Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психоаналитическая трактовка культуры по З.Фрейду

Информация:

Тип работы: реферат. Предмет: Психология. Добавлен: 21.6.2013. Сдан: 2013. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Психоаналитическое учение Фрейда о культуре…............................…5
2 Анализ психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда…………10
3 Роль психоаналитической теории культуры……………….…………16
ЗАКЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..21


ВВЕДЕНИЕ

В начале XX в. в изучении культур возникло новое явление - психоаналитическая концепция культуры. В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас, на рубеже двух веков.
За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Несмотря на то, что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения (хотя и в измененной форме) применялись и применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур. Более того, психоаналитические сюжеты попали в художественную литературу и в 80-90-х годах XX в. широко использовались в кинематографе.
Обычно при рассмотрении темы "Психоанализ в изучении культур" на первый план выдвигается (и запоминается) фундаментальное значение психосексуального влечения как определяющего мотива истории и Эдипов комплекс в качестве объяснительной концепции межличностного взаимодействия. Не оспаривая значения указанных аспектов, хотелось бы подчеркнуть, что вклад 3. Фрейда и его последователей в изучение культур более многогранен и разнообразен, чем просто отстаивание господства сексуальных стимулов в культуре.
Учение Фрейда уже на первых стадиях своего развития далеко перешагнуло рамки медицины. Буквально через несколько лет после изложения Фрейдом основных идей психоанализа вокруг него образовался небольшой кружок, где горячо обсуждались общие психоаналитические проблемы.
Позднее, прослеживая историю возникновения и развития психоанализа, Фрейд писал, что, его работы о толковании сновидений, об остроумии и ряд других с самого начала показали, что психоаналитическое учение не ограничивается областью медицины, а может быть использовано и в различных науках о духе.
Начав с рассмотрения истории развития первобытного общества, Фрейд попытался набросать эскиз исторического развития человеческой культуры и цивилизации в целом. Одним из основных факторов культурного развития Фрейд считал постепенное отречение от природных бессознательных страстей и влечений, присущих первобытному человеку.
Пытаясь обозреть культурные и социальные институты человечества через призму протекания психических процессов, Фрейд отталкивается от созданной им модели личности. Он считает, что механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями личности находят свой аналог в социальных и культурных процессах общества.
Цель работы - рассмотреть культуру З.Фрейда.
Задачи работы - охарактеризовать психоаналитическую концепцию культуры З.Фрейда.



1 Психоаналитическое учение Фрейда о культуре

Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры. Взгляд Фрейда на искусство, религию, мораль, социальные институты - это взгляд врача, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания.
Психоаналитическая концепция культуры содержится уже в «Толковании сновидений» (1900 г.) - одной из первых серьезных работ Фрейда. Фрейд находил первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики. Человек у Фрейда - это не «человек разумный», а «человек желающий», у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению и мышлению. «Разумность» человека весьма ограничена, за ясными идеями и образами скрываются темные и спутанные представления из сновидений и галлюцинаций, отображения инстинктивных влечений и неосознаваемых запретов. Если такова природа человека, если фундаментом его существования являются влечения, то исчезают все различия между детскими влечениями, неврозами, сновидениями - и произведениями искусства. Поле применения психоанализа тогда беспредельно, равно всей культуре, всему человеческому бытию.
Фрейда в равной степени можно считать наследником Просвещения, естественнонаучного материализма и позитивизма XIX века. Метод Фрейда - сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Не зря Фрейд сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. В поле внимания Фрейда оказываются сначала искусство и религия, затем культура в целом.
Самым загадочным в психоанализе является понятие сублимации, отклонения влечения от своей цели, такая его «возгонка», когда эротическое стремление становится произведением искусства. Художник у Фрейда напоминает свободно играющего ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещенной форме. Если искусство является для Фрейда чудесным даром природы, на время облегчающим человеку тяжелое бремя бытия, то совсем иным было его отношение к религии. Атеистом Фрейд стал задолго до того, как создал психоанализ. Иллюстрацией взглядов Фрейда в этом вопросе может служить книга «Тотем и табу», а также статья 1908 года, в которой сравниваются некоторые стороны невроза навязчивых состояний и религиозных ритуалов. В книге «Тотем и табу» Фрейд проводил сравнение между развитием детской психики (т.е. эволюцию сексуального инстинкта) и развитием человеческого общества. Этих воззрений Фрейд придерживался до конца своих дней. В последней своей книге «Моисей и монотеизм» он прямо утверждает, что основы культуры передаются не через воспитание, общественные институты, устную и письменную традиции, а с помощью биологического механизма наследственности. (Все размышления Фрейда о культуре и религии имеют своим начальным пунктом совокупность взглядов, к которым он пришел при написании работы «Тотем и табу»).
Раскрытие природы морально-этических норм осуществляется Фрейдом не само по себе, а в контексте культуры и общества с их структурами и институтами. Так, постоянно возрастающее чувство вины человека рассматривается им через призму развития культуры, возникновение совести - посредством становления Сверх-Я, появление страха - с точки зрения формирования социальных связей. Социокультурная проблематика преломлялась у Фрейда, как правило, лишь через семейно-сексуальные отношения людей.
Прежде всего, Фрейд исходил из противопоставления индивида - культуре, личности........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Акимов О.Е. Психология познания. Удод. //М.: Издатель Акимова, 2004.
2. Библер В. Культура. Диалог культур (опыт определения). Вопросы философии. 1989, №6
3. Введение в культурологию, курс лекций под ред. Ю. Н, Солонина, Е. Г. Соколова, СПб, 2003
4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990
5. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. //М.: Гуманитарий, 1996.
6. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2001
7. Мекаччи Л. Случай Мэрилин М. и другие провалы психоанализа. //М.: Смысл, 2004.
8. Реньяр П. Умственные эпидемии. //М.: Emergency Exit, 2004.
9. Сильвестров В.В. Культура как предмет теории - М., 2001
10. Социальная философия. Учебник. - Под редакцией И.А. Гобозова. - М.: Издатель Савин С.А., 2003
11. Фрейд З. Заметки о любви в перенесении. Зигмунд Фрейд и психоанализ в России. //М.: МПСИ, 2000.
12. Фрейд З. Собрание сочинений в 26 томах. Том 1. Исследования истерии. //СПб, 2005.
13. Фрейд З. Толкование сновидений. //Мн.: Попурри, 1997.
14. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности //Психология бессознательного: Сб. произведений. - М.: Просвещение, 1989.
15. Ширшов И.Е. Культурология: теория и история культуры - М.: БГЭУ, 2004




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.