На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Диплом Авторская обзорная экскурсия по городу Уржуму Кировской области, её разработка и проведение

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 11.6.2013. Сдан: 2010. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня туризм - это форма досуга большинства людей. Экскурсионный туризм - интеллектуальная форма досуга, позволяющая человеку расширить свой кругозор и пополнить его духовный мир. Экскурсионный туризм играет важную роль не только в жизни людей, но и в профессиональной туристкой деятельности. При помощи экскурсии туристы знакомятся с городом, получают определенное представление о его жизни. Развитие экскурсионного туризма может послужить толчком для появления потока потребителей и развитию других видов туризма. На сегодняшний день, тематика экскурсий разнообразна, существуют тематические, пешеходные, производственные, обзорные экскурсии. Чаще всего в практике наблюдается преобладание обзорных экскурсий. Данная дипломная работа ориентирована на создание обзорной экскурсии.
Каждый город имеет обзорную экскурсию. Обычно в таких городах преобладает многообразие памятников, отражающих развитие истории, архитектуры, культуры, науки и даже промышленности, все эти достопримечательности могут служить объектами экскурсионного показа. Обзорная экскурсия представляет наибольший интерес для экскурсантов, т. к. позволяет за короткое время получить общее и цельное представление о городе и даже области, узнать этапы исторического развития, особенности архитектурного облика, познакомиться с сегодняшней жизнью, увидеть индивидуальность города и его своеобразие.
К сожалению, большинство городов нашей области не пользуются особой популярностью у туристов. Хотя многие из них имеют определенный культурный потенциал, у них есть своя история, о которой мы не знаем, свои уникальные объекты, свои традиции и праздники. Они не менее привлекательны, чем такие города как Киров и Слободской. К числу таких городов относится Уржум.
Уржум - гостеприимный город, который создан для культурного туризма и отдыха. История города богата и разнообразна. Он носит статус исторического города, расположен на юге Вятского края, на границе с республикой Марий Эл. Удивительная природа, чистый воздух, богатство животного и растительного мира характеризуют его. Издревле здесь жил умелый, рукодельный, щедрый и веселый народ.
Не только областной, но и районный центр должен иметь свою обзорную экскурсию. Часто, небольшие города не имеют подобных экскурсий и актуальность нашей работы - в попытке восполнить этот пробел. Новизна работы в том, что она является профессионально разработанной с учетом всех особенностей обзорной экскурсии. Данная экскурсия позволит привлечь туристов. Именно поэтому мы считаем, что создание этой экскурсии является актуальным и значимым.
Цель исследования: разработка обзорной экскурсии по городу Уржуму.
Задачи исследования:
­ выявить особенности прохождения этапов при разработке экскурсии, раскрыть культурно - исторический потенциал города;
­ провести анализ туристского спроса и конкурентов в данной сфере;
­ разработать индивидуальный текст экскурсии и технологическую карту;
­ провести необходимые экономические расчеты;
­ разработать мероприятия по безопасности экскурсантов во время проведения автобусной экскурсии.
Объект исследования: культурно - исторический потенциал города.
Предмет: влияние туристских ресурсов Уржума на развитие познавательного туризма в городе.
Методы теоретического исследования: теоретический анализ и обобщение собранного материала, синтез.
Методы эмпирического исследования: анкетирование.
Практическая значимость исследования: работа дает целостную картину об историко-культурном потенциале города и об архитектуре города в целом. Результаты работы могут быть полезны в практической деятельности, т. е. экскурсия может получить применение в экскурсионной деятельности.
Дипломная работа состоит из введения, 5 глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы, приложений. Содержание изложено на странице 2.



1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТАННОЙ ЭКСКУРСИИ

1.1 ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

Экскурсия (от лат. еxcursio - поездка) - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников природы, истории, культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсионных объектов и умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
Обзорная экскурсия - экскурсия, которая дает общее представление о городе, области, крае в целом, здесь используется как исторический, так и современный материал, время от первого упоминания о городе до сегодняшнего дня и перспектив развития.
Маршрут экскурсии - наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, он зависит от последовательности осмотра объектов, от наличия площадок для осмотра, для обеспечения безопасности.
Технологическая карта - итоговый документ, составляемый в конце творческого создания экскурсии, перед последним его этапом - сдачей приемной комиссии во время проведения пробной экскурсии.
Индивидуальный текст экскурсовода - текст, который строится в соответствии с маршрутом, и отражает структуру технологической карты.
Портфель экскурсовода - комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда.
1.2 ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ

Экскурсия представляет целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах, происходящий под руководством экскурсовода и раскрывающий определенную тему.
Создание экскурсии - сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии - всегда разработка новой темы экскурсии, удовлетворяющей запросам потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона.
Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели и задач экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, объезд маршрута. А так же написание индивидуального текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, определение техники ведения экскурсии, составление технологической карты, составление индивидуального текста экскурсии, сдача и утверждение экскурсии. При создании экскурсии нужно изучить этапы создания экскурсии.

1.2.1 ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ЭКСКУРСИИ

1.2.1.1 Постановка цели и задач экскурсии
Нельзя браться за создание экскурсии, предварительно не обозначив её цели. Правильно сформулированная цель имеет важнейшее значение, как при создании экскурсии, так и при дальнейшем ее проведении. Цели подчиняется все, что показывается и о чем рассказывается в ходе экскурсии. У одной из экскурсий может быть несколько целей. Наша экскурсия имеет следующую цель: эстетическое и духовное воспитание экскурсантов.
Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель. Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных её частей. Таким образом, мы определили задачи нашей экскурсии: знакомство с историей и современностью г. Уржума, показ исторических объектов города и расширение кругозора экскурсантов.
1.2.1.2 Определение темы экскурсии
Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в её основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, имеющих обширную информацию. Темой экскурсий может быть архитектура старого города, творчество литераторов, история одной из улиц города и многое другое. Темой нашей экскурсии является архитектура, история и современная жизнь города.
1.2.1.3 Изучение материалов по теме экскурсии.
Изучение материалов при разработке новой экскурсии начинается с составления списка книг, брошюр, журналов, статей из газет и прочее. Особо следует обратить внимание на важность при сборе материалов точных указаний на их источник: библиографическое описание книг и статей из газет и журналов. Перед началом исследования мы отобрали необходимую литературу. Для создания теоретической части источником послужила учебная литература, а для практической части - краеведческая.
1.2.1.4 Изучение и отбор экскурсионных объектов.
Экскурсионные объекты являются зрительной основой восприятия положений, развиваемых в экскурсиях, дают представления о характерных чертах природы, особенностях определенной эпохи развития общества, хозяйства, науки, искусства. В качестве экскурсионных объектов могут использоваться:
­ памятник природы, связанные с историческими событиями;
­ здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью известных людей, произведения архитектуры, промышленные предприятия и сооружения;
­ природные объекты (леса, рощи, парки, озера, реки, заповедники, реликтовые деревья);
­ экспозиции музеев, выставок;
­ памятники археологии (городища, курганы, древние стоянки, земляные валы);
­ памятники искусства (произведения изобразительного искусства, декоративно - прикладного, скульптура, садово-парковое искусство).
В своей экскурсии мы будем использовать самые яркие архитектурные сооружения города, мемориальные памятники, связанные с жизнью известных людей, так как эти объекты дают наиболее красочное представление о городе. Например, это такие объекты как Троицкий собор, музей С. М. Кирова, дом С. М. Кирова, купеческие дома и др.
В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов необходимо учитывать значение каждого объекта для освещаемой темы. Оценка объектов будет проходить по следующим критериям:
­ познавательная ценность объекта, т. е. связь объекта с конкретным историческим событием, жизнью известного лица и т. д.;
­ известность объекта, т. е. популярность среди туристов;
­ необычность, неповторимость объекта;
­ выразительность, т. е. его взаимодействие с окружающей средой, фоном;
­ сохранность объекта, современное состояние объекта, возможность его включения в маршрут экскурсии в том состоянии, в котором он находится;
­ местонахождение, удобство подъезда к объекту, состояние дороги и т. д.
Из списка перечисленных критериев мы выбрали, те с помощью, которых можно провести качественный отбор объектов. Оценка экскурсионных объектов производилась по следующим критериям: познавательная ценность, необычность, современное состояние, неповторимость объекта и местонахождение. Выбранные объекты представляют определенную культурную ценность, большинство объектов находится в хорошем состоянии и имеет удобное расположение для обзора туристов. Правильный выбор объектов играет важную роль при дальнейшей разработке экскурсии. С помощью выбранных объектов мы можем сделать экскурсию интересной и увлекательной.
1.2.1.5 Разработка маршрута экскурсии
Проделав огромную работу по изучению экскурсионного потенциала предполагаемого маршрута экскурсии, следует составить маршрут. Экскурсионный маршрут представляет собой путь следования экскурсионной группы. На этом этапе работы уточняется трасса движения, месторасположение объектов, условия их обзора из автобуса, подъезд к намеченным местам выхода из автобуса, выбираются варианты размещения группы для лучшего осмотра объектов. Маршрут строится по хронологическому, тематическому и тематико-хронологическому принципу. К любому маршруту предъявляются требования:
­ объекты должны быть показаны в логической последовательности, не допускается проездов или проходов по одним местам
­ объекты должны быть доступны, т.е. должны имеется места для осмотра;
­ переезды и переходы должны составлять не более 10 - 15 минут;
­ безопасные, благоустроенные места остановки;
­ несколько вариантов маршрута в случае пробок.
Так как экскурсия обзорная, в ней будет применяться тематико-хронологический принцип построения маршрута. Во время экскурсии объекты будут показываться в логической последовательности. При составлении маршрута мы учитывали месторасположение объектов, все объекты экскурсии доступны для осмотра. Переезды и переходы составляют не более 10 минут. Имеются удобные и безопасные места для остановок.
1.2.1.6 Написание контрольного текста экскурсии
После отбора объектов, составления маршрута создают контрольный текст экскурсии. Он содержит хронологически изложенный материал, в контрольном тексте приводятся также материалы, которые могут составить содержание выступления, заключения или логических переходов между подтемами. Он не отражает структуру экскурсии и не строится в соответствии с маршрутом. На базе контрольного текста пишется индивидуальный текст.
Чаще всего на практике контрольный текст создается в экскурсионном бюро творческой группой, а затем каждым членом группы создается индивидуальный текст. Обычно контрольный текст создает творческая группа, и поэтому мы не будем создавать контрольный текст, т. к. в разработке экскурсии задействован один человек.
1.2.1.7 Комплектование «портфеля экскурсовода»
«Портфелем экскурсовода» называется комплект наглядных пособий для экскурсии и его задача восстановить недостающие звенья показа (несохранившиеся здания), чаще всего это фотографии, карты, схемы, рисунки или образцы продукции. Портфель создается по каждой теме экскурсии.
В работе присутствует портфель экскурсовода, в его состав входят фотографии церквей Воскресенской и Митрофаниевской. С помощью него экскурсовод сможет воссоздать, и реконструировать облик зданий, которые не сохранились. Фотографии, входящие в портфель экскурсовода, представлены в приложении.
1.2.1.8 Выбор методических приемов проведения экскурсии
Методика проведения экскурсии направлена на то, что бы помочь экскурсантам легче усвоить экскурсионный материал. Она состоит из двух групп приемов: методические приемы показа и методические приемы рассказа. Приёмы показа и рассказа объектов не просты, и их выбор находится в прямой зависимости от способа передвижения экскурсантов, познавательной ценности, известности, выразительности, степени сохранности объектов и др.
Методические приемы показа помогают показать объект. По времени приемы показа могут занимать не менее 1 минуты, а рассказ не более 10 минут. Методические приемы показа:
­ прием предварительного осмотра, используется, когда экскурсанты находятся у объекта, экскурсовод называет его и дает время для осмотра;
­ прием панорамного показа дает возможность наблюдать вид местности и несколько объектов одновременно, при этом приеме важно выделить центр композиции и обратить на него внимание туристов.
­ прием зрительной реконструкции (воссоздания). Используя этот метод, экскурсовод словесным путём реконструирует образ здания или другого объекта, может реконструироваться событие, если здание не сохранилось, то может использоваться портфель экскурсовода;
­ прием локализации событий - способ показа исторического события или какого - либо явления в точной локальной обстановке, в которой они протекали. Прием локализации часто используется вместе с приемом зрительной реконструкции;
­ прием зрительного сравнения - прием, с помощью которого осуществляется сравнение показываемого объекта с другими объектами. Сравнение может проводиться с известными объектами и с объектами, которые экскурсанты уже видели;
­ прием зрительного анализа. Существует несколько видов экскурсионного анализа: исторический (используется при показе какого - либо исторического объекта, события); искусствоведческий (при показе произведений искусства); естественно - научный (на природоведческих экскурсиях); производственно - технологический (при показе технологических процессов на предприятии). Одна из задач анализа - выработать у экскурсантов навыки самостоятельного анализа объектов;
­ методический прием показа объекта с установленной на нем мемориальной доской часто применяется в экскурсиях. Вначале показывается и анализируется объект. И только позже указывается, что в память о конкретных событиях здесь была установлена мемориальная доска. Если здание не сохранилось и на его месте находится мемориальная доска, то сначала показывают доску, затем рассказывают о событии;
Рассказ и показ - основные элементы экскурсии, с помощью которых излагаются сведения, связанные с объектами. Рассказ неотделим от показа и подчинен ему. Существуют следующие приёмы рассказа:
­ прием экскурсионной справки длится меньше минуты. В справке сообщаются основные данные об объекте (название, дата постройки, авторы, размеры). Используется при показе дополнительных объектов, когда нет выхода из автобуса;
­ характеристика объекта. Здесь перечисляются основные качества, свойства объекта, которые отличают его от других. Дается более подробное изложение материала, более глубокие сведения, чем в экскурсионной справке, хотя события связанные с объектом только описываются. Прием занимает 2 -3 минуты, дается без выхода экскурсантов из автобуса;
­ прием объяснения. Методический прием, с помощью которого освещают внутренние связи объекта, выясняют причины какого либо события, явления, факта, проводится их глубокий анализ. Прием используется на остановках, занимает 10 - 15 минут;
­ прием - репортаж. Дается информация о том, что происходит перед глазами экскурсантов, часто используется в производственных экскурсиях;
­ прием комментирования. Экскурсовод может рассуждать во время экскурсии и даже делать критические замечания об объектах;
­ прием цитирования, т.е. введение в рассказ отрывков из исторических документов, литературных произведений, документальных сведений, для более яркого воссоздания исторического события, зрительного образа или предания весомости положениям, выдвинутым экскурсоводом;
­ прием литературного монтажа заключается в подборе из художественных произведений одного или нескольких авторов, воспоминаний, документов, статей, для создания цельной композиции.
Из вышеперечисленных приемов показа наиболее часто в экскурсии будут использоваться, архитектурный анализ, это необходимо для выделения самых ярких объектов экскурсии. Так как история большинства архитектурных объектов связана с различными событиями, нужно использовать прием локализации событий. Не менее важным является прием предварительного осмотра, он используется при показе гимназии, т. к. сооружение состоит из комплекса зданий. Во время экскурсии экскурсовод реконструирует образ таких объектов как, Воскресенская и Митрофаниевская церкви, он использует прием зрительной реконструкции. Так как в экскурсии имеются здания, где размещаются мемориальные доски, используется показ объекта с установленной на нем мемориальной доской.
Основными приемами рассказа являются, прием экскурсионной справки и характеристика объекта. Во время экскурсии полная и........


ЛИТЕРАТУРА

1. Долженко Г. П. Экскурсионное дело: учебное пособие. - М: издательский дом «Март», 1998.
2. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. - М.: Профиздательство, 1976.
3. Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: учеб. пособие. - М.: ЦРИБ Турист, 1986.
4. Журнал «О малой родине с любовью», Киров, «Вятский издательский дом», 2008.
5. Казаков Д. И. «Уржум православный», 2007.
6. Пентина Н. А. «Музей краеведения в Уржуме», краеведческий альманах.
7. «Уржумская старина», 1991, вып. 6.
8. Потапов. А. Е. «Этапы большого пути. Уржумскому краеведческому музею - 75 лет», газета «Кировская искра», 1999, № 141.
9. Уржумский районный Краеведческий Путеводитель, Киров, 1994.
10. Шубина И. А. «Христианство на Вятской земле», Киров, 2001.
11. Энциклопедия земли Вятской, т.1 «Города», Киров, 1994.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.