На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Использование программного обеспечения в обработке статистических данных туристской отрасли

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 10.6.2013. Сдан: 2012. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

Туризм сегодня - это глобальный компьютеризированный бизнес, в котором участвуют крупнейшие авиакомпании, гостиничные цепочки и туристские корпорации всего мира. Современный турпродукт становится более гибким и индивидуальным, более привлекательным и доступным для потребителя [1].
Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики.
Важным элементом научного управления туристкой индустрией является прогнозирование. Это обусловлено в первую очередь переходом Республики Казахстан к рыночной экономике. Формирование рынка гостиничных и туристских услуг, неопределенность его конъюнктуры, сильные колебания в спросе повышают роль прогнозирования в управлении гостиничным и туристским бизнесом [1].
Поэтому все большее внимание уделяется применению современных программных продуктов - универсальных статистических пакетов. Они существенно изменяют технологию прогнозирования, позволяют оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации.
Актуальность исследования: обработка больших массивов данных требует значительных затрат времени, трудовых ресурсов и средств.
Цель данной работы: обосновать необходимость использования программного обеспечения для обработки статистических данных туристской отрасли. Эта цель предопределила следующие задачи:
- рассмотреть роль и значение исследовательской деятельности в туристской отрасли;
-определить значение статистических исследований в туристской деятельности;
- исследовать возможности применения программного обеспечения в обработке статистических данных туристской отрасли;
- разработать практические рекомендации по теме исследования.
Объект исследования: статистические исследования в туристской отрасли.
Предмет исследования: возможность использования программного обеспечения в обработке статистических данных.
Новизна исследования заключается в применении новых методов исследования различного программного обеспечения в обработке статистических данных туристской отрасли.
Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций по теме исследования.
Методом данного исследования является анализ литературных источников, анкетирование, проведение семинара.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области статистики, экономики, научного исследования туризма: Бендина Н., Рузавина Г.И., Попова Л.А., Козлова Д.А., Ердавлетова С.Г., Абишева А.А., а также ресурсы сети Интернет.


1 Роль и значение исследовательской деятельности в туристской отрасли
1.1 Исследовательская деятельность, ее особенности, виды и назначение

Под исследовательской деятельностью подразумевается восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона на конкретных, случайных предметах, что является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.
Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важнейшей задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности - в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. Ведущей ценностью исследования является ценность процесса движения к истине [2].
В исследовательской деятельности выделяются следующие этапы:
- осознание исследовательского задания;
- формулировка целей в решении исследовательского задания;
- выдвижение гипотезы;
- выполнение исследовательского задания;
- практическая проверка выполнения исследовательского задания [3].
Во время проведения исследования, исследователь развивает в себе интеллектуальные, организационные и коммуникативные умения, овладев которыми, он сможет осознать проблемы, выявить их социальные и экономические истоки, пути и способы разрешения.
Исследовательская деятельность студентов - одна из форм учебного процесса, в которой сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает навыки исследовательской работы, затем начинает пользоваться приобретенными теоретическими знаниями в исследуемой работе, так или иначе связанной с практикой.
Исследовательская деятельность связана с необходимостью обоснования научных знаний с помощью проверок через наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет осуществить определенную классификацию основных видов творческих работ обучающихся. Их можно подразделить на следующие работы:
- информационно-реферативные - написанные на основе нескольких литературных источников, с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы;
- проблемно-реферативные - предполагают сопоставление разных литературных и документальных источников, на основе которых дается собственная трактовка поставленной проблемы;
- натуралистическо - описательные работы - наблюдение и качественное описание какого-либо явления;
- экспериментальные работы, основанные на проведении научного опыта;
- исследовательские - работы, выполненные с помощью методики, имеющие собственный экспериментальный материал, на основе которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Смысл исследовательской деятельности в том, что в процессе её выполнения студент овладевает определенным перечнем исследовательских умений и навыков: самостоятельно подбирать литературу, работать с каталогами, архивными материалами, информационными обзорами, составлять собственную картотеку, конспектировать литературу, выступать публично с научными сообщениями, разрабатывать программу и проводить самостоятельное исследование.
Как показывает анализ развития отечественного и зарубежного высшего образования в исторической ретроспективе, одним из важнейших условий подготовки мобильных специалистов является интеграция в процессе обучения в вузе двух видов деятельности - научной и образовательной. По-новому звучит эта проблема в настоящее время, в период становления информационного общества [3].
Доказательством этого могут служить следующие особенности сегодняшнего времени:
• ассимиляция научных знаний в обществе - научные достижения вошли в повседневную и обыденную жизнь;
• экспансия науки в профессии - наука и научные методы породили не только принципиально новые области профессиональной деятельности, но и стали неотъемлемой частью многих традиционных специальностей;
• вхождение научной деятельности в качестве «функциональной обязанности» рядовых специалистов во многих профессиях;
• невозможность эффективного карьерного роста без использования научно-эвристических методов обработки информации и принятия профессионально важных решений;
• омолаживание профессий, ассоциированных с наукой - возрастает количество очень молодых людей в ряде профессиональных областей, связанных с научными достижениями и др [4].
Следовательно, овладение опытом исследовательской деятельности для современного специалиста означает развитие «способностей, позволяющих легко приспособиться к окружающей среде, воспользоваться её выгодами и преимуществами и устроить себе комфортную и обеспеченную жизнь».
Действительно, с точки зрения информационной структуры модели-рования целемотивационный и прогностический аспекты обычной, повседневной практической деятельности человека «… сродни научному творчеству, это как бы научное творчество в миниатюре». Прогностическую деятельность, не задумываясь об этом, человек выполняет повседневно. Это проявляется в том, что прежде чем выполнить любой вид деятельности, человек прогнозирует и проектирует цель, продукт, технологию и следствия.
Поэтому опыт исследовательской деятельности востребован в практической жизни, особенно в ситуациях, характеризующихся неопределённостью и непредсказуемостью, когда приходится действовать не по готовым алгоритмам а, сталкиваясь с новыми условиями, принимать не стандартные решения и прогнозировать их последствия. Занятия наукой не только помогают овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт, но и содействуют формированию основных компонентов готовности будущих специалистов к профессиональной мобильности [5].
В структуре научной деятельности (творчества) выделяются её содержание и продукт. Особенностью продукта творческой деятельности (в том числе и научной) является то, что он обладает двойственной природой, с одной стороны - это новый фрагмент теории объекта исследования, с другой - прирост в развитии самого человека - субъекта творчества. Смысл этого явления был раскрыт в своё время П.Я. Гальпериным, показавшим, что всякая деятельность, помимо продукта в обычном его понимании (т.е. продукта объектного происхождения, или «внешнего» продукта), своим результатом имеет развитие самого субъекта деятельности, его образование.
Научному исследованию обычно предшествует особое соотношение науки и практики, получившее название проблемной ситуации. В общем виде это такая ситуация, когда практика сталкивается с необходимостью решения насущных задач, не имеющих в данный момент теоретического решения.
Иначе говоря, когда появляются такие практические вопросы, на которые теория соответствующего объекта не может ответить в силу своей неполноты. Проблемная ситуация порождает проблему, т.е. осознание исследователем запросов практики, их четкое понимание и формулировку, выяснение того факта, что в науке необходимых ответов нет, что научное знание, таким образом, неполно. Научная проблема - это осознанное противоречие между запросами практики (по отношению к теории) и возможностями теории в ответе на эти запросы. Если проблемная ситуация является движущей силой исследования, то проблема - ее исходной, начальной точкой [6].
В содержании акта творческой деятельности можно выделить три относительно обособленных этапа. Первый состоит в изучении практики, в выявлении, осознании и формулировке её запросов к теории, среди которых содержатся и те, которые не имеют теоретического решения. Второй этап состоит в анализе теории объекта, метатеории и смежных наук с целью выявления (установления) границ познанного в этой области, осознания этой границы и фиксации этой ограниченности. Третий этап - это выделение собственно проблемных вопросов практики к теории. В реальном процессе научного исследования три обозначенные этапа разделяются чисто условно и могут выполняться как бы синхронно. Более того, они могут выполняться различными субъектами научного творчества, с чем связана возможность коллективного научного творчества.
В результате анализа в рамках этих трёх этапов выявляется предмет исследования, т.е. та часть объекта, в отношении которой не существует полноценного научного знания, позволяющего дать значимые ответы на практические вопросы или, чаще всего, подводящие «теоретический фундамент» под технологические работки. Наряду с охарактеризованными компонентами структуры научного творчества в науковедении используются ещё и критерии, характеризующие его. Прежде всего, это научная новизна. С помощью этого критерия фиксируется граница между известным научным знанием и вновь полученным, между учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью. Другими критериями являются теоретическая и практическая значимость полученной новой информации, а так же актуальность исследования, отражающая удельный вес и значимость искомого продукта научного творчества [6].
Овладение методологией научного поиска, накопление опыта исследовательской деятельности - это сложный процесс. В психолого-педагогической литературе «опыт» человека рассматривается, как системный объект, элементами которого являются накапливаемые и личностно осознаваемые знания, умения и навыки. Таким образом, под опытом научно-исследовательской деятельности следует понимать качественную характеристику личности, формирующуюся в результате накопления и осмысления новых знаний и умений, полученных в процессе осуществления исследовательской деятельности, и проявляющейся в способах получения точного, объективного и системного знания о действительности.
В исследовательской деятельности туристской отрасли важную роль играют маркетинговые и статистические исследования.

1.2 Роль маркетинговых исследований в туристской отрасли
В быстро изменяющихся условиях рынка важнейшей маркетинговой функцией любого туристского предприятия является проведение маркетин-говых исследований. Без них компания не сможет ориентироваться в бизнес-среде, узнать характеристики интересующих её рынков, изучить действия конкурентов и потребности своих клиентов [7].
В англо-американской и немецкой литературе понятия «маркетинговое исследование» (Marketing Research) и «исследование рынка» (Market Research) стоят на одном уровне, несмотря на то, что последнее определение является, в сущности, более узким. Оно предполагает сбор и анализ характеристик конкретного рынка (ёмкость, расположение, потенциал роста, тенденции в спросе и т. д.). Также считается, что исследование рынка является одним из объектов маркетингового исследования, охватывающего и другие направления, связанные с разработкой и реализацией комплекса маркетинга предприятия (Рисунок 1) [8].



Рисунок 1. Основные элементы комплекса маркетинга туристского предприятия [8].

«Маркетинговые исследования - широкий комплекс разнообразных исследований, необходимых для выработки оптимальных стратегий и проведения эффективной оперативной маркетинговой деятельности» [8].
Взгляды, потребности и желания клиентов постоянно меняют-ся. Рассматривая туристскую индустрию нельзя не заметить, что понятия населения о наилучших видах отдыха изменяются, как и мода на престижные места отдыха. Основываясь на рассказах классиков русской литературы, можно сделать вывод, что в прошлом веке весьма популярными и престижными курортами была Ницца, Баден-Баден, где можно было встретить весь свет петербургского и московского общества. А в наши дни Ницца известна в основном как оздоровительный курорт и не является столь престижным местом отдыха, каковым она была в те времена. Например, в работе современной туристской фирмы наибольший показатель спроса на традиционный отдых в Турции Египте, а также детский отдых на Чёрном море.
Увеличивается число деловых путешественников, взгляды и пожелания которых тоже необходимо учитывать, так как деловой туризм сейчас развивается очень динамично. Уже сейчас на долю делового туризма приходится свыше половины выручки от продаж гостиничных номеров.
Поэтому, любая туристская фирма должна постоянно следить за всеми изменениями, происходящими на рынке туристских услуг, успевать реагировать на каждое из них: отставание от более удачливых и прозорливых грозит недоверием потребителя фирме, что может привести не только к потере кого-то из клиентов, но и к падению общего имиджа фирмы, т.е. к утрате существенной части потенциальных и постоянных клиентов.
Таким образом, наиболее важные характеристики маркетинговых исследований следующие: маркетинговые исследования представляют собой комплекс научных методов сбора, анализа и интерпретации маркетинговых данных; служат для принятия управленческих решений в области маркетинга.
Маркетинговые исследования используют междисциплинарный подход, поскольку при их проведении применяются методы статистики, социологии, психологии, экономических, управленческих и других наук.
В своем труде «Введение в туризм» Биржаков М.Б, отмечал, что маркетинговые исследования однозначно необходимы для успешной работы любой фирмы. Ответив на следующие вопросы: «Кто пользуется услугами нашей фирмы?», «Почему?», «Зачем?», «Что ими движет?» сегодня можно планировать деятельность фирмы, исправлять недочеты, оттачивать качество услуг, а, следовательно, привлекать большее число клиентов.
Маркетинговыми исследованиями занимаются в основном крупные фирмы, которые могут позволить себе содержать специальный отдел. В таком отделе может работать от одного до нескольких десятков сотрудников. Среди сотрудников отдела - разработчики планов исследований, статистики, социологи, психологи, специалисты по моделированию. Мелкие фирмы могут обращаться с просьбой спланировать, или провести такое исследование в специальную организацию или кооперироваться для их проведения [8].
Маркетинговые исследования в туризме являются функцией, связывающей через информацию туристское предприятие с рынками, потребителями, конкурентами и другими элементами среды его функционирования.
Предпосылкой любого такого исследования можно назвать управленческое решение, для принятия которого необходима соответствующая информация. Цель маркетингового исследования заключается в создании информационно-аналитической базы для принятия маркетинговых решений и уменьшения степени неопределённости, связанной с ними. Предметом маркетингового исследования является маркетинговая деятельность, а также процессы и явления, тем или иным образом с ней связанные.
С точки зрения объекта изучения маркетинговые исследования должны отличаться комплексностью. Так, чрезвычайно сложно отделить друг от друга такие направления (объекты) маркетинговых исследований, как рынок, потребители, конкуренты. Рынок невозможно представить без конкурентов, а поведение потребителей формируется в определенной рыночной среде.
С определённой мерой условности выделяют следующие объекты маркетинговых исследований в туризме: среда маркетинга; рынок; туристский продукт; конкуренты; потребители; маркетинговые коммуникации.
Итак, для успешного проведения маркетингового исследования необходимо, прежде всего, выявить проблемы, стоящие перед фирмой и сформулировать цели исследования.


Цели могут быть:
- поисковыми, то есть предусматривать сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезу;
- описательными, то есть предусматривать описание определенных явлений, например, выяснить численность пользующихся услугами данной фирмы;
- экспериментальными, то есть предусматривающими проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например, о том, что снижение цен путевок на 10% вызовет увеличение численности клиентов более чем на 15% [9].
Результат и эффективность маркетинговых исследований зависят от соблюдения принципов их организации, заключающегося в том, что они должны быть четко спланированы и состоять из комплекса последовательных частных действий (этапов).
В своем учебном пособии Маркетинг(2006) Григорьев М.Н считает, что проведение маркетинговых исследований методом анкетирования является одним из самых эффективных. Григорьев М.Н объясняет это тем, что:
- благодаря тому, что является анонимным и опрашиваемый слабо контактирует с интервьюером, позволяет собрать более точную и неискажённую информацию: большинство опрашиваемых в ходе короткой беседы после анкетирования признались, что часть сведений утаили бы, если бы организация проводила опрос своими силами, а не привлекла к исследованию стороннюю организацию;
- благодаря своей простоте позволяет быстро собрать достаточно большой объём информации. Именно оперативность является решающим фактором в выборе метода исследования;
- так как анкетирование является одним из наиболее дешёвых методов сбора информации, его предпочитают более 80% клиентов компании.
Анкетирование на современном этапе применяется не только для исследования потребительских предпочтений, запросов, нужд, но и для отслеживания мнений экспертов. Часть специалистов области маркетинга сходятся во мнении, что экспертный метод даёт возможность получения разнообразной информации высокой прогностической ценности, что очень важно в области маркетинга, который, как известно, является сферой быстрого устаревания информации. Апробация методики, в которой из полученных экспертных оценок составляется и анализируется матрица, показала, что она позволяет быстро получить количественные оценки достаточно большого числа разнородных факторов.


1.3 Основные приемы маркетинговых исследований с использованием статистических методов.

Процедуре исследования уделяется пристальное внимание, потому что, во-первых, регламентация данного процесса помогает сформулировать назначение и обеспечивает связь исследовательских процедур с процессом принятия решения; во-вторых, проведение исследования в соответствии с общими теоретико-методологическими принципами позволяет получить научно обоснованные результаты, применимые па практике; в-третьих, каждый этап не существует изолированно от других, поэтому, принимая ре........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. М.: Приор, 1998. - 143 с.
2. Ширшина, Н.В. Химия: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Н.В. Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 184 с.
3. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пеадагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 608 с.
4. Герасимов, И.Г. Научное исследование - М., 1972. - 280 с
5. Кузнецов, И.Н. Научное исследование - М.: Дашков и К’, 2004. - 457 c
6. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования: учеб.пособие для вузов.- М., 1999,- с. 210
7. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм:
8. Березин И.С. Маркетинг и исследование рынка. М.: Русская Деловая Литература, 2006. - 416 с.
9.Беляевский К.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М:. Финансы и статистика, 2001. - 320 с.
10. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. - М.: Экспертное бюро, 1997. - 176 с
11. Восколович, Н.А. 2009. Маркетинг Туристских Услуг. Москва: Юнити.- 208 с.
12. Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 4-е изд.: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 1200 с.
13. Исмаев Д. К Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. М., 1994.-213 с.
14. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Финпресс», 2003. - 496 с.
15. Маркова В. Д. Маркетинг услуг. М., 1996.
16. Г. Мооcмюллер Н.Н. Ребик Маркетинговые исследования с SPSS, учебное пособие, Москва ИНФРА-М 2009.-160 с.
17. Статистика: Научный справочник.-Киев : Центр научной литературы, 2005. - 232 с.
18. Электронная энциклопедия - Википедия.
19. Бендина Н. В. Экономическая статистика (Статистика национального богатства): Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 1999.
20. Сбор и обработка статистических данных по туризму. Техн. пособие № 4. - Мадрид: Изд. ВТО, 1995.
21. Квартальнов В.А. Туризм. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.-320 с.
22.Александрова А.Ю. Международный туризм, Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
23. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. 3-е изд - М.: Академия, 2005, 192 с.
24. Форсирование индустриально-инновационного развития экономики: теория, методология, практика. Экономические исследования/ под ред. д.э.н., профессора А.А.Абишева, Алмата.
25. Монтехано Х М. Структура туристического рынка/Под.ред. Н. С. Мироненко. М.; Смоленск, 1997.
26. Ердавлетов С.Р.География туризма: история, теория, методы,практика.-Алматы,2000-336 с.
27. Методические рекомендации по формированию показателей статистики туризма, Астана 2010. Официальный сайт агентства РК по статистике: stat.kz
28. Уваров В. Д., Борисов К Г. Международные туристские организации: Справочник. М., 1990.
29. Попов Л. А., Козлов Д. А. Методы прогнозирования в индустрии гостеприимства. М.: Изд-во Рос.экон. акад., 2000. - 226 с
30. Широкова Г.В. Информационные технологии в управлении туристским бизнесом // Вестник СПбГУ. Серия Экономика. 1995. №19
31. Козырев А.Н. Рынок программного обеспечения в СССР, лицензионные и авторские договоры, цены//Мир ПК. 1989.
32. Официальный сайт CognitiveForms: cognitiveforms.ru
33. Официальный сайт Abby: abbyy.ru
34. Сапрунова В. Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М., 1997.
35. Айвазян С.А. Интеллектуализированные инструментальные системы в статистике и их роль в построении проблемно-ориентированных систем поддержки принятия решений// Обозрение проблем прикладной математики. Том 4, #2. М.: Наука; Изд-во "ТВП", 1997.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.