На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Классическая школа политической экономии.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 7.7.2013. Сдан: 2011. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 3
1.Возникновение классической школы 4
1.1. У. Петти: его экономические взгляды 9
1.2. Вклад А.Смита в формирование экономической науки как системы. 21
1.3.Д.Рикардо и его экономические взгляды 27
2. Последователи (неоклассическое направление) и оппоненты классической школы 32
2.1. Экономическая теория К.Маркса 33
2.2 Дж С. Милль, его вклад в экономическую науку. 35
2.3. Ж.-Б. Сэй: теория трех факторов 37
2.4. Т. Мальтус; «Закон народонаселения». 37
3. Значение идей классической школы для современности. 39
Заключение 40
Список литературы 41


Введение.
Данная работа характеризует классическое направление экономических учений. В ней рассматривается следующий круг вопросов: возникновение классической школы, как в экономической науке трактуют термин «классическая поли­тическая экономия»; какие этапы охватывает в своем развитии классическая политичес­кая экономия; каковы особенности предмета и метода изучения «классической школы», основатели школы политэкономии, идеи классической школы.
История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Знакомство с разнообразными экономическими теориями расширяет кругозор, придает знаниям блеск, позволяет принимать экономические решения, опираясь не только на свои собственные суждения, но и на весь исторический опыт развития экономической науки.
Изучая эволюцию экономических концепций, мы должны стремиться уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения знаний по экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.
История экономических учений помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений.
Цель изучения истории экономических учений - раскрыть основные тенденции движения экономической науки, показать, что ученые все более глубоко проникают в законы усложняющейся экономики и стремятся найти механизмы для более эффективного ее развития.
Целью данной работы является выявление особенностей классической школы политической экономики. Для достижения данной цели выдвинем ряд задач:
Рассмотреть особенности и взгляды классической школы политической экономики.
Изучить основные идеи классической школы политической экономии.


1 глава.
1.Возникновение классической школы.
Классическая политическая экономия - экономическое течение конца XVIII - начала XIX века. Классическая школа сменила меркантилизм. Она формировалась и получила большое развитие только в двух странах: в Англии и во Франции, хотя меркантилизм имел несравненно более широкое распространение.
Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции - концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.
По общепринятой оценке классическая политическая экономия зародилась в конце 17-го в. (Англия) - начале 18-го в. (Франция). В ее развитии можно условно выделить четыре этапа.
Первый этап охватывает период с конца 17-го в. до начала второй половины 18 в. Это этап существенного расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У. Пети и П. Буагильбер безотносительно друг от друга первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товарной продукции или блага. Осуждая меркантилизм и исходя из причинной зависимости экономических явлений, основу богатства и благосостояния государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.
Завершила первый этап классической политической экономии школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины 18-го в. Ведущие авторы этой школы Ф. Кенэ и А. Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение, наряду с трудом, придавали земле. Критикуя меркантилизм, физиократы углубились в анализ сферы производства и рыночных отношений, хотя в основном по проблемам сельского хозяйства.
Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети 18-го в. и связан с именем и трудами А. Смита - центральной фигуры среди ее представителей. Его "экономический человек" и "невидимая рука" убедили не одно поколение экономистов в естественном порядке и в неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных законов. Во много, благодаря ему, вплоть до 30-х годов 20-го столетия неопровержимым считалось положение о невмешательстве правительственных предписаний в свободную конкуренцию.
Третий этап эволюции "классической школы" политической экономии приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи А.Смита подвергли углубленной переработке и переосмыслению основные идеи и концепции А.Смита, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей данного этапа следует особо выделить французов Ж.Б. Сэя и Ф. Бастиа, англичан Д. Риккардо, Т.Мальтуса и Н. Сениора, американца Г.Кэри и др.
Хотя эти авторы стоимость товаров и услуг рассматривали как количество затраченного труда либо как издержки производства, все же каждый из них оставил в истории экономической мысли и становления рыночных отношений заметный след.
Так, Ж.Б.Сэй в своем "законе рынков" впервые "ввел" в рамки экономического исследования проблематику равновесия между спросом и предложением, реализации совокупного общественного продукта в зависимости от конъюнктуры рынка. В основу этого "закона", и Ж.Б.Сэй, и другие классики вкладывали положение о том, что при гибкой заработной плате и подвижных ценах процентная ставка будет уравновешивать спрос и предложение, сбережения и инвестиции при полной занятости.
Д. Риккардо, разделяя всецело взгляды Смита о доходах "главных классов общества", впервые выявил закономерность имеющей место тенденции нормы прибыли к понижению, разработал законченную теорию о формах земельной ренты. К его заслугам необходимо отнести также одно из лучших обоснований закономерности изменения стоимости денег как товаров в зависимости от их количества в обращении.
Т.Мальтус - ученый, который, в частности, в развитие несовершенной концепции А.Смита о механизме общественного воспроизводства ("Догма Смита") выдвинул теоретическое положение о "третьих лицах", в соответствии с которым обосновал реальное участие в создании и распределении совокупного, общественного продукта не только производительных, но и непроизводительных слоев общества. Т.Мальтусу принадлежит идея о влиянии на благосостояние общества численности населения, что свидетельствует одновременно и о взаимозависимости экономических процессов и природных явлений.
Четвертый, завершающий этап развития классической политической экономии, охватывает вторую половину XIX в., в течение которого Дж.С.Милль и К.Маркс обобщили лучшие достижения школы. К. Маркс особо подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна была, по его мнению, неизбежно привести к диктатуре пролетариата, "отмиранию государства" и равновесной экономике бесклассового общества
Хотя к этому времени уже обретали самостоятельное значение новые, более прогрессивные направления экономической мысли, получившие впоследствии название "маржинализм" (конец XIX в.) и "институционализм" (начало XX в.). .[8,с.24]
Основателями классической школы политической экономии являются Уильям Петти и Пьер Буагильбер.
Классическая политическая экономия занимала «командные высоты» в экономической теории практически около 200 лет - с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки.
Продолжая общую характеристику почти двухсотлетней истории классической политической экономии, необходимо выделить ее единые признаки, подходы и тенденции и дать им соответствующую оценку. Они могут быть сведены к следующему обобщению.
Во-первых, неприятие протекционизма в экономической политике государства и преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный (каузальный), дедуктивный и индуктивный, логическую абстракцию. В частности, ссылка на наблюдаемые «законы производства» снимала любые сомнения по поводу того, что полученные с помощью логической абстракции и дедукции предсказания следовало бы подвергнуть опытной проверке. Б результате свойственное классикам противопоставление друг другу сфер производства и обращения стало причиной недооценки закономерной взаимосвязи хозяйствующих субъектов этих сфер, обратного влияния на сферу производства денежных, кредитных и финансовых факторов и других элементов сферы обращения.
Более того, классики при решении практических задач ответы на основные вопросы давали, ставя эти вопросы, как выразился Н. Кондратьев, «оценочно». По этой причине, полагает он, получались «ответы, которые имеют характер оценочных максим или правил, а именно: строй, опирающийся на свободу хозяйственной деятельности, является наиболее совершенным, свобода торговли наиболее благоприятствует процветанию нации и т. д.». Это обстоятельство также не способствовало объективности и последовательности экономического анализа и теоретического обобщения«классической школы» политической экономии.
Во-вторых, опираясь на каузальный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики (в отличие от меркантилистов) пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке не в связи с «естественной природой» денег и их количеством в стране, а в связи с издержками производства или, по другой трактовке, количеством затраченного труда. Несомненно, со времен классической политической экономии в прошлом не было другой экономической проблемы, и на это также указывал Н. Кондратьев, которая бы привлекала «такое пристальное внимание экономистов, обсуждение которой вызывало бы столько умственного напряжения, логических ухищрений и полемических страстей, как проблема ценности. И вместе с тем, кажется, трудно указать другую проблему, основные направления в решении которой остались бы столь непримиримыми, как в случае с проблемой ценности».
Однако затратный принцип определения уровня цен «классической школой» не увязывался с другим важным аспектом рыночных экономических отношений - потреблением продукта (услуги) при изменяющейся потребности в том или ином благе с добавлением к нему единицы этого блага. Поэтому вполне справедливо мнение Н. Кондратьева, который писал: «Предшествующий экскурс убеждает нас в том, что до второй половины XIX века в социальной экономии нет сознательного и отчетливого разделения и различения теоретических суждений ценности или практических. Как правило, авторы убеждены, что те суждения, которые фактически являются суждениями ценности, являются столь же научными и обоснованными, как и те, которые являются суждениями теоретическими». Несколько десятилетий спустя (1962)во многом похожее суждение высказал и Людвиг фон Мизес. «Общественное мнение, - пишет он, - до сих пор находится под впечатлением научной попытки представителей классической экономической теории справиться с проблемой ценности. Не будучи в состоянии разрешить очевидный парадокс ценообразования, классики не могли проследить последовательность рыночных сделок вплоть до конечного потребителя, но были вынуждены начинать свои построения с действий бизнесмена, для которого потребительские оценки полезности являются заданными»
В-третьих, категория «стоимость» признавалась авторами классической школы единственной исходной категорией экономического анализа, от которой как на схеме генеалогического древа отпочковываются (вырастают) другие производные по своей сути категории. Анализируя проблему ценности, классики, по мнению Н. Кондратьева, показали, что «проблема эта включает в себя ряд хотя и связанных, но глубоко различных вопросов. Основными из них являются следующие: 1. Что такое ценность как феномен и каковы ее виды (качественная проблема)? 2. Каковы основания, источники или причины существования ценности? 3. Является ли ценность величиной и если да, то какой именно, и чем величина ее определяется 4. Что служит измерителем величины ценности? 5. Какую функцию выполняет категория ценности в системе теоретической экономии?». Кроме того, подобного рода упрощение анализа и систематизации привело классическую школу к тому, что само экономическое исследование как бы имитировало механическое следование законам физики, т. е. поиску сугубо внутренних причин хозяйственного благополучия в обществе без учета психологических, моральных, правовых и других факторов социальной среды.[11,с.68]


1.1.У. Петти: его экономические взгляды
Уильям Петти (1623--1687) -- основоположник классической политической экономии в Англии, изложивший свои экономические взгляды в произведениях, опубликованных в 60-80-е годы XVII в. По словам К.Маркса, У.Петти -- «отец политической экономии, гениальнейший и оригинальнейший исследователь-экономист».
В отличие от меркантилистов, богатство, по мнению У.Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка.
У.Петти полагал, что для увеличения богатства страны вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров» отдавать «в рабство», заставлять трудиться. Это, в противовес меркантилистам, означало, что богатство создается, прежде всего, трудом и его результатами, т.е. отрицалась «особая» роль денег в хозяйственной жизни. Поэтому, уточнял У.Петти, если какое-либо государство прибегает к порче монет, то это характеризует его упадок, бесчестное положение государя, измену общественному доверию к деньгам. В развитие данной мысли У.Петти обращает внимание на бессмысленность и невозможность запрета вывоза денег. Подобное деяние государства равносильно, по его словам, запрету ввоза в страну импортных товаров. В этих и других суждениях У.Петти проявляет себя как сторонник количественной теории денег, демонстрируя понимание закономерности о количестве денег, необхо........


Список литературы.
Основная литература.
1. Буагильбер П. Рассуждения о природе богатства, денег и налогов. - Горький, Горьк. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 1973.
2. Петти В.Т. Трактат о налогах и сборах. - в кн. : Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. 1. Предисловие И.А. Столярова. - М.: МП «Эконом», 1991.
3. Маркс К. Капитал. Т.2, гл.10,19. - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 24.
4. Маркс К. Теория прибавочной стоимости. (IV том «Капитала») . - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 26.ч.1, гл.2,3,4,6.
5. Риккардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения(отдельные главы). - В кн.: Антология экономической классики. В 2-х томах. Т.1. Предисловие И.А. Столярова. - М.: МП»ЭКОНОВ», 1991,С.397-473.
6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - В кн. Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. 1. Предисловие И.А. Столярова. - М.: МП «Эконом», 1991.

Дополнительная литература.
7. Бартенев С.А. «Экономические теории и школы.» М., 1996
8. Бартенев С. А. «Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций.» - М.: БЕК, 1997.
9. Бартенев С. А. «История экономических учений в вопросах и ответах».
10. Сэй, Ж.-Б. «Трактат по политической экономии» .2000
11. Ядгаров Я.С. «История экономических учений».4-е издание, гл.1,гл.5,2000





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.