На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Коррекция девиантного поведения подростков

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 9.6.2013. Сдан: 2013. Страниц: 72. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
1.1. Сущность понятия «девиантное поведение». Классификации девиантного поведения подростков 6
1.2. Коммуникативные средства коррекции девиантного поведения подростка 18
1.3. Психологическая система коррекции девиантного поведения подростка коммуникативными средствами 24
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА КОММУНИКАТИВНЫМИ СРЕДСТВАМИ
2.1. Диагностика и проведение экспериментальной работы 34
2.2. Анализ результатов поведенной экспериментальной работы 47
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания специальных психологов, медиков, социальных работников.
Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект подростковая девиация - изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.
В современных психологических и педагогических научных источниках девиантное поведение рассматривается с различных позиций. Так, отклоняющееся поведение как нарушение процесса социализации изучали
В.П. Падреенкова, С.А. Беличева и другие ученые; психолого-педагогические способы коррекции девиантного поведения выявлялись А.С. Белкиным,
О.С. Газмоном, А.В. Гоголевой и другими исследователями.
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования различных направлений, проблема коррекции девиантного поведения подростков до сих пор актуальна, поскольку в известных психологических концепциях нет единого подхода к классификации видов, типов, факторов девиантного поведения подростков, а также механизмов, условий и средств его коррекции.
В современной ситуации развития российской государственности прослеживаются противоречия:
между достаточно большими возможностями реализации второй сигнальной системы человека в профилактике и коррекции девиантного поведения подростка и их невостребованностью в условиях современной школы;
между потребностью подростка занять свое место в обществе согласно природной одаренности и невозможностью ее оптимальной самореализации в социальной деятельности.
Следовательно, необходим дальнейший анализ по проблеме коррекции девиантного поведения подростка условиями, средствами и механизмами, связанными со второй сигнальной системой человека. Отсюда вытекает необходимость исследования темы «Коррекция девиантного поведения подростка» в рамках специальной психологии и психологии подростка.
Целью нашей работы является выявление, определение и обоснование коммуникативных средств коррекции девиантного поведения подростка.
Объектом исследования выступает девиантное поведение подростка как вид деятельности.
Предмет исследования - коммуникативные средства коррекции девиантного поведения подростка.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: коррекция девиантного поведения подростка будет более успешной, если в данном процессе обеспечить реализацию следующих коммуникативных средств: поэтапной аутопсиходиагностики, продолженной коммуникативно-рефлексивной игры, приобщения подростка к коммуникативной культуре.
Исходя из цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, нами поставлены следующие задачи:
На основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов экспериментальной работы определить сущность девиантного поведения подростка, выявить и обосновать взаимосвязь девиантности поведения подростка с внешними и внутренними факторами ее жизнедеятельности.
В совокупности психологических средств коррекции девиантного поведения подростка выделить и применить группу коммуникативных средств к коррекции девиантного поведения коммуникативными средствами.
Организовать экспериментальную работу по реализации коммуникативных механизмов коррекции девиантного поведения подростков.
Методы исследования. В процессе выполнения данной работы использовались как общенаучные методы (анализ, обобщение), так и психологические методы (тестирование, наблюдение, опрос, экспериментальная работа). Процесс коррекции девиантного поведения прослеживался в процессе экспериментальной работы, проводимой на базе МОУ СОШ № 125 г. Екатеринбурга.
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Девиантное поведение на современном этапе развития российского общества представляет собой личностный феномен деятельностного плана. Его проявление приобретает различные формы и, следовательно, требует определенных шагов со стороны профессиональных педагогов и психологов, направленных на профилактикуе последствий данного явления.
В данной главе мы рассмотрим теоретические вопросы психологии девиантного поведения, охарактеризуем его сущность, виды.
1.1. Сущность понятия «девиантное поведение». Классификации девиантного поведения подростков
«Девиантное поведение» как психологический феномен к концу двадцатого века стал оформляться как специфический предмет отдельной отрасли психологического знания - психологии девиантного поведения. При этом, как отмечает Ю.А. Клейберг, в отличие от зарубежной психологии, в «России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта она на пути становления и развития» [38, с. 7]. Кроме того, как отмечает ученый, не только в отечественной, но и в зарубежной науке нет единого понимания содержания понятия «отклоняющегося поведения», очевидно с этим связано употребление синонимического ряда понятий, таких как «аддиктивное поведение», «дезадаптивное поведение», «ассоциальное поведение», «неадекватное поведение», «деструктивное поведение», «агрессивное поведение», «конфликтное поведение» и других, что является с точки зрения автора «методологически неверным» [Там же].
В сущностном плане поведение есть «система взаимосвязанных действий, осуществляемых подростком с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой». Данное понятие используется при «характеристике не всегда осознаваемых форм и стереотипов самовыражения индивида в социальном окружении, усваиваемых им в процессе социализации» [Там же].
Исходя из вышесказанного под поведением будем понимать внешнюю форму появления динамической системы взаимодействия подростка с окружающим миром (деятельности), характеризующуюся совокупностью осознанных или бессознательных взаимосвязанных действий (поступков), детерминированных конкретными условиями социализации.
Остановимся на некоторых трактовках понятия девиантное поведение, представленных в психологической литературе (С.А. Беличева,
В.Д. Меделевич, Ю.А. Клейберг и другие).
«Девиантное поведение человека - с точки зрения В.Д.Менделевича можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением» [51, с. 70].
Несколько иной подход к исследованию девиантного поведения предпринимает ЮА. Клейберг, который на основе отражения психологической сущности исследуемого понятия обозначил его как «...специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним» [38, с. 17].
С.А. Беличева [13, с. 27] вслед за В.Н.Кудрявцевым использует понятие «асоциальное, отклоняющееся поведение», то есть такое «поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально пассивного типа [57, с. 112].
Е.В.Змановская [37, с. 15] дает следующее содержание исследуемого понятия - «устойчивое поведение подростка, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой подростка, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией».
Таким образом, существенными признаками исследуемого понятия являются следующие: отклонение от норм, способ изменения социальных норм, демонстрация ценностного отношения и другие. Между тем в научной литературе нет понятия, отражающего одновременно сущность, структуру и функции исследуемого явления, поэтому мы считаем необходимым определить понятие «девиантное поведение» в рамках своего исследования.
Девиация как процесс представляет собой изменение основной линии поведения человека под действием определенных факторов, в качестве которых могут выступать внешние и внутренние обстоятельства жизнедеятельности подростка (болезни, стрессовые ситуации и так далее), влияние другого (сверстников, значительного взрослого, авторитетного человека и прочее). Девиация в данном случае выступает в качестве последовательно изменяющихся этапов изменения поведения, которые в некоторых случаях могут быть взаимосвязаны между собой.
Среди этапов мы выделяем этап первичной девиации (протодевиации), характеризующаяся лишь начальными, едва уловимыми изменениями в линии поведения подростка, которые при своевременном диагностировании поддаются достаточно быстрой коррекции и могут не иметь последствием девиацию как результат.
Второй этап мы условно обозначили как этап мезодевиации, который с нашей точки зрения является промежуточным между крайними проявлениями девиации в поведении подростка, его признаки достаточно очевидны и требуют основательной коррекционной работы.
Третий этап - этап метадивиации крайняя форма проявления девиации в поведении подростка, которая требует не столько коррекционной, сколько реабилитационной работы со стороны специалиста. Метадевиации, с нашей точки зрения, являются «пусковым механизмом», а также внутренним фактором (первоосновой) формирования других девиаций в поведении человека, что приводит к нивелированию внешних, отклоняющих или корректирующих поведение воздействий.
Девиация как результат может быть представлена в виде структурной модели указанного феномена (рис. 1) и представляет собой менее динамичное образование, в основе которого лежит некий фактор (который может быть внешним или внутренним (например, метадевиация). Эталон нормального поведения (линия поведения) в ходе девиационного процесса распадается на несколько линий отклоненного поведения и них проявляются особые специфические - девиантные способы и средства взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой, которые выступают в качестве внутренних девиационных факторов (первооснов) дальнейшей девиации поведения.
Таким образом, девиация как поведенческий феномен представляет собой процесс и результат отклонения от основной линии поведения, принятой в группе или обществе целом, характеризующаяся изменением личностных средств и способов взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой, а также являющаяся, по сути, самоформирующейся системой. Данное определение в нашем исследовании принимаем в качестве рабочего и будем ориентироваться на него при дальнейшей характеристике основных понятий, наиболее значимым из которых является - «девиантность».

Рисунок 1. Структурная модель девиации поведения

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что девиантность в широком смысле слова можно обозначить как качество (черту) поведения подростка, характеризующуюся совокупностью девиаций процессуального и результативного плана и проявляющуюся в соответствующих потенциальных или актуальных (реальных) поступках человека, детерминируемых внешними или внутренними факторами в процессе жизнедеятельности и присущее одновременно всем компонентам соответствующего поведения.
Вместе с определением содержания понятия необходимо выявить его объем и провести соответствующую классификацию.
Проблемой классификации девиантного поведения касались в той или иной степени все исследователи данного феномена. Между тем авторы проявляли разные подходы к выделению совокупности таксономических единиц.
Е.В. Змановская выделяет три основные группы девиантного (отклоняющегося) поведения: «антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение и аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение» [37, с. 33]. Приведем содержание этих понятий с точки зрения ученого.
«Антисоциальное (делинквентное) поведение это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально - нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации..., вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество...
Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой подростка....» [73, с. 33-34]. Основанием такого деления могут быть ведущие сферы деятельности подростка, а именно: предметно-материальная, социально-коммуникативная и внутренне психологическая (с ее подсферами интеллектуального, эмоционального и аксиологического плана).
По направленности и степени выраженности деструктивности
Е.В. Змановская выстраивает шкалу отклоняющегося поведения, которая является уровневой школой: антисоциальное (активно-деструктивное - просоциальное (относительно деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) - асоциальное (пассивно-деструктивное) - саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) - самоубивающее (активно-аутодеструктивное) [37, с.34].
Так, Ю.А.Клейберг, выделил три основных группы поведенческих девиаций, а именно: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество), социально-нейтральные (например, попрошайничество) [37, с. 32]. Обратившись к источнику [38, с. 50], мы уточнили, что Ю.А.Клейберг рассматривал эти группы в рамках личностной модели девиантного поведения наравне с другими, в структуре моделей девиантного поведения на ситуационном и средовом уровнях.
В работе Ц.П.Короленко и Т.А.Донских [32] все поведенческие девиации разделены на две большие группы - нестандартные и деструктивныое. Первую группу нельзя признать девиантной в строгом смысле (хотя некоторые отклонения от признанной в обществе нормы все-таки прослеживаются). Деструктивное поведение делится авторами на внешнедеструктивное и внутридеструктивное в зависимости от основания деления «цели деструктивности поведения».
Типология девиантного поведения в прямом смысле слова представлена в работе В.Д.Менделевича [51, с. 70-159], который четко обозначил деликвентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и на базе гиперспособностей типы девиантного поведения, дал их характеристику.
Мы остановимся на первом варианте основания деления - способе взаимодействия подростка с реальностью. Характеризуя указанные способы, В.Д.Менделевич выделяет пять основных, а именно: приспособление, борьба (противодействие), болезненное противостояние, уход, игнорирование. Остановимся на характеристике каждого из типов девиантного поведения в зависимости от способа взаимодействия человека с окружающим миром.
Делинквентный тип девиантного поведения (от латинского elinquens - «проступок, провинность»). Данный тип девиантного поведения формируется при активном противодействии реальности, когда личность пытается разрушать ненавистную ей действительность, изменять ее в соответствии собственными установками и ценностями. Человек убежден, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены факторами действительности, и единственным способом: достижения своих целей является борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения. При этом ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивид, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается не только делинквентном, но при криминальном поведении [18, с. 76].
Таким образом, делинквентное поведение является разновидностью преступного (криминального) поведения человека, но от собственно криминального поведения его отличает меньшая тяжесть правонарушений и выраженность антиобщественного их характера. Кроме того, В.Д.Менделевич отмечал, что правонарушения делятся на преступления и проступки. Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия [18, с. 77-78].
В структуре делинквентного поведения можно выделить
следующие виды девиаций на основе типологии подростков, предложенной
А.И.Долговой, [23]: последовательно - криминогенный (когда отклоненность поведения вытекает из привычного стиля поведения и характеризуется
специфическими установками и ценностями подростка); ситуативно -
криминогенный (когда негативные проступки обусловлены
неблагоприятной ситуацией и не являются предумышленными);
ситуативный (когда негативность поведения имеет малую выраженность из-
за взаимодействия положительных и отрицательных влияний на личность).
К наиболее частым формам проявления делинквентного поведения
относятся безнравственное, аморальное поведение и агрессия, редко
встречаются подростки, проявляющие аномалии сексуального поведения,
характерологические реакции и коммуникативные девиации. Остановимся
на каждой из частных форм более дробно.
К видам девиантного поведения на фоне агрессии относятся физическая агрессия (нападение), негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы); вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через ссоры, крики и другие проявления, а также через содержание словесных ответов - угрозу, проклятия, ругань) [18, с. 88].
Аддиктивный тип девиантного поведения (от английского addiction - пагубная привычка, порочная склонность). Данный тип девиантного поведения формируется при таком способе взаимодействия подростка с действительностью, как уход от реальности осознанного или неосознанного плана. Под аддиктивным поведением понимается один из типов
девиантного поведения с формированием стремления ухода от реальности
путем искусственного изменения своего психического состояния
посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией
внимания на определенных видах деятельности с целью развития и
поддержания интенсивных эмоций (Т.А.Донских) [32, с. 79].
К негативным результатам аддиктивного поведения можно отнести заболевания, смерть, личностные изменения, социальную дезадаптацию [73, с. 121]. Кроме того, формируются аддиктивные установки (совокупности когнитивных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни), выражающиеся в сверхценном эмоциональном отношении к объекту аддикции. [9, с. 121].
К наиболее частым формам проявления аддиктивного поведения относятся химическая зависимость, нарушение пищевого поведения, сексуальные аддикции, гэмблинг, интернет - аддикция, религиозно-деструктивное поведение.
Патохарактерологический тип девиантного поведения. Данный тип девиантного поведения основан на противоречии индивида реальности, обусловленном признаками характерологической патологии, при которой окружающий мир воспринимается враждебным в связи с подростокивным искажением его восприятия и понимания, сформированном в процессе воспитания.
Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшееся в процессе воспитания [18, с. 83] как результат нарушения социализации и оптимальной адаптации (приспособления) подростка к обществу.
При психопатических расстройствах подростка и выраженных акцентуациях характера, по мнению В.Д.Менделевича, изменяется, вся структура деятельности на фоне существенно измененными «мотивами психопатической самоактуализации» [51, с. 83]. Среди подобных характерологических патологий выделяются следующие: эмоционально-неустойчивое расстройство подростка (возбудимая психопатия) на базе неадекватно завышенного уровня притязаний; истерическое расстройство подростка (истерическая психопатия), на базе эгоцентризма, жажды признания, завышенной самооценки, выражающееся в стремлении подростка манипулировать окружающими и устанавливать контроль над ними; ананкастные и тревожные (уклоняющиеся) личностные расстройства (психастеническая психопатия), проявляющаяся в патологической самоактуализации, которая выражается в сохранении личностью привычного стереотипа действий, в уходе от перенапряжений и стрессов, нежелательных контактов, в сохранении личностной независимости.
Аутоагрессивное поведение - это поведение, направленное, как правило, на причинение физического или психологического (в том числе на вербальном уровне) вреда самому человеку, а не его окружению.
Характерологические и патохарактерологические реакции - это реакции человека, формируемые под действием тех или иных значимых событий, характеризующиеся стереотипизацией поведенческих паттернов, способствующие в крайних случаях проявления появлению личностных расстройств и отличаются от нормального поведения по криетриям (параметрам): склонность к генерализации (то есть способность возникать в самых различных ситуациях и вызываться различными, в том числе неадекватными, поводами; склонность приобретать свойство патологического стереотипа, повторяя один и тот же поступок; склонность повышать «потолок» нарушения поведения, никогда не превышаемый его группой; склонность приводить к социальной дезадаптации [17, с. 131]).
Коммуникативные девиации - это клиническая форма девиантного поведения, затрагивающая сферу общения на основе противоречий подростка с реальностью, где человек активно не противостоит ей и стремится (по Э.Фромму [75]) «бежать от свободы» и уклониться «от конструктивного анализа и переживания основополагающих экзистенциальных ценностей, базисных проблем существования индивида с целью избежать тревоги, страха, неопределенности» [75, с. 135-136].
Неэстетическое поведение - это форма девиантного поведения подростка, выражающаяся в отказе от использования правил и принципов эстетики в различных сферах жизнедеятельности, что приводит к межличностным конфликтам на основе нарушений индивидом стиля поведения.
Психопатологический тип поведения. Данный тип девиантного поведения основан на болезненном противостоянии реальности и проявляется в тех или иных психических расстройствах и заболеваниях. Сущность психопатологического типа девиантного поведения заключается в проявлении психопатологических симптомов и синдромов на фоне основных психических расстройств в когнитивной и эмоциональной сферах подростка [18].
В структуре психопатологического типа поведения можно выделить девиации, основанные на нарушениях восприятия (галлюцинации, иллюзии), нарушениях мышления (высказывание и отстаивание поставленных целей, основанных на бредовом истолковании действительности, активное ограничение сферы своего общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), нелепых и непонятных поступках (бездействие, стереотипные вычурные движения, «застывание» в однообразной позе из-за нарушений волевой активности).
К негативным результатам психопатологического типа поведения можно отнести аутодеструктивное поведение, основанное на совокупности поступков, ведущих к деструкции подростка.
К клиническим формам проявления психопатологического типа девиантного поведения можно отнести все, описанные нами при характеристике других типов девиантного поведения, а именно: агрессия, аутоагрессия, злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности, сексуальные девиации и перверсии, характерологические и патохарактерологические реакции и расстройства подростка, коммуникативные девиации, неэстетическое поведение.
Остановимся подробно на сверхценных патологических увлечениях как основной клинической форме данного типа девиантного поведения.
На фоне психопатологических сверхценных увлечений проявляются следующие виды девиантного поведения: синдром «философической интоксикации», доминирующие (сверхценные) или бредовые идеи (о высоком происхождении, чужих родителях, эротических отношений, реформаторстве и изобретательстве), которы........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М.: Наука, 1997. -224 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избр. псих, труды. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т.; Воронеж: Изд.-во НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с. (Серия Психологи Отечества).
3. Актуальные проблемы социального воспитания. / Редколл.: Ф.Т.Яркина (отв. ред.), В.Г.Бочарова, В.Е.Львов. - Москва - Запорожье: Изд-во АПН СССР, 1990. - 168 с.
4. Алексеева Л.Н. Рефлексия как средство творческого понимания: Дисс. ...канд. психол. наук. - М, 1988. - 175 с.
5. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1996.-486 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998. -376 с.
7. Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. - М.: Наука, 1970.- С. 46-52.
8. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. -448 с.
9. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
10. Байер И.В. Семенов И.Н., Степанов СЮ. Рефлексивно-акмеологическая диагностика и развитие творческого потенциала. // Проблема эксперимента в психологии / Под ред. А.Деркача, Р.Кричевского. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 284 с.
11. Батрашев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176с.
12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: МедиаПресс, 1979. -424 с.
13. Беличева С.А. Основы превентивной психологии - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.-224 с.
14. Белкин А.С. Ситуация успеха. Кн. для учителя. - Екатеринбург: Гос. предприятие Асбестовская типография, 1997.- 185 с.
15. Бердяев Н.А. О назначении человека. -М.: Республика, 1993. - 383 с.
16. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные педагогические труды. Изд. 2, переработ. - М.: МПА, 1995. - 328 с.
17. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) Изд. 3-е. М.: Советская Энциклопедия, 1972. Т.8.-592 с.
18. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Том 1 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече, ACT, 2000. -592 с.
19. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Том 2 (П-Я): Пер. с англ. - М.: Вече, ACT, 2000. -592 с.
20. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. - М.: АспектПресс, 1979. - 227 с.
21. Валеева Р. Гуманистическое воспитание и коллектив // Высшая школа. - 2000. - №6. - С.6-8.
22. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. В 2-х т. Т.1. -М.: Социально-технологический институт, 1997. - 194 с.
23. Введение в психологию. Тексты / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1997. - 90 с.
24. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990. - 125 с.
25. Гавриленко Н.В. Духовная культура личности в системе гуманитарного образования (социально-философский анализ): Автореф. дисс.... канд. филос. наук. - Красноярск, 2000. -18 с.
26. Гладышев В.Н. Педагогические условия развития духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000. - 22 с.
27. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2002.-240с.
28. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер с франц. М.: Мир, 1992.-496 с.
29. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев: Политиздат, 1989. - 187с.
30. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996 -544с.
31. Дмитриева Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения: Монография. - Новосибирск, 2002. -287 с.
32. Донских Т.А. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М.: Юрид. лит., 1981.
33. Дридзе Т.М. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод, пособие. - М.: Высш.шк.., 1990.-191 с.
34. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. -224 с.
35. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. Учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001,- 192 с.
36. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. -М.: Тривола, 1995.-64 с.
37. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288.
38. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт - М», 2001. 160 с.
39. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Пресс, 1979.
40. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. -М.: Изд. центр "Академия", 2000. - 176 с.
41. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск: Беларусь, 1988.
42. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. -Воронеж: Изд-воНПО МОДЭК, 1996.-224 с.
43. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. -Минск: Харвест, М.: ACT, 2001.- 688 с. - (Библиотека практической психологии).
44. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2001. - 544с.
45. Ладенко И.С., Степанов СЮ. Рефлексивные аспекты развития познавательной активности. - Новосибирск: ИФ и ПСО РАН, 1990. - 48 с.
46. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972.-340 с.
47. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. -Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992 .-216 с.
48. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. -М.: МоскваПресс, 1985. 416 с.
49. Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся) /Под. ред. С.Г. Вершловского. - СПб.: Питер, 1996. - 154 с.
50. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики/ Пер. с англ. A.M. Татлыдаевой. Научн. ред., вступ, статья и коммент. Н.Н. Акулиной. -СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. - 430с.
51. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн.пособие. -М.: МЕДпресс, 2001. -432 с.
52. Мудрик А. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - № 3. - М.: ИННОВАТОР, 1995.-С. 54-57.
53. Новикова Л.И. Школа и среда. - М.: Знание, 1985. - 79 с.
54. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - № 1. / Редактор-составитель Н.Б. Крылова. - М.: ВНИИМП-ВИТА,1995.-113с.
55. Нургалеев B.C. Воображение и учебная деятельность: Монография. -Красноярск: СибГТУ, 1998. -200 с.
56. Педагогика / Под ред Г.Ноймера, Ю.К.Бабанского. -М.: Просвещение, 1984. - 367 с.
57. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. - М., 1995. -336 с.
58. Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Основы теоретической
психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с.
59. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1973. Психология аддиктивного поведения. Монография. Н.В.Дмитриева, Д.В.Четвериков. Новосибирск, НГПУ, 2002. - 278 с.
60. Психология рефлексивных процессов. / Под ред. И.С. Ладенко, И.П.Семенова. - Новосибирск: Наука, 1992. - 189 с.
61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М: Учпедгиз, 1946 - 704 с.
62. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Пресс, 1976. - 321 с.
63. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М.: Педагогика, 1986.- 112 с.
64. Семенов И.Н., Степанов СЮ. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. -1983.-№2.-С. 35-42.
65. Социальные отклонения /Под ред. В.Н.Кудрявцева. -М.: Юрид. лит, 1989.
66. Социология: Краткий тематический словарь / Под общ. ред. Ю.Г.Волкова. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. - 320 с.
67. Спиноза Б. Избранные произведения. Т.1. М.: Госполитиздат, 1957. -584 с.
68. Степанов С.Ю. Роль рефлексии в развитии личности школьника при формировании творческого мышления. В кн.: Психология учебной деятельности школьника. - М.: Педагогика, 1982. - С. 73-74.
69. Супрун А.Е. Лекции по лингвистике: Учеб. пособие. - Минск: Изд-во Беларус. ун-та, 1980. - 144с.
70. Теплов Б.М. Психология. М.: Учпедгиз, 1951.
71. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
72. Тимирязев К.А. Творчество человека и творчество природы. Сочинения. М., Сельхозиз. 1939, т. 6.
73. Толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся нац. школ /Под ред. М.И. Махмутова и др. - Л.: Просвещение, 1982. - 348 с.
74. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. - 1998. - № 1, - С. 3-20.
75. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное. М.: Республика, 1994. - 447 с.
76. Черкасов В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. - Иркутск: Изд.-во Иркут. ун-та, 1985. - 200 с.
77. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. -320 с.
78. Шуркова Н.Е. Система ценностных ориентации как психологчиеский механизм регуляции жизнедеятельности человека. Автореферат дисс... докт. психол. наук. - Новосибирск, 2000. -41с.
79. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 1995.-544 с.
80. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие/Европ. ин-т экспертов. - СПб: Изд-во Михайлова В.А.; изд-во «Полиус», 1998. - 639с.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.