На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Развитие понятия рефлексия в истории науки

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение……………………………………………………………….....2
Глава I. Развитие понятия «рефлексия» в философии………………..4
Глава II. Становление понятия «рефлексия» в психологии………….10
Глава III. Утверждение понятия «рефлексия» в педагогике.........…..15
Заключение………………………………………………………………21
Литература……………………………………………………………….24


ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень развития общества выдвигает новые требования к человеку. Успешная личность сейчас - это инициативный, мобильный, ответственный, конкурентоспособный человек, способный у адекватной самооценке, саморазвитию и конструктивной самореализации без нарушения нравственных норм. Воспитание такой личности требует от педагогики поиска новых форм и методов воздействия.
Одни из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным результатам освоения основной общеобразовательной программы определено как «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению». В определении содержания программы воспитательной самореализации школьников в числе ее задач указывается, что она должна быть направлена на формирование позитивной самооценки, самоуважения и конструктивных способов самореализации [1].
Все это свидетельствует о том, что в настоящее время на уровне государственной образовательной политики осознается в качестве одной из приоритетных задач образования формирование у подрастающего поколения готовности способности к самооценке, саморазвитию и конструктивной самореализации. По нашему мнению, способствовать решению этой задачи может целенаправленная организация рефлексивной деятельности детей в системе воспитательной работы в школе, включающая в себя самопознание, самооценку и саморегуляцию.
Для понимания сущности явления «рефлексия» необходимо изучить истоки формирования данного понятия в научном познании, этапы его становления. Понятие рефлексия нельзя отнести только к одной науке, этот феномен изучается с разных позиций в философии, педагогике, психологии, логике и других науках.
Таким образом, целью нашего теоретического исследования является изучение развития понятия «рефлексия» в истории философии, психологии и педагогике.


Глава I. Развитие понятия «рефлексия» в истории философии.
Понятие рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) впервые встречается в рамках философского осмысления проблемы человеческого сознания философии Нового времени. Изначально оно обозначало внутренне обращение на самого себя, и только позднее приобрело переносный смысл «отражения»........


Заключение.
Понятие «рефлексия» является междисциплинарным понятием. Этот феномен человеческого сознания изучается с различных сторон философией, психологией, логикой, педагогикой и т.д.
Философы разного периода, разных школ часто вкладывали в понятие «рефлексия» разный смысл, придавая этому процессу разное значение. Философы Нового Времени Р. Декарт, Дж. Локк понимали это явление как особую деятельность человеческого ума, способствующую формирования сознание и считали, что результат рефлексии (чувство, представление) является абсолютно достоверным, так как это познанное, прожитое собственным Я человека, в то время как почувствованное и представленное недостоверно вовсе.
Философы периода немецкой классической философии И. Кант, И.Г. Фихте объясняли рефлексию через принцип двойственности человеческого «Я», выделяя рефлектирующий субъект мышления и объект восприятия, содержащий опыт человека. Я.Ф. Шеллинг помимо этих двух «Я», обозначил необходимой третью стадию - возвращение «Я» к себе.
Гегель в первые определил важность процесса рефлексии в развитии «духа» человека. Рефлексия способствует продвижению к более истинным философским позициям, способствует самоорганизации и актуализации. Рефлексия по Гегелю включена в целое самоорганизации и способна изменить направленность поведения. Важность рефлексии в жизни индивида отмечал в своем учении и Штирнер. Человек, по Штирнеру, распадается на «природное влечение» и «рефлексию», которая выступает в виде критической совести.
Российские ученые В.А. Лефевр, Г.П. Щедровицкий исследовали рефлексию с точки зрения деятельности, управления. В.А. Лефевр считает рефлексию способностью встать в позицию исследователя по отношению к другому. Г.П. Щедровицкий рассматривает рефлексию и как особый процесс и структуру деятельности, и как принцип развертывания схем деятельности.
В психологии развитие понятии рефлексии следует рассматривать, разделяя научные исследовании зарубежных и отечественных психологов. В зарубежной психологии рефлексия детально не изучалась. Лишь некоторые исследователи и школы уделяли ей должное внимание: А. Буземан, исследовавший развитие самосознания с помощью рефлексии, и Ж. Пиаже, последние работы которого были посвящены изучению развития рефлексивного мышления у ребенка.
Совсем иная линия изучения рефлексии характерна для отечественной психологии, представленной такими учеными как: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник и др. Рефлексия в их понимании выступает как объяснительный принцип развития самосознания и психики в целом. Б.Г. Ананьев видит в рефлексии важную функцию определения человеком жизненных целей, стремлений. Рубинштейн С.Л. связывает с рефлексией процесс становления личности и ее развития. Современные исследователи отмечают регулятивные свойства рефлексии (А.В. Карпов) и выделяют несколько типов рефлексии: кооперативная, коммуникативная, личностная и интеллектуальная (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанова).
В педагогику понятие рефлексии активно начало активно входить лишь в последние десятилетия и часто находится на границе с психологией. При этом ученые не всегда используют понятие рефлексии, а фактически рассматриваются лишь ее элементы. Большую роль рефлексии отводится в процессах самовоспитания, самоанализа и самооценке. Изучению этих процессов посвящены исследования М.Ю. Орлова, Б. Битинаса, П.Н. Осипова, Г.К. Селевко, Н.Г. Суворовой.
В последние годы наблюдается повышенный интерес педагогов-исследователей к различным аспектам организации рефлексивной деятельности школьников в процессе обучении и воспитания. Этой проблеме посвящены исследования Т.В. Белозерцевой, Г.П. Звенигородской, В.А. Ботиной, Л.В. Куклиной.
Подчеркнем, что все исследователи рассматривают эту проблему на уровне организации педагогических технологий (образвательных и воспитательных).
Изучив развитие понятия «рефлексия» в истории наук, мы можем сделать вывод о том, что с одной стороны, рефлексия в каждой науке рассматривается со своей точки зрения. Значимость и функции процесса рефлексии в педагогике, психологии и философии определяется предметом изучения каждой из них. С другой стороны, мы можем наблюдать междисциплинарный и преемственный характер развития данного понятия в гуманитарных науках. В педагогику рефлексия перешла из психологии, а в психологию это понятие пришло благодаря философским исследованиям.


ЛИТЕРАТУРА.
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования: Статьи 8; 13; 18.2.3 [Электронный ресурс]: edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1897/html
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
3. Белозерцева, Т.В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/ Белозерцева Татьяна Викторовна. - Челябинск, 2000. - 195 с.
4. Битинас Б.П. Процесс воспитания. - Н.Новгород: ПФ Момент, 1996.
5. Ботина, В.А.Формирование у школьника потребности в саморазвитии личности в воспитательном процессе школы: автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Ботина Вера Александровна. - Вологда, 2002. - 29 с.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т 4. - М., 1984.
7. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1971.
8. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989.
9. Джеймс У. Психология / под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991
10. Звенигородская, Г.П. Педагогические условия развития рефлексивных способностей учащихся в образовательном процессе: дис. …канд. пед. наук: 13.00. 01/ Звенигородская Галина Петровна. - Хабаровск, 1997. - 205 с.
11. Кант И. Сочинения: В 6 т. - М.: Мысль, 1966.
12. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во ИПРАН, 2004.
13. Куклина, Л.В. Моделирование личностно-ориентированных воспитательных технологий в условиях воспитательной системы школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/ Куклина Людмила Владимировна. - Ульяновск, 2005. - 20 с.
14. Лефевр В. Рефлексия. М.: Когито-центр, 2003.
15. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении (1689) // Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1985.
16. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
17. Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Монография. - Казань: Карпол, 1997.
18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.
19. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
20. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Проблемы рефлексии в научном познании. -Куйбышев, 1983.
21. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Исследование проблем психологии творчества. - М., 1983.
22. Суворова, Н.Г. Интерактивное обучение : новые подходы / Н.Г. Суворова // Учитель (Россия). - 2000. - № 1.
23. Фихте И.Г. Сочинения: В 2 т. - СПб.: Мифрил, 1993.
24. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1987.
25. Штирнер М. Единственный и его собственность / пер. с нем. Б. В. Гиммельфарба, М. Л. Гохшиллера. - СПб.: Азбука, 2001.
26. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. - М.: Наследие ММК, 2005.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.