На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик педагогические условия организации изостудии в специальной коррекционной школе VIII вида.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.6.2013. Сдан: 2012. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. 1.1. 1.2. 1.3. ГЛАВА 2. 2.1 2.2 2.3 ОГЛАВЛЕНИЕ ………………………………………………………………………… Теоретическое обоснование организации изостудии в специальной коррекционной образовательной школе VIII вида Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта…………………………………………….. Особенности изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта ………………….. Использования нетрадиционных методов рисования в СКОШ VIII вида .…………………………………………………………….. Опытно-экспериментальная работа по организации изостудии в СКОШ VIII вида Констатирующий этап ……………………………………………… Формирующий этап…………………………………………………. Сравнительный анализ результатов исследования ………............ Заключение ………………………………………………………….. стр. 3 7 16 20 25 28 36 39


ВВЕДЕНИЕ

В процессе формирования личности значительная роль принадлежит искусству, которое формирует духовный мир человека, его морально-нравственные убеждения, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Это особенно важно для детей, которые в силу своих недостатков, встречаются с большими трудностями при включении в мир культуры, мир духовных радостей, что затрудняет их социальную адаптацию.
Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана с развитием его личности. В процессе изображения участвуют не какая-либо отдельная функция - восприятие, память, внимание, мышление и т. д., а личность человека в целом.
Главной особенностью детей с нарушением интеллекта является недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой и искаженные представления об окружающем мире. Первой ступенью познания окружающего мира являются ощущения и восприятия. Эта ступень остается важной на протяжении всей жизни. Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает влияние на весь ход психического развития. Особенности восприятия и ощущений очень детально изучены советскими психологами И.М. Соловьевым, К.И. Вересотской, М.М. Нудельманом, Е.М. Кудрявцевой. К.И. Вересотская отмечала, что при психическом недоразвитии оказываются нарушенными обобщенность восприятия, его темп. Детям с нарушением интеллекта требуется значительно больше времени на восприятие материала, усугубляющееся трудностью выделения главного и установления внутренних связей между частями. Человек, смотря неподвижным взором на один предмет, одновременно видит многие. Однако видимые одновременно объекты воспринимаются нами далеко не одинаково: объект, на который направлен наш взор, воспринимается ясно, четко, а находящийся в стороне предмет смутно и неясно. Это объясняется состоянием участка коры головного мозга, на который падает раздражение, идущее от предмета: раздражение, падающее на участок, обладающий оптимальной возбудимостью, вызывает ясное восприятие предмета; раздражение, упавшее на заторможенные области, не вызовет отчетливого восприятия, при этом очаг оптимального возбуждения может быть довольно широк. Экспериментальные исследования показывают, что по сравнению с нормальными детьми, умственно отсталые воспринимают отчетливо в каждый данный момент значительно меньшее количество объектов. Эта черта восприятия коренится в особенностях нервных процессов головного мозга умственно отсталых: медленность снижает ясность восприятия предметов скользящим взором; узость при остановке взора мешает одновременному восприятию значительной группы объектов. Эти черты отрицательно сказываются на анализирующем рассмотрении обозреваемого участка действительности, так как препятствуют полноте выделения находящихся в нем объектов.
Объект исследования: корреционно-педагогическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Предмет исследования: педагогические условия организации изостудии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Гипотеза исследования: Организация изостудии будет эффективна, если:
- наряду с традиционными применять нетрадиционные техники рисования;
- предусмотреть работу по развитию речи
- использовать элементы музейной педагогики
Цель исследования: определить педагогические условия организации изостудии в специальной коррекционной школе VIII вида.
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа теоретической и методической литературы определить степень разработанности данной проблемы.
2. Разработать диагностический материал по отслеживанию уровня развития изобразительной деятельности у детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста.
3. Подобрать формы и методы организации занятий изостудии по развитию изобразительной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
4. Экспериментально проверить эффективность работы изостудии в условиях СКОШ VIII вида.
В работе использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение литературы по общей и специальной педагогике и психологии;
- наблюдение за специально организованной и свободной продуктивной деятельностью детей;
- эмпирические методы: беседа, анализ процесса изобразительной деятельности и ее продуктов;
- констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
- сравнительный, количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.
Методологической основой исследования являются труды: Л.С. Выготского, Т.Н. Головиной, И.А. Грошенкова, О.П. Гаврилушкина, В.С. Мухина.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные выводы и рекомендации по организации изостудии в СКОШ VIII вида могут быть использованы в практике работы СКОШ VIII вида.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА I Теоретическое обоснование организация изостудии в специальной коррекционной образовательной школе VIII вида

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта

Дети с нарушением интеллекта - это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.) [5, с.85].
Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности [10, с. 15].
У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов. Понятие «умственная отсталость» включает в себя такие формы нарушений, как «олигофрения» и «деменция».
Олигофрения (от греч. olygos - малый, phren - ум) - особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин:
патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio - искажение, ломка), природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.
При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер. Действия вредоносного фактора в большой мере уже остановилось, и ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями [5, с.89].
Деменция (от лат. dementia - безумие, слабоумие) - стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т.е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса [7, с.55].
В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а также вследствие травм мозга (сотрясений, ушибов).
Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. По структуре клинической картины выделяют неосложненные и осложненные формы олигофрении. Осложненные формы олигофрении обусловлены сочетанием недоразвития мозга с его повреждением. В этих случаях интеллектуальный дефект сопровождается рядом расстройств. Может иметь место также более выраженная степень недоразвития или повреждения локальных корковых функций, например, речи, пространственных представлений, счетных навыков, чтения, письма. Подобная форма нередко имеет место у детей с церебральным параличом, а также у детей с гидроцефалией [15, с.43].
Особенности психики умственно отсталых исследованы достаточно полно. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.
Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден.
Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей, на это указывают исследования психологов.
Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми [35, с.34].
Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью.
Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. [45, с.85].
Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.
Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить [5, с.85].
Так, при предъявлении детям картины с изображением нелепых ситуаций (нелепость изображенного им понятна) не отмечается выраженных эмоциональных проявлений, подобных тем, которые наблюдаются у детей с нормальным интеллектом. Это объясняется не только различиями их эмоциональных реакций, но и пассивностью процесса восприятия. Они не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание [17, с.25].
Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9 летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета [32, с.75].
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено.
Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как показывают исследования, все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты [23, с.67].
Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки [5, с.95].
Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.
Ярко проявляются специфические черты мышления у умственно отсталых в операции сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто - по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства [15, с.45-46].
Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявля........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. М.: ТЦ СФЕРА, 2007. - 160 с.
2. Барсукова Е.А. Внеклассная работа по изобразительному искусству. Тамбов:Академия,2006. -198 с.
3. Белохвостова Н. О студии изобразительного искусства // Искусство в школе. - 2000. - №2. - с.39-42.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. - 92 с.
5. Выготский Л.С. Собр. сочинений: В 6 тт. Т.З Проблемы развития психики / Под ред. Матюшкина М.: Педагогика, 1983 - 368 с.
6. Выготский Л.С. Собр. сочинений: В 6 т. Т.5. Основы дефектологии. - М.: Педагогика, 1983. - 369 с.
7. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. сочинений: В 6 т. Т. 6. - М.: Педагогика, 1984. - С. 5 - 90.
8. Выготский Л.С. (Антология гуманной педагогики). М.: ИД Ш. Амонашвили, 1996. -224 с.
9. Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1976.- 18 с.
10. Гаврилушкина О.П. К вопросу об эстетическом воспитании в детском саду для детей с нарушением интеллекта // Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Н.Г. Морозовой. М.,1978. - С. 87 - 95.
11. Гаврилушкина О.П. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом // Дефектология-1987. - №5. -С. 48-53.
12. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение .умственно отсталых детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. - 134 с.
13. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М., 1985. - 249 с.
14. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность как средство воспитания и развития учащихся вспомогательной школы: Дис. . докт. пед. наук. М., 1985 - 468 с.
15. Грошенков И.А. Некоторые особенности пространственной ориентировки и способы ее развития у учащихся вспомогательной школы на уроках изобразительного искусства // Дефектология, 1989. -№5.-С. 33-41.
16. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебн. Пособие для студ. высш.пед. учебн. Заведений.-М.: Академия, 2002.-208с.
17. Дубровская Н.В. Некоторые рекомендации по организации изобразительной студии // Искусство. - 2007. - №5. - С.14-21.
18. Ершова А., Букатов В. Режиссура урока, общение и поведение учителя // Искусство в школе. - 1999. - №4. - С.58-65; №5. - С.63-69.
19. Замский, Х.С. История олигофренопедагогики / Х.С. Замский. - М.: Просвещение, 1980. - 398 с.
20. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. - М.: Учпедгиз, 1939. 64 с.
21. Кандинский В.В. О духовном в искусстве // Искусство и образование. - 1998. - №3. - С.78-85.
22. Катаева A.A., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993. - 192 с.
Мнемозина. - 1995. - 157 с.
23. Климчук В. Внимательное отношение к миру // Искусство в школе. - 1998. - №4. - С.52-55.
24. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И. Красота Радость - Творчество: Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. -М.: Педагогическое общество России, 2000. - 127 с.
25. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. - М.: Роспедагенство, 1998. 105 с.
26. Краткий словарь терминов изобразительного искусства под ред. Обухова Г. Г. М.: Совхуд. 1961.
27. Кузин В. С, Сиротин В. И. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа. М: Дрофа, 1999.
28. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. Учебник для общеобразовательных учебных заведений в 2-х частях, 4 кни­ги. М.: Дрофа, 2000.
29. Куриленко Л.В.- Активизация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных образовательных процессов: Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет»,1998.95 с.
30. Кярнер Э.Г. Обучение учащихся младших классов вспомогательной школы тематическому рисованию: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1988. - 15 с.
31. Лебединская, К.С. Степени умственного недоразвития при олигофрении / Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина // Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 412
32. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.- 240 с.
33. Мухина B.C. Детская психология / Под ред. JI.A. Венгера, М.: Просвещение, 1985. -272 с.
34. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. - М., 1965. - 200 с.
35. Певзнер М.С. Дети с временной задержкой общего развития // Принципы отбора детей во вспомогательные школы. М., 1960. - С.104 -117.
36. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: П 24 Учеб. для студ. высш. и сред. Учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 512 с.

37. Петрова В.Г. Психология умственно отсталого школьника / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М., 2004. - 160 с.
38. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей -олигофренов. -М.: Просвещение, 1968. 158 с.
39. Пидкасистый П.И, М.Л. Портнов - Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 212 с.
40. Постаногова Л.П. Обучение композиции на уроках изобразительного искусства // Нач. школа. 1984. - №6. - С. 54-56.
41. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986. 192 с.
42. Рябов В.Ф. Человек творит творчество, - Л.: Детская литература, 1981. - 159 с.;
43. Синеглодова М.О. Распишем ткань сами. - М.: Профиздат, 2001-96с.
44. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 368 с.
45. Свиридова Д.В. Изобразительное искусство: Предметная неделя в школе: Беседы; Викторины; Олимпиады и др. / Сост.д.В. Свиридова. М.: Учитель, 2007. - 185 с.
46. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: тетрадь творческих за­даний для учащихся 3 и 4-летней начальной школы. М.: ООО «ACT», 1999.
Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И.М. Соловьев. - М., 1966. - 288 с.
47. Солодовников Ю. "Создание образа мира в себе": Проблема человека в художественной культуре // Искусство в школе. - 1998. - №5. - С.67-70.
48. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - м.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
49. Стародуб К. Поделки из природных материалов. - Ростов-на-Дону: Издательский дом "Владис", 2006. - 132с.
50. Сухова В. Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. -Орел: Государственное изд-во "Труд", 1923. 18 с.
51. Федотов Т. Глина и керамика. - М: Эксмо, 2005. - 210 с.
52. Фомина Н. Детский рисунок как феномен художественной культуры // Искусство в школе. - 1997. - №№2-4; 1998. - №2. - С.3-8; №4. - С.3-12; №6. - С.5-11.
53. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед. спец. / И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2002. - 517 с.
54. Шембель А.Ф. Рисование и лепка, - М.: Высшая школа, 1991-110с.
55. Щипомов А.С. Юным любителям кисти и резца. - М.: Просвещение, 1981. - 414с.
56. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М: Просвещение, 1977. - 109с.
57. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-375с.







Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.