На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОМАШНЕЙ СРЕДЫ: СВЕТОВОЙ ДИЗАЙН

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Дизайн. Добавлен: 17.06.13. Сдан: 2011. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОМАШНЕЙ СРЕДЫ: СВЕТОВОЙ ДИЗАЙН


Чебоксары 2011

Содержание
Введение…………………………………………………………………...……..3
Глава 1. Значение искусственного освещения в архитектуре города.........5
1.1. Проектирование осветительных установок……….…………….…..5
1.2. Правила и нормы искусственного освещения………………............13
1.3. Основные задачи уличного освещения.....…………………………..14
Глава 2. Освещение городов…………………………………………...........18
2.1. Основные компоненты искусственной световой среды города...........18
2.2. Элементы освещения городов………………………………………….24
2.3. Освещение улиц городов. Освещение улиц города Чебоксары………………………………………….…………………...........26
Заключение……………………………………………………………………...35
Литература……………………………………………………………………....38
Приложение 1……………………………………………………………...........40
Приложение 2…………………………………………………………………...43
Приложение 3…………………………………………………………………...44
Приложение 4…………………………………………………………………...45


Введение
Искусственное освещение с каждым годом приобретает все большее значение в жизни современного города, в его архитектуре и благоустройстве. Уличное движение, учреждения культуры, отдыха, развлечений, торговли, информация рекламного характера – все это в той или иной степени обеспечивается искусственным светом, который принимает самые разнообразные формы. Светящиеся точки и пятна, линии сложного рисунка, полоски крупного размера, динамика, многообразие цвета – таков далеко не полный перечень современных форм искусственного света, применяемого в городе.
Технические средства освещения в последние годы значительно усложнились, многообразней стала техника управления городским освещением. Появились и активно внедряются новые типы ламп накаливания, различные типы газоразрядных источников света с использованием и без использования люминесценции, световые приборы сложной конструкции. Можно с уверенностью сказать, что использование средств автоматики и электромеханики изменили хозяйство городского освещения.
За последние два-три десятилетия искусственное освещение стало неотъемлемым элементом градостроительства, особенно это заметно при создании новых и реконструкции старых городов. В связи с этим появилась необходимость в теоретическом осмыслении вопросов, связанных с его проектированием в архитектурно-художественном, светотехническом, электротехническом и экономическом аспектах. Искусственное освещение изучали: Волоцкой Н. В., Дамской А. И., Кнорринг Г. М., Памфилова К. Д. и др.
Следует отметить, что сегодня практически отсутствуют установленные или утвержденные положения по архитектурно–художественным вопросам городского освещения и научные разработки в данном направлении появляются достаточно редко. Поэтому решение этих вопросов на практике часто имеет случайный характер, не имеет ясно поставленной цели и четких задач; осветительные установки нередко выполнены на низком художественном уровне, иногда с некритическим подражанием приемам устройства световой рекламы в городах развитых стран. В связи с этим темой нашего исследования стало искусственное освещение города.
Объектом здесь выступает освещение, а предметом – искусственное освещение города.
Цель работы – изучение искусственного освещения города.
Задачи для осуществления данной цели:
1) рассмотреть проектирования осветительных установок, правила и нормы искусственного освещения;
2) изучить основные задачи уличного освещения;
3) рассмотреть основные компоненты искусственной световой среды города;
4) рассмотреть элементы освещения города.
В нашей работе мы рассмотрим виды световых конструкций, связанных с освещением городских комплексов: проезжей части улиц и площадей; указателей и сигнализаций городского транспорта и пешеходов; архитектурных сооружений; монументов и фонтанов; наружных витрин магазинов; рекламных, агитационных и информационных сооружений, а также освещение парков, бульваров и других мест городского отдыха.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Глава 1. Значение искусственного освещения в архитектуре города
1.1. Проектирование осветительных установок.
Многообразная жизнь современных городов продолжается не только при солнечном свете, но и в вечернее и ночное время, а некоторые важнейшие процессы городской жизни достигают особого напряжения именно вечером, при искусственном освещении. Для наших широт с коротким зимним днем проблема искусственного освещения становится наиболее актуальной.
Самое интенсивное движение транспорта и пешеходов в часы пик приходится на утреннее и вечернее время, когда необходимо дополнительное освещение. Учреждения массового питания и бытового обслуживания (магазины, столовые, кафетерии, ремонтные мастерские и т. п.) наиболее загружены в первые часы после окончания рабочего дня.
Вечер – время отдыха, прогулок и развлечений. Посещение театров, кино, концертных залов, ресторанов, проведение спортивных занятий, гуляний – все это ежедневно происходит, главным образом, тогда, когда отсутствует солнечный свет и требуется искусственное освещение. Однако в современном городе оно служит не только для этих целей, а также для создания определенного удобства и комфорта жителей города.
Мощные средства современной светотехники и их квалифицированное архитектурно-художественное применение позволяют создать рекламу, информацию и агитацию такой большой силы воздействия, какую невозможно создать при дневном свете никакими другими художественными средствами – живописью, скульптурой, музыкой.
С давних времен у многих народов гуляния, карнавалы и другие празднества сопровождались различными видами иллюминации: кострами, факелами, фонарями, а позднее фейерверком. И в наше время массовые празднества – фестивали молодежи, массовые гуляния, спортивные праздники, дни города и республики сопровождаются разнообразными световыми эффектами, для создания которых применяются мощные пиро- и электротехнические средства, которые производят сильнейшее впечатление на фоне темного ночного неба. Исторический опыт световых праздников, отдельные их элементы используются во всех видах освещения современного города, особенно в рекламе [4-5].
Современная световая реклама своей яркостью, цветом и динамикой вносит совершенно новый элемент в архитектуру вечернего города, который является многофункциональным: служит не только осветительным целям, но и эстетическим, рекламным. Масштаб современной световой рекламы по отношению к отдельному зданию заставляют считать ее необходимым и важным элементом в архитектуре города, который, по словам специалистов, нельзя решать самостоятельно, необходима органичная связь каждого строения с архитектурой улицы, города.
Однако, как показывают исследования, в современных городах решения световой рекламы отдельных зданий часто не связаны с архитектурой районов и города в целом. В отечественной практике это явление имеет место при устройстве световой рекламы на ранее построенных зданиях. Следует отметить как положительный фактор, что в отечественных крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, световая реклама контролируется городскими архитектурно-планировочными организациями, и с каждым годом влияние архитектурного контроля возрастает.
Большое значение в создании архитектурного образа современного вечернего города имеют здания нового типа, особенно те, которые функционируют в вечернее время. Огромные светящиеся полосы окон в современных многоэтажных зданиях занимают нередко большую часть фасадов. Сплошная полоса ярко освещенных витрин магазинов на торговой улице, ярко освещенные выходы в кинотеатры, рестораны и кафе – все это новые элементы архитектурного образа современного ночного города.
В результате совместного действия всех элементов искусственного освещения (проезжей части улиц, рекламы, витрин, сооружений, фасадов зданий) архитектура города в вечернее время в целом приобретает совершенно особую, специфическую обязанность, характерной чертой которой является фрагментарность.
При искусственном освещении можно выделить, прежде всего, группы зданий или отдельные здания, или даже некоторые их части, освещение которых необходимо исходя из практических соображений. И как следствие этого – архитектура зданий, сооружений и всего города зрительно искажается, нарушается ее целостность [10].
В противовес этому появилось стремление выделять светом, показывать при помощи искусственного освещения архитектурные сооружения, либо группы зданий, имеющие большое градостроительное или историческое значение, памятники архитектуры или наиболее интересные примеры современной архитектуры. И все же при помощи искусственного освещения невозможно воссоздать вечером архитектуру ни всего города, ни его части, значительной по размерам. Следует выделить два основных обстоятельства, препятствующие данному факту. Во-первых, чисто природное: никакими искусственными средствами нельзя высветить ночное небо так, чтобы оно стало похожим по свету на дневное, поэтому ночью черный фон для архитектуры неизбежен. Во-вторых, это обстоятельство экономического порядка: чтобы ночью создать близкую к дневной освещенность фасадов, поверхности улиц и площадей, необходимы такие большие затраты электроэнергии, которые непосильны даже в самых развитых странах. Если даже это и оказалось бы возможным, все равно был бы потерян специфический эффект, на котором основано воздействие искусственного света, эффект контрастности яркого, цветного света с темным фоном ночи.
Таким образом, мы хотим отметить, что устройство искусственного освещения современного города является трудной градостроительной задачей, многообразность которой определяется функциональной службой освещения, ее архитектурно-художественным содержанием, сложностью свето- и электротехнических средств, а также необходимостью затрат больших количеств электроэнергии для питания мощных осветительных установок. И без правильного решения этой задачи, всех элементов искусственного освещения, органически связанного со всеми основными градостроительными функциями, современная архитектура города, крупнейших общественных сооружений, площадей и улиц потеряла бы в вечернее время выразительность. Те архитекторы-градостроители, которые к искусственному освещению города относятся как к чисто инженерно-технической проблеме, лишают себя одного из сильнейших современных средств художественной выразительности и подвергают искажениям архитектурный облик города.
Вслед за Волоцким Н. В., Килпатрик Д., Тищенко Г. А. [4-10-22], мы считаем, что архитектурно-художественное решение вечернего города в целом и его частей необходимо принимать при проектировании (с самого начала) одновременно с инженерным решением, разрабатывая при этом все чисто функциональные и архитектурно-художественные задачи.
Еще в начале двадцатого века в творческой деятельности архитекторов появилось новое направление, рожденное сложностью и многообразием жизни современного города и развитием светотехнической науки и промышленности, – разработка архитектурных задач освещения современного города. В настоящее время она требует всемирного внимания архитекторов-градостроителей и архитектурно-проектных организаций.
По мнению А. И. Дамского, центральная эстетическая проблема процесса формирования световой среды города и световой архитектуры объектов – взаимодействие искусственного света с архитектурной формой в четырех основных ее видах или категориях (пространство, объем, пластика, цвет), в результате которого образуются светопространство, светоформы, светопластика и светоцвет с новыми визуальными качествами (рис. 1).



Рис. 1. Схема взаимодействия искусственного света с архитектурной формой.
Как видно из рисунка 1, городские пространства подразделяются по функциональному признаку на транспортные и пешеходные с внутренней дифференциацией тех и других. Другие категории архитектурной формы – объем, пластика и цвет – характеризуют материальные объекты, физически формирующие городские пространства (здания, сооружения, земля, малые формы, деревья и т.п.). Эти формы можно подразделить на искусственные и природные (ландшафтные). Художественные качества объектов целенаправленно выявляются, как правило, установками архитектурного освещения, поскольку случайная засветка фасадов осветительными установками, предназначенными для других целей, приводит обычно к случайным эффектам и нежелательному искажению их облика.
Исследователи С. Г. Смирнов, Г. М. Кнорринг, А. И. Дамский и др. отмечают, что искусственное освещение городских пространств, формирующих их объектов и поверхности земли фрагментарно, избирательно, и в ближайшей перспективе принципиально не изменится. Оно осуществляется множеством источников света, являющихся первичными излучателями, и отражающих свет поверхностей, рассматриваемых в качестве вторичных излучателей, с различной яркостью, цветностью, светораспределением и кинетикой излучения. Каждый из первичных источников образует световое пространство, которое можно назвать элементарным светопространством (рис. 2) с более или менее четкими границами, которые прочитываются на земле и при определенных условиях в воздухе как световые конусы, сферы, цилиндры и т.п. [7-11].

Рис. 2. Оптическое формирование дискретных и линейных светопространств в транспортных и пешеходных зонах города путем объединения «элементарных» светопространств в «утилитарные».
Каждое элементарное светопространство, оптически сливаясь с соседними (при их наличии), образует более сложное по структуре утилитарное светопространство с разной степенью неоднородности по всем трем координатам. Рисунок светопространства прочитывается по освещенным фрагментам земли, по «световым тоннелям» улиц на «световом плане» города, воспринимаемом с высоко расположенных видовых точек. Реальное архитектурное светопространство вместе с утилитарным светопространством включает и эффекты вторичных излучателей – освещенных объектов, которые формируют трехмерную среду, - зданий, сооружений, деревьев и т.п. (рис. 3). Зрительно они наиболее значимы в эстетической оценке среды, чем первичные излучатели. В конечном счете, создание освещения есть оптическое формирование городского архитектурного пространства с прогнозируемыми светокомпозиционными параметрами.

Рис. 3. Оптическое формирование архитектурного светопространства путем освещения фасадов «ограждающих» его элементов (зданий, сооружений, деревьев) и включения в него утилитарных светопространств.
Две главные составляющие световые среды – «наполненное» светом пространство (светопространство) и освещенные объекты (светоформы) - пока весьма случайно «состыковываются» в проектах и в реальности по своим композиционным показателям из-за отсутствия методики и недостатка критериев их фотометрической и художественной гармонизации.
Вслед за Дамским А. И. мы считаем, что для оценки и прогнозирования светокомпозиционных параметров вечерней среды города необходимо иметь систему критериев, в которую могут быть включены как нормируемые светотехнические характеристики, так и не использовавшиеся ранее в наружном освещении, но известные светотехникам показатели количества света в городских пространствах, на земле и на поверхностях объектов, а также качества освещения, которое, как известно, определяется распределением света в пространстве, во времени и по спектру, контрастностью освещения и степенью слепимости светящих элементов. Этот диапазон светотехнических показателей может служить в любой проектно-концептуальной работе основой для выбора светокомпозиционных параметров, с помощью которых обеспечиваются зрительный комфорт и определенная психологическая атмосфера, необходимая масштабность и художественная выразительность световой среды.

Рис. 4. Критерии оценки искусственной световой среды города.
В нашей работе для оценки искусственной световой среды города мы будем использовать следующую систему критериев (рис. 4): уровни освещения, определяющие светлоту и светонасыщенность пространства (количественный критерий), доминирующую цветность, кинетику освещения и структуру светового поля, от которой зависит качество и масштаб создаваемого светопространства.
1.2. Правила и нормы искусственного освещения.
В действующих нормах (СНиП) по проектированию искусственного освещения освещенность определяется угловым размером объекта различения, контрастом его с фоном и коэффициентом отражения фона. Поверхности, обладающие рассеянным отражением, характеризуются не яркостью, а светностью фона или, зная порядок величины коэффициента отражения, освещенностью. Это значительно упрощает расчеты и измерения, так как рассчитать или измерить освещенность можно достаточно просто. Тем не менее, необходимо помнить, что глаз реагирует все же не на освещенность, а на яркость рассматриваемой поверхности.
Угловой размер объекта нередко оказывается затруднительно рассчитывать и измерять. Поэтому в основу нормы специалисты советуют закладывать не угловые, а линейные размеры деталей, рассматриваемых с некоторого определенного расстояния. Общий уровень норм освещенности зависит от материальных и технических возможностей и непрерывно повышается по мере этих возможностей.
При прочих равных условиях величина нормируемой освещенности устанавливается в зависимости от того, какие приняты источники света и система освещения. Люминесцентные лампы как более экономичные позволяют получить при той же мощности установки освещенность в несколько раз выше, чем лампы накаливания. Поэтому их используют как основной источник света для больших объемов, и нормы освещенности для люминесцентного освещения установлены значительно выше, чем при лампах накаливания.
Рассматривая системы освещения, выделим системы общие и комбинированные. В последнем случае требуемая освещенность рабочих мест достигается в основном с помощью местных светильников, концентрируя световой поток на рабочих поверхностях, а общее освещение пониженной мощности предназначается только для смягчения теней и освещения фона. Система комбинирования освещения более экономична, чем система одного общего освещения. Соответственно, для комбинированного освещения в СНиП приняты нормы значительно ниже, чем для общего освещения. Таким образом, в нормы искусственного освещения заложена тенденция повышать освещенность во всех случаях, когда ее можно увеличить за счет улучшения экономичности установки. Это характерно для трудового законодательства нашей страны, направленного на непрерывное улучшение условий жизни и труда людей [19-21].

1.3. Основные задачи уличного освещения
Освещение улиц и площадей является обязательным элементом освещения любого города. Что касается освещения витрин, реклам и других элементов, то оно может быть развито в большей или меньшей степени в зависимости от величины, характера и значения города и может, таким образом, дополнять обязательное освещение улиц и площадей.
На наш взгляд, главной задачей уличного освещения является обеспечение удобного и безопасного движения городского транспорта и пешеходов. Для этого освещаются проезжая часть улиц, тротуары, а также действуют световые указатели и световая сигнализация. Только совместная работа этих элементов освещения обеспечивает в современном городе безопасное интенсивное движение транспорта и пешеходов.
При проектировании электрического освещения улиц необходимо руководствоваться «Указаниями по проектированию уличного освещения» (СН 278-64), а также изданием К. Д. Памфилова «Типовые решения освещения улиц».
Все улицы, дороги, проезды и площади можно подразделить на пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Уровень освещения проезжей части улиц первых четырех категорий регламентируется по яркости сухих покрытий проезжей части в направлении наблюдателя, находящегося на оси движения транспорта. Кроме категории улиц в городе при определении уровня освещения принимается во внимание интенсивность движения транспорта. Нормируется также равномерность распределения яркости, т. е. отношение максимальной и минимальной яркости в зависимости от значения средней яркости.
К категории Д относятся проезды и пешеходные дорожки в микрорайонах, а также жилые улицы местного движения в районах малоэтажной застройки. Уровень освещения для улиц категории Д нормируется по минимальной горизонтальной освещенности – 0,2 лк. Средняя яркость непроезжей части улиц, дорог и площадей, примыкающих к проезжей части (тротуары, автостоянки и т. д.), должна быть не меньше половины средней яркости, указанной для этих дорог, улиц и площадей.
Кроме вопросов яркости и освещенности проезжей части улиц и площадей в «Указаниях по проектированию уличного освещения» (СН 278 – 64) регламентируется ряд других, весьма важных свето- и электротехнческих, а также эксплуатационных показателей, и даются соответствующие рекомендации по их реализации. Такими показателями являются: высота подвеса светильников по условиям ограничения ослепленности, выбор наиболее экономичных типов светильников и источников света в зависимости от места их применения, размещение светильников на улицах и площадях, устройство общегородского, автоматического управления освещением и другие [21].
Уровень освещения на тротуарах улиц с магазина практически всегда выше, чем на проезжей части, так как освещение витрин и реклам увеличивает яркость, главным образом, на тротуарах и незначительно влияет на нее в средней полосе улиц. Значительная разница в яркости витрин по сравнению с яркостью проезжей части часто мешает водителям правильно воспринимать то, что им необходимо видеть, так как их глазам приходится часто перестраиваться с большей яркости на меньшую, и наоборот. Это следует учитывать при проектировании витринного освещения. Естественно, что повышение яркости проезжей части улиц, вызванное, главным образом, увеличением интенсивности движения, способствует и смягчению трудностей вождения машин, вызываемых яркостью рекламного и витринного освещения [7].
Основной задачей уличного освещения мы считаем создание достаточной яркости на проезжей части улиц и на тротуарах, т. е. на горизонтальной поверхности, однако важное значение имеет и освещение вертикальной поверхности стен, малых форм архитектуры и деревьев, расположенных вдоль улиц. Особое значение имеет боковое освещение на улицах с малым количеством магазинов, без значительной световой рекламы и световых витрин. Боковое освещение на таких улицах способствует повышению безопасности движения, создает световую перспективу улиц, разворачивает ее зрительно. При отсутствии достаточного бокового освещения улица кажется темной, создается угнетающее впечатление. Освещенность вертикальной поверхности зависит от характера светораспределения светильников, применяемых для освещения улиц. Наиболее рациональными являются светильники, которые основную часть светового потока распределяют вниз, а некоторую часть в стороны, но не вверх.
В связи с растущей интенсивностью движения городского транспорта и пешеходов все большее значение в городском освещении приобретают световые указатели и сигнализация. В ряде городов эти элементы городского освещения появились только в последние годы и развиваются, обретая все новые светотехнические и архитектурные формы [13-14].
На наш взгляд, светильники уличного освещения, а также светосигнальные приборы и указатели должны обладать некоторыми противоположными свойствами: светильники – создавать необходимую освещенность и при этом быть минимально яркими; светосигнальные приборы и световые указатели – не создавать освещенности, но быть хорошо видимыми в сложной световой обстановке ночного города с большого расстояния, не создавая слишком резкого света.
Таким образом, обозначим центральную эстетическую проблему процесса формирования световой среды города и световой архитектуры объектов как взаимодействие искусственного света с архитектурной формой в четырех основных ее видах или категориях (пространство, объем, пластика, цвет), в результате которого образуются светопространство, светоформы, светопластика и светоцвет с новыми, иными, чем днем, визуальными качествами. Главная задача уличного освещения – обеспечение стабильного, удобного, безопасного движения городского транспорта и пешеходов, для чего необходимо освещение проезжей части улиц, тротуаров, а также наличие световых указателей и световой сигнализации. Можно сделать вывод, что только совместная работа этих элементов освещения обеспечивает в современном городе безопасное интенсивное движение транспорта и пешеходов.


Глава 2. Освещение городов
2.1. Основные компоненты искусственной световой среды города
Как отмечалось в первой главе, в вечернее время в городе необходимо обеспечить наилучшие световые условия. Современная светотехника предлагает огромные возможности в этом отношении, однако при выполнении осветительных установок необходимо придерживаться общих принципов устройства рационального освещения, а также требований для использования отдельных элементов наружного освещения.
Разделим осветительные установки на улицах города на следующие группы: уличное освещение, специальное освещение фасадов зданий, освещение садов и бульваров, световая реклама и освещение витрин. Все перечисленные группы наружных осветительных установок не изолированы друг от друга, а работают в непосредственной близости и взаимодействии друг с другом. Так, например, фасад какого-либо здания, имеющего специальную подсветку, освещается от светильников уличного освещения и рекламных надписей и витрин, расположенных напротив и т. д. Поэтому взаимной координации отдельных частей и единству архитектуры и светового оформления города должно быть уделено особое внимание, поскольку световое оформление города должно всегда создаваться как часть гармоничной композиции его вечернего облика [15].
Мы считаем, что для светового оформления городской магистрали необходимы следующие условия:
- распределение светильников уличного освещения, учитывая их тип, параметры, а также высоту и конструкцию опор;
- выявление возможности витринного освещения и степень его влияния на освещение тротуаров и проезжей части улицы;
- учет специального освещения фасадов отдельных зданий исторического или художественного значения; световых реклам, размещенных на крышах и фасадах зданий, определение их примерных размеров и цветности;
- учет освещенности садов и бульваров, входящих в ансамбль улицы.
Создавать проект светового оформления необходимо с графическим изображением всех источников света на плане улицы условными знаками, учитывая перечисленные условия, причем для наглядности необходимо выполнить несколько ночных перспектив улицы. Следует помнить, что архитектурное решение освещения улицы зависит не столько от уровней освещенности, сколько от гармоничного сочетания и стилевого единства отдельных частей осветительной установки и от степени уменьшения блескости в поле зрения [3].
При формировании вечерней световой среды города функциональный, экологический, художественный и социально-экономический эффекты освещения зависят от качества и взаимодействия различных осветительных установок, сосуществующих и одновременно действующих в городском пространстве.
Для исследования особенностей, раскрывающих суть понятия «искусственная световая среда города», а также содержание проектных задач и методологию их решения, можно выделить четыре основных компонента среды, отраженных в условной схеме их взаимодействия (рис. 5): архитектурно-градостроительный, функциональный, светотехнический и зрительный.


Рис. 5. Основные компоненты формирования искусственной световой среды в селитебной (жилой) зоне города.
Как видно из рисунка 5, два первых компонента – архитектурно-градостроительный и функциональный – представляют константную урбанистическую основу среды, два других – светотехнический и зрительный – изменяющиеся факторы, которые и вносят специфику, отличающую искусственную световую среду от дневной: это – системы искусственного освещения, которые модифицируются во времени гораздо быстрее, чем константная объемно-пространственная структура среды и протекающие в ней функциональные процессы, и обладают, кроме того, характерной кинетикой, светораспределением и спектром; и это – присутствие человека, без которого понятие «среда» и ее зрительные оценки в условиях нестабильной (ночной-сумеречной-дневной) адаптации теряют смысл.
Архитектурно-градостроительный компонент является материально-пространственной первоосновой любой светоцветокомпозиционной системы, сохраняющейся и в ночных условиях. Его специфика обусловлена, во-первых, тем, что в каждом городе эта первооснова имеет свои особенности – структурно-планировочные, историко-культурные, архитектурно-стилевые, ландшафтно-климатические. Во-вторых, в темное время суток освещаются не все территории, пространства и объекты города, а лишь функционально используемые или композиционно необходимые их фрагменты.
Функциональный компонент отражает константное содержание среды, практически не изменяющееся при переходе от дня к ночи, и обозначает в этой системе различное назначение участков и объектов городской среды. Его специфика характеризуется фактом дискретного, дифференцированного по количественным и качественным параметрам освещения используемых вечером городских территорий, пространств и объектов, рассчитанного на зрительное восприятие людей, находящихся непосредственно в городской среде (пешеходы) и в закрытых микропространствах транспортных средств (водители и пассажиры). Интересы людей, наблюдающих ночной город из интерьеров зданий, учитываются пока в минимальной степени.
Необходимо учитывать, что люди в транспорте и пешеходы перемещаются в пространстве города с разной скоростью, имеют разные условия зрительной адаптации, разный контакт с окружением, разные поведенческие намерения, возможности и действия. Исходя из этого, создаваемые светопространства мы разделим на два основных вида – транспортные и пешеходные.
Светотехнический компонент рассматриваемой среды относится к ее управляемым элементам. По сравнению с константной урбанистической первоосновой он более мобилен, изменяем во времени, в пространстве и по спектру. Его присутствие в городе определяется существующим и непрерывно растущим уровнем развития энергетики и светотехнической науки, производства электротехнической продукции и общественного спроса на визуальный комфорт.
Специфика искусственной световой среды связана с избирательностью пространств и объектов освещения и особенностями осветительных систем. Она наглядно обнаруживается при сравнении ее с дневной средой. Освещаемые пространства в ночном городе (светопространства) дискретны, тьма (физическое трехмерное пространство) – непрерывна. Днем материальный мир планеты Земля погружен в мир космического (солнечного) света, физическое пространство и светопространство (световое поле) – синонимы, они непрерывны и в зрительном восприятии неразрывны. В ночном городе, особенно в безлунные ночи, господствует космическая тьма, при которой существует явное противоречие между «вижу» и «знаю» («помню»), поэтому все окружение воспринимается драматичнее. Сложная структура искусственно создаваемого электрическими источниками светового поля не имеет аналогов в природе. Оно характеризуется общим низким уровнем освещенности (или светонасыщенности) пространства при наличии в поле зрения того или иного количества источников света разных угловых размеров с различной, в том числе, чрезмерной яркостью, с высокой контрастностью и неоднородностью освещения, с разнообразным направлением световых потоков разной интенсивности и цветности излучения, сложным тенеобразованием и стихийной светодинамикой. Распределение яркостей в поле зрения является решающим фактором визуального восприятия. Небо почти всегда является нередко самым темным элементом видимой среды, занимая зачастую большую часть поля зрения, что в итоге и определяет сложные, нестабильные условия адаптации глаза при постоянном визуальном поиске объектов различения. Вместо господствующих днем позитивных силуэтных кадров с отрицательным контрастом (темные объекты на светлом фоне неба) вечером освещением создаются негативные положительные контрасты (светлые объекты на темном фоне). Разноспектральный свет усиливает неоднородность световой среды, а в случаях хроматического излучения источников с плохой цветопередачей, например, широко применяемых натриевых ламп, наоборот, делает ее зрительно гомогенной.
Зрительный компонент символизирует значимость человеческого фактора в понятии городской среды. Практически он является ключевым в данной схеме, поскольку объединяет три других и связывает их с человеком. Человек предстает, с одной стороны, как переменный, но обязательный, безусловный объект среды, участвующий в формировании ее облика, с другой и одновременно – как субъект, оценивающий ее качества через зрительное восприятие. Специфика этого восприятия определяется иными, более сложными, чем днем, условиями работы глаза: снижением всех функций зрения в нестабильном, а потому относительно дискомфортном и неэкологичном режиме ночного-сумеречного-дневного зрения, при высоких яркостных и цветовых контрастах и во многих случаях слепящем действии видимых источников света и светящих элементов, при не всегда сгармонизированном по цветности и динамике разноспектральном свете. Негативное впечатление от световой среды усиливается в ситуациях с визуальным хаосом, создаваемым разнородными осветительными установками, при возникновении у пешехода, особенно со слабым зрением, непривычных иллюзий, вызывающих предчувствие агрессии и усиливающихся от атавистической боязни темноты или криминогенности современного окружения. Дополнительные психологические нагрузки возникают у пешеходов от затруднений ориентации в городском пространстве при недостатке световой информации или от повышенной вероятности дорожно-транспортных происшествий. Многие из этих ощущений отсутствуют в дневное время у тех же людей в той же ситуации.
Главное же отличие зрительного восприятия окружающей среды днем и ночью в том, что при искусственном освещении резко сокращается «бассейн видимости», ибо глаз замечает только фрагментарно, выборочно и в большинстве своем случайно освещенные пространства и объекты, главным образом, в «приземном» слое. Радикально изменяются зоны композиционного влияния элементов архитектурной и ландшафтной среды, их взаимосвязи, количество и визуальные качества. Пространство как бы теряет свою физическую непрерывность и «перетекаемость», а видимые границы образующихся дискретных светопространств весьма эфемерны [2-12].

2.2. Элементы освещения городов.
В искусственном освещении современных городов можно выделить ряд отдельных элементов, действующих совместно, влияющих друг на друга и зависящих один от другого. В следующем параграфе эти элементы мы рассмотрим каждый в отдельности, что поможет нам сделать вывод о комплексном их применении. Итак, основными элементами освещения современного города являются:
1) освещение проезжей части улиц и площадей;
2) световые указатели и световая сигнализация для городского транспорта и пешеходов; ..............


Заключение
В нашей работе мы рассмотрели виды световых конструкций, связанных с освещением городских комплексов: проезжей части улиц и площадей; указателей и сигнализаций городского транспорта и пешеходов; архитектурных сооружений; монументов и фонтанов; наружных витрин магазинов; рекламных, агитационных и информационных сооружений, а также освещение парков, бульваров и других мест городского отдыха.
В заключение можно сформулировать следующие, наиболее общие положения или рекомендации, относящиеся к решению архитектурно-художественной части проекта освещения города в целом. Как в старых, так и во вновь строящихся городах возможно и необходимо иметь единое комплексное композиционное решение освещения всего города, основанное на одной художественной идее, объединяющее все элементы его освещения. Разрабатывать проект освещения следует на строго функциональной основе, планомерно распределяя уровень освещенности, месторасположение отдельных установок и другие параметры всех элементов освещения города, не увлекаясь рекламно-декоративными эффектами в ущерб общей композиции и конкретным функциональным задачам. В проекте освещения городов надо стремиться к обеспечению средствами светотехники максимального удобства и комфорта жизни людей в городе. Создавая средствами светотехники образ вечернего города, необходимо помнить, что световое оформление является преломлением дневного образа и действенным средством идеологического и эстетического воспитания. В связи с резким увеличением в городе осветительных приборов, нужно решать следующие задачи: экономно расходовать электроэнергию, электротехнические средства, создавать экономную систему эксплуатации и управления освещением; заранее определять значение отдельных элементов освещения и освещаемых объектов и соответственно распределять наличные средства; не допускать искажения вида архитектурных сооружений световой рекламой и декоративным освещением. Неизбежная фрагментарность вечерней картины города не должна создавать ложного зрительного представления об архитектурном сооружении. Необходимо помнить, что основные средства и приемы композиции, действующие в архитектуре и изобразительном искусстве (масштаб, ритм, цвет, рисунок и др.) обязательно учитывать при освещении города. Важно разрабатывать архитектурный масштаб в решении каждого объекта освещения (реклама, фасад здания или его фрагмент), архитектурный масштаб световых пятен для всего города с учетом этажности, протяженности и других размерных параметров архитектуры.
Ритм световых пятен для каждой улицы, площади и города в целом – одно из важнейших средств художественной композиции вечерней картины города, способствующих созданию правильной перспективы и гармонии всей картины, поэтому воедино должны быть связаны ритм световых пятен фонарей, световой рекламы, витрин и отдельных освещаемых объектов.
Система применения цветного света имеет огромное значение в вечерней картине города в целом, в отдельных элементах освещения и объектах. Во избежание антихудожественной пестроты в использовании цветного света и дискомфорта для зрения необходимо в начале проектирования создать определенную стройную систему использования цвета для каждого элемента освещения города. Рисунок используется в композиции вечерней картины города в нескольких аспектах, и в каждом должен быть глубоко художественным. Рисунок рекламы должен быть выразительным, предельно лаконичным и по возможности эмблематичным, т.е. вызывать четкую, зрительную ассоциацию с рекламируемым объектом. Всю вечернюю картину, композицию световых пятен разного функционального и художественного значения следует объединять рисунком, составляющим основу картины. Рисунок фонарей, их силуэт, рисунок указателей движения и других архитектурных деталей, связанных с искусственным освещением, должно быть выразительными, современными в смысле соответствия и связи с малыми архитектурными формами, а также современной технологией изготовления. Умело использовать специфические средства композиции, свойственные только освещению, - яркость и динамику света. Сознательно устанавливать уровень и соотношение яркости элементов освещения и отдельных его объектов по функциональному и художественному значению их в общей картине так, чтобы каждый объект ясно воспринимался зрительно, выделялся бы среди других и не мешал бы им. Динамика света важна главным образом в рекламе, информации и агитации, она является наиболее действенным средством световой рекламы и должна быть композиционно связана со всем архитектурно-художественным решением проекта, чтобы избежать превалирования световой рекламы над всеми другими элементами освещения и зрительного искажения архитектуры.


Литература
1. Айзенберг, Ю. Б. Справочная книга по светотехнике / Ю. Б. Айзенберг. – М. : Знак, 2006. – 972.
2. Белова, С. В. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / под общ. ред. С. В. Белова. – М. : Высш. школа, 2005. – 606 с.
3. Вернеску, Д. Естественное освещение в архитектуре и градостроительстве / Д. Вернеску, А. Энее. - М. : Стройиздат, 1983. – 88 с.
4. Волоцкой, Н. В. Светотехника / Н. В. Волоцкой. – М. : Стройиздат, 1979. – 142 с.
5. Гапонов, С. И. Праздничное световое оформление городов / С. И. Гапонов. – Киев. : Будiвельник, 1976. - 170 с.
6. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1278-03. — СПб. : ДЕАН, 2003. – 48 с.
7. Дамский, А. И. Электрическое освещение в архитектуре города / А. И. Дамский. – М. : Стройиздат, 1970. – 224 с.
8. Ефимкина, В. Ф. Светильники с газоразрядными лампами высокого давления / В. Ф. Ефимкина, Н. Н Софронов. – М. : Энергоатомиздат, 1984. – 104 с.
9. Инструкция по проектированию наружного освещения городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов: ВСН 22-75. - М. : Стройиздат, 1976. – 49 с.
10. Килпатрик, Д. Свет и освещение / Д. Килпатрик. – М. : Мир, 1988. – 223 с.
11. Кнорринг, Г. М. Осветительные установки / Г. М. Кнорринг. – Л. : Энергоиздат, 1981. – 288 с.
12. Кнорринг, Г. М. Справочная книга для проектирования электрического освещения / Г. М. Кнорринг. – СПб. : Энергоатомиздат, 1992. – 448 с.
13. Красник, В. В. Правила устройства электроустановок / В. В. Красник – М. : НЦ ЭНАС, 2006. – 64 с.
14. Лурье, М. Г. Устройство, монтаж и эксплуатация осветительных установок / М. Г. Лурье, Л. А. Райцельский. – М. : Энергия, 1976. – 264 с.
15. Овчаров, А. Т. О книге Н. И. Щепеткова Световой дизайн города (М., «Архитектура-С», 2006) // Светотехника, 2007, №4. С. 77-80.
16. Памфилова, К. Д. Типовые решения освещения улиц / К. Д. Памфилова. – М. : Стройиздат, 1965. – 34 с.
17. Пляскин, П. В. Основы конструирования электрических источников света / П. В. Пляскин, В. В. Федоров, Ю. А. Буханов. – М. : Энергоатомиздат, 1983. – 360 с.
18. Программа «Благоустройства и озеленение города Чебоксары на 2011-2015 годы». – Чебоксары, 2010. – 31 с.
19. Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. – М. : НЦ ЭНАС, 2003. - 44 с.
20. СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение. – М. : Госстрой России, 2001. - 30 с.
21. Указания по проектированию уличного освещения СН 278 – 64. – М. : Стройиздат, 1964. – 48 с.
22. Тищенко, Г. А. Осветительные установки: учебник для учащихся техникумов / Г. А. Тищенко. – М. : Высш. шк., 1984. – 247с.


Приложение 1.
Таблица 1. Средняя яркость покрытий тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц, дорог и площадей
Категория объекта по освещению Улицы, дороги и площади * Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, ед/ч Средняя яркость покрытия, кд/м2 Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк
1 2 3 4 5
А Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения Св. 3000
Св. 1000 до 3000
От 500 « 1000 1,6
1,2
0,8 20
20
15
Б Магистральные улицы районного значения Св. 2000
Св. 1000 до 2000
От 500 « 1000
Менее 500 1,0
0,8
0,6
0,4 15
15
10
10
В Улицы и дороги местного значения 500 и более
Менее 500
Одиночные автомобили 0,4
0,3
0,2 6
4
4
* Категория площадей принимается по табл. 2.
Таблица 2. Средняя горизонтальная освещенность на уровне покрытия непроезжих частей улиц, дорог и площадей, бульваров и скверов, пешеходных улиц и территорий микрорайонов в городских поселениях.
Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
1 2
1 Главные пешеходные улицы, непроезжие части площадей категорий А и Б и предзаводские площади 10
2 Пешеходные улицы:
в пределах общественных центров 6
на других территориях 4
3 Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категорий:
А и Б 4
В 2*
4 Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий 10
5 Пешеходные мостики 10
6 Пешеходные тоннели:
Днем 100
вечером и ночью 50
7 Лестницы пешеходных тоннелей вечером и ночью 20
8 Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий (табл. 11):
А 6
Б 4
В 2
Территории микрорайонов
9 Проезды:
Основные 4
второстепенные, в том числе тротуары-подъезды 2
10 Хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках 2
11 Детские площадки в местах расположения оборудования для подвижных игр 10
* Норма распространяется также на освещенность тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц категорий Б и В с переходными и низшими типами покрытий.


Таблица 3. Средняя горизонтальная освещенность территорий общественных зданий.
Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
1 2
Детские ясли-сады, общеобразовательные школы и школы-интернаты, учебные заведения
1 Групповые и физкультурные площадки 10
2 Площадки для подвижных игр зоны отдыха 10
3 Проезды и подходы к корпусам и площадкам 4
Санатории, дома отдыха
4 Въезд на территорию 6
5 Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и подобным зданиям 4
6 Центральные аллеи парковой зоны 4
7 Боковые аллеи парковой зоны 2
8 Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.)* 10
9 Площадки для настольных игр, открытые читальни 10
* Освещенность столов для чтения и настольных игр принимается по нормам освещенности помещений.


Приложение 2.



Схемы некоторых уличных светильников: а – РБУ; б – СВР; в – РКУ; г – СППР; д – РСУ.


Приложение 3.


Схемы установки уличных фонарей:
а – венчающего; б – консольного; в – настенного; г – подвесного.


Приложение 4.

Схемы размещения фонарей на улицах:
а – односторонняя; б – двухрядная в шахматном порядке; в - двухрядная прямоугольная; г – осевая; д – двухрядная прямоугольная по осям движения; е – двухрядная прямоугольная по оси улицы.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.