Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Тема 1. Психология как наука, ее задачи и методы

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Психология. Добавлен: 20.06.2013. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. После выделения психологии в конце XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла быстрая ее диффе¬ренциация на направления, школы и прикладные области, число которых в на¬стоящее время огромно. Перечисление их не имеет смысла, поскольку его мож¬но найти в любом учебнике по психологии. Здесь можно лишь обратить внима¬ние на то, что в возникновении и развитии основных психологических течений или направлений нашло отражение закономерное членение психики на перечис¬ленные выше компоненты или фазы психической деятельности. В 20-е гг. XX в. в психологии стихийно сформировались три мощных направления, каждое из которых отличалось от двух других акцентированием внимания на каком-то од¬ном из трех компонентов - мотиве, образе или деятельности, поведении. Эти направления в процессе их развития видоизменялись, дробились, порождая сопер¬ничающие друг с другом школы, но и теперь принадлежность той или иной шко¬лы к тому или иному направлению характеризуется именно данным акцентом.
Направление, которое сосредоточило свое внимание на мотивационном ас-пекте психической жизни человека, возглавил ортодоксальный психоанализ 3. Фрейда. В настоящее время его составляют аналитическая психология К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, психодинамическая психология, производные ортодоксального психоанализа, например учение К. Хорни и Г.С. Салливена. Основным предметом данного направления являются законо¬мерности формирования побудительных сил, лежащих в основе поведения че¬ловека, их взаимоотношения с сознанием и усвоенными личностью социальны¬ми требованиями. Основными категориями здесь являются: потребность, мотив, сознательное, бессознательное, «Я», сверх-Я, защитные механизмы.
Исходным направлением, предметом которого стали закономерности фор-мирования, структурирования и трансформации психического образа, была гештальтпсихология. В настоящее время бурно развивающимся направлением, которое исследует различные фор¬мы познавательных процессов и способы получения знаний, лежащие в основе построения чувственных и умственных образов реальной действительности, яв¬ляется когнитивная психология.
Направление, акцентирующее внимание на закономерностях формирования поведения, получило название бихевиоризма (от англ. поведение). В основе методологии бихевиоризма лежит утверждение о том, что наиболее достоверными переменными в психологии человека и животных явля¬ются их реакции в той или иной ситуации, только они и поддаются объективной регистрации и управлению. Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в каче¬стве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современ¬ном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.
Наша точка зрения склоняется к теории деятельности, разрабатываемой московской психологи¬ческой школой и подчеркивающая активную природу психики. Она стала методологи¬ческой основой для анализа психических явлений во всей отечественной психо¬логии. Для избежания недоразумений следует подчеркнуть, что бихевиоризм и деятельностный подход имеют между собой мало общего, это совершенно раз¬ные подходы, стоящие на различных теоретических позициях.
2. Среди наиболее продуктивных идей науки, психологии идея "потока сознания", выдвинутая психологом Джемсом более 100 лет назад, одна из самых значительных.
С точки зрения Джемса, "сознание личности заключается в осознании потока мысли, в котором каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личности, и присваивает последней все остальные элементы познания". Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций (рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивид, сознание составляет основу личности как "эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей".
Анализируя сознание и соотнося его с личностью, Джеймс выделяет три структурные части личности: 1) ее составные элементы; 2) чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка); 3) поступки, вызываемые ими (заботы о самом себе и самосохранение). Личность – это интегративное целое, состоящее из познаваемого и познающего элементов. Познаваемый элемент – это наше эмпирическое "Я", которое мы сознаем как нашу личность; познающий элемент – это наше чистое "Я". В структуре эмпирия. "Я" можно выделить: физическую часть с материальным ее продолжением, социальную, или общественную и духовную.
Для понимания различных душевных состояний человека большое значение имеет описание тех чувств и эмоций, которые вызывают разные структур, компоненты личности. Прежде всего, это самодовольство или недовольство собой, формирующие самооценку, самоуважение личности. Для определения уровня самоуважения Джеме предложил ставшую популярной формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания. Т. е. оценка личности себя будет расти как в случае достижения успеха, так и в случае отказа от него, сведения притязаний к нулю. Джеймс отдает предпочтение второму пути, особенно, если успех понимается чисто формально, как стремление быть впереди других: "Всякое расширение нашего "Я" составляет лишнее бремя и лишнее притязание".
Трактуя личность как духовную тотальность, созидающую себя. Джеймс оказал большое влияние на дальнейшее развитие персонологических исследований.
3. Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными - с другой, социальными - с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть - теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.
Согласно классификации наук академика А. Кедрова, мы склоняемся именно к этой точке зрения, психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.




Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
Тема 2. Методы психологический исследований
1. Явления психической жизни, которые изучает психология, отличаются большим разнообразием и сложностью. Знание психологии предполагает знание методов изучения психики, а также умение их пользования.
Самонаблюдение (интроспекция) является важнейшим для психологии методом, в котором исследователь вступает в непосредственный «контакт» с психологическими явлениями. Критическое отношение, сложившееся в науке к данному методу, содержит в себе имплицитное отрицание реальности самого предмета психологии - психики. Такое отношение может возникать как следствие предъявления к самонаблюдению требований, игнорирующих его существенные специфические особенности.
Если анализировать конкретные исследовательские методики, применяемые в современной психологии, мы обнаружим в составе большинства из них по крайней мере элементы интроспекции. Например, тест предполагает интроспекцию отвечающего на вопросы; эксперимент, как он стал сейчас реализовываться в психологии, — самоотчет испытуемого о ходе своей мысли, пережитых состояниях и т.д. Даже чисто аппаратные методики предполагают хотя бы воображаемую интроспекцию за испытуемого, без чего исследователь выходит за пределы психологии, ибо изучает факты не психологии, а физики, биологии и т.д.
Эффективному применению самонаблюдения мешает, на наш взгляд, непонимание его специфики, которое выражается в использовании чуждых данному методу критериев оценки его результатов. Укажем на два таких распространенных ошибочных критерия.
2. Рассмотрим данные классической психологии личности:
L-данные - получают посредством регистрации реального поведения человека внешним наблюдателем. L-данные часто используются так же, как внешний критерий, относительно которого измеряется валидность результатов, получаемых на основе другого рода данных. При этом нужно иметь в виду, что особенности личности самого эксперта влияют на (искажают) восприятие оцениваемых черт. В связи с этим возникает проблема оценки надежности эксперта, согласованности мнений различных экспертов. Для устранения систематических и случайных искажений экспертных показаний разработаны специальные требования к процедуре получения экспертных оценок.
Q-данные - получаются с помощью личностных опросников. Известно большое число широко используемых в практике методик этого типа: MMPJ, 16PJ. Нужно иметь в виду, что в основе этих опросников, как правило, лежит подход, альтернативный тому, в рамках которого мы характеризуем личность в данном случае. В них личность трактуется как интегрирующая в своем составе и темпераментные и характерологические свойства.
Обычно считается, что Q-данные подвержены искажениям, прежде всего, вследствие познавательных и мотивационных факторов. Различная мотивация может вести к смещению оценок либо в сторону социальной желательности – диссимуляция, либо, наоборот, в сторону утрирования своих дефектов (того, что в глазах обследуемого имеет негативный смысл) – агравации и симуляции.
Т-данные получают в результате измерений, исключающих непосредственное использование экспертных оценок и самооценок обследуемых, и применения, по возможности, строго формализованных процедур обработки.
В целом же разграничение L, Q и Т-данных, которыми оперирует психологическая теория личности, оказывается менее существенным, менее значимым в сравнении с разграничением интро– и экстраспективных данных. Оно носит скорее процедурно-методический, чем сущностно-методологический характер. Именно взаимодополнительность всех указанных типов данных позволяет повышать надежность, валидность и дискриминирующую способность используемых методик.










3. Характеристика методов психологических исследований.
Метод Варианты метода Сущность Сильные стороны Слабые
стороны Примен. на практике
Наблюдение Внешнее Прямое наблюдение за объектом со стороны Более объективное, чем самонаблюдение.
Аналогично опросу, т.к. исследуемый не ощущает себя таковым Субъективность позиции исследователя. Возможность потери связей под влиянием неконтролируемых факторов. Упрощенность картины Маркетинговые исследования запросов, реакции на изменения цен, марки, оформления продукции и т.д., механизмов воздействия рекламы, пропаганды. Исследования факторов мотиваций к труду
Внутреннее Самонаблюдение, интро-спектива, контроль над своими мыслями, переживаниями или получение такой же информации от других людей Возможность получить информацию о явлении при отсутствии надежных внешних его проявлений То же, что и выше, плюс большая вероятность субъективности
Свободное Не имеет заранее установленной программы наблюдения, может изменяться предмет наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя Возможность проводить исследование при невозможности заранее точно определить, что, как и зачем наблюдать. Гибкость То же, что и выше, плюс большая вероятность уйти с верного направления исследования
Стандартизирован
ное Заранее четко определены и выполняются план и предмет наблюдения, независимо от желаний наблюдателя Дает достаточно достоверные результаты за счет запрограммированности, точности Ограниченность области применения в силу малой гибкости и излишней детерминированности
Включен
ное Исследователь сам непосредственно участвует в деятельности наблюдаемого объекта, процесса (группы и др.) Возможность ощутить влияние явления на себе Субъективность позиции исследователя. Возможность искажения результатов за счет участия исследователя
Сторон
нее Исследователь лично не участвует в изучаемом объекте, процессе Наиболее объективно Может привести к поверхностному пониманию явления
Опрос Устный Непосредственно с изучаемыми субъектами Происходит в непосредственном общении. Видны реакции, поведение. Глубже, чем письменный. Гибок, есть возможность корректив Требует очень высокой квалификации исследователя, больших затрат времени. Охватывает малый круг лиц. Зависит от сочетания личностей обоих участников. Возможны искажения при документировании.........






Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.