На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности представления о судьбе на разных этапах жизненного пути у мужчин

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 9.6.2013. Сдан: 2012. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3
Глава 1. Рассмотрение теоретических подходов к вопросу судьбы и становления человека. 5
1.1 Жизненный путь и особенности развития человека 5
1.2 Аналитическая концепция, развития человека, К.Г. Юнга 15
1.3 Особенности развития личности на примере мифа 18
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей представлений о судьбы на разных этапах жизненного пути у мужчин. 28
2.1. Описание и обоснование методов исследования 28
2.2 Анализ результатов 44
Заключение 46
Список литературы 48


Введение

Судьба это сложное многогранное и не однозначное понятие, неотъемлемо сопровождающее человека, как на пути его жизни, так и на пути культурного становления общества. Судьба находит свое отражение в мифах и притчах, выражается аллегориями и художественными образами. В культурных концепциях находят символическое отражение, ритуальными действиями, гаданиями и народными предметами. Судьба образует богатое семантическое поле во всех языках мира.[15]
Понятие судьбы имеет высокую вариативность, опираясь на персональные философские воззрения человека, несмотря на то, что имеет общечеловеческую универсальность.
Анализ философов привел к ключевым понятиям образующие судьбу, истина и судьба. Они утверждают об их соотносимости, говоря, что первое из них объединяет в себе мысли человека, о тех событиях, что происходят в его жизни, а второе предстает в виде интерпретации происходящих событий. Именно судьба имеет непосредственное отношение к самой жизни человека, а не то, как он о ней думает.[4]
Оба понятия заключают в себе сакральный подтекст о не всесильности человека.
Именно область судьбы, интерпретирующая события жизни, ее течение, те закономерности происходящего имеющие отношение к жизни человека, является для нас пространством исследования. Используя такое понимание судьбы, как отражения, мы предполагаем, что она отражает всю жизнь, отражает весь жизненный путь человека.
Цель работы: изучение особенностей представлений о судьбе у мужчин на разных этапах жизненного пути.
Объект исследования: представления о судьбе
Предмет исследования: особенности представлений о судьбе у мужчин
Гипотеза: представления о судьбе в течение жизненного пути видоизменяются и от четких и устойчивых в младшем школьном возрасте, к неопределенных и связанных с поиском своей судьбы в подростковом и юношеском возрасте и до формирования личностного понимания судьбы, как части жизненного пути и части личности в зрелом возрасте.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической литературы, направлений возрастной и аналитической психологии, затрагивающих закономерности становления человека и глубинных процессов формирования личности.
2. Методы экспериментального исследования:
а) проведение интервью
б) анализ данных, полученных в исследовании


Глава 1. Рассмотрение теоретических подходов к вопросу судьбы и становления человека.

1.1 Жизненный путь и особенности развития человека

Жизненный путь человека представляет собой ни что иное, как саму жизнь человека[1]. От момента его рождения до самой смерти. Начало жизни и ее течение подвержено определенным закономерностям как физиологического, так и психического развития. Можно с уверенностью говорить, что у человека, существуют определенные возрастные особенности становление как личности. [1;10;13;19;26;27;37;]
Процессы, протекающие в каждом из нас, несмотря на свою схожесть, по внешним проявлениям, имеют под собой индивидуальные, если можно так сказать, программы развития, которые нельзя описать конкретными, постоянными границами того, как человек развивается и что с ним произойдет. Отсутствие универсалий обуславливается так же, тем что, помимо психофизиологического развития имеет место влияние культуры и истории всего человечества в целом, процессов происходящих на уровне общества влияющих на каждого в своем конкретном случае и на всех одновременно, это делает невозможным закрыть процесс развития в рамки конкретных закономерностей. Развитие человека, несмотря на всю сложность, трудоемкость описания и даже наблюдения, средняя продолжительность более 60 лет, мы можем сказать, что существуют этапы. Этапы закономерного развития, через которые проходит каждый человек, на пути становления личности.[1;10;13;19;27;26;37]
Жизненный путь человека это вся его история, не только формирование и развитие, становление личности, но и общество, частью которого он является, течение времени, его мотивов и базовых ценностях.[1]
Для определения этапов жизненного пути мы можем обраться к возрастным периодам, в которых происходят специфические новообразования. Они происходят только в своем возрастном диапазоне, уникальны для всей жизни в целом. Именно это нам позволит определить этапы жизненного пути. Но по мере взросление человека вариативность и содержательная часть этих этапов возрастает. Зрелость человека определяет наличие огромного количества вариаций составления социальных и поведенческих реакций на отношение процесс собственного развития и внешний мир. Система становится практически необъемлемой по сравнению с периодами детства и юношества, где этот механизм только набирает свои силы, образовывая первичную социальную структуру, с включенными в нее большого числа элементов, и первым ее видоизменением или разрушением в юношеском возрасте.[10;11;12;27]
Говоря о жизненном пути, мы говорим о закономерностях становления, положенных в сложнейшую, многоуровневую систему, можно сказать даже диссипативную систему. Являясь при этом, в какой то степени строго индивидуальным. Именно по этому этапы могут описать некоторые возрастные рамки и направления развития, не коим образом не описывая меру и степень наполнения ее различными явлениями.[10;13;26;27;]
Жизненный путь, по состоянию современной психологии, делиться на этапы, выделяя в каждом из них ожидаемые адаптационные процессы и изменения, при этом, не давая четких границ, а лишь примерные возрастные рамки. В каждом из выделяемых периодов все изменения происходят постепенно, по истечении времени и окончание возрастного промежутка не означает, что процессы прекратятся и начнутся новые. Начало и завершение всех процессов взаимосвязано с началом иных, они заключены в последовательное, обязательное, прохождение каждого из них. Наиболее полно описывает это Эрик Эриксон, его теории охватывает весь жизненный путь человека. Один из постулатов Эриксона это неизменное прохождение всех этапов в ходе развития человека.[26;27;37]
Эриксон утверждает, что готовность личности идти в направление развития и роста дает возможность переходить от одной стадии развития к другой, а так же подкрепляется положительной оценкой общества. [26]
Согласно Эриксону стадий развития 8.[19] Наступление каждой стадии определяется критическим моментом жизни человека , зачастую меняющих жизнь человека, и прохождением текущей стадии развития. Кризис побуждает человека к некоторому эволюционному процессу, необходимого для наступление следующего, а, в конце концов, и смерти человека. Но успешное прохождение совсем не обязательно для жизни человека, существует вероятность того, что человек не пройдет этот этап, не сможет встать на ступень выше, это обречет его на обращение именно к этому моменту в течение всей его дальнейшей жизни. Неблагоприятное прохождение кризиса оставит сильный отпечаток на личности, будет вынуждать снова и снова пройти его. Неблагоприятное, как и благоприятное прохождение кризиса не определяет, то, как будет пройден следующий этап, кризис. Каждый из них несет в себе как позитивные, так и негативные моменты, что в свою очередь, безусловно, влияет, в совокупности с характером прохождения, на те, модели поведения, которые будет выбирать человек.[19]
Перейдем к рассмотрению стадий по Эриксону. Первую стадию выделяет как младенчество, возрастной диапазон от рождения до года. Он выделяет основные моменты как базальное доверие, определяя его позитивым. Наряду с ним может образоваться и негативный, базальное недоверие. Восприятие младенцем безопасности окружающего мира и стабильности и есть базальное доверие, или как его еще называют чувство внутренней определенности. Это так же определяет, в случае доверия, окружающих людей как заботливых и надежных. То насколько будет развито доверие у ребенка зависит от материнской заботы, которую он получает, те чувства, которые она ему передает, постоянства и тождества переживаний и др. Чувство недоверия может быть вызвано несостоятельностью матери ребенка и отторжением, это способно вызвать страх, подозрительность и чувство опасности.[26]
Следующая стадия, раннее детство, возрастной диапазон от одного года до трех лет. Основные положения данного этапа это автономия, стыд и сомнения. С точки зрения Эриксона автономия представляется как некоторая степень свободы, в которой должен находится ребенок, удерживаемый родителями от постоянно растущей способности делать выбор у ребенка. А стыд и сомнение появляется в силу невозможности развить самоконтроль и автономию, причем стыд выступает как аналог гнева, направленного на самого себя. Разрешение кризиса на этом этапе зависит от родителей, от их готовности предоставить ребенку возможность свободно выполнять посильные ему действия. В случае успешного прохождения кризиса ребенок обретает такие качества как сила воли, что Эриксон характеризует как способность к самоограничению и свободу выбора.[26;27]
Третья стадия по Эриксону - «Возраст игры». Возрастной период от трех до шести лет. В этом возрастном этапе ребенок сталкивается с инициативность и виной. Очень важно, что бы родители принимали и поощряли проявление инициативы со стороны ребенка. Это позволит успешно пройти этот кризис. Но в случае, когда родители пресекают любые самостоятельные действия ребенка и не принимают их, это вызывает чувство вины у ребенка и отсутствие желание самостоятельной деятельности. Ребенок успешно прошедший кризис приобретает такое качество как целеустремленность.[26]
Следующая стадия четвертая, она затрагивает школьный возраст и находится в возрастном периоде от шести до 12 лет. Ребенок оказывается перед дилеммой трудолюбия и неполноценности. По мере познания устройства мира у ребенка вырабатывается чувство трудолюбия. Его эго идентичность выражается через «я - то, чему я научился»[27]. Проблематикой на данном этапе выступает чувство некомпетентности, даже неполноценности. Это вызвано не столько его реальными знаниями, а, сколько тем, что статусное положение так подвержено влиянию иных факторов, например материальное положение или национальность. Влияние этих факторов в последствии снижает мотивацию к обучению, получению новых знаний и навыков, уверенность в себе, сомнения в способности эффективно функционировать. На ряду с возможным неблагоприятным прохождением кризиса, конечно же, возможно и позитивное, что по способствует к приобретению таких навыков и качеств как трудолюбие и межличностная компетентность. Эриксон утверждает, что межличностная компетентность сводится к уверенности ребенка в положительном влияние на общество.[26;27]
Следом наступает пятая стадия, период юности, возрастной период от двенадцати до двадцати лет. Эти границы так же имеют отклонения, от тринадцати до девятнадцати лет соответственно. Сложность этого кризиса заключена в эго идентичности и ролевом смешение. Эго идентичность, по утверждению Эриксона не является суммой приобретенных ранее идентификаций, а скорей это ощущение внутри личности тождества самому себе, которое согласуется с оценкой этого тождества и целостности других людей. При этом внутренняя и внешняя составляющая так же должны согласоваться друг с другом. Так же большое влияние оказывают референтные социальные группы для подростка, с которыми он себя идентифицирует.
Этот этап представляет собой сложную задачу объединения, интеграции всех накопленных знаний о себе в одно целое. Для успешного прохождения этого кризиса требуется основа, заложенная еще в детстве, в процессе прохождения предшествующих кризисов. Отсутствие этой основы может спровоцировать кризис идентичности и ролевое смешение, при этом подросток будет испытывать чувство собственной не нужности и отсутствие цели. Невозможность выбрать свой путь, то, как построить свою жизнь, в каком направление идти, сопутствует душевный разлад, все это негативно сказывается на подростке, провоцируя его к «негативным» идентификациям, которые будут противоречить ожиданиям родителей и сверстников. Не смотря на всю возможную трагичность разворачиваемых событий, кризис может пройти и успешно. Подросток усвоит такое положительное качество как верность. Эриксон понимает под этим верность своим обещаниям и привязанностям, не смотря не на что, даже если это будет противоречить собственной системе ценностей.[19;26;27;37]
Шестая стадия следующая, она является границей ранней зрелости, продолжительностью от 19-20 лет до 25 лет. Формально, в этом возрастном периоде, человек вступает во взрослую жизнь. На это указывает и Эриксон. Трудность этого периода заключается в вопросах интимности и изоляции. Это обусловлено началом периода продуктивной работы, развитием межличностных отношений и достижением личной идентичности. Невозможность человека доверительные отношения, личные, либо слишком сильная увлеченность собой может привести к изоляции и чувству одиночества. Интимность выступает здесь как возможность объединения идентичности другого человека со своей, а с другой стороны как чувство, испытываемое по отношению к близким людям. При этом сохраняя чувство безопасности, без опасений потерять. Для достижения интимности у человека должна быть сформирована устойчивая личная идентичность. Благоприятное прохождение кризиса позволит приобрести и прочувствовать любовь. Эриксон вкладывает в понятие любви не только эротические и романтические смыслы, но и как способность доверять себя другому человеку, даже когда это может потребовать неких жертв и уступок, оставаясь верным себе.[19]
Следующая стадия седьмая, охватывает период средней зрелости от 26 до 64 лет. Основная задача в этом периоде это выбор между инертностью и продуктивностью. Забота о последующих поколениях Эриксон понимает за продуктивностью. Она заключается в способе и самой деятельности в виде помощи выбора направления жизни, ее течения и протекания, для наиболее беспрепятственного ее прохождения, на пути становления личности. Но не всегда человеку удается быть продуктивным в этом отношение, что ведет за собой переход на главный план не помощь, а центрацию на собственных желаниях и мотивах, желаниях и удобстве. Это влечет за собой чувство безнадежности и отсутствия смысла собственной жизни, обедняя межличностные отношения. Как и другие кризисы, он может протечь и положительно, человек сможет обрести положительное качество как забота. Заботу Эриксон противопоставляет апатии и следующей за ней безразличностью. Она может проявить себя как рас........

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. - (Серия «Мастера психологии»)
2. Анисимов А. Ф., Представления эвенков о душе и проблема происхождения анимизма, в сб.: Труды института этнографии. Новая серия, т. 14, М., 1951;
3. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Меди цина, 1968.
4. Арутюнова Н,Д. Истина: фон и коннотации // Логический анализ языка: Культурные концепты. М., 1991.
5. Афанасьев А. Н., Поэтические воззрения славян на природу, т. 3, М., 1869, гл. 25;
6. Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI Лингвистическая прагматика. М.,1985. С. 125 и сл.
7. Диагноз судьбы и судьба диагноза //Девиантность в социальном, литературном и культурном контекстах: опыт мультидисциплинарного осмысления. Под ред. А Лало, Н.Щитова. Минск: Юнипак, 2004
8. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества - СПб.: Питер, 2007, ISBN 5-318-00459-8.
9. Капица С. П. Общая теория роста человечества: Сколько людей жило, живёт и будет жить на Земле. М.: Наука, 1999. ISBN 5-02-008299-6
10. Квинн В. Прикладная психология. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 560 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
11. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с. - ISBN 5-09-001053-6
12. Кон И. С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003. - 336 с. - (Серия «Высшее профессиональное образование»). - ISBN 5-7695-1420-5
13. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
14. Пиаже, Жан. Психология интеллекта. Перевод: А. М. Пятигорский. - СПб.: 20
15. Понятие судьбы в контексте разных культур / Науч. совет по истории мировой культуры. - М.: Наука. 1 полутодие 1994. - 320 с.
16. Потебня А. А., О доле и сродных с нею существах, в сб.: Древности. Труды Московского археологического общества, т. 1, М., 1865;
17. Роберт Джонсон. "Он: глубинные аспекты мужской психологии" перевод В.Мершавка "Институт общегуманитарных исследований", 1998
18. Роберт Джонсон. "Она: глубинные аспекты женской психологии" перевод В.Мершавка "Институт общегуманитарных исследований", 1998
19. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996
20. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. - СПб.: Лань, 1999. - 320 с.
21. Тэвистокские лекции. Исследование процесса индивидуации» 1998.
К.Г. Юнг.
22. Уваров И. В., Зевс и Судьба (по Гомеру), "Филологические записки", 1915, кн. 2;
23. Фрейденберг О. М., Миф и литература древности, М., 1978;
24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
25. Фромм, Эрих Зелигманн. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов. - Москва: АСТ, Астрель, 2010. - 320 с.
26. Эриксон Э. Г. Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000.
27. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - М.: Прогресс, б.г. (1996).
28. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М., 1995.
29. Юнг К. Г. Психологические типы Спб.:Азбука, 2001.
30. Юнг К. Г. Сознание, бессознательное и индивидуация // Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации.- М., 1996.
31. Юнг К. Г. Человек и его символы. Библиотечка аналитической психологии. Ред. В. Зеленский. СПб., 1996.
32. Юнг К.Г. Архетип и Символ М., 1997.
33. Юнг. К. Г. Отношения между Я и бессознательным // Психология бессознательного. М.: Канон. 1994.
34. Amand D., Fatalisme et libertй dans lantiquitй grecque, Louvain, 1945
35. Bartholomew В., Fortuna and Natura, The Hague, 1966;
36. Erik H. Erikson Joan M. Erikson Helen Q. Kivnick Vital Involvement in Old Age WWNORTON & COMPANY New York
37. Erikson, Erik, and J.M. Erikson. 1982. The Life Cycle Completed. New York: Norton (current edition: 1997
38. Potvin Ch., Bibliographie de Chrestien de Troyes, 1863.
39. Schulz O., Die Darstellung psychologischer Vorg?nge in den Romanen Kr. v. Troye, Halle, 1903;





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.