На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Социально-педагогические ресурсы социальных отношений

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 9.6.2013. Сдан: 2011. Страниц: 102. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Выпускная квалификационная работа
по специальности 050711


СОДЕРЖАНИЕ:

Аннотация .................................................................................................................6

Введение ………………………………………………...……...................……... 7

1. Социально-педагогические ресурсы социальных отношений как проблема исследования

1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме использования социально-педагогических ресурсов социальных отношений……………………………………………...…………………………… ……11
1.2. Сущность и содержание социально-педагогических ресурсов
социальных отношений в социально-педагогической деятельности……20
1.3. Практика использования социально-педагогических ресурсов
социальных отношений .................................................................................28
2. Обоснование модели использования социально - педагогических ресурсов социальных отношений

2.1. Характеристика модели социально-педагогической деятельности по поддержке и коррекции ресурсов социальных отношений................................39
2.2. Критерии и показатели эффективности социально педагогической деятельности по использованию ресурсов социальных отношений......................46
2.3. Программа организационной деятельности социального педагога по коррекции социальных отношений….………………………………………..…53


3. Социально-педагогические условия повышения эффективности реализации социально-педагогических ресурсов социальных отношений

3.1. Диагностика социальных отношений учащихся на примере взаимоотношений в ученическом коллективе…………………….........................................66
3.2. Социально-педагогические условия успешности использования ресурсов социальных отношений в центре образования……………...............................75
3.3. Совершенствование профессиональных качеств социального педагога по организации социально-педагогической деятельности с использованием
ресурсов социальных отношений……………………………………………….83


Заключение ……………………………………………………………………...91
Список использованной литературы ……………………………………...…97
Приложения …….. …………………………………………………….….....….104


Аннотация

Целью исследования является выявление особенностей социально-педагогической деятельности в сфере социальных отношений как ресурса и инструмента социальной педагогики. Рассмотреть уже существующие пути и разработки, а также предложить свои рекомендации и модель, направленные на комплексное использование и включение тех ресурсов, которые могут предоставить социальные отношения.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в центре образования по использованию ресурсов социальных отношений социума. Условия включения всех субъектов социальных отношений в систему решения социально-педагогических задач.
Результатом проведенного исследования явилась работа социального педагога по апробации гипотезы, программы и модели, которые были разработаны для опытно-экспериментальной работы. Мы рассмотрели работу социального педагога с позиции организатора поддержки и коррекции реально существующих социально-педагогических ресурсов социальных отношений. В ходе работы мы изучили литературу, в которой затрагивается процесс реализации ресурсов социальных отношений в социально педагогической деятельности, а также провели работу по формированию ресурсных социальных отношений в ученическом коллективе.
Структура выпускной квалификационной работы представлена аннотацией, введением, 3 главами, выводами, заключением, списком литературы и приложениями.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 104 страницы текста компьютерного набора, работа включает в себя 17 рисунков, 8 таблиц и 12 приложений, представленных на 55 листах. Список литературы составляет 86 наименование.

Введение

Разнообразные реформы, проводимые сегодня в России, и в частности реформирование системы образования поднимают множество вопросов, часть которых можно определить целостно: успешность социализации подрастающего поколения в заданных условиях. В социальном контексте требуют немедленного решения следующие задачи: это и рост девиантных и деликвентных форм поведения в подростковой среде; перекос в усвоенных социально-нравственных и моральных норм, затруднения в самоактуализации и самореализации, формировании адекватной жизненной позиции и социальной рефлексии, низкий уровень коммуникативной компетенции и высокий уровень тревожности современных детей и молодежи и многое другое.
Современная школа и семья, как главные институты социализации, оказывающие огромное влияние на психическое и социально-психологическое становление личности ребенка, являются неотделимой частью Российского общества и обнаруживают сегодня массу проблем, а часто невозможность осуществлять свои функции. Например, на передний план выходят проблемы поликультурности, одаренности и инклюзивности в современном образовании, однако стандартизированный подход, как следствие массовости школ влечет за собой невозможность охватить весь перечень проблем и каждого учащегося, что ставит задачи поиска иных подходов и организационных форм воспитательной работы.
М.Ю. Кондратьев говорит о том, что «процесс развития личности невозможно представить себе иначе, как вхождение, «вживание» индивида в социум, как определенную смену, череде освоения им различных общностей, членство в каждой из которых является определенным этапом, своеобразной вехой на пути становления индивида как личности. [33,33] При этом отмечает «личностноразвивающее» влияние среды, именно в системе значимых для ребенка социальных отношений.
Система социальных отношений воздействует на человека через сферу эмоциональных отношений. Желание быть принятым, приветствуемым, одобряемым заставляет искать расположения окружающих, а страх быть изгнанным - избегать явного расхождения с общественным мнением. Как формы самоутверждения подростков социальные отношения, носящие как официальный статус, так и чувственный тон необходимы в определенной пропорции, нарушение которой влечет за собой дискомфорт и возникновение проблем средовой адаптации, социализации.
Актуальность исследования обоснована тем, что ресурсы социальных отношений социума используются в недостаточной степени. А так же необходимостью поддержки и коррекции социальных отношений, в которые включен ребенок для решения социально-педагогических задач.
Цель исследования - выявить особенности социально-педагогической деятельности по организации использования, поддержания и коррекции социальных отношений и их ресурсов.
Проблема - недостаточная освещенность в социально-педагогической литературе вопроса построения и развития социальных отношений, а так же использования их ресурсов. Кроме того, необходимо определение равновесных положений между социальными отношениями как одной из сторон социума и личностью.
Предмет исследования - социально-педагогические ресурсы социальных отношений в образовательном учреждении. Организация социально-педагогической деятельности по формированию здоровых взаимоотношений в ученическом коллективе.

Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Определить сущность и содержание социально-педагогических ресурсов социальных отношений;
3. Изучить и проанализировать практику использования социально-педагогических ресурсов социальных отношений;
4. Разработать и охарактеризовать модель организационной деятельности социального педагога по поддержке и коррекции ресурсов социальных отношений;
5. Выявить критерии и показатели эффективности социально-педагогической деятельности по использованию ресурсов социальных отношений;
6. Разработать программу социально педагогической деятельности по формированию здоровых взаимоотношений в ученическом коллективе как одного из аспектов социальных отношений;
7. Выявить и проанализировать социально-педагогические условия повышения эффективности реализации ресурсов социальных отношений.
Методы исследования:
1. теоретические методы, анализ социально-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ документации, моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация социально-педагогических фактов и их обобщение;
2. эмпирические методы, педагогический эксперимент; методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, социометрия);
3. математические методы, количественная и качественная обработке результатов, полученных в эксперименте.
Ожидаемый экономический эффект исследования заключается в том, что только при опоре на социум и его воспитательный потенциал через включение воспитанников в социально значимую деятельность и в социальные отношения формируются социальные потребности и развиваются социальные способности личности, которые являются качественной характеристикой здоровой адаптивной личности способной принести пользу обществу и государству. Предполагается, что такая личность может транслировать моральные и культурно-исторические ценности, обладать высоким воспитательным потенциалом, что дает надежду на повышение уровня жизни и социальной сознательности Российского общества в целом и как следствие снижение социальных проблем, которые влекут за собой большие экономические затраты на уровне государства.
Ожидаемый социальный эффект исследования заключается в создании благоприятных условий для социализации личности. В том, что при успешном построении системы здоровых отношений в школьной среде и взаимоотношений в классном коллективе сами собой нивелируются некоторые вопросы работы с различными девиациями, межличностными конфликтам и стрессовыми расстройствами в среде школьников, или же облегчится решение этих проблем. Помимо того образовавшееся время можно будет использовать для решения задач, которые в силу отсутствия времени и кажущейся малозначимости ранее не рассматривались. Так же полученные результаты, выводы и научно-методические рекомендации могут быть использованы социальными педагогами других заведений для более успешной реализации в стенах их учреждения ресурсов социальных отношений.


1. Социально-педагогические ресурсы социальных отношений как
проблема исследования

1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме использования социально-педагогических ресурсов социальных
отношений

В 20х - 30х годах прошлого столетия в связи с новой формацией социальных отношений в целом вся педагогика стала складываться и видеться в русле, как бы мы сейчас сказали, социальной педагогики. «Старые» ученые, такие как Г.О. Гордон, П.П. Блонский, А.Г. Калашников, М.М. Пистрак, и др. объединились с новой плеядой исследователей (Б.П. Есипов, Б.В. Игнатьев, М.В. Крупенина, С.М. Ривес, В.Н. Шульгин и др.) в том, что вся педагогика мыслится как социальная педагогика.
Средством всестороннего развития личности в это время рассматривался детский коллектив как система социальных отношений. Видные идеологи и педагоги этого периода Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, А.П.Пинкевич, В.Н.Сорока-Росинский, С.Т.Шацкий показали, что всесторонне развитую личность можно воспитать только в условиях организованной совместной жизнедеятельности детей. Особое значение для развития теории воспитательного коллектива имели опыт и теоретические труды А.С.Макаренко, а также работы ученых-педагогов О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, В.Е.Гмурмана, Л.Ю.Гордина, И.Ф.Козлова, И.П.Иванова, А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой, К.Д.Радиной, В.А.Сухомлинского и др. [47]
Актуальным направлением научно-педагогического исследования рассматривалось соотношение «организованного» и «стихийного» педагогического процесса. Семья, улица, производство определялись факторами «стихийного» процесса, непрерывно корреспондирующими с «организованным» и оказывающими непрерывное и постоянное воздействие на содержание, методы и организацию школы.
В ходе широкой педагогической дискуссии тех лет было сформировано представление о воспитании в широком смысле (воспитании средой). В. Н. Шульгин говорил о первичном характере всех влияний, формирующих человека, во всей их совокупности. Новыми идеями, сформулированными В.Н. Шульгиным, являлись: идея изучения и учета внешкольных факторов, идея организации социального опыта, идея «педагогизации среды», где развитие педагогики определялось в направлении «роста правильной организации социальных отношений», обусловливающих «развертывание процесса воспитания не в специальной организации воспитательного аппарата», а в процессе «организованного участия воспитуемых, как взрослых, так и детей, в этой правильно организованной социальной среде». [47]
Результатом научного поиска тех лет, по мнению некоторых авторов, стали основы социальной педагогики России на современном этапе. Доказательством здесь служит известная точка зрения, что социальная педагогика - «педагогика отношений».
Моргаевская А.Н. применив проблемно-доминантный подход к анализу развития педагогической теории коллектива выделила три основных предметно-проблемных области, доминирующих в педагогических исследованиях: «личность и ее развитие в коллективе»; «феномен коллектива как социально-педагогическая система»; «коллективная деятельность и ее организация». [47]
В личностноориентированной парадигме формой организации учения, как групповой деятельности так же рассматривали коллектив, и отношения, складывающиеся в нем. В этом направлении работали и работают такие учителя-новаторы и организаторы-практики, как Ш.А. Амонашвили, Г.А. Китайгородская, И.Ф. Раздымалин, Е.А. Ямбург, М.П. Щетинин, а так же психологи Х.Й. Лийметс, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, В.В. Давыдов, А.В. Петровский и др.
В то же время диалектический процесс взаимовлияния объективных и субъективных, личностных отношений вскрыл сущность взаимодействия человека с окружающей действительностью и позволил психологам Б. Г. Ананьеву, Л. С. Выготскому, В. Н. Мясищеву, С. Л. Рубинштейну и др. обосновать социальную природу личности, объяснить механизм преломления внешних воздействий во внутреннюю позицию личности.
Развитие и становление личности в ее связях и отношениях с окружающей действительностью находилось в центре внимания А. А. Бодалева, Л. И. Божовича, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. А. Люблинской, В. С. Мерлина, А. В. Петровского, и др. При этом для разных концепций общим является стремление к раскрытию процесса преломления субъектом окружающей действительности как системы, как органического единства множества компонентов. О механизмах персонализации личности и ее развитии в деятельности говорили К.А. Абульханова-Славская, М.С. Каган, И.С. Кон, А.К. Маркова.
Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе. Взаимоотношение - это взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.
Необходимо так же упомянуть работы, раскрывающие значимость социальных отношений как механизма передачи социально-исторического опыта и изучение философско-культурологических предпосылок формирования личности (В.Г. Афанасьев, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, В.В. Лебединский, Б.Т. Лихачев, М.К. Мамардашвили, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов, М.В. Фирсов, Т.И. Шамова), социально-педагогические исследования С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.А. Липского, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, Н.Ф. Масловой, В.А. Никитина и др.
Так же в отечественной науке разработанны теории взаимодействия личности, коллектива и среды в работах Б.З. Вульфов, И.В. Дубровиной, Э.В. Ильенкова, Л.И. Новиковой, А.В. Петровского, В.Д. Семенова. Исследовались процессы межличностного взаимодействия и общения Б.Г. Ананьевым, Г.М. Андреевой, Я.М. Коломинским, Е.А. Левановой, А.А. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, А.В. Мудриком, В.Н. Мясищевым, Б.Д. Парыгиным, А.А. Бодалевым, В.А. Кан-Каликом, Ю.М. Орловым и др. Особую значимость для освещения проблемы ресурсов социальных отношений представляют отечественные и зарубежные концепции социализации, осмысленные в работах У. Бронфенбреннера. Ф.Г. Гидденса, Э. Дюркгейма, А. В. Мудрика, В. С. Мухиной, Т. Парсонса и др.
В психологии проблема межличностных отношений исследовалась: в их влиянии на самооценку и оценку членами групп Н.А. Березовиным, К.Е. Данилиным, В.Р. Кисловской, Я.Л. Коломинским, А.М. Прихожан и др., в зарубежной психологии эту проблему разрабатывали Р. Линтон, Н. Гросс, А. Харе, Т. Ньюком, Дж. Андерсон, Дж. Пфифнер и Р. Престус и многие другие; так же отдельно рассматривались статусно-ролевые отношения но в основном с позиции лидерства (А.Бине, Л. Термен, Р. Л. Кричевский, Е.М. Дубровская и др.), и с полярной лидерской позиции позиции аутсайдеров (Т. Аунапуу, И.С. Кон, Е.О. Смирнов, Е.В. Калягин и др.)
Об огромной значимости для развитии ребенка социальных отношений между ребенком и родителями, и что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений отмечалось в рамках социокультурной теории личности, ее основоположником Карен Хорни.
Закономерностям становления личности в обществе как системе социальных отношений были посвящены работы ученых Р.Заззо, С. Московичи, Д.И. Фельдштейна, Р. Харре, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и др.
Запросы различных сфер общественной практики послужили причиной того, что в десятые, двадцатые годы XX века главным объектом эмпирического (прежде всего экспериментального) изучения постепенно становится малая группа - ближайшее социальное окружение человека, среда его непосредственного общения. В.М. Бехтерев и М.В. Ланге, а вслед за ними В.В. Беляев, А.С. Залужный и другие российские ученые, их американские коллеги Ф. Олпорт, Ф. Трэшер, У. Магдугол, немецкий исследователь В. Меде на основе разнообразных эмпирических данных приходят к единому выводу, что взаимодействие с другими людьми и даже их присутствие - реальное, воображаемое или подразумеваемое - существенно влияет на мысли, чувства и поведение человека.
Отечественные психологи одними из первых в мировой науке начали исследовать такие проблемы, как развитие детских групп, взаимоотношение социальной группы и личности, групповое давление. Особое внимание привлекают работы В.М. Бехтерева, А.С. Залужного, С.С. Моложавого, Л.И. Божович и других ученых.
В своих экспериментах по исследованию влияния на личность человека, В.М. Бехтерев доказал, что развитие личности невозможно без взаимодействия с окружающими, вместе с тем подчеркивал, что влияние группы не всегда благотворно, так как любая группа старается сделать личность выразителем своих интересов. Обычаи, общественные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая возможности свободно проявлять ее потребности. Таким образом В.М. Бехтерев ставит проблему группового давления.
Сходную точку зрения высказывает А. Маслоу в своей теории самоактуализации личности, где указывается, что социальная группа может либо способствовать успеху деятельности, направленной на удовлетворение потребностей личности, либо препятствовать ей, что в конечном итоге затрудняет процесс самоактуализации, вызывая у человека чувство неудовлетворенности, фрустрации или приводит даже к деформации личности.
Работы А.С. Залужного и С.С. Моложавого посвящены исследованиям динамики и этапам развития детской группы. При этом они исходили из приоритета группы над личностью. Практическая значимость группы, по мнению ученых, не только в том, что в ней воспитывается новый, более высокий тип личности, но и в том, что правильно ориентированная социальная группа позволяет направлять избыток энергии детей в нужное русло, переключить их на выполнение социально полезной деятельности.
Форме социальных отношений - малой группе было приковано внимание многих ученых, расценивших ее как важное условие эффективного воздействия на индивида. С тридцатых годов интерес к проблематике групп приобрел устойчивый массовый характер, особенно в США. Давно ставшие классическими исследования Э. Мэйо, Дж. Морено, М. Шерифа, К. Левина, его первых американских учеников Р. Липпита, Р. Уайта, Д. Картрайта, Л. Фестингера, к которым несколько позже примкнули А. Бейвелас, Дж. Френч, М. Дойч и Дж. Тибо, Г. Келли, заложили основу современного понимания природы внутригрупповых процессов и продемонстрировали возможности работы с группой как объектом и инструментом психологического воздействия.
Я.Л. Коломинский и Н.А. Березовин отмечают, что любой детский коллектив имеет двойственный характер. С одной стороны это объект и результат сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, которые определяют многие его особенности: виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д. С другой стороны, это - относительно самостоятельно развивающееся явление, подчиняющееся особым социально- психологическим закономерностям, в которых ведущее место занимают межличностные отношения учащихся
Проблеме межличностных отношений и особенно их роли в становлении личности ребенка в отечественной науке уделяется большое внимание.
Более того, отмечается, что «создавая между детьми соответствующие взаимоотношения, можно целенаправленно влиять на становление определенных сторон личности», но чтобы реализовать эту возможность в педагогической практике, необходимо, по С.Г. Якобсону "знать какие взаимоотношения обеспечивают становление тех или иных сторон личности, и, во-вторых, уметь их создавать, т.е. научиться управлять самим процессом возникновения взаимоотношений". [86]
Сегодня вопросы, связанные с межличностными отношениями в коллективе, выдвигаются на первый план многих исследований. Так, в нашей стране процесс формирования межличностных отношений наиболее полно изучен в работах Т.В. Драгуновой, Г.А. Карповой, И.С. Кона, В.А. Крутецкого, Я.Л. Коломинского, К. Левина, А.Г. Кирпичника, Д.И. Фельдштейна и др.
То есть, для отечественной психолого-педагогической науки межличностные отношения сверстников стали специальной научной проблемой, которая включается в широкий контекст научных исследований.
Наиболее близкое к решению задач настоящего исследования предложено определение межличностным отношениям Я.Л. Коломинским, под межличностными отношениями он понимает субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе межличностных отношений, "межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия" .
Компоненты взаимодействия: Восприятие и понимание людьми друг друга (социально-перцептивная сторона общения); Межличностная привлекательность (симпатии и притяжения); взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое.
Функционально-ролевые отношения значимы при изучении «делового» общения и совместной деятельности. Такие отношения зафиксированы в специфических для данной общности сферах жизнедеятельности (трудовой, учебной, игровой и т.д.) и разворачиваются в ходе усвоения человеком норм и способов действия в группе.
Как видим, сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на имеющиеся у него представления об оценках значимых других.
Петровский А.В. предлагает трехфакторную модель значимого другого:
первый фактор- авторитет, который обнаруживается в признании окружающими за "значимым другим" права принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах;
второй - эмоциональный статус "значимого другого", его способность привлекать или отталкивать окружающих, быть социометрически избираемым или отвергаемым, вызвать симпатию или антипатию - то есть аттракция;
третий - институциализированная роль, в которой доминируют властные полномочия. В повседневной жизни роль определяется местом, занимаемым человеком в системе объективных социальных отношений, обусловленных официальными требованиями и ожиданиями организаций и лиц, в них входящих, его правами и обязанностями, его властью.
Таким образом, проблема влияния социума и социальных отношений, как его структурного компонента, на личность и ее становление поднималась и исследовалась множеством отечественных и зарубежных ученых, как в рамках педагогики так и в психологии, философии и социологии.
Однако непосредственно проблема использования социально-педагогических ресурсов социальных отношений в научной литературе не получила должного освещения. Наверное потому что в рамках социальной педагогики как педагогики среды, педагогики отношений обособить эту проблему невозможно. Она характеризует, пронизывает всю социальную педагогику.
«Социально-педагогическое» в широком смысле рассматривается как общественное явление, отражающее взаимодействие социума и личности с целью реализации потенциальных возможностей и социума и самой личности для ее развития. В данном случае «социально-педагогическое» практически отождествляется с управляемой социализацией и социальным воспитанием. [23]
В.С. Торохтий определяет социально-педагогическую деятельность как «целенаправленную, научно обоснованную, педагогически организованную систему построения отношений человека с окружающей социальной средой, с ее многофакторным воздействием на личность которая включает в себя анализ вопросов, характеризующих «личность в среде», «личность в социуме», «личность в системе социальных отношений», «личность в структуре социальной деятельности».[75,57]
Социально-педагогический подход рассматривается как решение проблем личности на основе использования потенциала социума через включение человека в социально значимую деятельность, в новые социальные отношения.
Л.А Зеленов в своей книге «Социология города» определяет социум как систему людей с их потребностями, способностями, деятельностью, отношениями и институтами и выделяет две структуры: вертикальную и горизонтальную. Нам более интересна вертикальная структура, которая образуется пятью социальными образованиями, где каждое предыдущее образование является основанием для последующего:
1. социальные потребности
2.социальные способности
3. социальная деятельность
4. социальные отношения
5. социальные институты.[23]
Все эти образования являются так же основными элементами социума, а функциональным стержнем - является деятельность, и именно деятельность задает типологию потребностей, отношений, институтов и т.д. Устойчивость же отношений и связей в рамках общества обеспечивает социальный институт. [80]
Отсюда можно заключить, что сфера деятельности социального педагога - социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития.

1.2. Сущность и содержание социально-педагогических ресурсов
социальных отношений в социально-педагогической деятельности
Процесс социализации никогда не кончается, однако Орвиль Г. Брим утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:
1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации;
2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их;
3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил;
4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. [70]
Сущность социальных отношений заключается в системе связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения объективны по своей природе, преломляются через внутреннее содержание или состояние человека и выражаются в его деятельности как его личное отношение к окружающей действительности.
Социальные отношения - это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер. [70] Социальные отношения людей реализуются в общении как специфической форме взаимодействия человека с другими людьми как членами общества.
При анализе межгруппового общения раскрывается его социальный смысл как средство передачи форм культуры и социального опыта не только между одновременно существующим группами, но и в ходе исторического процесса.[5]
Отношения межличностные - объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, «задает» определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности. Межличностные отношения, с одной стороны, определяют психологические особенности, степень интенсивности и «знаковую» направленность целого комплекса аттитюдов, диспозиций, ценностных ориентаций, социальных стереотипов, нормативных предписаний, которые реализуются в условиях прямого контактного и опосредствованного взаимодействия людей, а с другой - выступают в качестве той стимульной определяюще-отправной платформы, которая и формирует именно этот, а не какой-то иной характер и выраженность этих социально-психологических феноменов, эффектов межличностного восприятия и личностных диспозиций в конкретной группе и при этом в конкретных условиях совместной деятельности и общения. Другими словами, однозначно продемонстрировано (это четко показано в бесчисленных экспериментальных исследованиях), что психологическая специфика межличностных отношений в любой человеческой общности выступает в качестве своеобразного последствия и функций таких показателей, как содержание, задачи и цели совместной деятельности и уровень социально-психологического развития данного сообщества. В это же время особенности межличностных отношений одновременно являются решающим фактором, обусловливающим формирование и развитие как неповторимости социально-психологического климата в группе, так и траектория становления основных социально-психологических феноменов, характеризующих способы взаимодействия и взаимовлияния в ней (ценностно-ориентационное единство, действенная групповая эмоциональная идентификация, атрибуция ответственности за успехи и неудачи, референтность, самоопределение личности в группе, мотивационное ядро выбора и т.д. [35]
При оценке роли среды неформального общения в становлении характера нужно ясно представлять себе, когда она действует как дополнительная психологическая перегрузка, источник стрессов и фрустраций, а когда превращается в «зону душевного отдохновения». Это во многом зависит от того, насколько средовые обстоятельства соответствуют природе возрастных социальных потребностей человека. [8, 149 ]
В.В. Рубцов выделяет несколько групп факторов возникновения различных видов стрессов у детей в условиях школьного обучения, которые являются неотъемлемой составляющей современного образования, одна из которых связана с адаптацией детей к школьному обучению, способностью ребенка противостоять «своеобразному внешнему давлению». Где особо выделяются умения ребенка к общению со взрослыми и сверстниками, умение взаимодействовать «с разными другими. Специфическое давление образовательной среды имеет конкретные формы взаимодействия с учителями, одноклассниками и родителями и во многом зависит от педагогического мастерства всех участников образовательного процесса, от культуры и такта окружающих ребенка взрослых. В свою очередь степень этого давления прямо связана с уровнем развития общества и реальной ценностью, которое приобретает образование в современном мире. В качестве еще одной причины следует указать на наличие в школе фактора соревновательности, и как следствие - ориентации учащихся на высокие показатели. Известно, что отстающих осуждают, а впоследствии и вовсе отношение к ним становится враждебным. У таких детей легко развивается заниженная самооценка, «самопораженческая» реакция, они смиряются с ролью неудачников, «неуспевающих» и даже «не любимых», что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств. Причиной школьных стрессовых ситуаций является также отсутствие дружеских отношений или неприятие детским коллективом, проявляющееся в оскорблениях, издевательствах, угрозах или принуждениях к той или иной непригладной деятельности. Следствием неприспособленности ребенка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности сверстников становятся почти непрекращающиеся напряжения в отношениях, личностные конфликты, доходящие до прямых столкновений между отдельными детьми или их группами с различными нега........


Список использованной литературы


1. Алехина С.В., Битянова М.Р. Психологический мониторинг как средство анализа и проектирования развивающей среды образовательного учреждения// Развивающая среда в образовательных учреждениях университетского округа МГППУ: Сборник материалов круглого стола городского августовского совещания(28 августа 2006 г). - М.: МГППУ, 2006. С. 49-53
2. Алифиренко О.В. Формирование отношений личности как социально-педагогическая проблема. Современные исследования социальных проблем: Сборник статей Общероссийской научно-практической конференции. Вып. 1 «Социально-педагогические и психологические исследования» / Под общ. ред. сов. РАЕ Максимова Я.А. - Красноярск: Научно - инновационный центр, 2009. С.9 -12
3. Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся на факультетах социальной педагогики и социальной работы; Авт-сост. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - 4-е изд, - М: Изд-во Академия, 2007. - 192 с.
4. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» - М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 285 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во “Наука”,2004. - 384 с.
6. Анурин В. Ф ., Кравченко А. И . Социология/ учебник для вузов , СПб - Питер, 2011 - 432 с.
7. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика.- № 7/8. - М: 2007. С. 24 - 27.
8. Беспалова Г.М. Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношения в школе. - М.: Изд-во Парадигма, 2003. - 48 с.
9. Бобинова С.В. Образовательная среда как условие формирования толерантности младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2011, №2 С. 69 - 73
10. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория: Монография. - Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2006. - 300 с.
11. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие. - М.:КНОРУС, 2010. - 240 с.
12. Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С., Фалькович Т.А. Подростки 21 века психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях -М.: ВАКО, 2008. - 256 с.
13. Галагузова М.А., Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. - М: Изд-во Академия, 2006. - 192 с.
14. Галкина Т.Н. Мониторинг образовательной деятельности в школе. Книга современного завуча /Т.И. Галкина, Н.П. Озерова. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/д: Феникс, 2007. - 416с.
15. Георгян А.Р. Психологические особенности развития социальных отношений в подростковой субкультуре// Проблемы социально-уязвимых детей и подростков в изменяющейся России решать молодым: Материалы Российской межрегиональной молодежной научно - практической конференции. Сыктывкар: СГУ, 2005. - С. 45 - 48.
16. Гончарова Ю.А. Социально-педагогическая диагностика в 2-х частях. -Воронеж: Изд-во ВГУ , 2006
17. Гордеева А.В., Морозов В.В. Прикладная реабилитационная педагогика: Учебно-методическое пособие. - М.: Академический Проект, 2004. - 176 с. - ( «Gaudeamus»)
18. Долгов А.П., Жаткин Д.Н. Социальная педагогика: проблемы и перспективы развития. - М: РИЦ МГГУ, 2007. - 196 с.
19. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройство поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. _ СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
20. Егошкин Ю.В. Новые пути интеграции проблемных детей в школьный социум. Автореф. на соис. уч. ст. докт. псих. наук. - М: 2002. - 38 с.
21. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. - М.: Издательский центр «Акадения», 2006. - 176 с.
22. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 208 с.
23. Зеленов Л.А. Социология города. М: Изд-во Владос, 2000. - 192 с.
24. Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути // Педагогические сочинения. Саранск. 2002, С. 86-87.
25. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения/ учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . т- 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.
26. Иванов А.В. Социальная педагогика. Учебное пособие/А.В. Иванов и др. под общ. ред. проф. А.В. Иванова - М.: Издательско-торговая корпорация «Данилов и К», 2010. - 423 с.
27. Иванцова А.Р. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей. - Владивосток: Изд-во Перо, 2006. - 92 с.
28. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
29. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб. пособие / В.А. Капранова. - Мн..: Новое знание, 2004. - 222 с.
30. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: учебное пособие. - М: Изд-во Академия, 2006. - 304 с.
31. Кибирев А.А. Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск: Изд-во Трио, 2004. - 111 с.
32. Козлов Л.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. - М: 2007. - 224 с.
33. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 383 с.
34.Кондратьев М.Ю., Ковалева В.В. Особенности интрагруппового структурирования и межличностных отношений в десятых классах общеобразовательной школы, претерпевших композиционные изменения разной степени интенсивности// Социальная психологи и общество. Международное научное издание № 1/2010 . С. 106 - 124.
35. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М Психология отношений межличностной значимости.- М.: ПЕР СЭ, 2006. - 272 с.
36. Королева Л.А., Белибихина Н.А. Организация дополнительного образования в школе. - М: Изд-во Учитель, 2009. - 199 с.
37. Кругликова Л. П. Деятельность социозащитных учреждений как один из путей преодоления девиантного поведения подростков. - М: Изд-во ВЛАДОС, 2007. - 247 с.
38. Кузнецова А.Н. Формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в учреждении дополнительного образования детей, Автореф. на соис. уч. ст. кан. пед. наук, Ульяновск, 2007. - 30 с.
39. Леонова И.С. Особенности корпоративной культуры класса в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. №5 2010 С. 83 - 88.
40. Липский И.А. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности // Педагогика - 2004 - №9, С. 34-42
41. Лодкина Т.В. Кивля Ф.И. Диагностика изучения личности ребенка и его семьи в работе социального педагога: Науч.-метод. рекомендации. ? Вологда: Изд-во Фора, 2007. - 44 с.
42. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования: курс лекций по соц. Педагогике. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 296 с.
43. Маренко О. А. Методические материалы и рекомендации к курсу "Тенологии социальной работы". - Барнаул: Изд-во Тезис, 2007. - 64 с.
44. Методика воспитательной работы: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений/ Л.К.Гребёнкина, Е.М.Аджиева, О.В.Ерёмкина и др.; под ред. В.А. Сластёнина. - 5-е изд., испр. и перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 160 с.
45. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс», диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
46. Михайлова Е.Н. Дети из социальных приютов: сложности адаптации к жизни в обществе Социальная работа в России: Образование и практика. Сборник научных трудов под редакцией профессора Н.А. Грика Томск: ТУСУР 2009. С.184 - 189
47. Моргаевская А.Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике. Автореф. на соис. уч. ст. канд. пед. наук.- СПб.: Изд-во Лемма, 2009 - 22 с.
48. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.В.Мудрик - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия» , 2006. - 304 с.
49. Мудрик А.В. Социальная педагогика/Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2005. - 200 с.
50. Никитин В.А. Социальная педагогика. - М: ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
51. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М: Изд-во Владос, 2007. - 399 с.
52. Нойфельд И. Методы социальной работы// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт/ Сост. Т.Ф.Яркина, В.Г.Бочарова. - М: АСОПиР, 2003. С. 28
53. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон. и С. Сари; Пер. с англ. под ред. Ю. Шапиро. - М: Изд-во Аспект Пресс, 2006. - 157 с.
54. Палатова С.А. Проектирование содержания социально-педагогической работы с учащимися отклоняющегося поведения/Автореф. дис. на соис. уч. ст. к. п. н. Волгоград, 2009 [Рукопись] - 24 с.
55. Панов Я.Н. Социальное обслуживание населения. Социальная работа за рубежом. - М: Изд-во Владос, 2005. - 346 с.
56. Панченко С. В. Социокультурное пространство ребенка: Автореф. дис… кандидата философских наук / Рост. гос. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2005. - 23 с.
57. Повшедный А.В., Зыкова Н.С., Повшедная Ф.В. Курс лекций по общей педагогике и теории воспитания. - Н.Новгород: изд-во НГПУ, 2007. с.134
58. Поддубная Т.Н. Агашкова О.В. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства.- М: Феникс, 2008. - 281 с.
59. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. - М.:МГППУ, 2008. - 416 с.
60. Рулева Ю.С. Социальное дистанцирование как особенность социально - ролевого взаимодействия в современном школьном образовательном процессе // Духовно - нравственные проблемы национального хозяйствования: Материалы научно - практической конференции. - Рязань: Рязанский филиал МАЭП, 2005. - С. 101-108.
61. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. - М.: «5 за знания»», 2006. - 255 с.
62. Саламатина И.И. Ресоциализация деликвентных групп несовершеннолетних/Автореф. дисс. на соиск. уч.ст.д.п.н., М.: МПГУ, 2007
63. Семенов С.Г. Методика работы социального педагога - М.: Школьная пресса, 2006. - 96 с.
64. Семья: психология, педагогика, социальная работа/Под ред. А.А. Реана. - М.: АСТ, 2010. - 576 с.
65. Старшинина И.В. Психолого-педагогическая поддержка тревожных подростков// Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 25/ Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. - М.: МПГУ - МОСПИ, 2006. - С. 137 - 139.
66. Смирнов С.А. Котова И.Б. Шиянов Е.Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии - М: Изд-во Академия, 2009. - 512 с.
67. Соловьева Е.Е. Педагогические условия совершенствования воспитания учащихся «группы риска» в общеобразовательной школе // Образование и саморазвитие. - 2008. - №1 (7). - С. 174-182.
68. Социально-педагогические технологии в деятельности общеобразовательного учреждения: Учеб. пособие для студ. Вузов по специальности «Социальная педагогика», «Социальная работа»/Под ред. Торохтия В.С., д-р пед. наук, профессор, - М.: АНО «СПО «СОТИС», - 2007. - 384 с.
69. Социально- психологические проблемы образования : Вопросы теории и практики: сборник научных трудов. Вып.8/Под ред. М.Ю. Кондратьева. - М.: МГППУ, 2010. - 160 с.
70. Сподаренко Е.В. Развитие социальной рефлексии как педагогическая проблема// Вестник Московского государственного университета культуры и искцусств. - 2007. - №1. - С. 86 - 88.
71. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Серия: Высшее образование : Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 672 с.
72. Стрельцов Ю. А. Социальная педагогика досуга: Учеб. пособие. ? М: Изд-во Флинта, 2006. - 185 с.
73. Сукало А.А. Педагогические основы профилактики правонарушений в сфере подростково - молодежного досуга: - СПб: Изд-во Герос, 2006. - 219 с.
74. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе - учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М: Изд-во ВЛАДОС, 2007. - 382 с.
75. Торохтий В. С. Психология социально-педагогической деятельности Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2010, № 5. С. 56 - 71.
76. Торохтий В.С., Видерман Н.С., Психология социально-педагогической деятельности. Учебное пособие. - М.: НПФ «Смысл», 2007.с 178
77. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - 2-е изд., доп. - М.: Психотерапия, 2009. - 544 с.
78. Фрумин И.Г. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании.- М: Изд-во Альфа, 2006. - 80 с.
79. Фомина А.Б. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков. - М: Изд-во АСТ, 2003. - 128 с.
80. Ходырева Е.А. Становление индивидуальности школьника в полткультурной образовательной среде, Автореф. на соис. уч. ст. докт. пед. Наук, Киров, 2006 - 42 с.
81. Черноусенко Т. И. Социально-педагогический комплекс в условиях работы школы-лицея открытого типа/ Т. И. Черноусенко // Клас. рук. - N 3. Изд-во Перси, 2008. С. 23 - 27
82. Чернышев А. С. Оптимизация жизнедеятельности как основа социально-психологической помощи молодежи. ? Курск: Изд-во Сегао, 2008. - 90 с.
83. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика". - М: Изд-во Академия, 2007. - 272 с.
84. Шептенко П.А. Введение в специальность «Социальный педагог»: учеб. пособие/Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 160 с.
85. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Учебник для вузов. - М: Изд-во Владос, 2008. - 448 с.
86. Яблонских Ю.П. Нравственное воспитание школьника, как субъекта социальных отношений// Автореф. дис. на соис. уч. ст. к. п. н., Оренбург, 2006. - 31 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.