На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик кредитно-денежная система

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 16.6.2013. Сдан: 2012. Страниц: 61. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение……………………………………………………………………..4
1.Кредитно-денежная система……………………………….……………..6
1.1. Банковская система……………………………...……………………..6
1.2. Специализированные кредитно-финансовые учреждения………….12
1.3. Коммерческие банки……………………………………………...……20
1.4. Политика обязательных резервов…….. ………………………………25
2. Кредитно-денежная политика…………………………………………...31
2.1. Цели и инструменты кредитно-денежной политики……………......31
2.2. Основные типы кредитно-денежной политики (политика дешевых и
дорогих денег). ………………………………………………………………37
2.3 Эффективность кредитно-денежной политики……………………….42
3. Методы преодоления экономического кризиса в России.......................48
Заключение…………………………………………………………………..60
Библиографический список………………………………………………. .62













Введение
Деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Современный человек не может представить себе рыночную экономику без денежного обращения. Однако деньги - это продукт исторического развития. Они возникли на определенном этапе хозяйственной жизни общества, и их появление стало огромным шагом вперед по преодолению узости бартерного обмена.
В процессе исторического развития формы денег претерпевали серьезную эволюцию. Первоначально в качестве денег обращались товарные деньги, которые исполняли функции денег, а также продавались и покупались как обычный товар (например, раковины, какао-бобы, пушнина, ювелирные украшения, и, наконец, золото и серебро). Позднее в обращении появились символические деньги, затраты на производство которых значительно уступали их покупательной способности в качестве денег (бумажные деньги, разменные монеты). Дальнейшее развитие торговли привело к появлению кредитных денег, которые представляли собой обязательства вначале физических лиц, фирм, а затем и банков.
Предприниматели в своей хозяйственной деятельности постоянно имеют дело с денежными единицами своей страны и иностранных государств. Деньги историческая категория, присущая товарному производству. Бальзак утверждал, что "деньги - это шестое чувство, позволяющее нам наслаждаться пятью остальными". Более строго и сухо определяют их экономисты. А. Смит назвал деньги "колесом обращения", К. .Маркс - "всеобщим эквивалентом".
Россия все более включается в мировое хозяйство. Она стала членом Международного Валютного Фонда, группы Международного банка реконструкции и развития. Европейского банка реконструкции и развития. Всемирной торговой организации.
Современная кредитно-денежная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики.
Теории спроса и предложения денег, равновесия на денежном рынке дают научную основу для проведения обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на стабилизацию экономического развития.
В ходе изучения проблемы кредитно-денежной политики были поставлены следующие задачи:
1. Показать и изучить структуру современной кредитно денежной системы. Раскрыть систему денежного обращения.
2. Рассмотреть роль коммерческих банков в изменении предложения денег в экономике.
3. Выяснить механизм проведения Центральным банком кредитно-денежной или монетарной политики.





1. Кредитно-денежная система

1.1 Банковская система

Банки - весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что первые банки возникли еще на Древнем Востоке в 7 - 6 вв. до н. э. Затем эстафету подхватила Древняя Греция. Банки появились благодаря тому, что пересеклись интересы двух важнейших участников экономики - владельца сбережений и коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности.
Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Она включает Центральный банк (эмиссионный), а также сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров.
В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:
двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков);
· централизованная монобанковская система;
· уникальная децентрализованная банковская система;
По типу централизованной монобанковской системы была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Она складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс.
В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен Центральным Банком (эмиссионным). На нижнем уровне действуют коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные банки, инвестиционные компании, сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды).
Кредитно-денежная система представляет собой совокупность институтов, организующих денежное обращение в стране, включающих банковские структуры, страховые, инвестиционные, кредитные и другие учреждения, включенных в процесс обмена финансовыми активами как внутри страны, так и за ее пределами.
Современной рыночной экономике присуща 2-х уровневая банковская система:
1. Верхний уровень представлен Центральным банком, который непосредственно не кредитует фирмы и домохозяйства, но выдает ссуды коммерческим банкам и осуществляет денежную эмиссию (наделен монопольным правом выпуска банкнот).
2. Нижний уровень составляют универсальные коммерческие банки, занятые размещением кредитов среди различных экономических агентов. Иногда выделяются и специальные кредитно-финансовые институты.
Количество денег в стране контролируется государством (монетарная, или кредитно-денежная политика), на практике эту функцию осуществляет Центральный банк.
Центробанк по форме собственности является государственным банком. Осуществляя свою деятельность, он отражает общенациональные интересы, при этом не ставит своей задачей получение прибыли. Административные методы управления экономикой, ее хозяйственно-правовая инфраструктура, а также фискальная политика сбора средств для финансирования государственных программ являются прерогативой правительства. Но поскольку административная и фискальная активность правительства, преследующего главным образом политические цели, непосредственно затрагивает сферу денежного обращения, находящуюся под контролем Центрального банка, для эффективного выполнения правительство и Центрального банка должны быть функционально разделены. По отношению к экономике правительство и Центральный банк представляют собой параллельные взаимодействую­щие структуры. Образно говоря, правительство отделено от денег, а Центробанк от политики.
Денежная эмиссия - «печатный станок» - находятся полностью в руках Центрального банка. Для покрытия бюджетного дефицита, то есть для сбора средств, сверх суммы основных статей доходов, правительство вынуждено занимать деньги у домашних хозяйств и бизнеса, выпуская процентные казначейские обязательства. При этом приобретение Центробанком новых выпусков казначейских ценных бумаг правительства строго ограничено законом, так как это было бы равносильно эмиссии денег правительством. Для Центрального банка правительство фактически является одним из клиентов.
Центральный банк призван регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный банк выступает в качестве агента правитель­ства в таких сферах, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того, он является представителем правительства в финансовых операциях последнего.
Центробанк не имеет дела непосредственно с населением. Его главными клиентами являются коммерческие банки, выступающие как бы в роли посредников между экономикой и Центробанком. В Центробанке хранятся обязательные резервы коммерческих банков. Принимая на хранение резервы комбанков, Центробанк оказывает им кредитную поддержку. Для коммерческих банков он является кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и потому банки обращаются за поддержкой к Центробанку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.
Центробанк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства Центробанк выступает его кассиром и кредитором, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центробанк, как правило, осуществляет кассовое исполнение госбюджета, Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в Центробанке, с которого покрываются правительственные расходы.
В условиях хронического дефицита государственных бюджетов многих стран усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции Центробанка по размещению и погашению займов, организация выплат доходов по ним. При этом Центробанк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.
Центробанк от имени правительства регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центробанк представляет свою страну в международных валютно-кредитных организациях.
В соответствии с принятым в нашей стране законодательством Центральный банк РФ выполняет следующие основные функции:
1. Во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
2. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организовывает их обращение.
3. Хранит золотовалютные резервы страны.
4. Является финансовым агентом правительства: предоставляет кредиты и выполняет расчетные и переводные операции для правительства.
5. Аккумулирует и хранит обязательные резервы коммерческих банков.
6. Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывает систему рефинансирования.
7. Устанавливает правила осуществления расчетов в стране, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.
8. Проводит государственную регистрацию кредитных организаций и осуществляет надзор за их деятельностью
9. Регулирует прохождение валюты, определяет порядок расчетов с иностранными государствами.
10. Дает консультации и предоставляет финансовую информацию.
Центральный банк - это важнейшее звено банковской системы, которое обеспечивает равновесие денежного рынка.
В большинстве стран Центральный банк принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония - 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа.
Можно выделить три основные задачи Центрального банка:
· проведение политики государства в области денежного обращения, кредита, расчетов и валютных отношений;
· обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы;
· регулирование и контроль над деятельностью коммерческих банков и небанковских организаций.
Выделяют следующие функции Центрального банка:
Осуществляет эмиссию денег, организует их обращение и изъятие из обращения. В связи с этим он организует изготовление, перевозку и хранение денежных знаков, создает их резервный фонд и определяет порядок замены поврежденных денежных знаков, осуществляет уничтожение устаревших денежных знаков, а также устанавливает признаки платежности денег. Это старейшая и дна из наиболее важных функций Центрального банка. Хотя в современных условиях наличные деньги менее важны, чем безналичные, банкнотная эмиссия центральных банков сохраняет свое значение, поскольку наличные деньги по-прежнему необходимы для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств. Так, в России наличные деньги составляют 35 - 42% совокупной денежной массы.
? Хранит официальные золотовалютные резервы страны
? Регулирует валютный курс;
? Выступает в качестве межбанковского расчетного центра;
Выполняет функцию “банкира правительства”. Центральный банк обслуживает финансовую деятельность государства, помогая ему решать те или иные задачи. Это удобнее для государства, поскольку, будучи владельцем такого банка, оно получает от него обслуживание на более льготных условиях, чем предлагают коммерческие банки;
Регулирует объем и структуру денежной массы путем изменения объема предоставляемых банкам кредитных ресурсов, покупки и продажи ценных бумаг и иностранной валюты, именуемых операциями на открытом рынке. Центральный банк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор. Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему вкладов и выдаче ссуд;
Регулирует и координирует деятельность коммерческих банков на всех этапах их деятельности, начиная от лицензирования и заканчивая лишением того или иного коммерческого банка лицензии на банковскую деятельность. Он устанавливает ряд обязательных нормативов деятельности коммерческих банков. В число таких нормативов входят минимальный размер уставного капитала, предельное соотношение между размером собственных средств и суммой активов этих банков, показатель ликвидности баланса, размер обязательных минимальных резервов, которые размещаются коммерческими банками в Центральном банке, а также предельно допустимые размеры риска на одного заемщика.
Коммерческие банки обязаны предоставлять финансовые отчеты и финансовые документы Центральному банку.
Эмиссионный банк помогает банкам выбираться из трудных ситуаций лишь при чрезвычайных обстоятельствах, не зависящих от самого банка. Но он не несет ответственности за убытки коммерческих банков, выдавших неудачные кредиты и потому разорившихся;
Может выступать в качестве продавца и покупателя на международных денежных рынках;
Руководящими органами банка является Совет директоров и Правление банка. Совет директоров рассматривает директивы государственной кредитно-денежной политики, принимает решение по введению ограничений на объем кредитования со стороны коммерческих банков, устанавливает размер процентных ставок за кредиты, предоставляемые этим банкам, определяет генеральную линию ведения дел и управления банком.

1.2. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.

Третий элемент банковской системы - это специализированные кредитно-финансовые учреждения, которые занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйствования. В их деятельности можно выделить или две основные операции, они доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру.
Инвестиционные компании исполняют роль промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере. Инвестиционные компании отличаются от сберегательных учреждений тем, что их сбережения изменяются в зависимости от колебаний курсов ценных бумаг. Повышение цены на акции, которыми владеет компания, приводит к росту курса ее собственных акций. Основной сферой приложения капитала инвестиционных компаний служат акции корпораций.
Сберегательные учреждения (взаимно-сберегательные банки, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы) аккумулируют сбережения населения и направляют денежный капитал преимущественно в финансирование коммерческого и жилищного строительства.
Страховые компании, главная функция которых - страхование жизни, имущества и ответственности, превратились в настоящее время в важнейший канал аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики. Основное внимание страховые общества сосредоточили на финансировании крупнейших корпораций в области промышленности, транспорта, торговли.
Пенсионные фонды, как и страховые компании, активно формируют страховой фонд экономики, который приобретает все большую роль в рыночном хозяйстве. Пенсионные фонды вкладывают свои накопленные денежные резервы в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства, осуществляя таким образом финансирование, как правило, долгосрочное, экономики и государства.
В настоящее время специализированные кредитно-финансовые учреждения заняли важнейшее место на рынке ссудных капиталов, превратившись в основной резервуар долгосрочного капитала на денежном рынке, существенно потеснив в этой сфере коммерческие банки. Однако падение удельного веса коммерческих банков в совокупных активах кредитно-финансовых учреждений не означает, что их роль в экономике уменьшилась. Они продолжают осуществлять важнейшие функции банковской системы.
Специализированные кредитно-финансовые учреждения (СКФУ) или парабанковские учреждения отличает ориентация:
а) либо на обслуживание определенных типов клиентуры;
б) либо на осуществление в основном одного-двух видов услуг.
При этом для специализированных кредитно-финансовых институтов (СКФИ) характерна двойная подчиненность:
1) будучи связанными с осуществлением кредитно-расчетных операций СКФИ вынуждены руководствоваться соответствующими требованиями (инструкциями) Центрального банка;
2) специализируясь на каких-либо финансовых, страховых, инвестиционных или других операциях, СКФИ подпадают под регулирующие мероприятия соответствующих ведомств.
Деятельность специализированных кредитно-финансовых учреждений (СКФУ) концентрируется в большинстве своем на обслуживании небольшого сегмента рынка и, как правило, предоставлении услуг специфической клиентуре (например, факторинговых услуг).
Особой разновидностью СКФУ являются почтово-сберегательные учреждения, формирующие почтово-сберегательную систему. Одним из важнейших и старейших элементов данной системы являются почтово-сберегательные банки, исторически возникшие как государственные учреждения по привлечению средств мелких вкладчиков. Почтово-сберегательные учреждения через почтовые отделения аккумулируют вклады населения, осуществляют прием и выдачу средств. В последнее время в большинстве стран все большее распространение получают кредитно-расчетные операции почтово-сберегательных учреждений, характерные для банков, все больше стираются грани между положениями банковского законодательства и областей финансового законодательства относительно предмета деятельности и видов услуг, предоставляемых различными кредитными учреждениями.
К специализированным кредитно-финансовым учреждениям (СКФУ) можно отнести:
а) лизинговые фирмы;
б) факторинговые фирмы;
в) ломбарды;
г) кредитные товарищества, общества и союзы;
д) общества взаимного кредита;
е) страховые общества;
ж) инвестиционные компании (фонды);
з) пенсионные фонды;
и) финансовые компании;
к) расчетные (клиринговые) центры.
Отнесение к СКФУ ломбардов, кредитных товариществ, обществ и союзов обусловлено рядом обстоятельств.
1. Ломбарды представляют собой кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог движимого имущества. Исторически ломбарды возникли как частные предприятия ростовщического кредита. В настоящее время в зависимости от степени участия государства и частного капитала в деятельности ломбардов выделяются:
а) государственные ломбарды;
б) коммунальные ломбарды;
в) частные ломбарды;
г) ломбарды смешанного типа (с участием частного и государственного капитала).
Ломбарды специализируются на потребительском кредите под обеспечение в виде залога движимого имущества, включая драгоценные металлы и камни (как правило, за исключением ценных бумаг). Ссуды выдаются в основном краткосрочные (до 3 мес.) в размере от 50 до 80% стоимости закладываемого имущества. Наряду со ссудами под залог практикуются также операции по хранению ценностей клиентов, а также продажа заложенного имущества на комиссионных началах.
Особенностью организации кредитных операций ломбардами являются:
а) отсутствие кредитного договора с клиентом;
б) отсутствие залогового обязательства.
При выдаче ссуды под залог клиент получает залоговый билет (или иной документ, удостоверяющий факт залога и выдачи ссуды), как правило, на предъявителя и имеющий регистрационный номер в журнале регистрации, где указываются реквизиты заемщика и основные условия сделки. По большинству кредитных сделок предусматривается льготный срок, только по истечении которого заложенное имущество может быть продано.
2. Кредитные союзы - это кредитные кооперативы, организуемые определенными группами частных лиц или мелких кредитных учреждений. Кредитные союзы могут быть двух основных типов:
а) организованные группой физических лиц по профессиональному или территориальному признаку в целях предоставления краткосрочного потребительского кредита;
б) в виде добровольных объединений ряда самостоятельных кредитных товариществ, например, ссудосберегательных товариществ, обществ взаимного кредита, кооперативов и т. д.
Капитал кредитных союзов формируется путем оплаты паев, периодических взносов их членов, а также выпуска займов. При этом основными операциями являются:
а) привлечение вкладов и вып........


Библиографический список

1. Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы Россиии // Деньги и кредит. 1993. № 1.
2. Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты // Деньги и кредит. 1993. № 9.
3. Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995. № 2.
4. Симонов В. В. Кредитная система и государственное регулирование // Деньги и кредит. 1992. № 4.
5. Чекмаева Е. Н. Межбанковский кредитный рынок и его регулирование // Деньги и кредит. 1994. № 5-6.
6. Березина М.П. Рефинансирование, как инструмент денежно-кредитного регулирования БДМ. Банки и деловой мир. 2006.
7. Борисов А. Б. Большой экономический словарь: М.: Книжный мир, 2000.
8. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. - М.: Спарк, 2004.
9. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М.: Моск. независимый ин-т права, 2003.
10. Додинов В.Н., Крылова М.А., Шестаков А.В. Финансовое и банковское право. Словарь-справочник / Под ред. д.ю.н. О.Н. Горбуновой. - М.: ИНФРА-М, 2006.
11. Казимагомедов А.А., Ильясов С.М. Организация денежно-кредитного регулирования. М.: Финансы и статистика, 2001.
12. Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. - М.: КНОРУС, 2006.
12. Свиридов О.Ю. Банковское дело. Серия «Экономика и управление». - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.
13. Макеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М.: Экономистъ, 2005.
14. Мелкумов Я.С. Теоретическое и практическое пособие по финансовым вычислениям. - М.: ИНФРА-М, 2005.
15. Симановский А.Ю. Надзорная и контрольная функции Банка России: краткий экскурс // Деньги и кредит. 2005. № 5.
16. Улюкаев А.В. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты.// Деньги и кредит. - 2006. - № 5.
17. Банковское дело / Под ред. Ю. А. Бабичевой М.,2007.
18. Новицкий В. Е., Бурлакова Л. В. Финансово-кредитная система в странах рыночной экономики.2008.
19.О Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики: постановление Правительства РФ от 15.12.2008 №957
20.О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона от 10 июля 2005г. №86 -ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)»: Федеральный закон от 30.12.2008г. № 317- ФЗ.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.