На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Групповая работа на уроке

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 3.6.2013. Сдан: 2013. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается опыт зарубежных школ. Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, к невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока ? основной формы процесса обучения ? призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.
В связи с этим в школе возникла проблема выхода из создавшегося положения. Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. Отношение формы и содержания сотрудничества сформировал Л.С. Выготский: «Новый тип обобщения требует и нового типа общения» [6].
По дидактической концепции, разработанной под руководством педагога В.К. Дьяченко, обучение ? есть общение, в процессе которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Он считает, что самым важным в учебно-воспитательном процессе необходимо считать два фактора - коллективизм и самостоятельность.
Классно-урочная система не в полной мере дает возможность приобретать навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности, а, следовательно, сдерживает процесс развития учащихся.
С недавних пор в классах стала практиковаться групповая форма организации учебно-воспитательного процесса. Данная форма работы на уроке помогает успешно решать актуальные проблемы воспитания и образования. Учителя школы на уроках используют групповую форму организации учебно-воспитательного процесса, основываясь на предположении, что общение и совместная деятельность со сверстниками - один из факторов развития учащихся [15].
Актуальность данной темы определяется тем, что рассматриваемая педагогическая технология предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования.
Данному вопросу большое внимание уделяли педагоги: А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко, И.М.Клебанов, И.М.Чередов, В.К.Иванов, Б.Монжос, В.М.Бехтерев, М.В.Ланге, Е.Шимкевич, С.Маложавый, М.Н.Скаткин, А.В.Мудрик.
Цель курсовой работы: исследовать методику организации групповой работы на уроке.
Объектом исследования является групповая форма организации учебно-воспитательного процесса на уроке.
Предметом исследования являются приемы групповой формы обучения на уроках.
Исследование исходит из гипотезы: если при осуществлении обучения использовать групповую форму организации учебно-воспитательного процесса, то уровень развития школьников значительно повысится.


Задачи курсовой работы:
1) изучить организацию учебно-воспитательного процесса в обучении;
2) дать характеристику групповой формы обучения;
3) изучить групповые технологии;
4) исследовать организацию групповой работы на уроке;
5) рассмотреть разновидности групповых технологий;
6) изучить методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию групповой формы организации учебно-воспитательного процесса.
При написании курсовой работы был использован комплекс методов исследования:
? анализ психолого-педагогической и методической литературы;
? педагогическое наблюдение процесса обучения;
? беседы с учителями начальных и старших классов.


Глава I. Теоретические основы групповой формы обучения
1.1. Теория организации учебно-воспитательного процесса в обучении
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно “знаний, умений, навыков” к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии. Таким образом, приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения. Для начального общего образования на данном этапе развития общества приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека - потребности в самообразовании.
Достижение подобных целей прямо связано с индивидуализацией всего образовательного процесса. Однако на каждой ступени образования общая задача по воспитанию универсальных способностей личности через индивидуализацию образовательного процесса будет конкретизироваться по-разному. Задачи индивидуализации на этапе начальной школы решаются в большей мере через организацию групповых форм обучения, основанных на учебном сотрудничестве младших школьников, работающих без непосредственного пошагового учительского руководства . Микро-дискуссии внутри группы с последующим коллективным обсуждением мнения каждой группы делают более продуктивными временные рамки урока. В первую очередь имеются в виду технологии организации урока, на котором учащиеся делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения разных вариантов решения задачи, разных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.

1.2. Характеристика групповой формы обучения

Вся учебная работа на уроке происходит при определенном взаимодействии учителя и учащихся между собой. Учитель оказывает на учеников воздействие определенного содержания словесно, с помощью интонации, мимики. Учащиеся же воспринимают эти воздействия, реагируют на них, в зависимости от чего изменяются содержание и форма дальнейшего воздействия учителя. Характер этого взаимодействия и определяет форму работы на уроке.
Взаимодействие учителя с учащимися может быть либо непосредственным, либо опосредованным; по содержанию оно может быть деловым или более или менее личностным, учитывающим особенности и потребности отдельной личности.
Сущность групповой работы заключается в непосредственном взаимодействии между учащимися, их совместной согласованной деятельности. С учителем при групповой работе постоянного прямого контакта нет, он включается в работу отдельных групп лишь в случае необходимости. Руководящая роль учителя осуществляется через устное или письменное руководство, которое дается до начала групповой работы.
Групповые формы обучения целесообразно подразделять на учебные и внеучебные. К учебным относятся урок, школьная лекция, семинар, экскурсия, лабораторно-практическое занятие. Групповая внеучебная работа проводится с учащимися одного или разных возрастов, объединенными общностью интересов. Обычно это кружки, клубы, спортивные секции, организуемые с целью углубления познавательных интересов и расширения кругозора; совершенствования трудовых умений и навыков и развития технического творчества; развития художественных способностей; совершенствования спортивного мастерства и укрепления здоровья; активизации общественной деятельности. Кружки, клубы, секции объединяют обычно не более 15-20 человек, работают по программе, составленной на год или полгода. Показателями эффективности групповых форм организации внеучебной работы является стабильный состав кружка, секции; заметные коллективные достижения, признаваемые окружающими.
Групповые формы подразделяют на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий групп учащихся. При кооперировано-групповой форме класс распределяется на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма учебной работы характеризуется тем, что как постоянные, так и временные группы подбираются учителем в зависимости от учебных возможностей, обучаемости, сформированности учебных навыков, скорости протекания познавательных процессов и по другим основаниям. К групповой относят также парную работу учащихся.
В.С. Кукушин дает следующее психолого-педагогическое обоснование группового обучения:
? реализация принципа деятельности;
? формирование мотивации учения и обучения;
? всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;
? психологический комфорт в учебном коллективе;
? единство воспитания и обучения;
? реализация субъект-субъектных отношений.
В.С Кукушин также выделяет следующие преимущества группового обучения:
? приобщение к важным навыкам жизни:
• действенное общение,
• умение слушать,
• умение стать на точку зрения другого,
• умение разрешать конфликты,
• умение работать сообща для достижения общей цели;
? улучшается академическая успеваемость;
? воспитывается самоуважение;
? укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
? появляется возможность избежать негативных сторон соревнования (состязания);
? учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.
Групповая работа на уроке предполагает:
? взаимное обогащение учащихся в группе;
? организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
? распределение начальных действий и операций (задается система заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
? коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
? обмен способами действия ? задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности ? решения проблемы;
? взаимопонимание ? диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
? рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Типы группового обучения:
а) обучение партнеров (в парах);
б) группа, сидящая вместе;
в) маленькая команда;
г) задание для всего класса.
Главным признаком групповой работы учащихся на уроке является:
? класс на данном уроке делится на группы для решения кон........


Литература

1. Абасов З. Форма обучения ? групповая работа // Директор школы. ?1998.? № 6. ?С. 62.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988. ? 388 с.
3. Битянова М. Групповая работа в школе // Школьный психолог "ПС".?2003.?№ 1.? С.12.
4. Витковская И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности.? Псков, 2000.? 96 с.
5. Влияние групповых форм организации учебной деятельности на развитие познавательных интересов младших школьников / Л.В. Вохминова, М.Н. Колбасенко, Ю.Л. Угрюмова // Начальная школа 2000: Проблемы и перспективы.? Архангельск, 2000. ? Вып.1.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. ? М.: Педагогика, 1983.?358 с.
7. Григорьев С. Групповая форма работы на уроке // Советская педагогика. ?1989.? № 8.? С.38.
8. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.А. Онищука. ? К.: Рад.шк., 1987. ? (Пед. б-ка). ? 351 с.
9. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа.- 1998.?№1.? С.17-24.
10. Дьяченко В.К. Коллективно-групповые способы обучения // Педагогика. ?1998. ? № 2. ? С.43.
11.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. ? М.: Просвещение, 1989. ?156 с.
12. Дьяченко В.К. Основы современной дидактики: Учеб. для пед. ВУЗов и ун-тов. / Под ред. А. Сейтешева ? М.: Просвещение, 1996. ? 388 с.
13. Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий // Начальная школа. - 1990. ? №1.? С.4-7.
14. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся.? Рязань, 1977.
15. Кузнецова И. Почему нужно работать в группах // Начальная школа: Плюс до и после. ? 2002.? №11.- С.16.
16. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. (Серия «Учение с увлечением»). ? Ростов н/Д: Феникс, 2004.? 384 с.
17. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. ? М.: Знание, 1975.
18. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. ? М.: Педагогическое общество России, 1998. ? 640 с.
19. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. ? 4-е изд. ? М.: Школьная Пресса, 2002. ? 512 с.
20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. ? М.: Народное образование, 1998.
21. Сильнова Э.С. Русский язык: Учеб. для 4 кл. общеобразоват. учеб. заведений с русс.яз. обучения / Э.С. Сильнова, Н.Г. Каневская, В.Ф.Олейник. ? К.: Освіта, 2004.
22. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании: Исслед. разработка для учителя. ? Рига: Пед. центр "Эксперимент", 1997. ? 39 с.
23. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании // Управление школой "ПС" ?2001. ? № 8.? С.8.
24. Урок в восьмилетней школе / Под ред. М.А.Данилова. ? М., 1966.
25. Чередов И.М. Система форм организации обучения в общеобразовательной школе. ? М.: Педагогика, 1987. ? 160 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.