На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик развитие коммуникативных навыков дошкольников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 26.6.2013. Сдан: 2012. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение ……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных навыков дошкольников
1.1 Развитие коммуникативных навыков как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………….
1.2 Особенности развития коммуникативных навыков дошкольников………………………………………………………..…….
1.3 Методы развития коммуникативных навыков дошкольников…….
Глава 2. Проектирование деятельности педагога по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
2.1 Диагностика особенностей развития коммуникативных навыков дошкольников….…………………………………............................................
2.2 Комплекс занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков дошкольников ……………………………………….......................
Заключение ………………………………………………………………..
Литература .……………………………………………………………….
Приложения ……………………...……………………………………….


Введение
Актуальность исследования.
Каждый человек уникален и неповторим, но пол­ноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем все более усложняются и пре­образуются. Вначале развитие ребенка обусловлено об­щением с близкими взрослыми. Затем круг его общения постепенно расширяется - в его мире появ­ляются незнакомые люди. Способность к общению не яв­ляется врожденной, она формируется в процессе приоб­ретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Ведущую роль в накоплении этого опыта играет взрослый, передающий ребенку свои знания и мудрость. Одна­ко очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только со взрослыми, у него появляется, а затем все бо­лее усиливается стремление к общению с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками составляет вторую сфе­ру контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень важна для детей, и они сами это остро ощу­щают и всячески выражают.
В период дошкольного детства малыш получает основные уроки взаимодействия с другими людь­ми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Неумение ребенка организовать общение может спровоцировать личност­ные и поведенческие нарушения, способствовать появле­нию замкнутости или чувства отверженности.
В отечественной психологии сложилась система взглядов в соответствии с которой возникновение и развитие речи у детей происходит в процессе их общения с окружающими людьми. При этом ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта. Традиция изучения развития речи в общении восходит к идеям Л.С. Выготского, рассматривающего речь как средство социального общения, основной и генетически исходной функцией которого является коммуникативная функция. Однако связь развития речи с общением неодинаково понимается и реализуется в исследованиях разных авторов. Последнее обусловлено различиями в понимании отношений между речью и общением и в подходах к самому общению. Также в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированное у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования.
Исходя из этого, обнаруживается противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию дошкольников и неразработанностью педагогических технологий и методического инструментария формирования данных умений.
Проблема исследования связана с поиском методов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если использовать методы:
- сказкотерапии;
- режиссерской игры;
- ролевой игры;


Задачи исследования:
1) На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы определить особенности развития коммуникативных навыков ребенка в дошкольном возрасте.
2) Выявить и описать методы развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте.
3) Описать диагностический инструментарий, используемый для изучения коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
4) Разработать комплекс занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанный нами комплекс занятий может быть использован педагогом-психологом с целью развития коммуникативных навыков дошкольников.


Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных навыков дошкольников
1.1 Развитие коммуникативных навыков как психолого-педагогическая проблема
В психологической литературе коммуникативная деятельность понимается как общение. Исходя из общепсихологической концепции деятельности, общение можно определить как коммуникативную деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека. Структурным компонентом коммуникативной деятельности является предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект. Любой субъект общения должен обладать коммуникативными навыками для успешности в коммуникативной деятельности. Коммуникативные навыки - это способность человека использовать средства общения в условиях решения коммуникативных задач на основе приобретенных знаний и умений.
Коммуникативные навыки можно условно разделить на шесть групп:
1) Речевые навыки связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения: грамотно и ясно сформулировать свою мысль; достичь желаемой коммуникативной цели; осуществить основные речевые функции: подтвердить, возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить и т. д.; говорить выразительно: выбрать правильный тон разговора, расставить логические ударения, найти точную интонацию. высказываться «целостно», то есть достигать смысловой целостности высказывания; высказываться логично и связно; высказываться продуктивно, содержательно; говорить самостоятельно: что проявляется в умении выбрать стратегию выступления; выразить в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного; передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое и так далее.
2) Социально-психологические навыки связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения, взаимопроявлений и взаимовлияний: психологически верно и в соответствии с ситуацией вступить в общение; поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров; овладеть инициативой и удержать инициативу в общении и пр.
3) Психологические навыки связаны с овладением процессами само-мобилизации, самонастройки, саморегулирования: преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излишнее напряжение; мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении; эмоционально настраиваться на ситуацию общения; адекватно ситуации общения выбирать жесты, позы, ритм своего поведения; мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной цели; использовать эмоции как средство общения.
4) Навыкии использования в общении норм речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией: реализовать ситуативные нормы обращения и привлечений внимания; организовать знакомство с партнерами; использовать ситуативные нормы приветствия; адекватно ситуации выразить просьбу; высказать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание.
5) Навыки использовать невербальные средства общения: паралингвисти-ческие средства общения: интонация, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика; экстралингвистические средства такие как смех, шум, аплодисменты и т. п.; кинетические средства общения: жест, мимика; проксемические средства общения: позы, движения, дистанция общения.
6)Навыки взаимодействовать на уровне диалога - с личностью или группой; на уровне полилога - с массой или группой; на уровне межгруппового диалога [18].
Навык - автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий. Говоря же о коммуникативных навыках, имеют ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример взрослых, общение со сверстниками, с педагогами, родителями. По мнению Л.Г. Соловьевой любой коммуникативный навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем мы выбираем из списка наиболее подходящий и удобный способ и применяем его [18]. Своевременному формированию всех коммуникативных навыков способствует общение и пример старших. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. В системе взаимосвязей человека с другими людьми выделяются такие функции общения, как информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.
Информационно-коммуникативная функция общения - это, по сути, передача и прием информации, как некоего сообщения. В нем имеют место два составных элемента: текст (содержание сообщения) и отношение к нему человека (коммуникатора). Изменение доли и характера этих составляющих, т.е. текста и отношения к нему сообщающего, может существенно повлиять на характер восприятия сообщения, на степень его понимания и принятии, а, следовательно, отразиться на процессе взаимодействия между людьми. Информационно-коммуникативная функция общения хорошо представлена в известной модели Г.Лассуэлла, где в качестве структурных единиц выделяются такие звенья, как коммуникатор, содержание сообщения, канал, реципиент. Эффективность передачи информации может выражаться степенью понимания человеком переданного сообщения, его принятия или непринятия, включая новизну и актуальность информации реципиента.
Регулятивно-коммуникативная функция общения направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция признана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи, предполагаемые способы деятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнения намеченных программ регулировать деятельность. Общение здесь может быть нацелено на достижение сработанности, спаянности, установление волевого единства действий людей, объединенных как в малые контактные группы, так и большие общности. Показателем эффективности реализации этой функции общения служит степень удовлетворенности совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их результатами - с другой.
Аффективно-коммуникативная функция общения представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном, и при непроизвольном воздействии. В первом случае сознание и эмоции изменяются под влиянием заражения, внушения или убеждения. Потребность человека в изменении своего состояния проявляется у него как желание выговориться, излить душу и тому подобное. Благодаря общению у человека меняется общий настрой, что соответствует информационной теории систем. Само общение может, как усиливать, так и снижать степень психологического напряжения.
В ходе общения действуют механизмы социальной перцепции, люди лучше узнают друг друга. Обмениваясь впечатлениями, они лучше начинают разбираться в себе, учатся понимать свои достоинства и недостатки. Общение с реальным партнером осуществляться с помощью разнообразных средств передачи информации: языка, жестов, мимики, пантомимики и др. Люди различаются между собой по умению пользоваться этими средствами. Нередко в разговоре слова имеют меньшее значение, чем интонация, с которой они произносятся. То же можно сказать и о жестах: порой всего лишь один жест может полностью изменить смысл произнесенных слов.
Существуют средства общения, которые делятся на две группы: вербальные и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это не так. Между вербальными и невербальными средствами общения существует разнообразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по вербальному - отношение к партнёру по общению. [2, c. 119].
Невербальные средства общения:
1) кинесические средства. Наиболее значимы. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.
2) просодические и экстралингвистические средства. Просодические и экстралингвистические средства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударени........


Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998
2. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
3. Бодалев, А.А. Психология общения.- М.; Воронеж, 1996.
4. А. Н. Веракса. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте/ А. Н. Веракса / Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: Сборник научных трудов. Выпуск 4. Часть 2. - М.: МГППУ, 2006.
5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте 3-е изд. - СПб.: Питре, 2008.-272с.
6. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада./ В.В. Гербова. М.: Просвещение, 2003. 89 с.
7. Горшкова Е. Учите детей общаться / Горшкова Е./ Дошкольное воспитание. - 2000. - №12.
8. Дубровина, И.В. Психология. - М.: Академия, 2001.
9. Дьяченко ОМ, Лаврентьева Т.В., Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ М., 2000.
10. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения / Е. Н. Кравцова // Дошкольное образование. 2005. № 3. С. 2-6.
11. Леонтьев, А.А. Психология общения /А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. - 365 с.
12. Лашкова Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста/ Л. Лашкова/ Дошкольное воспитание. 2009. №3 с34- 39.
13. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2005. 214 с.
14. Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / под редакцией Я.Л. Коломинского. Минск: Сила, 2005. 194 с.

15. Лисина, М.И., Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320с.
16. Лисина М.И., Галигуэова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста// - М., 1999.
17. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР / О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Педагогика, 2007. 304 с.
18. Подъячева, И.П. Кррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с ЗПР / И.П. Подъячева. М.: Просвещение, 2001. 169 с.
19. А. Сиритюк. Как развивать коммуникативные способности./ А. Сиритюк/ Дошкольное воспитание. 2007.№6 с. 6-9.
20. Смирнова. Десткая психология: Учеб для студ. высш. пед. учеб. заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. - 368с.
21. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образова­тельных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.
22. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990.
23. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2006. - 384 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.