На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Взаимодействие логопеда ДОУ и семьи ребенка в формировании у него связной речи

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 23.6.2013. Сдан: 2012. Страниц: 67. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме взаимодействия логопеда ДОУ и семьи ребенка в формировании у него связной речи

1.1. Закономерности развития речи детей дошкольного возраста……………7
1.2 Педагогические условия развития связной речи………………………….11
1.3. Взаимодействие логопеда ДОУ с семьей ребенка………………………..13

ГЛАВА 2. Исследование взаимодействия логопеда ДОУ и семьи ребенка в формировании у него связной речи

2.1. Организация исследования…………………………………………………23
2.2. Результаты исследования и выводы……………………………………… 27
2.3.Рекомендации по развитию связной речи дошкольников……………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………41 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….43
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..48


Введение
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии речи ребенка. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка, в том числе в речевом развитии также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
При определении актуальности мы исходили из конкретного опыта работы специалистов дошкольного образования, анализа психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме.
Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева [46], Ф.А. Сохин [42], О.С. Ушакова [47], А.Н. Гвоздев [15], Л.С. Выготский [13,14], Д.Б. Эльконин [55], А.А. Леонтьев[29] др.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Объект исследования: взаимодействие логопеда ДОУ с семьей ребенка.
Предмет исследования: взаимодействие логопеда ДОУ и семьей ребенка в формировании у него связной речи.
Цель исследования: исследовать взаимодействие логопеда ДОУ и семьи ребенка.
Гипотеза исследования: связная речь ребенка будет развиваться более успешно при условии активного взаимодействия родителей и логопеда ДОУ.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия логопеда ДОУ и семьи ребенка.
2 . Изучить особенности связной речи детей дошкольного возраста.
3. Выявить и экспериментально проверить взаимодействие логопеда ДОУ и семьи ребенка в формировании связной речи.
4. Сделать выводы и представить рекомендации для родителей детей данной категории.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, соответствовали цели, задачам и гипотезе работы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Экспериментальное исследование на основе опросника родительских отношений Варги-Столина и опросника для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской, анкетирование родителей.
Организация исследования: исследование проходило на базе МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 138» г. Воронежа. В качестве испытуемых были выбраны 12 детей старшего дошкольного возраста и 12 родителей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять результаты исследования в практике дошкольного образования в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В главе 1 проведен анализ литературы, отражающей теоретические основы формирования речи в онтогенезе у детей дошкольного возраста, подробно изучены закономерности развития связной речи. Также данная глава охватывает вопросы взаимодействие логопеда и семьи ребенка: цели, задачи, принципы, формы организации и взгляды отечественных и зарубежных педагогов на две ветви воспитания - семейное и общественное.
Глава 2 посвящена исследованию взаимодействия логопеда ДОУ и семьи ребенка в формировании у него связной речи. В ней дается характеристика контингента испытуемых, методов и процедуры проведения эксперимента, анализ результатов эксперимента и выводы, рекомендации по организации взаимодействия.
В основе новой концепции взаимодействия логопеда и семьи лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность[24].
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.


Глава 1. Теоретические подходы к проблеме взаимодействия логопеда
ДОУ и семьи ребенка в формировании у него связной речи
1.1. Закономерности развития речи детей дошкольного возраста
педагог дошкольный монологический речь обучение
Закономерности развития речи детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких педагогов, психологов как А.Н. Гвоздев [15], Л.С. Выготский [13,14], Д.Б. Эльконин [56], А.А. Леонтьев [29], Ф.А. Сохин[42] и др.
А.Н. Гвоздев [15] предлагает обратиться к условному эталону закономерностей овладения детьми родным языком [приложение 1, Схема 1]
На основании многолетнего наблюдения за развитием речи детей А.Н. Гвоздев [15] выделил три основных периода становления детской речи: .
Первый период: от 1 года 3мес. до 1года 10мес. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, где они используются [приложение 1, Схема 1].
Второй период становления детской речи: от 1 года 10мес. до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения [приложение 1, Схема 1].
Третий период становления детской речи: от 3 до 7 лет. Это период усвоения морфологической системы языка [приложение 1, Схема 1].
Кроме того, знание закономерностей развития детской речи, позволит нам установить процесс формирования и выявить условия развития связной речи у детей дошкольного возраста.
С.В. Алабужева [1,2] под связной речью понимает развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
А.М. Бородич [8] считает, что связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и понимание людей.
Согласно исследованиям Л.С. Выготского [13] связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
По мнению А.В. Текучева[45] , под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.
Как отмечает О.С. Ушакова [48], связная речь - это речь, которая требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств
Взгляд на проблему связной речи в том виде, как она представлена в литературе, дает нам основание говорить, что от уровня овладения связной речью во многом будет зависеть успешное обучение ребенка в школе, умение общаться и адаптироваться к условиям жизни. Так как в ряде педагогических концепций основу связной речи составляет интеллектуальная деятельность передачи или приема сформированной и сформулированной мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательных потребностей людей в ходе общения.
Существуют две формы связной речи - диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои особенности.
Л. П. Якубинский [57] считает, что диалог - это сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности, в построении реплик нет никакой предумышленной связности и они в высшей степени кратки.
О.С. Ушакова[49] утверждает, что диалогическая речь является первичной естественной по происхождению формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией.
По мнению А.Р. Лурия[31] диалог, как форма речи, состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь.
О.С. Ушакова[49] считает владение связной монологической речью высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Монолог по мнению автора вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической.
А.А Леонтьев [29] , сопоставляя особенности диалогической и монологической речи, раскрывает особенности последней и отмечает такие ее черты. Монологическая речь - это относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Монологическая речь является активным и произвольным видом речи (говорящий должен иметь содержание и уметь в порядке произвольного акта построить на основе внеречевого содержания свое высказывание). Наконец, А.А.Леонтьев[35] отмечает, что это организованный вид речи (каждое высказывание говорящий заранее планирует или программирует). Поэтому, подчеркивает ученый, эти особенности монологической речи показывают, что она требует специального речевого воспитания
О.А. Нечаева [34], Л.А. Долгова [21] и др. выделяют ряд разновидностей устной монологической речи или «функционально-смысловые» типы. В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и рассуждение/
Описание - это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.
Повествование - сообщение о фактах, находящихся в отношениях логической последовательности. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Структура повествования - начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) - должна быть выдержана четко. Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.
Рассуждение - особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо явлений (фактов). В структуру монолога-рассуждения входят: тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. В таком виде высказывания у детей развиваются умения рассуждать, логически мыслить, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.
Приведенные виды высказываний могут встречаться в связанных текстах дошкольников в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания или рассуждения включаются в повествование и наоборот .
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах О.С. Ушаковой [47.48,49], А.А. Леонтьева [29], Ф.А. Сохина[42], А.М Леушиной [30], В.В. Гербовой [16], А.М. Бородич [8] Коротковой Э. П. [26] и др.
А.М. Бородич [8] считает, что развитие связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения с окружающими. Речь развивается параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны друг с другом.
Как отмечает А.М. Леушина[30], к двум годам речь ребенка становится основным средством общения его с окружающими, т. е. начинает формироваться ее коммуникативная функция. Но речь ребенка отрывна, экспрессивна и по своему характеру ситуативна. Заметно растет словарь, который к двум годам достигает 200 слов. Развивается понимание речи, а также речь частично регулирует поведение ребенка (он адекватно реагирует на слова «можно», «нельзя»).
Короткова Э. П. [26] пишет, что в период от двух до трех лет у ребенка резко увеличивается словарный запас, доходя до 1000 и более слов. Заметно развивается коммуникативная функция речи, ребенок часто обращается к окружающим с вопросами. Понимание речи переходит на качественно другой уровень - ребенок легко понимает смысл небольшого текста.
По данным М.А. Васильевой [10], В.В. Гербовой [16] и др. в среднем дошкольном возрасте речь становится предметом активности детей. Объем активного словаря значительно возрастает и достигает примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи чаще не совершенна, нарушается связь между предложениями и частями высказывания.
Исследования Ф.А. Сохина[42], О.С. Ушаковой [47] и др. показывают, что у детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. Словарь ребенка достигает порядка 4000 слов, эти слова легко включаются во фразу, ребенок легко строит сложные грамматические конструкции. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. На вопросы дети отвечают достаточно четкими, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Могут довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, активно осваивают рассказы рассуждения, соблюдая при этом логику изложения и используя художественные средства выразительности. Начинают пользоваться различными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом структуру. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце или помощи взрослого.
Важным итогом развития связной речи дошкольников является овладение основными формами устной речи, присущими взрослым/
Таким образом, особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста позволили нам определить высокий уровень связной речи у детей старшего дошкольного возраста, который включает следующие умения:
- пользование в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания,
-активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец);
-умение самостоятельно составлять разные типы текстов: (описание, повествование, рассуждение, контаминированные), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения;
-умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.п.
На основании вышесказанного, мы пришли к выводу о том, что для развития связной речи необходимы определенные условия, где ведущее значение имеет взаимодействия родителей и логопеда.

1.2 Педагогические условия развития связной речи

В философском словаре условие рассматривается как «категория», выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых этот предмет существовать не сможет [52].
В педагогическом словаре условия определены как «обстоятельства», от которых что-либо зависит [18].
О.С. Ушакова[47] считает, что овладение связной монологической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей, познавательной активности ребенка и т.п. Автор утверждает, что данные условия необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Cсылаясь на исследования Л.С. Выготского[14], З.А. Репина[40] к числу необходимых условий развития связной монологической речи относит расширение семантических полей детей старшего возраста.
В педагогическом словаре семантическое поле рассматривается как комплекс ассоциаций, который возникает вокруг одного слова [11].
Л.С. Выготский[14], А.Р. Лурия[31] считают, что наличие «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. А если человек забыл слово и оно как бы находится «на кончике языке», он ищет его среди «семантического поля».
Однако ребенок не способен сразу смоделировать объемное «семантическое поле». Оно формируется постепенно. Сначала дети учатся моделировать небольшое «поле», связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно его расширяют.
Одновременно с расширением «семантического поля» систематически развивается и функция словоизменения.
Исследователями установлено, что характер связной речи детей зависит от ряда условий и прежде всего от того, общается ребенок со взрослым или сверстниками. А.М. Леушиной [30], А.Э.Рейнстейн [39]и др, доказано что в общении со сверстниками дети в 1,5 раза чаще употребляют сложные предложения, чем в общении со взрослыми; почти в 3 раза чаще прибегают к прилагательным, передающим их этическое и эмоциональное отношение к людям, предметам и явлениям, в 2,3 раза чаще используют наречия места и образа действия. Лексика детей в общении со сверстниками характеризуется большей вариативностью. Это происходит потому, что сверстник является партнером, в общении с которым дети как бы апробируют все присвоенное ими в общении со взрослыми.
Репина З. А. [40] считает, что речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями - мотивами, т.е. у ребенка имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Карпинская Н. С. [23] в свою очередь предполагает, что учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Еще Выгодский Л. С. [13] Говорил, что речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И.Тихеева[46] писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение»/
Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. О. Н. Сомкова[41], одна из авторов программы "Детство", пишет, что чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.
Специально организованное воздействие-это рассказы воспитателя детям. Т.Н. Доронова[16] и др. отмечают, что дети 5-6 лет любят слушать любые рассказы взрослых. По мнению авторов, старшим дошкольникам целесообразно рассказывать:
- о некоторых событиях прошедшей недели;
- о взрослых, когда они были еще детьми;
- о с........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.