На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Происхождение и принципы деятельности банков. Банковские операции и услуги коммерческого банка. Организационное устройство коммерческого банка и взаимозависимость с ЦБ РФ на региональном уровне. Анализ существующих систем планирования и управления.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4444444444
Введение
Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.
Система коммерческих банков в ее современном виде стала формироваться с 1988 года.
По состоянию на 1 июля 1996 года число коммерческих банков в России составило 2150. Развитие системы коммерческих банков в России все более настоятельно требует вмешательства регулирующих органов. Следует иметь в виду, что банки не просто хранилища денег и кассы для их выдачи и предоставления в кредит. Они представляют собой мощный инструмент структурной политики и регуляции экономики, осуществляемой путем перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования инвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности, создания и развития производственных и социальных объектов. Банки могут направлять денежные средства, финансовые ресурсы в виде кредитов в те отрасли, сферы, регионы, где капитал найдет лучшее, полезное, эффективное применение.
Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны возложены на Центральный Банк Российской Федерации. При этом ЦБ РФ использует в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании административные.
Взаимоотношения Центрального Банка и коммерческих банков регулируются законодательством.
Исходя из этого, тема банков и их роли в экономике России представляется актуальной.
Цель курсовой работы: изучить роль коммерческих банков, их влияние на экономику государства. Для этого будут выполнены следующие задачи:
· рассмотреть происхождение, сущность и принципы деятельности банков;
· изучить основные операции и услуги коммерческих банков;
· рассмотреть коммерческий банк в РФ и его организационное устройство;
· дать оценку роли коммерческого банка в системе финансово- правовой отчетности;
· рассмотреть теоретические проблемы финансовой стабильности коммерческих банков;
Объектом исследования является деятельность коммерческих банков. Предметом исследования являются коммерческие банки, теория и практика их функционирования.
Теоретической основой исследования явились: нормативно-правовые акты, учебно-методическая литература и материалы периодических изданий.
Глава 1. Теоретически основы деятельности коммерческих банков

1.1 Происхождение, сущность, принципы деятельности банков

Слово "банк" происходит от итальянского "банко" и означает "стол". Предшественниками банков были средневековые менялы - представители денежно-торгового капитала; они принимали денежные вклады у купцов и специализировались на обмене денег различных городов и стран. Со временем менялы стали использовать эти вклады, а также собственные денежные средства для выдачи ссуд и получения процентов, что означало превращение менял в банкиров.
Одним из первых банков в современном понимании этого термина стал основанный в 1407г. Банк Генуи. Самая первая попытка создания коммерческого банка в России была предпринята в г. Пскове воеводой Афанасием Ордин - Нащокиным, но эта идея не была одобрена центральным правительством. В 1729-1733гг. первые банковские операции в России стала осуществлять Монетная контора, а первый коммерческий банк- Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества- появился в 1754г. «В Англии капиталистическая банковская система возникла в xvi в., причем банкиры вышли "из среды либо золотых дел мастеров (например, пионер банкирского промысла в Лондоне - Чайльд), либо купцов (ряд провинциальных английских банкиров первоначально были торговцами мануфактурой и другими товарами)»11 Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. - М., 1997.. Первый акционерный банк (Английский банк) был учрежден в 1694 г. в Лондоне, получив от правительства право выпуска банкнот.
Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарные операции и платежи (банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом).
Современный коммерческий банк
- это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Банки как субъекты финансовой системы имеют два существенных признака, отличающих их от всех других субъектов (страховых компаний, бирж). Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозитные и сберегательные сертификаты, облигации, векселя), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами.
По российскому законодательству, банк отличается от всех других финансовых посредников тем, что только он имеет исключительное право осуществлять
, в совокупности, следующие банковские операции:
1. привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
2. размещение привлеченных денежных средств юридических и физических лиц от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Исключительное значение банков определяется, прежде всего тем, что они могут: образовывать платежные средства; выпускать платежные средства в оборот; осуществлять изъятие платежных средств из оборота.
Банки создают новые деньги в виде кредитов. Выпуск их в оборот осуществляется в виде записи на счет клиента суммы кредитных денег. Изъятие из оборота осуществляется в процессе погашения кредита заемщиком. Таким образом, банки могут влиять на развитие отраслей и сфер экономики, кредитуя это развитие.
Во-вторых, возрастание роли банков в экономической жизни общества связано с изменением вещественной формы денег, а именно широким использованием безналичных средств и расчетов.
Платежным агентом по безналичным расчетам является банк. Денежные расчеты в экономике осуществляются в форме движения наличных денег в безналичной форме.
Наличные деньги физические и юридические лица могут хранить в выбранном ими хранилище, а платежи могут осуществляться ими по мере необходимости. Безналичные деньги могут храниться только в банках на счетах юридических лиц. Банки зачисляют поступающие на эти счета суммы, выполняют распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов, а также проводят другие банковские операции, предусмотренные банковскими правилами и договорами. Безналичные расчеты все шире вторгаются и в сферу денежных отношений физических лиц. Зачисление доходов на банковские счета, использование чеков, пластиковых карт для расчетов расширяет зависимость физических лиц от банков, делая банки кровеносной системой рыночной экономики.
Основными формами безналичных расчетов в РФ являются: платежные поручения, аккредитивы, чеки, инкассо, пластиковые карты.
Совокупность оснований, которыми субъекты хозяйствования руководствуются в процессе деятельности, называется принципами.
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов (коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами, кредитными вложениями и другими активами, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных ресурсов).
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает:
-свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами;
-свободный выбор клиентов и вкладчиков;
-свободное распоряжение доходами банка.
Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в
соответствии с решением Общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.
По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которое может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя. Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммер
ческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска, ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что государство может осуществлять регулирование его деятельности только косвенными экономическими методами, а не прямыми приказами, т.е. без вмешательства в оперативную деятельность.
1.2 Банковские операции и услуги коммерческого банка

К концу 20-го в. коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной рыночной конъюнктуре.
Но далеко не все банковские операции повседневно используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции).
Основные банковские услуги:
-
валютный обмен;
- учет коммерческих векселей и предоставление кредитов предприятиям;
-посредничество в кредите. Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе, аккумулируя свободные денежные средства и превращая их в мощный инвестиционный ресурс;
-сберегательные вклады. Этим
банк выполняет важную функцию - стимулирует посредничество в кредит, которое он осуществляет путем перераспределения денежных фондов юридических лиц и денежных доходов физических лиц;
-хранение ценностей;
-расчетно-кассовое обслуживание. Банк принимает на себя инкассацию платежей и осуществление выплат по операциям клиента, а также осуществляет инвестирование избытков наличности в краткосрочные ценные бумаги и кредиты;
-финансовое консультирование;
-лизинг оборудования. Банк может предложить своему клиенту приобрести оборудование с помощью лизингового соглашения, по которому банк покупает оборудование и сдает его в аренду клиенту. В соответствии с заключенным договором клиент должен вносить лизинговые платежи, которые в конечном счете полностью покрывают стоимость
купленного банком и сданного в аренду оборудования;
-операции с ценными бумагами. В связи с формированием рынка ценных бумаг получает развитие и такая функция банков, как посредничество
в операциях с ценными бумагами;
-трастовые (доверительные) услуги. Банк может управлять финансовыми делами и собственностью фирм и частных лиц за определенную плату. Функция управления собственностью известна под названием операции доверительного управления, или трастовой услуги.
Наряду с экономическим понятием «банковские операции и услуги» в юридический оборот введено понятие «банковские операции и сделки». При этом действующее российское законодательство не дает прямого определения банковских операций и сделок, хотя используется этой терминологией. В ст.5 Закона «О банках и банковской деятельности» говорится о банковских операциях и других сделках, но эти понятия не разграничиваются.
По российскому законодательству к банковским операциям относятся:
1. Привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц.
2. Размещение указанных средств от своего имени и за свой счет.
3. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
4. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц,
в том числе банков- корреспондентов, по их банковским счетам.
5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
6. Купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
7. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
8. Выдача банковских гарантий.
9. Выдача поручительства за третьих лиц, предусматривающего исполнение обязательств в денежной форме.
10. Приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме.
11. Доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами.
12. Осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений и находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей.
14. Лизинговые операции.
15. Оказание консультационных и информационных услуг.
Кроме того, в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе.
Пассивные операции
- это совокупность операций, обеспечивающих формирование ресурсов коммерческого банка. Ресурсы коммерческого банка могут быть сформированы за счет собственных и привлеченных средств.
К собственным ресурсам коммерческого банка относятся: уставный капитал; фонды: резервный и специальные; обязательные резервы для покрытия возможных потерь по ссудам и от операций с ценными бумагами; нераспределенная прибыль.
Уставный капитал банка формируется за счет собственных средств участников и служит обеспечением его ликвидности. Размер минимального уставно капитала и порядок его исчисления определяется Центральным банком РФ.
Резервный фонд формируется
за счет отчислений от прибыли и служит для покрытия убытков, возникающих при основной деятельности банка. Минимальная величина этого фонда - до 15% от величины уставного капитала.
Коммерческие банки могут формировать специальные фонды: экономического стимулирования, износа основных фондов, производственного назначения.
Формирование обязательных резервов носит обязательный характер и включается в себестоимость оказываемых банковских услуг. В отдельных случаях средства обязательных резервов формируются за счет прибыли. Стразовые резервы создаются под
возможные обесценение вложений в ценные бумаги и потери по выданным кредитам.
Нераспределенная прибыль - это часть прибыли, остающаяся после платежей в бюджет, отчислений в резервный капитал, специальные фонды и выплаты дивидендов.
Собственные ресурсы банка имеют огромное значение в поддержании его устойчивости и ликвидности. Немаловажную роль играют и привлеченные средства. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке финансовых ресурсов, коммерческие банки удовлетворяют потребности экономики в дополнительных оборотных и инвестиционных средствах. Привлеченные средства формируются посредством следующих банковских операций:
1. привлечение кредитов и займов, полученных от других юридических лиц;
2. депозитные операции
. Депозитные операции - это операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады на определенный срок либо до востребования.
Объектами депозитных операций являются депозиты -
суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят в банк и которые на определенное время оседают на счетах в банке в силу действующего порядка осуществления банковских операций.
По экономическому содержанию депозиты принято подразделять на 3 группы:
- срочные депозиты (с их разновидностью - депозитным сертификатом);
- депозиты до востребования;
- сберегательные вклады населения.
Каждая из этих групп классифицируется по разным признакам. Срочные депозиты классифицируются в зависимости от их срока, например:
1. депозиты со сроком до 3 месяцев;
2. депозиты со сроком от 3 до 6 месяцев;
3. депозиты со сроком от 6 до 9 месяцев;
4. депозиты со сроком от 9 до 12 месяцев;
5. депозиты со сроком свыше 12 месяцев и т. д.
Депозиты до востребования классифицируются в зависимости от характера и принадлежности
средств, хранящихся на счетах. Это могут быть:
- средства на расчетных, текущих, бюджетных счетах предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности;
- средства на специальных счетах по хранению различных (по целевому экономическому назначению) фондов;
- собственные средства предприятий, предназначенные для капитальных вложений;
- средства предприятий и организаций в расчетах;
- средства на корреспондентских счетах по расчетам с другими банками;
- средства местных бюджетов и др.
Сберегательные вклады в зависимости от особенностей их хранения подразделяются на:
а)
срочные, срочные с дополнительными взносами;
б)
выигрышные, денежно - вещевые выигрышные, молодежно - премиальные;
в)
условные, на предъявителя, текущие счета, до востребования, сберегательные карточки (кредитные и пр.)
Одной из центральных проблем депозитной политики банка является определение оптимального периода хранения срочных вкладов юридических и физических лиц. Сроки должны быть увязаны со сроками оборачиваемости кредитов, на выдачу которых могут быть направлены срочные депозиты.
Межбанковский кредит -
это вид кредита, представляемый одним коммерческим банком другому. Купля - продажа кредита осуществляется на межбанковском рынке (межбанковский рынок - это часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками преимущественно в форме межбанковских депозитов на определенные сроки).
Активные операции - операции по размещению собственных и привлеченных средств банка для получения прибыли. От качественного осуществления активных операций банка зависят ликвидность, доходность, а следовательно, финансовая надежность и устойчивость банка в целом. Активные операции банка в зависимости от их экономического содержания делятся на:
кредитные (ссудные), инвестиционные, гарантийные, операции с ценными бумагами.
Основу активных операций составляют кредитные операции. Они являются наиболее рискованными и вследствие этого наиболее доходными. При выдаче кредита банк требует от потенциального заемщика комплект документов, характеризующих материальную обеспеченность кредита и юри
дическую правомочность заемщика:
1. Учредительные документы.
2. Бизнес - план, на основе которого определяются возможность возврата ссуды и срок окупаемости затрат.
3. Контракт или его копия, фиксирующие цель получения кредита.
4.
Бухгалтерский баланс и некоторые приложения к нему.
5. Кредитные договоры с другими банками.
6. Договор залога или поручительства.
7. Срочное обязательство - поручение на возврат ссуды согласно срокам, установленным в кредитном договоре.
8. Заявление на получение ссуды с указанием суммы, срока и цели кредита.
Кредиты, предоставляемые банком, могут быть классифицированы по различным признакам:
1.
По типам заемщиков - ссуды предприятиям, органам власти, населению, банкам.
2. По срокам пользования - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
3. По сфере функционирования заемщика - ссуды предприятиям сферы производства и ссуды предприятиям сферы обращения.
4. По отраслям принадлежности заемщика - ссуды в промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговлю.
5. По характеру обеспечения - залоговые, гарантированные, застрахованные, необеспеченные (бланковые).
6. По методам погашения - погашаемые единовременно и частями.
Инвестиционные операции банка - операции по инвестированию банком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственно- финансовой и коммерческой деятельности, а также размещения в виде срочных вкладов в других кредитных организациях.
Гарантийные операции - операции по выдаче банком гарантии (поручительства) уплаты долга клиента третьему лицу при наступлении определенных условий.
Комиссионные операции -это такие операции, которые банк выполняет по поручению своих клиентов и взимает с них плату в виде комиссионных. К числу комиссионных операций относятся:

1) Расчетно-кассовые операции, которые связаны с ведением счетов в рублях и иностранной валюте, осуществлением расчетов и платежей клиента, а также получением и зачислением перечисленных ему средств на счет в безналичной форме, с выдачей наличных денег со счета, внесением их на счет, хранением и перевозкой. Они оформляются соответствующим договором о кассовом обслуживании.
2) Трастовые операции, которые могут быть представлены следующими услугами:
- передача в доверительное управление отдельных ценных бумаг и их портфелей;
- платежные функции, связанные с обслуживанием ценных бумаг;
- управление активами пенсионных и инвестиционных фондов и др.
3)
Операции с иностранной валютой, которые помимо традиционных операций купли- продажи иностранной валюты включают оплату и выставление денежных аккредитивов, покупку и оплату дорожных чеков иностранных банков, выпуск и обслуживание пластиковых карт, осуществление международных расчетов.
4) Информационные услуги, когда банки за определенную плату предоставляют клиентам информацию как коммерческого, так и некоммерческого характера.
1.3 Организационное устройство коммерческого банка и взаимозависимость с ЦБ РФ на региональном уровне
Создание коммерческого банка представляет собой сложный процесс, в течение которого:
1. Формируются взаимоотношения будущих учредителей банка.
2. В территориальные учреждения Центрального банка РФ на предмет получения его заключения представляются необходимые документы:
- заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
- устав банка;
- учредительный договор;
- протокол общего собрания учредителей;
-
свидетельство об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации;
- список учредителей;
- заключение аудиторской организации;
- экономическое обоснование;
- сведения о составе руководителей банка.
3. Территориальным управлением пакет документов направляется в Центральный банк РФ для принятия решения о возможности регистрации, выдачи свидетельства о регистрации.
4. После подтверждения банком оплаты уставного капитала Центральным банком РФ выдается лицензия на осуществление банковских операций.
В Российской Федерации кредитная организация действует на основании специального разрешения - лицензии. В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с иностранными инвестициями в соответствии с условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории РФ, утвержденными ЦБ, понимаются:
- банки, уставный капитал которых формируется за счет резидентов и нерезидентов;
- иностранные банки - банки, уставный капитал которых формируется за счет нерезидентов;
- филиалы банков- нерезидентов.
Решение об открытии
банка с участием иностранных инвестиций принимается Центральным аппаратом Банка России. Банк России устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты от экспансии зарубежных банков.
Прекращение деятельности банка происходит путем его реорганизации или ликвидации
. Реорганизация - достаточно широкое понятие, которое может означать: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
При реорганизации банка
права и обязанности переходят к правопреемникам. В этом случае в Устав банка и Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносятся необходимые уточнения. Все документы, сроки которых не истекли, передаются в установленном порядке правопреемнику.
Ликвидация коммерческого банка может происходить как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация может быть осуществлена только по решению общего собрания учредителей. При этом на момент принятия решения о добровольной ликвидации банк должен выполнить все обязательства перед кредиторами. Следовательно, решение о добровольной ликвидации не может быть принято, если банк является неплатежеспособным.
Принудительная ликвидация коммерческого банка может осуществляться по решению ЦБ РФ об отзыве у банка лицензии:
а)
за нарушения коммерческим банком банковского законодательства;
б) в связи с неплатежеспособностью коммерческого банка и решением арбитражного суда о признании его банкротом.
Высшим органом акционерного коммерческого банка является Общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют акционеры или представители акционером банка на основании доверенностей. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если участники обеспечивают необходимый кворум.
Общее руководство деятельностью банка осуществляет Совет банка. Совет банка:
- определяет приоритетные направления деятельности банка;
- рассматривает проекты кредитных и других планов банка;
- утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка;
- рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка;
- формирует состав Правления банка;
- контролирует работу Правления банка и др.
Непосредственное руководство текущей деятельностью коммерческого банка осуществляет Правление. Оно несет ответственность перед Общим собранием акционеров и Советом банка. Правление состоит из Председателя правления, его заместителей и других членов.
Заседания Правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосом. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. Решения Правления оформляются в форме приказа Председателя Правления банка. При Правлении банка создается Кредитный комитет.
В функции Кредитного комитета входят:
- разработка
кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения;
- подготовка заключений по предоставлению ссуд;
- рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием и ведением трастовых операций.
Коммерческий банк может организовать филиалы и представительства.
"Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций." Колесников В. И.. Кроливецкая Л. П. Банковское дело: Учебник. - М.. 1997.
Вопрос об открытии филиала или представительства коммерческого банка должен быть согласован с Главным территориальным управлением
Банка России по месту нахождения банка и месту открытия филиала или представительства.
Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией Банка России. Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего.
Представительство является
обособленным подразделением коммерческого банка, которое расположено вне места нахождения банка, не обладает правами юридического лица и не имеет самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Представительство не занимается расчетно-кредитным обслуживанием клиентов. Для осуществления хозяйственных расчетов ему открывается текущий счет. Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы сегодня возложены на ЦБ РФ. Это регулирование призвано содействовать обеспечению:
-устойчивости работы и укреплению финансового положения коммерческого банка;
-ориентации и стимулированию деятельности банка в области кредитования на выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения благосостояния общества;
-научной организации денежного обращения в народном хозяйстве.
При этом со стороны ЦБ РФ используются в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях) административные. Организация взаимоотношений ЦБ РФ с коммерческими банками и
методы регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующие банковским законодательством. Так, с учетом складывающейся ситуации в экономике ЦБ РФ регулирует деятельность коммерческих банков посредством использования такого комплекса экономических методов, как:
-изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ РФ
-изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБ
РФ коммерческим банкам, также процентных ставок по кредитам;
-проведение операций с ценными бумагами и с иностранной валютой.
Для этих целей ЦБ РФ были разработаны инструкции «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и «Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков».
В соответствии с вышеуказанными нормативными документами ЦБ РФ образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах хозорганов, а также внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.
Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.
ЦБ РФ, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, например, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.
В соответствии с мировой банковской практикой норма обязательных резервов может дифференцироваться в зависимости от вида, величины и срока вкладов и депозитов. В частности, по бессрочным вкладам, когда клиент может в любое время изъять свои денежные средства, или по вкладам с незначительными сроками хранения и в больших суммах возможности коммерческого банка по выполнению своих обязательств перед клиентами снижаются, поскольку кредиты, предоставляемые за счет этих ресурсов, обычно имеют более продолжительный срок возврата. Поэтому резервируемая часть таких вкладов должна быть выше, чем вкладов с длительными сроками хранения.
На величину норм обязательных резервов влияют также уровень развития банковской системы, состояние экономики в целом. Так, в странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длительное время и существенно ниже.
Поскольку внесение средств в фонд обязательных резервов осуществляется коммерческим банком не каждый день, а периодически, то необходимо стремиться к максимальной величине принимаемых в расчет привлеченных средств с учетом нормы обязательных резервов. Чем чаще и оперативнее будет выполняться регулирование величины остатка средств, подлежащего резервированию в ЦБ РФ, тем выше будет уровень такого соответствия. В настоящее время данная операция осуществляется ЦБР совместно с коммерческим банком один раз в месяц по состоянию на 1-е число месяца или на каждое 5-е число либо на каждый день месяца.
Регулирование величины остатков средств, подлежащих резервированию, заключается в том, что коммерческий банк на основании данных соответствующих статей своего бухгалтерского баланса, где учитываются привлеченные в качестве кредитных ресурсов средства клиентов, и норматива обязательных резервов, установленного ЦБ РФ, составляет расчет величины средств, подлежащих регулированию, путем умножения первого вышеуказанного показателя на второй. Полученный результат сравнивается с ранее зарезервированной величиной средств, учитываемой на отдельном лицевом счете, открытом каждому коммер-ческому банку на пассивном балансовом в региональном Главном управлении ЦБ РФ.
Если величина средств, подлежащих резервированию, больше ранее зарезервированной, то образовавшийся по результатам регулирования не до взнос средств перечисляется платежным поручением в течение двух рабочих дней после даты, на которую производится регулирование, в региональное Главное управление ЦБ РФ. Перечисление производится с дебета лицевого счета, открытого на активном банковском счете в коммерческом банке, в кредит лицевого счета, открытого коммерческому банку на балансовом счете в региональном Главном управлении ЦБ РФ. При этом расчеты осуществляются через корреспондентский счет коммерческого банка, открытый ему в этом управлении.
В случае, когда величина ранее зарезервированных средств больше, чем это следует из расчета на последующую дату, региональное Главное управление ЦБ РФ на основании представленных ему сведений также в течение двух рабочих дней производит перерасчет и возвращает коммерческому банку платежным поручением излишне внесенную им на данный момент сумму средств. При этом делается обратная бухгалтерская проводка по соответствующим балансовым счетам.
В целях укрепления финансового положения коммерческого банка и дисциплины внесения резервируемых средств региональное Главное управление ЦБ РФ может применять к нему экономические меры воздействия в виде взимания штрафа в размере 0,5% от суммы уставного капитала: при нарушении установленных сроков внесения средств; при отсутствии средств у коммерческого банка.
При систематическом нарушении коммерческим банком сроков внесения подлежащих резервированию средств к нему может быть применена более жесткая мера экономического воздействия в виде повышения нормы обязательных резервов, но не более чем на 10 пунктов. Это достаточно эффективная мера, поскольку применение ее снижает возможности банка по предоставлению кредита и соответственно его доход.
В полной сумме зарезервированные средства могут быть возвращены коммерческому банку только при его ликвидации.
Экономические отношения между ЦБ РФ и коммерческими банками и регулирование деятельности последних могут возникать и осуществляться в результате предоставления в распоряжение этих банков централизованных кредитных ресурсов для целей последующего предоставления ссуд хозяйственным организациям. Так, когда кредитные ресурсы отдельных коммерческих банков, мобилизованные ими на местах, недостаточны, а возможности получения кредитов у других коммерческих банков исчерпаны, ЦБ РФ может предоставлять таким банкам ссуды на условиях кредитного договора. При этом ЦБ РФ воздействует на кредитную и процентную политику, проводимую коммерческими банками по отношению к своим заемщикам, используя экономические и административные методы.
К этому ряду экономических мер по регулированию деятельности коммерческих банков относятся: операции ЦБ РФ на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой. Так, в частности, ЦБ РФ, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги и свободно конвертируемую валюту, огра-ничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля.
Рассматривая все вышеуказанные методы регулирования деятельности коммерческих банков, следует сказать о том, что они могут быть в достаточной степени эффективны только в случае проведения государством согласованной денежно-кредитной и финансовой политики.
При крайне неблагоприятном состоянии денежного обращения, наличии активных инфляционных процессов в экономике ЦБ РФ в целях улучшения положения в этой области может проводить более жесткие мероприятия, носящие административный характер, посредством ограничения объема кредитных вложений коммерческих банков, установления предельных размеров процентных ставок по выдаваемым ими кредитам.
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (пайщиков), вкладчиков, клиентов, ЦБ РФ может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны ЦБ РФ по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Глава 2. Управление планирования деятельности коммерческого банка

2.1 Анализ существующих систем планирования и управления коммерческими банками
В настоящее время под банковским управлением понимается самоуправление, которое осуществляется самим КБ. Разумеется, управление КБ извне и его самоуправление не могут осуществляться автономно и параллельно. Поэтому в реальной действительности в КБ существует сочетание управления извне с элементами самоуправления. Наиболее известны два подхода к планированию развития КБ. Первый подход называют "от достигнутого уровня", который является упорядоченным во времени процессом прогнозирования исходов от настоящего к будущему КБ в зависимости от изменений окружающей среды, действий конкурентов и др. Второй подход называют "от конечного результата", при котором состояние КБ как объекта развития рассматривается - начиная с наиболее желательного состояния КБ на конец временного интервала планирования и кончая его настоящим состоянием.
Среди многих направлений банковского управления наиболее важными являются привлечение ресурсов, наращивание капитала и маркетинг банковских услуг. Общепризнанным является то, что действия менеджмента по управлению КБ должны осуществляться в следующем по-рядке: анализ -- планирование -- регулирование -- контроль. Планирование является центральным элементом указанной последовательности управленческих действий менеджмента, однако во многих случаях в КБ используется следующая крайне ослабленная схема банковского управления: оперативный анализ - регулирование - частичный контроль. Планирование деятельности коммерческих банков осуществляется по этапам.
1 этап. Итеративным путем формулируется концепция миссии КБ, т.е. исповедуемая КБ идеология и модель его перспективного состояния. На основе миссии разрабатывается концепция развития КБ, цели и задачи развития, банковская стратегия, кредитная политика КБ и др.
2 этап. Итеративным путем формулируется система качественных и количественных целей деятельности КБ на конкретный плановый период.
3 этап. Определяется политика КБ применительно к разным объектам банковского управления на конкретный плановый период в виде программы развития, плана, приказа и др.
4 этап. Составляются перечни практических мер с указанием конкретных сроков, объемов, сумм, исполнителей и др., что необходимо предпринять для реализации каждой из утвержденных политик КБ. Указанные перечни мероприятий должны быть документально оформлены.
После этого осуществляется регулирование (оперативное управление), т.е. процесс принятия текущих управленческих решений и контроль за их выполнением.
Некоторые авторы предлагают "стратегическое планирование деятельности КБ", под которым понимается определенный вид плановой деятельности, направленный на формирование желаемого экономического состояния, достижимого в долгосрочной (но обозримой) перспективе и предполагающего существенное изменение параметров качественных характеристик его развития, имеющее необратимые или долговременные последствия.
Система управления КБ, в основе которой лежит стратегическое планирование, содержащая действенный механизм согласования текущих и стратегических решений, включающая как неотъемлемый элемент механизм положительных и отрицательных обратных связей, обеспечивающий контроль за ходом реализации этих решений и возможность их своевременной корректировки, называется системой стратегического управления.
Стратегическое планирование -- это формирование перспективных планов КБ, а стратегическое управление -- это достижение долгосрочных результатов деятельности КБ на основе этих стратегических планов. В целом стратегическое планирование отвечает на вопрос "Что делать?", а стратегическое управление -- на вопрос "Что, кто и как должен делать?".
Рассматривая существующие системы планирования и управления КБ, целесообразно отметить роль управленческого контроля, который является составной частью общей системы управления КБ. Этот контроль может играть ключевую роль разработке и реализации стратегии КБ. Чтобы соответствовать этой роли, управленческий контроль должен постоянно следить за обновлением концепции контроля, способов его организации и методов выполнения.
Одновременно в зарубежных банках наблюдается процесс передачи функций по подготовке аналитических данных и показателей другим специализированным службам банков, позволяет службе управленческого контроля сосредоточиться на прогнозном управлении.
С одной стороны, надо обеспечить реальность и стабильность плана развития КБ, а с другой стороны - работать в изменяющихся условиях окружающей конкурентной среды для получения положительных результатов в развитии КБ.
Практически при наличии, аналитической модели функционирования КБ указанные выше проблемы постоянно решаются через процесс "обучения" аналитической модели по новым статистическим данным о работе последних. В этом случае планирование рассматривается как непрерывная деятельность по выявлению возможных сценариев положительного развития событий и организации работы по реализации этих сцена-риев.
Культивируемая рядом авторов идея применения стратегического планирования и управления КБ рассматривается на общем концептуальном уровне (что не требует доказательств) и не содержит конкретных механизмов и процедур получения (достоверных количественных оценок для обновления управ-ленческих решений. Более того, при использовании этой идеи обнаруживаемые при контроле расхождения текущих характеристик КБ с их стратегическими значениями являются запаздывающими, т.е. расхождения обнаруживаются только тогда, когда они уже произошли. Это значит, что такое управление также будет запаздывающим и поэтому неоптимальным.
Еще одним серьезным недостатком рассмотренных выше методов планирования деятельности КБ является их итеративный экспертный характер. Применение экспертных оценок в процессе планирования и управления сложными динамическими системами, функционирующими в условиях неопределенностей, является нецелесообразным по ряду причин, в том числе:
-- невозможностью "обучения" экспертов;
-- возможностью влияния на экспертов заинтересованных лиц;
-- тем, что мнения экспертов надо "оцифровывать", что является источником больших ошибок;
-- неприменимостью принципа "здравого смысла" при оценке случайных явлений и т.д.
Таким образом, существующие методы планирования и управления КБ осуществляются интуитивно, что не может быть эффективным и тем более оптимальным. Например, если заменить всю группу (или хотя бы ее часть) экспертов, разработавших стратегический план развития КБ, то изменится и план, что недопустимо. Кроме того, опытных экспертов всегда мало. Для более или менее достоверной оценки какого-то будущего значения показателя КБ в соответствии с теорией малых выборок потребуется около 20 штатных экспертов, чего не может себе позволить даже крупный КБ. Поэтому многие КБ привлекают к работе по обоснованию стратегических планов развития КБ внешних экспертов, так как своих экспертов всегда мало и они перегружены внутренней работой. Какие из этого получаются планы, можно себе представить.
Для исключения недостоверного планирования и управления КБ решения руководства КБ должны приниматься не по экспертным оценкам, а по результатам математического анализа текущего и прогнозируемого состояний КБ. Такие результаты не зависят от точки зрения отдельной личности или организации. Реализация этого принципа сделает использование сомнительных экспертных оценок ненужным.
Таким образом, возникает задача разработки новых методов оптимального планирования и управления КБ, которые должны быть адаптивными, т.е. способными своевременно реагировать на все изменения рыночной конъюнктуры, полностью контролировать текущую работу КБ, просматривать перспективу принимаемых решений. Особое место и роль в указанных методах играют алгоритмы прогнозирования, без которых реализация оптимального управления КБ невозможна.
2.2 Коммерческие банки в экономике России

Рыночные реформы в России начались в январе 1992 г. Уже тогда большинство экономистов говорило о необходимости структурных реформ. Такая необходимость остается и сегодня, спустя 12 лет. С начала реформ в экономике России произошли существенные структурные изменения, сопровождающиеся чередой подъемов и спадов.
Экономические преобразования, сопровождающиеся гиперинфляцией и коллапсом производства, продолжились с некоторой стабилизацией до августовского дефолта 1998 г. Нынешний, последний четырехгодичный рост экономики привел к тому, что произошло затишье в проведении дальнейших структурных реформ. Нужно заметить, что именно сейчас, не дожидаясь очередного спада или кризиса, вызванного внутренними или внешними причинами, Россия может легко предпринять шаги, необходимые для осуществления экономических преобразований и реформ, а также для последовательной интеграции экономики России в мировую экономику. Главная проблема кризиса и августовского дефолта в начале формирования рыночных механизмов управления экономикой заключалась в том, что институты центральной плановой экономики были уничтожены, хотя практически они не были заменены рыночными. Результат был предсказуем- экономический хаос и коллапс. Создание институтов и рыночных механизмов, которые позволят осуществлять рыночные операции, - многоступенчатый и достаточно сложный процесс. На Западе они создавались в течение многих лет. Развитие же подобных институтов в России предполагало довольно быстрые темпы для того, чтобы предупредить дальнейший спад.
Предполагалось, что эти институты включат в себя контрактное законодательство, деловой кодекс, суды и адвокатуру, кредитную систему, банковские институты, рекламу, текущие фьючерсные рынки товаров, свободный обмен рабочей силы и, что более всего существенно, жизнеспособную валюту. Однако до сих пор многие из институтов рыночного управления не созданы, хотя и необходимы для фундаментальных структурных экономических реформ. Развитие же таких рыночных механизмов, как деловой кодекс и работающая судебная система, страхование, отчетность и т.д., находятся на начальной стадии. Практика развития рыночных отношений на Западе убеждает в том, что без нормального функционирования данных институтов рыночные механизмы недейственны. Таким образом, основа структурных реформ в России заключается именно в создании этих институтов.
Одним из важнейших примеров является банковская система, играющая ключевую роль в рыночной экономике. В России сегодня имеется много банков, но эти банки не выполняют функций западных банков так, как это понимается в рыночной экономике, т.е. эти банки не аккумулируют сбережения для инвестиций. Хотя российские банки принимают сбережения, они мало делают для инвестирования. Западные банки обычно делятся на коммерческие банки, обеспечивающие фирмы оборотным капиталом, и инвестиционные банки, предоставляющие долговременные займы.
Российские банки не делают ни того, ни другого. Российские банки делают очень мало для обеспечения фирм оборотным и инвестиционным капиталом, который является основным фактором развития экономики.
Банки в России, как правило, остаются учреждениями, обслуживающими компании, которые либо прямо принадлежат олигархам, либо входят в их сферы влияния. Они не являются коммерческими банками, как их понимают на Западе, т.е. учреждениями, аккумулирующими свободные денежные средства населения направляющие их в экономику. Можно сказать, что они выполняют совсем иную функцию, способствуя скорее задержке, чем ускорению экономического роста Российские банки, несмотря на быстрый рост показателей, продолжают оставаться одним из наименее развитых сегментов экономики. По оценкам специалистов, отношение совокупных активов кредитных организаций к ВВП до сих пор в три-четыре раза ниже, чем в среднем по развивающимся странам.
На фоне негативных новостей порадовали сообщения экспертов о том, что население понемногу начинает верить банкирам. После кризисного 1998г., когда многие вкладчики серьезно пострадали, доверие обывателей к кредитным организациям постепенно восстанавливается. По подсчетам экспертов, доля вкладов до востребования сократилась почти на 10% вместе с 4%-ным снижением объема краткосрочных вложений. Средства с этих счетов перекочевали на долгосрочные депозиты, объем которых вырос почти в два раза. 11 Мартиросян К.Д. Банки и экономика России. //Банковские технологии, №4, 2004, с.109

Либерализация банковского сектора постоянно вызывает много споров между экспертами. Одни считают, что сейчас российские банкиры еще не готовы вплотную конкурировать с иностранцами, другие полагают, что чем дальше реформа откладывается, тем дольше никаких реальных сдвигов не произойдет. Кстати, допуск иностранного капитала в этот сектор является одним из условий вступления России в ВТО, поэтому «открывать» банки все-таки будут, вопрос только в том, как скоро.
Задачей банковской реформы является создание эффективной банковской системы, которая сможет обеспечить нужды растущей экономики и развитие кредитно-денежной системы в стране.
В ходе осуществления реформы необходимо достигнуть увеличения капитализации российских банков, повысить их открытость и прозрачность, а также доверие к ним со стороны населения и компаний. Основными пунктами самой реформы должны стать либерализация рынка банковских акций, введение системы гарантирования банковских вкладов, приватизация ряда российских банков, в том числе ВТБ и Сбербанка, а также ужесточение требований банковского надзора, проведение тотальной проверки банков и перевод их финансовой отчетности на международные стандарты. В ходе реформы количество отечественных банков должно значительно сократиться (по разным оценкам, приблизительно в два раза в течение ближайших пяти лет). В рамках реформы с 2004 г. должен быть осуществлен переход банков на международную отчетность, а с 2005 г. - повышены требования к достато и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.