На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Знакомство детей старшего дошкольного возраста со временем посредством модели-часы

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 9.6.2013. Сдан: 2012. Страниц: 70. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление


Введение………………………………………………………………..…………….3

Реферативная часть «Теоретические основы организации знакомства детей старшего дошкольного возраста со временем посредством моделирования»….7
1.1 Моделирование как дидактический метод обучения детей дошкольного возраста……………………………………………………………..………...…7
1.2 Развитие и формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………21
1.3 Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с часами..31
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………36

Проектная часть «Планирование и перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с часами»…………………………..…...37
2.1 Пояснительная записка…………………………………………..……………37
2.2 Перспективный план…………………………………………………………..39
2.3 Диагностика уровня усвоения представлений о времени посредством моделирования. Анализ результатов деятельности……………………………...45
2.4. Методические рекомендации к перспективному плану….…………………49

Заключение…………………………………………………………………………54
Библиографический список………………………………………………………..56
Приложения………………………………………………………………………...59


Введение

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Знания должны стать не целью, а средством развития ребенка. Вся образовательная деятельность дошкольных учреждений строится на основе интеграции и тематического планирования. При этом для системы ДОУ установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
Итак, согласно принципу интеграции задачи одной из образовательных областей осуществляются не только в процессе организации образовательной деятельности данной области, но и при организации всех видов детской деятельности других образовательных областей.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, из­мерять время, чувствовать его дли­тельность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятель­ность во времени способствует развитию таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повсе­дневной жизни [15, 25].
Программой воспитания и обучения в дет­ском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во време­ни: знакомство с окружающим миром, в котором все события протекают во времени; временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Именно поэтому перед воспитателями дошкольных учреждений встает проблема ознакомления детей со временем - неосязаемым явлением в условии преобладания наглядно-образного мышления и восприятия детей дошкольного возраста.
Для этого в психологии существует такой метод как моделирование. Моделирование - это наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта [13, 236]. Проблема формирования способности к наглядному моделированию в ее различных теоретических и практических модификациях занимает заметное место в психологической литературе. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Л. Лоренсо, Хализева Л.М.) [10]. Учеными также отмечено, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. А развитие временных представлений у дошкольников - это одна из сторон математического развития детей.
Особенностями восприятия дошкольниками часов и способами ознакомления с ними занимались такие психологи и педагоги, как Е.И. Щербакова (изучала формирование у дошкольников временных представлений и понятий), Т.Д. Рихтерман (раскрывала основные особенности восприятия детьми времени, предлагая интересные приемы работы на наглядной основе), Р.Чуднова (предложила широко использовать картинки и словесный материал), Т.А. Мусейибова (работала над формированием единства чувственного и логического отношения времени) и многие другие.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что использование наглядного моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения дошкольниками материала, формирует приемы работы с памятью, вызывает интерес у детей, а, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Противоречие между необходимостью формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию и недостаточной разработанностью в педагогической психологии научно-обоснованных рекомендаций для осуществления данного процесса определило проблему исследования и тему ВКР.
Объект - знакомство детей старшего дошкольного возраста со временем посредством моделирования.
Предмет исследования - моделирование.
Цель нашего исследования - теоретически обосновать и разработать перспективный план по ознакомлению старших дошкольников со временем посредством моделирования.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу и проблему использования метода моделирования в математическом развитии дошкольника. Дать характеристику основным понятиям темы. Рассмотреть этапы знакомства детей со временем.
2. Раскрыть особенности формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста путем наглядного моделирования. Составить перспективный план по ознакомлению детей с часами посредством моделирования.
3. Апробировать на практике занятия по ознакомлению со временем посредством моделирования. Проанализировать полученные результаты. Провести диагностику умений старших дошкольников ДОУ «Елочка» ориентироваться по временной модели часов.
Гипотеза: Модель - это временной эталон, с помощью которого формируется представление детей старшего дошкольного возраста о времени.
Методы исследования:
- теоретический (анализ литературы);
- эмпирический (диагностика, наблюдение, планирование, обобщение опыта).


Реферативная часть «Теоретические основы организации знакомства детей старшего дошкольного возраста со временем посредством моделирования»

1.1 Моделирование как дидактический метод обучения детей дошкольного возраста

Моделирование как действие обучаемого применялось с первых шагов передачи человеком своего опыта подрастающему поколению. Однако лишь настоящему вре­мени принадлежит его активное теорети­ческое осмысление, а, следовательно, и более осознанное применение в практике.
Название этого способа действия прои­зошло от слова «модель». Модели бывают матери­альные (вещественные) и идеальные (умо­зрительные). К материальным моделям относятся, например, глобус, модели термо­метра, цветка, сердца. Идеальные - это мысленно построенные модели. Одни идеальные мо­дели создаются на основе анализа предме­тов и явлений реальной действительности от переноса в виде знаково-символических средств на бумагу, доску, в компьютер, в качестве таких знаково-символических средств используются различные условные знаки, рисунки, схемы, таблицы, диаграм­мы, формулы. Другие идеальные модели стро­ятся из чувственно-наглядных элементов. Такими моделями являются различные схемы, инструктивные рисунки, планы и карты.
В науке модели используются для изучения любых объектов (явлений, процессов), для решения самых разнообразных научных задач и получения тем самым новой информации. Поэтому модель определяется обычно как некий объект (система), исследование которого служит средством для получения знаний о другом объекте (оригинале). Часто модели используются для замещения объекта каким-либо другим, более удобным в данных условиях. Например, когда учитель желает более наглядно показать ученикам способы сложения многозначных чисел, он использует модель - заместитель этих чисел - русские счеты. Или когда ученики с помощью фишек выкладывают слова при их звуковом анализе, то выложенную совокупность фишек называют фонетической моделью соответствующего слова. И в этом случае модель используется как удобный заместитель оригинала - слова.
Моделирование используется и для истолкования (интерпретации) каких-либо объектов, с тем, чтобы сделать их использование более удобным, легким и понятным. [22, 19]. При этом важно учесть, что модели всегда строятся или выбираются человеком для определенной цели, а не даны изначально. Поэтому разные люди, имея в виду одну и ту же цель, могут для одного и того же объекта построить разные модели.
Отличие понятий «модель» и «моделирование» отчетливо прописано А.Ф. Кузиным. Он определяет моделирование как «изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), заменяющей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличается от него по ряду других признаков, что делает модель удоб­ной для исследования изучаемого объекта» (А.Ф. Кузин) [9,26-29]. Мы видим, что А.Ф. Кузин рас­сматривает моделирование как процесс создания модели.
Итак, понятия «модель» и «моделирова­ние» нельзя воспринимать как однознач­ные. Модель - это некий готовый, кем-то созданный, материальный или идеальный продукт. Моделирование - это процесс, в котором идет создание продукта и одновре­менно его познание. Оно является одним из методов психологии, который в настоящее время является очень перспективным при обучении старших дошкольников. Данный метод был разработан Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной и Н.Н.Поддьяковым, которые считали, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Применение метода моделирования в психологических исследованиях развивается в двух направлениях:
1. Знаковая, или техническая, имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности - моделирование психики.
2. Организация, воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности.
Моделирование психики - метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полноте отражения объекта в модели можно выделить следующие классы моделей психики:
- знаковые (образные, вербальные, математические);
- программные (жестко алгоритмические, эвристические, блок-схемные);
- вещественные (бионические).
Такая последовательность моделей отражает постепенный переход от описательной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественной имитации ее структуры и механизмов.
Фридман делит все модели на два класса:
1. Материальные (вещественные, реальные) - к ним относятся модели, построенные из каких-либо вещественных предметов (металл, дерево, стекло), живые существа, используемые для изучения некоторых явлений или процессов. Все эти модели могут быть непосредственно чувственно познаны, они представляют собой вещественный продукт человеческой деятельности. Материальные модели, в свою очередь, можно разделить на статические (неподвижные) и динамические (действующие).
К первому виду относятся модели, геометрически подобные оригиналам. Эти модели передают лишь пространственные (геометрические) особенности оригиналов в определенном масштабе (например, макеты домов, застройки городов или сел, модели геометрических фигур и тел. К динамическим (действующим) моделям относят такие, которые воспроизводят какие-то процессы и явления.
2. Идеальные модели обычно делятся на три вида: образные, или иконические, знаковые (знаково-символические) и мысленные (умственные). К образным, или иконическим (картинным), моделям относят разного рода рисунки, чертежи, схемы, передающие в образной форме структуру или другие особенности моделируемых предметов или явлений.
Мысленные (умственные, воображаемые) модели - человеческие представления о каком-либо явлении, процессе или предмете, выражающие теоретическую схему моделируемого объекта. Мысленной моделью является любое научное представление о каком-либо явлении в форме его описания на естественном языке [22, 22].
Что касается моделирования в обучении, то можно выделить несколько аспектов.
1. Моделирование как способ познания, которым должны овладеть ребенок. Эта необходимость обусловлена задачей формирования у детей научно-теоретического типа мышления. Модельный характер современной науки, когда конструирование и изучение моделей реальных объектов является основным методом научного познания, показывает, что задача формирования научно-теоретического типа мышления может быть успешно решена лишь тогда, когда модели изучаемых явлений займут в содержании обучения подобающее им место и будут изучаться явно, с использованием соответствующей терминологии, с разъяснением ребенку сущности понятий модели и моделирования, с тем чтобы они осознали и овладели моделированием как методом познания.
2. Моделирование как одно из основных учебных действий, являющееся составным элементом учебной деятельности. То есть использование моделирования есть особая форма наглядности для выявления и фиксации в легко обозримом виде существенных особенностей и отношений изучаемых явлений, а также в формировании у детей умений использовать моделирование для построения и фиксации общих схем действий, которые они должны проделать в процессе изучения абстрактных понятий.

В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л.Е. Журова), конструированию (Л.А. Парамонова), для формирования природоведческих знаний (Н.И. Ветрова, Е.Ф. Терентьева), представлений о труде взрослых (В.И. Логинова, Н.М. Крылова). При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку процесс познания, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые связи и свойства весьма существенны для познаваемого объекта, так как в результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям [14, 237].
Для формирования полноценных знаний важным является то, что моделирование дает возможность сформировать обратимое действие, способствующее движению мысли ребенка как от конкретных свойств материала к его общим абстрактным свойствам, так и наоборот - от абстрактного к конкретному. Во многом благодаря последнему, моделирование в дидактической системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова занимает центральное место в системе дидактических средств. Еще В.В. Давыдов говорил о том, что моделирование представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего, мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов [19, 458].
Многочисленные факты, свидетельствующие о широком применении метода моделирования в исследованиях, некоторые противоречия, которые при этом возникают, потребовали глубокого теоретического осмысления данного метода познания, поисков его места в теории познания. Этим можно объяснить большое внимание, которое уделяется философами различных стран этому вопросу в многочисленных работах.
Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Говоря другими словами, управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем. П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия, Ю.Ф. Гаркуша и другие доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.
Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах.
Существует разные определения понятия «моделирование».
Е.И. Рогов считал, что моделирование - это исследование психических процессов и состояний при помощи реальных или идеальных, прежде всего математических, моделей [16, 48].
А. Н. Аверьянов дает следующее определение: «Моделирование - это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система, способная замещать его в определенных отношениях и дающая при её исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте» [1, 105].
По определению В.А. Штоффа, модель - «это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [25, 96].
В силу многозначности понятия «модель» не существует единой классификации видов моделирования. Классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования. Е.И.Рогов выделяет три основных источника (вида) моделирования:
1. Феноменологические - построены на основе различных описаний и феноменологических группировок различных психических проявлений.
2. Лингвистические - в основе лежит информация, заключенная в языке. Примером данного вида модели является тест 16PF 0 (Р.Кэттелла).
3. Концептуальные - конструируются в рамках основных положений некоторой концепции. Например, модель развития личности в профессии, построенная с позиций концепции пространства профессионального становления личности [16, 48-49].
А. Н. Аверьянов же рассматривает наиболее известную классификацию - по характеру моделей, в которой выделяется пять видов моделирования:
1. Особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, последний при этом приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.
2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.
3. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолета и так далее.
4. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.
5. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором [1, 98].
Л.А.Венгер же выделяет следующие типы моделирования:
1. Действия замещения. В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя - большой, поменьше, самый маленький круг или столбик). В 5-6 лет заместители становятся более условными.
2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде. С их помощью ребенок решает познавательные задачи.
3. Построение модели. Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу [6].
Также одной из разновидностей моделей является мнемотаблица, которая была предложенная Т.В. Большевой [4]. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.
Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому: оперировать ими, мыслить самостоятельно и творч........


Библиографический список

1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Наука, 1998. - 112с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. Т. 2. Развитие и воспитание личности. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. - 549с.
3. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1956
4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. - М.: ВЛАДОС, 2004 - 400 с.
5. Богат В. Моделирование маленькими человечками // Ребенок в детском саду. - 2007. - №5. - с.74-76
6. Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб.: «Детство-пресс», 2007
7. Булычева А.И. Диагностика готовности ребенка к школе: пособ. для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 5-7 лет. / А.И. Булычева. М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 104с.
8. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание - 1982 - № 3
9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.1: От рождения до поступления в школу. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 366с.
10. Дубровина В.И., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - 2-е изд., стереотипное. - М.: ACADEMA, 2003. - 464с.
11. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2007. - 175 с.
12. Клепинина З.А. Моделирование в системе универсальных учебных действий. - Начальная школа. - № 1. - 2012. - с.26-29
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
14. Котляр Эльмира «Часы - часики», «Малыш», 1986
15. Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника / Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду/ М., 1979
16. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение - 368с.
17. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. - Издание 2-е. - М.: Мозаика - Синтенд, 2005 г.
18. Мкртчян Н.Н. Работа с картоном и бумагой. Модель часов (Электронный ресурс) многопредмет. науч. журн. - Республика Саха. - 2011. - режим доступа к журналу:
19. Мухина В. С. Детская психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 352с.
20. Платонова И.В. Наглядное моделирование - эффективный метод при работе с детьми дошкольного возраста (Электронный ресурс) многопредмет. науч. журн. - Норильск. - 2008. - режим доступа к журналу:
21. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - Издательский дом «Воспитание дошкольника». - Москва, 2004 г.
22. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. - М.: Просвещение, 1991
23. Рогов Е.И. Психология. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 591с.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: «Питер», 2008. - 713с.
25. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -
26. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
27. Урунтаева Г. А. Детская психология: Учебное пособие. - М.: Академия, 2006. - 368с.
28. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. - М.: Знание, 1984. - 80с.
29. Шаталова Е.В. Развитие временных представлений у старших дошкольников в условиях полипрограммного образования (Электронный ресурс) многопредмет. науч. журн. - Белгород. - 2010. - режим доступа к журналу:
30. Шилова Л.И. Моделирование как метод познания и обучения // Дошкольное образование. - 2007. - №4. - с.45-49
31. Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени. - Издательство ТД Сфера, 2009г.
32. Штофф В.А. Роль модели в познании. - Л.: Наука, 1973 - 128с.
33. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели // Дошкольное воспитание. - 1986. - №7. - с.36-42
34. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.