На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 10.6.2013. Сдан: 2012. Страниц: 92. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1. Туристский потенциал региона. 6
1.1. Туристский регион. Факторы формирования и развития туризма
в регионе. 6
1.2. Туристские ресурсы - основа для развития туризма в регионе. 22
2. Республика Бурятия - перспективный туристский регион. 36
2.1. Состояние индустрии туризма в Бурятии на современном этапе. 36
2.2. Анализ туристского потенциала г. Улан-Удэ - столицы
Республики Бурятия. 54
2.3. Анализ наиболее привлекательных районов Бурятии для организации и развития туризма 64
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Приложения 85


Введение

В настоящее время туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия. Туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса, а также оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, то есть выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.
Туризм в Бурятии имеет собственную историю и очень высокий потенциал развития. Интенсивному развитию туризма способствует удобное географическое расположение республики, уникальные природные ресурсы, богатое историческое и культурное наследие.
Туризм постепенно становится заметным явлением в республике. Сюда приезжает все больше туристов, в том числе иностранных. Проявляют интерес российские и зарубежные инвесторы. В Бурятии сложилось около 30 зон туризма и отдыха, большая часть которых находится возле озера Байкал, действует более 30 туристских фирм, более 300 объектов размещения туристов, в том числе гостиниц, турбаз, пансионатов, развивается сеть гостевых домов.
В настоящее время в Бурятии идет работа по развитию партнерских связей в рамках проекта "Чайный путь", предполагающего участие в нем организаций России, Китая, Монголии, США, который в перспективе может стать крупным международным туристским направлением, подобным "Шелковому пути", "Винному пути" и другим. Продолжается работа по развитию сотрудничества с Монголией в рамках проектов "Байкало-Монгольская Азия" и "Байкал-Хубсугул".
Таким образом, Бурятия становится крупным центром туризма нашей страны.
Актуальность данной темы заключается в том, что Республика Бурятия обладает рекреационным потенциалом, полное использование которого способно удовлетворить потребность в санаторно-курортном лечении, туризме и отдыхе населения, как самой республики, так и других регионов России, а также иностранных туристов. Важным аспектом является и то, что Бурятия стала одним из победителей конкурса на создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
Таким образом, цель дипломной работы - исследовать туристский потенциал Республики Бурятия.
Объектом исследования является Республика Бурятия как перспективный для туризма регион. Предмет исследования - привлекательные туристские ресурсы Республики Бурятия.
В соответствии с целью работы, выделяем следующие задачи:
- выявить понятие туристского региона, факторы формирования и развития туризма в регионе;
- рассмотреть туристские ресурсы как необходимое условие для развития туризма в регионе;
- исследовать состояние индустрии туризма в Республике Бурятия на современном этапе;
- проанализировать туристский потенциал г. Улан-Удэ
- провести анализ наиболее привлекательных районов Бурятии для организации и развития туризма.
Исходные материалы и методы исследования. Исследования проводились с использованием следующих методов: сравнительного описания и анализа, статистического, картографического, исторического, сравнительно-географического, анализа документов и фондовых материалов организаций и учреждений, нормативно-правовых документов, литературных источников, описания и классификации. При изучении туристского потенциала РБ использовались материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, Республиканского агентства по туризму РБ, Министерства экономического развития и внешних связей РБ. Важный информационный материал был получен в ходе посещения IV Республиканской выставки-ярмарки «Туризм и отдых в Бурятии - 2007» в г. Улан-Удэ, 24-26 мая 2007 г., на его основе был проанализирован совокупный турпродукт РБ.
Практическая значимость данной работы в том, что материалы исследований являются информационной базой для развития туризма в Республике Бурятия, могут быть использованы для работы со студентами в курсе изучения развития туризма в Байкальском регионе.


1. Туристский потенциал региона.

1.1 Туристский регион. Факторы формирования и развития туризма в регионе.

Как известно, такие понятия как «туризм» и «турист» неразрывно связаны и существование одного без другого невозможно.
Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности»1 туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания (ФЗ «Об основах туристской деятельности», с.6).
Исходя из целей путешествия, выделяют следующие виды туризма:
- рекреационный туризм - путешествие для отдыха и лечения. Этот вид туризма является очень распространенным во всем мире. В некоторых странах он выделяется в самостоятельную отрасль экономики и функционирует параллельно с другими видами туризма. Как разновидность рекреационного существует курортно-лечебный туризм;
________________________________
1 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (по состоянию на 1 марта 2007 г., включая изм., вступ. в силу с 1 июня 2007 г.). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - с. 5.

- научный туризм - участие в научных совещаниях, конгрессах, симпозиумах, знакомство с научными открытиями и т.д.;
- образовательный туризм - поездки с целью повышения квалификации, обучения иностранным языкам, видам спорта и т.д.;
- спортивный - поездки для участия в спортивных мероприятиях. К услугам туристских фирм прибегают в этом случае как руководители спортивных команд, организаторы соревнований, так и болельщики и просто желающие присутствовать на соревновании;
- сельский (агротуризм) включает посещение туристами сельской местности, отдых и оздоровление в экологически чистых районах;
- деловой туризм связан с выполнением профессиональных обязанностей. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее особенный интерес; для проведения переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения или сбыта и т.д.
- развлекательный туризм - посещение праздничных мероприятий и др.;
- экологический туризм - путешествие по природным территориям с целью более глубокого понимания местной культуры и природной среды, не нарушающее целостность экосистемы;
- шоппинг-тур - туристская поездка, целью которой является покупка определенных видов товаров, характерных для страны пребывания;
- паломнический туризм - путешествие, имеющее целью выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий;
- этнический туризм связан с посещением родственников или мест рождения родителей. Туристские агентства помогают с оформлением транспортных билетов, загранпаспортов, виз и т.д.
Турист пользуется комплексом услуг, которые предоставляются ему в определенном месте, или регионе, где происходит туристское мероприятие (событие). Это место из-за своих привлекающих факторов становится центром туризма. Туристские места отличаются причинами, по которым в них задерживается субъект туризма (турист).
Когда турист выбирает цель своего путешествия, он сравнивает между собой различные места и те услуги, которые там имеются, и выбирает из них то, что ему лучше подходит. Тот продукт, который турист заказывает и покупает, состоит из услуг, предлагаемых в данном месте (туристском регионе). Территория, где предлагается комплекс услуг, не обязательно имеет четко выраженные границы. Это может быть часть региона или туристский центр, гостиница, где имеются все необходимые сооружения для организации отдыха и размещения туристов. Такая территория может охватывать какую-либо область, страну или даже группу стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия. [19]
Всемирная туристская организация определяет туристский регион как территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха, учебного процесса или оздоровления. Из данного определения следует вывод о том, что туристский регион, для того, чтобы считаться самостоятельным, должен иметь все необходимые сооружения для пребывания в нем туристов, т.е. туристский регион определяется как место, располагающее туристскими сооружениями и услугами, которые выбирает турист или группа туристов и которые продаются производителем услуг. Таким образом, туристский регион - это цель путешествия и туристский продукт. При этом необходимо иметь в виду следующее:
1. Данное определение должно исходить из интересов потребителя. При этом решающим моментом является то, что географическая территория, выбранная туристом, должна приносить пользу. Довольно часто такие территории нарушают исторически сложившиеся политические границы.
2. То, чем туристский регион является для определенного туриста, зависит от его потребностей.
3. Регион как «место с набором аттракционов и приспособленными под них туристскими сооружениями и услугами» представляет для туриста продукт, состоящий из комплекса услуг. В таком же виде туристский регион является единицей конкуренции въездного туризма.
Кабушкин Н.И. считает, что под туристским регионом следует понимать географическую территорию (место, регион), которую гость или туристский сегмент выбирает с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Таким образом, регион представляет собой единый туристский продукт и конкурентоспособную единицу и должен управляться как стратегическая коммерческая единица. [19]
Понятие «региональный туризм» содержит два тесно связанных между собой аспекта: географический и социально-экономический. Первый отражает пространственное распределение рекреационных ресурсов, объем рекреационных потребностей местного населения и степень удовлетворения их в конкретном районе, а также возможности для привлечения внешних туристских потоков на данную территорию. Второй показывает уровень рекреационной освоенности территории, обусловивший место данного региона на отечественном и мировом туристском рынке, и социально-экономические условия, способные стимулировать или сдерживать развитие туризма. Если первый подход дает представление в основном о потенциальных возможностях туризма, то второй представляет результат туристской деятельности в данном регионе, позволивший ему войти в тот или иной сегмент туристского рынка. Следовательно, туристский регион оценивается как с позиции организаторов отдыха, так и с позиции местных или приезжих рекреантов. [26]
Стратегическая цель всего региона как конкурентной единицы - обеспечение конкурентоспособности на длительный период. Взаимодействие отраслей (гостиниц, транспортных предприятий, торговли), их рынков, населения и окружающего мира оказывает влияние на конкурентоспособность региона. Рынки предъявляют высокие требования к продукции и тем самым стимулируют работу отраслей, и наоборот: конкурентоспособные отрасли заинтересованы в сохранении и увеличения количества требовательных клиентов на местах. Отрасли, получающие от туризма хорошую прибыль, формируют определенное позитивное отношение к туризму в своей местности, - гарантия гостеприимства, что облегчает реализацию инновационных туристских проектов. Взаимодействие окружающей среды и региона, особенно отношение населения к позитивным и негативным внешним эффектам или реакция на позитивные и негативные тенденции, также оказывает влияние на состояние конкурентоспособности.
Кабушкин Н.И. в зависимости от мотива различает туристские регионы широкой и узкой специализации. [19] Разница между ними в том, что выбор туристского региона широкой специализации скорее всего можно считать случайным. Человек собирается что-то сделать или чего-то достигнуть, но сам регион не представляет для него интереса. Он пользуется туристскими услугами потому, что их предлагают (посещение как средство достижения цели). Совершенно с противоположной целью отправляются в регионы узкой специализации, так как пребывание в них запланировано заранее (посещение - самоцель).
В таблице 1 представлены виды туристских регионов широкой специализации.
Таблица 1
Туристские регионы широкой специализации

Образовательные центры места, приспособленные для проведения конгрессов, а также учреждения исследовательского и образовательного характера.
Промышленно-административные подразделяются на промышленные, или коммерческие, и политические центры. Промышленными центрами считаются места, куда едут, чтобы заключать коммерческие договоры и товарные сделки.
Политические центры места, где располагаются административно-политические структуры или проводятся мероприятия политического характера.
Центры транспортного сообщения путешествующие пользуются туристскими услугами по техническим причинам.


Туристские регионы узкой специализации. (табл. 2)
Таблица 2
Туристские регионы узкой специализации
Места отдыха Курорты должны иметь как минимум три показателя: природные лечебные факторы; соответствующие постройки; определенный лечебный характер.
Места для отдыха во время отпуска любое место, где можно остановиться на пять и более дней (минимально - четыре ночевки), чтобы отдохнуть. Они служат для восстановления и сохранения физических и психических сил человека. На их территории нет общепризнанных природных лечебных факторов, которые могут быть использованы в терапии.
Близлежащие места для отдыха такие места расположены поблизости от мест постоянного проживания человека. Часто люди отправляются в такие места на несколько часов или на выходные, чтобы получить разгрузку. Один и тот же регион, одно и то же место отдыха могут по-разному рассматриваться туристами: все зависит от того, откуда они прибыли и сколько хотят провести здесь времени.
Места с туристскими достопримечательностями исторические, религиозные (паломнические) места и развлекательные центры. Все они привлекают туристов, для которых на первом месте стоит не физический или духовный отдых, а желание познакомиться с чем-нибудь новым.

Кабушкин Н.И. предлагает представить туристский регион как своего рода систему, набор связанных между собой элементов (рис.1) [19]


Рис.1 Система туристского региона
Основные факторы, влияющие на развитие регионального туризма.
Их можно разделить на статичные и динамичные. К статичным относится совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящее, неизменное значение. Человек приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы региона находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные воды, пещеры и т.д.). Культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже в значительной мере можно отнести к статичным.
К динамичным относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценку, значение, меняющееся во времени и пространстве. Кроме вышеуказанного деления, факторы, воздействующие на туризм, делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Эти факторы не связаны непосредственно с туризмом.
Внешние факторы воздействуют на региональный туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группа факторов включает:
· Возраст населения региона;
· Увеличение числа работающих женщин и изменение дохода на каждую семью;
· Рост пропорции одиноких людей;
· Тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи;
· Рост числа бездетных пар в составе населения региона;
· Уменьшение иммиграционных ограничений;
· Увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени;
· Более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей.

К числу внешних факторов, воздействующих на региональный туризм, относятся также экономические и финансовые факторы: улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации, увеличение (снижение) персонального дохода: более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов. Возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.
К социально-экономическим факторам, влияющим на увеличение масштабов регионального туризма, относится повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни в различных странах.
Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования, технологические изменения: развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий.
Внутренние (эндогенные) факторы - это факторы, воздействующие непосредственно в сфере регионального туризма. К ним относятся материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма в регионе.
Главные из них связаны с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.
К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:
1. Процессы спроса, предложения и распространения
2. Возрастание роли сегментации
3. Рост роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации
4. Увеличение роли средств массовой информации и связей с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов.
5. Возрастание роли кадров в туризме
6. Возрастание роли частного туристского бизнеса
Внутренние факторы подразделяются на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные).
К экстенсивным факторам относятся: рост численности работников, увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов, строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих.
Интенсивные факторы - повышение квалификации персонала, развитие профессионально-квалификационной структуры: техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов научно-технического прогресса, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации регионального туризма, рациональное использование имеющихся в регионе материальных ресурсов, объектов и маршрутов и т.д.
К сдерживающим факторам, отрицательно влияющим на развитие регионального туризма, относятся: кризисы, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации, банкротство туристских фирм. Ужесточение туристских формальностей, невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д.
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона объем туристской деятельности может иметь большие колебания.[26]
Таким образом, данную классификацию факторов можно представить в виде следующей таблицы (табл. 3):
Таблица 3
Факторы, влияющие на развитие туризма в регионе
1 статичные · совокупность природно-географических. · культурно-исторические
динамичные · демографические · социально-экономические · материально-технические · политические
2 внешние · демографические и социальные изменения · экономические факторы · финансовые факторы · изменения политического и правового регулирования · технологические изменения.
внутренние · материально-технические факторы · факторы туристского рынка · экстенсивные · интенсивные · сдерживающие
3 фактор сезонности

Помимо наличия факторов, влияющих на развитие туризма в регионе, туризм сам оказывает влияние на различные сферы.
Рассмотрим влияние туризма на развитие экономики региона.
Доходы от туризма способны поднять экономику региона, в котором он развивается. Значение туризма для экономики региона многообразно и очень весомо.
1. Создание туристских фирм и развитие их бизнеса приносит большую выгоду: клиентам - продукцию, услуги; работающему персоналу - зарплату; бизнесменам - прибыль; региону - деньги за счет налогов и сборов.
2. С экономической точки зрения большое значение имеет эффект туризма в виде дополнительного спроса на товары и услуги. Особенность туризма состоит в том, что он вызывает к жизни новую форму потребительского спроса - спрос приезжающих на отдых туристов - на разнообразные товары и услуги, предложить которые призвана региональная промышленность.
3. Закон рынка диктует, что любое предприятие богато потому, что у него есть рынки, а не потому, что у него есть заводы. Увеличение продажи продукции местной промышленности естественным образом увеличивает доходы региона, в котором она находится.
4. Спрос на комплекс товаров и услуг, сформированный туристским движением, требует их производства. Поэтому туризм оказывает определенное влияние на развитие региональных отраслей, выпускающих предметы потребления. Благодаря этому производство потребительских товаров интенсивно развивается, принося пользу своему региону и повышая уровень жизни населения.
5. Туризм изменяет удельный вес расходов на общественный транспорт региона.
6. Увеличиваются доходы региональных средств связи, так как почтовое, телеграфное и телефонное обслуживание позволяет туристу поддерживать контакт с местом постоянного проживания.
7. По мере развития мобильного, нестационарного туризма увеличиваются расходы туристов на туристское снаряжение которое, как правило, не может быть использовано в «оседлой» жизни. Это также приносит достаточно хорошие доходы.
8. При увеличении туристских потоков значительно повышается спрос на сувенирную продукцию, изделия местного кустарного промысла. Кроме дополнительного дохода, продажа таких изделий может служить рекламой туристского центра.
9. Развитие туристского бизнеса увеличивает спрос на продукцию сельского хозяйства региона. Сооружение средств туристского размещения положительно сказывается на состоянии конъюнктуры в строительстве. Расширяется и модернизируется региональная инфраструктура.
10. Развитие туризма благотворно сказывается на возрождении народных промыслов, традиций и фольклора.
11. Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты. Развитая туристская отрасль обеспечивает стабилизацию и увеличение поступлений валюты в страну и регионы. Причем поступление иностранной валюты происходит не только в виде оплаты за туристское обслуживание, но и как обмен валюты на повседневные нужды туристов.
12. Общегосударственное и региональное значение туризма состоит в способности приносить большие поступления доходов в госбюджет и региональный бюджет через налоги. И чем больше доходы туристских организаций и предприятий, тем больше поступлений в эти бюджеты.
Кроме того, туризм оказывает влияние непосредственно на окружающую среду региона. Воздействие туризма на нее может быть прямым, косвенным и побудительным, а также положительным и отрицательным. Туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой. Однако с помощью управления развитием туризма и четкого планирования можно уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное.
Положительное воздействие международного туризма включает следующие факторы: охрану и реставрацию исторических памятников, создание национальных парков и заповедников, защиту берегов и рифов, сохранение лесов и т.д.
При оценке влияния туризма на природу важно учитывать, с какой точки зрения она ведется: ведь то, что считается положительным с точки зрения туристов, может оказаться негативным с точки зрения местных жителей. [26]
Негативное воздействие туризма зачастую оказывается преобладающим над положительным. В частности, это воздействие на качество воды в реках, морях, озерах и на качество воздуха из-за применения транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания на масляном топливе; шум от деятельности разных развлекательных заведений; уничтожение местной и дикой фауны туристами, разжигающими костры; разрушение исторических памятников вандалами, оставляющими на них надписи, и т.д.
Политика по защите окружающей среды должна быть нацелена на долгосрочный период для обеспечения продолжительной туристской деятельности. Однако многие страны, особенно развивающиеся, игнорируют это, предпочитая коммерческую и финансовую выгоду. Политика развития туризма с учетом экологического воздействия становится все более актуальной, и крупные международные организации, в частности ВТО осуществляет различные программы по охране окружающей среды.
Туристы, приезжающие в ту или иную страну для знакомства с местными достопримечательностями и для отдыха, оказывают социально-культурное воздействие в результате контактов с местным населением. Можно выделить три основные категории этих контактов:
· Когда туристы покупают продукты и услуги у местного населения;
· Когда местные жители и туристы вместе пользуются услугами, например морскими пляжами, транспортом, рестораном и т.д.;
· Когда туристы и местное население вместе проводят культурные мероприятия.
Величина прямого социально-культурного воздействия связана с развитием туризма и определяется различием в социально-культурных уровнях гостей и местного населения. Это и традиции, и религия, и образ жизни, и нормы поведения, и привычки, и многое другое.
Социально-культурное влияние может быть как положительным, так и отрицательным. К положительному можно отнести обмен культурной информацией. Интерес туристов к культурному наследию страны может вызвать ответное чувство гордости у местных жителей, стимулируя их сохранять свои национальные традиции, ремесла. Негативное влияние часто проявляется в результате прямого контакта, но может возникать и из-за непропорционального развития туризма и неэффективности реализации потенциальных возможностей.
Привлечение иностранной рабочей силы, а также создание новых высокооплачиваемых рабочих мест за счет получения иностранных инвестиций могут вызвать недовольство той части местных жителей, которые не могут найти подходящую работу или получают относительно низкую заработную плату.
Проблема социального напряжения также может быть и за счет разного уровня благосостояния гостей и местных жителей.
Роль туризма в хозяйственной деятельности определяется в первую очередь тем, что он является частью и социальной, и экономической сферы.
Туризм, занимая немаловажное место в обществе, принимает на себя важнейшие социальные функции: восстановление психофизиологических ресурсов общества; содействие трудоспособности человека и рациональному использованию свободного времени; обеспечение занятости населения и роста его доходов; направленность на поддержание и восстановление рекреации регионов.
Сам характер туризма как особой социально-экономической сферы развития общества при умелой постановке дела может успешно сочетать в себе и рыночные аспекты экономических связей, и социально ориентированные цели развития общества в целом и отдельных регионов. При этом социальный аспект туризма должен выступать как цель, а рыночный аспект - как средство ее реализации.
Рассмотрение социальных аспектов организации досуга и туризма обнаруживает переплетение ряда различных концепций, но любая из них обязана иметь своей целью выполнение социальных функций, основными из которых можно назвать:
- Адаптацию и интеграцию членов общества в «социальную ткань» [26] на основе подготовки их к культурным, социальным и экономическим переменам;
- Обеспечение рекреационных аспектов досуга путем его организации на основе использования соответствующих социальных и культурных ресурсов и специалистов в этой области;
- Обеспечение дополнительного образования и акцентирование внимания на определенных культурных аспектах;
- Устранение пробелов в образовании и культурном уровне, предупреждение возможных конфликтов.
Политика становления и развития регионального туризма является одной из составляющих социально-экономической политики государства.
Региональная политика государства направлена на сохранение его единства и целостности, недопущение его распада на суверенные территории. Для выполнения этой задачи в региональной политике необходим ряд мер по реформированию экономики различных отраслей и, в частности, экономики туристского бизнеса.
Туристская политика государства направлена на укрепление экономики туризма и повышение эффективности этой отрасли. В последние десятилетия регионализация экономических и социальных процессов наблюдается во многих государствах. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных рычагов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Реализация туристского бизнеса как сферы хозяйственной деятельности в условиях отдельно взятого региона может быть осуществлена при наличии основных составляющих: капитала, технологии, кадров, туристских ресурсов.
Туристская политика в регионах представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития народнохозяйственного комплекса.
Реализация туристской политики государства должна преследовать цели:
- Разработку концепций развития регионального туризма;
- Составление целевых программ по развитию туризма как на уровне федерации в целом, так и на уровне отдельного субъекта федерации;
- Разработку конкретных мер для достижения поставленной цели;
- Государственное регулирование региональной и республиканской туристской деятельности.
Задачами же государственных структур являются:
- Разработка программ развития туризма;
- Установление правил землепользования и охраны рекреационных угодий;
- Принятие правил туристского обслуживания и контроль за качеством туристских объектов;
- Предоставление льгот для стимулирования част........


Список использованной литературы

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (по состоянию на 1 марта 2007 г., включая изм., вступ. в силу с 1 июня 2007 г.).
2. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)».
3. Концепция развития туризма в Республике Бурятия на период до 2010 г. (Утверждена Постановлением Правительства РБ от 29.07.2003 N 241
"Об утверждении концепции развития туризма в республике Бурятия на период до 2010 г.")
4. IV Республиканская выставка-ярмарка «Туризм и отдых в Бурятии-2007». Официальный каталог, 24-26 мая, г. Улан-Удэ, республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова.
5. Аян-гид. - Улан-Удэ: Республиканская типография, 2004. - №1.
6. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.: ил.
7. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. - Издание 6-е, переработанное и дополненное. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2004. - 448 с.
8. Боголюбов В.С. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Боголюбов, В.П. Орловская. - М.: «Академия», 2005.- 192с.
9. Бурятия - территория надежд // Центральный рынок Бурятии. - 2006. - №2(11). - С. 10
10. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. - М., 2003.
11. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.: ил.
12. Дагданова С.Ж. Инфраструктурные ресурсы развития туризма в регионе Бурятия // Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации / Материалы II международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 23-25 мая 2007г. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. - С. 243-246.
13. Дугина Е.Л., Доржиева Е.В. Некоторые вопросы конкурентоспособности туристского продукта республики Бурятия // Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации / Материалы II международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 23-25 мая 2007г. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. - С. 246-251.
14. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. - Мн.: Новое знание, 2004. - 496 с.
15. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме: Учебно-практическое пособие / А. Дурович, Л. Анастасова. - М.: Новое знание, 2002.
16. Желаева С.Э., Грехова Т.С. Инвестиционная привлекательность республики Бурятия в сфере туризма // Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации / Материалы II международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 23-25 мая 2007г. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. - С. 257-261
17. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. - М.: Советский спорт, 1999.
18. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 368 с.: ил.
19. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник / Н.И. Кабушкин - 3е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2002.
20. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.
21. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003.
22. Кряжев Е. Туризм в Бурятии / Е. Кряжев // Бурятия. - 2007. - 18 мая. - С. 5,7
23. Маркетинг в туризме: теория и практика регионального исследования. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006.
24. Матвеев М. Байкал - самое любимое место отдыха в России / М. Матвеев // Номер Один. - 2003. - №31. - 30 июля.
25. Менеджмент туризма. Основы менеджмента : Учеб. для студентов вузов турист. профиля / Л.И. Лукичева, В.А. Квартальнов, В.А. Исаев и др.; Междунар. каф. ЮНЕСКО по культур. туризму в целях мира и развития, Рос. междунар. акад. туризма. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 351с.: ил.
26. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 272 с.: ил.
27. Менеджмент туризма: Учебник. / Чудновский А.Д., Жукова М.А. - М., 2003.
28. Менеджмент туризма. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.
29. Молотов В.С. Государственное управление природными ресурсами Байкальского региона / В.С. Молотов, К.Ш. Шагжиев; Под ред. В.П. Орлова, Н.Г. Рыбальского. - М.: Изд-во НИА-Природа, 1999. - С. 121-126.
30. Мэтьюз П., Макдугал Б., Чухломин А. Концепция туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкал» в Республике Бурятия. Методика и средства разработки. Краткое описание концепции// Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации / Материалы II международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 23-25 мая 2007г. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. - С. 246-251.
31. Организация туризма: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.И. Кабушкина и др. - Мн.: Новое знание, 2003. - 632 с.
32. Основы туристской деятельности: Учебник / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др.; Сост. Е.Н. Ильина. - М.: Советский спорт, 2000.
33. Раднаев Б.Л. О совершенствовании транспортной инфраструктуры туристско-рекреационной зоны в байкальском регионе. // Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации / Материалы II международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 23-25 мая 2007г. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. - С. 325-332.
34. Рекреационные ресурсы // Бурятия. 2007. - 8 мая. - С. 6-19.
35. Сапожникова Е.Н. Страноведение: Теория и методика туристского изучения стран: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Елена Николаевна Сапожникова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 240 с.
36. Сукнев А. Большая байкальская тропа (ББТ): инновационный образовательный проект / А. Сукнев // Буряад ?нэн: Бизнес Олзо. - 2007. - 25 мая. - С. 4.
37. Темный Ю. В. Введение в экономику туризма: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2001. - 184 с.
38. Тулохонов А.К. Определенные подходы к исследованиям устойчивого развития туризма / А.К. Тулохонов // Бурятия. - 2007. - 20 июня. - С. 3.
39. Туризм в Бурятии // Деловой мир Байкала. - 2007. - №1. - С. 2.
40. Туристская Бурятия. Туристический журнал. - Улан-Удэ: типография «Домино», 2007.
41. Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации / Материалы II международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 23-25 мая 2007г. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. - 524 с.
42. Хамнаева Н.И., Балданова Н.Ц. Анализ и исследование потенциала средств размещения г. Улан-Удэ // Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации / Материалы II международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 23-25 мая 2007г. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. - С. 452-455.
43. Ханташкеева Т.В. Рекреационный потенциал Республики Бурятия и перспективы его использования: Автореф. дис. канд. геогр. наук. - Иркутск, 1996. - 19 с.
44. Цыдыпов В. Мечта становится реальностью / Цыдыпов В. // Центральный рынок Бурятии. - 2006. - №8 (17). - С. 29
45. Чтобы было на пять // Центральный рынок Бурятии. - 2006. - №7 (16). - С. 7.
46. Байкал Информ. Ежедневные новости Байкальского региона
()
47. Виды туров.
(nenadivane.ru/viditurov2)
48. Инвестиционный паспорт Республики Бурятия
(ivr.ru/buryatia/?p=158#1)
49. Официальный сайт министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия
(economy.buryatia.ru)
50. Официальный сервер органов государственной власти Республики Бурятия
(egov-buryatia.ru/index.php?id=278)
51. Республиканское агентство по туризму
(baikaltravel.ru)
52. Республиканское Агентство по физической культуре и спорту Республики Бурятия
(baikalsport.ru/index.php)
53. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия
(buryatstat.narod.ru/public_inde.html#0707)
54. Туризм и отдых в Бурятии 2005 (CD) Комитет по туризму Министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.