Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Значение акцентуаций формирования асоциального поведения

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 23.6.2013. Сдан: 2011. Страниц: 100. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы девиантного поведения
1.1 Развитие представлений о девиантном поведении. Основные виды отклоняющего поведения………………………………………………...6
1.2 Особенности отдельных форм асоциального поведения…………………………………………………………………..11
1.3 Понятие и виды акцентуаций характера (по А. Е. Личко). Акцентуация характера как фактор девиантного поведения подростков………………………………………………………………...18
Глава 2. Экспериментальные исследования влияния акцентуаций характера на девиантное поведение подростков
2.1 Описание экспериментальной ситуации и методики исследования………………………………………………………………….32
2.2 Анализ и интерпретация результатов……………………………………………………………………...34
2.3 Выводы………………………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………43
Литература…….………………………………………………………………45
Приложение


Введение

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Эта проблема актуальна и сегодня. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.
Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения, в разных социальных обществах может быть разное количество индивидов попадающих под определение «девианты». Также в разных обществах может быть разная степень самой девиантности, то есть средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Актуальна эта проблема и на сегодняшний день.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей.
Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.
Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обу­словлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад.
Понятно, что акцентуации в ряде случаев смешиваются с отклоняющимся поведением, таковым, как противоправные деяния, агрессивное поведение, бродяжничество, сексуальные дисфункции, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, девиантное поведение могут демонстрировать и люди с не акцентуированным характером.
Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Целью данной курсовой работы является анализ литературы по теме девиантного поведения с позиции теоретических наработках ученых психологов и выявления влияния акцентуаций характера на формирование девиантного поведения подростков.
Согласно цели курсовой работы были поставлены задачи:
1. Проанализировать проблему девиантного поведения. Рассмотреть основные виды отклоняющего поведения. Ознакомится с типологией и структурой отдельных форм асоциального поведения.
2. Дать определение «акцентуации характера», рассмотреть существующие типы. Понять акцентуации характера, как фактор девиантного поведения подростков.
3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления влияния акцентуации характера на формирование девиантного поведения подростков.
Объект: индивидуально типологические свойства личности.
Предмет: акцентуации характера.
Для достижения цели эмпирического исследования были сформулированы следующие гипотезы.
Гипотеза 1: акцентуации характера влияют на формирование девиантного поведения подростка.
Гипотеза 2: высокая встречаемость девиантного поведения наблюдается среди подростков с эпилептоидным, гипертимным и неустойчивым типами акцентуаций характера.
Для исследования нами использована методика: Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко.


Глава 1. Теоретические основы проблемы девиантного поведения

1.1. Развитие представлений о девиантном поведении

В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в криминологии, психопатологии, социологии, социальной работе, педагогике. [1]
Изучение отклонений в поведении имеет свою историю. Еще Платон, пытаясь объяснить разнообразие в поведении людей.
Революционные изменения жизненного уклада общества на протяжении последних веков дали большой процент трудновоспитуемых детей. Эти категории объединялись под общим названием «дефективные», которое с внешней стороны казалось вполне законным: каждый дефективный - трудновоспитуем, а каждый трудновоспитуемый оттого и труден, что имеет тот или иной дефект. Однако трудновоспитуемость не всегда означает дефективность.
Современные исследователи применительно к несовершеннолетним с различного рода отклонениями в развитии, откладывающими своеобразный отпечаток на поведение, используют термины: «трудные дети», «трудный подросток», к категории которых относят детей с отклонениями в нравственном развитии, акцентуациями характера, с нарушениями в аффективно-волевой сфере, отклонениями в поведении; «аномальные дети», имеющие отклонения от того, что является типичным или нормальным, но не включающее патологическое состояние; «дезадаптированные дети»; «дети, нуждающиеся в специальной заботе»; дети «группы риска»; «ребенок с нарушениями в аффективной сфере». Однако cчитается правомерным употребление терминов: отклоняющееся, асоциальное, ненормативное, противоправное, преступное поведение.
Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение». Источником девиации Я. И. Гилинский считал наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп [2].
Зарубежные исследователи, Дюркгейм, Клагес, Мертон, Смелзер, Шибутани, Шуэсслер и др., определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.
В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма - это совершенно здоровый человек; в педагогике - успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни - отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, эталон поведения. Это - нормы-идеалы. Поскольку уровень интериоризации норм в разных социальных средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы, система основных ценностей носят глобализированный характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам [3].
Не случайно Л. Пожар предлагает рассматривать норму в трех разных значениях: статистическую, функциональную (индивидуальную) и идеальную. Поскольку каждый индивид имеет собственный специфический путь развития, любое отклонение можно считать девиацией лишь в сравнении с этим трендом [4].
Исходным для понимания сути девиантного поведения служит понятие «норма». Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации.
Существует несколько объяснений понятия «норма»:
• Статистическая норма. Определяется посредством опытных среднеарифметических данных; анормальное - значит необычное.
• Идеальная норма. Имеет философское и мировоззренческое обоснование как «состояние совершенства» и постулирована как общезначимая; анормальное - значит несоответствующее идеалу.
• Социальная норма. Это предписанные обществом нормы поведения; анормальное - значит отклоняющееся.
• Субъективная норма. Масштабом для оценки изменений служат индивидуальные данные; анормальное - значит неподходящее для индивида.
• Функциональная норма. Понимается как промежуточные функции (или дисфункции) для желаемых состояний «более высокого уровня»; анормальное - значит вредное [5].
Итак, норму в психологии можно рассматривать как эталон поведения, следование личности принятым в данном сообществе в конкретное время нравственным требованиям. В идеальной поведенческой норме гармоничная норма (адаптивность и самоактуализация) должна сочетаться с креативностью индивида. [6]
Однако гармоничная норма не отражает устойчивых различий психологии людей разного возраста, наиболее существенных и ценных сторон их жизнедеятельности. Следовательно, должны существовать еще и возрастные ее варианты, учитывающие особенности времени и места проживания индивида, служащие ориентирами при разграничении нормы и девиации. В процессе оценки возрастной поведенческой нормы В.Д.Менделевич предлагает анализировать различные стили деятельности, которым должен соответствовать человек определенного возраста: коммуникативный стиль; волевые характеристики; интеллектуальные, эмоциональные и психомоторные особенности; стиль устной и письменной речи. Но четких возрастных особенностей предлагаемых критериев он не приводит, т.к. они могут быть выделены лишь в соответствии с определенным подходом к норме и девиации. [1]

Основные виды отклоняющего поведения

Некоторые отечественные и зарубежные исследователи считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на три основные группы: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение [7].
Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.
Асоциальное (аморальное) поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.
В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).
У детей чаще встречаются побеги их дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).
Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих отклонений находится под влиянием культуры и времени.
Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже - суицидальное поведение [8].

1.2 Особенности отдельных форм асоциального поведения
Асоциальное (аморальное) поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений.
В.М.Синайко, А.М.Кожина, И.В.Романова, Л.М.Гайчук отмечают, что девиации у подростков с антидисциплинарным, антиобщественным, аутоагрессивным поведением имеют склонность к генерализации и могут захватывать все ниши их социального функционирования - семью, школу, группу сверстников.
Рассмотрим некоторые формы асоциального поведения:
I. Агрессивное поведение. Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.
Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе и т. п.) Изощренную жестокость проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждение и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а я вот что могу!
Подростковые и юношеские акты вандализмы, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется («А я что? Я - как все!»).[9]

II. Сексуальные девиации
Половые девиации представляют собой непатологические отклонения от общепринятых норм полового поведения. Чаще всего они недолговечны, возникают в период гиперсексуальности, например, в подростковом возрасте, а затем проходят.
Но в некоторых случаях сексуальные девиации могут закрепляться и становятся дурной привычкой. Иногда они сочетаются с нормальным половым функционированием или проявляются в период вынужденного воздержания от нормальной половой жизни[10].
К половым девиациям относятся онанизм, петтинг, транзиторный (от лат. transitus - переход, прохождение) фроттеризм (от фр. frotter - тереть), промискуитет, групповой секс, транзиторный гомосексуализм подростков, гиперсексуальность, эратомания, раннее начало половой жизни.
Дадим краткую характеристику основным половым девиациям.
Онанизм (или мастурбация) - это механическое раздражение половых органов рукой, сильной струей душа, трением о белье для достижения полового возбуждения и оргазма. По данным подростковых психиатров, до 80% подростков - мальчиков до начала половой жизни занимаются мастурбацией, причем часть из них не в одиночку, а взаимно мастурбируют со сверстниками. С началом нормальной половой жизни мастурбация может пройти, если сексуальная жизнь имеет регулярный характер. Но в некоторых случаях, когда интенсивность половой жизни не удовлетворяет человека, при перерывах в нормальных сексуальных отношениях возможно возобновление мастурбации.
Петтинг (от англ. pet - ласкать, обнимать) - удовлетворение полового влечения путем соприкосновения и взаимного трения до наступления оргазма. Чаще всего используется в подростковом возрасте, когда девочка боится потерять девственность.
Транзиторный фроттеризм - половое возбуждение и оргазм достигается трением полового члена о верхнюю одежду женщины. Возможен в подростковом возрасте, когда нет возможности удовлетворять сексуальное влечение нормальным способом. С возрастом и началом нормальной половой жизни может пройти. Иногда фроттеризм превращается в стойкую привычку, и ему отдается предпочтение перед нормальным половым актом, или он сосуществует параллельно с нормальной половой жизнью.
Промискуитет - это беспорядочные половые связи с непрерывной сменой половых партнеров. Может возникнуть в подростковом возрасте, в частности, в асоциальной подростковой группе с разнополым составом, причем девочки, члены такой группы, чаще всего имеют выраженные психические отклонения и психические заболевания, или они внешне очень непривлекательны, и такая беспорядочная половая жизнь служит для них своеобразной компенсацией отсутствия внимания мальчиков.
А у некоторых людей беспорядочные половые связи и постоянная смена сексуальных партнеров вызваны эмоциональным дефектом и неспособностью к устойчивым, постоянным привязанностям.
Групповой секс - это половой акт с участием трех и более активных сексуальных партнеров. Может сочетаться с нормальными сексуальными контактами с одним постоянным партнером и происходить эпизодически с целью разнообразить свою половую жизнь и подстегнуть свою сексуальность. Чаще всего групповой секс сочетается с другими девиациями.
Гиперсексуальность - это повышенное сексуальное влечение с потребностью совершать многократные половые акты в течение суток. Гиперсексуальность у мужчин называют сатиризмом (по имени мифического похотливого существа Сатира), у женщин - нимфоманией. Предполагается, что причиной гиперсексуальности может быть поражение определенных областей головного мозга (гипоталамуса).
Об эратомании (по имени Эроса - бога любви у древних греков) говорят в тех случаях, когда, в отличие от гиперсексуальности, сексуальная потенция может быть невысокой, но секс является целью и смыслом существования, вытесняя все другие увлечения, интересы и социальные обязанности, занимает всю духовную жизнь человека.
Ранняя половая жизнь расценивается как девиация, если у половых партнеров (или у одного из них) еще не наступила полная физическая и половая зрелость, у девочек - до наступления менструаций, у мальчиков - до появления растительности на лице, груди, в подмышечных впадинах.
Половая жизнь до наступления юридического совершеннолетия (т.е. до наступления 18 лет) не является сексуальной девиацией, а расценивается лишь как нежелательное явление.
От половых девиаций следует отличать различные половые извращения, при которых изменения характера и нарушения адаптации человека в обществе избирательны, и связаны, в основном, сего сексуальным поведением.
Гомосексуализм (от греч. homos - одинаковый и лат. sexus - пол; другие названия - педерастия, мужеложство, уранизм, инверсия - у мужчин; лесбианство, сафизм, трибадия - у женщин) - это сексуальное влечение к лицам своего пола.
Говоря о сексуальных ориентациях, нельзя обойти вниманием проблему бисексуальности - сексуальному влечению и к своему, и противоположному полу. аже на фоне гомосексуальности она кажется каким-то недоразумением, но в подростковой среде бисексуальность более распространена.
Также можно выделить следующие сексуальные дисфункции как парафилии. К ним относятся фетишизм, эсгибиционизм, вуайеризм, сексуальный садизм, сексуальный мазохизм. [11].
Проституция. Сам термин «проституция» происходит от латинского слова «выставляться публично» (ргоstitueге). Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувствен­ного влечения.
Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали три основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблю­дение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная ра­бота при отсутствии запретов и регистрации). Запреты оказались бессильны, репрессии в принципе мало эффективны в борьбе с проституцией. Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет пол­ностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные пре­образования в обществе радикально меняют ситуацию [12].
Среди подростков и юношества появились новые виды преступности, в частности рэкет [13]. Все большее распространение получают половая распущен­ность, детская проституция, извращения.
Малолетняя проституция. Многие девочки после побега из дома становятся малолетними проститутками. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, чаще всего они попадают под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству и проституции. [12].
III. Уходы из дома и бродяжничество
Бродяжничество - выражается в повторяющихся уходах из дома либо из школы, интерната или другого детского учреждения. Может быть как осознанным действием, так и формой патологических реакций (неконтролируемым действием). Встречается чаще всего в возрасте от 7 до 17 лет, преимущественно у мальчиков. Начиная с 14-15 лет, проявления уходов и бродяжничества постепенно сглаживаются. Формирование склонности к бродяжничеству напрямую зависит от индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего и от факторов микросоциальной среды, его окружающей.
Все типы первых уходов или побегов можно разделить на реактивные (как реакция на внешнюю ситуацию), планируемые и немотивированные.
Реактивные уходы чаще всего наблюдаются у детей и подростков с «трудным» темпераментом, имеющих в характере заостренные черты: повышенную обидчивость и чувствительность.
У подростков, особенно с преобладанием неустойчивых и гипертимных черт характера (приподнятое настроение, энергичность, стремление к лидерству), первые уходы могут быть выражением свойственного данному возрасту стремления освободиться от излишней опеки родителей и воспитателей, выйти из-под их контроля. Иногда первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами личности (эгоцентричность, стремление к похвалам, славе, лидерству) носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких-либо желаний.
Планируемые уходы чаще наблюдаются у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Они тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям
К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственные подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. В этом случае подростки нередко убегают из дома вдвоем или даже небольшой группой, могут уезжать на далекое расстояние с целью побывать в далеком городе, попасть в какую-нибудь экзотическую страну, отыскать спрятанный клад и т.д. Таким побегам обычно предшествует специальная подготовка - приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов.
Немотивированные уходы встречаются значительно реже. Они возникают без понятных психологических мотивов. В этих случаях возможны разные варианты поведения несовершеннолетних. Более частым из таких «безмотивных» уходов является вариант, обусловленный возникающим время от времени настроением дисфорического характера (негативным эмоциональным состоянием раздражительности или озлобленности) и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 7-8 лет.
Другой вариант немотивированных уходов характеризуется импульсивностью. В отличие от предыдущего варианта, стремление к уходу в этом случае непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации, причем ребенок всегда уходит один. В основе ухода лежит импульсивное неодолимое влечение. Иногда такие уходы возникают и в дошкольном возрасте.
Дети более старшего возраста нередко осознают болезненный характер стремления к уходам, говорят, что на них «внезапно находит» желание куда-то уйти, стесняются этого. По наблюдениям, импульсивное влечение к уходам и бродяжничеству чаще наблюдается у детей хмурых, недовольных, нередко злобных, склонных к сильному и относительно кратковременному нервно-психическому возбуждению, негативным эмоциональным состояниям[14].


1. 3 Понятие и виды акцентуаций характера.

В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».
Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.
Наибольшую известность получил термин К. Леонгард «акцентуированная личность». Однако, правильнее говорить об «акцентуациях характера». Личность - понятие гораздо болeе сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, миpoвoзрение и т.д. В описаниях К. Леонгард речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин «акцентуированная личность» стали использовать как клинический диагноз вместо термина «психопатия», что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы.
Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера - явная и скрытая.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается на­личием довольно постоянных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты экспериментально-патохарактерологической оценки с помощью диагно­стического опросника позволяют распознать этот тип.
Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.
Существует две классификации типов - первая предложена К. Леонгард, а вторая А.Е.Личко.
Таблица 1
Типы «акцентуаций характера в типологиях К. Леонгард и А.Е.Личко
Тип акцентуированной личности по К. Леонгард Тип акцентуации характера по А.Е.Личко
Лабильный Сверхподвижный Эмотивный Лабильный циклоид Лабильный
Демонстративный Истероидный
Сверхточный Психастенический
Ригидно-аффективный Неуправляемый Эпилептоидный
Интравертный Боязливый Шизоидный Сенситивный
Неконцентрированный или неврастенический Астено-невротический
Экстравертный Конформный
Слабовольный Неустойчивый
- Гипертимный Циклоидный

Классификация Личко предназначена специально для подросткового возраста.
Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта - почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость.
Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому - роли вожака и заводилы; при общительности в выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в сомнительной компании. Любят риск и авантюры.
Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют «хобби»; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.
Свои способности и возможности обычно переоцениваются. Хотя большинство особенностей своего характера гипертимные подростки хорошо знают и не скрывают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.
Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.).
Циклоиды в детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется - сперва дни, 1-2 нед, с возрастом они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться.
В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы. Бросаются в глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.
Хобби также отличаются неустойчивостью: в субдепрессивной фазе их забрасывают, а в период подъема возвращаются к ним или находят новые. Сексуальная активность возрастает в пе­риоды подъема, но в субдепрессивной фазе. может усиливаться онанизм. Делинквентность, побеги из дома, токсикоманическое поведение несвойственны. Алкоголизируются в компаниях и только в периоды подъема.
Самооценка формируется постепенно, по мере на­копления опыта «хороших» и «плохих» периодов. При недостатке такого опыта она может быть очень неточной.
Лабильный тип в детстве не отличается от сверстников или обнаруживают склонность к невротическим реакциям. Главная черта в подростковом возрасте - крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных и даже незаметных дл........


ЛИТЕРАТУРА
1. Гузиков Б.М., Вдовиченко А.А., Иванов Н.Я. Выявление контингентов подростков с риском злоупотребления наркотическими и другими токсическими веществами. - Обозр. психиат. и мед. психол., 1993, №1, с.73-75.

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1977; изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.

3. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Руководство для врачей. - Л.: Медицина, 1979; изд. 2-е, доп. и перераб., Л.: Медицина. 1985.

4. Личко А.Е., Витевский В.С. Подростковая наркология. Руководство для врачей. - Л.: Медицина, 1991.

5. Озерецковский С.Я. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Выявление депрессии у подростков при патохарактерологическом исследовании. - В кн.: Аффективные расстройства. Диагностика. Лечение. Реабилитация. Ред. В.И.Кашкаров. - Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 1988, с.47-52.

6. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. Ред. А.Е.Личко, Н.Я.Иванов. - Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 1976.

7. Патохарактерологические исследования у подростков. Ред. А.Е.Личко, Н.Я.Иванов. - Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 1981.

8. Психопатические расстройства у подростков. Ред. А.Е.Личко, Ю.В.Попов. - Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 1987.

9. Саморазрушающее поведение у подростков. Ред. A.Е.Личко, Ю.В.Попов. - Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 1991.

10. Слуцкий Б.М. Ранняя половая жизнь как сексуальная девиация у подростков женского пола. Автореф. дисс. канд. мед. - Л.: инст. им. Бехтерева, 1991.

11. Шаповал В.А. Прогноз психической дезадаптации и пограничных психических расстройств у курсантов высшего военного учебного заведения. Автореф. дисс. канд. мед. - Л.: инст. им. Бехтерева, 1991.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.