Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом исследование способов выражения локативной семантики в рассказах А.П. Чехова.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 19.6.2013. Сдан: 2013. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание
Введение 3
Глава I. Исследование проблемы синтаксемы 5
1.1 Понятие синтаксемы, функциональные типы синтаксем 5
1.2. Падежные формы, предложные сочетания и другие 15
средства выражения синтаксем 15
Выводы по I главе 27
Глава ll Способы выражения локативной семантики 28
в рассказах А.П. Чехова 28
2.1. Локативные синтаксемы в функции детерминирующих обстоятельств. 29
2.2 Локативные синтаксемы в функции приглагольного распространителя-обстоятельства места 33
2.3. Локативные синтаксемы в составе обособленного определения 35
2.4. Локативные синтаксемы в составе обособленного обстоятельства. 37
2.5. Локативные синтаксемы в функции дополнения 38
Выводы по II главе 39
Заключение 40
Библиография 42






Введение
История изучения русского синтаксиса берет свое начало с «Российской грамматики» М.В. Ломоносова (1755). Расцвет русской синтаксической науки наступает в 19-начале 20 века, когда получают развитие основные направления отечественного языкознания: логико-грамматическое (Ф.И.Буслаев, Н.И. Греч, К.С. Аксаков), психологическое (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский), формально-грамматическое (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский).
Все эти направления внесли значительный вклад в разработку лингвистических проблем, но отличаются односторонним подходом к синтаксису.
Современный период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным расцветом лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности. Многие актуальные вопросы синтаксиса рассматривались и ранее, но в отличие от традиционного языкознания для современного периода характерны процессы, отличающие развитие всей науки в современную эпоху. Одним из важных вопросов синтаксиса является выявление и разграничение аспектов изучения синтаксических единиц. Одни аспекты связаны с семантикой предложений, другие - с их структурой. Трудно сказать, какой аспект главнее, несомненно, что основным является и структурный, и семантический аспект, и это отразилось в современных синтаксических теориях. Существует множество подходов к изучению синтаксических единиц, и не все они исчерпываются выделенными аспектами, поэтому возможно выявление новых аспектов, которые позволят проанализировать различные свойства единиц синтаксиса. Язык осуществляет возможность выразить содержание мысли средствами синтаксиса путем соединения элементарных синтаксических единиц - синтаксем.
Актуальность работы обусловлена, прежде всего недостаточной изученностью локативной семантики, необходимостью детального рассмотрения.
Предметом данного исследования стала локативная семантика, то есть синтаксемы, называющие место, пространство.
Объект исследования - рассказы А.П. Чехова, где широко употребляются локативные синтаксемы.
Целью работы является исследование способов выражения локативной семантики в рассказах А.П. Чехова. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме.
2. Сделать выборку локативных синтаксем из рассказов.
3. Классифицировать данные локативные синтаксемы по группам.
4. Проанализировать классифицированные конструкции.
5. Определить функции локативных синтаксем в рассказах.
6. Сделать выводы по исследованию.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав ( теоретической и исследовательской), Заключения и Библиографии.
Методы исследования. В качестве основных используются структурно-семантический и описательный методы.





Глава I. Исследование проблемы синтаксемы
1.1 Понятие синтаксемы, функциональные типы синтаксем
Синтаксис как наука - это раздел грамматики, изучающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты синтаксические единицы. Синтаксические единицы - это конструкции, в которых компоненты объединены синтаксическими связями и отношениями.
Вопрос о составе синтаксических единиц (сколько их и какие они) до сих пор однозначно не решен в лингвистике , однако в большинстве вузовских учебниках выделяются основные синтаксические единицы, принадлежащие только синтаксису ( это словосочетание, простое и сложное предложение, сложное синтаксическое целое), и единицы, принадлежащие как синтаксису , так и морфологии и лексике, - это знаменательное слово в его форме ( словоформа или синтаксема). С точки зрения синтаксических свойств знаменательное слово определяется как единица, которая благодаря лексико-семантическим и грамматическим свойствам способна подчинять себе другое слово или сама подчиняться. Знаменательное слово участвует в формировании словосочетания. В составе словосочетания или предложения словоформа выступает в синтаксической функции и является структурно- смысловым компонентом синтаксической единицы - синтаксемы.
Лингвист Г. А. Золотова долгое время занималась изучением синтаксем. В своем «Синтаксическом словаре» она дает достаточно она дает достаточно полное определение синтаксемы - «минимальная , далее неделимая семантико-синтаксическая единица русского языка , выступающая одновременно как носитель элементарного смысла и как конструктивный компонент более сложных синтаксических построений, характеризуемая, следовательно, определенным набором синтаксических функций [Золотова Г. А « Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса», 1988, с. 4]
Г.А. Золотова считает, что синтаксема - единица, обладающая различительными признаками: категориально-семантическое значение слова, от которого она образована, соответствующая морфологическая форма и способность синтаксически реализоваться в определенных позициях. Каждая синтаксема принадлежит к тому или иному функциональному типу. Функциональная типология синтаксем основывается на понимании синтаксической функции как конструктивной роли синтаксической единицы в построении коммуникативной единицы. Г.А.Золотова в своем «Синтаксическом словаре» противопоставляет три функции синтаксем:
I Самостоятельное, изолированное употребление единицы.
II Употребление единицы в качестве компонента предложения.
III Присловное употребление единицы в качестве компонента
словосочетания (или сочетания слов)
И на основании этих функций разграничивает три типа синтаксем: свободные, обусловленные и связанные. Свободные синтаксемы могут выступать в функциях I, II, III, обусловленные - в функциях II, III, реже в I, связанные - только в III функции.
Рассмотрим более подробно исследование этих функций Г.А.Золотовой. Лингвист показывает, что функция I представлена чаще всего заголовками, а также драматургическими ремарками, экспозиционными предложениями текста. Понятие функции II и III в описании синтаксем детализируется более конкретным понятием позиции.
В функции II различаются позиции:
1) предицируемого компонента предложения;
2) предицирующего компонента предложения;
3) распространителя предложения (ситуанта);
4) полупредикативного осложнителя предложения.
В функции III различаются позиции:
1) приглагольная;
2) приименная (присубстантивная);
3) приадъективная и приадвербативная.
Г.А. Золотова делает вывод, что термины функция и позиция,
следовательно, обозначают понятия более общей и более конкретной ступени абстракции: тот или иной тип функции как потенцию, как виртуальную
способность каждая синтаксема реализует в определенной синтаксической
позиции в той или иной модели предложения или словосочетания.
Установление релевантного для синтаксиса уровня абстракции от
конкретного, с учетом взаимодействия трех составляющих синтаксемы - категориально-семантического, морфологического и функционально-синтаксического ее признаков - дало основание увидеть на этом уровне то взаимодействие формы и содержания, которое позволяет синтаксеме функционировать как единице формы и значения.
Язык осуществляет возможность выразить содержание мысли
средствами синтаксиса путем предикативного сопряжения синтаксем, то есть элементов, являющихся одновременно конструктивными и смысловыми.
Этот результат вносит коррективы в распространенные представления о соотношении синтаксиса и семантики как двух независимых друг от друга
ярусов языка. Способы проявления этой бесспорно существующей зависимости неоднородны. Семантика свободных синтаксем ( локативных, темпоративных, директивных, делиберативных и других) независима от их позиционных возможностей, она заключена в синтаксеме как бы «до предложения», на «докоммуникативном» уровне (диагностическим показателем чего и служит типичная для них возможность изолированного употребления в качестве
единиц номинации); значения обусловленных и связанных синтаксем
(субъектных, объектных и других), напротив, производны от реализуемой ими позиции.
Вступая в предложение определенной структуры, синтаксема
приобретает статус его компонента. Предложение любого состава и с точки
зрения организации и с точки зрения членения может рассматриваться как
одна из исчисляемых комбинаций синтаксем. Таким образом преодолевается затруднение, в котором оказалась стратификационная концепция языковых
уровней, вынужденная констатировать, что между предложением и словом
нет отношения целового и части ( Например: Бенвенист Э. «Общая
лингвистика», 1974, с.133). Недостающим звеном синтаксемы, частью по
отношению к целому - предложению, оказывается не слово-лексема
(в исходной форме), а слово-синтаксема, или синтаксическая форма слова. Проясняются отношения синтаксемы со словом и предложением, с одной
стороны, и отношени синтаксической и морфологической формы слов -
с другой: объем понятия и дифференциальные признаки морфологической и синтаксической формы слова не совпадают. В пределах одной
морфологической формы, как правило, различается ряд омонимических и полисемичных синтаксем. Понятно, что синтаксемы (1) о + Предл. с делиберативным значением и (2) о + Предл. со значением признакового
партитива являются, при морфологическом подобии, структурно-смысловыми омонимами, они различаются и значением и набором позиционных
возможностей, что определяет и их функциональную характеристику:
синтаксема (1), представляющая тип свободных синтаксем, реализует свои
потенции в изолированных позициях заголовка или тематически-
экспозиционного отрезка текста ( О вреде табака; о детях; об очередных
задачах и т.п.); в позиции предицирующего компонента предложения, при предицируемом имени информативного значения ( Рассказ - о детях; стихи -
о любимой; доклад - о задачах и т.п.); в качестве присловного распространителя
при глаголах и именах той же семантики ( Рассказывать о детях; петь
о любимой; рассказ о детях;песня о любимой и т.п.); синтаксема (2), представляющая тип обусловленных синтаксем, характеризует предмет
по количетву его составных частей либо в предикативной позиции ( Всякая
вещь о двух концах; домик был о трех окошках и т.п.), либо в атрибутивной, приименной ( Домик о трех окошках; храм о двух шатрах и т.п.); оттенок устарелости в этой синтаксеме делает ее возможности и лексически, и
стилистически ограниченными.
Отношения полисемии возникают в пределах делибераной синтаксемы: помимо распространения глаголов и имен информативного значения, она выступает как распрос........


Библиография

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис и пунктуация. Учебное пособие для филологических специальных университетов. - М.: Просвещение, 1987.
2. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: Учебное пособие для филологических специальных университетов. - М.: Высшая школа, 1977.
3. Бондарко А.В. К теории функциональной грамматики // Проблемы функциональной грамматики. - М.: Наука, 1985.
4. Бондарко А.В. Функциональная грамматика. - АН СССР Институт языкознания Л.: Наука, 1984.
5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. - М.: Логос, 2002.
6. Валгина Н.С., Синтаксис современного русского языка. Учебник для студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1991.
7. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - М.: Высшая школа, 1986.
8. Гак В.К. К типологии функциональных подходов к изучению языка // Проблемы функциональной грамматики. - М.: Наука, 1972.
9. Грамматика русского языка. Т.2. М.: АН СССР, 1953, Т. 1,2.- М.: АН СССР, 1954.
10. Диброва Е.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц, ч.2.- М. Academa, 2002.
11. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка.- М.: Русский язык, 1998.
12. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка.- М.: Наука, 1973.
13. Золотова Г.А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. - М., Наука, 1988.
14. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. - Л.: Наука,1972.
15. Мухин А.М. Морфологические и синтаксические категории. Исследование по языкознанию: К 70-летию члена-корреспондента РАН Александра Владимировича Бондарко. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 2001.
16. Мухин А.М. Синтаксический анализ и проблема уровней языка. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1980.
17. Мухин А.М. Функциональный синтаксис. - Санкт - Петербургский университет, 1999.
18. Пешковский А.Н. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: Учпедгиз, 1956.
19. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. - Харьков, 1899.
20. Прокопович Н.Н. Вопросы синтаксиса русского языка. Учебное пособие для филологических специальных педагогических институтов. - М.: Высшая школа, 1974.
21. Пряников А.В. Семантика сказуемого, выраженного предложно- падежными сочетаниями имени существительного, в современном русском языке. - М.: Московский педагогический университет,2000.
22. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М., Айрис-пресс, 2000.
23. Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1968.
24. Русская грамматика. Т.2. - М.: Наука, 1980.
25.Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. - М.: Просвещение, 1979.
26.Современный русский язык. Синтаксис. Учебное пособие для государственных университетов / Под ред. Проф. Е.М. Галкиной- Федорук. - М.: Московский университет, 1957.
27.Современный русский язык. Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. Под ред. Шуба П.П. - Минск: Поппури, 1998.
28.Станишева Д.С. Винительный падеж в восточнославянских языках. - София, 1966.
29. Толковый словарь русского языка / Под ред. Ушакова Д.Н., в 4 томах. - М.: 1947-1949.
30.Уровни языка и синтаксема как наименьшая единица речи // Международная конференция «Актуальные проблемы формирования профессиональной компетенции при параллельном изучении языков». - ТашГТУ, 11-14 мая 1993.
31. Чейф У.Л. Значение и структура языка. - М.: Прогресс, 1975.
32. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - Л.: 1927.
33.Шведова Н.Ю. Детерминирующий объект и детерминирующее обстоятельсво как самостоятельные распространители предложения // Вопросы языкознания, №2, 1968.
34.Шведова Н.Ю. Об основных синтаксических единицах и аспектах их изучения // Теоретические проблемы синтаксиса современных индоевропейских языков. - Ленинград, 1975.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.