На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик формирование информационной компетентности у студентов университета

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 25.6.2013. Сдан: 2011. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава I.Теоретические основы формирования информационной компетентности
у студентов университета………………………………………………………….14
1.1.Понятие «информационная компетентность» в современной психолого-
психолого-педагогической литературе………………………………………14
1.2.Пути формирования информационной компетентности у студентов
университета……………………………………………………………………23
Выводы по I главе………………………………………………………………….32
Глава II.Практика формирования информационной компетентности
у студентов университета………………………………………………………….33
2.1.Анализ опыта формирования информационной компетентности у
студентов университета………………………………………………………..33
2.2. Метод рекомендации по формированию информационной компетентности у студентов университета………………………………………………………….42
Выводы по II главе……………………………………………………………........50 Заключение…………………………………………………………………………51
Список используемой литературы………………………………………………53
Приложение……………………………………………………………………….57


Введение
Актуальность исследования. В условиях стремительного роста информационных потоков и их широкомасштабного использования в качестве мощного средства коммуникации на первый план выдвигаются проблемы интеллектуализации общества, создания и внедрения новых технологий, основанных на эффективном использовании знаний как ресурса развития общества.
Стратегическая роль информации в развитии науки, культуры, образования актуализирует социальный заказ общества на подготовку компетентных специалистов, что отражено в приоритетном национальном проекте «Образование», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Концепции информатизации сферы образования в России, Федеральной целевой программе «Развитие образования на 2006-2010 годы» и других нормативно-правовых документах сферы образования. В числе приоритетных целей модернизации образования, акцентирующего внимание на необходимости формирования единого образовательного пространства как условия для поэтапного перехода к новому его уровню и качеству, обозначена подготовка высококвалифицированных специалистов, способных в условиях развития наукоемких технологий к непрерывному профессиональному росту и профессиональной мобильности.
Социально-педагогическая значимость исследуемой проблемы определяется решением крупной государственной проблемы - формированием специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества, расширяющим информационное пространство до мировых масштабов и определяющим ключевой вектор в развитии информационной компетентности студента.
В научный дискурс понятие информационной компетентности вошло с появлением устойчивого интереса к проблемам компетентности и информации, однако сама идея возникла значительно раньше. Основателем теории компетентности можно считать Роберта Уайта, автора программной работы «Пересмотр понятия мотивации: концепция компетентности» (1904 г.), положившего начала компетентностному подходу. В последние десятилетия результат образования трактуется в терминах «компетентность» и «компетенции», включающих функционально как профессиональный, так и личностный факторы.
Анализ научной литературы показал, что если проблема развития компетентности вообще (Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская, М.А. Холодная, М.А. Чошанов, Н.В. Яковлева и др.), профессиональной компетентности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач, Т.В. Добудько, И.А. Зимняя, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, С.Б. Серякова, А.И. Щербаков ) и информационной компетентности студента (А.В. Гоферберг, Н.Г. Витковская, Д.В. Голубин, Н.В. Евладова, Т.Г. Головко, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, О.Б. Зайцева, А.Л. Семёнов, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых) как части его профессиональной компетентности - далеко не новая, то проблема формирования информационной компетентности студента стала разрабатываться совсем недавно.
Важное значение для нас имеют работы О.А. Абдулиной, А.В. Беляева, В.А. Сластенина, Е.В. Бондаревской, Н.В. Кузьминой, внесшие существенный вклад в разработку вопросов профессиональной подготовки студентов. В.Л. Акуленко, С.В. Гущина, М.В. Корнилова, Н.А. Морозова, Е.Г. Пьяных, О.В. Урсова рассматривают информационную компетентность студента как элемент профессиональной компетентности.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что на сегодняшний день сложились значимые теоретические и практические предпосылки исследуемой проблемы. Однако вопросы, связанные с развитием информационной компетентности студента, все еще не приведены в соответствие с потребностями системы образования, хотя этим занимался в последнее время достаточно большой ряд исследователей (И.Н. Завьялов, И.А. Кулантаева, В.В. Кюршунова, Т.Н. Лукина, Э.Ф. Морковина, М.М. Пшукова, Л.Б. Сенкевич, А.В. Шаблов). Выделяют компетентности интегрированного характера: информационно-аналитическую (Е.В. Назначило); информационно-коммуникативную (Е.Г. Пьяных, Л.Б. Сенкевич); информационно-технологическую (Е.В. Мартынова, Л.В. Сергеева). Несмотря на разносторонность выполненных исследований и их несомненную теоретическую и прикладную значимость, задача формирования информационной компетентности специалиста в условиях обучения в вузе остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения. Научные исследования исследуемого феномена носят фрагментарный характер и не отражают системного видения проблемы формирования информационной компетентности студента как приоритетного направления его личностного развития в учебной и будущей профессиональной деятельности. Необходимость развития информационных знаний и умений студента обусловливает потребность поиска современных форм, методов и средств повышения квалификации, в условиях которых формирование исследуемой компетентности представляет собой не столько результат, сколько процесс, механизм, обеспечивающий непрерывность, сохранение и воспроизводство информационной деятельности.
Исходя из вышесказанного, феномен информационной компетентности студента приобретает чрезвычайную актуальность для педагогической теории и практики, что обусловлено: современными тенденциями образования, связанными с необходимостью реализации задач подготовки современного студента в условиях информатизации образования; недостаточно реализованными возможностями регионов в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных эффективно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность; недостаточной разработанностью концептуальных оснований формирования информационной компетентности студента в системе профессионального образования.
Теоретическое осмысление проблемы исследования, комплексный анализ состояния образовательной практики позволяет выделить ряд основных объективно существующих противоречий:
- между динамичностью социально-экономических и технологических преобразований в обществе и инертностью системы профессионального образования, не успевающей своевременно и адекватно реагировать на эти изменения;
- между признанием значимости в структуре личности и учебной деятельности студента, информационной компетентности, необходимости ее формирования в системе профессионального образования при помощи мультимедийных средств обучения и недостаточной теоретической и технологической разработанностью этой проблемы в педагогической науке;
-между достигнутым в науке многообразием эмпирического поиска исследователей и практиков и отсутствием обобщающих теоретических работ, систематизирующих отечественный опыт, вскрывающих причины некачественной подготовки студента в системе профессионального образования;
-между постоянно увеличивающимся числом обращений исследователей системы образования к понятию «мультимедийные средства обучения» и отсутствием чёткой дефиниции этого понятия в теории педагогики;
-между доступностью большого количества информации (учебно-методического материала, традиционного печатного и электронного формата) и отсутствием технологий, формирующих навыки работы студента с информацией и эффективного использования ее в учебной деятельности.
Cистематизация противоречий, анализ научных трудов последних лет, а также осмысление практики вузовского образования позволили актуализировать основное противоречие между объективной потребностью современного общества в выпускнике-специалисте, обладающем высоким уровнем информационной компетентности, и отсутствием разработанных теоретико-методологических основ и содержательно-технологического обеспечения процесса формирования информационной компетентности студента.
Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: «Организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности у студентов университета».Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: информационная компетентность студента.
Предмет исследования: условия формирования информационной компетентности студента в университете.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что информационная компетентность студента есть интегральное многоуровневое, профессионально значимое личностное образование, проявляющееся в способности оперировать различного рода информацией в педагогической деятельности, формирование которого в университете связано с актуализацией ценностно-мотивационного,учебно-деятельностного и рефлексивно-коммуникативного компонентов.
Эффективность процесса формирования информационной компетентности студента в университете обеспечивается комплексом психолого-педагогических условий:
- научно-обоснованной организацией процесса формирования информационной компетентности студента;
- актуализацией субъектной позиции студента в процессе работы с информацией;
- специальной организацией информационной образовательной профессионально ориентированной среды.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи:
-Исследовать состояние проблемы формирования информационной компетентности студента в современной отечественной и зарубежной педагогической науке.
-Обосновать теоретико-методологические подходы к процессу формирования информационной компетентности студента в системе профессионального образования.
-Выявить сущность, содержание и структуру информационной компетентности студента как психолого-педагогического феномена.
-Разработать метод рекомендации по формированию информационной компетентности у студентов университета.
-Выявить пути формирования информационной компетентности у студентов университета.
Методологическую базу исследования составляют важнейшие положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидуальности; системные представления о целесообразной творческой деятельности человека, познающего и преобразующего самого себя как субъекта информационного общества.
В качестве общенаучной методологии выступает системный подход (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Ю.А. Конаржевский, В.Н. Сагатовский, Э.Г. Юдин), отражающий взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов в образовании, позволяющий рассматривать инвариантные системообразующие связи, выявлять доминирующие и подчиненные компоненты.
Конкретно-научную методологию представляют аксиологический подход (В.П. Бездухов, А.Г. Здравомыслов, И.Ф. Исаев, Е.А. Какутина, Н.С. Розов, В.А. Сластенин, Д.Н. Узнадзе); компетентностный подход (А.Г. Каспржак, В.В. Краевский, Дж. Равен, Л.А. Петровская, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, В.Д. Шадриков, А.В. Хуторской); средовой подход (М.В. Артюхов, П.Р. Атутов, Е.Н. Белозерцев, П.П. Блонский, Х.И. Лийметс, А.В. Мудрик, В.М. Петровичев, С.Т. Шацкий); синергетический подход (Е.Н. Князева, Г. Хакен, С.В. Кульневич); деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.А. Кондратьева, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова).
Теоретическую основу исследования составили: идеи субъектности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн ), педагогической антропологии, определяющие многофакторный характер целостного процесса формирования личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков); теории и концепции современного образования (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, В.И. Байденко, В.П. Борисенков, М.Я. Виленский, П.Я. Гальперин, Л.С. Гребнев, С.Н. Дорофеев, В.А. Дмитриенко, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Г.Н. Прозументова, А.В. Рогова, Д.Б. Эльконин); концепции и технологии формирования личности студента в системе педагогического образования (С.И. Архангельский, Е.И. Артамонова, А.Г. Асмолов, Н.В. Александров, Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Г.А. Бордовский, А.А. Вербицкий, С.И. Гессен, Ю.Н. Кулюткин, Е.А. Леванова, М.М. Левина, Н.Е. Мажар, Н.А. Морозова, В.Л. Матросов, Л.М. Митина, А.В. Мудрик, А.М. Новиков, В.Я. Синенко, Г.П. Щедровицкий); теории компетентностного подхода в совершенствовании качества образования (Н.В. Кузьмина, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, С.В. Кальней); определение терминологических понятий «компетенция», «компетентность», «профессиональная и информационная компетентность» на основе работ зарубежных и отечественных авторов (В.Л. Акуленко, О.В. Акулова, Г.Э. Белицкая, Н.А. Гришанова, А.Н. Журавлев, О.Б. Зайцева, В.И. Куницына, В.С. Леднев, А.К. Маркова, Н.Д. Никандров, Дж. Равен, М.В. Рыжаков, А.Л. Семёнов, Н.Ю. Таирова, Н.Ф. Талызина, О.М. Толстых); идеи и концепции профессиональной компетентности (В.В. Абрамова, В.А. Адольф, Л.В. Мардахаев, С.Б. Серякова, А.И. Савенков, В.А. Сластенин) и информационной (Ю.И. Аскерко; Н.Г. Витковская; А.М. Витт; А.В. Гоферберг; Д.В. Голубин; Т.А. Гудкова; И.Н. Завьялов; З.А. Колмакова, В.В. Кюршунова; Т.Н. Лукина; М.Ю. Порхачев; Т.А. Плеханова; М.В. Утенина); концепции научно-методологического обеспечения функционирования и развития педагогических систем, принципах и технологиях их построения (А.Н. Джуринский, В.В. Краевский, М.М. Поташник); теории исследования регионализации образования (М.В. Артюхов, Г.Н. Волков, В.И. Загвязинский, А.В. Мордовская, В.К. Шаповалов), моделирования и развития региональных образовательных систем (Ю.В. Васильев, С.Д. Намсараев, В.М. Петровичев и др.); концепции информатизации общества и сферы образования (О.Н. Арефьев, А.П. Ершов, С.Д. Каракозова, Е.С. Полат, И.В. Роберт), фундаментальные разработки в области информатизации и реализации информационных средств обучения (А.А. Ахаян, М.В. Кларин, В.В. Кузнецов), педагогические теории формирования социального опыта под влиянием информационного пространства; исследования по теории и практике педагогического моделирования и проектирования (Н.Г.Алексеев, А.А. Кирсанов, О.И.Лебедев, В.Е. Радионов, А.М. Цирюльников).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались дополняющие друг друга методы исследования, адекватные природе изучаемого феномена: теоретические (системный теоретико-методологический и сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы; определение методологических основ исследования; анализ нормативно-правовых документов, диссертационных исследований; сравнение и сопоставление, концептуализация); прогностические (обобщение независимых характеристик); диагностические (наблюдение, анкетирование; праксиметрические (анализ продуктов учебной деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ индивидуальных заданий); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента); статистические (регистрация, ранжирование, сравнение, шкалирование, статистическая обработка данных, корреляционный анализ). Используемые методы были адекватны поставленным задачам, что позволило фиксировать динамику качественных и количественных изменений в предмете исследования.
Наиболее существенные результаты, полученные в исследовании, их научная новизна:
-разработаны теоретико-методологические основы формирования информационной компетентности студента в университете, впервые ставшей предметом комплексного педагогического исследования;
-проведен анализ опыта формирования информационной компетентности у студентов университета.
Теоретическая значимость исследования:
-уточнено содержание понятия «информационная компетентность студента», которое рассматривается как интегральное, многоуровневое, профессионально значимое личностное образование, которое проявляется в способности оперировать информацией различного рода в учебной деятельности, за счёт введения сущностных характеристик ценностно-мотивационного, учебно-деятельностного, рефлексивно-коммуникативного компонентов, обоснования ведущих функций и свойств.
- обоснованы организационно-педагогические условия формирования информационно-технологической компетентности студентов в образовательном процессе университета, что обогащает теорию обучения и воспитания личности в аспекте формирования ее готовности к самостоятельной деятельности и саморазвитию в изменяющемся социуме.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы для научно-технологического обеспечения процесса формирования информационной компетентности студентов в системе профессионального образования.
Основные положения, выносимые на защиту:
-информационная компетентность студента представляет собой интегральное многоуровневое, профессионально значимое личностное образование, которое проявляется в способности оперирования различного рода информацией в учебной деятельности, состоящую из ценностно-мотивационного, учебно-деятельностного и рефлексивно-коммуникативного компонентов, выполняющую информационную, ориентационную, мобилизующую, организационную, конструктивную, коммуникативную, развивающую функции и обладающую свойствами (субъектность, структурированность, аккумулятивность, динамичность, интегративность, полифункциональность);
-информационная компетентность студента рассматривается: как ценность (государственная, общественная, социальная, личностная), представляющая собой объективное качественное явление, определяющее возможности развития образовательного пространства посредством формирования современного информационно компетентного специалиста; как система организации знаний, умений, проявляющихся в способности оперировать разного рода информацией в учебной деятельности; как результат собственных внутренних сил личности, в частности, направленных на осмысление своей роли и на самооценку своей информационной деятельности в университете;
-эффективность процесса формирования информационной компетентности студента в университете обеспечивается за счет реализации совокупности организационно-педагогических условий, важнейшими из которых выступают:
1) научно-обоснованная организация процесса формирования информационной компетентности студента;
2) актуализация субъектной позиции студента в процессе работы........


Список используемой литературы

1. Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Корифей, 2001. - 172 с.
2. Башмаков, А. И. Интеллектуальные информационные технологии: учеб. пособие / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 304 с.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2001
4. Гершунский Б. С. Философия образова­ния для XXI века.- М: Интер-Диалект, 1997
5. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы.- М.: Педагогика, 1987.- 264 с.
6. Зеер Э.Ф.Психология профессионального образования: Уч. Пос.- М.: Изд-во Моск. псих-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.- 480с.
7. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования// Проблемы качества образования. Книга 2. Компетентность человека - новое качество результата образования: Мат. XIII Всерос. Совещания.- М.: Уфа: Исслед. центр проблем кач-ва подг-ки спец-в, 2003.- С. 4-13
8. Иванова Е.В. Информационная компетентность студента [Электронный ресурс]// Электронное научное издание «Письма в Emissia Offline». СПб., ART 922. 2003 г. Режим доступа: emissia.50g.org/offline/2003/922.htm
9. Каракозов С.Д.. Введение в компьютерные сети. Педагогические ресурсы компьютерных сетей. - Барнаул: БГПУ, 1996.
10. Ковалева Т.М. Школьные умения и ключевые компетентности - что общего и в чем различие // Педагогика развития: Ключевые компетентности и их становление: Мат. 9-й научно-пр. конф.- Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2003.- С.66-67
11. Коржуев, А. В. Рефлексия и критическое мышление в контексте высшего образования / А.В. Коржуев, В.А. Попков, Е.Л. Рязанова // Педагогика.- №1. -. 2002. - С.18

12. Модернизация образования: хрестоматия / под. ред. А.В. Козырева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - Ч. 2. - 68 с.

13. Могилев А.В., Титоренко С.А. Дидактические принципы в компьютерном обучении // Педагогическая информатика.- 1993.- №2.- С.16
14. Новиков, А.М. Профессиональное образование России. Перспективы развития / А.М. Новиков. - М.: ИЦПНПО РАО, 1997. - С. 24.

15. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
16. Смолянинова О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: Дис. …д-ра пед. наук. - СПб., 2002.-504с.
17. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в ср. спец. уч. заведениях: учебное пособие для преп. учреждений ср. проф. образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.

18. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1986.
19. Словарь практического психолога. Минск, 1997.
20. Сластенин В.А. Педагогика, - М. - 2002.
21. Тряпицына А.П. Современные тенденции развития педагогической науки// Педагогика в ВУЗе: наука и учебный предмет. СПб.: РГПУ, 2000.-С.24-31.
22. Тряпицина А.П. Инновационные процессы в образовании / А.П. Тряпицына // Интеграция российского и западноевропейского опыта: сборник статей. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. - 285 с.

23. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование.- 2003.- №2.- С.58-64
24. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование.- 2003.- №5.- С.55-61
25. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования// Стандарты и мониторинг в образовании. -1999.-№2-С.30-34.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.