Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Развитие детско-родительских отношений

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 19.6.2013. Сдан: 2012. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение Глава 1. Теоретические аспекты рассмотрения детско-родительских отношений в психологии 1.1 Взаимоотношения родителей и детей в семье 1.2 Типы детско-родительских отношений 1.3 Выводы Глава 2. Исследование особенностей детско-родительских отношений 2.1 База и методы исследования 2.2 Обсуждение и анализ результатов исследования 2.3 Выводы Глава 3. Развитие детско-родительских отношений 3.1 Программа развития детско-родительских отношений 3.2 Анализ результатов экспериментальной работы 3.3 Выводы Заключение Литература Приложение 3 5 5 14 20 22 22 28 33 35 35 45 49 51 53 55


Введение
Актуальность работы. В психологии семья и отношения в семье рассматриваются как важнейший институт социализации личности. Именно в семье дети приобретают первые навыки социального взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности, являющиеся отправной точкой в выборе дальнейшего социального пути. От поведения родителей зависит течение процесса идентификации у ребенка, его дальнейшее отношение к миру и самому себе. Принятие и одобрение со стороны взрослого является необходимым условием уравновешенности ребенка с окружающей средой и эмоционального благополучия. По мнению ряда авторов, принятие родителями своих детей базируется на признании развития, постоянного совершенствования ребенка, на понимании бесконечности познания человека. Принятие во взаимоотношениях родителей и детей является одним из принципов общения взрослого с ребенком, наряду с эмпатией и адекватным выражением своего отношения, своих эмоций по поводу того или иного события.
Целью курсовой работы является развитие детско-родительских отношений.
Объект исследования - взаимоотношения родителей и детей в семье.
Предмет исследования - развитие детско-родительских отношений.
В соответствии с целью были выделены задачи исследования:
1. Проанализировать особенности взаимоотношений родителей и детей в семье.
2. Выделить типы детско-родительских отношений.
3. Изучить особенности детско-родительских отношений.
4. Разработать программу развития детско-родительских отношений и оценить ее эффективность.
Гипотезой исследования является предположение о том, что тип детско-родительских отношений оказывает влияние на личностные особенности дошкольников и уровень их самооценки, тогда как специально разработанная программа развития способствует оптимизации детско-родительских отношений.
В процессе исследования были использованы следующие методы и методики: анализ литературных источников; наблюдение, с целью знакомства с детьми старшего дошкольного возраста; тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин); методика «Лесенка» для изучения самооценки дошкольников; проективная методика «Дом. Дерево. Человек» для изучения личностных особенностей дошкольников.
Методологической основой исследования явились труды таких авторов по проблемам детско-родительских отношений как А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Г.Л. Лэндтрет, О.А. Карабанова, М.И. Несмеянова, Е. Волкова, В. Сатир, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и других.
База исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ № 116 г. Иркутска. Объем выборки составил 21 человек, детей дошкольного возраста подготовительной группы, из них 7 девочек и 14 мальчиков, а так же 20 родителей (мамы).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает 20 источников. Общий объем работы 56 страниц.


Глава 1. Теоретические аспекты рассмотрения детско-родительских отношений в психологии
1.1 Взаимоотношения родителей и детей в семье
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Л.Д. Столяренко [10] говорит о том, что семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.
Особенности взаимоотношений родителей и детей в семье находят свое отражение в терминах «детско-родительские отношения», тогда как позиция родителей в воспитании детей находит свое отражение в стиле семейного воспитания.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка - менее однозначна [15].
Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия [3]:
- его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
- возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
- темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
- религиозность;
- национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
- социальное положение;
- профессиональная принадлежность;
- уровень общей и педагогической культуры.
Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности - является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях [17].
Выделены следующие параметры типов семейного воспитания: интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям (принятие-непринятие), параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный), последовательность - непоследовательность в реализации стиля воспитания, аффективная устойчивость - неустойчивость в отношениях с ребенком, тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении.
В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности [20].
Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей:
Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.
Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей - в школе, дома, в отношениях со сверстниками.
Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз.
Выделены следующие 10 типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи [20].
Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме - безнадзорностью.
Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.
Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.
Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.
Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления [20].
Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок - кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.
Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.
Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер [20].
Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.
Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании - это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.
Противоречивое воспитание - это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального - только когда он оправдывает ожидания [20].
Воспитание вне семьи - экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.
Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.
Как показывает анализ литературных источников, все реальное многообразие родительских отношений охватывается двумя независимыми измерениями: любовь - враждебность, автономия - контроль [7].
Ось «любовь - враждебность», или «принятие-отвержение», измеряет непосредственное эмоциональное отношение и восприятие ребенка родителем. Воспитание по типу любви и принятия - это нежная забота о ребенке, понимание его внутреннего мира, терпимость к индивидуальным психофизическим особенностям, уважение его самостоятельности, поощрение инициативы, Общая формула родительского отношения выражается утверждением: «Ребенок - центр моих интересов».
Непринятие, отвержение ребенка - это отношение к нему как «не к тому», невнимательность, пренебрежительность, жесткость, желание как можно меньше общаться с ним. Обобщенная формула родительского отношения формулируется так: «ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться».
Ось «автономия - контроль» описывает использующиеся в семейном воспитании типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. К неэффективным или даже патогенным относят крайние типы контроля - полную автономию, граничащую с безнадзорностью, и чрезмерно строгий, жесткий контроль, предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякой инициативы и самостоятельности [7].
В теории привязанности [18] Д. Боулби и М. Эйнсворт привязанность ребенка к матери характеризуется двумя противоположными тенденциями: стремлением к риску, активному познанию мира, которое уводит ребенка от матери, и стремлением к защите и безопасности, которое возвращает его к ней; и чем надежнее привязанность, тем выше инициативность ребенка. С одной стороны, ребенок осознает себя через отношение к нему близкого взрослого, и это отношение становится его внутренним самоощущением, сквозь которое он воспринимает окружающий мир. С другой - отношение ребенка к себе и его представление о себе определяют его отношение к близким взрослым (прежде всего, к матери). Это положение представляется чрезвычайно важным для понимания специфики взаимоотношений между ребенком и его родителями. Мать в большей мере, чем отец вовлечена в процесс воспитания ребёнка. Ее связь с подростком более близка и эмоционально насыщенна. В то же время, отношения с матерью характеризуются большей конфликтностью, а также проявлениями неуверенности и нестабильности в отношениях с подростком. Отец выступает как более дистантный родитель, он олицетворяет собой дисциплину и порядок, создает социальные цели и идеалы, выступая источником социализации подростка.
К. Роджерс подчеркивает, что именно безусловное позитивное внимание родителя к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка [11].
Э. Фромм [19], рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям - условность и безусловность, контролируемость и неконтролируемость. Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. При этом Э. Фромм отмечает, что «речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском ........


Литература

1. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Хрестоматия: Семейная психотерапия. - СПб.: Питер, 2000.
2. Белогай К.Н., И.С.Морозова, Эмпирическое исследование структуры родительского отношения // Психологическая наука и образование, 2008, № 4,стр. 12-21.
3. Быкова М.В. Новый подход к проблеме детско-родительских отношений. М: Владос, 2001.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.
5. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи / Пер. с англ. - М.: Форум, 2004.- 258 с.
6. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис Пресс. 2004. - 160 с.
7. Дружинин В. Психология семьи. - М., 1996.
8. Земска М. Семья и личность. М., 1992.
9. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии.- 2001.- №1.- с.19-26.
10. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: 2002. - 322 с.
11. Сатир В. Вы и ваша семья - М., Эксмо, 2002.
12. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.
13. Семейная психотерапия / Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. - СПб., 2000.
14. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
15. Ткачёва В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений - М., Гном и Д, 2000.
16. Удова О. В. Особенности детско-родительских отношений и методы их изучения: учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Ирк. гос. пед. ун-та, 2007 - 132 с.
17. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка /Дети и психологические проблемы в семье - М., Рипол Классик, 2003.
18. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи - М., Владос-пресс, 2003.
19. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
20. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. - СПб: «Питер», 1989.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.