На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Развитие детско-родительских отношений

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 19.6.2013. Сдан: 2012. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение Глава 1. Теоретические аспекты рассмотрения детско-родительских отношений в психологии 1.1 Взаимоотношения родителей и детей в семье 1.2 Типы детско-родительских отношений 1.3 Выводы Глава 2. Исследование особенностей детско-родительских отношений 2.1 База и методы исследования 2.2 Обсуждение и анализ результатов исследования 2.3 Выводы Глава 3. Развитие детско-родительских отношений 3.1 Программа развития детско-родительских отношений 3.2 Анализ результатов экспериментальной работы 3.3 Выводы Заключение Литература Приложение 3 5 5 14 20 22 22 28 33 35 35 45 49 51 53 55


Введение
Актуальность работы. В психологии семья и отношения в семье рассматриваются как важнейший институт социализации личности. Именно в семье дети приобретают первые навыки социального взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности, являющиеся отправной точкой в выборе дальнейшего социального пути. От поведения родителей зависит течение процесса идентификации у ребенка, его дальнейшее отношение к миру и самому себе. Принятие и одобрение со стороны взрослого является необходимым условием уравновешенности ребенка с окружающей средой и эмоционального благополучия. По мнению ряда авторов, принятие родителями своих детей базируется на признании развития, постоянного совершенствования ребенка, на понимании бесконечности познания человека. Принятие во взаимоотношениях родителей и детей является одним из принципов общения взрослого с ребенком, наряду с эмпатией и адекватным выражением своего отношения, своих эмоций по поводу того или иного события.
Целью курсовой работы является развитие детско-родительских отношений.
Объект исследования - взаимоотношения родителей и детей в семье.
Предмет исследования - развитие детско-родительских отношений.
В соответствии с целью были выделены задачи исследования:
1. Проанализировать особенности взаимоотношений родителей и детей в семье.
2. Выделить типы детско-родительских отношений.
3. Изучить особенности детско-родительских отношений.
4. Разработать программу развития детско-родительских отношений и оценить ее эффективность.
Гипотезой исследования является предположение о том, что тип детско-родительских отношений оказывает влияние на личностные особенности дошкольников и уровень их самооценки, тогда как специально разработанная программа развития способствует оптимизации детско-родительских отношений.
В процессе исследования были использованы следующие методы и методики: анализ литературных источников; наблюдение, с целью знакомства с детьми старшего дошкольного возраста; тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин); методика «Лесенка» для изучения самооценки дошкольников; проективная методика «Дом. Дерево. Человек» для изучения личностных особенностей дошкольников.
Методологической основой исследования явились труды таких авторов по проблемам детско-родительских отношений как А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Г.Л. Лэндтрет, О.А. Карабанова, М.И. Несмеянова, Е. Волкова, В. Сатир, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и других.
База исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ № 116 г. Иркутска. Объем выборки составил 21 человек, детей дошкольного возраста подготовительной группы, из них 7 девочек и 14 мальчиков, а так же 20 родителей (мамы).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает 20 источников. Общий объем работы 56 страниц.


Глава 1. Теоретические аспекты рассмотрения детско-родительских отношений в психологии
1.1 Взаимоотношения родителей и детей в семье
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Л.Д. Столяренко [10] говорит о том, что семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.
Особенности взаимоотношений родителей и детей в семье находят свое отражение в терминах «детско-родительские отношения», тогда как позиция родителей в воспитании детей находит свое отражение в стиле семейного воспитания.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка - менее однозначна [15].
Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия [3]:
- его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
- возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
- темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
- религиозность;
- национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
- социальное положение;
- профессиональная принадлежность;
- уровень общей и педагогической культуры.
Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности - является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях [17].
Выделены следующие параметры типов семейного воспитания: интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям (принятие-непринятие), параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный), последовательность - непоследовательность в реализации стиля воспитания, аффективная устойчивость - неустойчивость в отношениях с ребенком, тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении.
В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности [20].
Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей:
Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.
Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей - в школе, дома, в отношениях со сверстниками.
Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз.
Выделены следующие 10 типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи [20].
Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме - безнадзорностью.
Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.
Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.
Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.
Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления [20].
Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок - кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.
Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.
Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер [20].
Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.
Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании - это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.
Противоречивое воспитание - это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального - только когда он оправдывает ожидания [20].
Воспитание вне семьи - экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.
Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.
Как показывает анализ литературных источников, все реальное многообразие родительских отношений охватывается двумя независимыми измерениями: любовь - враждебность, автономия - контроль [7].
Ось «любовь - враждебность», или «принятие-отвержение», измеряет непосредственное эмоциональное отношение и восприятие ребенка родителем. Воспитание по типу любви и принятия - это нежная забота о ребенке, понимание его внутреннего мира, терпимость к индивидуальным психофизическим особенностям, уважение его самостоятельности, поощрение инициативы, Общая формула родительского отношения выражается утверждением: «Ребенок - центр моих интересов».
Непринятие, отвержение ребенка - это отношение к нему как «не к тому», невнимательность, пренебрежительность, жесткость, желание как можно меньше общаться с ним. Обобщенная формула родительского отношения формулируется так: «ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться».
Ось «автономия - контроль» описывает использующиеся в семейном воспитании типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. К неэффективным или даже патогенным относят крайние типы контроля - полную автономию, граничащую с безнадзорностью, и чрезмерно строгий, жесткий контроль, предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякой инициативы и самостоятельности [7].
В теории привязанности [18] Д. Боулби и М. Эйнсворт привязанность ребенка к матери характеризуется двумя противоположными тенденциями: стремлением к риску, активному познанию мира, которое уводит ребенка от матери, и стремлением к защите и безопасности, которое возвращает его к ней; и чем надежнее привязанность, тем выше инициативность ребенка. С одной стороны, ребенок осознает себя через отношение к нему близкого взрослого, и это отношение становится его внутренним самоощущением, сквозь которое он воспринимает окружающий мир. С другой - отношение ребенка к себе и его представление о себе определяют его отношение к близким взрослым (прежде всего, к матери). Это положение представляется чрезвычайно важным для понимания специфики взаимоотношений между ребенком и его родителями. Мать в большей мере, чем отец вовлечена в процесс воспитания ребёнка. Ее связь с подростком более близка и эмоционально насыщенна. В то же время, отношения с матерью характеризуются большей конфликтностью, а также проявлениями неуверенности и нестабильности в отношениях с подростком. Отец выступает как более дистантный родитель, он олицетворяет собой дисциплину и порядок, создает социальные цели и идеалы, выступая источником социализации подростка.
К. Роджерс подчеркивает, что именно безусловное позитивное внимание родителя к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка [11].
Э. Фромм [19], рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям - условность и безусловность, контролируемость и неконтролируемость. Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. При этом Э. Фромм отмечает, что «речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском ........


Литература

1. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Хрестоматия: Семейная психотерапия. - СПб.: Питер, 2000.
2. Белогай К.Н., И.С.Морозова, Эмпирическое исследование структуры родительского отношения // Психологическая наука и образование, 2008, № 4,стр. 12-21.
3. Быкова М.В. Новый подход к проблеме детско-родительских отношений. М: Владос, 2001.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.
5. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи / Пер. с англ. - М.: Форум, 2004.- 258 с.
6. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис Пресс. 2004. - 160 с.
7. Дружинин В. Психология семьи. - М., 1996.
8. Земска М. Семья и личность. М., 1992.
9. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии.- 2001.- №1.- с.19-26.
10. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: 2002. - 322 с.
11. Сатир В. Вы и ваша семья - М., Эксмо, 2002.
12. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.
13. Семейная психотерапия / Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. - СПб., 2000.
14. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
15. Ткачёва В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений - М., Гном и Д, 2000.
16. Удова О. В. Особенности детско-родительских отношений и методы их изучения: учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Ирк. гос. пед. ун-та, 2007 - 132 с.
17. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка /Дети и психологические проблемы в семье - М., Рипол Классик, 2003.
18. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи - М., Владос-пресс, 2003.
19. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
20. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. - СПб: «Питер», 1989.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.