На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик развитие фонематического слуха

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 28.6.2013. Сдан: 2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 3

Глава Развитие фонематического слуха у дошкольников в норме

1.1 Фонематический слух как неотъемлемая часть развития речи 5
1.2 Особенности развития фонематического слуха у детей 10

Глава Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи

2.1 Особенности развития фонематического слуха у детей с речевыми патологиями 16
2.2 Приемы развития фонематического слуха у детей с нарушением речи 22

Заключение 29

Список литературы 31

Приложение 32


Введение
Развитие речи - одна из центральных проблем воспитания и обучения детей до школы, привлекшая внимание множества известных педагогов, психологов и деятелей науки. Таких как М.В. Ломонов, А.Н.Радищева, К.Д.Ушинский, заслуженные отечественные психологи Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн,Н.Х.Швачкин.
Сегодня наука все чаще прибегает к инновациям в исследованиях речи, ведь ее развития самым тесным образом связано с сознанием, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями и в последующем школьном обучении. В первую очередь это происходит за счет осознания ребенком звуковой стороны речи.
Воспитание звуковой культуры речи - один из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. В звуковой культуре речи выделяют: культуру речепроизношения и речевой слух.
Речевой слух является всецело прижизненным образованием, он образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой среды.
Речевой слух- это сложная, сформировавшаяся при жизни человека способность воспринимать звучащую речь, распознавать и воспроизводить ее фонологические значимые средства: интонации, звуки, паузы, ударения и тому подобное. Это умение слышать себя и других, соотносить услышанное с нормой, улавливать различия между близкими звуками, замечать, запоминать, оценивать особенности произношения и интонации.
Термин «речевой слух» обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений.
Без речевого слуха речевое общение невозможно.
В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.
Фонематический слух, по определению Н.И.Жинкина - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, различению фонем данного языка[1.-с.45].
Фонематический слух-тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него по выражению Н.И.Жинкина, невозможна генерация речи.
Фонематический слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Фонематический слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.
Хорошо сформированный фонематический слух, правильное произношение всех звуков родного языка, наличие элементарных навыков звукового анализа является необходимыми составляющими звуковой культуры речи и условиями для обучения дошкольника грамоте.
Развитие фонематического слуха происходит в соответствии с закономерностями формирования любой сложной психической деятельности; в начале его развития ребенок, слушая речь, фиксирует внимание на артикуляции говорящего и сам повторяет услышанное.
К четырем годам в норме заканчивается становление правильного звукопроизношения.
Актуальность: по материалам обследования последних лет пятнадцать-двадцать процентов детей выпускаются из детского сада с несовершенным произношением и с несовершенным фонематическим слухом. Это приводит к проблемам в школе.
Нормальное развитие фонематического слуха имеет огромное значение для развития всей речевой функции, которая является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок успешно овладел процессом чтения и письма.
Объектом является формирование фонематического слуха дошкольников.
Предмет работы - система работы в дошкольном учреждении по формированию фонематического слуха дошкольников.
Задачи данной работы: раскрыть понятие о фонематическом слухе, раскрыть особенности формирования фонематического слуха, изучит приемы использования специальных упражнений для формирования фонематического слуха.


1.1Фонематический слух как неотъемлемая часть развитие речи
В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятия. Термин «речевой слух» обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании.
Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения, фонетический анализ и синтез. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называется фонематическим слухом.
Фонематический слух-это способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов, слов.
Каждый язык (русский, английский, немецкий и другие) характеризуются своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков языка, совокупности определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова данного языка, различительные единицы звукового строя языка. В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие - как несущественные для данного языка.
В русском языке фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о),их ударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными. Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость- мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударность (пить- петь, мука-мука)и смена согласных по их глухоте-звонкости(палка-балка)или твердости-мягкости(пыл-пыль)меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым или фонематическим слухом.
Фонематический слух - очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.
Фонематический слух является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности же речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Львов М.Ф. и Рамзаева Т.Г. дают определение фонематического слуха как тонкого систематизированного слуха, обладающего способностью осуществить операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, то есть умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Устанавливать порядок следования их друг с другом в слове, различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, овладевать умением выделять в речи предложения-эти носители законченных мыслей выполняют в тексте отдельные, завершенные в смысловом отношении части, усваивать некоторые грамматико-правописные орфографические правила, уточнять и пополнять запас слов и наблюдений над различными сторонами языка и тем самым подпитывать то, что именуют «даром слова». Поэтому фонематический слух является главным афферентным звеном речевой системы[2.-с. 450].
Фонематический слух позволяет ребенку осуществлять осмысленное восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним. При нормальном речевом развитии фонематический слух формируется спонтанно в условиях речевого окружения. Только при его наличии возможно четкое восприятие речи и смысла отдельных слов.
Для нормального развития фонематического слуха необходима, в первую очередь, анатомофизиологическая сохранность, во-вторых - наличие здорового речевого фона. Ведь звуковая структура слова представляет собой совокупность двух процессов: с одной стороны - фонематический слух, с другой стороны - умение правильно произносить звуки. При нарушении фонематического слуха, в достаточно большой вероятности происходит нарушение произносительной функции, то есть артикуляции. И наоборот, если нарушена возможность правильного звукопроизношения, как следствие идет нарушение фонематического слуха.
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй недели жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают разговаривать. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.
В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.
С шести месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к двум годам дети понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). Так формируется фонематический слух способность воспринимать звуки человеческой речи.
К трем-четырем годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.
К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонематическое восприятие и правильное звукопроизношение. Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, то есть от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.
Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать в своей речи и в речи окружающих. Звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте.
Сам процесс обучении грамоте, при котором развивается четкое представление о звуке в составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.
Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.
В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют: фонематический слух и фонематическое восприятие, моторика речевого аппарата (то есть подвижность органов речи).
Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух.
Развитие артикуляции непосредственно связано с формированием фонематического слуха. В период становления речи ребенок лучше различает на слух те звуки, которые он уже произносит, чем те, которые еще не умеет произносить.
Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трехлетняя девочка Вера на вопрос: «Как тебя зовут?» отвечает: «Вея», «Тебя зовут Вея?» - «Не Вея, а Вея - я пьявильно говить не могу». В это время ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками; он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте пяти-шести лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия. Они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Фонематический слух становится контролирующим регулятором собственного произношения и как следствие способствует овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма, для чего необходимы достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа, умения выделять звук из состава слова, отдифференцировать его от сходных звуков, уточнить звук в собственном произношении, и далее найти его место в слове, а также последовательность входящих в слово звуков, что и является необходимым условием обучения чтению и письму.
Таким образом, фонематический слух........


Список литературы
1 Жинкин Н.И. Речь как проводник речи.- М., 1982.-с.45.
2 Львов М.Ф., Рамзаева Т.Г.Методика русского языка: Учеб.пособие. - М.,1987.
-с.450.
3 Основы теории и практики логопедии/Под ред.Р.Е.Левина. - М.:Просвещение,1968.-с.56.
4 Рау Е.Ф.Воспитание правильного произношения. - М.,1961.-с.69.
5 Мухина В.С.Детская психология. - М.,1985.-с.112.
6 Основы теории и практики логопедии/Под ред.Р.Е.Левина. - М.:Просвещение,1968.-с.45.
7 Логопедия:работа с дошкольниками.Учеб.пособие для логопедов/Под ред.М.С.Хватцев.-М.1996.-с.25.
8 Логопедия/Под ред. Л.Е.Левина.-М.:Высшая школа,1999.-с.78.
9 Основы логопедической работы с детьми/Под ред.Г.В.Чиркина. - М.:Аркти,2002.-с.12.
10 Гадасина Л.С.Звуки на все руки//50 логопедических игр: Сб.ст. - СПБ.,1999.-с.95.
11 Леонтьев А.Н.Психическое развитие детей в дошкольном возрасте.-М., 1998.-с.31.
12 Основы теории и практики логопедии/Под ред.Р.Е.Левина. - М.:Просвещение,1968.-с.6.
13 Алхутова Н.Г.Научитесь слышать звуки: - СПБ.,1999.-с.112.
14 Варенцова Н.С.Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М.,1995.-с.47.
15 Волина В.В. Тысяча игр с буквами и словами.- М.,1996.-с.256.
16 Гуровец Г.В.К генезису фонетико-фонематических расстройств//Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М.,1982.-50с.
17 Ефименкова Л.Н.Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи:2-е изд.,перераб.М.:Просвещение,1985.-с.134.
18 Логопедия/Под ред.Л.С.Волковой.-М.:Центр ВЛАДОС,1999.-с.680.
19 Полный справочник логопеда/Под ред.Л.Смирнова.=М.:Минск,2011.-с.67.
20 Борович А.М.Методика развития речи детей. - М.,-с.78.
21 Гербова В.В.Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.,-с.95.
22 Миронова С.А.Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.,-с.112.
23 Фомина Т.Г.Фонематический и фонетический анализ слова. - М.,-с.78.
24 Жинкин Н.И.Механизмы речи. - М.:наука,1958.-с.65.
25 Правдина О.В.Логопедия. - М.,1973.-с.90.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.