Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Аспекты психологической подготовки в спортивном туризме

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 3.6.2013. Сдан: 2008`. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
И ЕЕ РОЛЬ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ………………………………………………………7
1.1. Общая характеристика спортивного туризма………………………………………..…..7
1.2. Особенности туристской подготовки спортсменов……………………………………..10
1.3. Социально-психологические проблемы спортивного туризма………………………...18

ГЛАВА II. АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ……………………………………………………………………...21
2.1. Понятие психологического климата туристской группы…………………………….....21
2.2. Основные направления и проблемы психологической
подготовки и обучения людей............................................................................................25
2.3. Психологическая тактика руководства туристской группой………………………...…34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….………..40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………...….41


ВВЕДЕНИЕ

Спортивный туризм, пожалуй, можно смело назвать самым экстремальным видом туризма. Спортивный туризм имеет несколько разновидностей - лыжный туризм, водный туризм, горный туризм и представляет собой проведение спортивных путешествий на определенном маршруте.
Спортивный туризм не является спортом в чистом виде. При путешествии в определенные районы туристы могут ознакомиться с культурой народов, насладиться местной природой. И, конечно же, спортивный туризм позволяет человеку понять и осмыслить себя, испытать свои силы в экстремальных условиях, проверить силу духа.
Однако спортивный туризм - это не только экстремальный туризм. Сюда же можно отнести различные аквапарки, аэроклубы, парапланы, парашюты, гольф - клубы, ипподромы, картинг, пейнтбол, танцевальные школы и даже обычный бег. Самое главное - не переборщить со спортивным туризмом, слушаться во всем тренера, не терять голову иначе вместо удовольствия вы получите, в лучшем случае, мышечную боль, а в худшем - окажитесь на больничной койке.
Одной из важных целей туризма, как спорта, вида деятельности является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение. Принимая во внимание, что дети и молодежь будущее поколение страны, в современных экономических условиях не должны терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду городов перед туристским движением сегодня стоят первоочередные задачи:
-вернуть молодому поколению прекрасный мир спортивного туризма и развивать его;
-эффективно обучить жизненным навыкам выживания человека в природной и городской среде обитания;
Новые экономические отношения, происходящие в стране обострили проблемы психологической подготовки в спортивном туризме, потребовали изменений в процессе деятельности основной материальной и организационной базы массового туризма.
Данная работа посвящена теоретическому анализу психологических проблем спортивного туризма и поиску путей их решения средствами активного психологического обучения участников и руководителей туристских путешествий.
Спортивный туризм - является содержательным способом досуга и эффективным средством воспитания личности, альтернативой таким деструктивным тенденциям в жизни молодежи, как алкоголизация, наркотизация, вовлечение в тоталитарные секты. Он также дает возможность компенсировать неблагоприятное влияние экологии города на здоровье детей. Туристское путешествие, совершаемое автономной группой в естественной природной среде, связано с преодолением целого ряда трудностей и экстремальных факторов. Такие условия создают благоприятную основу для раскрытия положительных качеств участников, не реализуемых в повседневной жизни, для формирования активной жизненной позиции, для стимулирования процессов самоактуализации личности. «Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется».
Ответственность в этих естественных условиях проявляется гораздо более очевидно, чем в нормальных фоновых городских обстоятельствах. С другой стороны, эти же условия предъявляют высокие требования к исходному уровню подготовленности, являются испытанием на прочность для участников и группы в целом. Причем, ошибки или некомпетентность как руководителя, так и рядовых членов группы могут привести к несчастным случаям, конфликтам, тяжелым личным переживаниям и другим негативным последствиям. Итак, сочетание в детском туризме факторов преодоления трудностей, факторов, связанных с взаимодействием участников туристской группы, а также факторов, определяемых основными проблемами подросткового и юношеского возраста, обуславливает необходимость разработки программы социально - психологической подготовки для туристов - школьников. Все это позволяет нам говорить об актуальности избранной темы исследования.
Актуальность исследования выражается также в необходимости научной систематизации имеющихся подходов к психологическому обучению людей, созданных в рамках различных теоретических школ и направлений, для нужд определенных профессиональных, возрастных групп, для решения задач конкретных видов деятельности. Названная проблема актуальна не только для научной теории, но и для практической социальной психологии, так как наличие упорядоченной картины технологического инструментария коммуникативной подготовки создает базу для разработки новых адресных программ и курсов социально-психологического обучения взрослых и детей, содержательно и методически ориентированных на определенные контингента обучающихся.
Объект исследования - аспекты психологической подготовки в спортивно-оздоровительном туризме. Предмет исследования - процесс обучения и психологической подготовки спортивного туризма.
Гипотеза исследования: активное групповое психологическое обучение, оказывает позитивное влияние на когнитивные, эмоциональные и поведенческие характеристики личности, как субъекта общения, на сферу ее отношений и ценностных ориентации. Изменения в системе психологически значимых качеств могут проявиться не только в динамике абсолютных показателей, но и в преобразовании структурных взаимосвязей исследуемых признаков, а также отразиться на характере групповых процессов.
Цель исследования - рассмотреть содержание и методику психологической подготовки и обучения специалистов спортивно-оздоровительного туризма.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены следующие задачи: провести теоретический анализ психологических проблем спортивного туризма для определения содержательных приоритетов и стратегии коммуникативной подготовки туристов.
Провести теоретический анализ понятия психологической компетентности, опираясь на исторический подход и сравнительное изучение современных научных моделей. На его основе выработать концептуальную модель социально- психологической компетентности.
Рассмотреть имеющиеся подходы, методы и процедуры социально- психологической подготовки, составить их классификацию.
Выявить наиболее значимые и доступные для измерения индикаторы психологической компетентности, определить методы их изучения.
Выявить влияние обучения на сферы коммуникативных способностей, умений и навыков, отношений личности. Рассмотреть воздействие обучения на структурные взаимосвязи исследуемых признаков. Исследовать динамику компонентов групповой сплоченности в процессе обучения.
Методы исследования включают в себя: анализ литературы по проблеме исследования; материалов содержащих данные о педагогических, методических и психологических основах в процессе психологической подготовки в спортивном туризме;
Методологической основой исследования являются общетеоретические положения по единству теории и практики, влиянию социально-экономических условий на развитие системы подготовки профессиональных кадров в туризме, совокупность естественнонаучных и педагогических взглядов на исследуемую проблему.
В работе использованы фундаментальные исследования по вопросам профессионального образования в туризме (Квартальнов В.А., Зорин И.В., Дрогов И.А., Штюрмер Ю.А., Васильев Н.В., Гаиопольский В.И., Волков Н.Н., Банковский Ю.В., Бабенко М.Г., Логинов Л.М., Крайман Н.М.).
По общетеоретическим и практическим вопросам психологии. (Апенянский А.И., Линчевский Э.В., Петровский А.Б., Рубинштейн С.Л., Ярошевский М.Г.).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы. Основной материал работы изложен на страницах, список литературы включает наименования.


ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
И ЕЕ РОЛЬ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ
1.1. Общая характеристика спортивного туризма

Спортивный туризм занимает несколько особое положение среди прочих видов спорта, так как в спортивном путешествии отсутствует фактор непосредственной состязательности, соревновательности.
В спортивном походе, путешествии, туристская группа, как правило, автономно проходит маршрут, преодолевая ряд препятствий, а также решая текущие проблемы жизнеобеспечения. В отличие от других видов путешествий, являющихся, по преимуществу, средством отдыха для их участников (от международного туризма до плановых походов), спортивный поход - это, прежде всего, труд.
В современной спортивной классификации, принятой в России, спортивные путешествия распределены по шести основным категориям сложности.
С ростом категории сложности похода возрастают:
- степень автономности, изолированности группы (она проявляется в удаленности от населенных пунктов, невозможности рассчитывать на чью-либо помощь);
- трудность и количество препятствий, которые необходимо преодолеть;
- сложность комплекса объективных условий (высокогорье, суровость полярной зимы и т.д.);
- продолжительность путешествия;
- объем и интенсивность физической нагрузки.
- степень риска и вероятность разного рода «нештатных», нестандартных ситуаций с угрозой для жизни и здоровья участников.
Правила проведения туристских походов на территории России предусматривают необходимость для участников и руководителей последовательного набора туристского опыта: от простых путешествий к сложным, что дает возможность обеспечить достаточную технико-тактическую подготовленность. Однако, как показывает практика, наличие технического опыта у туриста, подтверждаемое специальными справками или разрядными документами, мало говорит о том, каким партнером является данный человек в общении, взаимодействии. Вместе с тем этот фактор играет не меньшую роль в спортивном походе, а зачастую выходит на первый план. Так, анализ мотивов, называемых участниками спортивных походов в качестве основных для занятий этим видом спорта (по данным интервью, бесед со спортсменами, осуществленным автором и почерпнутым из литературных источников), показывает, что возможность оказаться в обстановке теплых, товарищеских отношений является одним из ведущих мотивов наряду с возможностью самоутверждения в преодолении трудностей. Поэтому спортивный результат, выражаемый в успешном прохождении маршрута, для большинства туристов может обесцениться или, наоборот, возрасти по своей субъективной значимости в зависимости от качества общения и взаимодействия, реализованного в туристской группе.
Многолетнее изучение автором результатов разбора несчастных случаев, аварийных ситуаций в спортивных походах (по данным дисциплинарных комиссий МКК различного ранга по СПб, по публикациям в журналах «Турист», «Мир путешествий», в альманахе «Ветер странствий» и других изданиях) позволяет говорить о том, что в абсолютном большинстве случаев негативные социально-психологические факторы либо сами приводили к созданию аварийной ситуации, либо вызывали неэффективное поведение группы и отдельных участников в возникшей ситуации. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости исследования и решения социально-психологических проблем, связанных со спортивными походами.
Все сказанное выше справедливо и для детского спортивного туризма. Действующие правила проведения путешествий определяют следующий минимальный возрастной ценз для участия в спортивных походах:
I категория сложности - 13 лет, II к.ел. - 15 лет, III к.сл. - 16 лет, IV к.сл. - 17 лет, V к.сл. - 18 лет.
Таким образом, для школьников доступны походы I-IV категорий сложности, в зависимости от их спортивного опыта и возраста. Поэтому социально-психологические проблемы спортивного туризма в целом, в том числе и путешествий высших категорий сложности (начиная с IV к.сл.), актуальны и для детского спортивного туризма. Вместе с тем, специфика детского туристского коллектива по сравнению с взрослой туристской группой, определяет и возможность наличия дополнительных социально-психологических проблем, что также требует отдельного анализа.
Обращаясь к данной выше характеристике спортивного туризма, мы видим, что по своим параметрам он близок:
к командно-игровым видам спорта, как групповая взаимосвязанная деятельность, в которой динамично сочетаются процессы индивидуальных и групповых действий, усилий;
к профессиональной деятельности в условиях длительной групповой изоляции (участники полярных, морских экспедиций, коллективы метеостанций, экипажи космических кораблей и т.д.);
к профессиональной и спортивной деятельности с большим элементом риска, опасности для жизни и связанного с ними психологического стресса (летчики, пожарные, водители, операторы энергосистем и пр.);
к типам деятельности, связанным с достаточно- интенсивными и длительными физическими и нервно- психическими нагрузками (профессии тяжелого физического труда, спортсмены-стайеры, раллисты и др.).


1.2. Особенности туристской подготовки спортсменов

Рассмотрим содержание туристской подготовки на основе выделения основных ее видов.
Общетуристская подготовка - формирование знаний, умений и навыков по следующим основным разделам:
- охрана окружающей среды и общественно полезная работа в туристских походах;
- содержание, организация и проведение туристских слетов и соревнований;
- система подготовки кадров в спортивном туризме;
- социально-экономические, организационные, программно-нормативные и научно-методические основы развития спортивного туризма;
- типология, история и география туризма;
- современное состояние и перспективы развития туризма;
- краеведение и другие, общие для всех видов туризма разделы.
В общетуристской подготовке преобладает теоретическая подготовка по всем указанным разделам. Она направлена в основном на формирование знаний туристов. Отдельные ее разделы, связанные с охраной окружающей среды, краеведением, проведением туристских слетов и соревнований, предполагают формирование умений и навыков туристов в конкретных условиях. Такие разделы общетуристской подготовки требуют практических занятий в аудиториях или природных условиях. Количество часов теоретических и практических занятий и распределение их по периодам подготовки зависят в основном от уровня квалификации занимающихся и частично от вида туризма. Малые объемы общетуристской подготовки новичков по ряду разделов частично компенсируются в процессе многолетней подготовки, повышая интеллектуальный потенциал занимающихся спортивным туризмом.
Специальная туристская подготовка - формирование специфических для каждого вида туризма ЗУН, по следующим основным разделам:
организация спортивного туристского похода (организационная подготовка);
топография туризма (топографическая подготовка);
техника спортивного туризма (техническая подготовка);
тактика спортивного туризма (тактическая подготовка);
психология спортивного туризма (психологическая подготовка);
Основу специальной туристской подготовки составляет формирование практических умений и навыков по указанным разделам подготовки со значительным акцентом на вид туризма. В специальной туристской подготовке теория и практика взаимосвязаны. В обозначенных разделах подготовки есть вопросы общие и специфические для каждого вида спортивного туризма. В процессе формирования знаний, умений и навыков по специальной туристской подготовке вначале рассматриваются самые простые общие вопросы и далее специфические для каждого вида туризма.
Организ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аппенянский А.И., Физическая тренировка в туризме. М.: Дрофа, 1989.
2. Бардин К.В. Азбука туризма, М.: Союз, 1981.
3. Берман А.Е. Юный турист, М.: ФиС, 1977.
4. Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма, 2 изд. М.: ФиС, 1973.
5. Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив, М., 1990.
6. Востоков И.Е. Квалификация пешеходных маршрутов, М.: Советский спорт, 1990.
7. Ганопольский В. И. Организация и подготовка спортивных туристских походов.- М.: ФиС, 1986.
8. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В. Г. Туризм и спортивное ориентирование, Учебник для институтов и техникумов физической культуры, М.: Проспект, 1987.
9. Гранильщиков Ю.В. Семейный туризм, М.: Гардарики, 1983.
10. Дрогов И.А. , Константинов Ю.С. , Маслов Г.А. Принципы подхода к содержанию государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Туризм и краеведение" // Актуальные проблемы туризма 99: Ежегодный сборник трудов Российской международной академии туризма - М.: ФиС., 2000г.
11. Дьяконова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. - М.: Дельта, 1985.
12. Зорин И.В. Теоретические основы формирования содержания профессионального туристского образования : Автореф. докт. дис. М.: Вагриус, 2001. - 34 с.
13. Калошина Н.В. Спортивный туризм : Учеб. пос. - М.: Советский спорт, 1998. - 144 с.
14. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме : современный опыт управления: Монография /РМАТ. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 496 с.
15. Квартальнов В.А., Сенин B.C. Организация туристско-экскурсионного обслуживания. - М.: Дельта, 1987.
16. Кудинов Б.Ф. Из истории развития туризма. - М.: Советский спорт, 1986.
17. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. - М. : ФиС. 1952, т. 2, с. 317-318.
18. Линчевский Э. Психологический климат туристской группы, М.: Гардарики, 1981.
19. Остапец-Свешников А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе . - М.: Педагогика, 1985.
20. Петровский А.В. Психологическая подготовка к туристскому походу . - СПб.: Питер, 2005г.
21. Петунин О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры . - М.: Просвещение, 1980. -112 с.
22. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов.- М.: ФиС, 1987.
23. Федякин А.А. Теоретико-методические основы оздоровительного туризма : Докт. дис. Майкоп, 2001. - 317 с.
24. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М.: Физкультура и здоровье, 1987.
25. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста, 3 изд., М.: Москва, 1985.
26. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные, М.: Советский спорт, 1983.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.