Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Развитие понятия рефлексия в истории науки

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение……………………………………………………………….....2
Глава I. Развитие понятия «рефлексия» в философии………………..4
Глава II. Становление понятия «рефлексия» в психологии………….10
Глава III. Утверждение понятия «рефлексия» в педагогике.........…..15
Заключение………………………………………………………………21
Литература……………………………………………………………….24


ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень развития общества выдвигает новые требования к человеку. Успешная личность сейчас - это инициативный, мобильный, ответственный, конкурентоспособный человек, способный у адекватной самооценке, саморазвитию и конструктивной самореализации без нарушения нравственных норм. Воспитание такой личности требует от педагогики поиска новых форм и методов воздействия.
Одни из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным результатам освоения основной общеобразовательной программы определено как «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению». В определении содержания программы воспитательной самореализации школьников в числе ее задач указывается, что она должна быть направлена на формирование позитивной самооценки, самоуважения и конструктивных способов самореализации [1].
Все это свидетельствует о том, что в настоящее время на уровне государственной образовательной политики осознается в качестве одной из приоритетных задач образования формирование у подрастающего поколения готовности способности к самооценке, саморазвитию и конструктивной самореализации. По нашему мнению, способствовать решению этой задачи может целенаправленная организация рефлексивной деятельности детей в системе воспитательной работы в школе, включающая в себя самопознание, самооценку и саморегуляцию.
Для понимания сущности явления «рефлексия» необходимо изучить истоки формирования данного понятия в научном познании, этапы его становления. Понятие рефлексия нельзя отнести только к одной науке, этот феномен изучается с разных позиций в философии, педагогике, психологии, логике и других науках.
Таким образом, целью нашего теоретического исследования является изучение развития понятия «рефлексия» в истории философии, психологии и педагогике.


Глава I. Развитие понятия «рефлексия» в истории философии.
Понятие рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) впервые встречается в рамках философского осмысления проблемы человеческого сознания философии Нового времени. Изначально оно обозначало внутренне обращение на самого себя, и только позднее приобрело переносный смысл «отражения»........


Заключение.
Понятие «рефлексия» является междисциплинарным понятием. Этот феномен человеческого сознания изучается с различных сторон философией, психологией, логикой, педагогикой и т.д.
Философы разного периода, разных школ часто вкладывали в понятие «рефлексия» разный смысл, придавая этому процессу разное значение. Философы Нового Времени Р. Декарт, Дж. Локк понимали это явление как особую деятельность человеческого ума, способствующую формирования сознание и считали, что результат рефлексии (чувство, представление) является абсолютно достоверным, так как это познанное, прожитое собственным Я человека, в то время как почувствованное и представленное недостоверно вовсе.
Философы периода немецкой классической философии И. Кант, И.Г. Фихте объясняли рефлексию через принцип двойственности человеческого «Я», выделяя рефлектирующий субъект мышления и объект восприятия, содержащий опыт человека. Я.Ф. Шеллинг помимо этих двух «Я», обозначил необходимой третью стадию - возвращение «Я» к себе.
Гегель в первые определил важность процесса рефлексии в развитии «духа» человека. Рефлексия способствует продвижению к более истинным философским позициям, способствует самоорганизации и актуализации. Рефлексия по Гегелю включена в целое самоорганизации и способна изменить направленность поведения. Важность рефлексии в жизни индивида отмечал в своем учении и Штирнер. Человек, по Штирнеру, распадается на «природное влечение» и «рефлексию», которая выступает в виде критической совести.
Российские ученые В.А. Лефевр, Г.П. Щедровицкий исследовали рефлексию с точки зрения деятельности, управления. В.А. Лефевр считает рефлексию способностью встать в позицию исследователя по отношению к другому. Г.П. Щедровицкий рассматривает рефлексию и как особый процесс и структуру деятельности, и как принцип развертывания схем деятельности.
В психологии развитие понятии рефлексии следует рассматривать, разделяя научные исследовании зарубежных и отечественных психологов. В зарубежной психологии рефлексия детально не изучалась. Лишь некоторые исследователи и школы уделяли ей должное внимание: А. Буземан, исследовавший развитие самосознания с помощью рефлексии, и Ж. Пиаже, последние работы которого были посвящены изучению развития рефлексивного мышления у ребенка.
Совсем иная линия изучения рефлексии характерна для отечественной психологии, представленной такими учеными как: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник и др. Рефлексия в их понимании выступает как объяснительный принцип развития самосознания и психики в целом. Б.Г. Ананьев видит в рефлексии важную функцию определения человеком жизненных целей, стремлений. Рубинштейн С.Л. связывает с рефлексией процесс становления личности и ее развития. Современные исследователи отмечают регулятивные свойства рефлексии (А.В. Карпов) и выделяют несколько типов рефлексии: кооперативная, коммуникативная, личностная и интеллектуальная (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанова).
В педагогику понятие рефлексии активно начало активно входить лишь в последние десятилетия и часто находится на границе с психологией. При этом ученые не всегда используют понятие рефлексии, а фактически рассматриваются лишь ее элементы. Большую роль рефлексии отводится в процессах самовоспитания, самоанализа и самооценке. Изучению этих процессов посвящены исследования М.Ю. Орлова, Б. Битинаса, П.Н. Осипова, Г.К. Селевко, Н.Г. Суворовой.
В последние годы наблюдается повышенный интерес педагогов-исследователей к различным аспектам организации рефлексивной деятельности школьников в процессе обучении и воспитания. Этой проблеме посвящены исследования Т.В. Белозерцевой, Г.П. Звенигородской, В.А. Ботиной, Л.В. Куклиной.
Подчеркнем, что все исследователи рассматривают эту проблему на уровне организации педагогических технологий (образвательных и воспитательных).
Изучив развитие понятия «рефлексия» в истории наук, мы можем сделать вывод о том, что с одной стороны, рефлексия в каждой науке рассматривается со своей точки зрения. Значимость и функции процесса рефлексии в педагогике, психологии и философии определяется предметом изучения каждой из них. С другой стороны, мы можем наблюдать междисциплинарный и преемственный характер развития данного понятия в гуманитарных науках. В педагогику рефлексия перешла из психологии, а в психологию это понятие пришло благодаря философским исследованиям.


ЛИТЕРАТУРА.
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования: Статьи 8; 13; 18.2.3 [Электронный ресурс]: edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1897/html
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
3. Белозерцева, Т.В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/ Белозерцева Татьяна Викторовна. - Челябинск, 2000. - 195 с.
4. Битинас Б.П. Процесс воспитания. - Н.Новгород: ПФ Момент, 1996.
5. Ботина, В.А.Формирование у школьника потребности в саморазвитии личности в воспитательном процессе школы: автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Ботина Вера Александровна. - Вологда, 2002. - 29 с.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т 4. - М., 1984.
7. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1971.
8. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989.
9. Джеймс У. Психология / под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991
10. Звенигородская, Г.П. Педагогические условия развития рефлексивных способностей учащихся в образовательном процессе: дис. …канд. пед. наук: 13.00. 01/ Звенигородская Галина Петровна. - Хабаровск, 1997. - 205 с.
11. Кант И. Сочинения: В 6 т. - М.: Мысль, 1966.
12. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во ИПРАН, 2004.
13. Куклина, Л.В. Моделирование личностно-ориентированных воспитательных технологий в условиях воспитательной системы школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/ Куклина Людмила Владимировна. - Ульяновск, 2005. - 20 с.
14. Лефевр В. Рефлексия. М.: Когито-центр, 2003.
15. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении (1689) // Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1985.
16. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
17. Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Монография. - Казань: Карпол, 1997.
18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.
19. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
20. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Проблемы рефлексии в научном познании. -Куйбышев, 1983.
21. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Исследование проблем психологии творчества. - М., 1983.
22. Суворова, Н.Г. Интерактивное обучение : новые подходы / Н.Г. Суворова // Учитель (Россия). - 2000. - № 1.
23. Фихте И.Г. Сочинения: В 2 т. - СПб.: Мифрил, 1993.
24. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1987.
25. Штирнер М. Единственный и его собственность / пер. с нем. Б. В. Гиммельфарба, М. Л. Гохшиллера. - СПб.: Азбука, 2001.
26. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. - М.: Наследие ММК, 2005.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.