На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


диплом «Становление и развитие налоговой системы КР в современных условиях»

Информация:

Тип работы: диплом. Предмет: Право. Добавлен: 12.6.2013. Сдан: 2012. Страниц: 91. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3


ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Социально - экономическая сущность и функции налогов….6
1.2. Классификация налогов ………… …………………………….14
1.3. Роль и место налоговой системы в регулировании
экономики страны ……................................................................24


ГЛАВА I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Становление и развитие налоговой системы
Кыргызской Республики ….................................................................33
2.2. Динамика поступлений налогов в государственный бюджет
и оценка их эффективности ………………………………………...45



ГЛАВА III.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

3.1. Проблемы функционирования действующей системы
налогообложения в национальной экономике …………………66
3.2. Основные направления реформирования и повышения
эффективности налоговой системы Кыргызской
Республики………………………………………………………………..75



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………….........................85

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….........................................................90


ВВЕДЕНИЕ

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Налог не только важный, но и жизнеопределяющий компонент современных экономик. Страны, ориентированные на рыночные отношения внимательно отслеживают свою налоговую политику и постоянно корректируют её в соответствие с текущим положением вещей в мировой экономике. В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая политика страны меняется с учетом политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ней. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономического процесса.
Эффективность в налоговой политике, в конечном счете, сводится к тому, что в процессе налоговой реформы важно учитывать, какие именно параметры налогообложения оказывают существенное воздействие на экономическую эффективность субъекта и конечный результат. Вместе с тем важно не забывать об общей сложности налоговой системы и о возможности соблюдения налоговых правил.
Для непосредственных участников производства, которые, с одной стороны, являются рабочей силой, а с другой - инвесторами, верхние пределы ставки налогообложения доходов должны быть снижены, чтобы сгладить отрицательные последствия для предложения рабочей силы. Когда действуют высокие налоговые ставки на доходы в виде заработной платы, не облагаемые доходом виды экономической деятельности, отказ от трудовой деятельности и операции черного рынка имеют тенденцию к росту и тем самым сокращают налоговую базу. Поэтому необходимо найти оптимальные ставки налогообложения.
Переход на рыночные отношения обусловил новый подход к реализации микро и макроэкономической политики государства. Макроэкономическая политика характеризуется наличием четырех главных направлений:
налогово-бюджетная;
кредитно-денежная;
внешнеэкономическая;
политика доходов.
Особое место в регулировании экономики любого государства занимает налогово-бюджетная политика.
Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. Посредством налогово-бюджетного механизма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости в республике.
Государственное регулирование экономики может осуществляться на основе изменений приоритетов налогово-бюджетной политики, которой необходимо мобильнее переходить от решения оперативных и текущих задач к разработке и последовательной реализации долгосрочных и целевых программ, охватывающих различные сферы общественной деятельности.
Актуальность данной темы обусловлена тем что, особое место в регулировании экономики любого государства занимает налоговая система. А именно, наше исследование актуально в силу многих причин. Вот некоторые из них:
- экономика переходного периода всегда мобильна и многогранна;
- несоответствие и/или противоречие законодательных актов с принципами налоговой системы;
- зацикленность налоговой системы на фискальной функции, что тормозит развитие экономики;
- постоянные изменения налоговой системы и ее уязвимость.
Разработка этапов перехода налоговой системы специально для переходного периода предполагает эволюционное реформирование для продвижения к идеальной структуре. Таким образом, чтобы учесть прошлые административные и институциональные проблемы и особенности необходимо уделять больше внимания макроэкономическим последствиям бюджетного дефицита, неизбежно возникающего в результате слишком частых налоговых реформ.
Цель дипломной работы - рассмотреть становление и развитие налоговой системы КР, выявить проблемы ее функционирования, определить меры и действия, необходимые для повышения эффективности налоговой системы страны. В Кыргызстане, как и в каждом государстве налоговая система претерпевает множество изменений. Все эти реформы направлены на регулирование экономики и повышение уровня жизни населения.
Исходя из данной цели формируются следующие задачи:
· рассмотреть сущность и функции налогов
· проанализировать развитие налоговой системы КР
· оценить состояние налоговых поступлений в государственный бюджет за последние годы.
· выявить слабые стороны Налогового законодательства и выдвинуть предложения по их устранению.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе раскрыты теоретические аспекты налоговой системы, виды налогов и роль в регулировании экономики страны. Во второй главе проделан анализ реформирования налоговой системы КР и отражена динамика налоговых поступлений в государственный бюджет. В последней главе выявлены проблемы функционирования налоговой системы и предложены пути их решения.
Информационной базой явились учебники по налогообложению, методические пособия и статистические данные государственного комитета по налогам и сборам, сборник нормативных актов КР, пособия «Центра Обучения Налоговых Консультантов», официальные данные Государственного комитета по Налогам и Сборам, данные Национального Статистического комитета, Налоговый Кодекс и многие другие источники.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1. Социально - экономическая сущность и функции налогов

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Первоначальной формой налогообложения было жертвоприношение, причем в принудительном порядке и определенном размере. Характерной особенностью того времени было то, что не существовало теории налогообложения, не было точного учета налогов. Это порождало не упорядоченность финансовой системы. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
Налоги - представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Экономическая сущность налогов исследовалось многими ученными. Наиболее обширные первые исследования были выполнены Д. Риккардо и А. Смитом. Два принципиально разных взгляда на налоги можно проиллюстрировать на примере классических экономических школ. Кейнсианская школа считает, что налоги - это орудие государственного регулирования. Неоклассическая школа рассматривает налоги как чисто фискальный инструмент. Фактически данное противоречие вытекает из двух функций налогов: экономической и фискальной. Их сочетание - основная проблема для экономики любой страны.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
Налоги вводятся с соблюдением закона и каждый закон должен конкретизировать следующие элементы: Объект налога (имущество или доход, подлежащие обложению), Субъект налога (налогоплательщик, то есть юридическое или физическое лицо), Источник налога (доход из которого выплачивается налог), Ставка налога (величина налога с единицы объекта налога), Налоговая льгота (полное или частичное освобождения плательщика от налога).
По мере развития государства налоговая система упорядочивалась и усовершенствовалась, была сформирована теория налогообложения, были определены сроки и формы налогов, но менялись объекты налогообложения.
Налоговая система в условиях планируемой экономики определялась общественным характером собственности и потребностями централизованного управления экономикой. Налоги не имели целевого назначения, а налоговая политика в целом преследовала преимущественно фискальные цели, аккумулирование налоговых платежей и формирование доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей.
Налоговый кодекс является сводом законоположений по всем налогам, их администрированию, налоговым действиям налогоплательщиков на территории КР, за исключением таможенных пошлин, сборов и платежей, регулируемых таможенным законодательством. Современная налоговая политика направлена на увеличение поступлений в бюджет и поддержку предпринимательского сектора.
Налог является обязательным платежом от доходов / оборотов, получаемых юридическими и физическими лицами, и включает в себя сборы, госпошлины, таможенные пошлины (кроме штрафов, возврата долгов, оплаты за товары, услуги и выполненные работы) в пользу государственного бюджета.
Необходимо отметить, что доходы бюджета формируются в соответствии с действующим налоговым законодательством. Что еще раз подтверждает исключительную важность налогов. Отсюда верно утверждение, что без налогов нет бюджета, а потому без налогов не может существовать и государство, как гарант его экономической самостоятельности.
Однако следует особо подчеркнуть, что наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратная реакция: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Налоги и бюджет - это взаимообусловленные явления и их связь носит двусторонний и неразрывный характер. Говоря о связи налогообложения и бюджетного процесса, нельзя не сказать и о соотношении доходной и расходной частей бюджета. В ходе формирования бюджета приоритет сохраняется за расходами, которые парламент легализует как общественно необходимые через принятие бюджетного закона. И уже затем на основе суммарного объема государственных расходов устанавливается размер доходов необходимый для покрытия расходной части государственного бюджета.
Если рассматривать функции налогообложения в качестве проявления его сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов.
Исследуя современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что налоги выполняют следующие основные функции:
фискальную
распределительную (социальную)
регулирующую
контрольную
стимулирующую
Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношению к ней. Наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например, экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Именно через налогообложение обеспечивается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ним». Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.
В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
Стимулирующая функция с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Она реализуется через систему льгот и освобождения от налогов. Нынешняя система налогообложения Кыргызской Республики предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство, благотворительную деятельность и т.д. Эта льгота, конечно, очень существенная. В прежнем Законе о налогах этой льготы не было.
Например, сельское хозяйство у нас в республике всегда пользовалось льготами практически по всем налогам. Однако этот льготный режим не стал основой для прогресса и процветания аграрного сектора в Кыргызстане. Налоговое стимулирование инвестиций в отрыве от других экономических факторов также не приносит успеха, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса. Из этого следует, что налоговые стимуляторы вторичны. Однако в ряде случаев наличие налоговых льгот может послужить дополнительным (но все-таки не основным) аргументом в пользу той или иной деятельности или деловой активности.
Регулирующая функция - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
1) Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
2) Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах, воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, и т.д.). Однако данная поощрительная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государство - другой, по поводу формирования государственных финансов. При этом социально - экономическая сущность налогов и их внутреннее содержание проявляется через их функции и принципы.
Под принципом налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые, принципы налогообложения были сформулированы XVIII в. А. Смитом сформулированные им 4 основных принципа построения налоговой системы, определенным образом модернизированные, используются до настоящего времени. Это:
1) Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности.
2) Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику Налог должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны.
3) Принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика
4) Принцип экономичности, заключающийся в. минимизации издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает из кассы государства.
Таким образом, можно условно выделить три системы таких
принципов:
экономические принципы налогообложения;
юридические принципы налогообложения (принципы налогового право);
организационные принципы налоговой системы.
Кроме того, в рамках каждой из вышеуказанных систем принципов необходимо выделить общие принципы налогообложения, которые присущи всей системе налогообложения в целом, так и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения. Например, принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов, принципы местного налогообложения и т.д.
Принципы налогообложения зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий, размеров государственного долга, отношения государственного аппарата и общества к отдельным группам населения. Попытки выработать оптимальную систему налогообложения позволили сформулировать следующие принципы:
? Простота алгоритма расчета отдельных налогов;
? Отсутствие дублирования;
? Простота и экономичность системы сбора налогов;
? Стабильность;
? Законодательное регламентирование;
? Пропорциональность налоговых сборов выгоде, которую взамен может предоставить государство;
? Равенство по доходам и правам граждан, облагаемых равным налогом;
? Приемлемый размер общего налогового давления;
? Справедливость по горизонтали;
? Справедливость по вертикали;
Справедливость по горизонтали предполагает, что равные по доходам лица должны платить равные налоги. Принцип справедливости по вертикали заключается в том, что если равные по экономическому и социальному положению налогоплательщики платят равные налоги, то и неравные должны платить неравные налоги.
Следует отметить, что выделение «вертикальной» и «горизонтальной» справедливости все же не решает одну из главных проблем, существующих в налоговой сфере - это определение степени справедливости налогообложения.
Налоговая политика государства не только базируется на конкретных принципах, но и учитывает социально - экономические потребности страны, стратегические и текущие задачи экономики.
Негативным последствием повышенного налогообложения может быть падение интереса к работе, следовательно, снижение производительности труда, сдерживание роста объема и совершенствования продукции, сокращение дохода от производства. При высоких налогах исчезает материальное стимулирование, в результате останавливается экономический и социальный прогресс.
При ориентации налоговой системы на промышленность государство использует в основном налог с оборота. Такой системой можно управлять из единого монопольного банка. Децентрализованная экономика в основе государственной системы налогообложения предусматривает подоходный налог с граждан и косвенный налог, например, через налог на добавленную стоимость. Важным условием при этом должно быть равенство налогового давления по видам предпринимательской деятельности. Связь дохода и налога реализуется через прогрессивную, пропорциональную или регрессионную шкалу. Первая шкала обычно используется для налогов с прямых доходов и наследства, вторая и третья применяются для косвенных налогов.
Совокупный общественный продукт и национальный доход проходят четыре фазы: производство, распределение (первичное и вторичное), обмен и использование. Каждая из фаз характеризуется особыми производственными отношениями. Налоги возникают и функционируют не на всех фазах движения, а только на второй фазе - распределении, а точнее перераспределении, и значит входят в систему производственных отношений, но в ограниченных пределах.
Налоги отражают определенную сторону объективной экономической деятельности, выступают своеобразной экономической категорией. Через распределение тесно связаны с общим процессом производства стоимости. Экономическая категория налогов выражает реально существующие отношения, которые связаны с процессом изъятия стоимости в денежной форме в пользу социальных групп. Налоги - не только экономическая категория, но и - финансовая. Финансовая категория налогов имеет объективный характер, отображает реально существующие финансовые отношения. Налоговая категория находится во взаимосвязи, взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Налоговая категория как финансовая категория выражают общие свойства, присущие всем финансам. Однако налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий. Налоги, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Источником налогов являются новая стоимость, то есть национальный доход, созданный в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами.
Специфическая форма производственных отношений формирует общественное содержание налогов, которое дает возможность проникнуть в их сущность, раскрыть внутреннюю природу, объяснить роль налогов как особого участника процесса производства, оказывающего воздействие на его различные стороны.
Налоги тесно взаимодействуют с экономическим базисом, отражая возникшие противоречия между производством, обменом и потреблением, предложением и платежеспособным спросом в обществе.
Мобилизация части национального дохода в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых со всего населения государства. Отчужденная и присвоенная средствами политического принуждения часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Налоги - инструмент аккумулирования части налоговой стоимости, которая становится собственностью государства.
Налоговая политика государства должна строиться на началах перераспределения налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями. Выбор путей реформирования налоговой системы должен производиться с учетом налогового бремени, который несут налогоплательщики. Справедливая налоговая система не может не учитывать, что крупные промышленные предприятия и малые предприятия - это плательщики с разными возможностями и их нельзя уравнивать. Необходимо выделять налоговые возможности вновь создаваемых предприятий и предприятий, функционирующих на протяжении несколько лет.
Для достижения справедливости, налоговая система - должна быть дифференцирована в части разновидности тех или иных налогов. То есть в любой налоговой системе должны быть налоги, которые были бы ориентированы на финансирование определенных государственных нужд, и в то же время плательщиками этих налогов должны выступать лица, больше других, получающих блага от государства.
Основной признак справедливой налоговой системы - наличие льгот. Льготы, представляющие собой определенные преимущества (освобождения, скидки, изъятия, отсрочки и т.д.) при исчислении и уплате налоговых платежей, являются необходимым элементом любой налоговой системы. Посредством налоговых льгот может также осуществляться государственное регулирование экономики страны.

1.2 Классификация налогов.

Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.
С введением нового налогового кодекса в 2008 году в КР стало 8 налогов и 6 налоговых режимов, в том числе общегосударственных - 6 налогов и 2 местных налога. Общегосударственными являются налоги, уплачиваемые в государственный бюджет и вводимыми в действие налоговым кодексом Кыргызской Республики. А местные налоги - это налоги, которые устанавливаются НК КР и вводятся в действие нормативно-правовыми актами местных кенешей, обязательных к уплате на территориях соответствующих административно-территориальных единиц.

Общегосударственные налоги:

Подоходный налог - это налог на доходы физических лиц (резиденты и нерезиденты, налоговый агент). Доход физического лица, с которого уплачивается подоходный налог, определяется как разница между совокупным годовым доходом и вычетами. СГД - состоит из всех видов доходов, полученных в виде заработной платы, других форм вознаграждений за труд, дивидендов, скидок и льгот от работодателя. Плательщики подоходного налога имеют право на 3 вида вычетов: стандартные (6,5 расчетных показателей, на иждивенца - 1 расчетный показатель, отчисления по соц. страхованию и в негосударственный пенсионный фонд - не более 8%), социальные ( вычет на образование самого налогоплательщика и его иждивенца, возраст которых не превышает 24-х лет и не более 10%) и имущественный вычет ( вычет на сумму средства фактически направленных на погашение % по ипотечному кредиту, но не более 230 000 сомов в год). Доходами необлагаемыми подоходным налогом являются все выплаты и пособия из государственного бюджета, из фонда Президента КР и резервного фонда Правительства КР, гуманитарная и материальная помощь, а также другие доходы, установленные в ст. 167 НК КР. Ставка подоходного налога - 10%. Лица, для которых земля является основным средством производства и основным источником дохода, не платят подоходный налог с полученных доходов, они уплачивают земельный налог.
Налог на прибыль также является общегосударственным налогом. Пла­тельщики налога - это:
1) отечественная организация;
2) иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике;
3) индивидуальный предприниматель;
4) налоговый агент, выплачивающий иностранной организации доход из источника в Кыргызской Республике, не связанный с постоянным учреждением в Кыргызской Республике.
По налоговому кодексу НБКР, Агентство по защите депозитов, Фонд защиты депозитов и Социальный фонд Кыргызской Республики освобождаются от налога на прибыль.
Объектом обложения налога на прибыль является осуществление экономической деятельности, в результате которой получен доход в Кыргызской Республике и за ее пределами для отечественной организации и индивидуального предпринимателя, а для иностранной организации и физическим лицом - нерезидентом, осуществляющим свою деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике, - из источника в Кыргызской Республике. Налоговой базой является прибыль как разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и расходами согласно НК. Для иностранной организации вычеты не учитываются. Ставка налога на прибыль 10%, налоговым периодом признается календарный год.
Освобождение от уплаты налога на прибыль не освобождает налогоплательщика от обязанности предоставления декларации по налогу на прибыль.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - это форма изъятия в доход бюджета части стоимости всех облагаемых НДС поставок (товары, работы, услуги), включая облагаемые импортные поставки. Плательщиками налога являются физические и юридические лица, которые осуществляют облагаемые НДС поставки или импорт и зарегистрированы как плательщики НДС, а также лица, к которым предъявлено требование о регистрации. Не являются объектом обложения НДС продажа предприятия или самостоятельно функционирующей части предприятия одним налогоплательщиком НДС другому, а также передача имущества от собственника, который является плательщиком НДС ( в случаях доверительного управления; облагаемому субъекту, который ведет дела в составе товарищества); при передаче имущества собственнику при прекращении договора доверительного управления или простого товарищества, если собственник является облагаемым субъектом; поставки НБКР, за исключением поставок, работ и услуг в сфере отдыха, досуга и развлечений; передача или возврат имущества, переданного в уставный капитал (фонд, взнос). Налоговой базой НДС по облагаемой поставке и импорту является облагаемая стоимость поставки и импорта, определяемая в соответствии со статьями 265 и 267 НК КР. Размер ставки налога 12 %.
Сумма налога НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется как разница между суммой налога, подлежащей к уплате по всем облагаемым поставкам, осуществленным облагаемым субъектом в налоговый период, и суммой налога по материальным ресурсам, подлежащей зачету в тот же налоговый период НДС. При этом под налоговым периодом понимается календарный месяц.
При экспорте товаров, облагаемый субъект для обоснования льгот по налогообложению (нулевая ставка) экспортируемых товаров предъяв­ляет в налоговый орган следующие документы:
• контракт с иностранной фирмой на поставку товаров или прирав­ненный к нему документ;
• счет-фактуру по НДС на экспорт товаров;
• грузовую таможенную декларацию Государственной таможенной инспекции при правительстве Кыргызской Республики и грузо­вую таможенную декларацию страны - ввоза товаров.
Акцизный налог - этим налогом облагаются только товары, произведенные на территории КР, импортируемые на территорию КР. Экспорт подакцизных товаров не облагается акцизным налогом. Плательщиками акцизного налога являются все физические и юридические лица, производящие, импортирующие подакцизные товары на территории Кыргызской Республики, а также реализующие на территории КР следующие товары: ювелирные изделия и их части из драгоценных металлов или металлов, лакированных драгоценными металлами, изделия золотых или серебряных дел мастеров и их части из драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, прочие изделия из драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, монеты, корпуса для часов, ремешки, ленты и браслеты для часов, предназначенных для ношения на себе или с собой, и их, классифицируемые в товарных позициях ТНВЭД, и в некоторых субпозициях и подсубпозициях.
Плательщиками акциза по товарам являются физические и юридические лица, производящие подакцизные товары, т.е. субъекты, оказывающие услуги по перера­ботке давальческого сырья. Давальческое сырье - это сырье, материалы, продукция, переда­ваемые их владельцами без оплаты другим организациям для пере­работки (доработки), разлива.
Объектом обложения для товаров отечественного производства является стоимость, определяемая по ценам, не включающим акцизы, по которым производитель поставля­ет данный товар, или физический объем готовой продукции.
При передаче товаропроизводителем подакцизного товара в каче­стве натуральной оплаты, подарка, при передаче заложенных това­ров в собственность залогодержателя или обменной операции объек­том обложения является стоимость товара, определяемая по ценам товара собственного производства, не включающая акцизы, или фи­зический объем готовой продукции.
Налоговой базой по акцизу является:
Физический объем подакцизного товара и/или;
Цена реализации подакцизных товаров, без включения НДС, налога с продаж и акцизного налога;
Таможенная стоимость подакцизного товара, определяемая в соответствии с Таможенным кодексом КР и/или;
Рыночная цена товара без включения НДС, налога с продаж и акцизного налога - при передаче товаропроизводителем подакцизного товара в качестве натуральной оплаты, подарка, при передаче заложенных товаров в собственность залогодержателя или обменной операции, а также на безвозмездной основе.
Ставки акцизного налога установлены статьей НК КР в денежном выражении на единицу физического объе­ма или в процентах от стоимости товара.
Импортируемые подакцизные товары облагаются по таможенной стоимости или физическому объему в натуральном выражении.
Налог оплачивается налогоплательщиком или от его имени всей суммой или по частям до или на дату возникновения налогового обязательства, Сроки для оплаты товаров, подлежащих маркой акцизного сбора является до или в день приобретения марок акцизного сбора, а по остальным видам - не позднее 20-го числа следующего за отчетным.
Экспорт подакцизных товаров в государства-участники СНГ, при­меняющих в отношении Кыргызской Республики принцип страны назначения, не облагается акцизами при условии подтверждения то­варопроизводителем вывоза товаров на экспорт.
Принцип страны назначения - это принцип, при котором косвен­ные (потребительские) налоги взимаются в стране потребления. Подтверждением вывоза товаров на экспорт является наличие грузовой таможенной декларации, товаротранспортных накладных и грузовой таможенной декларации страны-ввоза товаров.
Налоги за пользование недрами введен взамен действующих отчислений на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы. Налогоплательщик взамен отчислений на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы обязаны уплачивать налоги за пользование недрами.
Налоги за пользование недрами включают:
Бонусы - разовые платежи за право пользования недрами с целью геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых;
Роялти - текущие платежи за пользование недрами с целью разработки.
Плательщиком бонуса является отечественная организация, иностранная организация, осуществляющая деятельность в Кыргызской Республике через постоянное учреждение , а также индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на пользование недрами с целью геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых. Объектом обложения бонуса является деятельность по геологическому изучению и разработк........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
«Налоги и налогообложение» учеб/пос. Черник Д.Г., Павлова Л.П., Дадашев А.З. (М: - Инфра - М 2001 г);
«Основы налоговой системы» учеб/пос. Черник Д.Г., Починок А.Л., Морозов В.Л. (М: - Инфра - М 2000 год);
«Налоговое право Кыргызской Республики» учеб/пос. Г.Н.Тунтеева (Бишкек 2000 год);
«Сборник нормативных актов: Налоги и налогообложения в КР» «Токтом» (Бишкек 2007 г - 2008 г);
«Налоговое право: теория, практика, споры» учеб. Балабин В.И. (М:2000 год);
«Основы налогообложения и гражданского права» учеб. Волконский В.И. (М:2001 год);
«Налоговедение: от реформы к реформе» Юткин Т.Ф. (М: - Инфра - М 2001 год);
«Налоговый кодекс КР» (Бишкек 2007 год);
«Индивидуальная предпринимательская деятельность: регистрация, учет, налоги» учеб/пос. Джамурзаев Ю.Д. (М:2003 год);
«Особенности налогообложения малых предприятий» учеб. Никонов А.А. (М: 2000 год);
«Налоги и финансовое право» (Налоговые споры: Научно-практический комментарий судебно-арбитражной практики по спорам в сфере налогообложения)/журн.2000 год;
«Проблемы совершенствования налоговой системы КР», Саякбаев Т. Дж. (Бишкек 2005 год);
«Малое предпринимательство», Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. учеб. (М: - Инфра - М 2001 год);
«Становление, развитие и пути совершенствования налоговой системы КР», Аширов. Б.А. (Алматы 2004 год);
«Основы налогообложения и налогового права» учеб/пос. Евстигнеев Е.Н. (М: 2003 год);
«Проблемы совершенствования налоговой политики КР», Жапаров А.А. (Бишкек 2004 год);
«Акипресс: О новом налоговом кодексе, Налоговая политика в переходной период» журн. (Бишкек 2004 год);
«Налоги и налоговое планирование в мировой экономике» учеб/пос. Сутырин С.Ф. (М:2003 год);
«Малый и средний бизнес в КР: Развитие и особенности налогообложения», Кубаев Б.Х, Дуйшемалиев Н.Т. (Бишкек 2001 год);
«Особенности налоговой системы в переходный период: (на материалах КР)», Матыев С.Н. (Бишкек 2003 год);
«Налоги как инструмент государственного регулирования экономики» (Финансы - 2006.-№1) Барулин С.;
«Обзор налоговой политики проводимой в Кыргызской Рес­публике», (Финансы - Налоговый вестник № 6 Бишкек 2004 г) Садыркулов М.;
«Акипресс: Концепция развития налоговой службы КР на 2007-2012гг», журн.(Бишкек 2007 год);
«Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств», Бобоев М.Р. (М: 2002, 624 стр.);
«Налоговые системы зарубежных стран», Князев В.Г., Черник Д.Г., (Издательство: "ЮНИТИ": 2000, 191 стр.);
«Налоговые системы развитых стран мира (справочник)», Мещерякова О.В.
(М: 2000 г. 239стр.);
«Налоги и налогообложение», Окунева Л.П. (М.:Финстатинформ, 2000. - 222с);
«Генезис категории "налог" в истории финансовой науки», Пушкарева В.М.
(Финансы, 2001, №6);
29. «История экономических учений», Ядгаров Я.С. (М.: ИНФРА-М, 2003 г.);
30. «Упрощенная система налогообложения», Хабарова Л.П. (М; 2003г. - 240стр.);
31. «Современные тенденции развития малого предпринимательства», Шестоперов О. П. (Вопросы экономики, №4 2002, с.66);
32. «Акипресс: Изменения в налоговом кодексе: достоинства и недостатки, Налоговые льготы при отсутствии результатов», журн. (Бишкек 2004 г.);
33. «Налогообложение малого бизнеса», Малис Н.И. (Финансы, 2003г.);
34. «Налоговая реформа и создание модели эффективной налоговой системы», Павлова Л.П. (М: 2003 г.).
35. «Налоги и Право», учебное пособие ОУ «Палата налоговых консультантов».
(Б:2010 г.)
36. Журнал «Налоги и Право», 2010 г. № 9 и №11. ОУ «Палата налоговых консультантов».
37. Данные и отчеты ГКНС за 2006 и 2010 гг.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.