На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом исследование способов выражения локативной семантики в рассказах А.П. Чехова.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 19.6.2013. Сдан: 2013. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание
Введение 3
Глава I. Исследование проблемы синтаксемы 5
1.1 Понятие синтаксемы, функциональные типы синтаксем 5
1.2. Падежные формы, предложные сочетания и другие 15
средства выражения синтаксем 15
Выводы по I главе 27
Глава ll Способы выражения локативной семантики 28
в рассказах А.П. Чехова 28
2.1. Локативные синтаксемы в функции детерминирующих обстоятельств. 29
2.2 Локативные синтаксемы в функции приглагольного распространителя-обстоятельства места 33
2.3. Локативные синтаксемы в составе обособленного определения 35
2.4. Локативные синтаксемы в составе обособленного обстоятельства. 37
2.5. Локативные синтаксемы в функции дополнения 38
Выводы по II главе 39
Заключение 40
Библиография 42






Введение
История изучения русского синтаксиса берет свое начало с «Российской грамматики» М.В. Ломоносова (1755). Расцвет русской синтаксической науки наступает в 19-начале 20 века, когда получают развитие основные направления отечественного языкознания: логико-грамматическое (Ф.И.Буслаев, Н.И. Греч, К.С. Аксаков), психологическое (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский), формально-грамматическое (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский).
Все эти направления внесли значительный вклад в разработку лингвистических проблем, но отличаются односторонним подходом к синтаксису.
Современный период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным расцветом лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности. Многие актуальные вопросы синтаксиса рассматривались и ранее, но в отличие от традиционного языкознания для современного периода характерны процессы, отличающие развитие всей науки в современную эпоху. Одним из важных вопросов синтаксиса является выявление и разграничение аспектов изучения синтаксических единиц. Одни аспекты связаны с семантикой предложений, другие - с их структурой. Трудно сказать, какой аспект главнее, несомненно, что основным является и структурный, и семантический аспект, и это отразилось в современных синтаксических теориях. Существует множество подходов к изучению синтаксических единиц, и не все они исчерпываются выделенными аспектами, поэтому возможно выявление новых аспектов, которые позволят проанализировать различные свойства единиц синтаксиса. Язык осуществляет возможность выразить содержание мысли средствами синтаксиса путем соединения элементарных синтаксических единиц - синтаксем.
Актуальность работы обусловлена, прежде всего недостаточной изученностью локативной семантики, необходимостью детального рассмотрения.
Предметом данного исследования стала локативная семантика, то есть синтаксемы, называющие место, пространство.
Объект исследования - рассказы А.П. Чехова, где широко употребляются локативные синтаксемы.
Целью работы является исследование способов выражения локативной семантики в рассказах А.П. Чехова. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме.
2. Сделать выборку локативных синтаксем из рассказов.
3. Классифицировать данные локативные синтаксемы по группам.
4. Проанализировать классифицированные конструкции.
5. Определить функции локативных синтаксем в рассказах.
6. Сделать выводы по исследованию.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав ( теоретической и исследовательской), Заключения и Библиографии.
Методы исследования. В качестве основных используются структурно-семантический и описательный методы.





Глава I. Исследование проблемы синтаксемы
1.1 Понятие синтаксемы, функциональные типы синтаксем
Синтаксис как наука - это раздел грамматики, изучающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты синтаксические единицы. Синтаксические единицы - это конструкции, в которых компоненты объединены синтаксическими связями и отношениями.
Вопрос о составе синтаксических единиц (сколько их и какие они) до сих пор однозначно не решен в лингвистике , однако в большинстве вузовских учебниках выделяются основные синтаксические единицы, принадлежащие только синтаксису ( это словосочетание, простое и сложное предложение, сложное синтаксическое целое), и единицы, принадлежащие как синтаксису , так и морфологии и лексике, - это знаменательное слово в его форме ( словоформа или синтаксема). С точки зрения синтаксических свойств знаменательное слово определяется как единица, которая благодаря лексико-семантическим и грамматическим свойствам способна подчинять себе другое слово или сама подчиняться. Знаменательное слово участвует в формировании словосочетания. В составе словосочетания или предложения словоформа выступает в синтаксической функции и является структурно- смысловым компонентом синтаксической единицы - синтаксемы.
Лингвист Г. А. Золотова долгое время занималась изучением синтаксем. В своем «Синтаксическом словаре» она дает достаточно она дает достаточно полное определение синтаксемы - «минимальная , далее неделимая семантико-синтаксическая единица русского языка , выступающая одновременно как носитель элементарного смысла и как конструктивный компонент более сложных синтаксических построений, характеризуемая, следовательно, определенным набором синтаксических функций [Золотова Г. А « Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса», 1988, с. 4]
Г.А. Золотова считает, что синтаксема - единица, обладающая различительными признаками: категориально-семантическое значение слова, от которого она образована, соответствующая морфологическая форма и способность синтаксически реализоваться в определенных позициях. Каждая синтаксема принадлежит к тому или иному функциональному типу. Функциональная типология синтаксем основывается на понимании синтаксической функции как конструктивной роли синтаксической единицы в построении коммуникативной единицы. Г.А.Золотова в своем «Синтаксическом словаре» противопоставляет три функции синтаксем:
I Самостоятельное, изолированное употребление единицы.
II Употребление единицы в качестве компонента предложения.
III Присловное употребление единицы в качестве компонента
словосочетания (или сочетания слов)
И на основании этих функций разграничивает три типа синтаксем: свободные, обусловленные и связанные. Свободные синтаксемы могут выступать в функциях I, II, III, обусловленные - в функциях II, III, реже в I, связанные - только в III функции.
Рассмотрим более подробно исследование этих функций Г.А.Золотовой. Лингвист показывает, что функция I представлена чаще всего заголовками, а также драматургическими ремарками, экспозиционными предложениями текста. Понятие функции II и III в описании синтаксем детализируется более конкретным понятием позиции.
В функции II различаются позиции:
1) предицируемого компонента предложения;
2) предицирующего компонента предложения;
3) распространителя предложения (ситуанта);
4) полупредикативного осложнителя предложения.
В функции III различаются позиции:
1) приглагольная;
2) приименная (присубстантивная);
3) приадъективная и приадвербативная.
Г.А. Золотова делает вывод, что термины функция и позиция,
следовательно, обозначают понятия более общей и более конкретной ступени абстракции: тот или иной тип функции как потенцию, как виртуальную
способность каждая синтаксема реализует в определенной синтаксической
позиции в той или иной модели предложения или словосочетания.
Установление релевантного для синтаксиса уровня абстракции от
конкретного, с учетом взаимодействия трех составляющих синтаксемы - категориально-семантического, морфологического и функционально-синтаксического ее признаков - дало основание увидеть на этом уровне то взаимодействие формы и содержания, которое позволяет синтаксеме функционировать как единице формы и значения.
Язык осуществляет возможность выразить содержание мысли
средствами синтаксиса путем предикативного сопряжения синтаксем, то есть элементов, являющихся одновременно конструктивными и смысловыми.
Этот результат вносит коррективы в распространенные представления о соотношении синтаксиса и семантики как двух независимых друг от друга
ярусов языка. Способы проявления этой бесспорно существующей зависимости неоднородны. Семантика свободных синтаксем ( локативных, темпоративных, директивных, делиберативных и других) независима от их позиционных возможностей, она заключена в синтаксеме как бы «до предложения», на «докоммуникативном» уровне (диагностическим показателем чего и служит типичная для них возможность изолированного употребления в качестве
единиц номинации); значения обусловленных и связанных синтаксем
(субъектных, объектных и других), напротив, производны от реализуемой ими позиции.
Вступая в предложение определенной структуры, синтаксема
приобретает статус его компонента. Предложение любого состава и с точки
зрения организации и с точки зрения членения может рассматриваться как
одна из исчисляемых комбинаций синтаксем. Таким образом преодолевается затруднение, в котором оказалась стратификационная концепция языковых
уровней, вынужденная констатировать, что между предложением и словом
нет отношения целового и части ( Например: Бенвенист Э. «Общая
лингвистика», 1974, с.133). Недостающим звеном синтаксемы, частью по
отношению к целому - предложению, оказывается не слово-лексема
(в исходной форме), а слово-синтаксема, или синтаксическая форма слова. Проясняются отношения синтаксемы со словом и предложением, с одной
стороны, и отношени синтаксической и морфологической формы слов -
с другой: объем понятия и дифференциальные признаки морфологической и синтаксической формы слова не совпадают. В пределах одной
морфологической формы, как правило, различается ряд омонимических и полисемичных синтаксем. Понятно, что синтаксемы (1) о + Предл. с делиберативным значением и (2) о + Предл. со значением признакового
партитива являются, при морфологическом подобии, структурно-смысловыми омонимами, они различаются и значением и набором позиционных
возможностей, что определяет и их функциональную характеристику:
синтаксема (1), представляющая тип свободных синтаксем, реализует свои
потенции в изолированных позициях заголовка или тематически-
экспозиционного отрезка текста ( О вреде табака; о детях; об очередных
задачах и т.п.); в позиции предицирующего компонента предложения, при предицируемом имени информативного значения ( Рассказ - о детях; стихи -
о любимой; доклад - о задачах и т.п.); в качестве присловного распространителя
при глаголах и именах той же семантики ( Рассказывать о детях; петь
о любимой; рассказ о детях;песня о любимой и т.п.); синтаксема (2), представляющая тип обусловленных синтаксем, характеризует предмет
по количетву его составных частей либо в предикативной позиции ( Всякая
вещь о двух концах; домик был о трех окошках и т.п.), либо в атрибутивной, приименной ( Домик о трех окошках; храм о двух шатрах и т.п.); оттенок устарелости в этой синтаксеме делает ее возможности и лексически, и
стилистически ограниченными.
Отношения полисемии возникают в пределах делибераной синтаксемы: помимо распространения глаголов и имен информативного значения, она выступает как распрос........


Библиография

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис и пунктуация. Учебное пособие для филологических специальных университетов. - М.: Просвещение, 1987.
2. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: Учебное пособие для филологических специальных университетов. - М.: Высшая школа, 1977.
3. Бондарко А.В. К теории функциональной грамматики // Проблемы функциональной грамматики. - М.: Наука, 1985.
4. Бондарко А.В. Функциональная грамматика. - АН СССР Институт языкознания Л.: Наука, 1984.
5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. - М.: Логос, 2002.
6. Валгина Н.С., Синтаксис современного русского языка. Учебник для студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1991.
7. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - М.: Высшая школа, 1986.
8. Гак В.К. К типологии функциональных подходов к изучению языка // Проблемы функциональной грамматики. - М.: Наука, 1972.
9. Грамматика русского языка. Т.2. М.: АН СССР, 1953, Т. 1,2.- М.: АН СССР, 1954.
10. Диброва Е.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц, ч.2.- М. Academa, 2002.
11. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка.- М.: Русский язык, 1998.
12. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка.- М.: Наука, 1973.
13. Золотова Г.А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. - М., Наука, 1988.
14. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. - Л.: Наука,1972.
15. Мухин А.М. Морфологические и синтаксические категории. Исследование по языкознанию: К 70-летию члена-корреспондента РАН Александра Владимировича Бондарко. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 2001.
16. Мухин А.М. Синтаксический анализ и проблема уровней языка. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1980.
17. Мухин А.М. Функциональный синтаксис. - Санкт - Петербургский университет, 1999.
18. Пешковский А.Н. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: Учпедгиз, 1956.
19. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. - Харьков, 1899.
20. Прокопович Н.Н. Вопросы синтаксиса русского языка. Учебное пособие для филологических специальных педагогических институтов. - М.: Высшая школа, 1974.
21. Пряников А.В. Семантика сказуемого, выраженного предложно- падежными сочетаниями имени существительного, в современном русском языке. - М.: Московский педагогический университет,2000.
22. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М., Айрис-пресс, 2000.
23. Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1968.
24. Русская грамматика. Т.2. - М.: Наука, 1980.
25.Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. - М.: Просвещение, 1979.
26.Современный русский язык. Синтаксис. Учебное пособие для государственных университетов / Под ред. Проф. Е.М. Галкиной- Федорук. - М.: Московский университет, 1957.
27.Современный русский язык. Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. Под ред. Шуба П.П. - Минск: Поппури, 1998.
28.Станишева Д.С. Винительный падеж в восточнославянских языках. - София, 1966.
29. Толковый словарь русского языка / Под ред. Ушакова Д.Н., в 4 томах. - М.: 1947-1949.
30.Уровни языка и синтаксема как наименьшая единица речи // Международная конференция «Актуальные проблемы формирования профессиональной компетенции при параллельном изучении языков». - ТашГТУ, 11-14 мая 1993.
31. Чейф У.Л. Значение и структура языка. - М.: Прогресс, 1975.
32. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - Л.: 1927.
33.Шведова Н.Ю. Детерминирующий объект и детерминирующее обстоятельсво как самостоятельные распространители предложения // Вопросы языкознания, №2, 1968.
34.Шведова Н.Ю. Об основных синтаксических единицах и аспектах их изучения // Теоретические проблемы синтаксиса современных индоевропейских языков. - Ленинград, 1975.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.