На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Рентабельность - показатель эффективности деятельности СПК «Русь», резервы ее увеличения

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. предприятия. Добавлен: 11.6.2013. Сдан: 2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение 3

1. Теоретические и методические аспекты рентабельности предприятия 5
1.1. Прибыль как результат хозяйственной деятельности 5
1.2. Факторы влияющие на уровень рентабельности 10
1.3. Критерии и показатели, характеризующие рентабельность производственной деятельности предприятия 11

2. Оценка уровня рентабельности производственной деятельности СПК «Русь» 20
2.1. Производственно - экономическая характеристика СПК «Русь» 20
2.2. Оценка финансового состояния СПК «Русь» 25
2.3. Оценка и уровень рентабельности СПК «Русь» 33

3. Пути увеличения рентабельности СПК «Русь» 41
3.1. Основные факторы влияющие на резервы увеличения рентабельности 41
3.2. Факторный анализ рентабельности продаж СПК «Русь» 43
3.3. Факторный анализ рентабельности производственной деятельности СПК «Русь» 44

Заключение 46

Список использованной литературы 49

Приложение 45


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях рыночной экономики каждому предприятию предоставлена полная свобода выбора вида деятельности в рамках закона. Производители сами решают, какую им выпускать продукцию, в каком количестве, для какого контингента потребителей. Будучи предоставлены сами себе, производители хорошо понимают, что завтрашнее состояние их предприятия зависит только от того, как они ведут деятельность сегодня.
Хозяйственная деятельность, как и всякая другая, всегда имеет какой-либо итог, результат. В качестве финансового результата деятельности предприятия выступает прибыль или убытки. Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Прибыль, или ее максимизация, - это непосредственная цель производства в любой отрасли национальной экономики. Она создает определенные гарантии для дальнейшего существования предприятия, поскольку только ее накопление в виде различных результативных фондов помогает преодолевать последствия риска, связанного с реализацией товаров на рынке. Примечательно, что в то же время в странах с развитой экономикой существует значительное количество так называемых бесприбыльных организаций.
Первыми истолкователями прибыли были меркантилисты, которые считали, что прибыль возникает в сфере обращения, во внешней торговле, в результате продажи по более высокой цене. Физиократы считали, что прибыль создается только в сельском хозяйстве, где воздействие сил природы приводит к росту потребительных стоимостей сверх издержек производства. А. Смит и Д. Рикардо обосновали идею создания прибавочной стоимости в отраслях материального производства. Смит определял прибыль как вычет из продукта труда рабочего в пользу капиталиста. К. Маркс называл прибыль приращенной формой прибавочной стоимости, порожденной всем авансированным капиталом, источником прибавочной стоимости считал труд наемных работников.
С другой стороны, невзирая на всю неоднозначность проблемы прибыли, никто из экономистов не отрицает важности ее роли как в теории экономического анализа, так и в повседневно-практической деятельности предприятий и организаций. Из этого следует необходимость уделения особого внимания проблеме увеличения прибыли предприятия.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и аналитических вопросов обеспечения рентабельности производственной деятельности, а также разработка мероприятий по увеличению прибыли, а следовательно и рентабельности предприятия и ее эффективному функционированию в современных условиях.
Для достижения поставленной цели в работе потребовалось сформулировать и решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность и функции прибыли;
- изучить виды прибыли и рентабельности;
- рассмотреть экономическую характеристику предприятия;
- проанализировать уровень рентабельности деятельности предприятия;
- предложить резервы увеличения рентабельности.
Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность СПК «Русь».
Объектом исследования является СПК «Русь».
Информационная база: Бухгалтерский баланс (форма № 1) за 2008-2010 гг., Отчет о прибылях и убытках (форма №2) за 2008-2010 гг., форма № 5, форма № 5-3 (Сведения о затратах на производство и реализацию продукции).


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Прибыль как результат хозяйственной деятельности

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах. Общим финансовым результатом является прибыль.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса, большая роль в выявлении которых отводится экономическому анализу [2, стр. 46].
Основные задачи экономического анализа перечислены на рисунке 1.
Современная экономическая мысль рассматривает прибыль в качестве дохода от использования факторов производства, т. е. труда, земли капитала. На сегодняшний день можно выделить следующие, имеющие хождение в учебной литературе определения прибыли: во-первых, - это плата за услуги предпринимательской деятельности; во-вторых, - это плата за новаторство, за талант в управлении предприятием; в-третьих, - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом климатических условий, различными непредсказуемыми обстоятельствами.

Рисунок 1 - Основные задачи экономического анализа

Результаты риска могут быть кардинально различны - большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В настоящее время разработана теория риска, с помощью которой можно рассчитать степень риска, особенно финансового.
В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя (продавца) на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.
Как конечный результат функционирования производства на уровне предприятия прибыль является элементом взаимоотношений всех участников производственного процесса. На функционирующем предприятии прибыль выполняет определенные функции. В отечественной литературе нет единого мнения по вопросу о функциях прибыли; в разных источниках насчитывается от двух до шести функций. Большинство экономистов выделяют три функции, наиболее соответствующие природе прибыли [4, стр. 125].
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
На рынке предприятия выступают как обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что еще не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
В процессе анализа используются разнообразные показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом [8, стр. 76].
1. По видам хозяйственной деятельности различают прибыль от основной (операционной) деятельности, которая включает прибыль от реализации продукции и прочие внереализационные доходы и расходы; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.
2. По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, прибыль от реализации продукции, общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов(брутто-прибыль), прибыль до налогообложения, чистую прибыль.
- Маржинальная прибыль - это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
- Прибыль от реализации продукции - это разность между маржинальной прибылью и постоянными затратами предприятия.
- Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).
- Прибыль до налогообложения - это результат после выплаты процентов кредиторам.
- Чистая прибыль - это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
3. В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия, которую надо выделять из общей прибыли для правильной оценки работы предприятия.
4. По характеру налогообложения различают налогооблагаемую прибыль и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
5. По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
6. По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
7. По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую.
Капитализированная прибыль - это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия.
Потребляемая прибыль - та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам предприятия.
Показатель прибыли следует рассматривать не за отдельные промежутки времени, а в динамике.
В условиях рыночных отношений имеется 3 источника получения прибыли [12, стр. 139]:
1. за счет монопольного положения предприятий по выпуску той или иной продукции или уникальности производств. Поддержание этого источника предполагает проведение постоянных новаций и требует учета антимонопольного политического законодательства.
2. связан с производственной и предпринимательской деятельностью, касается всех предприятий, эффективность его зависит знаний конъюнктуры рынка, от умения адаптировать производство под различные условия. Зависит от правильности выбора производственной программы. Объем производства, снижения издержек, от конкретных условий продажи продукции.
3. вытекает из инновационной деятельности предприятия, которое предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции.
Для предприятия большое значение имеет размер прибыли. Чтобы судить о размерах прибыли, необходимо договориться о способах ее измерения. Абсолютная величина прибыли безотносительно к обороту или величине активов предприятия ничего не говорит. Так, годовая прибыль в 1 млрд. долл. для предприятия с капиталом в 10 млрд. долл. - это весьма неплохо, но ничтожно мало для предприятия с капиталом в 1000 млрд. Поэтому величину прибыли за год сопоставляют или с годовым оборотом предприятия, или с ее капиталом. Анализ статистических данных показывает, что динамика прибылей ведущих корпораций ведущих индустриальных стран мира весьма неустойчива, и здесь трудно выделить какую-то единую закономерность. Даже то, что в отдельные периоды фирмы терпят убытки, и весьма значительные, не означает их банкротства. В числе фирм, потерпевших убытки в разные периоды, такие всемирно известные колоссы, как “Дженерал моторс” и “Форд мотор”, продукция которых пользуется всеобщим признанием. Убыточность свидетельствует, что их руководители недостаточно учитывают потребности рынка. Другим фактором, повлекшим убытки, является конверсия военной промышленности США: предприятия этих фирм выпускали большое количество военной техники [7, стр. 192].

1.2. Факторы влияющие на уровень рентабельности

Абсолютная сумма полученной прибыли не может полностью характеризовать эффективность работы предприятия, так как на ее величину оказывает влияние масштаб производства. Поэтому крупные предприятия, даже хуже работающие, по сравнению с малым предприятием, может получить большую сумму прибыли. Для оценки эффективности работы предприятия следует сопоставить полученную прибыль с затраченными ресурсами. Этот отличительный показатель называется рентабельностью. Рентабельность характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности в процентах за определенный период. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным.
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов. Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
прибыль рентабельность предприятие
1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник/ Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В. и. Стражева.- 2-е изд., стереотип.- Мн.: Выш. Шк., 2010. -363 с.
2. Афанасьева Т.П., Ерошин В.И. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие. - М.: КОНСЭКО, 2010. - 336 с.
3. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб. - М.: Высшая школа, 2010. - 272 с.
4. Глазунов В.Н. Анализ финансового состояния предприятия. // Финансы. - 2010. - №2. - с.15-18.
5. Графова Г.Ф. Анализ финансовых результатов предприятия в новых положениях по бухгалтерскому учету. // Финансы. - 2010. - №10. - с. 53-55.
6. Грузинов В.П. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Проф. В.П. Грузинова.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011.- 535с.
7. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 2-е, перераб. и доп.- М.: Центр экономики и маркетинга,2010.-192 с.: ил.
8. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предпрития: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 358 с.
9. Зудилин А.П. Анализ хозяйственной деятельности предприятий развитых капиталистических стран. - 2-е изд., перераб.- Екатеринбург: “Каменный пояс”, 2009. - 224 с.
10. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 2-е, перераб. и доп.- М.: Центр экономики и маркетинга, 2004.-192 с.: ил.
11. Малов А., Майн Е. «Экономическое положение предприятия»// Экономист 2010.- №8.- с.30-41.
12. Мешков В.М. О прочих доходах и расходах. // Финансы. - 2011. - №7. - с. 60-61.
13. Русак Н.А. Экономический анализ в условиях самофинансирования предприятий. - Минск: Беларусь, 2010. - 239 с.
14. Экономика предприятия: Учебник. / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: “Юристъ”,2009. - с. 584.
15. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. А.И. Добрынина, Я.С. Тарасевича. - СПб ГУЭФ: Издательство “Питер”, 2009. - 544 с.
16. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. В.Д. Камаева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 640 с.
17. Экономика предприятия : Учебник / Под общ. ред. проф. О.И. Волкова.-М.: Инфра-М,2009.-416 с.
18. Экономика предприятиия : Учебник / Под общ. ред. проф. Н.А. Сафронов а.-М.: «Юристь», 2010.-584 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.