На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней.

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 02.03.2002. Сдан: 2002. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Калининградский государственный технический университет

Военно-Морская кафедра
Реферат на тему:
« Патриотизм-источник духовных сил война »
Задание принял Задание выполнил
Капитан II ранга студент группы 98-ис
Штучный С.А. Самолетов М.В. "___"___________2001г. "___" __________2001г.
Калининград 2001 г.

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ

«Кто к знамени присягал единожды, тот у оного до смерти стоять должен».
ПЕТР I.
Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать - флаги и вымпелы.
Из Петровского морского устава.
Любой человек всегда является членом какой-либо об-щности людей: нация, класс, социальный слой, произ-водственный коллектив, коллектив по интересам и так далее. Каждая общность имеет свои характерные черты, а ее члены, как правило, гордятся своей принадлежностью к ней. В результате можно говорить о различных частных вариантах патриотизма: классовый, национальный, про-фессиональный и другие. Военных людей обычно интере-сует военно-профессиональный патриотизм.
В истории России его появление связывают с рождени-ем регулярной армии. Ее основа -- два потешных полка молодого Петра I. Когда дворяне-подростки вошли в зре-лый возраст, эти полки стали своеобразными военными училищами, выпускавшими офицеров в пехоту и кавалерию. Офицеров-специалистов готовили открытые по при-казу Петра навигационная, артиллерийская, инженерная школы. С развитием регулярной армии и становлением принципиально нового офицерского корпуса получает окончательное оформление военно-профессиональный патриотизм, как выражение сущности людей, посвятив-ших свою жизнь защите Отечества. В своих основных чер-тах он доходит и до наших дней.
Черты военно-профессионального патриотизма не с неба упали. Они обусловлены вполне объективными об-стоятельствами. Армия на Руси всегда почиталась, а воен-ный человек, как правило, был любимцем народа. XX век насчитывает всего две ситуации, когда заинтересованные силы настраивали общественность России против армии и флота. Первый раз -- после русско-японской войны 1904--1905 годов, второй -- после распада СССР и пере-хода к рыночным отношениям.
В русской армии были достаточно сильны военно-де-мократические традиции, представленные такими гене-ралами и адмиралами, как Петр I, Г. Потемкин, А. Суво-ров, М. Кутузов, Ф. Ушаков, П. Нахимов, М. Скобелев, М. Драгомиров, С. Макаров, М. Фрунзе, И. Исаков, К. Рокос-совский, Г. Жуков, Н. Кузнецов и многие другие.
Армия была важнейшим инструментом складывания русского государства, а флот очень часто служил орудием международной политики. Со времени Петра I сложилась своеобразная роль офи-церства в жизни общества. Офицеры не только защищали Отечество, но строили города и заводы, были изобрета-телями, открывали новые земли, управляли губерниями, служили дипломатами и одно время командовали Право-славной церковью. Первым обер-прокурором Святейшего Синода был полковник И. В. Болтин (1721--1726).
Важным обстоятельством, оказавшим влияние на фор-мирование военно-профессионального патриотизма явился также русский национальный характер.
Названные причины обусловили своеобразные черты русского военно-профессионального патриотизма и до 1917 года и после него. Вот они.
Беспредельная преданность Отечеству и готовность со-знательно отдать за него жизнь.
Непререкаемый авторитет воинской присяги и ее ис-полнение в любых условиях.
Высокие понятия воинской чести и воинского долга как у офицеров, так и у солдат и матросов.
Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения.
Преданность полку, кораблю, его знамени,' его' тради-циям.
Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира.
Героическое поведение в плену.
Готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде.
Личный пример офицера своим подчиненным.
Мастерское владение своей профессией от полководца до рядового.
А. В. Суворов дал неприятелям более шести-десяти боев и сражений и ни одного не проиграл. Военная история показывает, что такого набора черт не имеет никакая другая армия мира.
' Значение военно-профессионального патриотизма ве-лико, хотя он явление нематериальное: ни взвесить, ни измерить, ни просчитать. Но в критические моменты имен-но он каждый раз перетягивал чашу весов борющихся сто-рон в пользу России.
Для ясности два примера.
Один пример хрестоматийный -- 28 героев панфилов-цев. Вдумаемся: всего 28 человек, в том числе один офи-цер. Вооружение -- бутылки с «горючкой», гранаты, не-сколько противотанковых ружей. Справа и слева -- нико-го. Могли разбежаться и ищи ветра в поле. Могли сдаться и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну -- 20 танков, другую -- 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по два танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли! Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?
Ответ в трех сло-вах -- присяга, долг, патриотизм:
присяга -- клятва Родине,
долг -- обязанность перед Родиной,
патриотизм -- любовь к Родине.
Если это есть у военных людей, они непобедимы. Под-виг двадцати восьми героев повергает ниц тех, кто хотел бы видеть на войне только кровь, муки и ошибки -- на-стоящие и мнимые -- и не замечать воли, таланта, уме-ния и презрения к смерти во имя Отечества.
Другой пример из другой войны. Дело было 26 февраля 1904 года. Малый миноносец «Стерегущий» против двух крейсеров и четырех больших миноносцев Японии. Семьдесят орудийных стволов, в том числе шестидюймовых, против четырех.
Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдать-ся. На это предложение русские моряки даже не ответи-ли, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоз-дями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в том числе все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два матроса: Иван Михайлович Бухарев -- машинный квартирмейстер и Ва-силий Сергеевич Новиков -- трюмный машинист броси-лись в машинное отделение, задраили помещение и, жер-твуя жизнью, открыли кингстоны.
Подвиг потрясает! Здесь все -- верность присяге и во-инскому долгу, стойкость и упорство в бою, подвиг как норма поведения, личный пример офицеров, особенно командира корабля лейтенанта Александра Семеновича Сергеева.
10 мая 1911 года в Петербурге был открыт памятник работы художника К. В. Изенберга, изображающий двух матросов, открывающих иллюминаторы и кингстоны с целью затопить миноносец, чтобы он не достался непри-ятелю. Монумент отлили из стволов старинных корабель-ных орудий, хранившихся в Кронштадтском арсенале. Если присмотреться внимательно, то в наружных очертаниях скульптуры проглядывает массивный и широкий крест с одним лишь словом на перекрестье -- «СТЕРЕГУЩИЙ».
В словарях военно-профессиональный патриотизм оп-ределяется как гордость за принадлежность к армии и флоту, за свой полк, корабль, их честь и славу. Это опре-деление вполне употребимо, но в нем, на наш взгляд, не видно носителя военно-профессионального патриотизма: солдата, матроса, мичмана, курсанта, офицера. Поэтому дополним определение следующим размышлением: воен-но-профессиональный патриотизм -- это способность во-ина в критический момент выйти на свой высший про-фессиональный физический, волевой, морально-нрав-ственный предел и превзойти его в интересах Родины.
По этому поводу прусский король Фридрих II уважи-тельно говорил: «Русского солдата мало убить, его надо повалить». А знаменитому Наполеону принадлежат слова:«Дайте русского солдата, и я покорю весь мир». Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции сове-товал шведам: «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного». Но лучше всех сформулировал А. В. Суво-ров, всего два слова: «Чудо-богатыри!»
Солдата и матроса воспитывают, учат и ведут в бой офицеры. Они же и умирают рядом с ними. Чтобы ни су-дачила обывательская молва о них -- это особый, благо-родный и, как уже отмечалось, самый патриотичный слой граждан.
После строителя остаются дома.
После хлебороба -- хлеб.
После писателя -- книги.
Что же остается после офицера?
Только легендарные образцы высоко патриотичной службы, определяющие судьбу Родины и лицо армии и флота.
Несколько примеров.
1380 год. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Ива-нович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе с ним три часа держал страшный удар татарской конницы.
1812 год. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей -- шестнадца-ти и одиннадцати лет. Пораженные решимостью генерала не пощадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жесто-ком бою опрокинули врага.
1854 год. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: «Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество».
1904 год. Капитан 1 ранга В. Ф. Руднев, командир крей-сера «Варяг», оказавшись один на один с японской эс-кадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одер-жав нравственную победу, на века прославил русский флот и русский национальный характер.
1945 год. Капитан 3 ранга А. И. Маринеско, командир знаменитой подводной лодки С-13, совершил известную всему миру «атаку века», решившую судьбу немецкого подводного флота.
Этот перечень можно продолжать до бесконечности. На память приходит знаменитая строка М. Лермонтова: «Да, были люди в наше время...» Попробуем оценить наш день.
Первой, главной и самой важной мужской профессией является профессия офицера. Отчетли-во я осознаю, что для кого-то эта мысль спорная, а для кого-то и неприемлемая. Что ж, свою точку зрения не навязы-ваю, но имею право высказать суждения в ее защиту.
Профессия офицера -- это боевая профессия. Мы -- за-щитники! Мы -- бойцы первой линии. За нами -- страна. В случае необходимости нам принимать на себя первый удар. Война начинается только один раз и переиграть ее начало невозможно. Мы не имеем право спокойно спать, ибо войны начинаются по ночам. Мы не имеем право спокой-но отдыхать, ибо, как показала история, войны случают-ся либо под праздник, либо с субботы на воскресенье. На плечах офицера лежит такая ответственность, которая не сравнима с ответственностью любой другой профессии. Да, есть такая профессия -- Родину защищать!
Профессия офицера -- это интеллектуальная профессия. Военное дело требует знаний такого уровня, который на порядок превосходит знания иной гражданской специаль-ности. Боевая техника ракетно-ядерно-космической слож-ности, огромное количество элементов, из которых скла-дывается современный бой, необходимость мгновенно принимать и исполнять решения, умный, не прощающий ошибок враг, -- все это и многое другое приводит к тому, что современная война -- это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает. Если допустить, что можно быть по-средственным в каком-нибудь ином деле, то в том, от которого зависит судьба Родины, необходимо достигать полного совершенства.
Профессия офицера -- это романтическая профессия. Если честно, то в военной повседневности, разлинованной распорядком дня, романтики нет. Тем не менее она есть:в конечных результатах трудных учений, сложных похо-дов, напряженных боевых служб, в преодолении непрео-долимых испытаний и, главное, самого себя.
Профессия офицера -- это красивая профессия. Ее кра-сят военная форма и боевые награды. Ее красят повседнев-ные и праздничные воинские ритуалы. Ее красит военная музыка -- песни, марши, сигналы. Ее красит своеобраз-ный воинский этикет. Ее красит умение подчиняться и умение командовать.
Быть офицером -- это красиво! Най-дите мне другую, столь же красивую профессию. Уверен, не найдете!
Профессия офицера -- это героическая высоконравствен-ная профессия. В ее основе любовь и преданность Родине, готовность жертвовать собой и умение, если потребуется, « достойно умереть. Приведу пример. Дело было 8 апреля ' 1970 года. В 300 милях к северо-западу от берегов Испании на атомной подводной лодке Северного флота «К-8» на глубине ста метров произошел пожар. Огонь отрезал от экипажа четырех офицеров-механиков управления глав-ной энергетической установки. Обреченные на смерть люди не растерялись и исполнили свой долг -- заглушили реак-тор и тем самым предотвратили тепловой ядерный взрыв. Последнее, что услыхали от них: «Кислорода больше нет!
Ребята, прощайте, не поминайте нас лихом! Все!» Вот их имена: капитан-лейтенант Хаславский Валентин, капи-тан-лейтенант Чудинов Александр, старший лейтенант Чугунов Геннадий, старший лейтенант Шостаковский Георгий. Они достойны того, чтобы золотыми буквами быть вписанными в историю нашего флота.
Профессия офицера -- это педагогическая профессия. Ежегодно для военной службы в подразделения приходят 18-летние мальчишки. Из них надо сформировать воинов-патриотов и сознательных граждан России. Эту задачу ис-полняет офицер. Он -- педагог, он -- воспитатель. Редко найдется солдат или матрос, который не был бы благода-рен своему командиру за науку. А возиться с молодыми людьми, ох, как непросто, но благородно и благодарно. Если угодно, армия -- это своеобразный военный уни-верситет.
Профессия офицера -- это бескорыстная профессия. Бес-корыстный мужчина! Что может быть лучше и выше?! В России от века ими были офицеры. Где-то есть армии, куда идут служить, чтобы хорошо заработать. В России шли в офицеры, чтобы послужить Отечеству. Высшая ценность для военного россиянина не деньги -- Родина. Любимец российского флота адмирал С. О. Макаров пи-сал: «Денежное вознаграждение военных чинов за со-вершенные ими военные заслуги не подходит к духу русского воинства... Русский воин идет на службу не из-за денег, он смотрит на войну как на исполнение своего священного долга, к которому он призван судьбой, и не ждет денежных наград за свою службу... Тот, на кого в военное время могут влиять деньги, не достоин носить морской мундир»'.
Перестройка, а затем рыночные реформы обернулись для военной организации России -- разладом. В результате связь армии с народом ослабла, упал авторитет Воору-женных Сил, снизился престиж воинской службы, офи-церский корпус оказался дезориентированным, начался массовый исход молодых офицеров в гражданскую жизнь.
Общим знаменателем нынешних бед армии и флота является низкий уровень финансирования, что привело к форменной нищете офицеров и, как следствие, к букету житейских коллизий, одна из которых -- необходимость подрабатывать, чтобы прокормить себя и семью. Тогда как офицер -- человек государственный. Его мозг, душа и сер-дце должны быть заняты службой. Следовательно, офицер должен быть обеспеченным человеком.
Обеспечить его должна власть. А потому денежное содержание не должно быть смыслом службы офицера.
На чем же сегодня держится армия? На службе офице-ров-подвижников, строящих новую армию на основах пат-риотизма. Подвижник -- это самоотверженный человек, целиком отдающий себя делу и преследующий высокие цели. Такие офицеры живут и действуют за счет внутренних ду-ховных ресурсов. Их служба -- подвиг. Это о них сказано:
А почестей мы не просим,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России Солдатской наградой была.

Г. ПОЖЕНЯН.

Пройдут годы! Многое вернется на круги своя. Армия и флот вновь обретут достойное место в обществе и общественном мнении, и выдержавший жестокое испытание офицерский корпус с полным основанием скажет:

А нам судьбу России доверяли, И кажется, что мы не подвели.
Н. СТАРШИНОЙ.

В последние годы в духовной жизни офицеров на одно из первых мест, а может быть, и на первое вышла про-блема «офицерской чести».

* * *

Из офицерских заповедей:

Патриотизм -- религия русских офицеров. Если защита Отечества священна, то офицеры -- главные священно-служители державы.
Сила армии -- в мужестве и благородстве офицерского корпуса.
Святая Русь! Отечество! Я -- твой!
Не тщись на блистание, но на постоянство.
Пока офицер чувствует себя защитником, он -- мужчина.
Если офицер не сделает, то и никто не сделает.
Всякий офицер для подчиненного, как душа в теле человека.
Курсанту -- бодрость, офицеру -- храбрость, адмиралу -- мужество.
Россия ждет, как офицеры исполнят свой долг.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместо с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому воспитателю, «заболевшему» этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспи-тания чувства любви к Родине. В ее основу можно поло-жить примерно следующие размышления.
Сам воспитатель должен быть искренним и убежден-ным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Роди-не, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Преподаватель -- первый патриот в учебном заведении. Офицер -- первый патриот на корабле, в части. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.
Любовь к Родине -- чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий пат-риотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни по. любить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.
Россия -- страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.
Чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное, жалостливое. Поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слова «любить» и «жалеть» очень близки по глу-бинному смыслу.
Необходимо учитывать, что люди приходят к понима-нию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой -- через ее историю, третий -- через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей -- столько путей. Труд-но, но воспитатель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм -- это бла-городнейшее чувство. Это даже не чувство -- это важней-шая сторона и личной, и общественной культуры духа...»'. Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы фор-мируем культурного человека. Чем выше культурный уро-вень курсанта, матроса, офицера, тем богаче чувство пат-риотизма. '
Понятно, что эти размышления лишь общая нить, канва. Они могут быть развиты и дополнены каждым воспитате-лем. А теперь конкретные рекомендации.
Но прежде чем мы приступим к ним, необходимо сде-лать одну оговорку: каждый офицер -- воспитатель дваж-ды: т. е. воспитатель своих детей и своих подчиненных.
Воспитание детей -- глубоко личное и ответственное государственное дело. Именно в семье формируется граж-данин державы с качествами патриота. Философ И. А. Иль-ин (1883--1945) в книге «Путь духовного обновления» рекомендует молодым родителям следующие пути, как он говорил, «национального воспитания» своих детей.
Язык. «Язык вмещает в себе таинственным и сосредото-ченным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. В семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праз-дники, большие обмены мнений должны протекать по-рус- и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.