общественных форм учебных заведений крымских татар в Таврической губернии;
- провести анализ соответствия охраны труда и безопасности в чрезвычайных ситуациях на примере места практики.
Объектом исследования работы является образование крымских татар.
Предметом исследования являются особенности развития образования крымских татар в Таврической губернии в XIX - начале XX вв.
Хронологические рамки исследования: XIX - начало XX вв. Выбор нижней границы обусловлен началом централизации народного образования «инородцев», закрепленной первыми сборниками документов по данному вопросу, верхней - окончанием периода реформирования, в связи со сменой власти.
В качестве территориальных рамок выступает полуостров Крым, который входил в состав Таврической губернии Российской империи, и включал Симферопольский, Евпаторийский, Ялтинский, Феодосийский и Перекопский уезды, Керчь-Еникальское и Севастопольское градоначальство. По современному административно-территориальному делению Украины эта территория охватывает Автономную Республику Крым.
Методологические основы исследования. При написании дипломной работы использовались разнообразные методы и принципы исследования, как общие для всех дисциплин, так и специальные исторические. Метод анализа применялся при изучении литературных источников и выявлении степени разработанности проблемы, классификации и систематизации опубликованных материалов. С целью выявления основных периодов становления и развития подготовки педагогических кадров использовался проблемно-хронологический метод. Ретроспективный метод позволил проанализировать проблемы в контексте конкретной исторической ситуации, факторы на каждом этапе. Методы классификации и типологизации позволили выделить основные формы учебных заведений Таврической губернии. Благодаря использованию исторического и логического методов удалось изложить материал в строгой исторической последовательности. Эвристический (поисково-библиографический) и герменевтический методы дали возможность изучить архивные фонды, библиотечные каталоги. Микроисторический анализ применялся с целью изучения и реконструкции истории образования крымских татар в ХІХ - начале ХХ вв.
Для проведения исследования использовались принципы историзма (изучение явлений и процессов в динамике), объективности познания (непредвзятое оценивание событий и явлений), системности и комплексности (идентификация развития образования крымских татар как целостного процесса).
Перечисленные методы и принципы позволили воссоздать единую картину развития образования крымских татар в Таврической губернии в XIX - начале XX вв.
Научная новизна полученных результатов. Обобщены основные тенденции становления и развития, раскрыто и охарактеризовано своеобразие, выделены типы учебных заведений, на базе которых осуществлялась подготовка учителей для национальной крымскотатарской школы в XIX в. (медресе, мектебе-руштие, СТУШ); систематизированы данные о деятельности учебных заведений, которые готовили учителей для национальной крымскотатарской школы; сделаны выводы, позволяющие по-новому посмотреть на исследуемую проблему.
Практическое значение полученных результатов. Сформулированные в результате исследования теоретические положения и выводы позволяют целостно воссоздать исторические этапы развития системы образования крымских татар в XIX - начале XX вв. Они могут быть использованы в научно-исследовательской сфере для разработки и обозначения основных направлений дальнейших исследований по истории, истории педагогики, подготовке учебников по истории национального образования Крыма.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования изложены в выступлениях на конференциях, на внеклассных мероприятиях по месту прохождения практики.
Структура дипломной работы обусловлена ее содержанием. Работа состоит из введения, перечня условных сокращений, 4 разделов, 10 подразделов, выводов, списка использованных источников и литературы (84 позиций). Общий объем работы - 96 страниц, из них основного текста 88 страниц.
РАЗДЕЛ 1
ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ


1.1. Историография проблемы

Во второй половине XIX в. возникла потребность в грамотных, квалифицированных кадрах, которая была вызвана быстрыми темпами экономического и культурного развития России. Образовательное движение XIX - начало XX вв. было направлено на расширение сети учебных учреждений, готовивших педагогические кадры, в том числе и для крымскотатарских школ, улучшение системы народного образования. Можно выделить несколько направлений в историографии исследуемой проблемы: дореволюционная, советская и современная литература.
В дореволюционной исторической литературе было опубликовано несколько работ, касающихся проблемы развития образования у крымскотатарского населения XIX - начала XX вв. в Таврической губернии.
В работе И. Гаспринского «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина» [41] проанализированы особенности осуществления джадидистской реформы у тюрко-мусульманских народов России и его новометодика в мектебе, которое повлияло, и ускорила процесс развития, в учебном образовании у крымскотатарского населения в Таврической губернии в XIX в.
В. Смирнов в статьях «К вопросу о школьном образовании инородцев-мусульман», «Несколько слов об учебниках русского языка для татарских народных школ» [66; 67], характеризуя школьное образование инородцев-мусульман, выделил особенности школьного образования крымских татар, а также, характеризуя учебники русского языка для татарских народных школ, выделил, что учебники не соответствовали программе народных школ.
Вопросы просвещения крымских татар были исследованы известным украинским ученым А. Крымским. В его работах дан глубокий анализ проблем реформирования национального образования крымских татар. В статье «Школа, образованность и литература у русских мусульман» [59] он поднимает вопросы, касающиеся выпускников СТУШ, их трудоустройства после окончания учебного заведения. Огромное внимание уделено в трудах А. Крымского творческому наследию И. Гаспринского, благодаря чему с деятельностью крымскотатарского просветителя познакомились украинские читатели.
Ф. Андриевский в работах «Неотложные вопросы образования крымских татар», «Мусульманский мектебе и его роль среди татарского народа на Крымском полуострове», «Мусульманский мектеб: исторический очерк: Таврический народный учитель», «К вопросу о народной школе для инородцев», «К вопросу о форме татарской школы» [46-50], изучая проблемы деятельности медресе и мектебе-руштие, анализируя содержание обучения и воспитания в этих учебных заведениях, пришел к выводу, что они являлись для крымских татар высшей школой, которые давали возможность не только нести просвещение своему народу, но и сохранить его национальное своеобразие.
Советская литература представлена малочисленными работами, что было связано с политикой Советского Союза по отношению к крымским татарам.
Первые работы, в которых стали упоминать о крымскотатарском народе, появились в 70-е гг. ХХ в., когда двинулся первый массовый поток депортированных в Крым.
Среди первых можно выделить В. Бартольда, который в работе «Ислам на Черном море» [51] исследует историю ислама, анализирует его влияние на повседневную жизнь крымскотатарского населения полуострова (вопросы образования), на школьную программу народных школ в регионе.
Заслуживают внимания работы В. Ганкевича, которые отражают деятельность учебных заведений, которые занимались подготовкой педагогических кадров для крымскотатарских школ в ХІХ в. В них дан глубокий анализ реформ системы национального образования конца ХІХ - начала ХХ вв. [53; 54].
В конце 80-90-х гг. ХХ в. началось массовое возвращение крымских татар на Родину. В результате интерес к исторической родине, желание возродить культуру традицици и обычаи, в том числе и в образовании, крымских татар реанимировали исследования в этих направлениях.
В период независимости появился ряд работ, посвященных самым разнообразным вопросам, связанными с крымскими татарами. Большое внимание исследователи уделяли имеенно проблемам историии образования и обучения крымских татар в дореволюционный период, когда грамотность достигла наивысшего уровня и практически каждый представитель крымских татар мог читать и писать на родном языке. Среди таких работ - Д. Абибуллаевой [44], З. Абдуллаевой [45], А. Дьяконова [55], Л. Маршала [61], Д. Прохорова [64]. В частности, А. Дьяконов в работе «Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии» [55] характеризует статистические данные количественного соотношения народных учебных заведений татарского населения XIX в. Д. Прохоров в публикации «Из истории народного образования в Таврической губернии во второй половине XIX в.» [64] особое внимание уделяет анализу учебного процесса в народном образовании татарского населения в изучаемый период.
Немало исследований посвященно народным крымскотатарским учебным заведениям [49; 50; 54-56; 57]. В них освящаются вопросы деятельности учебных заведений, анализируются реформы системы национального образования крымских татар XIX - начала XX в.
Изучению вопросов педагогической подготовки крымских татар уделяли внимание такие ученые, как В. Возгрин [52], А. Дьяконов [55], К. Монатов [62], в работах которых проанализирована деятельность различных образовательных учреждений, связанных как с религиозной, так и светской подготовкой. В. Возгрин в работе «Исторические судьбы крымских татар» [52] затронул проблемы просвещения крымских татар периода XIX - начала ХХ вв. и значение деятельности СТУШ и РТМУ. Работа С. Червонной «Искусство татарского Крыма» [71] дает представление о развитии просвещения татарского населения со средних веков до начала XX в., приводит статистические данные мусульманской интеллигенции и развития грамотности среди татарского населения в целом.
Исследования [53; 70], посвященные И. Гаспринскому - великому крымскотатарскому просветителю, писателю, публицисту и политику, его вкладу в развитие национального образования в Крыму конца ХІХ - начала ХХ в., при чей образовательной деятельности крымско-татарская школа достигла высшего уровня развития; его идеям, которые существенно повлияли на формирование крымско-татарской интеллигенции, дают возможность рассмотреть организацию системы народного образования, учительский корпус народных школ, и в целом проанализировал деятельность И. Гаспринского по реформированию существовавшей системы подготовки учителей и влияния его педагогического наследия на подготовку современных педагогических кадров для крымскотатарской школы.
Проблемам роли ислама в образовательном процессе крымских татар, во взаимоотношениях их с другими народами посвящены работы В. Бартольда [51], М. Кирюшко [58], Ш. Мухамедьярова [63], С. Табаха [68], роли земства в развитии начального образования - А. Кучерганской [60], становлению среднего образования у крымских татар - Л. Маршала [61], этнопедагогике крымскотатарского народа - М. Хайруддинова [69], искусству татарского народа - С. Червоной [71], концепции национального просвещения в мусульманских странах - Р. Шариповой [72], языковой ситуации в Крыму - А. Эмировой [73], которые дают представление об организации и деятельности учебных заведений крымских татар, процессам, которые протекали в регионе в XIX - начале ХХ вв.
Историография по изучаемой проблеме показала отсутствие единой работы, в которой содержится анализ особенностей образования крымских татар в Таврической губернии.


1.2. Источниковедческий обзор

Для написания данной работы источниковедческой базой послужили, прежде всего, архивные документы Государственного Архива в Автономной Республике Крым, а также материалы библиотеки «Таврика» имени Х. Стевена Крымского Республиканского краеведческого музея.
В данном исследовании источниковедческую базу можно разделить на 2 группы: неопубликованные и опубликованные источники.
К первой группе источников относятся документы и материалы, хранящиеся в архивных фондах. В работе использовались материалы о создании, функционированию учебных заведений, занимавшихся подготовкой педагогических кадров на территории Крымского полуострова в разные периоды времени (СТУШ, мектебе-руштие, медресе, педагогические техникумы и институты), которые хранятся в фондах Государственного архива Автономной Республики Крым: Таврическое губернское правление (ф. 27), Дирекция народных училищ Таврической губернии (ф. 100); Симферопольская губернская татарская учительская школа (ф. 111).
Документы (переписка, постановления) ф. 27 [1-2] позволили исследовать информацию о процессе обсуждения вопроса по открытию в Таврической губернии магометанских духовных семинарий, деятельности особой комиссии о вакфах.
В делах ф. 100 (2560 единиц хранения с 1809 по 1912 гг.) содержатся циркуляры Министерства народного образования попечителя Одесского учебного округа о работе школ, об утверждении планов работы школы, обеспечении их учебными пособиями, о созыве съездов учителей, а также отчеты о работе школ, ремесленных классов, библиотек, сведения по личному составу. Данные документы способствовали раскрытию вопросов обучения в учебных заведениях, о числе учащихся и числе училищ в Таврической губернии, о процессе снабжения книгами учебных заведений, о личном составе татарских училищ и об открытии новых учебных заведений, а также данные об устройстве учебных заведений и об их состоянии [3-17].
В делах ф. 111 (600 единиц хранения с 1872 по 1916 гг.) хранятся распоряжения и указания попечителя Одесского учебного округа по учебным, финансовым и хозяйственным вопросам, об открытии школы, ревизии и отчетность, свидетельства об окончании школы, списки педагогов и учеников. Их анализ позволил выяснить количество расходов по содержанию и найму помещений для учебных заведений, об учебных программах преподавания предметов, информация о педагогических курсах для народных учителей татарских школ, о хозяйственных расходах учебных заведений [18-35].
Вторая группа представлена статистическими материалами, протоколами комиссий, сборниками документов и статей по вопросам образования крымских татар в Таврической губернии в XIX - начале XX вв. [36-40], научными публикациями просветителей XIX - начала XX вв. [41], периодическими изданиями [42; 43].
Материалы сборников дали возможность изучить динамику изменения численности крымскотатарских школ, количества учащихся; письма, доклады, отчеты, протоколы позволили изучить и проанализировать деятельность крымскотатарских учебных заведений в Таврической губернии изучаемого периода.
Информация касательно образования Крыма, его места в образовательном процессе Российской империи, содержится в материалах протоколов комиссий по вопросам образования инородцев, в сборниках документов и статей по вопросу об их образовании в Таврической губернии XIX - начала XX вв. [38-39]. Анализ протоколов Комиссии по вопросам о распространении образования среди крымских татар [38] позволил выяснить характер документов Министерства Народного Просвещения, в числе которых был и «Проект устройства образовательной части» мусульман губернии.
Информация, содержащаяся в Сборнике документов и статей по вопросу об образовании инородцев [39] позволила проследить политику государственной власти, направленную на централизацию системы народного образования инородцев населявших Российскую империю.
Особую ценность представляют материалы, представленные в периодической печати, и опубликованные в Журнале Министерства Народного Просвещения [42] и газете «Терджиман» [43], подборка которых хранится в Крымском республиканском краеведческом музее. Журнал Министерства Народного Просвещения выходил ежемесячно с 1834 г . Журнал ведёт своё начало с 1803 г . от издания «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения» (СПб., 1803 - 1819 ). Затем журнал носил следующие названия: «Журнал Департамента Народного Просвещения» (СПб., 1821 -1824 ), «Журнал Министерства Народного Просвещения» (СПб., 1834 -1917 ). Помимо официального назначения, он был также научным журналом по отделу «humaniora», отдавая предпочтение истории и истории литературы. С -1860 1865 гг. был исключительно педагогическим журналом, затем педагогика была оставлена лишь как особый отдел. На страницах газеты «Переводчик - Терджиман» (первом национальном печатном органе крымских татар) систематически обсуждались вопросы крымскотатарского образования: наличие учебно-методической литературы в национальных школах, уровень подготовки педагогических кадров для крымскотатарских школ конца ХІХ - начала ХХ вв. Публикации позволили проследить прогрессивные идеи И. И. Гаспринского.
Таким образом, архивные документы имеют большое значение для данной работы, так как представляют собой ценность. Анализ источниковедческой базы по данной теме свидетельствует о том, что она являлся достаточной для проведения исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Источники

1. Архивные документы и материалы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ В АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Ф. 27. Таврическое губернское правление, г. Симферополь, Таврическая губерния. 1792-1920 гг.
Оп. 13.
Д. 1971. Особая комиссия о вакуфах, 51 л.
Д. 11583. О созыве в городе Симферополе магометан для обсуждения вопроса об открытии в Таврической губернии магометанских духовных семинарий, 29 л.

Ф.100. Дирекция татарских народных училищ в Таврической губернии, г. Симферополь, Таврическая губерния. 1905-1910 гг.
Оп.1.
Д. 1001. О ходе учения в учебных заведениях, 43 л.
Д. 1174. О ходе учения в гимназиях и учебных заведениях, 161 л.
Д. 1719. О числе учащихся, училищ в Таврической губернии, 23 л.
Д. 1826. О снабжении книгами учебных заведений, 15 л.
Д. 1939. С материалами татарских училищ, 47 л.
Д. 1949. С материалами о работе татарских училищ, 39 л.
Д. 2051. Материалы по личному составу татарских училищ и об открытии нового Корбеклинского училища и о переводе русско-татарского училища, 164 л.
Д. 2096. С материалами об устройстве педагогических курсов при Симферопольской татарской учительской школе и с перепиской о суммах распеделяемых на татарских училищ о назначении блюстителей, 43 л.
Д. 2124. О работе татарских училищ, 281 л.
Д. 2125. Материалы о состоянии татарских школ и о работе педагогических курсов для учителей, об открытии новых школ, 92 л.
Д. 2335. Татарские училища, 248 л.
Д. 2360. С материалами о работе и состоянии татарских училищ в Таврической губернии, 1905-1910, 76 л.
Д. 2392. Материалы о татарских училищах об устройстве педагогических курсов для учителей, педагогических съездов и по личному составу. - 49 л.
Д. 2463. Татарские училища. - 289 л.
Д. 2537. Татарские училища (имеются материалы о личном составе о состоянии финансового положения училищ), 494 л.

Ф.111. Симферопольская татарская учительская школа, г. Симферополь, Таврическая губерния, 1878 г.

Оп.1.
Д. 8. Об открытии в г. Симферополь татарской учительской школы и оборудовании школьного здания, школьных принадлежностях, 64 л.
Д. 24. Журнал приходов и расходов по содержанию и найму помещений, 12 л.
Д. 33. Сметы прихода и расхода на содержание воспитанников школы, 9 л.
Д. 46. О предоставлении попечителю Одесского учебного округа на утверждение программы преподавания учебных предметов в 1875-1876 и 1877 учебных годах, 37 л.
Д. 57. О учебных программах Симферопольской татарской учительской школы, 37 л.
Д. 101. С отчетом о состоянии школы, 1878 г., 57 л.
Д. 105. О педагогических курсах, назначенных для народных учителей татарских школ, 24 л.
Д. 124. О педагогических курсах при школе, 7 л.
Д. 136. С программой преподавателей по различным предметам преподавания, 32 л.
Д. 161. Со списками учеников школы, 18 л.
Д. 174. О ремонте зданий, 24 л.
Д. 193. О содержании воспитанников, 36 л.
Д. 215. О выписке книг, газет и журналов, 1885 г., 69 л.
Д. 247. О хозяйственных расходах по школе, 39 л.
Д. 257. О ремонте зданий во время каникул, 19 л.
Д. 289. С отчетом о состоянии школы, 47 л.
Д. 409. Переписка о расширении школы и другая переписка, 37 л.
Д. 415. Отчет о состоянии школы переписка о ней, 54 л.

2. Опубликованные документы и материалы

2.1. Актовые и деловодные документы
Перечень начальных школ всех типов Таврической губернии с краткими данными о них за 1905-1907 учебный год. - Симферополь : Таврия, 1907. - 104 С.
Программа для татарских начальных школ с 5-летним курсом при двух учителях и отдельном вероучителе, составленная группой татарских народных учителей Ялтинского уезда. - Симферополь : Таврия, 1909. - 13 с.
Протоколы Комиссии по вопросам о распространении образования среди крымских татар // Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. Изд-е. 2-е. - СПб. : Знание, 1887. - 463 с.
Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. - СПб. : Общественная польза, 1869. - 522 с.
Постановления совещаний при уездных земских управах по вопросам обучения татар. - Симферополь : Таврическое губернское земства. - 32 с.

2.2. Научные публикации просветителей XIX - начала XX вв.
Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина / И. Гаспринский. - Симферополь : Спиро, 1881. - 255 с.

2.2. Периодические издания

Журналы
Журнал Министерства Народного Просвещения (г. Санкт-Петербург). - 1834-1917.

Газеты
Терджиман (Переводчик) (г. Симферополь). - 1883-1918.

II. Литература

1. Монографии, статьи, брошюры
Абибуллаева Д. Из истории народного образования крымских татар в XIX в. / Д. Абибуллаева // Культура народов Причерноморья. 1998. - № 3. - С. 60-61.
Абдуллаева З. З. Турецкая педагогика и ее влияние на народное образование крымских татар в XIX - начале XX в. / З. З. Абдуллаева // Культура народов Причерноморья. - 1997. - № 2. - С. 246-247.
Андриевский Ф. Н. К вопросу о народной школе для инородцев / Ф. Н. Андриевский // ВТЗ. - 1905. - № 9. - С. 42-49.
Андриевский Ф. Н. Мусульманский мектеб : исторический очерк / Ф. Н. Андриевский // Таврический народный учитель. - 1907. - № 13. - С. 5.
Андриевский Ф. Н. Неотложные вопросы образования крымских татар / Ф. Н. Андриевский. - Симферополь, 1908. - 43 с.
Андриевский Ф. Н. К вопросу о форме татарской школы / Ф. Н. Андриевский // Таврический народный учитель. - 1908. - № 5. - С. 3.
Андриевский Ф. Н. Мусульманский мектебе и его роль среди татарского народа на Крымском полуострове / Ф. Н. Андриевский. - Симферополь : Таврическое губернское земства, 1908. - 179 с.
Бартольд В. В. Ислам на Черном море : Сочинения в 9 т. / В. В. Бартольд. - М. : Наука, 1973. - Т. 6. - 665 с.
Возгрин В. Е. Исторические судьбы крымских татар / В. Е. Возгрин. - М.: 1992. - 446 с.
Ганкевич В. Ю. На службе правде и просвещению : Краткий биографический очерк Исмаила Гаспринского (1851-1914) / В. Ю. Ганкевич. - Симферополь : Доля, 2000. - 328 с.
Ганкевич В. Ю. Крымскотатарское медресе (курс лекций) / В. Ю. Ганкевич. - Симферополь : Доля, 2001. - 76 с.
Дьяконов А. Н. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии / А. Н. Дьяконов. - Бердянск : Э. Килиус и К, 1993. - 145 с.
Жирнов В. И. О татарских училищах / В. И. Жирнов // Крымские татары : Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре / [Авт.-сост. М. А. Араджиони, А. Г. Герцен]. - Симферополь : Доля, 2005. - С. 203.
Киримов Т. Зынджырлы Медресе / Т. Киримов, Т. Куршутов // Научный бюллетень. - 2001. - № 1. - С. 17.
Кирюшко М. І. Роль ісламу в історичних взаєминах кримських татар та українців / М. І. Кирюшко // Кримські татари : історія і сучасність. - Матеріали міжнародної наукової конференції. - К. : 1995. - С. 108-113.
Крымский А. Е. Школа, образованность и литература у русских мусульман / А. Е. Крымский // Этнографическое обозрение. - 1905. - № 7. - С. 1-23.
Кучерганская А. Я. Роль земства в развитии начального образования в Таврической губернии во второй половине XIX в. / А. Я. Кучерганская // Культура народов Причерноморья. - 1997. - № 2. - С. 278-280.
Маршал Л. А. Структура среднего образования в Таврической губернии / Л. А. Маршал // Культура народов Причерноморья. - Симферополь. - 1998. - № 4. - С. 97-98.
Монатов К. О состоянии народного образования в Крыму / К. Монатов // Культура и экономика Крыма. - 1995. - № 1. - С. 95.
Мухамедьяров Ш. Ф. Ислам в Крыму / Ш. Ф. Мухамедьяров // Боги Тавриды. Очерки истории религии народов Крыма. - Севастополь, Знание, 1996. - С. 172-190.
Прохоров Д. А. Из истории народного образования в Таврической губернии во второй половине XIX в. : И. И. Казас и Е. Л. Марков / Д. А. Прохоров // Историческое наследие Крыма. - 2006. - № 13. - С. 107-109.
Прохоров Д. А. И. И. Казас - цензор газеты «Переводчик-Терджиман» / Д. А. Прохоров // Культура народов Причерноморья. - 2003. - № 37. - С. 236-237.
Смирнов В. Д. К вопросу о школьном образовании инородцев-мусульман / В. Д. Смирнов // Журнал Министерства Народного Просвещения. - 1887. - № 9. - С. 1-13.
Смирнов В. Д. Несколько слов об учебниках русского языка для татарских народных школ / В. Д. Смирнов // Журнал Министерства Народного Просвещения. - 1887. - № 13. - С. 19-25.
Табах С. Чего не знают об исламе, или кому нужны этнические раздоры в Крыму / С. Табах // Голос Крыма. - 2005. - № 50. - С. 3.
Хайруддинов М. А. Этнопедагогика крымскотатарского народа : Монография / М. А. Хайруддинов. - К. : Науковий свiт, 2002. - 335 с.
Червонная С. М. Исмаил Гаспринский - выдающийся крымскотатарский просветитель и гуманист / С. М. Червонная // Этнографическое обозрение. - 1992. - № 1. - С. 159.
Червонная С. М. Искусство татарского Крыма / С. М. Червонная. - М. : Наука, 1995. - 320 с.
Шарипова Р. М. Концепции национального просвещения в мусульманских странах / Р. М. Шарипова. - М. : Наука, 1991. - 471 с.
Эмирова А. М. Языковая ситуация в Крыму и насущные проблемы возрождения крымско-татарского языка / А. М. Эмирова // Культура народов Причерноморья. - 1997. - № 1. - С. 82.

2. Интернет ресурсы

Аджиєва Л. С. Крим у другій половині ХІХ ст. : соціально-агроекономічний аспект розвитку / Л. С. Аджиєва // Грані (науково-теоретичний і громадсько-політичний альманах) / Гол. ред. С. А. Квітка. - Дніпропетровськ, 2012. - № 9 (89). - С. 3-7. - [Електронний ресурс] . - Режим доступу :
http : //archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Grani/2012_9/1.pdf.
Проект концепции этнополитического развития крымского общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа до док. :
http : // reskomnac.ark.gov.ua/mejnacotnosh/inform-anal-mat/92-koncepcija-jetnopoliticheskogo-razvitija-krymskogo-obshhestva-vynesena-na-obsuzhdenie.pdf.
3. К 4 разделу
Білосевич І. А Охорона праці в освіті. Тексти лекцій для студентів денної форми навчання усіх спеціальностей педагогічного інституту / І. А. Білосевич. - Кременець : КОГПІ імені Тараса Шевченка, 2011. - 92 с.
ДНАОП 9.2.30-1.0-98 ,,Правила безпеки під час роботи з хіміі у загальноосвітніх навчальних закладах”. Наказ Держнаглядохоронпраці від от 16.11.1998 р. № 221 [Электронный ресурс]. - Режим доступу :
http : // iportal.rada.gov.ua.
ДСанПіН 5.5.2.008-01 ,,Державні санітарні правила і норми влаштування кабінетів”. Наказ Держнаглядохоронпраці від 27.12.2001 р. № 528.
http : // base.safework.ru/safework.
Закон України ,,Про пожежну безпеку” / Затв. Президентом України 14.10.92. - Станом на 4.11.2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступу до закону :
http : // iportal.rada.gov.ua.
Закон України ,,Про охорону праці“ / Затв. Президентом України 14.10.92. - Станом на 13.05.2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступу до закону :
http : // iportal.rada.gov.ua.
Основи охорони праці : Підручник / [за ред. проф. В. В. Березуцького]. - Х. : Факт, 2005. - 480 с.
„Про затвердження правил безпеки під час проведення навчання з історії в загальноосвітніх навчальних закладах“. Наказ МОН від 15.11.2010 р. № 1085. - [Электронный ресурс]. - Режим доступу :
Третьяков О. В. Охорона праці : Навчальний посібник з тестовим комплексом на CD / О. В. Третьяков, В. В. Зацарний, В. Л. Безсонний // [за ред. К. Н. Ткачука]. - К. : Знання, 2010. - 167 с.
Фриш Г. Л. Методические рекомендации по технике безопасности и охране труда в кабинетах истории, физики, биологии, физкультурном зале, учебных мастерских, к организации походов и экскурсий / Г. Л. Фриш. - М. : Перспектива, 2001. - 107 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.