На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Сравнительный анализ мирового и российского валютного законодательства при внешнеэкономической сделке

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 4.6.2013. Сдан: 2012. Страниц: 95. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы организации и методологии валютного контроля за внешнеторговыми операциями
1.1. Валютный контроль в системе финансового контроля………………………………………………………………..…………8
1.2. Государственное регулирование валютного контроля…………………………………………………………………….….. 13
1.3. Содержание и методы валютного контроля за внешнеторговыми операциями……………………………………………………………………… 26
2. Анализ валютного контроля за внешнеторговыми операциями в РФ и за рубежом в современных условиях
2.1. Документирование и учет валютных операций по внешнеторговому контракту…………………………………………………………………………33
2.2. Оценка тенденций развития валютного контроля внешнеторговых операций и их эффективность в РФ…………………………………………….41
2.3. Мировой опыт валютного контроля за внешнеторговыми операциями……………………………………………………………………...51
3. Приоритетные направления и перспективы развития валютного контроля за внешнеторговыми операциями в РФ и возможности использования мирового опыта
3.1. Практические проблемы валютного контроля внешнеторговых
операций в РФ…….…….......................................................................................60
3.2. Перспективы развития и совершенствования валютного контроля за внешнеторговыми операциями………………………………………………66
3.3. Рекомендации по повышению эффективности использования
требования о репатриации………………………………………………………72
Заключение………………………….…………………………………....78
Список использованной литературы…………………………………85
Приложения……………………………………………………………... 91
Введение
Внешнеэкономическая деятельность и совершаемые при этом валютные операции имеют важное значение в современной рыночной экономике.
Валютная политика является составной частью общеэкономической политики государства, направленной на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, противодействие оттоку капитала за границу, привлечение иностранного капитала и укрепление российского рубля. К важнейшим направлениям деятельности государства, способствующим решению перечисленных задач, относятся валютное регулирование и валютный контроль, являющиеся составными частями валютной политики.
Как отмечено Правительством РФ, единая государственная валютная политика направлена на реформирование экономики, которое обеспечит устойчивое повышение уровня жизни населения, высокие темпы экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли России в мировом сообществе. Между тем к факторам, сдерживающим развитие экономики страны, относится избыточное валютное регулирование.
Таким образом, важность валютного регулирования и валютного контроля для российской экономики очевидна. В условиях широкомасштабного оттока капитала за границу, отсутствия достаточных иностранных инвестиций в отечественную экономику только правильно поставленная валютная политика способна изменить негативные тенденции в экономике России к лучшему.
Государственное валютное регулирование в России пока не способно решить вопросы полной свободной конвертируемости рубля, прекращения необоснованного вывоза капитала за рубеж, сокращения вмешательства государства в деятельность участников проводимой валютной операции и внешнеэкономической деятельности. Наличие ряда противоречий как в валютном законодательстве и нормативных актах валютного регулирования, так и в иных законодательных актах Российской Федерации приводит к мысли о несовершенстве действующего в России законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и необходимости его последовательного совершенствования путем всестороннего и комплексного анализа действующих законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих валютные взаимоотношения и порядок проведения валютных операций.
Выбор оптимальной валютной политики в настоящее время является одной из приоритетных задач государственного регулирования экономики, что и делает актуальным рассмотрение вопроса о необходимости совершенствования валютной политики как составной части экономической политики государства в целом.
Успешная реализация валютной политики в современной России напрямую зависит от эффективного осуществления валютного контроля.
Валютный контроль является частью единой государственной системы финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной валютной системами, валютными рисками, внутриэкономическими и трансграничными платежами и межстрановыми переливами капиталов. Это важнейший участок общей системы государственного финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояния золотовалютных резервов, внешнеэкономического и инвестиционного потенциала страны.
Валютный контроль позволяет защитить экономику от возможных серьезных последствий значительного притока капитала и его оттока, в частности криминализации экономики и ликвидации национальной промышленности путем скупки предприятий иностранцами. Несомненен и психологический эффект валютного контроля, поскольку применяемые им меры позволяют поддержать общественное мнение о серьезности экономической ситуации и намерений государства.
Вот почему проблемы, связанные с существованием сегодняшней системы валютного контроля в России по-прежнему актуальны.
Итак, валютный контроль в современном мире выступает непременным атрибутом всей системы государственного управления и важным направлением политики. Проблемы развития и совершенствования валютного контроля особенно актуальны в Российской Федерации: этот институт требует более четкого нормативного регулирования, создания действенной системы государственных органов контроля. В настоящее время повышение эффективности мероприятий по валютному контролю в условиях сложной системы валютной политики, интенсивного экономического развития государства, стремления к законности и эффективности проводимой политики является одной из задач государства.
В вышеотмеченном аспекте изучения проблемы весьма интересно исследовать мировой опыт валютного контроля за внешнеторговыми операциями.
Мировой опыт показывает, что система валютного регулирования и валютного контроля либерализуется с улучшением экономической ситуации в стране и, наоборот, может ужесточаться с развитием кризисных явлений в экономике.
В условиях глобализации мировой экономики, региональной интеграции на постсоветском пространстве, сопровождающейся установлением общих правил торговли, таможенное регулирование оказывает существенное влияние на международную торговлю, внешнеторговые валютные операции.
Таким образом, вышеизложенное позволяет судить о достаточной актуальности темы исследования выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование российского опыта валютного контроля за внешнеторговыми операциями, его сравнение с мировой практикой, а также выявление ключевых проблем и направлений совершенствования валютного контроля в РФ.
В соответствии с целью сформулируем частные задачи исследования:
- определить понятие «валютный контроль» в системе финансового контроля;
- рассмотреть государственное регулирование валютного контроля;
- изучить содержание и методы валютного контроля за внешнеторговыми операциями;
- охарактеризовать документирование и учет валютных операций по внешнеторговому контракту;
- оценить тенденции развития валютного контроля внешнеторговых операций и их эффективность в РФ;
- исследовать мировой опыт валютного контроля за внешнеторговыми операциями;
- определить практические проблемы валютного контроля внешнеторговых операций в РФ;
- определить приоритетные направления и перспективы развития валютного контроля за внешнеторговыми операциями в РФ и возможности использования мирового опыта.
Предмет исследования - механизм валютного контроля за внешнеторговыми операциями.
Объект исследования - мировая и российская практика валютного контроля.
Эмпирической базой исследования является: обобщение практической деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной таможенной службы, Центрального Банка РФ и др.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет комплекс методов научного познания, использованных в процессе проведения исследования. Среди таких методов можно назвать: диалектический, исторический, сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический, функциональный, системный, метод правового моделирования.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ, федеральные законы РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Центральном банке», «О таможенном регулировании в Российской Федерации», указы Президента РФ, нормативные акты Правительства РФ и ЦБ РФ и др.
Теоретической базой исследования явились научные труды ведущих специалистов и ученых в области мировой экономики и валютного регулирования, таких, как: Бородкина В.И., Вострикова Л.Г., Жуков Е.Ф., Жарковская Е.П., Козырин В.Г., Красавина Л.Н., Коробова Г.Г., Лисицын А.Ю., Смирнов А.М. и другие.
В научной литературе имеется немало периодических публикаций, посвященных отдельным аспектам и проблемам валютного контроля и валютного регулирования. Следует отметить работы следующих авторов: Леоновой О.В., Бабуриной О.Н., Емелина А.В., Кузьмичева С.В., Молчановой О.В., Новокшенова И.Б., Парсамян Т.Х., Соловьевой А.М., Сударевой Т.С. и др.
Специфика и характер темы, а также степень разработки затрагиваемых в ней проблем, определила и структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


1. Теоретические основы организации и методологии валютного контроля за внешнеторговыми операциями
1.1. Валютный контроль в системе финансового контроля
Впервые термин «валютный контроль» появился с принятием 9 октября 1992г. Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Введение валютного контроля было направлено на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, т.е. за точным исполнением законов и подзаконных актов в сфере валютных правоотношений.
Валютное регулирование обеспечивается механизмом осуществления валютного контроля, содержанием которого является система административных мер, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства. Как отмечает И.Б. Новокшонов, валютный контроль служит «одним из самых жестких административных ограничений свободы внеш­неэкономических связей» и рассматривается как вид государственного фи­нансового контроля.
Государственный финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности.
Цель государственного финансового контроля заключается в следующих ключевых аспектах:
- обеспечение полноты поступления средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- законности и правильности их расходования; сохранность и повышение эффективности использования государственной собственности;
- предотвращение финансовых нарушений в государственном и негосударственном секторах экономики и обеспечение экономической безопасности Российской Федерации.
Суть государственного финансового контроля как функции управления состоит в использовании уполномоченными органами государственной власти различных форм, методов, приемов производства проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений. От организации контрольно-надзорной деятельности во многом зависит поддержание законности, дисциплины и правопорядка в стране.
Государственный финансовый контроль распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, связанных с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступлений и целевым использованием и включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Заметим, что государственный финансовый контроль осуществляется органами: Счетной палатой РФ, Центральным Банком РФ, Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством РФ, Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, контрольно-ревизионными органами федеральных органов исполнительной власти, а также иными органами, осуществляющими контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Исходя из изложенного, можно дать определение государственного финансового контроля - это деятельность уполномоченных органов госу­дарственной власти и должностных лиц, направленная на обеспечение полноты поступления средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов; законности и правильности их расходования; сохранности и повышение эффективности использования государственной собственности; предотвращение финансовых нарушений.
Говоря о валютном контроле, следует отметить, что это вид государственного финансового контроля, т.е. деятельность государства в лице его органов и должностных лиц, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
В настоящее время правовой основой валютного регулирования и валютного контроля является Федеральный закон от 10 декабря 2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Но он не содержит определение «валютного контроля». Нет однозначного понимания этого понятия и в науке финансового права.
Так, Е.Ю. Грачева и Э.Д. Соколова определяют валютный контроль как один из видов финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций.
А.В. Емелин определял валютный контроль как комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными на основе закона государственными органами или иными организациями (например, уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля), и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных огра­ничений, а также мер их выявления, предупреждения и пресечения нарушений этого порядка.
Н.М. Артемов в работе «Валютные рынки» определяет валютный контроль как деятельность уполномоченных государством органов по обеспечению:
- определения соответствия проводимых валютных операций действу­ющему законодательству и наличия необходимых лицензий и разрешений;
- проверки выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте пе­ред государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
- проверки обоснованности платежей в иностранной валюте;
- проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Не оспаривая высказанные суждения по понятию валютного контроля, хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, наиболее точное определение содержится в учебнике «Финансово-правовое регулирование внешнеэко­номической деятельности в Российской Федерации»: валютный контроль - это совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций.
Валютный контроль, являясь видом государственного финансового контроля, осуществляется на тех же принципах, что и государственный фи­нансовый контроль. Принципы валютного регулирования и валютного контроля - это основополагающие начала, в соответствии с которыми строится система органов валютного регулирования и валютного контроля и осуществляется внешнеэкономическая деятельность всеми ее участниками. К этим принципам относятся:
принцип законности, суть которого в том, что, во-первых, вся дея­тельность государственных органов в области валютного контроля регулируется нормами права и, во-вторых, в процессе осуществления этой деятельности государственные органы (должностные лица) должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы права;
приоритет законодательных органов перед органами исполнительной власти в области правового регулирования валютной деятельности государства означает, что основные вопросы валютного контроля урегулированы законами Российской Федерации;
принцип федерализма означает, что хотя валютное регулирование в соответствии с Конституцией РФ относится к исключительному ведению Российской Федерации, но в области валютного контроля должны сочетаться интересы Федерации и ее субъектов;
равенство всех субъектов валютных отношений, независимо от формы собственности, и равенство их финансовых обязанностей перед государством;
принцип плановости проявляется в том, что основной финансовый план государства - бюджет формируется с учетом валютных поступлений, а также курса валюты РФ и курса иностранных валют.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» его целью является установление правовых основ и принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочий органов валютного регулирования, а также прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, прав и обязанностей нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, прав и обязанностей органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Вышесказанное свидетельствует, что целью государственного финансового контроля является обеспечение эффективной финансовой политики государства, а валютный контроль направлен на обеспечение устойчивости валюты и стабильности внутреннего валютного рынка как фактора прогрессивного развития национальной экономики, в силу чего можно сделать вывод, что оба эти вида контроля взаимосвязаны, так как направлены на достижение одной цели и, следовательно, валютный контроль можно рассматривать как один из видов государственного финансового контроля.


1.2. Государственное регулирование валютного контроля
В начале рассмотрим развитие валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.
Так, говоря о закреплении того или иного валютно-правового режима в законодательстве нашей страны, прежде всего необходимо отметить, что практически на всем протяжении существования СССР была установлена валютная монополия государства. Есть разные точки зрения относительно времени установления и юридического оформления государственной валютной монополии в СССР. Так, по мнению А.М. Смирнова, фактически валютная монополия существовала в Советском государстве начиная с 1918г. независимо от ее закрепления соответствующими актами. Л.И. Фрей считал, что валютная монополия была установлена в СССР в 1928г. после ликвидации частного валютного рынка и отказа государства от мер валютного регулирования, принятых в рамках новой экономической политики. И.П. Айзенберг, в свою очередь, отмечал, что фактическая валютная монополия Советского государства, складывавшаяся на протяжении всего переходного периода от капитализма к социализму, в законодательном порядке была закреплена только к концу этого периода - в 1937г.. А.Б. Альтшулер показывал, что распространение государственной монополии на все виды внешнеэкономической деятельности, включая валютную, получило закрепление в конституционной норме лишь в 1977г.. По мнению же Б.Г. Федорова, принцип государственной валютной монополии вообще не был должным образом оформлен в советском законодательстве.
В качестве основополагающих актов советского правительства в данной сфере необходимо назвать:
- первые декреты ВЦИК и СНК, предусматривающие национализацию и монополизацию банковской и внешнеторговой деятельности, аннулирование в одностороннем порядке обязательств царского и Временного правительств;
- Постановление Всероссийского Совета народного хозяйства от 12 января 1918г., предусмотревшее установление государственной монополии на торговлю золотом и платиной;
- Декреты от 18 июля и 6 сентября 1921г., которыми Наркомату финансов РСФСР было предоставлено монопольное право на обмен иностранной валюты в пределах РСФСР, а также на покупку золота, платины и иностранной валюты по устанавливаемым им же курсам. Производство указанных операций всем другим организациям воспрещалось;
- в ноябре 1921г. осуществление валютной монополии было полностью передано от Наркомата финансов Госбанку, получившему исключительное право на покупку и продажу на территории РСФСР иностранной валюты и драгоценных металлов;
- после некоторого ослабления режима, произошедшего в период НЭПа было выпущено Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 января 1937г. "О сделках с валютными ценностями и о платежах в иностранной валюте", и установленный тогда порядок валютного регулирования не менялся в течение почти 40 последующих лет;
- окончательное оформление валютной монополии было осуществлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976г. "О сделках с валютными ценностями на территории СССР".
В литературе выделяют следующие основные организационные принципы управления валютными отношениями периода окончательного оформления государственной валютной монополии: концентрация всех валютных резервов в руках государства (принцип "единства валютной кассы"); централизованное привлечение и распределение валютных ресурсов на основе плана; сосредоточение всей внешнеэкономической и связанной с ней валютно-финансовой деятельности в ограниченном круге государственных организаций; жесткое ограничение прав граждан на владение и распоряжение валютными ценностями; запрет на использование иностранной валюты во внутренних расчетах и фактическое отсутствие внутреннего валютного рынка; необратимость национальной валюты при фактическом запрете на ее перемещение через границу СССР; установление валютного курса рубля Госбанком.
Таким образом, в период функционирования в нашей стране валютной монополии был официально закреплен принцип "запрещено то, что прямо не разрешено".
В конце 1980-х годов в нашей стране были предприняты первые попытки либерализации валютно-правового режима. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 августа 1986г. еще примерно 100 ведомствам и предприятиям было предоставлено право на ведение самостоятельной внешнеэкономической деятельности и создание собственных валютных фондов за счет отчисления части экспортных валютных поступлений. В 1988г. им было предоставлено право передачи валютных ценностей другим предприятиям и банкам на взаимовыгодных условиях. С 1 апреля 1989г. право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций было предоставлено всем предприятиям, продукция которых обладала конкурентоспособностью на внешнем рынке. Все предприятия обязаны были держать валютные средства на счетах во Внешэкономбанке СССР, следовательно, сохранялся принцип единой валютной кассы. Наконец, в 1991г. всем юридическим лицам было предоставлено право продавать и покупать иностранную валюту на советские рубли по рыночному курсу. 1 марта 1991г. был принят Закон СССР "О валютном регулировании". Данный Закон помимо прочего установил общий запрет на совершение сделок с валютными ценностями между резидентами, а также резидентами и нерезидентами на территории СССР, за исключением установленных законом случаев. Одновременно Госбанком были приняты Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР, в соответствии с которыми общим принципом признавалось осуществление текущих валютных операций резидентами без требования о получении лицензии или разрешения, а операций движения капитала только после получения специального разрешения или лицензии.
Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991г. "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" была установлена отмена ограничений на участие граждан и юридических лиц, зарегистрированных на территории РСФСР, в проведении валютных операций через уполномоченные банки, включая ограничения на покупку наличной валюты. Продажа иностранной валюты юридическим лицам, зарегистрированным на территории РСФСР, должна была осуществляться только для целей импорта товаров и услуг, а также иностранным инвесторам для перевода за границу прибыли и дивидендов. Впервые было установлено, что курс рубля к иностранным валютам складывается на основе спроса и предложения на аукционах, биржах, межбанковском рынке, при купле-продаже валюты коммерческими банками и другими юридическими лицами и гражданами.
Однако определяющим для начала формирования в нашей стране нового валютно-правового режима стал Закон Российской Федерации от 9 октября 1992г. "О валютном регулировании и валютном контроле". Данный Закон с последующими изменениями и дополнениями регламентировал порядок осуществления валютных операций на территории Российской Федерации более 12 лет. Рассматриваемый акт регламентировал валютные правоотношения, разделяя все валютные операции на текущие валютные операции и операции движения капитала. Текущие валютные операции осуществлялись резидентами в соответствии с данным Законом без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществлялись резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. При этом был установлен закрытый перечень операций, связанных с движением капитала, осуществляемых без ограничений. Законом была предусмотрена система выдачи индивидуальных разрешений резидентам на совершение валютных операций. Нерезидентам было предоставлено право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил.
В соответствии со статьей 22 ФЗ от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля - Центральным Банком РФ, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и агентами валютного контроля - уполномоченными банками, подотчетными ЦБ России, а также неуполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестров, подотчетными федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенными и налоговыми органами.
Деятельность органов государства в области валютного контроля основана не только на общих принципах финансового контроля, но и на специфических принципах, закрепленных в ст. 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Такими принципами являются:
а) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования и валютного контроля. Это в первую очередь означает создание условий для привлечения инвестиций в экономику России, отмену ограничений: на участие физических и юридических лиц во внешнеэкономической деятельности, на проведение ими валютных операций в уполномоченных банках, на покупку валюты и т.д. Но при этом следует иметь в виду, что государство устанавливает определенные правила осуществления внешнеэкономической деятельности и совершения валютных операций;
б) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. Органы государства и их долж­ностные лица не вмешиваются в хозяйственную деятельность участников внешнеэкономических отношений, но, как указывалось выше, устанавливают определенные правила и формулируют требования, за соблюдением которых осуществляют контроль. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения этих правил и требований возможно применение к субъектам внешне­экономической деятельности мер государственного принуждения;
в) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Феде­рации. Российская Федерация является субъектом международных валютно-финансовых отношений, которые складываются в процессе международного оборота товаров, услуг, работ и связаны с осуществлением международных расчетов на валютном рынке. Одновременно валютный рынок существует и развивается и внутри Российской Федерации. Государство осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, как в отношении внешних валютных рынков, так и внутренних и преследует при этом единую цель - развитие национальной экономики и международного экономического сотрудничества;
г) единство системы валютного регулирования и валютного контроля. Валютное регулирование и валютный контроль можно рассматривать как систему, состоящую из органов, осуществляющих эти функции. Органами валютного регулирования являются Центральный Банк РФ и Правительство РФ, а валютный контроль осуществляют Правительство РФ, Центральный Банк РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномо­ченный Правительством РФ, а также агенты валютного контроля;
д) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Как уже отмечалось, цель валютного контроля - обеспечение экономических интересов России, как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Одновременно ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусматривает защиту прав и законных интересов и иных участников внешнеэкономической деятельности. В Законе закреплено, что акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют, а аналогичные акты, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это; акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.
Обратим внимание, что соответствующие полномочия предоставлены Правительством Российской Федерации только Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая была образована в ходе административной реформы, проведенной на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, на базе Департамента государственного финансового контроля и Департамента валютного контроля, существовавших в рамках Министерства финансов РФ, и соответствующих территориальных органов (контрольно-ревизионные управления и территориальные органы валютного контроля).
В сфере деятельности по контролю за проведением валютных операций Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, обладающим определенным кругом полномочий по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами.
Полномочия Росфиннадзора при осуществлении валютного контроля определены в «Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», в котором установлено основное направление деятельности Росфиннадзора как органа валютного контроля соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также соответствие проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений. Неподконтрольными Росфиннадзору признаются кредитные организации и валютные биржи, деятельность которых контролируется другим органом валютного контроля - Банком России. Свою деятельность в сфере валютного контроля Росфиннадзор может выполнять как непосредственно, так и через свои территориальные органы, которые руководствуются в своей деятельности Положением о территориальных органах Росфиннадзора.
Осуществляя деятельность в качестве органа валютного контроля, Росфиннадзор проводит в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации, проводит в установленном порядке проверки, в ходе которых проверяются соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, полнота и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. В случае выявления несоответствия проведенной валютной операции установленным требованиям Росфиннадзор, руководствуясь Кодексом РФ об административных правонарушениях, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.
Необходимо отметить, что, несмотря на относительно недолгий период существования, Росфиннадзор ведет достаточно эффективную работу по осуществлению финансового контроля в сфере соблюдения валютного законодательства. Оценивая необходимость создания такого органа государственного финансового контроля, как Росфиннадзор, и действенность проводимых им мероприятий, можно отметить ряд положительных моментов в выявлении правонарушений. Одним из направлений деятельности Росфиннадзора (его территориальных управлений) как органа валютного контроля, кроме выявления нарушений законодательных актов и актов органов валютного регулирования, является предупреждение и пресечение нарушений.
Еще одним основным органом валютного контроля в соответствии с ч. 2 ст. 22 и ст. 5 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» является Центральный банк РФ. Положение о том, что Центральный банк РФ является органом валютного регулирования и валютного контроля, закреплено также Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 54).
На Банке России лежит контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами. Банковская система является центральным звеном валютного контроля.
Кроме федерального органа, осуществляющего валютный контроль, законодательство выделяет также агентов валютного контроля. К последним относятся:
- уполномоченные банки, подотчетные Банку России. Последние при совершении валютных операций со своими клиентами выступают не только как гражданско-правовые субъекты, но и как субъекты, наделенные властными полномочиями. То есть банк является аг........


Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета № 197, 25.12.1994.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза. - Ратифицирован Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза 2 июня 2010г. (Федеральный закон от 2 июня 2010г. № 114-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
3. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010г. № 51 «Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» // СПС Гарант.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (в ред. на 09.02.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (в ред. от 21.04.2011 № 69-ФЗ.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 1
6. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992г. "О валютном регулировании и валютном контроле" // Российская газета. 4 ноября 1992г. N 240. (утратил силу).
7. Федеральный закон от 10 декабря 2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 7.02.11г.) // СЗ РФ. 2003. - № 50. - Ст. 4859.
8. Федеральный закон от 8.12.03 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. от 8.12.10 г.) // СПС Гарант.
9. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изм. от 27 июня, 11 июля 2011г.) // СПС Гарант.
10. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СПС Гарант.
11. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Бан­ке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 12.
12. Федеральный закон от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (в ред. от 06.01.2007) // СПС Гарант.
13. Федеральный закон от 17 мая 2007г. N 82-ФЗ "О Банке развития" // СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.
14. Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" // Российская газета. 19 ноября 1991г. (утратил силу)
15. Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945.
16. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 25. - Ст. 2561.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010г. N 584 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 32. Ст. 4343.
18. Положение ЦБ РФ от 20 июля 2007г. N 308-П "О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования" // СПС Гарант.
19. Инструкция Центрального банка РФ от 15 июня 2004г. № 117-И (в ред. от 29.12.2010 и изм. 2011г.) "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" // СПС Гарант.
20. Указание от 29 декабря 2010г. N 2556-У «О внесении изменения в пункт 1.2 Положения Банка России от 1 июня 2004 года № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» // СПС Гарант
21. Авагян Г.А. Международные валютно-кредитные отношения. - М.: Городец, 2009. - 568 с.
22. Артемов Н.М. Валютные рынки. - М.: Перспектива, 2006. - 288 с.
23. Артемов Н.М., Ашмарина Е.М., Ячменев Г.Г. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. - М.: Статут, 2008. - 675 с.
24. Айзенберг И.П. Валютная система СССР. М.: Дело, 1962. - 387 с.
25. Альтшулер А.Б. Международное валютное право. - М.: Международные отношения, 1984. - 654 с.
26. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Норма, 2009. - 425 с.
27. Бородкина В.И., Павлова А.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: учет и налоги. - М.: Вершина, 2008. - 386 с.
28. Вострикова Л.Г. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". - М.: Деловой мир, 2009. - 217 с.
29. Гафарова Г.Р. Некоторые особенности осуществления валютного контроля в РФ // Финансы. - 2009. - № 7. - С. 61-66.
30. Гаврилова С.А. Когда оформляется паспорт сделки? // Финансовая газета. - 2011. - № 24. - С. 43-46.
31. Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Государственный финансовый контроль. Курс лекций. - М.: Проспект, 2009. - 312 с.
32. Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Путин В.А. Валютное право России: Учебное пособие. - М.: Статут, 2009. - 395 с.
33. Ильин А.Ю. Совершенствование института ответственности за нарушение валютного законодательства // Финансовое право. - 2010. - № 1. - С. 45-52.
34. Козырин В.Г. Правовое регулирование экономических отношений. Альманах. (выпуск 1). - М.: Центр публично-правовых исследований, 2008. - 367 с.
35. Кожина А.В. Нормы валютного регулирования и валютного контроля // Финансы и кредит. - 2010. - № 11. - С. 62-70.
36. Крохина Ю. А. Финансовое право России: Учеб. для вузов. - М.: Норма, 2007. - 726 с.
37. Кузьмичев С.В. Понятие валютного контроля как вида государственного финансового контроля // Финансы и кредит. - 2008. - № 7. - С. 41-45.
38. Леонова О.В. Актуальные проблемы валютного контроля сегодня // Российский внешнеэкономический вестник. - 2011. - № 1. - С. 50-54.
39. Лисицын А.Ю. Валютное регулирование и валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Внешнеэкономический бюллетень. - 2009. - № 9. - С. 41-47.
40. Майер Н.В. Валютные операции в управлении внешнеэкономической деятельностью российских организаций. Автореферат дис. канд. экон. наук. - Йошкар-Ола: РГБ, 2011. - 26 с.
41. Мамбеталиева А.Н. Валютное регулирование и валютный контроль в государствах - членах Евразес // Финансовое право. - 2011. - № 11. - С. 38-43.
42. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2008. - 638 с.
43. Молчанова О.В., Яфизов Р.В. Валютный контроль за операциями резидентов // Деньги и кредит. - 2009. - № 3. - С. 35-38.
44. Новокшонов И.Б. Таможенно-банковский экспортный валютный контроль. Актуальные вопросы правоприменительной практики // Право и экономика. - 2006. - № 10. - С. 58-64.
45. Осипов С.К. Государственно-правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: РГБ, 2000. - 156 с.
46. Смирнов А.М. Международные валютные и кредитные отношения СССР. М.: Просвещение, 1960. - 368 с.
47. Соловьева А.М. Совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля в России в условиях финансово-экономического кризиса // Финансы и кредит. - 2010. - № 33. - С. 59-64.
48. Степанова Д.И. Валютное регулирование: российский и зарубежный опыт // Банковские услуги. - 2009. - № 8. - С. 2-31.
49. Студеникина М.С. Государственный контроль и применение административной ответственности как формы государственного регулирования экономическими процессами. Административно-правовое регулирование экономических отношений. - М.: Юристъ, 2008. - 216 с.
50. Сударева Т.С. Ужесточение валютного контроля // Консультант. - 2011. - № 7. - С. 70-74.
51. Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2007. - 385 с.
52. Федоров Б.Г. Валютная система СССР: взгляд в будущее. - М.: Дело, 1990. - 287 с.
53. Фрей Л.И. Международные расчеты и финансирование внешней торговли социалистических стран. - М.: Просвещение, 1960. - 396 с.
54. Хамаганова Л.Д. Об эффективности валютного регулирования и валютного контроля при проведении внешнеторговых операций в РФ // Известия ИГЭА. - 2010. - № 5. - С. 123-126.
55. Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М.: РГБ, 2005. - 124 с.
56. Чалов А.И. Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (постатейный). М.: Деловой двор, 2010. - 118 с.
57. Шохина Э.Х. Валютное законодательство: проблемные аспекты // Внешнеторговое право. - 2010. - № 2. - С. 44-52.
58. Ялбулганова А.А. Понятие, виды и объекты валютных правоотношений / Финансовое право: Учебное пособие. - М.: Статут, 2006. - 287 с.
59. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза в Internet - tsouz.ru
60. Официальный сайт ЦБ РФ: cbr.ru/statistics




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.